Образ вечной Сонечки в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой: сочинение

Образ «вечной Сонечки» в произведениях Ф.Достоевского, Т.Толстой и Л.Улицкой

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Любое художественное произведение насыщено литературными персонажами. Автор создает образ конкретного человека из слов, описывающих его внешние данные и внутренний мир. После осмысливания этого образа у читателя формируется какая-то определенная картина, связанная с героем литературного произведения, идея, которую хотел передать автор. В разных произведениях отдельных писателей этот образ может неоднократно повторяться, то есть как бы «проскальзывать». Таким образом, появляются «сквозные» образы в литературе, наполненные одинаковым целостным смыслом, но при этом образ может дополняться, обрастать дополнительным качествами. Основная концепция образа существует уже как бы «над текстом», связывая в памяти читателей разные произведения.
Одним из таких «сквозных» образов является «вечная Сонечка». Первым произведением, в котором появляется образ девушки по имени Соня, является известнейшее «Преступление и наказание» писателя XIX в. Ф.М. Достоевского. Затем в конце XX в. возникают образы Сонечки в рассказе Т.Толстой «Соня» и в романе Л.Улицкой «Сонечка».
Что же объединяет и в чем различия между девушками, жившими в разное время? Для начала нам следует раскрыть тайну имени по словарю имен.
Имя «Софья» имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня – нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.
Следует отметить, что под это описание в общем подходят все три девушки. Но существуют и некоторые различия. Например, нельзя сказать, что Соня Т.Толстой недоверчива к незнакомым людям, ведь она сразу «клюнула» на письмо от абсолютно незнакомого ей человека, признававшегося в любви, которое само по себе являлось злой шуткой над девушкой. Героиня Толстой обладала «наивностью и искренностью, граничащими с глупостью».
Все три Сони были нежными, добрыми и терпеливыми – это мы можем доказать строками из произведений. У Достоевского: «Он (Раскольников) смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви…». У Улицкой: «…Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирно разговора и все твердила про себя: «Господи, господи, за что же мне все это…». У Толстой: «Чуткий инструмент Сонина душа…», «она романтична и по-своему возвышена». Как отмечают обе писательницы, их Сони были счастливыми, даже несмотря на не располагающие к счастью жизненные обстоятельства, чего нельзя сказать о Соне Мармеладовой. Хотя жизнь всех трех была не самой удачной, но все же, на мой взгляд, меньше всего повезло героине Достоевского. Этой девушке пришлось очень нелегко в жизни: она совершила грех ради отца, мачехи и ее детей. Этот поступок является апофеозом страдания и самопожертвования, поэтому едва ли Сонечка Мармеладова была счастлива в жизни. Кстати, говоря о самопожертвовании, следует отметить, что готовность принести себя в жертву ради близких и дорогих людей объединяет всех трех литературных Сонечек. Как мой уже было отмечено, героиня Достоевского пошла на жертву ради семьи. Сонечка Улицкой ради любимых ею людей (мужа и Яси) была готова терпеть подлости с их стороны. И героиня Толстой принесла в жертву даже собственную жизнь, спасая того, кто, как она считала, писал ей стихи. Следовательно, всех девушек можно назвать жертвенницами.
По внешним данным Соня Мармеладова также несколько отличается от двух других героинь. Мармеладова перед нами предстает девушкой «малого роста, лет восемнадцати, худенькая… блондинка, с замечательными голубыми глазами», в то время как Сонечка Улицкой является «долговязой, широкоплечей, с сухими ногами и отсиделым тощим задом». Девушка в описании Толстой также обладает скорее мужскими, чем женскими внешними данными: «…голова как у лошади Пржевальского… безобразно одевалась, обувь снашивала набок».
Роль в произведении у каждой из девушек своя, особенная. Соня Достоевского выступает как защитница Раскольникова, его покровительница и даже психолог. Ей он изливает душу, доверяет свою самую страшную тайну. Сонечка Улицкой – это спокойная домашняя женщина, счастливая в браке. В рассказе Толстой Соня становится объектом для насмешек, но, тем не менее, она проявляет высокие личностные качества, как и две ее тезки.
Итак, разбирая эти три образа, я пришла к выводу, что писательницы XX столетия в своих произведениях использовали один и тот же «сквозной» образ Сони, который впервые появился в «Преступлении и наказании» Достоевского, дополняя его некоторыми деталями и несколько видоизменяя. Об этом говорят приведенные мною сходства и различия между героинями. И Достоевский, и Улицкая, и Толстая почувствовали, что взгляд на мир глазами женщины близок к пониманию внутренних духовных основ его устройства. Образы «вечных Сонечек» прекрасны и правдивы. Они смиренны, кротки, но готовы испепелять себя ради любимых людей, поддерживая их в трудную минуту. Преодолевая немыслимые тяготы, они несут добро в мир. Их жертвенность не может быть напрасной. «Красота спасет мир», — сказал князь Мышкин, герой романа Достоевского «Идиот». «Красота души спасет мир!» — говорим мы.

