Тема Родины в лирике Сергея Есенина: сочинение

Тема Родины в творчестве Есенина сочинение 11 класс

Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще Сергей Александрович Есенин – русский поэт, искренне любивший родину.

Истоки любви к Родине творец берет со своего дома: села Константиново. Именно там прошло его счастливое детство и юность, там он начал писать прекрасные стихотворения, известные и сейчас, в которых явно отражена любовь к дорогой родине. Чувство теплое в сердце к ней не связано ни с политикой, ни с социалистической жизнью, нет. Любовь – это то, что внутри. Для Есенина – это родные края. И это не могло ни отразиться в его творчестве.

Первым сборником стихов, с которых и всё началось – это «Радуница», вышедший в 1916 году. В эту пору Есенин становится известным поэтом крестьянской культуры. Сергею Александровичу были близки просторы краев Константинова, простая крестьянская жизнь. В стихотворениях поэта нет никаких противоречий. Перед народом он предстает как выразитель понимания простого люда, его тяжелой судьбы.

Есенину ничего не нужно было: ни слава, ни каких-то материальных ценностей. Как писал он в стихотворении: «Не надо рая», лучше «дайте родину мою».

Последующий сборник необычных стихов – «Голубень», опубликованный в 1918 году, стал продолжением ранней лирики Сергея Александровича. Русь у поэта перерастает в образ храма, обители. Родина становится воплощением мира Божества. Мира, где есть спокойствие и гармония, где нет места корысти, зависти. В каждом произведении Есенина остро ощущается его единение с Родиной. Как ни странно, но поэт всегда в ней нуждался. Даже, когда покинул Россию, он не смог долго находиться в разлуке с близкими сердцу местами. Слишком дорога Сергею Александровичу родина! Слишком дорога!

Когда в 1917 году в страну нахлынула революция, Есенин явно понимал перемены народной жизни. Все становилось на свои места, поэзия его постоянно была обращена к Родине, говорилось о безмерной любви к ней.

«Край ты мой заброшенный» – вот оно единение поэта с природой. Вот, как сильно он любит дорогие места. Есенин обожает родину, принимает ее такой, какая она есть. Верит в светлое ее будущее, чувствует перемены.

Так, за всю историю своего творчества Сергей Александрович сумел создать образ Родины как нечто возвышенное, наполненное гармонью, спокойствием.

Тема Родины, бесконечная любовь к ней – вот, что главное для Есенина. Сочиняя великие творения, он хотел донести до читателей, как важно заботиться и быть единым с природой, ибо она – наш дом!

Сочинение Тема родины в лирике Есенина (в поэзии, стихах)

Безусловно, можно сказать, что каждый поэт видит и изображает тему родины по-разному. Заключается все в том, в каких исторических и социальных условиях жил поет. Что можно сказать о Есенине, то он сам родом из-под Рязани. Рожденный поэт был в старинном селе Константинове, где прошли главные годы его жизни и появились первые произведения. Поэтому у Сергея Есенина с образом родины на первом плане становиться сельская и крестьянская Россия.

Уже в раннем творчестве Есенина можно увидеть произведения о родине. В его стихотворениях полностью отсутствует противоречие, а преобладает гармония. В них поэт пишет о человеческом мировосприятии. У Сергея Есенина насчитывается не мало сборников стихов как в юном возрастете, так и уже когда достигает зрелого возраста жизни, продолжает развивать свои мотивы ранней лирики. Для Есенина родина была как некое духовное отечество, это отражает это поэт во многих своих стихотворениях, в которых у Есенина буквально вся Русь приобретает образ храма. Из его лирических стихотворений можно понять, как происходит уединение героя произведения с самой великой и могущей Родиной.

У Сергея Есенина очень много стихотворений, которые написаны и посвящены именно Родине, в них автор раскрывает и показывает ее со всех сторон. Но это не как не влияет на любовь поэта к России, он любит и воспринимает ее такой, какая она есть.

Автор надеться, что грядущие перемены пойдут на пользу Руси. И происходит революция, которую ждали многие поэты и писатели. Что касается Есенина, то он ее принял с большим воодушевлением, она для него стала религиозной идеей для изменения. Именно этот период и повлиял на создание новых и немало интересных произведений Есениным.

