Морозка: сочинение

Сочинение по сказке Морозко

Народные сказания удивительным образом забавляют, развлекают, чему-то обучают. Но, и в то же время, идет постоянная борьба среди злых и добрых сил. Постараемся рассказать это на основе одноименной, довольно известной сказки «Морозко».

Жили-поживали… Это звучит, как загадочная, удивительная мелодия, которая обещает нам загадочные, фантастические приключения! Только это прозвучит… И… Мы оказываемся в том измерении, где царит карусель разнообразных, сказочных событий, которые заставляют нас на какое-то время окунуться в другую реальность. Мы попадаем в сказку…

Сказка, которая заставляет нас немного грустить и в то же время радоваться тем захватывающим событиям, переживать за Настеньку – дедову дочку, которой мачеха постоянно строит козни, и огорчаться за поведение дочки мачехи. А какое восхищение вызывают чудеса, которые творит волшебник Морозко! Дедушкина-то дочка и заботливая, и работящая: и растопит печку, и в избе выметет, и водицы принесет. Однако, никогда злая мачеха не оставалась довольной. Все время находит причины, чтобы заставить падчерицу выполнять самую сложную работу. И настолько она возненавидела падчерицу, что даже заставила отца Настеньки свести ее в лес. А так, как, дед ее постоянно слушался, то ему ничего не оставалась, как подчиниться ей.

Повстречала она в лесу доброго волшебника Морозко. Он тот час догадался, кто перед ним стоит, так, как Настенька постоянно ходила то в лес за хворостом, то с ведрами за водой в жгучий мороз. Согрел он ее снеговыми одеялами, одарил богатствами неземными. Отогрел бедную снеговым покрывалом, подарил много сокровищ. Появилась она дома нарядная, счастливая, да с приданным большим.

Мачехе это не понравилось, и решила она, что и ее дочь должна непременно разбогатеть. У нее же дочка не хуже. А та повстречалась с Морозко и давай ему грубить и требовать богатства разные. Не понравилось это Морозу, за это она и поплатилась, получив по заслугам.

Если в человеке сидит лень, злость, ненависть к людям – не видать тебе счастья в достатке, спокойствия в доме. Человек, который не ценит доброты, любви, уважения – попросту теряет себя. Именно это осознает каждый человек, прочитав эту сказку. Сказочные произведения дают нам совет, как научиться жить, чтобы быть немного добрее, учтивее, надеясь на то, что многие к этому прислушаются.

О сказке, как понятии. Вообще, все люди, неважно, взрослый человек, или совсем ребенок, где-то в глубине души верит в сказку, ну, или, по крайней мере, хочет в нее верить. А все по тому, что каждому хочется немного волшебства. А где, как не в сказке мы ждем именно этих волнующих минут. Ведь, сказка – это и есть произведение, которое повествует нам о тех, или иных фантастических, удивительных, событиях, которые переносят нас в это интересное время.

2 вариант

Любое произведение в русской литературе, которое имеет в основе волшебство, отличается тем, что оно легко воспринимается и запоминается навсегда. Кроме того, читателю доступна для понимания каждая ситуация, герои с разными характерами.

То же самое можно сказать о сказке «Морозко», которая создана народом и остается одним из любимых произведений многих детей и взрослых. Среди главных героев произведения есть и положительные, и отрицательные. Благодаря им четко видно, как добро оказывается в результате победителем. Противостоят друг другу в сказке щедрость и жадность, ложь и правда, доброта и агрессия, жалость и беспощадность.

Каждый эпизод сказки является поучительным для недоброжелательных героев, которые оказываются в результате наказаны. На глазах читателя постоянно идет борьба противоположных сил. Переживания читателя связаны, прежде всего, с тем, что главная героиня Настенька и ее отец подвергаются со стороны родственников несправедливости и изгнанию. Но в финале девушка вознаграждена властелином холода – Морозко за доброту, помощь и правдивость. Мы шаг за шагом следим за девочкой, которая, несмотря на зависть и недобрые поступи со стороны близких людей, становится еще богаче душой, милее внешностью. Она остается преданной своему мнению, поэтому поступает правильно и честно.

Особое место занимает образ Морозко, который следит за своими владениями и порядком в них. Встречаясь с разными по характерам героями, он справедливо выносит приговоры их дальнейшим судьбам. Он становится покровителем для одних, и палачом для других.

Сказка «Морозко» очень увлекает читателя интересным сюжетом. В ней сочетаются и юмор, и серьезные ноты. На протяжении всего произведения испытаниям подвергаются все герои по-разному. Настенька изгнана вместе с пожилым отцом, хотя подобному трудолюбию и доброму нраву как у нее нет равных. Девушка остается одна в лесу без чьей-либо помощи. Злая мачеха несчастлива, так как судьба ее любимой ленивой дочери не устроена так, как бы хотелось и ей, и дочери. Старик из-за своей податливости и бесхарактерности не находит места и чуть не теряет дочь. Остается невредимым и вознагражденным в сказке тот, кто не боится работы, жалостлив, умеет любить, проявлять сострадание.