11429 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Образ «вечной Сонечки»

«Сквозной» образ в русской литературе

В литературе XIX века появляются герои, похожие друг на друга. Это литературные «типы» («маленький» человек, «лишний» человек) или «двойники» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «двойники» Раскольникова).

Это герои одного периода или одного автора, но есть и «сквозные» персонажи, встречающиеся в произведениях писателей разных эпох, но имеющие сходство не только внутреннее и внешнее, но и похожие судьбы. Таковой является образ «вечной Сонечки», которую мы встречаем впервые в литературе XIX века в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Героини с именем Сонечка появились и в одноименных произведениях, написанных в конце XX века. Это рассказ Т. Толстой «Соня» и роман Л. Улицкой «Сонечка».

Что же объединяет девушек, живших в разное время? Для начала раскроем тайну их имени по словарю имен.

Имя «Софья» имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня – нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.

Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в Москве. Первоначальное образование получил в частных московских пансионах. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Всю жизнь он посвятил раскрытию главной темы своих исканий – темы Человека. Он открыл много неизведанного, показал человека во всевозможных столкновениях с жизнью.

Толстая Татьяна Никитична родилась в 1951 году в Ленинграде, внучка знаменитого советского писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой, дед по материнской линии – переводчик и поэт М. Л. Лозинский.

Окончила филологический факультет ленинградского государственного университета, преподавала в американском университете.

Улицкая Людмила Евгеньевна родилась в 1943 году в селе Давлеканово Башкирской АССР, по профессии биолог и генетик.

Порвав с научной работой, была завлитом в Камерном еврейском театре, затем закончила курсы мультипликационной режиссуры, занималась литературными переводами, писала сценарии программ для телевидения, создала 15 пьес для кукольных театров.«Преступление и наказание»«Соня»«Сонечка»

Внешность

«…безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое»

«Ну вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского, под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни».

«Нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом…»

«Толстая усатая старуха…»

Деятельность

«И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки и Катерину Ивановну облегчает и средства посильные доставляет».

«Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила…»

«Соня хорошо готовила. Торты накручивала великолепные…Так что это всегда поручалась ей.»

«Сонина незаменимость на кухне в предпраздничной суете, и швейные достоинства, и ее готовность погулять с чужими детьми и даже посторожить их сон…»

«Чисто мыла она тарелки и кастрюли, со страстным старанием готовила еду, кипятила баки с бельем, подсинивала и крахмалила»

«Во имя великой цели Соня работала на двух работах, строчила ночами на машинке и втайне от мужа копила деньги».

«В начале пятидесятых Сониными огромными трудами и хлопотами семья полуобменяла-полуприкупила жилье, и въехали они в целую четверть двухэтажного деревянного дома…»

Взаимоотношения с окружающими

«Он (Раскольников) смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви…»

«– Теперь-то! О, что теперь делать. Вместе, вместе! – повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его (Раскольникова). В каторгу с тобой вместе пойду!»

«Но ведь нельзя же быть эгоистами и пользоваться Соней в одиночку: другим она тоже могла быть нужна»

«Соня клялась непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним, если надо на край света»

«…но Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирного разговора и все твердила про себя: «Господи, господи, за что же мне все это…»

Внутренний мир

«Какое-то ненасытимое сострадание, если так можно выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица ее»

«Чуткий инструмент Сонина душа…»

«Впрочем, надо думать, что она романтична и по-своему возвышена»

«Наподобие касания к философскому камню, ночные беседы с женой оказывались волшебным механизмом очищения прошлого».

Сонечка Мармеладова, наделена даром бесконечного сострадания к людям, во имя любви к ним готова перенести любые трудности и даже унижение. Ради спасения близких Соня избирает путь насилия над собою. Следуя за Раскольниковым, она разделяет его судьбу, помогает нести тяжелый крест.

