Цельность творчества В.Шукшина: сочинение

Сочинение на тему «Творчество В.М. Шукшина»

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

В 1971 году Шукшин пишет новое произведение в жанре романа – «Я пришел дать вам волю». Теперь писатель обращается к одной из ярких исторических фигур – образу атамана Степана Разина – и показывает собственный взгляд на личность руководителя крестьянского восстания и концепцию его характера. При раскрытии образа донского атамана Шукшин, в первую очередь, акцентирует внимание на глубоких противоречиях личности великого бунтаря. Так, любя людей и желая освободить закрепощенного человека Разин может убить гонца, принесшего дурную весть. Шукшин не преуменьшает и не затушевывает жестокость, необузданность, самодурство своего героя, но и не умоляет его исторических заслуг. Еще одна отличительной черта романа является то, что Шукшин смотрит на казачью вольницу сквозь призму крестьянских проблем.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город. «Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку. «Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

Архив В. Шукшина насчитывает 125 опубликованных рассказов, в которых он по крупицам собрал достоверный портрет крестьянина и образ всего крестьянства в целом. В мире деревни писателю было интересно все: смысл и основы его существования, нравственные основы, человеческие судьбы, проблемы сиюминутные и вечные. Проза Шукшина драматургична, с большим количеством диалогов и преобладанием сценических эпизодов над эпизодами описательными. Шукшин практически не использовал законченный сюжет, поскольку он, по мнению писателя, всегда несет определенный вывод, мораль, а морализаторства писатель не переносил. Для Шукшина всегда было главным показать характер своего героя.

В своей прозе В.Шукшин смог раскрыть сложный, богатый и одновременно драматичный духовный мир сельского человека, на котором определенным образом сказался серьезный социальный слом крестьянской жизни, произошедший в революцию, гражданскую войну и коллективизацию. Важно, что при этом В.М. Шукшин всегда был объективен и никогда не идеализировал крестьянство.

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Нравственная проблематика рассказов Шукшина — Литература и русский язык

1) Краткая биография В.П.Шукшина

2) Нравственность рассказов Шукшина

а) “Думы” и “Дядя Ермолай”

б) “Микроскоп”, “Забуксовал”, “Космос, нервная система и шмат сала”

г) И многие другие рассказы

1) Краткая биография В.П.Шукшина.

Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилет­ней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946году покинул род­ное село и переехал в Калугу.

Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Вла­димере, слесарем, разнорабочим головного ремонтно-восстановительно­го поезда.

В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.

Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме

М.Хуциева “Два Федора”, это было в 1956году. В этом же году был впервые опубликован в журнале “Смена” с рассказом “Двое на телеге”.

И вот с 1963года В.Шукшин – становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы “Живет такой па­рень”,”Ваш сын и брат”.

Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литера­тором. Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям та­кие фильмы как “Печки-лавочки” в 1973году, “Калина красная” в 1974году.

“Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики (сборник новелл “Сельские жители”в 1963году, “Там в дали” в 1968году, сборник рассказов “Характеры” в 1974году, в том же году “Беседы при ясной луне”, и роман “Я пришел дать вам волю” и др.).”

Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась рано – в 1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скон­чался во время съемок кинофильма “Они сражались за Родину”.

1) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. – М.,c1993г., II часть.

2) Нравственность рассказов Шукшина.

В литературе 60х – 70х годов одной из главенствующих тем – была тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяй­сиве вызвало в жизни ряд замечательных произведений Ф.Абрамова,

В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина. Их произведе­ния тем и замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение социальные и духовные, нравственные ин­тересы современного общества. Писатели устремлены к познанию нравс­твенных истоков характера деревенского человека, стремительно меня­ющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.

Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество – явление яркое и самобытное.

При всем многообразии жанровых форм Шукшина – есть то, что их объединяет, – излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.

Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исс­ледует его как художник досконально, открывая его душевную многос­лойность, многогранность.

В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаи­мости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений под­вижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает не­повторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.

Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств выро­жения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденно­му, казалось бы значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием.

Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.

Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.

Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога – подвижен, современен, насыщен колоритными речениями.

Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие худо­жественных средств.

Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредствен­ностью, – уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные си­туации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем – все это увлекает и волнует читателя.

Не “рассказы настроения” влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.

Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, кото­рый существовал между материальными условиями жизни человека в го­роде и в деревне, между уровнем культуры.