Также читают:

Картинка к сочинению По сказке Морозко

Популярные сегодня темы

Дочка! Что же я тебе такого плохого сделал? Почему ты меня так бросила?

В вымышленном и реальном пространстве люди одинаково переживают радостные и грустные события. Пройти через подобные моменты помогают им мечты. Стремление, чтобы в реальность воплотилось задуманное, присутствует в душе каждого.

Повествование начинается с того, что Лиса придумывает хитрый план. Она намерена подружиться с Журавлем, чтобы у того можно было питаться. Для этого она общается с ним и зовет в гости.

Пьеса имела большой успех и вызвала интерес у зрителей и критиков, причиной которого стала острая социальная направленность произведения, реализм в изображении низов общества.

Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.

Сочинение Морозка в романе Фадеева Разгром характеристика образ

Небольшой рассказ «Метелица», написанный А.А. Фадеевым, развернулся в грандиозный роман «Разгром» о временах Гражданской войны в Уссурийском крае. В центре сюжета – большевистский отряд Левинсона. Одно из значимых мест в структуре произведения занимает образ Ивана Морозки.

В прошлом Морозка был шахтёром. Он уже воевал в Первой мировой войне, получил несколько ранений. На протяжении всей своей жизни он принимал решения спонтанно, необдуманно и импульсивно. По молодости он женился на молодой Вере, которая затем стала медсестрой в лесном лазарете. Вера не была образцовой женой, она заигрывала со многими мужчинами, попадавшими и приходившими в этот госпиталь.

В начале романа Морозка предстаёт капризным и немного эгоистичным человеком. Он неохотно выполняет поручения Левинсона, даже важные для партизанской борьбы. Однако развитие сюжета показывает, что сердце Морозки совершенно доброе и чистое. Так, бывший шахтёр по дороге в соседний партизанский отряд спасает Мечика, которого серьёзно ранили. В дальнейшем он неоднократно будет жалеть об этом поступке, но, скорее всего, он не поступил бы иначе. Мечик является абсолютной противоположностью Морозки. Иван – выходец из народа, к жизни он относится просто, не ожидая от неё каких-либо подарков. Мечика же он считает «маменькиным сынком», полу аристократом, не знающим истины жизни. Морозка окончательно разочаровывается в своей жене, когда узнаёт, что она состоит в отношениях с Мечиком. Этот человек чужд ему, непонятен и противен.

Может показаться, что Морозка – не совсем положительный герой. Однако в отличие от порядочного, как кажется, Мечика, в финале романа «Разгром» Морозка ведёт себя достойно, не предавая своих товарищей. Этим поступком ещё раз подтверждается тот факт, что Морозка, пусть и со своими недостатками, показывает себя как простой, народный герой, который живёт честно, по сердцу. Образ Морозки оказывается глубоко трагичным, поскольку он остаётся непонятым. Он не смог до конца открыться даже жене, которая и не попыталась его понять. Всем он кажется грубым, хитрым, но когда доходит до дела, Морозка проявляет себя как достойный человек. Своим последним выстрелом он предупреждает товарищей из отряда о казачьей засаде.

Образ Морозка

Фадеев как автор характеризуется весьма чёткими образами персонажей, которые дают читателю понятный и ясный для восприятия образ, также легко читаемый, как и строчки в его произведении. Однако, не во всём он так хорош как в написании образов, так как его описание окружающей среды оставляет желать лучшего, но, так или иначе его описание персонажей и их биографий может заставить вас влюбиться в данного автора, хорошим примером послужит персонаж Морозка.

Морозка – мужчина в расцвете сил, работающий раньше на шахте, но ушедший в партизанский отряд по личным соображениям. Возможно, что он ушёл к партизанам ради наживы и заработка на войне, а возможно ушёл просто, чтобы спрятаться от окружающего мира, и изолировать себя от всех окружающих его людей, всё возможно, так как автор не описал причину его ухода, что оставляет простор для фантазии читателя, однако, так или иначе, он попал к партизанам. У партизан он поначалу вёл себя чересчур раскрепощённо, так как до этого ничего и не знал о военной дисциплине и соблюдать правил не любил, однако попав под командования Левинсона, Морозка изменился весьма сильно, что видно в его дальнейшем становлении образа в произведении.

После всего с ним произошедшего и знакомства со многими личностями, Морозка становится человеком более-менее приближенным к понятиям чести и благородства, так как начинает задумываться о вещах более возвышенных, чем до этого. Раньше он был человеком трусливым, ненадёжным, слегка простоватым и не очень самостоятельным, однако после поступления к партизанам он буквально меняется на глазах. Он понимает свою ответственность перед доверержщамися ему людьми, и ощущает свой долг перед людьми и отечеством, что ещё больше мотивирует его на подвиги, придавая всё больший боевой дух. Хоть и в начале произведения образ Морозка мог, не понравится читателю, однако после он становится человеком вызывающим доверие, изменившись в лучшую сторону, и в итоге, жертвует собой во благо всем, кто ему доверился.

