Образ Руси в поэзии С. А. Есенина: сочинение

Сочинение: Образ России в творчестве С. Есенина

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

С. Есенин

Тема Родины — одна из главных в лирике ве­ликого русского поэта Сергея Есенина. От юно­шеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль про­шла долгий и сложный путь до тревожных разду­мий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Ро­дины — основное в моем творчестве».

Родиной поэта было село Константиново, бли­жайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокры­лых облаков, «березового молока» и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, пол­ные любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины хилые»,«тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действитель­ность, которая его окружала.

Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут со­здать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его «ворвались» напряженные, чеканные ритмы:

Небо — как колокол,

Мать моя — родина,

Но революция не оправдала ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь коснулся русской земли, видны были следы- войны и разрухи: голодные, опустевшие села, брошенные неухоженные поля. В стихотворении «Письмо матери» есть печальные строки:

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной, обречен­ной на гибель старой деревне:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Та же тема — тема утраты старой, живой Рос­сии, звучит в «Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Ис­поведи хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни». «Конь стальной победил коня жи­вого», и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною.

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Сердце поэта болит оттого, что не видит он в новых, советских людях бережного отношения к родной природе, к корням своим, к «отеческим гробам»: «Чем мать и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот».

Есенин любил старую Русь такой, какой она была, со всеми ее недостатками, но в новом мире было нечто, чего он не мог и не хотел принимать:

Прости меня, прости!

Но эту дикость, подлую и злую,

Я на своем недлительном пути

Любящее сердце видело раскол в единой неког­да стране, чувствовало «грусть в кипении весе­лом». Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие его, как молодежь, новая молодежь, поет «агитки Бедного Демьяна, веселым криком оглашая дол». Уже «иконы вы­бросили с полки, на церкви комиссар снял крест», и старый дед говорит:

Теперь и богу негде помолиться.

Уж я хожу украдкой нынче в лес,

Бог у Есенина живет в той самой, старой ухо­дящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход», где «схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам до­рожным и целует на рябиновом кусту язвы крас­ные незримому Христу».

Сергей Есенин, всей душой понимавший и при­нимавший Русь, обладавший удивительным, тон­чайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком «коммуной вздыбленной Руси».

Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Сергей Александрович Есенин не раз говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». А современники С. А. Есенина отмечали, что сам поэт признавался, что «все его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов. – Без этой темы я не был бы поэтом».

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся. » (1914). Есенин уже так умеет рассказывать о природе, что можно почувствовать слияние поэта с нею. « Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», – говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно « край любимый». А в нем – все прекрасно: резеда, вызванивающие ивы, болото, которое «курит», даже «гарь в небесном коромысле». Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу.

Интересно воспоминание о стихах Есенина артиста Качалова, который, находясь за границей, всегда возил с собой томик стихов своего друга: «Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой. горсточку русской земли. Так явственно веяло от есенинских стихов родной землей».

В стихотворениях 1914—1917 г. поэт прославляют патриархальные и религиозные начала дореволюционной России. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!» (1914), обращаясь уже ко всей стране, поэт задерживает свое внимание на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «кротком спасе» в деревенских церквах; образы берутся из церковных книг и христианских представлений. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, трухлявые, окруженные крапивой заборы. В этих хатах живут замученные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность родимых просторов («Не видать конца и края – только синь сосет глаза»), которые рождают преданную сыновнюю любовь. И поэтому на призыв: «Кинь ты Русь, живи в раю», – поэт может ответить только так:

Я скажу: «Не надо рая.

Дайте Родину мою».

Родственные мотивы встречаются в стихотворении того же периода «Край ты мой заброшенный. ». В строчках этого стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене и в то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность. Таковы стихотворения из цикла «Русь» (1914) и «Запели тесаные дроги» (1916), созданные под несомненным воздействием А. Блока. Тут, с одной стороны, возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой – поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

С одной стороны, трагичный саван озер, «хижины хилые» и запахи ладана. А с другой – восторженная идеализация «добрых молодцев» и «мирных пахарей», сопровождаемая откровением:

Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что – разгадать не могу.

Любопытно, что чем безрадостнее воспроизводимые Есениным картины, тем сильнее у него привязанность к родимым далям.

Шесть стихотворений и поэм поэт называет одним дорогим ему словом «Русь». Но каждое произведение дышит сыновней любовью к Родине. Так, в стихотворении «Я снова здесь в семье родной» (1915) он любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».