Уже к финальному этапу творческой жизни Есенина, стихотворения становятся похожи на трагедию. При сравнение с первыми его изданиями, то можно увидеть происшедшее изменения в его творчестве. Его перестает радоваться красота природы своей деревни, и уже в последнем своем стихотворении о Родине автор описывает явные произведшие изменения из-за революции, которая не чего хорошего не принесла, и что даже до боли родная деревня изменилась в плохую сторону.

Поэтому на всем этапе жизненного пути Сергей Есенин пишет в своих душевных стихотворениях о Родине, только то, что чувствует и видит своими глазами.

Вариант 3

Тема любви к Родине, к своему Отечеству отражена в творчестве многих поэтов, но у каждого она представлена по-разному. Сергей Александрович Есенин почти в каждом своём стихотворении упоминал о родном крае. Своё первое стихотворение поэт написал еще в юности, когда жил в Константинове. Именно своей малой Родине, деревенской жизни и крестьянской России Есенин посвящал свои ранние стихи. Для Есенина образ Родины представляется милым, простым, нетронутым ничем плохим местом. Он описывает леса с русскими берёзками, поля с посеянной пшеницей, речки с прозрачной водой и многое другое. Поэт считает себя частичкой этого «маленького рая».

Позже стихи Есенина приобретают некий политический оттенок. Во время Первой мировой войны он начинает писать стихи о том, как сложна мужская судьба, как воины уходят на фронт, а девушки остаются ждать их, о голодных ребятишках и о нехватке хлеба. Грустные ноты прослеживаются в написанных поэтом строках.

Облик Родины в понимании Есенина существенно изменился после революции. Ему казалось, что вторжение в привычную жизнь земли, села, деревни “железного гостя” это не есть хорошо, ведь естественная красота природы портится. В этот период Есенин подвергается глубочайшему духовному кризису.

Со временем в сознании поэта меняется образ окружающего его мира, он становится шире. Родиной он теперь называет не только свой родной край, но и весь мир в целом. Поэт мечтает о том, чтобы все нации были едины, чтобы не было войн и вражды между народами, чтобы царил мир во всём мире. Для него важно быть не просто поэтом, а «братом».

Будучи интернационалистом, Есенин воспевает родной рязанский край. Для него нет места краше, уютнее и роднее. И как бы ни были красивы другие города и страны, малая родина всегда будет для него превыше всего.

И как бы далёк от родных мест ни был Есенин, каких бы высот ни достигал, любовь к родной земле, крестьянскому быту и деревенским просторам сохранялась в его сердце и крепла с каждым днём. С такой искренностью и душевной теплотой, наверное, ни один поэт не отзывался о своей малой родине, о своей деревеньке. Есенин в своих стихах невольно признавался в любви к своему отечеству, к тем местам, где ему довелось родиться.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в лирике Есенина

Популярные сегодня темы

В детстве, наверное, каждый из нас мечтает стать поскорее взрослым. А что значит быть взрослым? Может быть независимым? Ведь любимая фраза любого малыша – «Я сам!»

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Танька». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

Человек – это создание социальное. У большинства с самого раннего возраста появляются друзья и знакомые. В начале мы растем в семье, в которой о нас принимают заботу мамы, папы, сестры, бабушки

Путешественника в произведении Радищева многие отождествляют непосредственно с самим автором. Да, действительно, между ними есть много общего, близкого

Сочинение Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях)

Тема любви к Родине проходит через всё творчество Есенина. Он родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. В молодости, когда мир воспринимается сквозь розовые очки, поэт пишет, что ему не надо никакого рая, нет ничего милее родного края. С какой любовью написаны слова « страна берёзового ситца». Так может писать только человек, влюблённый в свою родину, её природу. Поэт «золотой бревенчатой избы», каким он сам себя величает.

Вот Есенин пишет о любви к своей кроткой родине, и сам удивляется, за что он её так любит. Эх, не надо было ему уезжать в столицу! Отняли у него любовь к родным просторам, лесам и полям. Надо было оставаться в родных местах. Может и жив бы остался.