Отсюда мы видим, что образ Морозка автор представляет как человека, который по началу произведения ищет своё место в этом мире, стараясь делать всё, что приносить ему удовольствие, чтобы это ни было. Однако, позже найдя своё предназначение в помощи людям он идеализируется и становится весьма хорошим человеком

Вариант 3

В своем произведении Фадеев описал события, произошедшие в России. Автор рассказывает про трагическую судьбу партизан, которые служили на Дальнем Востоке. Одним из главных героев произведения является Иван Морозка. Герою было 27 лет. Иван был самым настоящим революционером и до службы на Дальнем Востоке работал на шахте. Автор постепенно раскрывает всю сущность Морозки на протяжении романа. По внешности революционер был похож на лошадь и отличался низкорослостью.

В начальных главах герой был хитрым и блудливым. На шахте Морозка работал с 12 лет. Он всегда жил и работал по правилам и не старался ничего менять. На фронте из-за собственной мнительности герой подозрительно относился к командиру Левинсону. Морозка никогда не признавал своих ошибок и всегда сваливал вину на других. Он проживал свою жизнь день за днем и не задумывался о будущем. Во время службы он 2 раза получал контузию и был 6 раз ранен. После возвращения с фронта жизнь для Ивана показалась веселой, и он решил жениться.

Жизнь Ивана кажется простой и бессмысленной. Герой не выделяется из толпы и всегда следует за ней. Он верен братству шахтеров и собственным суждениям. Иван чересчур импульсивен и иногда совершает необдуманные поступки. Он постоянно матерится, и не прочь выпить. Морозка пользуется уважением за преданность. Некоторые сослуживцы недолюбливали героя за нежелание подчиняться и наглость. После дальнейших произошедших событий Иван получает ценный урок и начинает задумываться о смысле жизни.

Морозка начинает постепенно меняться. Изменения проявляются в поведении шахтера. Во время технического происшествия на пароме вместо того, чтобы напугать команду, Морозка старался всех успокоить. После таких обстоятельств герой начинает понимать, что уже никогда не будет прежним. Избавившись от ненужных и злых мыслей, Иван начал совершать подвиги. По время засады на казаков, герой собирает все свое мужество и предупреждает своих товарищей о грядущей засаде при помощи выстрелов в воздух.

После возвращения в отряд Морозка перевелся в лагерь Дубова. В лагере он встретил Мечика, к которому ушла его жена Варя. Увидев его, Иван понял, что Варю привлекла только его привлекательная внешность. Морозка понял, что не испытывает никакой ненависти к бывшему сопернику. К концу романа автор описал смерть Ивана. Писатель показал, что такие герои как Морозка готовы к жизненным переменам. В своем персонаже автор воплотил все положительные качества большевиков.

Также читают:

Картинка к сочинению Морозка в романе Фадеева Разгром

Популярные сегодня темы

Роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого вместила в себя множество различных образов. Всегда в произведении большое внимание уделялось главным героям: их характеристике, анализу поступков. А второстепенные персонажи оставались в стороне.

По жанровой направленности произведение относится к народной сказке, главной мыслью которой является победа добра над злом, любви над ненавистью.

Поэзия серебряного века мне нравится своей новизной и мистицизмом. В это время появляется много новых имен. У всех свой фаворит, мне же нравится Валерий Брюсов.

Произведения Н. В. Гоголя – это сочетание реалистичных традиций и мистических элементов. Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание читателя своеобразными мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, существующими между людьми.

Проснувшись утром, Юра сразу посмотрел в окно. Солнце светило ярко. День начинался чудесно. Настроение было отличное. И вдруг парнишке захотелось самому сделать что-нибудь хорошее. Например

Образ и характеристика Морозки в романе “Разгром” А.А. Фадеева

Морозка, Морозов Иван — персонаж романа А.А. Фадеева «Разгром», 27 лет, ординарец командира партизанского отряда Левинсона, шахтер во втором поколении: « дед еще пахал землю, отец променял чернозем на уголь ». Морозка родился в темном бараке у шахты № 2, когда сиплый гудок звал на утреннюю смену. Отец, узнав, что у него четвертый сын, «напялил измазанный углем брезентовый пиджак и ушел на работу».

В двенадцать лет Морозка научился вставать по гудку, пить водку, сквернословить. По жизни он шел старыми выверенными тропами: купил сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл на гармошке. Морозка стал ходить по праздникам в село, на обратном пути вместе со всеми «шахтерскими» крал на баштанах арбузы, огурцы, купался в речушке.