Шукшин – писатель глубоко социальный. Он исследовал новые соци­альные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное – те черты, которые в совокупности создавали русский на­циональный характер. Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении – вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.

Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравс­твенных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам челове­ческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и разви­вается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, – он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.

Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шук­шин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.

Читайте также:  Первый из великих трагиков Эсхил: сочинение

Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнару­жить в обыденном характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни.

Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протап­тывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это – обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.

Одна из главных его тем – тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?

а) “Думы” и “Дядя Ермолай”.

Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд – на пользу обществу, труд – удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание чита­теля прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.

В рассказе “Думы” (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев.

В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война – пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой – избрали председателем колхоза.

Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии – слияния с природой. Писатель акцентирует внимание чело­века на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемствен­ности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности мате­ринства и доброты – через них познается человек, а через него – время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к поз­нанию глубин души человеческой. А в этом – ключ к решению древних и новых загадок жизни.

Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ “Думы” философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией.

Рассказ “Дядя Ермолай” написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам ижди­венчиства, захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба.

Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: “знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал”.

В рассказах “Дядя Ермолай” и “Думы” созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских людей, вол­нуют проблемы и противоречия века.

б) “Микроскоп”, “Забуксовал” и “Космос, нервная система и шмат сала”.

Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие расс­казы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ “Микроскоп” прони­зан юмором, но в глубине его образной системы – глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о “вещной болезни”, ставшей столь распростра­ненной в наше время.

Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждод­невного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Можно зло посмеяться над героем рассказа “Забуксовал”, который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?

Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе “Космос, нервная система и шмат сала” (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.

Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от мате­ри, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кла­довке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, – что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он со­ветует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары циви­лизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язви­телен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.

В рассказах Шукшина – сложная картина жизни, – за простыми реа­лиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения.

Таков и рассказ “Осенью” (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отли­чающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической ин­тонацией.

Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, – и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла. Уже была семья, детишки. А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и воз­неновидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи – Павел прогнал его.

И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским мак­симализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось – все трое лишили себя счастья.

Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье дос­тижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова.

г) И многие другие рассказы.

Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях

– в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим лю­дям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выра­жал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравс­твенны.

В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах “Мужик Дерябин”, “Непротивленец Макар Жереб­цов”, “Привет Сивому!”, “Мой зять украл машину дров!”, “Бессовест­ные”. Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социаль­но-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказа соз­даются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа.

“Сураз”, “Раскас”, “Беспалый”, “Страдания молодого Ваганова” – рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповто­римости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться чело­веческим характерам, но и относиться к личности с уважением, счи­таться с нею.

Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ни­чего загадочного, хотя переход от неистовой “циганочки” к вечному покою трагически противоестественен. Смерть – разрушение жизни, не­поправимое несчастье (“Горе”, “Как помирал старик”, “Сураз”, “За­летный”, “Охота жить”, “Осенью”, “Солнце, старик и девушка”, “Жил человек”, “Заревой дождь”). Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе.

Ситуации рассказов менее всего поддаются “разъяснению”, они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряже­ние, достигнув предельно высокой точки, может разрешится драмати­чески или комедийно. Таковы ситуации рассказов “Страдания молодого Ваганова”, “Версия”, “Хахаль”, “Вянет пропадает”, “Бессовестные” и д.р.

“Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитич­ность, динамизм, конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены во внешним рисунке характеров. Их нужно ис­кать в природе внутренних изменений, в сути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей.” Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия или в финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логика развития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собс­твенной несостоятельности, своей отрицательной сущности – в самооп­равержении.

Читайте также:  Первый из великих трагиков Эсхил: сочинение

1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. – М.,1981г.

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персоо­нажей.

В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирал­ся на традиции классики.

Творчество В.Шукшина я попыталась представить в свободном, ес­тейственном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравс­твенно-эстетической позицией художника, которая с развитием его ис­кусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях.

Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняюще­гося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жиз­ненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступе­ни, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это – сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная.

Искусство психологического портрета, речевое многообразие, ми­ровосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответс­твенности – это и многое другое роднит творчество Шукшина с читате­лем.

1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. – М.,1981г.

2) Карпова В. Талантливая жизнь. – М., 1986г.

3) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. – М., 1993г., II часть.

4) Шукшин В. Нравственность есть Правда.