Есенин не перестает слазить «брозды милые», «березовую Русь», луговые песни. Во многих его дореволюционных стихах «дремлет Русь в тоске своей веселой» <«Голубень», 1915) и светит поэту «в сердце» («О пашни», 1917).

Определенным рубежом з осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. Теперь он все чаще рисует «воспрянувшую Русь». В стихотворении «О верю, верю счастье есть» (1917) мы отчетливо слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». И поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь взмахнуть крылами, чтобы отправиться в неизведанный дальний полет.

Возникает ощущение грандиозности свершающегося на родной земле. Оно, это чувство, живет в «Иорданской голубице» и «Небесном барабанщике» (1918), где поэт называет Русь «отчалившей» и встречает «прорезавший тучи день». Как в известной картине Петрова-Водкина, Есенин приветствует «красного коня», чтобы он вывез шар земной «на колею иную».

Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться («Возвращение на родину», 1924). Есенин проявляет сложное, противоречивое отношение к переменам в Отчизне. Такие стихотворения, как «Со­рокоуст», «Исповедь хулигана» (1920), «Возвращение на родину» и «Русь советская» (1924), показывают сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учиться постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой – «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет. И вот в «Руси советской» оформляются скорбные строчки монолога:

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой.

В своей стране я словно иностранец.

Правда, когда Есенину суждено было на время действительно стать «иностранцем» и он оказался за рубежом, чувство Родины и своей причастности к ней обостряется.

Обращаясь к матери в цикле своих стихотворений, Есенин сливает ее образ с Отчизной и оттого переживания близости к ней обостряется необычайно. Таковы «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» (1924). В последнем поэт связывает с отчизной образ разлива, который ему дорог и любим. Поэт надеется на свое обновление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни. По-пушкински он верит в то, что «она придет, желанная пора».

И до известной степени она действительно для Есенина при- . шла в последние полтора года его жизни. Он прославляет Русь советскую и ее героя, создавая лиро-эпические произведения: «Баллада о двадцати шести» «Песнь о в великом походе», «Анна Снегина». Автор этих произведений и стремится лучше разобраться в нови родной Отчизны, искренне хочет стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Об этом он пишет в торжественно-патетических «Стансах» (1924). Вновь признаваясь, что «более всего Любовь к родному краю» его «томила, мучила и жгла» Есенин заявляет:

Хочу я быть певцом

Как гордость и пример,

А не сводным сыном!

В великих штатах СССР.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925) поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной страны.

А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.

Так раскрывается тема Родины, России в поэзии Есенина. Можно сказать, что все замечательное по искренности и душевности творчество Есенина было венком из песен, сплетенном Родине.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8773 – | 8305 – или читать все.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина (Школьные сочинения)

Тема Родины была центральной в лирике многих замечательных поэтов России, и творчество Сергея Есенина не является здесь исключением. Кажется, что в бескрайних просторах родных полей, в таинственных глубинах русского характера черпали поэты и писатели вдохновение, находил темы для своих произведений. Как истинные сыны родной земли, прославили они страну, в которой родились, стараясь мыслью, чувством, словом выразить преданность и любовь к ней.

В 1914 году девятнадцатилетний Сергей Есенин написал, кажется, свои самые заветные, самые пророческие слова, посвященные родному краю:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» –

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

Русская земля была колыбелью его поэзии, основной темой творчества в течение всей жизни. Какой же видел Русь Серей Есенин, родившийся в последнем десятилетии 19 века и проживший всего 30 лет? Прежде всего, это Русь христианская, а может быть, христианское видение ее красоты. Как богомолец любуется поэт просторами России, хаты с резными наличниками окон представляются ему святыми образами:

Гляну в поле, гляну в небо,

И в полях и в небе рай.

Купола церковных глав, гулкий колокольный звон, «кроткий Спас», пахнущий яблоками и медом, – эти картины мы видим во многих стихах поэта.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но в то же время поэт видел и другую Русь – бедную, неказистую, исполненную грусти: «Сторона моя, сторонка, горевая полоса…» Грусть, печаль, тоска становятся ключевыми словами в описании поэтом родного края. Эта земля заброшена людьми, забыта Богом. Бесконечные леса, покосившиеся домишки, крытые соломой, да и всего-то пять домов на всю деревню. А еще туман, грязные дороги – и «плакучая дума» на сердце: «Ой, невесел ты, край мой родной». Тоска – солёная, «солончаковая», а вот грусть – пастушеская, вдруг переходящая в радость, непонятную, необъяснимую.