В девушке чувствуется готовность подчиниться, но за кажущейся слабостью, за кротостью таится сила воли, характер, способный принять и поддержать грешника, увидеть его страдания. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», девушка с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям.

Читайте также:  Летописец революции и войны: сочинение

В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, Соня сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» – символ самопожертвования и бесконечного страдания.

«Ясно одно – Соня была дура. Это ее качество никто никогда не отрицал…»

Так начинается знакомство с главной героиней одноименного рассказа Т. Толстой. Ее непривлекательная внешность изначально как бы оправдывает веселый розыгрыш приятелей, решивших подшутить над чувствами «глупой» женщины. Однако автор тут же оговаривается: «По прошествии некоторого времени кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями, восхитительными в своей непредсказуемости».

Что же произошло? Почему изменилось мнение о человеке, не успевавшем «перестроиться» во времени?

Татьяна Никитична показала героиню в довоенное время и в период блокады Ленинграда. Изначально Соня была жертвой насмешек, а затем становится жертвой войны.

Желание помочь привело героиню к смерти.

Толстая рассказала нам о судьбе еще одной Сонечки, готовой протянуть руку каждому, кто в этом нуждается.

Дожив до своих двадцати семи лет, героиня романа Сонечка почти не сталкивалась с реалиями внешнего мира, потому что героиня «читала почти без перерыва». Границы между вымышленными и реальным мирами в ее сознании настолько стерлись, что девушка куда больше переживала за книжных героев, нежели за судьбу родственников и знакомых.

Но вот Соня встретила Роберта Викторовича, которому суждено было стать ее мужем. Сорокасемилетний художник распознает в гадком утёнке, каким представлялась Сонечка окружающим, прекрасного лебедя…

Ей ни на минуту не приходило в голову печалиться о своей участи, «ревновать о высшем». Соня день ото дня радовалась успехам дочери и мужа.

Любовь как способность к самопожертвованию становится непременной чертой образа «вечной Сонечки».

И Достоевский, и Улицкая, и Толстая почувствовали, что взгляд на мир глазами женщины близок к пониманию внутренних духовных основ его устройства. Не об этой ли красоте мира писал Ф. М. Достоевский?
Вера человека в его мудрость и красоту души сближает писателей XIX и XX веков.
Образы «вечных Сонечек» прекрасны и правдивы.Они смиренны, кротки, но готовы испепелять себя ради любимых людей, поддерживая их в трудную минуту. Преодолевая немыслимые тяготы, они несут добро. Жертвенность не может быть напрасной. «Красота спасет мир», — сказал князь Мышкин, герой романа Достоевского «Идиот». «Красота души спасет мир!» — говорим мы.

Образ Сони в повести Л. Улицкой «Сонечка»

Все женщины-героини произведений Ф.М. Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении гениальный писатель дополняет новыми чертами уже известные нам образы. В русской литературе есть образы женщин, которые резко противопоставляются героиням Ф.М. Достоевского.

По нашему мнению, целесообразным будет анализ образа Сонечки, главной героини в одноименной повести Л. Улицкой. Ее нельзя назвать инфернальной, поскольку таковой является сильная и своенравная женщина, поступающая против правил. В повести Л. Улицкой Сонечка – порядочная барышня из не очень богатой, но благополучной семьи. Эта девушка очень скучна в общении, она любит читать и весьма приземленная, она рано вышла замуж и перестала поступать по собственным желаниям, её мысли подвластны её мужу Роберту Викторовичу. Сонечка – образ любящей жены и матери, жертвующей собой ради близких людей, но судьбу её нельзя назвать несчастной, как судьбу Сони Мармеладовой или Настасьи Филипповны. Героине Л. Улицкой выпало пережить нелюбовь дочери, а вскоре и мужа, но, не смотря на это, она осталась доброй, умной, барышней. Она человек простой и как у каждого у неё есть свои недостатки. Соня – женщина безрассудная и легкомысленная, она хочет быть похожа на барышень из её романов. У неё совершенно нет чувства достоинства. В ней нет загадочности, таинственности, которые должны быть присущи женщине, она же наоборот, как белый лист, – вся видна и открыта. Она привлекательная женщина, могла остаться работать в библиотеке и встретить другого более ей подходящего мужчину, но нет, почему же женщина так безрассудно бросается в порывы чувств, совершенно не осознавая, что это не настоящее и совсем не то, что ей нужно в жизни?!