План реферата: 1) Краткая биография В.П.Шукшина 2) Нравственность рассказов Шукшина 3) Его рассказы: а) “Думы” и “Дядя Ермолай” б) “Микроскоп”, “Забуксовал”, “Космос, нервная систе

Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина

Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина

Словосочетание “сельский горожанин” привычным стало сравнительно недавно. Появление его связано с крупными изменениями социального, экономического, демографического характера, которые получили толчок к массовому развитию лишь в конце 50-х годов. Положение такого “сельского горожанина” образно обрисовал Василий Шукшин в “Монологе на лестнице” . Это даже не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке.

Долго в таком состоянии пребывать нельзя,

я знаю – упадешь”…

“Характеры и образы героев рассказа Шукшина “Монолог на лестнице” и повести “Там на месте”

От того, как поведет себя человек, столкнувшийся с трудностями в новой для него городской жизни, как воспримет внешние и внутренние приметы урбанизма, как адаптируется к цивилизации, зависит его дальнейшая жизнь. Сельские жители приходят в город, они должны привыкнуть к городскому быту. Они что-то духовно важное, устойчивое приносят с собой. Происходит сложный процесс в семьях, как бы промежуто чных, еще не ставших частью одного целого, но уже перестающих духовно, душевно, нравственно

быть частью другого целого…

Эти люди еще не совсем горожане, но уже и горожане: они чувствуют себя новыми людьми в городе, они вступают в непростые взаимоотношения с “коренными”. И возникают непростые психологические, нравственные последствия – как для тех, так и для других.

Первыми к теме сельских горожан обратились прозаики, на себе ощутившие, как мучителен порой процесс отрыва от родной стихии, приспособление к новым условиям жизни. Вслед за Шукшиным, по праву считающимся первооткрывателем маргинального характера в литературе, такого рода героев представили Ф. Абрамов, В. Белов, М. Евдокимов. О том, что это направление ширится, свидетельствует тот факт, что к созданию маргинального характера обращаются ныне не только мастера “деревенской ” прозы, но и авторы, никак не связанные в прошлом с сельской темой… Они рассматривают вчерашнего сельского жителя на фоне современного города с его урбанистическими проблемами.

Центральными в произведениях о сельских горожанах предстают женские образы.

Непреодолимо раздвоенной предстает перед читателем недавняя сельская жительница из повести В. М. Шукшина “Там, вдали” . Метания Ольги Фонякиной, ее раздвоенность в значительной степени объясняются тем, что она оторвалась от родной деревенской среды и не нашла себя в городской. Неудавшаяся учеба в институте, погоня за легкой жизнью, пьяные кутежи, драки, завершившиеся тюрьмой, – вот основные штрихи ее “цивилизованного” бытия.

Психологический рисунок этого своеобразного характера В. Шукшин создает при помощи мастерски воссозданной речевой характеристики. Так, душевное состояние Ольги, когда она отдается стихии бесшабашной городской жизни, выражено в коротких, отрывистых фразах, усечении предложений, недоговоренности, умолчаниях. И, наоборот, в моменты наступавшего прозрения, очищения от накипи упорной жизни – партия Ольги в диалоге более раздумчива, окрашена тонами тоски, робости. . Сила и выразительность речи шукшинских персонажей заклю – чена в каком-то волшебстве диалога . Во внутренней рецензии на сборник “Там, вдали” характер Ольги Фонякиной назван самым впечатляющим психологически достоверным из всех образов, “населяющих” эту книгу.

Ключ к пониманию притягательности этого персонажа – в динамике его развития: утрачивая волю, Ольга поддается легким соблазнам, а в результате – “страстная жажда все же найти что-то прочное, основательное, прикрепиться к чему-то, и вечная неудовлетворенность, и поиски избавления единственно доступным способом изменения привязанностей, не приносящие удовлетворения”. В несколько ином ракурсе, нежели у В. Шукшина, вылеплен маргинальный характер дочери пекарихи Пелагеи в повести Ф. Абрамова “Алька”.

Юная красивая девушка, увлекшись заезжим офицером, убегает за ним в город. Обнаружив, что ее возлюбленный имеет семью, Алька впервые в жизни остается совсем одна, без крова над головой, без материальной поддержки. Но ведь не зря она дочь Пелагеи Амосовой, которая всегда находит выход из самого сложного положения.

Пожив немного в городе, Алька сумела усвоить внешние атрибуты урбанизма и считает себя вполне городской жительницей. Вот как выглядит Алька, приехавшая в Летовку, чтобы здесь показать себя: штаны у нее – шик. Красные, шелковые – прямо огонь на ногах переливается.