Во время стачки на шахте Морозку посадили в полицейский участок «за болтливость», надеясь «пристращать и выведать о зачинщиках». Морозка рассказал спиртоносам в камере несметное количество похабных анекдотов, но никого не выдал.

На фронте Морозка попал в кавалерию, шесть раз был ранен, два раза контужен, « уволился по чистой еще до революции ». Он вернулся домой, пропьянствовал еще две недели, женился на гулящей, доброй и бесплодной Варе, откатчице шахты № 1. В восемнадцатом году, забрав с собой жену, Морозка ушел защищать советы. Советы отстоять не удалось, путь на рудник ему был закрыт. В партизанском отряде Морозка попадает сначала в шахтерский взвод Дубова.

Служебные обязанности ординарца Морозка выполнял с неохотой: надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а более всего — нездешние проницательные глаза Левинсона. После отказа Морозки отвести пакет, командир предлагает ему сдать оружие начхозу и убираться на все четыре стороны, так как в отряде «баламутов не надо».

Морозка угрюмо берет письмо и не столько Левинсону, сколько себе поясняет: « Уйтить из отряда мне никак невозможно, а винтовку сдать тем паче . Потому не из-за твоих расчудесных глаз, дружище мой Левинсон, кашицу мы заварили. По-простому тебе скажу, по-шахтерски. ».

Читайте также:  Летописец революции и войны: сочинение

Уезжая с пакетом, Морозка сообщает подрывнику Гончаренко, что командир промяться велел. «А то, говорит, ты тут еще детей нарожаешь». Морозка слышит вслед: «Дурак . Трепло сучанское».

Конь Морозки Мишка — крепкий, мохнатый, рысистый — очень похож на хозяина («такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив»). Партизаны любовались посадкой Морозки: « приподнявшись на стременах, отклонившись к передней луке выпрямленным корпусом, он плавно шел на рысях, чуть-чуть вздрагивая на ходу, как пламя свечи ».

Проезжая мимо заброшенных баштанов сельского председателя Хомы Рябца, Морозка воровато огляделся, отвязал мешок, соскочил с лошади и, пригибаясь к земле, пополз по грядам. Он складывал дыни в мешок, некоторые тут же съедал, разламывая на колене.

Рябец смотрел на Морозку невыносимо строгим и скорбным взглядом; ему трудно было представить, что человек, которого он в течение месяца кормил, одевал, как сына, обкрадывал его баштаны. Морозка опустил мешок, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошади. Он хотел вытряхнуть дыни, захватить мешок, чтобы не осталось никаких улик, но поняв, что теперь уже все равно, помчался по дороге «пыльным, сумасшедшим карьером».

Узнав о проступке Морозки, Левинсон распорядился к вечеру собрать сельский сход вместе с отрядом. В комнате было жарко, зелено от дыма. Партизаны и мужики забили проходы. Морозка протиснулся в дверь — сумрачный и злой.

В мужичьих голосах, осуждающих Морозку, не чувствовалось злобы: зачем шкодить было, так дадим («свиней кормим, не жаль дерьма для хорошего человека»). Левинсон «немигающим взглядом выдернул Морозку из толпы, как гвоздь». Морозка пробрался к столу, низко склонил голову, руки дрожали, он ни на кого не смотрел. Самым страшным был для него укор Дубова: «Блудишь? Позоришь угольное племя?». Дубов предлагал выгнать Морозку из отряда.

Морозка бледный, как полотно, не отрываясь смотрел ему в глаза, и « сердце падало в нем, как подбитое ». Дело решилось после заступничества Гончаренко. « Ну как нам выгнать его, дурака. Мы с ним весь Уссурийский фронт прошли, на передовых. Свой парень, не выдаст, не продаст. ».

Сам Морозка объясняет кражу дынь очень просто: «сызмальства это у нас». Он опять вспомнил слова Дубова, глаза его «брызнули светом, темным и влажным». « Я кровь отдам по жилке за каждого . слово дать могу . шахтерское . уж это верно будет — мараться не стану ».

Морозка уверен, что ему не везет, называет свою жизнь «жистянкой». Эти мучительные мысли приобрели особую яркость и остроту после ссоры с Мечиком. Морозка чувствовал себя обманутым в своем прошлом: от самых пеленок видел он только кровь и пот, гульбу и работу, каторжный труд.

С «грустной, усталой, почти старческой» злобой он думал, что ни одной минуты жизни уже нельзя вернуть, чтобы прожить по-иному. Морозке казалось, что кто-то упорно мешал попасть на казавшуюся ему прямой, ясной, правильной дорогу. По этой дороге шли Левинсон, Бакланов, Дубов. Морозка даже никогда подумать не мог, что «враг сидит в нем самом», поэтому считал, что он страдает «из-за подлости людей», таких, как Мечик «в первую голову».