Ответ закрыт глубоко в её сердце – она всегда была девушкой обычной, и из мужчин на неё особого внимания никто не обращал. Хотя в тексте об этом не упоминается, но можно предположить, ведь при первой встрече с Робертом в ней нет четкой линии поведения, она словно цветок, то откроется, то снова уйдет в себя. Роберт Викторович полюбил её такой, какой она была. Он видел в ней безропотного «человечка», который всю жизнь будет с ним. Предложив ей выйти за него замуж, она, не раздумывая, согласилась, при этом совершенно его не зная. Именно с этого момента в произведении Сонечка забывает о том, что она женщина, что в ней должно быть уважение к себе. На протяжении всей жизни она прощала мужу, а потом и дочери, все обиды, оскорбления, неуважение и даже смогла простить мужу измену, хотя тот позорным образом умер в постели с Ясечкой. Даже после этого Соня по-прежнему любит и уважает Роберта Викторовича, её поведение можно назвать благородным, она женщина, которая умеет прощать и не держать ни на кого зла, женщина, которая умеет делать добро бескорыстно, всегда поступает невероятно благородно. Но в этой женщине нет никакого уважения к себе. Это её единственный недостаток, но он самый ужасный для любой женщины. Женщина, в которой нет гордости, чести, любви к себе, уважения к себе – это женщина, которая совершенно себя не ценит. Она не в праве называться настоящей женщиной, ведь не зря про сильных женщин пишут романы, они входят в историю, они меняют судьбы других людей, они помогают перерождаться; при всех своих замечательных качествах и поступках они могут быть хитры, властолюбивы, эгоистичны, грубы и жестоки. В основном так оно и есть, истинная женщина, никогда не будет простой и домашней всю жизнь, она не сможет выполнять обыденную домашнюю работу постоянно. Женщина должна быть интересной она должна украшать мир, она должна быть горда, любима постоянно.

Нельзя сказать, что в образе героини наблюдаются эти качества, как раз она проста и несчастна в жизни. Её поступки глупы и не обдуманны. Образ инфернальной женщины ей совершенно не подходит. Скорее она спокойная, миролюбивая, всепрощающая барышня, но весьма благородная.

Она после такого жестокого обмана мужа его прощает и совершенно не держит на него зла, Ясечку она берет к себе на попечительство (у неё нет никого, кроме Сони). Сонечка невероятно добра, но она не интересна и оттого, как только она чуть-чуть состарилась и потеряла некоторую часть своей красоты, именно некоторую, потому что женщина красива в любом возрасте, она теряет только облик молодого лица и тела. Для Роберта Викторовича этого было достаточно, чтобы уже предать её и предать так бесстыдно и позорно, унизительно и низко. Соне безумно больно оттого, что уже в зрелом возрасте она понимает, что её муж, которому она посвятила всю свою жизнь, никогда по-настоящему её не любил, возможно, он и не знает, что такое любовь, за всю свою жизнь он не смог почувствовать этого прекрасного чувства. Какое-то время Роберт любил свою жену, но он любил её так, как игрушку, которая всегда при нем. Муж Сонечки всегда знал, что она никуда от него не денется, никогда не бросит и не скажет что-то против. Не зря говорят, что любовь «жестока», что от любви страдают. Соне не пришлось страдать, но пришлось испытать чувство огорчения и боли из-за любви.

Проанализировав работу Егоровой Н. «Актуальность прозы Л. Улицкой» можно сделать вывод, что: «…наследуя чеховскую манеру повествования, технику портретирования, внимание к психологическим деталям и другие способы выражения авторской оценки, Л. Улицкая, возможно, пробует дописать на новом материале «Душечку» А.П. Чехова. Ее героиня остается со своими детьми, наблюдает за их взрослением, но это усугубляет трагическое звучание финальных строк повести, где перед нами одинокая «толстая усатая старуха Софья Иосифовна», которая «вечерами, надев на грушевидный нос лёгкие швейцарские очки, уходит с головой в сладкие глубины» книжного мира. Но разве только неблагодарные дети – причина одинокой старости Софьи Иосифовны? Л. Улицкая настаивает на том, что даже материнская любовь не должна быть настолько всепоглощающей, чтобы женщина забывала о себе, превращалась в добровольную рабу, ей необходимо сохранять в себе живую душу.

