Особенности композиции Слова о полку Игореве: сочинение

Особенности композиции «Слова о полку Игореве…»

«Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых – начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.
Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно – «Слово о полку Игореве» обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.
Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. «Слово» построено по принципу «триад»: оно состоит из трех частей – вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем – прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь— он рассказывает обо всем «по былинам нашего времени», то есть достоверно, так, как было на самом деле:
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Кроме того, во вступлении «Слова» определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:
Ратным духом исполнился
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал. ». Но князь не хочет прислушаться к знакам природы – он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.
Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение:
Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили.
Бесовы дети кликом поля прегородили,
А храбрые русские щитами червлеными.
Тут же за этим описанием в «Слове» следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть «Слова» заканчивается.
Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как «старший», ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом «золотом слове» слышатся мысли самого автора.
Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Третья часть «Слова» начинается плачем Ярославны – жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы – солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) – с просьбой о помощи.
Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой «Слова», несомненно, является побег Игоря из плена:
Солнце светит на небе –
Игорь-князь в Русской земле!
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады! –
В эпилоге «Слова» автор прославляет князей и дружину: «Слава князьям, а дружине аминь!»
Таким образом, композиция «Слова» проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею «Слова» – о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.

Композиция “Слова о полку Игореве”: особенности произведения (материалы для сочинения)

Князь Игорь Святославич.
Художник И. Глазунов

Композиция “Слова о полку Игореве”: особенности произведения

“. По общему мнению исследователей Слова, поэтический его план делится на три основные раздела. Первый из них посвящен событиям Игорева похода и последствиям русского поражения, второй — Святославу Киевскому, как оберегателю Русской земли, и третий — возвращению Игоря из плена. “ (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

“. По идейному содержанию и художественной форме в композиционной системе «Слова о полку Игореве» наиболее четко выделяются три части: Сон Святослава, Золотое слово Святослава и Плач Ярославны. Они являются своеобразным поэтическим фокусом, способствующим полному раскрытию авторского замысла. При анализе художественного построения «Слова» этим частям обычно уделяется главное внимание. ” (Булахов М. Г. “Слово о полку Игореве” в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь, 1989 г.)

“. Автор Слова далек от вольного орлиного полета, волчьего рыскания, гоньбы сокола за лебедями. Его песнь, прежде всего, подчинена строгому плану. В стройной, хотя и сложной композиции, автор Слова с необыкновенным поэтическим мастерством излагает событие 1185 г. в ряде тесно связанных между собою картин-песен. Многие из них кончаются рефренами, «припевками»:

“. Степь поникла, жалости полна,И деревья ветви приклонили. “

Рефренов много, причем некоторые повторяются по нескольку раз. Ясно, что сам поэт видел в них «припевки», отделяющие одну поэтическую часть от другой. “ (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

“. Автор Слова намеренно не придерживается последовательного изложения событий. Перед местами, особенно драматическими, он делает отступление, вводя песни, уводящие, главным образом, в воспоминание о прошлом. В этих, так сказать, интерлюдиях встречаются возвращения к «старому Владимиру» Все интерлюдии глубоко эмоциональны, полны высокого лиризма. “

“. Другими вводными интерлюдиями являются картины природы, предваряющие и сопутствующие наиболее сильным местам рассказа. “ (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

“. Композиция „Слова о полку Игореве“ при первом взгляде кажется очень сложной, а иногда и непоследовательной. Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц своего повествования к другим, постоянно меняет место действия, перенося его от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, а из Киева в различные русские земли, на некоторое время в Путивль, затем в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь — в Киев. Так же быстро меняется и время действия — автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему и к предчувствиям грозного будущего.

Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; эта патетическая часть сменяется лирической и интимной, а все произведение в целом завершается радостным и торжественным финалом.

В „Слове“ — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельна по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части вместе гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение.

В сущности, все темы в „Слове“ подчинены одной общей теме и все чувства — одному главному чувству, но и те и другие искусно развернуты во времени, представлены в сложном развитии. Эта главная тема — тема родины, и это главное чувство — чувство любви к родине. “ (“«Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк”)

“. Поражение Игоря, сон Святослава, отражающий это поражение, и последующий призыв Святослава ко всем русским князьям объединиться в своем отпоре натиску степняков являются как бы кульминацией «Слова»..” (Энциклопедия “Слова о полку Игореве”: В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 2)

Композиционные особенности Слова о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» – это настоящее культурное наследие в российской истории, написанное более 800 лет тому назад неизвестным писателем. Это произведение учит мужеству, отваге, чести, рассказывает, как жили наши далёкие предки, как отстаивали свой дом, не давая в обиду семьи. Однако, сюжет рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев, но неизвестный автор описывает своё отношение к объединению княжеств, судьба матушки-Руси.