Ну, кто ещё так может описать осеннюю берёзовую рощу? Она у поэта золотая. Разве, что Пушкин может посоперничать со своим «… в багрец и золото одетые леса…» Берёзки у него совсем как девчата. Сонные, с растрёпанными шелковистыми косами, зелёными серёжками. Утренняя роса на листьях деревьев и траве – как россыпи серебра.

Читайте также:  О поэме Есенина Анна Снегина: сочинение

Береза для Есенина символ России. Она у него и в «юбочке белой», поэт мысленно обнимает её тонкий гибкий стан, как будто обнимает девушку с золотистыми косами, одетую в простой холщовый крестьянский сарафан.

Вот и улетающий клин печальных журавлей в осеннем небе. Они покидают насиженные места, улетают на зимовку в тёплые края и «… не жалеют больше ни о чём…» У него поле – малиновое, синь небесная падает в реку.

Есть в его лирике не только восторженные, но и грустные строки. Русская деревня того времени – полуразрушенные крестьянские дома, некоторые деревни вообще заброшены, низкие околицы, чахнущие деревья. Он так и пишет «…край ты мой пустырь..» Нескошенные поля, лес да убогий монастырь. Но всё-равно этот пейзаж ближе Есенину, чем столица. Но город наступает, грядёт индустриализация.

Поэт указывает России на то, что она «… волочится сохой по полям…», ему больно видеть обнищание народа. Он поверил большевикам. Он уверен, что они сделают страну сельскохозяйственной республикой, которая будет кормить и поить весь мир молоком. Но это так и осталось в мечтах. Сейчас разваливается то, что ещё не развалили.

Став взрослым Есенин воспринимает Россию по-другому. Он не идеализирует село. Он видит опустевшие сёла, заброшенные поля, сгнившие погосты, избы-развалюхи. В стране идёт гражданская война. Брат пошёл на брата, сын на отца. А сейчас и войны нет, а в некоторых местах пейзажи почти такие же.

Через восемь лет он вернулся на родину. И чувствует себя чужим, иностранцем среди односельчан. Ничего не понимает. Выросло молодое поколение, которое читает не его стихи, а Демьяна Бедного. Он с горечью констатирует, что его поэзия никому не нужна, и сам он здесь никому не нужен.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

В творчестве Есенина тема Родины занимала завидное место. Сергей Александрович всем своим образом до сих пор ассоциируется с Россией, с берёзками… Но конечно, в жизни и творчестве всё было сложней.

Сергей Александрович родился в деревне, поэтому как никто знал и любил родную природу. Он поэтически всё воспринимал, воспевал и берёзки, и поля… Каждый ручей! Стихов, иллюстрирующих это множество. Особенно мне нравится стихотворение «Моя Родина», из которого сделали песню.

После нескольких очень активных лет творчества, жизни в столицах, после, собственно, революции поэт возвращается в родную деревню. В стихотворении «Русь советская» революция, которую автор сравнил с ураганом, уже прошла, многих друзей нет, он и сам чувствует свое «увядание», видит новых людей с другими интересами. Поэт не узнаёт на малой родине даже собственного деда. Его младшая сестра знает научный коммунизм лучше самого Сергея… Но ему всё равно, какой режим, он всё равно любит Россию, пусть и советскую.

Думаю, что революцию и новый строй Есенин воспринимал, как поэт (как, кстати, и многие), романтично. Вот в стихотворении «1 мая» он просто описывает праздник, демонстрации, радостных и красивых людей. И он признаётся, что нельзя это не полюбить… Он пьёт под «чью-то речь», ведь Есенин признался, что далёк от политики. В поэме «Анна Снегина» тот же мотив. Поэт понимает, что не в дворянке Анне беда, не в полупьяных крестьянах – спасенье. Просто пришел момент переворота мира, нужно это принять.

Кстати, в Родине для Сергея Александровича всегда было любимо нечто дикое. Не зря поэт создал произведение о Пугачёве. Или в «Богатырском посвисте» нарисован портрет-образ силы родной земли. Все враги, которые хотели бы от неё «откусить», жутко боятся нашего народа.