Традиционно в русской литературе все героини, наделенные именем – Сонечка, они считаются носителями мудрости (это их основная характеристика). Это добрые, «кроткие» женщины, способные помочь и выслушать, смиренно несущие свой крест, но верящие в конечную победу добра. Данные качества неизменно угадываются не только в Соне Достоевского, но и в Софье Петровне из «задержанной» одноименной повести Л. Чуковской (1939-1940, опубликованной 1988).

Однако «религиозная» составляющая в образах женщин с именем София полностью раскрывается только с появлением работ «возвращенных» философов: В. Соловьева – «Оправдание добра» (1897), П. Флоренского «Имена» (1914) и др. Наблюдения ученых о преображающей силе божественной любви не могут не вбирать в себя сегодняшняя культура и современная проза, в которой – целый ряд произведений, в названия которых есть имя София.

Героиня Л. Улицкой умеет быть смиренной и «благодарной жизни» (И. Пруссакова) [40], способна на самоотречение, что роднит ее с традиционными образами Софии в русской литературе и, конечно, с Соней Достоевского. Близость к Соне Мармеладовой прослеживается и в религиозном подтексте, подсвечивающем образ современной Сонечки. Но она – иудейка. Тем самым автор подчеркивает мысль: в XX в. не имеет значения, к какой религии принадлежит человек, лишь бы в его сознании присутствовала память о высоких нравственных ценностях. Да и не делает Улицкая свою героиню идеальной: вера её носит явно приниженный характер. Авторская ирония по отношению к Сонечке, наличие в заглавии повести «этически двусмысленного» (П. Бицилли) [40] уменьшительно-ласкательного суффикса – ечк – позволяют провести параллель с рассказом А.П. Чехова «Душечка».

Читайте также:  Система образов в романе А. А. Фадеева Разгром: сочинение

Образ Сонечки очень похож на образ современных женщин, женщин ХХI века. В наше время многие девушки её же возраста ведут себя так же инфантильно и неверно. Женщины перестают уважать себя, перестают мыслить, они совершенно не помнят слова великого русского поэта С. Есенина: «Женщина – это звучит гордо…» [15]. Эта проблема касается не только среднего класса общества, но и высшего, казалось бы, у женщины высшего класса есть все: материальное благополучие, признание в обществе, а все равно, во многих нет гордости и любви к себе. Так происходит, потому что у многих женщин низкая самооценка, и они не верят в себя, не признают свои достоинства, тем самым, тратя своё время совсем не на тех, кто им нужен. Такие женщины молчаливы и бесприцендентны.

Именно такая и Сонечка-девушка, а затем и женщина, которая всю свою жизнь боится потерять своего мужа. Она никогда не поступала против общества, потому что не могла поступить даже против себя, но все же на протяжении всей повести она никогда не прислушивалась к мнению окружающих, всегда поступала по собственному усмотрению, будь-то правильно, будь-то, нет.

Её жизнь была весьма размерена, спокойна, никаких особых трудностей она никогда не знала, в трудную минуту ей всегда помогали родители. Её образ очень отличается от образа Сонечки Мармеладовой и Настасьи Филипповны, её нельзя назвать инфернальной женщиной, так же как и нельзя назвать сильной.

Современная писательница Л. Улицкая отразила в своей повести проблемы современного общества, только все действия перенесены в начало ХХ века. В произведении совершенно не отражены черты инфернальной женщины, поэтому можно провести четкую параллель между инфернальными женщинами Достоевского и барышнями Улицкой.

Образ «вечной Сонечки» в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой

Любое художественное произведение насыщено литературными персонажами. Автор создает образ конкретного человека из слов, описывающих его внешние данные и внутренний мир. После осмысливания этого образа у читателя формируется какая-то определенная картина, связанная с героем литературного произведения, идея, которую хотел передать автор. В разных произведениях отдельных писателей этот образ может неоднократно повторяться, то есть как бы «проскальзывать». Таким образом, появляются «сквозные» образы в литературе, наполненные одинаковым

Похожие сочинения:

Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя.

Правда Сонечки Мармеладовой (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но.

Творчество Л. Е. УлицкойТворчество Людмилы Евгеньевны Улицкой сложно отнести к определенному направлению, хотя по проблематике она близка к так называемой «женской прозе». Улицкую.

Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»В глубине России, в далекой Сибири на месте жестокой каторги недавно археологи обнаружили потрясающую находку — письмо одной известной заключенной.

Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» очень многогранен. Он захватывает страстностью, остротой в постановке вопросов о том, что порождает.

Биография УлицкойЛюдмила Евгеньевна Улицкая (род. 23. 02.1943, г. Давлеканово, Башкирия) — российская писательница. Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в.

Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. ЧеховаЛюбовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему.

Дневник Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Предисловие В жизни человека бывают такие моменты, когда ни одна человеческая душа не может облегчить то нравственное страдание, которое убивает.

Библейские мотивы в произведениях ДостоевскогоБиблия принадлежит всем, атеистам и верующим. Это книга человечества. Ф. М. Достоевский Последнее время все больше стали говорить и писать.

Женские образы в произведениях Ф. М. ДостоевскогоВ романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти — разные. С «Бедных людей» начинается в творчестве Достоевского тема судьбы.

Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но кто из них кто — не всегда отличишь с.

Тема «маленького человека» в произведениях Ф. М. ДостоевскогоТема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина («Станционный смотритель»), Н. В. Гоголя («Шинель»), М. Ю. Лермонтова.

Тема «маленького человека» в произведениях Ф. ДостоевскогоТема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина («Станционный смотритель»), Н. В. Гоголя («Шинель»), М. Ю. Лермонтова.

Проблема «маленького человека» в произведениях Ф. М. ДостоевскогоТема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С.

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»)Тема падения и духовного возрождения — важнейшая в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что.

Роль портретных характеристик в произведениях русской литературы (М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой)За многолетнюю историю своего существования литература накопила богатый арсенал разнообразных приемов, с помощью которых создается художественный образ. Одним из важнейших.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Соня Мармеладова — центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех.

Преступление и наказание в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. ЛесковаБыть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море.

«Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)«Преступление и наказание» (1866) открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает.

Рецензия на рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары»Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены не сегодняшнему времени, а.

Гордый человек в произведениях Ф. М. ДостоевскогоЧеловек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я.

Нравственный идеал в произведении Достоевского » Преступление и наказание»Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» открывает для размышления многие непростые вопросы: социальные, философские, этические. Среди них — проблема.

Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает.

Проблемы гуманизма в произведениях русской литературы XX века. (А. Фадеев, И. Бабель, Б. Лавренев, А. Толстой.)Вопросы гуманизма — уважения к человеку — интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти.

Образ Петра первого в русской литературе (М. Ломоносов, А. Пушкин, А. Толстой)То академик, то герой. То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. Пушкин Могучая, противоречивая.

Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»)Творчество Ф. М. Достоевского представлено многими великолепными произведениями, которые еще при жизни писателя были признаны классикой: «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток».

Образ Сони МармеладовойЦентральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение.

Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько.

Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир»Два величайших писателя — Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой — почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого.

Роль природы в произведениях русских писателей xix века (по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»)Тучи, как волосы, встали дыбом Над дымной, бледной Невой. Б. Пастернак Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она.

Образ вечной Сонечки в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Соня Мармеладова является одним из главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать, из-за чего ее отец заключил брак с другой женщиной, со своими детьми. Кроткая, смиренная, жертвенная, она решается на ужасный шаг ради своей семьи, ради спасения ее от голодной смерти – жертвуя своей невинностью и честью, она идет на панель. Ее решение является результатом тех условий, в которых ей пришлось жить. В то же время, это спасательный круг для погибающих членов ее семьи. Единственное, что есть у девушки, это ее тело, с помощью которого она и решает спасти от голода семью Мармеладовых. Но это был выбор Сонечки, ее решение, она не испытывала по отношению к мачехе обиды, зла, ненависти. Именно поэтому душа молодой девушки не огрубела, не ожесточилась, не наполнилась злобой и ненавистью по отношению к окружающим, ее душа была кристально чиста.

Соню спасает ее любовь к людям, всю жизнь она посвящает бескорыстной и нескончаемой жертве. В этом и заключается смысл жизни Сонечки Мармеладовой, ее счастье, отрада. Она как будто подпитывает себя, свою душу любовью к людям, это дает ей силы идти дальше, смиренно претерпевать все мучения и страдания. Но позор толкал девушку на мысли о самоубийстве, ведь так, по ее мнению, она сможет смыть с себя бесчестие, унижение, стыд. Однако мысли о голодных детях, которых она сможет прокормить, заставляли девушку смириться со своей участью.