Да и все остальное, кстати сказать, – первый сорт. Белая кофточка с глубоким вырезом на груди, туфли модные на широком каблуке, сумочка черная, ремешок через плечо – чем не артистка?

Но, встретившись с односельчанами, в частности с бывшей подругой Лидкой Ермилиной – ныне лучшей дояркой, любимой женой и уважаемой невесткой, Алька открывает для себя существование и непреходящую ценность другой, настоящей жизни: с почетом, любовью, семейным счастьем. Вот тогда-то и родился в ее сознании вопрос, который она первый раз в своей жизни задала себе: да кто же, кто ж она такая?

За несколько дней пребывания в родной деревне Алька будто прозрела. Бродя по опустевшему родительскому дому, вспоминая свою жизнь с матерью и отцом, девушка глубоко страдает. “Слезы текли по пылающим Алькиным щекам. Да как это так? Кошка, зверь дикий, верен хозяйке, даже после смерти ее из дому не уходит, а она, дочь родная, бросила родительский Дом, на город променяла… – Мама, мама, – я останусь.

Слышишь? Никуда больше не поеду… “. Однако оказывается, что порвать навсегда с городской жизнью, уже ею испытанной, Алька не в силах. Родное, кровное, просит остаться, а новое, уже коснувшееся ее, тянет в другой мир. Мы, читатели, чуть было не поверившие в спасение Альки, оставляем абрамовскую героиню на распутье: приехав ненадолго в город, чтобы взять расчет на работе и попрощаться с подругой, Алька вновь попадает в водоворот городской суеты. Решение остаться в городе для нее небезболезненно.

Мысль о продаже родительского дома терзает сердце. Вызывает очередной приступ тоски и истерики.

Противоречивость составляет неповторимую суть характера Альки Амосовой, во многом она связана с особенностями ее темперамента. В метаниях героини сказывается “промежуточное” положение не только между городом и деревней, но и между двумя моралями: моралью труженицы, и, так сказать, потребительской моралью, сводящей смысл жизни к погоне за удовольствиями. Первую мораль так же нельзя назвать “деревенской”, как и вторую – “городской”.

Очевидно, Альке на роду написано всю жизнь разрываться душой между городом и деревней. Какое из двух начал одержит верх? Удержит ли ее город или, наоборот, родная деревенская стихия, знаменитая материнская “паладьина межа” позовут ее домой?

Творческий путь В. Шукшина

Творческий путь В. Шукшина

Василий Шукшин – писатель, сценарист, режиссер, актер. Он писал рассказы, повести, романы, киносценарии, публицистические статьи. Поставил по своим сценариям художественные фильмы («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная» и др.), как актер создал в кино запоминающиеся образы современников («У озера», «Они сражались за Родину» и др.).

О Шукшине говорили, что если бы он проявил себя лишь в одной и этих областей искусства, то и тогда его вклад в культуру как самобытного, оригинального художника был бы значителен. Но все же особого мастерства он достиг в жанре короткого рассказа. «Это не роман, – места мало, времени мало, читают на ходу. Дела же человеческие, когда они не выдуманы, вечно в движении, в неуловимом вечном обновлении. И стало быть, тот рассказ хорош, который чудом сохранил это движение, не умертвил жизни, а как бы «пересадил» ее, не повредив, в наше читательское сознание».

Таким «чудом» и являются рассказы Шукшина: в них – сочетание обыденной и эксцентрической ситуаций; ставятся современные проблемы, даны законченные характеры, слышится образная речь персонажей, ярко представлен деревенский быт.

В. Шукшин родился на Алтае, в деревне Сростки. Его юношеские годы совпали с Великой Отечественной войной и были нелегкими. Ему рано пришлось выполнять в семье роль мужчины, кормильца: он работал в колхозе, растил хлеб для фронта.

После окончания войны Шукшин служил на флоте, а после демобилизации, закончив экстерном среднюю школу, работал учителем в родном селе.

В 1954 г. он едет в Москву и поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии, окончив который, стал режиссером и актером.