Композиция произведения начинается со вступления, где автор говорит читателю, что не хочет, как певец Бояна хвалить великих богатырей, описывать подвиги, которые не каждый сможет повторить, а скорее наоборот донести все события до сегодняшнего дня. Всё должно быть по правде.

Князь Игорь собирается в поход, чтобы победить грозных половцев и по пути ему встречаются предзнаменования, которые поначалу говорят об успехе. Так и происходит, ведь первый бой дружинники с лёгкостью выигрывают, однако дальше всё становится только хуже. Бой один из главных сражений на Каяле проиграно.

Во второй (центральной) части произведения описывает вещий сон князя Святослава, который рассказывает о поражении сыновей князя Игоря и Всеволода. Но основная мысль здесь иная-это объединение русских князей перед одним общим врагом. Это сплочение даст новую силу княжествам.

Третья часть рассказывает о побеге князя Игоря из плена полоцкого и плачь Ярославны, который описывает скорбь по всем погибшим сынам Матушки-Руси.

Эпилог-это подведение этого во всех произошедших событий. Князь Игорь возвращается и обещает, что будет лучше, ибо понял все свои предыдущие ошибки. Самой главной ошибкой князя была гордость, ведь после первого боя с половцами Игорь возомнил себя непобедимым, а теперь должен держать ответ перед родными погибших, да и перед собственной совестью. Однако, народ русский встретил их, как победителей, героев спасших землю русскую от врага.

Таким образом, «Слово о полку Игореве.» это уже необычное произведение, которое рассказывает об исторических событиях произошедших много столетий тому назад. Это поучительная история для людей любого возраста. Композиция выстроена чётко: вступление, первая глава, центральная часть, третья глава и эпилог. Много символических значений присутствует в рассказе. Эта история несёт не просто исторический смысл, но и глубоко-моральный, нравственный.

2 вариант

Данное произведение было написано автором более восьми веков назад, по этой причине оно имеет целый ряд важных особенностей. В произведении повествуется о походе с северных земель, тогда еще раздробленных земель Руси, похода на половцев. Поход завершился поражением сил собранных князем Игорем. Но в данном произведении это историческое событие не имеет столь важного значения, так как автор на примере этого похода рассуждает о будущем всей объединенной Руси и ее могуществе.

Какие же в произведении есть авторские особенности

В вступлении автор размышляет как же ему лучше вести свое повествования. Он не хочет говорить, как и многие в то время летописцы лишь о положительных качествах князей и всей Руси в целом. Он хочет доносить правду, как очевидец, о Руси того времени.

Само произведение делиться на три большие части. Первая рассказывает нам о походе князя Игоря на половцев, его сражении с ними и полное поражение. Вокруг князя до сражения постоянно летает напряжение. Природа подкидывает ему знамения, что битву эту ему не выиграть, но князь упрям и не слушает никого, он хочет одолеть половцев любой ценой.

Вторая глаза повествует о князе Святославе, который в ночь перед сражением его сыновей увидел сон, который показал их поражение. Через несколько дней, узнав, что сон полностью сбылся, Святослав собирает у себя всех русских князей и говорит свою знаменитую речь, после которой Русь объединяется вовек.

Третью часть можно охарактеризовать, как скорбь по погибшим. В ней основную роль играет небезизветный, до сих пор плачь Ярославны . Она плачет о всех погибшим русских мужчинах, о своем муже и детях. В конце части зритель узнает, что Игорь смог сбежать из плена и отправился обратно в Русь.

Окончанием произведения служит предвкушения счастливого будущего бежавшего князя и его брата и хорошего будущего для всей Руси. Автор делает особый акцент на позитивной ноте, но мы видим, что он достаточно объективно показал нам всю картину происходящего тогда. Описав, как положительные, так и отрицательные стороны происходящих тогда процессов, а так же их участие в них князей.

Также читают:

Картинка к сочинению Композиционные особенности Слова о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Настоящие друзья не смотрят на ваше материальное благополучие. Настоящий друг может посоветовать, как одеться и что купить.

Жизнь человека переполнена разными событиями, в числе которых немало переживаний, бед, огорчений и боли. Существуют четыре типа темперамента. Из них я выделю сангвиников и меланхоликов.