Читайте также:  Морозка: сочинение

Молодую женщину отличает ее способность понимать и принимать боль других людей, сопереживать им. Так, например, она приняла признание Раскольникова о совершенном им убийстве без осуждения, омерзения или отвращения. Со свойственной ей смиренностью и кротостью, Соня убеждает Родиона признаться и раскаяться в содеянном преступлении. Девушка не отталкивает от себя Раскольникова, но, наоборот, сострадает ему, стремится очистить его душу. Такое поведение, любовь Сонечки воскресают к жизни молодого человека. Именно эта любовь и помогла Соне осознать, что, несмотря на гордость Раскольникова, он принижен, удручен и нуждается в помощи, поддержке, теплых словах утешения, а также и в твердых словах наставления на путь истинный. Юница отправляется за молодым парнем на каторгу. Эта жертва, ее безмерная, бескорыстная любовь помогают очиститься от позорного отпечатка, наложенного прошлым.

Идеалом Достоевского является сердечный, открытый, любящий, с высокими нравственными качествами человек, который раскрыт в образе Сони Мармеладовой. Девушка, как и заповедано Иисусом Христом, в которого она верит, «несет свет миру», несет надежду, сострадание, кротость. И, по мнению Федора Михайловича Достоевского, таким должен быть каждый человек.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ вечной Сонечкив романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев

Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том

Роман «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич, написал о конфликте одного персонажа и общества. В одной из глав этого произведения Лермонтов показал, как Печорин борется всеми силами с водяным обществом

Обломов — главный герой одноименного романа И.А.Гончарова. О характере и образе жизни Обломова читатель узнает уже при прочтении первых страниц произведения. Описывая один день из жизни Обломова

А. Сайкина написала картину Детская спортивная школа в 1979 году. На картине изображён спортивный зал, в котором некоторые гимнастки занимаются с тренером, а другие отдыхают, ожидая следующую часть тренировки