Тревожное состояние Морозки усугубляется мыслями о жене Варе и Мечике. Услышав грязные намеки бойкого кудрявого парня, Морозка с силой ударил его ногой. Сильный Гончаренко, опасаясь за судьбу Морозки, сумел предотвратить скандал, разняв дерущихся. Гончаренко опасался, что о скандале узнает Левинсон. Впервые Морозка с интересом и любопытством смотрит на подрывника, который сочувствует ему.

Сам не замечая того, Морозка теперь старается быть около него. Гончаренко был «свой в доску», он «мог понимать», «сознавал». Скоро дружба Морозки с Гончаренко стала очень тесной. Общаясь с Гончаренко, Морозка начинал думать, что он тоже «исправный партизан». Думая так, он невольно приобщался к «осмысленной здоровой жизни, какой, казалось, всегда живет Гончаренко». В этой жизни не было места ненужным и праздным мыслям. Теперь лошадь у Морозки всегда в порядке, сбруя крепко зачищена, винтовка начищена и блестит. В бою он первый и надежнейший, товарищи любят и уважают его за это.

Убит конь Морозки Мишка. Морозка не шевелясь сидит около, безнадежно обхватив руками колени, прижатые к груди, смотрит на коня блестящими, сухими, невидящими глазами.

Вечером он справляет «поминки по коню». Выставив вперед и растягивая гармонь «от всей души», точно «похабничал и тут же каялся», он идет посреди улицы с «циничным развальцем». Чуб у него растрепался, свисал на глаза и прилипал к красному потному лицу. За Морозкой шла орава местных пьяных парней без поясов и шапок. Они шли по улице, спотыкаясь, распугивая собак, проклиная «до самых небес, нависших над ними беззвездным темнеющим куполом, себя, своих родных, близких, эту неверную, трудную землю».

Ночью Варя чуть не наступила на Морозку, он лежал на животе, головой к плетню, подложив под голову руки, чуть слышно стонал. Лицо у него было измученным, бледным, опухшим. Когда Варя хотела постучать в избу, где стоял Гончаренко, Морозка протрезвел от испуга, болезненно сморщился и схватился за голову: «. Ведь он меня за человека, а я. Ну, как же? . Не-ет, разве можно . ».

Обида на Варю куда-то ушла, Морозка хотел поцеловать жену, но постыдился. За всю совместную жизнь он целовал ее только в день свадьбы, когда был пьян и соседи кричали «горько». На сеновале Морозка засыпает, прикорнув у ее плеча, а она не смогла заснуть. «Снова по старой тропинке одну и ту же лямку. ».

Утром Морозка с омерзением и страхом вспоминает свое вчерашнее недостойное поведение. Это он, Морозка, пьяный ходил по улицам и орал на все село похабные песни. С ним запанибрата был Мечик, его враг, которому он клялся в любви и просил прощения. Что скажет Левинсон? Разве можно показаться на глаза Гончаренко после такого дебоша?

Морозке дали нового коня, отбитого у белых. Это был гнедой высокий тонконогий жеребец с короткой подстриженной гривой и тонкой шеей, отчего он имел очень неверный предательский вид. Коня окрестили Иудой.

Все уже седлали коней и выводили их за ворота, а у Морозки все было неисправно. Седло без подпруги, винтовка осталась в избе у Гончаренко. Запасную подпругу дает ему Дубов, изо всех сил вытянув Морозку ею по спине. Тот не огрызнулся, не почувствовал обиды и боли, считая, что он это заслужил. Мир стал для Морозки еще мрачней. Выстрелы, что трещали во тьме, эта темь, эта судьба, что поджидала его за околицей, казались ему справедливой карой за все, что он совершил в жизни.

Загудели бомбометы, грохнули орудийные залпы, один за другим рвались снаряды. Шахтерский взвод Дубова мужественно бился, давая возможность отряду отступить. Мечика Бакланов посылает в дозор, за ним отправляют Морозку. Первый дозорный задремал в седле, не заметил казаков.

Морозка, зная, что впереди есть дозорный, плохо следил за тем, что творилось вокруг него. Он находился в состоянии крайней усталости, осталось одно желание отдыха, отдыха во что бы то ни стало. Он не думал больше о своей жизни, о Варе, о Гончаренко, не жалел о смерти Дубова, хотя тот был одним из самых близких ему людей. Он мечтал только о той обетованной земле, где можно будет приклонить голову.

Эта обетованная земля представлялась Морозке в виде большой залитой солнцем мирной деревни, полной жующих коров и хороших людей, пахнущих скотом и сеном. Он заранее предвкушал, как он привяжет лошадь, напьется молока с куском пахучего ржаного хлеба, потом заберется на сеновал и крепко заснет под теплой шинелью. Внезапно перед Морозкой выросли желтые околыши казачьих фуражек, Иуда попятился назад, всадив его в кусты калины, кроваво затрепетавшие перед глазами. Радостное видение большой залитой солнцем деревни в сознании Морозки слилось с мгновенным ощущением неслыханного гнусного предательства, только что совершенного здесь. «Сбежал, гад. » – сказал Морозка, вдруг с необычайной ясностью представив себе противные чистые глаза Мечика и испытывая чувство щемящей тоскливой жалости к себе и людям, которые ехали позади него.