И при всём этом я вижу, что для Есенина наша страна часто печальная, бедная-несчастная. К примеру, стихотворение «Край ты мой…», где родная деревня заброшена. В стихотворении «Топи да болота» показана грустная красота нашей природы.

Также важно, что Сергей Александрович часто использовал напевность из народного творчества, разные обороты из песен, сказочные образы.

Очень много стихов Есенина о Родине, которые цитируются, читаются в школе, декламируются известными актерами… Всё-таки этот образ был для Сергея Есенина основным. Он сам признавался, что свою «кроткую родину» ставит выше всего.

Тема родины в лирике Есенина

Несколько интересных сочинений

Не все хорошо относятся к учителям. Они задают домашнюю работу, ставят плохие оценки, вызывают родителей в школу. Да много чего ещё, что нам не нравится. Но учителя такие же люди, и они разные.

Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать

Книги являются неоспоримым источником знаний. Человек, который читает книги совершенствуется, развивает свой кругозор, логику, мышление, улучшает свою память.

Когда-то телевиденье считалось необычайным чудом, которое всецело поглотило зрителей. Для того чтобы узнать последние новости, посмотреть новый фильм или программу люди бросали все свои дела и усаживались у голубых экранов.

В романе «Герои нашего времени» в главе «Тамань» главный герой Печорин знакомится со странной девушкой. Печорин совершенно очарован красавицей. Скрытная девушка чудо, как хороша – ее гибкий стан и грация пленили любвеобильного Печорина

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина (Школьные сочинения)

Тема Родины была центральной в лирике многих замечательных поэтов России, и творчество Сергея Есенина не является здесь исключением. Кажется, что в бескрайних просторах родных полей, в таинственных глубинах русского характера черпали поэты и писатели вдохновение, находил темы для своих произведений. Как истинные сыны родной земли, прославили они страну, в которой родились, стараясь мыслью, чувством, словом выразить преданность и любовь к ней.

В 1914 году девятнадцатилетний Сергей Есенин написал, кажется, свои самые заветные, самые пророческие слова, посвященные родному краю:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» –

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

Русская земля была колыбелью его поэзии, основной темой творчества в течение всей жизни. Какой же видел Русь Серей Есенин, родившийся в последнем десятилетии 19 века и проживший всего 30 лет? Прежде всего, это Русь христианская, а может быть, христианское видение ее красоты. Как богомолец любуется поэт просторами России, хаты с резными наличниками окон представляются ему святыми образами:

Гляну в поле, гляну в небо,

И в полях и в небе рай.

Купола церковных глав, гулкий колокольный звон, «кроткий Спас», пахнущий яблоками и медом, – эти картины мы видим во многих стихах поэта.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но в то же время поэт видел и другую Русь – бедную, неказистую, исполненную грусти: «Сторона моя, сторонка, горевая полоса…» Грусть, печаль, тоска становятся ключевыми словами в описании поэтом родного края. Эта земля заброшена людьми, забыта Богом. Бесконечные леса, покосившиеся домишки, крытые соломой, да и всего-то пять домов на всю деревню. А еще туман, грязные дороги – и «плакучая дума» на сердце: «Ой, невесел ты, край мой родной». Тоска – солёная, «солончаковая», а вот грусть – пастушеская, вдруг переходящая в радость, непонятную, необъяснимую.

И всё же она была красива – незаметной, неброской, но тихой, исполненной нежностью и грустью красотой:

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Чем же была так привлекательна русская земля для поэта? Возможно, своей непредсказуемостью, таинственностью, завороженностью. «Волхвы, потайственно волхвующие», – вот центральный образ этой Руси. Казалось, она таит в себе несметные силы, неограниченные возможности. И рядом со святой Русью – Русь удалая, разбитная, и люди, которым всё нипочём.

Может быть, именно эта противоречивость манит, притягивает к себе поэта. Он пытается создать ее образ, выразить в нескольких словах. Поэту кажется, что время проходит, но ничего не меняется:

И Русь всё также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Да и кто поймет человеческую душу, если она «нездешних нив жилица». Должно быть, такова участь русского человека – жить, «радуясь, свирепствуя и мучась».