Образ “вечной Сонечки” в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой

Любое художественное произведение насыщено литературными персонажами. Автор создает образ конкретного человека из слов, описывающих его внешние данные и внутренний мир. После осмысливания этого образа у читателя формируется какая-то определенная картина, связанная с героем литературного произведения, идея, которую хотел передать автор. В разных произведениях отдельных писателей этот образ может неоднократно повторяться, то есть как бы “проскальзывать”. Таким образом, появляются “сквозные” образы в литературе, наполненные одинаковым целостным смыслом, но при этом образ может дополняться, обрастать дополнительным качествами. Основная концепция образа существует уже как бы “над текстом”, связывая в памяти читателей разные произведения.
Одним из таких “сквозных” образов является “вечная Сонечка”. Первым произведением, в котором появляется образ девушки по имени Соня, является известнейшее “Преступление и наказание” писателя XIX в. Ф. М. Достоевского. Затем в конце XX в. возникают образы Сонечки в рассказе Т. Толстой “Соня” и в романе Л. Улицкой “Сонечка”.
Что же объединяет и в чем различия между девушками, жившими в разное время? Для начала нам следует раскрыть тайну имени по словарю имен.
Имя “Софья” имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня – нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.
Следует отметить, что под это описание в общем подходят все три девушки. Но существуют и некоторые различия. Например, нельзя сказать, что Соня Т. Толстой недоверчива к незнакомым людям, ведь она сразу “клюнула” на письмо от абсолютно незнакомого ей человека, признававшегося в любви, которое само по себе являлось злой шуткой над девушкой. Героиня Толстой обладала “наивностью и искренностью, граничащими с глупостью”.
Все три Сони были нежными, добрыми и терпеливыми – это мы можем доказать строками из произведений. У Достоевского: “Он (Раскольников) смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви…”. У Улицкой: “…Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирно разговора и все твердила про себя: “Господи, господи, за что же мне все это…”. У Толстой: “Чуткий инструмент Сонина душа…”, “она романтична и по-своему возвышена”. Как отмечают обе писательницы, их Сони были счастливыми, даже несмотря на не располагающие к счастью жизненные обстоятельства, чего нельзя сказать о Соне Мармеладовой. Хотя жизнь всех трех была не самой удачной, но все же, на мой взгляд, меньше всего повезло героине Достоевского. Этой девушке пришлось очень нелегко в жизни: она совершила грех ради отца, мачехи и ее детей. Этот поступок является апофеозом страдания и самопожертвования, поэтому едва ли Сонечка Мармеладова была счастлива в жизни. Кстати, говоря о самопожертвовании, следует отметить, что готовность принести себя в жертву ради близких и дорогих людей объединяет всех трех литературных Сонечек. Как мой уже было отмечено, героиня Достоевского пошла на жертву ради семьи. Сонечка Улицкой ради любимых ею людей (мужа и Яси) была готова терпеть подлости с их стороны. И героиня Толстой принесла в жертву даже собственную жизнь, спасая того, кто, как она считала, писал ей стихи. Следовательно, всех девушек можно назвать жертвенницами.
По внешним данным Соня Мармеладова также несколько отличается от двух других героинь. Мармеладова перед нами предстает девушкой “малого роста, лет восемнадцати, худенькая… блондинка, с замечательными голубыми глазами”, в то время как Сонечка Улицкой является “долговязой, широкоплечей, с сухими ногами и отсиделым тощим задом”. Девушка в описании Толстой также обладает скорее мужскими, чем женскими внешними данными: “…голова как у лошади Пржевальского… безобразно одевалась, обувь снашивала набок”.
Роль в произведении у каждой из девушек своя, особенная. Соня Достоевского выступает как защитница Раскольникова, его покровительница и даже психолог. Ей он изливает душу, доверяет свою самую страшную тайну. Сонечка Улицкой – это спокойная домашняя женщина, счастливая в браке. В рассказе Толстой Соня становится объектом для насмешек, но, тем не менее, она проявляет высокие личностные качества, как и две ее тезки.
Итак, разбирая эти три образа, я пришла к выводу, что писательницы XX столетия в своих произведениях использовали один и тот же “сквозной” образ Сони, который впервые появился в “Преступлении и наказании” Достоевского, дополняя его некоторыми деталями и несколько видоизменяя. Об этом говорят приведенные мною сходства и различия между героинями. И Достоевский, и Улицкая, и Толстая почувствовали, что взгляд на мир глазами женщины близок к пониманию внутренних духовных основ его устройства. Образы “вечных Сонечек” прекрасны и правдивы. Они смиренны, кротки, но готовы испепелять себя ради любимых людей, поддерживая их в трудную минуту. Преодолевая немыслимые тяготы, они несут добро в мир. Их жертвенность не может быть напрасной. “Красота спасет мир”, – сказал князь Мышкин, герой романа Достоевского “Идиот”. “Красота души спасет мир!” – говорим мы.

Сочинение по литературе на тему: Образ “вечной Сонечки” в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой

Другие сочинения:

Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман “Преступление и наказание” – это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что “идти больше некуда”. Read More .

Образ “вечной Сонечки” в романе Федора В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – “твари Read More .

Образ Сонечки Мармеладовой (анализ образа персонажа романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Соня… Несчастная, многострадальная Сонечка… Худенькое, бледное личико и голубые, ясные и добрые глаза. Всегда робкая походка и как будто боязнь чего-то. Как же так? Как так получилось? Что ее заставило стать “падшей женщиной”? Да, мы все прекрасно понимаем, что это Read More .

Творчество Л. Е. Улицкой Творчество Людмилы Евгеньевны Улицкой сложно отнести к определенному направлению, хотя по проблематике она близка к так называемой “женской прозе”. Улицкую скорее можно назвать одним из наиболее традиционных авторов в современной русской беллетристике, хотя ей не чуждо и новаторство. К литературе Read More .

Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) “Красота спасет мир”, – написал Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот”. Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена Read More .

Описание Петербурга в произведениях Достоевского Несколько слов об “идеологии” пространства Петербурга. Это один из примеров. Не случайно, сознаваясь Соне в своем преступлении, Раскольников говорит, что хотел проверить, сможет ли он переступить или нет. Выстраивается ряд: переступить порог – переступить черту дозволенного. Соня тоже переступила, это Read More .

Правда Сонечки Мармеладовой Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся, на мой взгляд, Read More .

Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” очень многогранен. Он захватывает страстностью, остротой в постановке вопросов о том, что порождает преступления, что может исправить человека, совершившего преступление, каковы пути к обновлению жизни, какими нравственными принципами должна руководствоваться личность в своем Read More .

Ссылка на основную публикацию
×
×