Морозке жаль было не того, что он умрет сейчас, а того, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих, доверившихся ему людей, что ехали позади него. Он « так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревавших » людей, что в нем не зародилось мысли о какой-то возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности. Он выхватил револьвер, высоко поднял его над головой, чтоб было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено. В то же мгновение что-то звучно сверкнуло, ахнуло.

Мир точно раскололся надвое, Морозка вместе с конем упал в кусты, запрокинув голову.

Сочинение на тему моя любимая сказка 5 класс морозко

4 варианта

Сочинение.
Моя любимая сказка.
«Теплое сердце» в русской народной сказке «Морозко».
Как любая девочка, я много времени провожу перед зеркалом. Каждый раз, кружась перед зеркальцем, я вспоминаю причудливое выражение «Нет! Не принцесса! Королевна!». Эти слова из фильма, снятого по моей самой любимой сказке «Морозко», автором которой является народ. И тут же, рядом со мной в отражении, я вижу полюбившихся мне героев этой сказки: великодушную и по-русски красивую Настеньку, добра- молодца Иванушку и волшебника Морозко. Ну и конечно, как в любой сказке в ней есть свои отрицательные герои, герои вызывающие смех и сострадание – это злая Мачеха и её ленивая Дочка.
В сказке «Морозко» на примере двух девочек, я вижу пример борьбы между трудолюбием и завистью. Настенька – добрая, ласковая и трудолюбивая. Дочка мачехи — грубая, ленивая и завистливая. Но в сказках всегда добро торжествует над злом. Праведным судьёй в сказке становится волшебник Морозко. Мне кажется, что он чем-то похож на Деда Мороза, которого мы ждём каждый Новый год. Когда злая мачеха отправила Настеньку в зимний лес, надеясь, что она там погибнет от холода, Морозко подверг Настеньку суровым испытаниям. Но что бы он с ней, ни делал, она всё равно оставалась доброй и незлобивой. Тогда Морозко полюбил эту девочку и щедро наградил её. И она вернулась домой живая и невредимая, да еще и с богатыми подарками. Старуха со своей дочерью почувствовали зависть и захотели того же. Но злая девочка в лесу ухитрилась нагрубить волшебнику, и тот оставил её не с чем. Я думаю, что такой пример заставляет задуматься о том, как следует вести себя в жизни. Ведь зло рано или поздно будет наказано.
Волшебный мир «Морозко» открыла для меня моя мама. Когда я была маленькой, мама часто читала и рассказывала эту сказку, а я представляла всех героев, а особенно мне нравился счастливый конец сказки. Мама часто говорит, что у меня такое же «тёплое сердце», как и у Настеньки.
От сказки веет теплом, доброжелательностью, хочется быть хорошим, добрым, поделиться хорошим настроением, сделать красивый поступок.
Я думаю, что в любом возрасте полезно читать сказки, хоть в сотый раз, и вспоминать мудрость, которую русский народ за много веков накопил в своей памяти.

Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?
В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая — родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица была трудолюбива, она сердце имела доброе и лицо красивое.
Она привыкла к плохому обращению с ней мачехи, но это не ожесточило ее. Девочка терпеливо переносила испытания, которые приготовил ей Морозко в лесу. А в лес она попала по злому умыслу старухи, которая надеялась, что трескучий мороз погубит падчерицу.
Казалось, так оно и будет. Все ниже спускался Морозко, сильнее потрескивал, пощелкивал. Когда лукаво спрашивал, тепло ли девице, она не просто отвечала: «тепло». Девица своего мучителя называла «Морозушка», «батюшка», чувствовалось в ней уважение к хозяину леса. А Морозко все ниже спускался, пуще трещал. Девица и виду не подавала, что ей уж совсем невмоготу холод терпеть. И снова она не ожесточилась и продолжала говорить добрые слова: «Морозушка», «голубчик». Как тут было Морозке не сжалиться над девицей! Окутал он ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
Когда старуха увидела падчерицу в собольей шубе, золоте, серебре да еще и с коробом богатых подарков, захотела и свою дочь увидеть с такими дарами. Вот и отослала старика с дочерью в лес. Только дочь была изнеженная, к работе не привыкшая. Обозлилась она на Морозко, слов гадких ему наговорила: «Сгинь, пропади, проклятый!» Вот и заморозил он ее насмерть.
Конечно, старухину дочь жалко. Жестокое отношение к другим всегда возвращается к обидчику. Жестока была старуха к падчерице, а поплатилась за это жизнью ее дочь. Заголосила старуха, да поздно.
Нравится мне в сказке то, что она учит: злой человек не может быть счастливым, и всегда будет расплачиваться за то зло, которое причиняет людям.
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:

Моя любимая сказка Морозко. В ней рассказывается следующее:

У милой девушки Настеньки была злая мачеха, которая не любила её, а любила свою дочку Марфушеньку. Однажды Настенька пришла в лес. Там она встретила милого юношу по имени Иван, после чего они познакомились. Иван стал хвастаться перед Настенькой, хотел даже выстрелить из лука в медведя.Но Настенька помешала Ивану это сделать, надев ему на голову пустое ведро. Когда Иван снял с головы ведро, то обнаружил, что его голова стала медвежьей. Иван от такого ужаса стал бродить по лесу. Там он встретил грибочка-боровичка, который сказал Ивану-“когда ты сделаешь доброе дело, то превратишься обратно в человека”.
Когда Настенька пришла домой, мачеха сказала ей- “Надоела ты мне, вези дед её в лес”. Дедушка не мог нечего сказать злой мачехе и увёз Настеньку в лес.
Сидит Настенька в лесу возле дерева и мёрзнет. Вод подходит к ней Морозко и спрашивает-“Не холодно ли тебе девочка, не замёрзла ли ты красная ?”. А Настенька отвечает-“Нет батюшка”. Пожалел Морозко Настеньку и забрал к себе домой. Дома Морозко строго настрого запретил Настеньке трогать его посох. После того, как Морозко ушёл гулять, Настенька случайно дотронулась до посоха и замёрзла. Морозко вспомнив, что забыл дома посох,вернулся домой и увидел Настеньку замёрзшей. В это же время в дом Морозко пришел Иван. Иван сказал Морозко-“Ты что сделал, как же я с Настенькой теперь говорить буду”. И это Иван сказал сквозь слёзы, от чего одна слезинка упала на Настеньку. Настенька очнулась и обняла Ивана. Морозко подарил им сани с оленями и много других подарков.
Когда Иван и Настенька приехали домой в деревню, то мачеха не поверила своим глазам. Настенька сказала, что все эти подарки подарил Морозко. После чего мачеха отправила Марфушеньку в лес, чтобы и ей Морозко подарил много подарков. Привезли Марфушеньку в лес. Подошел к ней Морозко и начал спрашивать -“Не замёрзла ли ты девица, не холодно ли тебе красная ?”. А Марфушенька и говорит-“Ну дед, давай мне всё, что ты Настеньке надорил и отправляй меня на санях домой”. Но не понравилось Морозко, что такая девчонка такие невежливые слова говорит, и отправил Марфушеньку на санях, запряженных свинками, без подарков домой. А Настенька с Иваном поженились и начали жить хорошо!
Эта сказка учит добру, что надо быть вежливей и всё у тебя получится!

Чем мне понравилась русская народная сказка «Морозко»?
В небольшой деревне, на окраине, стояла изба. В ней жили дед, баба и двое девочек. Одна из них была падчерица, а другая — родная дочь старухи. Падчерица и скотину поила-кормила, и дрова, воду в избу носила, и печь топила, но старухе ничем не угодишь. Кроме того, что падчерица была трудолюбива, она сердце имела доброе и лицо красивое.
Она привыкла к плохому обращению с ней мачехи, но это не ожесточило ее. Девочка терпеливо переносила испытания, которые приготовил ей Морозко в лесу. А в лес она попала по злому умыслу старухи, которая надеялась, что трескучий мороз погубит падчерицу.
Казалось, так оно и будет. Все ниже спускался Морозко, сильнее потрескивал, пощелкивал. Когда лукаво спрашивал, тепло ли девице, она не просто отвечала: «тепло». Девица своего мучителя называла «Морозушка», «батюшка», чувствовалось в ней уважение к хозяину леса. А Морозко все ниже спускался, пуще трещал. Девица и виду не подавала, что ей уж совсем невмоготу холод терпеть. И снова она не ожесточилась и продолжала говорить добрые слова: «Морозушка», «голубчик». Как тут было Морозке не сжалиться над девицей! Окутал он ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

Читайте также:  Система образов в романе А. А. Фадеева Разгром: сочинение

Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»

Предыстория

Русская народная сказка «Морозко» знакома всем с юных лет. Впервые она опубликована русским собирателем сказок А.Н. Афанасьевым в 1873 году и имеет две интерпретации (сказка №95 и 96).

Известно много схожих по сюжету сказок у других народов, а также у немецких сказочников братьев Гримм.

В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», который снят по мотивам русских народных сказок и более поздних обработок сказки, в т. ч. В. Ф. Одоевского, А. Н. Толстого. Отметим, что фильм не сильно отклонился от инвариантного сюжета, а смысловая структура соблюдена. Удивительно, но множество добавленных персонажей, в том числе бабы-яги, главного героя Ивана, старичка-боровичка, разбойников и прочие не испортили и не исказили нравственную подоплеку сказки. Но есть отдельные моменты, о которых мы упомянем в конце статьи.