И всё же она была красива – незаметной, неброской, но тихой, исполненной нежностью и грустью красотой:

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Чем же была так привлекательна русская земля для поэта? Возможно, своей непредсказуемостью, таинственностью, завороженностью. «Волхвы, потайственно волхвующие», – вот центральный образ этой Руси. Казалось, она таит в себе несметные силы, неограниченные возможности. И рядом со святой Русью – Русь удалая, разбитная, и люди, которым всё нипочём.

Может быть, именно эта противоречивость манит, притягивает к себе поэта. Он пытается создать ее образ, выразить в нескольких словах. Поэту кажется, что время проходит, но ничего не меняется:

И Русь всё также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Да и кто поймет человеческую душу, если она «нездешних нив жилица». Должно быть, такова участь русского человека – жить, «радуясь, свирепствуя и мучась».

И эту Русь, такую разную и непонятную, бедную и прекрасную одновременно, нельзя не полюбить, а разлюбить невозможно. И поэт как будто сливается в своих чувствах с окружающим миром:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвоннных.

И всё творчество Есенина – череда таких пылких признаний в любви:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

И еще одна тема раскрывается в стихах Есенина – тема старой и новой Руси. В 1919 году, через два года после революции, он пишет:

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Но «задремавшая» страна постепенно уходила в прошлое, и поэт чувствовал это. В его лирике появляются новые мотивы, он приветствует свежий ветер перемен, который должен принести очищение от грехов и обновление. Каменной и стальной хочет видеть теперь поэт патриархальную Русь – довольное ей «волочиться сохой по полям», довольно быть босой и нищей.

Но всё-таки в сердцах людей Есенин навсегда останется поэтом «золотой бревенчатой избы» – символом всего русского, национального. И в самых последних стихах поэта, как и на заре его творчества, всё так же звучит тема любви к отчему краю:

Цветы мне говорят – прощай!

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Её лицо и отчий край.

Ну что ж, любимая, ну что ж,

Я видел Вас и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

Таково творчество поэта, которое можно считать воплощением любви и преданности Родине. Просто видеть землю, на которой родился, – это уже счастье! Именно об этом говорит нам Сергей Есенин, прекрасный поэт, пламенный патриот, гордость великой России.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id22670

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Название: Образ России в творчестве С. Есенина
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 09:17:18 03 октября 2001 Похожие работы
Просмотров: 407 Комментариев: 15 Оценило: 7 человек Средний балл: 5 Оценка: 5 Скачать
Читайте также:  Анализ стихотворения С. Есенина Не жалею, не зову, не плачу.: сочинение

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Сочинение Тема России в творчестве Есенина (в лирике, поэзии)

Невозможно представить произведения Сергея Александровича Есенина без обращения к родине. С раннего детства у поэта возникло теплое и нежное чувство к России. В стихах его понимается, как сильна любовь Есенина к дорогим краям.

Воспевать родину поэт стал с душой, потому его так и уважают, и обожают как талантливого творца. Истинным цветом родных мест у Есенина отмечен был голубой цвет. Именно он считается пленительным и обворожительным. И такое притягательное чувство живет в сердце Есенина, обращенное к родине.

Чувствуется в стихах поэта радостное и ласковое отношение к России:” Гой ты, Русь, моя родная”. Все творчество Сергея Александровича посвящено родине.

Поэт не мог прожить без нее, даже когда его разлучили с дорогими сердцу местами. Не вынесла душа Есенина отрыв от России. Он не способен жить без природы родной, без самой России. Нет, судьба без родины для Есенина ужасна. Нельзя разлучать человека, искренне любящего Отечество, с образом обожания.

Есенин остро чувствовал перемены России, все тревожные мысли по этому поводу отразились в его произведениях. Сергей Александрович считал, что революция может привести Россию к счастливому будущему, однако когда агитационные действия пошли, писатель осознал ошибочность своих мыслей.

В творчестве своём Есенин всегда обожествлял Россию. Без нее немыслима жизнь поэта. Такая любовь должна быть у каждого настоящего патриота своей родины!

Читайте также:  Глубина поэтического мира С. Есенина: сочинение

Сам Сергей Александрович сказал однажды: «Моя лирика жива одной любовью», и любовь как раз к обожаемой родине! Поэту не нужна была слава, деньги, известность. Всё это он готов был отдать ради того, чтобы находиться рядом с русской природой.