Читайте также:  Первый из великих трагиков Эсхил: сочинение

Начал публиковаться с 1958 г. Первые рассказы Шукшина – это в основном зарисовки характеров, нравов, ситуаций («Сельские жители», «Земляки», «Одни» и др.). Для них характерны теплый юмор, сочувствие и симпатии к героям. С годами углубляется творческое мастерство писателя, его рассказ становится социально значимее, отражает глубину человеческих судеб, авторские оценки становятся резче. Писатель не скрывает, что любит деревню и ее жителей с их душевной открытостью и непосредственностью. Эти качества, считает он, есть и в городе, но в деревне они просто заметнее, «в деревне весь человек на виду».

Жизнь большинства людей старшего поколения в произведениях Шукшина происходит в тесном единении с природой, землей. Земля, труд, дом, родная деревня, кладбище, где похоронены предки, – вот обычный круг их жизни. Постоянный труд на земле, близость к природе, связь с традициями ушедших поколений придают им нравственную силу, помогают переносить трудности и чувствовать свою необходимость на земле. Но как ни уважает автор этих людей, у него иногда возникает сомнение в бесспорной правильности их жизни. «Вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что, был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл. Или не было никакого смысла, а была одна работа. Видел же я потом других людей. Вовсе не лодырей, нет, но свою жизнь они понимают иначе! Но только, когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее?» – так заканчивает Шукшин рассказ «Дядя Ермолай».

Круг жизни молодого поколения в рассказах писателя гораздо шире: они служили в армии, имеют специальность, знают городскую жизнь, а некоторые переселились в город. При всем разнообразии характеров у Шукшина можно выделить тип человека молодого поколения, по словам автора, «нравственной основой обязанного селу», которому свойственны прямота, искренность, глубина и цельность чувств. Добрые и честные, они не допускают в людях возможности зла, обмана, подлости, и столкновение с этими явлениями бывает для них тяжелым уроком, серьезной душевной травмой («Ванька Тепляшин», «Беспалый», «Обида», «Материнское сердце» и др.). Так, в истории Сашки Ермолаева («Обида») незаслуженное и намеренное оскорбление в присутствии людей ограниченных, равнодушных, превратили тихого Сашку в буйного и агрессивного. Вообще, когда дело идет о поругании достоинства человека, его чести, предательстве и т.д., – перо писателя становится беспощадным.

Есть у Шукшина особая категория персонажей, обрисованных с мягким юмором и отличающихся такой наивностью и странностями, что постоянно вызывают смех окружающих. Их называют «чудиками», «психопатами». Но если вдуматься, то они оказываются душевнее, честнее и добрее тех, кто склонен иронизировать над ними («Чудик», «Гринька Малюгин», «Мастер», «Психопат» и др.). У этих людей бывают странные стремления. Так, Семка Рысь – несерьезный, любящий погулять плотник-золотые руки, проникся красотой старинной разрушающейся церквушки и старается всеми силами восстановить и сохранить ее («Мастер»). Столяр Андрей Ерин, купив микроскоп, мечтает, как уничтожить все микробы, которые «пролезают в организм и укорачивают человеку век» («Микроскоп»). Вечный двигатель изобретает Моня Квасов («Упорный»). Автор ценит в своих героях такие порывы, независимо от того, реальны, наивны или фантастичны они. Люди такого типа, по мнению Шукшина, способны на героические поступки. Так, Гринька Малюгин («по общему мнению односельчан, человек недоразвитый, работал хорошо, но тоже чудил»), не задумываясь, бросается к машине с загоревшимися на ней бочками с бензином и направляет ее от бензохранилища, предотвращая взрыв.

Писатель любит, но не идеализирует деревню. Он подмечает психологию собственничества, зависть, демагогию в некоторых сельских жителях («Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Срезал», «Макар Жеребцов» и др.). Таков старик Евстигнеич – «скряга отменный» («Космос, нервная система и шмат сала»), Наум Кречетов («Волки»). Особенно страшен Тимофей Худяков, кладовщик базы в деревне, который «всю жизнь воровал. и не попался ни разу». Все у него есть на старости лет, но его и ему подобных охватывает чувство одиночества, отверженности односельчанами, сознание пустоты своей жизни («Билетик на второй сеанс»).

В рассказах Шукшина можно встретиться и с теми, кто стал настоящим интеллигентом, и с теми, кто оказался в ряду обывателей. Его рассказы – это галерея типов, характеров, проблем, созданная мастером, остро реагирующим на вопросы современности.

Всем своим творчеством В. Шукшин говорил: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдай всего этого за понюх табаку».