Кривая забота или к чему приводит слепая любовь к детям?

С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.

В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.

Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.

Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):

Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и всё убирала ещё до́ свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала:

— Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе.

А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все её гладят по головке да приговаривают:

Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.

Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.

Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»

Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.

В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:

Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки её ленивицы и упрямицы.

Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.

Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.

Образ дочки

В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.

Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):

Старик тем же путём оставил девок под сосною. Наши де́вицы сидят да посмеиваются:

— Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!

Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.

Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.

Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.

Образ падчерицы в сказке «Морозко»

Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.

Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…

Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:

Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!

Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):

…была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила

А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:

Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста!

Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:

— Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!

Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил де́вицу:

— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная?

Де́вица чуть дух переводит, но ещё говорит:

— Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!

Мороз пуще затрещал и сильнее защёлка́л и де́вице сказал:

— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?

Де́вица окостеневала и чуть слышно сказала:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился, окутал де́вицу шубами и отогрел одеялами.

” width=”560″ height=”314″ allowfullscreen=”allowfullscreen”>

На кого уповает падчерица

Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:

в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась».

в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».

Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.

Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).

Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.

К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»

Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.

Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.

Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль» , в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.

Фильм «Морозко», Кого убрали из сказки.

Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.

Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам.

В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.

Читайте также:  Образ вечной Сонечки в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой: сочинение

В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что п рототип Иванушки – это покаявшийся грешник.

Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.

Промысел

Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.

Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.

Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых. Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.

Анализ сказки “Морозко”

Общая характеристика и источники русской народной сказки “Морозко”, обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.

РубрикаЛитература
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления13.02.2014
Размер файла16,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам, так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.

В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.

Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка – это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.

Положительный женский образ сказки «Морозко» – это главная героиня, падчерица – девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.

Положительный мужской образ в сказке – это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.

Отрицательные образы в сказке «Морозко» только женские – это мачеха и ее дочь – властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.

Единственным волшебным образом в сказке является Морозко – это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их по справедливости.

2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».

В развитии действия намечается завязка сказки: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.

Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.

В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки.

3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.

В завязке сказки происходит первый монолог старухи:

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.

Далее в лесу разворачивается диалог девушки и Морозко:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.

Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

«Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» – это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.

В сказке «Морозко» видно несколько сравнений:

– властная, завистливая и жадная мачеха – кроткий, мягкий и исполнительный старик;

– ленивая, глупая и злая дочь старухи – трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.

В сказке всегда два плана: внешний – сюжетный и метафорический – подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.

В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений. Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.

4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.

В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:

«Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница».

«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется».

5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком. Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.

6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения (ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять – что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы – характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.

Сказка «Морозко», как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.

кульминационный морозко сказка сюжетный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки “Гуси-лебеди”. Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки “Гуси-лебеди”.

реферат [40,9 K], добавлен 15.10.2015

Анализ эстетических мотивов обращения Пушкина к жанру художественной сказки. История создания произведения “Мёртвая царевна и семь богатырей”, оценка его уникальности и своеобразия персонажей. Тема верности и любви у Пушкина. Речевая организация сказки.

курсовая работа [45,5 K], добавлен 26.01.2014

Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями.

реферат [8,1 K], добавлен 04.06.2003

Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари “Приключения Чиполлино”. Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

анализ книги [15,9 K], добавлен 07.04.2017

Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки “Молодой Король”.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 24.04.2013

Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя на примере сказки “Красная шапочка”, ее анализ по структуре В.Я. Проппа. Функции и их характеристика. Связь волшебной сказки с мифом как особенность хронотопа жанра. Обряд инициации, полученные блага.

творческая работа [27,4 K], добавлен 03.12.2012

Изучение жанровых особенностей авторской сказки. Различие литературной и фольклорной сказки по генезису, форме, содержанию, объему и языку. Присутствие в разных сказках игрового начала, наличие “образа автора”, сочетание реального и фантастического.

реферат [18,0 K], добавлен 23.06.2014

История создания и опубликования сказки П.П. Ершова “Конёк–Горбунок”. Своеобразие жанра произведения, экспрессивность стиля и самобытность сюжета. Классическая трёхчастная форма и ее содержание. Образы, персонажи, тема и идея сказки. Думы и чаяния народа.

реферат [31,0 K], добавлен 15.11.2010

Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши “Три Толстяка”. Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

курсовая работа [87,4 K], добавлен 29.09.2009

Сказки о животных, их разновидности. Образы диких и домашних животных. Сравнительный анализ волка и лисы. Глупость лисы в сказке “Лиса и дрозд”. “Волк и семеро козлят”, мораль сказки. Образы животных как средство морального поучения и социальной сатиры.

контрольная работа [22,1 K], добавлен 28.01.2012

Ссылка на основную публикацию
×
×