И эту Русь, такую разную и непонятную, бедную и прекрасную одновременно, нельзя не полюбить, а разлюбить невозможно. И поэт как будто сливается в своих чувствах с окружающим миром:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвоннных.

И всё творчество Есенина – череда таких пылких признаний в любви:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

И еще одна тема раскрывается в стихах Есенина – тема старой и новой Руси. В 1919 году, через два года после революции, он пишет:

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Но «задремавшая» страна постепенно уходила в прошлое, и поэт чувствовал это. В его лирике появляются новые мотивы, он приветствует свежий ветер перемен, который должен принести очищение от грехов и обновление. Каменной и стальной хочет видеть теперь поэт патриархальную Русь – довольное ей «волочиться сохой по полям», довольно быть босой и нищей.

Но всё-таки в сердцах людей Есенин навсегда останется поэтом «золотой бревенчатой избы» – символом всего русского, национального. И в самых последних стихах поэта, как и на заре его творчества, всё так же звучит тема любви к отчему краю:

Читайте также:  Любовная лирика Есенина и Маяковского: сочинение

Цветы мне говорят – прощай!

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Её лицо и отчий край.

Ну что ж, любимая, ну что ж,

Я видел Вас и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

Таково творчество поэта, которое можно считать воплощением любви и преданности Родине. Просто видеть землю, на которой родился, – это уже счастье! Именно об этом говорит нам Сергей Есенин, прекрасный поэт, пламенный патриот, гордость великой России.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id22670

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Тема Родины в лирике Сергея Есенина: сочинение

Тема Родины в лирике С.А. Есенина.

Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя все лучшее, что было свойственно русским поэтам. Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле. Признание этому мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Все: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи. Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная. » чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:

Я не знаю, что будет со мною.
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:

Приемлю все.
Как есть все принимаю.

Но проходит немного времени, и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, все изменилось, все стало для него чужим:

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я будто иностранец.

Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь — советскую — поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».

Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:

Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном —
В великих штатах СССР.

Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

Тема Родины в лирике Сергея Есенина: сочинение

Возможный план сочинения

  1. Поэтизация родной природы в ранней лирике Есенина как выражение любви поэта к родине (“Край ты мой заброшенный”, “Край любимый”, “Гой ты, Русь, моя родная”, “Запели тесаные дроги” и др.).
  2. Мечта об идеальной Голубой Руси, связанная с Октябрьской революцией (“Инония”, “Иорданская голубица”).
  3. Деревенская Русь и индустриальная Россия в лирике Есенина (“Неуютная жидкая лунность”, “Я последний поэт деревни”).
  4. Трагическое осознание своей отчужденности от советской России (“Возвращение на родину”, “Русь советская”, “Русь уходящая”).
  5. Чувство родины &#151 основное в лирике Есенина.

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. “Страна березового ситца” породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта!

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов &#151 это признание в любви родным полям, березкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь &#151 и он погибнет, ведь поэт живет и дышит родиной.

О Русь &#151 малиновое поле
И синь, упавшая в реку, &#151
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Природа у Есенина, подобно человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Многие его стихи &#151 это поэмы о березе, которая стала своеобразным символом всего русского. Читаю и ощущаю “зеленое” дыхание берез, “свежий и горький” запах “милых березовых рощ”. Неброская, но трогательная, щемящая красота отличает есенинскую березку в “юбочке белой”, которая остается непостижимо прекрасной в своем зеленом наряде. Сколько нежных и светлых чувств звучит в таких знакомых строчках поэта:

Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

В зарисовках старой деревенской Руси я нахожу у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности &#151 тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками. И тогда в стихах Есенина преобладает тихая, “плакучая дума”, возникают унылые, тусклые пейзажи.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
лес да монастырь.

Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах ширь, бескрайность деревенской России:

Не видать конца и края &#151
Только синь сосет глаза. Но рядом с этими привольными просторами “у низеньких околиц звонко чахнут тополя”. Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Лишь постепенно в стихах Есенина ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального города.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Наступил 1917 год, который не мог не повлиять на мировосприятие Есенина. Как отнесся поэт к Великому Октябрю? Верил ли он в преобразующую силу революции? Он и в жизни, и в поэзии называл себя большевиком. В стихотворении “Иорданская голубица”, написанном в 1918 году, есть такие строчки:

Небо &#151 как колокол,
Месяц &#151 язык,
Мать моя &#151 родина,
Я &#151 большевик.