Вместе с описанием России Есенин отражал и судьбу нашего народа, который переживал грядущие с революцией перемены так же тяжело, как и юный поэт. И краски возрождающийся России наполнены яркостью, уверенностью в следующем дне. Есенин всегда верил всем сердцем в родину! Он знал, что именно природа Руси внутренне одухотворяет, позволяет справиться с нависшими трудностями. Потому всегда за Россию Есенин стоял горой! Его любовь к Отечеству просто неоценима! А вклад в литературу бесценен!

Сочинение Россия в лирике Есенина

«Гой ты Русь моя родная,
Хаты, в ризах образа
Не видать конца и края,
Только синь сосет глаза»

Известные строки Есенина во многом отражают то глубокое понимание и привязанность к родине, которыми обладал поэт. В его стихах Русь предстает всегда глубокой, просторной и чистой. Хотя автор не питает к ней иллюзий, но даже какие-то мрачные стороны бытия (к которым был порой и сам склонен: алкоголизм, дебоши) описывает, исходя из глубокой понимания русской души. К образу родины он обращается с любовью и состраданием, такое отношение буквально сочиться из его стихов, и не каждый человек так любит своих близких как Есенин был привязан к родине.

Конечно, кто-то может сказать: «этот образ идеализирован поэтом» или «он просто чувственная и сентиментальная натура и поэтому писал именно так». Действительно в лирике Есенина много чувственности, но для того чтобы чувствовать так, для того чтобы выражать свое отношение к родине такими словами, нужно многое понять. И Есенин понял, за свой короткий век понял о Родине то, чего многие не поймут и за столетия.

«Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
От вихместого приволья
Гнутся травы, мнется лист. »

Обращение к природе, к образам природы является другой характерной чертой поэзии о родине. Через природу выражается суть родной земли, эти образы также связываются с православной кротостью, верой. Интересной деталью практически всегда являются какие-то необычные слова и словоформы, которые поэт будто достает из какой-то ему только ведомой сокровищницы русской словесности.

Такое сочетание (образы природы и уникальные словоформы) делает многие его стихи похожими на своеобразные заклинания, тайные гимны родной земле, а сам Есенин становится чем-то наподобие шамана, который в собственно неудержимой пляски кабацких разгулов взывает к архетипам родины. Перемешивает эти архетипы в собственной палитре, создавая из простых, казалось бы, элементов невероятную красоту. Он как бы говорит людям: «посмотрите, красота всегда рядом, красота вашей родной земли».

Исторические события тоже имеют отзвук в его лирике. «Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь.» – пишет автор, рассказывая о собственной рефлексии революционных событий, в которых, вероятнее всего, он не увидел какой-то новой свободы, а по большей части новый морок для народа, который в него с удовольствием погрузился.

Однако он всегда трезво понимал простых людей и власть, и собственное положение. До поры до времени он был угоден власти и с ним ничего не могли сделать. В своем стихотворении Метель 1924 года поэт пишет:

«И первого Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать Стране родной.»

Спустя год его пророчество сбывается. Бренное тело обнаружено при загадочных обстоятельствах, а стихи о родине продолжают звенеть в вечности.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема России в творчестве Есенина

Популярные сегодня темы

Рассказ «Зеленое утро», по моему мнению, о преодолении человеком трудностей на пути к мечте, в первую очередь. Главный герой готов объявить войну целой планете – Марсу. Кстати

Образ Агафьи Пшеницыной вызывает много двойственных мыслей, как в наше время, так и во времена Гончарова. Главная черта характера героини – любовь с большой самоотдачей к близким ей людям, которая переплетается с поклонением и смирением.

Жанровая направленность произведения представляет собой повесть в двух частях, однако по авторскому замыслу, отраженному в названии, произведение относится к мемуарно-эпистолярному жанру в виде документального

Произведения А. П. Платонова – это описание разнообразных эпизодов из жизни героев, чью участь автор охотно разделяет, сочувствуя и радуясь вместе с ними. Во многих из них тема женской доли, крестьянского труда тесно переплетаются с миром детства.

Среди сочинений писателя Михаила Лермонтова я выделю поэму «Мцыри». Стихотворное произведение о короткой жизни юноши написано поэтом в 1838 году, когда его творчество было известно читателям.