Жанровая направленность произведения представляет собой лирическую прозу, основной тематикой которой являются авторские размышления о проявлении любви к самому близкому человеку в лице матери.

Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется

Что такое День Святого Валентина и откуда он пришел к нам, задаются таким вопросом многие люди. Этот великий праздник отмечается именно 14 февраля, в народе его называют праздником всех влюбленных.

Особенности композиции «Слова о полку Игореве…»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

«Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых – начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.
Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно – «Слово о полку Игореве» обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.
Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. «Слово» построено по принципу «триад»: оно состоит из трех частей – вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем – прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь— он рассказывает обо всем «по былинам нашего времени», то есть достоверно, так, как было на самом деле:
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Кроме того, во вступлении «Слова» определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:
Ратным духом исполнился
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал. ». Но князь не хочет прислушаться к знакам природы – он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.
Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение:
Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили.
Бесовы дети кликом поля прегородили,
А храбрые русские щитами червлеными.
Тут же за этим описанием в «Слове» следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть «Слова» заканчивается.
Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как «старший», ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом «золотом слове» слышатся мысли самого автора.
Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Третья часть «Слова» начинается плачем Ярославны – жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы – солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) – с просьбой о помощи.
Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой «Слова», несомненно, является побег Игоря из плена:
Солнце светит на небе –
Игорь-князь в Русской земле!
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады! –
В эпилоге «Слова» автор прославляет князей и дружину: «Слава князьям, а дружине аминь!»
Таким образом, композиция «Слова» проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею «Слова» – о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Древнерусская литература / Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова / Особенности композиции «Слова о полку Игореве…»

Смотрите также по произведению “Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова”:

Особенности композиции «Слова о полку Игореве…»

«Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых — начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.
Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно

Похожие сочинения:

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник литературы Древней Руси. По многим параметрам его можно назвать шедевром, равного которому нет.

Ярославна — героиня «Слова о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» — это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нем наряду с.

Анализ «Слова о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью.

Композиция «Слова о полку Игореве»Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже ХП-ХШ веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь.

Кем был автор «Слова о полку Игореве»?Копий как много по тебе сломали, «Слово…» ! Оратор не один слюною захлебнулся. Должен тоже я выполнить заданье школы. Но.

Историческая основа «Слова о полку Игореве»«Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили.

Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» — одно из самых загадочных произведений русской литературы — насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему.

Образ автора «Слова о полку Игореве»Существует множество предположений о том, кто был автором «Слва о полку Игореве». Им мог быть монах, так как в то.

Ярославна — один из важнейших образов «Слова о полку Игореве»«Слово о полку Игореве», датированное 12 веком, является одним из самых выдающихся произведений древнерусской литературы. Оно «наполнено» большим количеством героев.

Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы.

Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII — XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия.

Основная идея «Слова о полку Игореве»Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича.

Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…» А. С. Пушкин В 1812 году это событие в буре войны и.

Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»Существует много предположений о том, кем был автор «Слова о полку Игореве». Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что.

Человечность «Слова о полку Игореве»Максим Горький говорил о русском искусстве: «Русское искусство прежде всего сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку.

Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у него был не оригинал.

Образ Русской земли на страницах «Слова о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» — великолепный памятник древнерусской литературы. Участившиеся половецкие набеги в 12 веке на Русь вынудили князя Игоря.

Изображение природы автором «Слова о полку Игореве»В привлечении русской природы как действующего лица своего повествования автор «Слова о полку Игореве» проявил себя как исключительно наблюдательный ее.

Образ автора в «Слове о полку Игореве»«Слово о полку Игореве», на мой взгляд, можно назвать самым ярким произведением, поскольку в нем поднимаются самые острые вопросы нравственности.

Патриотизм и нравственные проблемы в произведении «Слово о полку Игореве»Патриотизм — чувство великое и необходимое. И складывается оно, прежде всего, из любви к Родине, преданности ей, готовности в любой.

Слово о полку Игореве — уникальный памятник древнерусской литературы«Слово о полку Игореве»-уникальный памятник древнерусской литературы. Оно создано в конце XII века неизвестным писателем. Он рассказывает о походе храброго.

Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному читателю?«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Он был написан.

«Слово о полку Игореве» — патриотический памятник древнерусской литературы«Слово о полку Игореве» было открыто ценителями русской словесности лишь в конце XVIII в. и сразу получило признание как один.

Отзыв на «Слово о полку Игореве»В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывается о событиях неудачного похода против половцев 1185 года во главе с.

Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»Более восьми веков назад было создано «Слово о полку Игореве». Однако это произведение не перестает нас удивлять. Почему же это.

Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» — замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику.

Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»Есть древние творения, сохраняющие живую прелесть художественности, которой мы наслаждаемся ныне так же, как и наши далекие предки. Каждое поколение.

Князь Игорь-защитник Отечества (по произведению «Слово о полку Игореве»)«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Оно было написано.

Каким я представляю себе автора «Слово о полку Игореве»Прочитав «Слово о полку Игореве», я представил себе все картины исторических событий, которые были упомянуты в «Слове…». Я очень хотел.

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературыВеликие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около.

Композиция, анализ и идея произведения “Слово о полку Игореве”

«Слово о полку Игореве» вызвало немало споров о времени написания, подозрений скептиков о подлинности. За два столетия было создано около ста переводов поэмы, и даже существует «Энциклопедия “Слова”». Но за всеми исследованиями, размышлениями и комментариями остается неизменным одно: «Слово» – это жемчужина древнерусской литературы, в которой, как известно, не было вымышленных героев и сюжетов.

Исторические предпосылки создания поэмы

Позади добрые времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. Русская земля раздираема междоусобицами князей, разделенных на два лагеря – потомков Мономаха и его противника Олега. Они жестоко враждовали друг с другом. В конце XII века кочевники одолевают южные окраины Русской земли и тревожат ее набегами. Но их натиск разбивается об ответные удары русской дружины.

После нескольких поражений кочевников объединяет хан Кончак, который пытается отомстить за поражение своего деда. В их войске появляются огромные луки-самострелы и «греческий огонь». Разрозненные русские князья столкнулись с сильным и единым войском. Под влиянием этой опасности зреют идеи об объединении и делается попытка примирения мономаховичей и ольговичей, которые на время рвут союз со степью. Эти факторы и определили основную тему и идею произведения «Слово о полку Игореве».

Князь Игорь Святославович

«Слово» рассказывает в основном о походе князя против кочевников. Игорь – второй сын Святослава Ольговича и внук Олега Святославовича, знаменитого своими междоусобицами с Мономахом. Родился князь Игорь в 1151 году, и ко времени похода у него было уже трое сыновей от первой жены. Дочь князя Ярослава была второй женой Игоря, на которой он женился за год до похода. Наголову разбитый Рюриковичем в 1180 году Игорь спасся со своим союзником, а в будущем – злейшим врагом Кончаком.

Когда возникла необходимость объединения русских князей, глава ольговичей Святослав отказался от союза с половцами и выступил одним из организаторов объединения. Это сказалось и на Игоре, который решительно рвет с кочевниками, становится их ярым противником и ставит перед собой безумную задачу – своими силами найти Тмутаракань и дойти до Черного моря, сотню лет закрытого для русичей.

Что двигало князем Игорем? Воинская честь и раскаяние в прежних поступках, ненависть к недавним союзникам, ставшими свидетелями его позора, самолюбие и преданность общерусской политике, – во всем этом особый трагизм похода Игоря. Трагизм, приковавший к нему взгляды летописцев, составивших о нем повести. Поход Игоря ярко показал, что против половцев невозможно действовать в одиночку и только объединенные походы могли иметь успех.

На примере несчастного похода князя Игоря автору «Слова» было удобно показать отсутствие единения русских князей, поэтому главной идеей произведения «Слово о полку Игореве» стал призыв к согласованному отпору половцам. После похода 1185 года северские князья еще дважды выходили против кочевников под предводительством Игоря. О княжении Игоря ничего не известно. Игорь умер в 1202 году, и так и остался бы одним из удельных князей, если бы не «Слово», безвестный автор которого обессмертил князя, превратив его в образ.

Композиция произведения

На первый взгляд композиция поэмы кажется сложной и непоследовательной. Автор постоянно меняет в повествовании место действия, переходит от одних действующих лиц к другим, вкладывает многочисленные отступления, размышления, переклички и повторы. От тяжелой скорби переходит к призывам, лирическая часть сменяется патетической, но в каждом эпизоде отчетливо слышится голос автора и главное чувство, которому он подчиняет все темы и идею произведения «Слово о полку Игореве», – любовь к родной земле. Композиционно поэму все-таки можно разделить на пять основных блоков:

  1. Вступление начинается с размышления автора, как поведать о походе Игоря. Он противопоставляет свой стиль изложения великому певцу Бояну, который прославлял князей и дружину. Автор же решает пойти другим путем – рассказать все достоверно, по «былям нашего времени», и определяет «границы» своего рассказа – от Владимира и до Игоря.
  2. Поход и поражение Игоря – это второй блок поэмы, который автор начинает со зловещего предзнаменования – солнечного затмения. Но взыграло в князе самолюбие, взглянув на светило, Игорь обращается к своей дружине с речью, которая исполнена воинской решимости, и выступает в поход. Первый бой они выиграли, и войску Игоря досталась богатая добыча. Ночуют в поле русичи и, утомленные боем, не подозревают о надвигающейся опасности: земля гудит от топота копыт вражьей конницы, окружившей со всех сторон русские полки. Три дня бились храбрые русичи, напоили «сватов» своей кровью и полегли на поле брани. В заключение этой части автор вновь касается волнующей его темы и идеи произведения «Слово о полку Игореве», и описывает последствия поражения Игоря, – оно неотделимо от раздираемой усобицами Руси.
  3. Золотое слово Святослава является кульминацией третьей части произведения. Святослав говорит, что поражение Игоря «открыло ворота» на Русь и указывает на первое последствие этого – нападение кочевников на Переяславль, и со слезами призывает всех князей русских объединиться. Автор обращается к истокам этой вражды, чтобы показать губительность усобиц. После чего возвращается к рассказу об Игоре, и переходит к личной теме – плачу о нем его жены.
  4. Плач Ярославны по мужу – это плач, жалеющий не только Игоря, это скорбь русской женщины по русским воинам. Автор и здесь касается главной темы и идеи произведения «Слово о полку Игореве» – темы родины. В плаче Ярославна ищет сочувствия у русской природы, и горе ее находит облегчение.
  5. Побег и возвращение Игоря автор описывает в образе народной сказки: река вступает с Игорем в разговор и сочувствует ему. Далее рассказывает о погоне хана, и переходит к радостной части произведения – Игорь приезжает в Киев, его возвращению все радуются и поют ему славу.

Героизм и трагедия

Автор наметил себе две задачи:

  • показать состояние, в котором находилась Русь, разрозненная и раздробленная;
  • пробудить сознание князей и во имя русской земли объединиться.

И делает это на примере князя Игоря. Изображение это противоречиво. С одной стороны, он – герой, храбрый воин, который стремится защитить русскую землю. Но, с другой стороны, Игорь нанес своим походом ущерб общему делу, – об этом говорит в «золотом слове» Святослав.

В чем героизм этого героя? Это действия Игоря, его решимость идти вопреки всему, – предостережениям природы и численному превосходству врага, – на половцев. Он выигрывает первое сражение, затем попадает в плен. Но он не повержен. Он бежит из плена, и, в сущности, непобедим. Но его героизм в результате оборачивается трагедией.

Земля залита кровью храбрых русичей, стон и плач над всей землей русской стоит. Те же кочевники, не так давно побежденные киевским князем Святославом, «простерлись по Русской земле». Уже спустился позор на славу. Святослав в слове своем упрекает Игоря, что они с братом самонадеянно пошли на половцев, предшествующую славу похитили, и будущую решили поделить на двоих. Постепенно его речь переходит в обращение ко всем князьям русским, в его уста автор вложил основную идею произведения «Слово о полку Игореве».

Борьба за Русь

«Слово» начинается с колебаний автора, они вносят чувство неуверенности и смутное ощущение опасности. Тревожное начало, непрерывно возрастая, находит конкретное объяснение: решимость князя, несмотря на зловещие приметы, выступить в поход. И это создает ощущение обреченности, уверенности в том, что русское войско отправляется навстречу погибели.

Чувство тревоги сменяют бодрые мотивы: победа русичей в стычке с врагом и богатая добыча заслоняют тревогу. Но вскоре это чувство овладевает всей природой: черные тучи, мутные реки, кровавые зори и подземные стуки. С приближением несметного войска половцев назревает в поэме и новая тема – мужество русских воинов. Но автор как будто не может прямо сообщить об их поражении, и он вспоминает о былых походах, о прежних победах.

Говоря о погибших, автор возвращается к народному плачу, говорит о несчастье, постигшем всю Русь. Он стремится осознать поражение Игоря в широких границах русской истории. Воспоминания о былых победах приводят в Киев, к Святославу, где слова князя переходят в призыв объединиться. И в этом обращении читатель явственно видит основную мысль автора и понимает, какова идея произведения «Слово о полку Игореве». Чувство неуверенности в победе в начале поэмы переходит к требованию этой победы у всех русских князей – объединиться в борьбе за Русскую землю.

Ссылка на основную публикацию
×
×