Значит, Есенин, как и Блок, верил в новую Россию большевиков. Но верил совершенно по-иному. Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. В стихотворении “Инония” поэт выразил свое представление об идеальной стране. Инония &#151 это условное место ладной крестьянской жизни. Он называет себя пророком Сергеем Есениным, говорящим “по библии” о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай &#151 Инония. В есенинском стихотворении отразились чаяния и надежды русского крестьянства, его своеобразный духовный мир. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще встает мучительный вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Перед его глазами встают голодные опустевшие села, неухоженные поля, трещины на сожженной мертвой земле. Тогда-то и рухнули мечты поэта о “Граде Инонии”. Свидетельством его тревожных раздумий о судьбах страны явилось стихотворение “Возвращение на родину”. Взгляд повзрослевшего поэта видит то новое, что появилось в родных местах. Здесь нет уже прежней поэтизации деревни. Лирический герой стихотворения, в котором угадывается автор, делает “множество открытий”, обращая внимание на бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Но, кроме внешних перемен, в родной деревне произошли внутренние изменения: в семье наметился раскол. Сестры-комсомолки, как Библию, читают “Капитал”, выбрасывают иконы, причиняя этим страдания глубоко религиозному деду.

Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.

Здесь нет ни единого слова осуждения новому укладу жизни, властно вторгающемуся в патриархальный крестьянский быт. Только тихая грусть о том, что в советской России он может быть только “попутчиком”, а не строителем ее будущего. Этот мотив отчужденности от горячо любимой родины приобретает новую силу и глубину в стихотворении “Русь советская”. Повторяется тот же сюжет &#151 возвращение на родину. В душе героя, вернувшегося через восемь лет в родную деревню, проходит целая гамма чувств и настроений, порожденных изменениями, которые произошли в родимом краю. Это волнение и смятение поэта замечательно передано в строчках:

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Поэт с обидой и грустью замечает, что молодежь с упоением поет “агитки Бедного Демьяна”, а его стихи уже никому не интересны:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но герой сумел преодолеть в себе и обиду, и горечь, и недоумение. Он приемлет, приветствует новую советскую Русь, искренне желает ей счастья и процветания, готов отдать ей душу, “но только лиры милой не отдам”. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша по телевизору очередную интерпретацию есенинских стихов, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они несут людям, они учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь “благополучной” стране, обзавестись поклонниками и поклонницами &#151 и прощай, “немытая Россия”, с которой еще неизвестно, что будет. Но нет, Сергей Есенин предпочел написать вот эти строчки, которыми я и хочу закончить свое сочинение:

Тема Родины в творчестве Есенина 11 класс сочинение

Писатель и поэт Есенин – один из наиболее известных и талантливых отечественных авторов, в чьих произведениях любой читатель найдёт для себя именно то, что он хочет видеть в литературном произведении. Есенин был довольно талантливым писателем, который в свою очередь целиком и полностью отдавался написанию своих произведений, в которых он затрагивал те или иные актуальные на его время темы, и тем самым всё сильнее и сильнее привлекал к своей персоне внимание. Написав огромное количество произведений он смог добиться популярности. Он также был очень сильным патриотом и по настоящему любил свою страну, что и отражается в каждом его произведении.

Темы родины в произведениях автора являются одними из наиболее часто встречающихся во всём его творчестве. Он считал Россию по настоящему великой страной, с прекрасной природой, и с ещё более прекрасными людьми, которые поражали автора своей душевностью и искренностью. Он считал жителей России самыми искренними людьми потому, что им не было ничего скрывать, они просто жили так, как есть, а потому проводили свою жизнь достаточно просто и обычно. Автор называл их народом чести и сердца, ведь только Россияне могли жить по настоящему, и по настоящему испытывать эмоции, по настоящему чувствовать жизнь.