(По С.Н. Плужниковой)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сочинение на тему “Герои-чудики в рассказах Шукшина”

Одним из авторов, которые проповедовали в своих произведениях доброту и отзывчивость, был Василий Макарович Шукшин. Это был человек с разносторонним талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его творений идут душевная теплота, искренность, любовь к людям.

Однажды Шукшин сказал: «Каждый настоящий писатель, конечно, психолог, но сам больной». Вот этой-то болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь проникнуты рассказы Шукшина.

Рассказы Шукшина короткие, понятные, интересные, в них много точных и красочных высказываний. Рассказы «Чудик» и «Срезал» входят в сборник «Беседы при ясной луне». Само название сборника говорит о некоей дружеской беседе о жизни, любви, природе. Рассказы Шукшина написаны простым разговорным языком, который передает особенности речи персонажей. В своих произведениях Шукшин продолжает традиции русской классической литературы: Толстого, Гоголя, Горького. Его герои из народа, простые люди, но в них есть какая-то изюминка.

Так Шукшин показывает нам новый тип героя. Это «чудик» (в сборнике даже есть рассказ с таким названием). Эти чудики похожи на героев Горького, но они ближе нам, потому что жили не так давно. Чудики Шукшина – это люди, которые создают «праздник души», живут просто, естественно, не делая другим зла. Окружающие воспринимают их как ненормальных, потому что они могут выкинуть какой-нибудь фокус. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Но их стремление сделать «людям как лучше» постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Я думаю, что это происходит потому, что каждый по-своему понимает, «как лучше». Им вот кажется, что так будет лучше, а другим людям – нет. Вот поэтому «чудиков» так и зовут. Таково, например, столкновение в рассказе «Чудик» главного героя с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей Чудика. А ведь он просто добрый и веселый человек. Шукшин хочет нам показать, что люди равнодушны друг к другу, они чужие друг к другу, черствы и не хотят помочь. Те же, кто пытается объединить людей, становятся «чудиками», почти сумасшедшими.

Но «чудики» могут быть не только добрыми. Например, главный герой рассказа «Срезал» Глеб Капустин. Он недобрый, потому что ему всегда хочется унизить другого человека, особенно приезжего, показать, что тот дурак и т. д. Рассказ начинается с того, что Константин Иванович – городской интеллигент – приезжает в деревню. Он образованный человек, и это не нравится мужикам. Они зовут Глеба, потому что он среди них слывет самым ученым. Глеб же заранее хочет «срезать» городского гостя, то есть победить в их споре. Здесь Шукшин показывает, с одной стороны, надменность городского гостя, который считает, что приехал в глухую деревню, а с другой – злобу деревенского мужика, который хочет доказать, что он «тоже кое-что микитит». Обычная сначала беседа о последних достижениях науки превращается в выяснение отношений. Шукшин не вмешивается в происходящее. Он как будто бы один из слушателей спора – он просто передает его содержание нам. Но он смотрит на Глеба с грустной улыбкой, ведь эта злоба разрушает его самого.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

В этом рассказе Шукшин показывает очень давнее противостояние интеллигенции и народа. Даже сейчас, когда есть телевизоры, компьютеры, оно сохранилось. Шукшин любит своего героя, он, вообще, любит всех своих героев, потому что они такие же простые люди, как и он. Но это не мешает ему указывать на их недостатки, показывать, что они делают что-то неправильно: мужики сами начинают обрывать Глеба, они уже и не рады, что завязался этот спор. В конце рассказа у всех остается какое-то неприятное впечатление от спора Глеба и Константина Ивановича. Ведь Глеба Капустина жалко. Вся цель его жизни – «срезать» проезжающих людей, то есть оправдать свое прозябание в этой деревне, доказать им, что он живет не напрасно. Хотя, как мне кажется, он доказывает это себе самому. Ведь он и злится потому, что его жизнь – напрасная, проходит вхолостую, что он не сделал ничего хорошего или стоящего. Такие мысли характерны для многих героев прозы Шукшина.

В.М. Шукшин писал свои произведения в годы застоя, и он очень остро чувствовал настроения людей того времени. Он показал, как они пытаются вырваться из тусклой и привычной жизни, как они борются с обыденностью и ненужностью жизни. Герои Шукшина, по большей части, вызывают у многих симпатию, потому что в них есть природная сила, необычность, жажда яркой жизни. Рассказы этого прекрасного писателя до сих пор не утратили своего значения.

Ссылка на основную публикацию
×
×