Мини-сочинение на тему образ родины в творчестве С.Есенина

Ответ

Говорить о С. Есенине — это значит говорить о Ро­дине. Не зря же он сказал: «Чувство Родины основное в моем творчестве». Время Есенина — это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасо­вым. Но при этом Есенин не копирует, не подражает, а со­здает самобытный образ родной природы, своей Родины. Еще юношей Сергей Есенин написал слова, которые символизируют все его творчество:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

В этом — весь Есенин. И не зря, когда говорят о Рос­сии, вспоминают Сергея Есенина. А когда мы вспоми­наем о Есенине, мы думаем о русских березах, о маме, о золотой роще.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая, не жалеют больше ни о чем.

Читая стихи Есенина, некоторые задумываются о сво­ей жизни, о своей любви.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной Руси». Однако, несмотря на то, что Есе­нин родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области, и многие свои стихи посвятил деревне, его нель­зя считать только крестьянским поэтом. Ведь о чем бы ни писал Есенин: о любви к женщине и родному краю, о природе, — он всегда оставался патриотом. Наверное, правы те, кто считает, что говорить о Есенине — значит говорить о России, о стране «березового ситца», как на­звал ее поэт.

Тема родины предстает в поэзии Есенина в образах «большой» и «малой» родины. Малая родина — это то, что окружало поэта с детства: родная деревня, родная природа, покосившиеся избы. Есенин обладал удиви­тельной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

Ответ

Говорить о С. Есенине — это значит говорить о Ро­дине. Не зря же он сказал: «Чувство Родины основное в моем творчестве». Время Есенина — это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасо­вым. Но при этом Есенин не копирует, не подражает, а со­здает самобытный образ родной природы, своей Родины. Еще юношей Сергей Есенин написал слова, которые символизируют все его творчество:Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою!»В этом — весь Есенин. И не зря, когда говорят о Рос­сии, вспоминают Сергея Есенина. А когда мы вспоми­наем о Есенине, мы думаем о русских березах, о маме, о золотой роще.Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая, не жалеют больше ни о чем.Читая стихи Есенина, некоторые задумываются о сво­ей жизни, о своей любви.Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной Руси». Однако, несмотря на то, что Есе­нин родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области, и многие свои стихи посвятил деревне, его нель­зя считать только крестьянским поэтом. Ведь о чем бы ни писал Есенин: о любви к женщине и родному краю, о природе, — он всегда оставался патриотом. Наверное, правы те, кто считает, что говорить о Есенине — значит говорить о России, о стране «березового ситца», как на­звал ее поэт.Тема родины предстает в поэзии Есенина в образах «большой» и «малой» родины. Малая родина — это то, что окружало поэта с детства: родная деревня, родная природа, покосившиеся избы. Есенин обладал удиви­тельной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае.Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.Тема малой родины в творчестве Есенина постепенно перерастает в тему большой родины. Есенин пытается в своих стихотворениях найти ответы на волнующие его вопросы: «Какова она, Русь? Каково ее будущее?». Но, несмотря на все трудности, сомнения, любовь к своей земле в творчестве поэта остается основной темой:Но люблю тебя, родина кроткая!А за что — разгадать не могу.Судьба русской деревни волновала С. Есенина практи­чески всю жизнь. Но если в ранних стихотворениях поэт, изображая русскую деревню, показывает прежде всего красоту ее природы, то в зрелом возрасте С. Есенин начи­нает размышлять о будущем России и о будущем русской деревни. С одной стороны, он верит в обновление Рос­сии, но с другой стороны, почему-то с горечью признает­ся: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». У поэта появляется «грусть за уходящее, милое, родное», боязнь, что старую русскую деревню раздавит сила мертвого механического города. Однако ход истории остановить нельзя. Поэт видит, что «конь стальной побе­дил коня живого». Но, несмотря на это, Есенин остается предан своей деревне, поэтому и продолжает воспевать ее. «Я последний поэт деревни», писал он в одноимен­ном стихотворении, лишний раз подчеркивая неизбеж­ность перемен в судьбе русской деревни, но и доказывая в то же время связь со своей малой родиной, которую нельзя забыть. Как любой патриот, Есенин хотел видеть свою Родину могучей, сильной. Но он никогда не забывал и о родной «бревенчатой избе», которая символизировала для него малую родину. И несмотря на изменения, кото­рые происходили в России, Есенин говорит:

Читайте также:  Лирический герой С. А. Есенина: сочинение

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Поэзию Сергея Есенина можно назвать «лирической исповедью», «биографией в стихах». Все его творчест­во пронизано нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к родной природе и своей Родине.

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)

Школьное сочинение

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

Ссылка на основную публикацию
×
×