Однако особое место в его творчестве также было отведено темам несправедливости и произвола, которое имело место быть в России. Он также очень часто осуждал государственную власть за то, что она просто отвратительно относится не только к людям, проживающим в стране, буквально считая их ничем, но также отвратно относятся к искусству и творчеству, что вызывало у Есенина настоящую ярость. Он буквально ненавидел всех тех людей, которые любили правительство и превозносили его. Считая их идиотами, он смог нажить себе достаточно большое количество врагов, с которыми в последствии ему пришлось очень долго бороться. Он также не оправдывал бесконечной жестокости аристократии, которая ущемляет права простых людей, тех же жителей деревень, коим и являлся сам писатель. Он как никто другой знал, что такое плохое отношение, и как же оно проявляется, в особенности по отношению к маленьким деревенькам, на примере его деревни. Таким образом, мы видим, что тема родины была для Есенина очень важна, и он уделял ей немалое внимание в своих произведениях.

Образ Родины в лирике Есенина

Все творчество Сергея Есенина основано на любви к своей родине, к родной стороне, деревенской природе.

Будучи уроженцем села Константиново, Есенин внес особый вклад в лирику именно крестьянского быта и деревни.

Начало творчества поэта можно охарактеризовать как идеализированный образ родной страны, Руси старославянской. Светлое, солнечное, восторженное описание природных сокровищ передано в поэзии Есенина так чутко и нежно, словно мать обнимает горячо любимое дитя.

Идеальная картина мира в голове поэта передает отношение к святости Руси. Многие в то время грезили возвратом Русского царства почти в язычество. Тяжелую жизнь тех лет, люди считали бременем, непосильной ношей и с упоением окунались в есенинскую лирику, где душа может принять успокоение и отдохнуть.

Сергей Есенин, однако, не был слепым идеалистом. Он адекватно воспринимал картину мира и видел все тяготы сложной жизни простого народа, понимал причины душевных гонений других сословий. Поэт высказывался открыто по этому поводу, но доводы и мнения свои не афишировал и не повторял более. Все же любовь к родине была сильнее.

Произведение Сергея Есенина «Лебедушка», написанное в стиле старинной песни, стало пророческим по отношению к переменам, предстоящим многострадальной родине поэта.

Предчувствия поэта в этом стихотворении, подсказывали ему жестокие события в будущем страны. Чем бы ни была вызвана такая уверенность поэта в кровавом будущем России, узнать об этом уже не удастся. Однако, написание стихотворения как раз в преддверии революции, говорит о многом.

Уже после революционных событий лирика в поэзии Сергея Есенина приобрела новые очертания. Поэт в первых рядах высказывался о необходимости революции для спасения крестьянства. Есенин верил в светлое будущее, обещанное социализмом. Ради спасения своей страны он готов был на все.

Но в своей поэме «Сорокоуст» Сергей Есенин отчетливо говорит о трагической жизни и гибели «русской деревни». Мысль о «Поднятой на дыбу Руси» не дает спокойно жить. В поэме Есенин раскрывает свою истерзанную по страданиям родины душу.

Этим произведением поэт читает молебен по разорванной страданиями и смертями родине, по напрасно погибшим людям, по загубленным жизням, надеждам и чаяниям.

Как сорок дней читают молебен по покойному человеку, так «Сорокоуст» замаливает грехи разорванных умов перед Богом. Поэт, как бы, не видит больше выхода, другой альтернативы, кроме, как только молиться за свою родную Россию.

Тема Родины в творчестве Есенина

Популярные сочинения

Осенью лесные звери стали готовиться к зимовке. В корнях большого дерева они построили один погреб на всех. Каждый положил туда что-то своё. Белка принесла разные орешки и сушёные ягоды

Данное произведение древнерусской литературы представляет собой авторский вольный пересказ сказаний, относящихся к русскому-народному творчеству.

Самсон Вырин – это образ маленького скромного человека. Вначале повести – это бодрый и свежий мужчина лет пятидесяти. Он служит на станции смотрителем. Труд его тяжёлый и неблагодарный, но Вырин честно и добросовестно выполняет свои обязанности

Ссылка на основную публикацию
×
×