О Русь! Взмахни крылами!.. (По лирике С.А. Есенина.): сочинение

Анализ стихотворения О Русь взмахни крылами Есенина

Произведение выражает мысли и ощущения, охватившие поэта во время Февральской революции. В стихотворении ощущение свободы и оптимистический взгляд в будущее переплетается с мыслями о поэтическом творчестве.

Уже с первых строк создается ощущение легкости и устремленности к лучшему. Призыв взмахнуть крыльями и взлететь, можно истолковать именно в таком ключе.

Иная степь в сочетании с иными именами также указывают на стремление, охватившее в то время и поэта и остальную Россию, отречься от прошлого и кардинально изменить жизнь. Есенин прямым текстом призывает прекратить воспевать и славить ушедшее. Он говорит о стремлении отогнать прежние мысли и идеи, которым не место в новом мире.

Есенин желает продолжения движения вперед, развития революции. Об этом свидетельствует динамика, присутствующая в нем. Он, вместе с другими поэтами и писателями движется к новому. Оно уже видно, встает перед глазами, но цель, все же, не достигнута. Есенин, говоря о то длине дороги и долгом пути, показывает, что все это его не пугает, призывая проникнуться теми же настроениями.

В стихотворении видно крестьянское мировосприятие Есенина, которое обусловлено не столько его происхождением, сколько образом мыслей. Движение к светлому будущему проходить не просто по тропе или долине. Он со своими соратниками идет между коров. Сельскохозяйственные животные далее не упоминаются, вероятно, поэт просто видел Россию крестьянской, каковой она и была в тот момент по большей части.

Вместе с Есениным идут и его предшественники и современники – литераторы, которых он именует братьями. Это и поэт девятнадцатого века Алексей Кольцов, который видится автору предшественником, и Николай Клюев, работавший с автором стихотворения в одном направлении, а также писатель Алексей Чапыгин.

Несмотря на хорошие отношения с Клюевым, Есенин в данном стихотворении как бы продолжает с ним спор. Упоминая религиозность Клюева, он подчеркивает свой веселый, разбойный характер и спор с «тайной бога». Свободу здесь он ставит выше принципов Клюева.

Заканчивает произведение поэт на очень оптимистической ноте, восклицая, что Русь уже приготовилась взлететь.

Анализ 2

Для того чтобы понять не совсем полезную для России суть революционных преобразований 1917 года Есенину потребовалось немного времени. 1920-е годы он проявлял себя аполитичным либо довольно откровенно высмеивал новый порядок смены икон на изображения вождя пролетариата, а библии на Капитал.

Тем не менее, сами события 1917 года довольно бурно захлестнули поэта, на тот период невероятно популярного, практически в самом расцвете. Поэтому его стали звать на митинги, где он активно участвовал. Также Есенин и сам проявлял поддержку революции поначалу и писал такие произведения как О Русь взмахни крылами, где видел только пользу от революции, возможность для народа смыть с себя гнет власти и преобразиться в нечто новое и более ценное.

Начав с перемен, которые охватили страну, Есенин в этом произведении продолжает рассмотрением поэтов, которые воспевали труд на земле и простых тружеников. Стоит сказать, стихотворение было посвящено Клюеву – поэту, который работал в «деревенской» тематике наряду с Есениным. Также в стихотворении он говорит о Кольцове и самом Клюеве, его скитаниях и творческом пути, который был связан с глубокой религиозностью Николая Алексеевича.

Эти литературные реверансы приводят автора к своей собственной персоне, он рассматривает себя как кудрявого и веселого, идущего в ряду других новокрестьянских поэтов, которые сумеют распространить свое творчество по всей новой Руси. Такие надежды Есенин также связывает с отмеченными ранее переменами, он видит в этом созвучие и возможность в новой «воспрявшей» Руси вершить новое и более ценное творчество. Остается только взмахнуть крылами и тогда «немая крепь» станет чем-то действительно звучащим, ценным и настоящим.

Отжившие времена поэт называет гнилью и нытьем, которого хватит к этому времени, от которого следует отказаться ради звездного шума, который несут с собой поэты новой эпохи. Есенин стремится объединиться в едином порыве со всеми остальными людьми страны, со всеми классами, которые стремятся отринуть смердящие думы и сны. Подобный восторг позволяет действительно поверить во вдохновение поэта, который считал произошедшее в 1917 году каким-то особенным событием способным из загнивающей и смердящей страны сделать нечто идеальное, хотя также этот восторг позволяет понять вполне банальный факт о некоторой узколобости Есенина, которую он иногда мог проявлять, в связи с конъюнктурностью некоторых взглядов, личных интересов или чего-то подобного.

Анализ стихотворения О Русь взмахни крылами по плану

О Русь взмахни крылами

Возможно вам будет интересно

Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание

Данное стихотворение носит лирический и философский характер. Автор рисует картину осеннего леса, через которую свое видение природы, жизни и смерти.

Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы – главные герои: лебедь, орел. В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку

Произведение Афанасия Фета «Сосны» в первый раз было выпущено в издательстве «Современник» в 1855 году. В творении время движется по кругу. В начале стихотворения автор описывает весну, которая сменила холодную зиму

Романс «Прекрасный день, счастливый день…» был написан Антоном Антоновичем Дельвиг в 1823 году, он был прекрасным русским поэтом и издателем. Главная мысль всего романса звучит в первых же строчках

О Русь! Взмахни крылами!.. (По лирике С.А. Есенина.): сочинение

«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это словосочетание, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин раскрываются перед нами сегодня в своих бессмертных творениях. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

И в той, ещё до конца не изведанной, стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён, мне наиболее близко и дорого творчество С. А. Есенина. Его стихи запали мне в душу, обогатили мою жизнь, оставили в сердце неизгладимый отпечаток. Я распахнул для себя дверь в поэтический мир Есенина, который постепенно окрасился в моём воображении в яркие цвета, обогатился разными оттенками и звуками.

Певец России, поэт, у которого в «сердце светит Русь»,- это Сергей Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали страной его детства.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.

Радостный и многоцветный мир ранних произведений Есенина завораживает. Бывает, пишешь сочинение и никак не подберёшь цитаты. А здесь другая «беда»: не знаешь какую выбрать! Поэт до боли любил свою «страну берёзового ситца» и посвятил ей множество задушевных, трогательных стихов. В его сердце с юных лет запала Россия, её грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, церковный благовест и сельская тишина. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Родине, светлый образ которой всегда жил в его душе:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

Поэтична картина родимой стороны в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Родина, которой «не видать конца и края», вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать звонкий «девичий смех», видеть «на лугах весёлый пляс», радостно ощущать запах яблок и мёда. Поэтому так естественно, словно клятва, вплетается в общий тон стихотворения концовка:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в Раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Да, поэту не нужен заоблачный рай, он верен своей реальной крестьянской Руси, где порой так безрадостна и неустроенна жизнь простого народа, так тяжела его судьба. Что происходит с ней, что ожидает её завтра – мысли эти неотступно тревожат его. «Моя лирика, – не без гордости говорил Есенин, – жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве». И, мне кажется, так о России, как Есенин, не писал никто. В его стихах Русь живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль. Поэтому так суров, печален и правдив рассказ поэта о Родине в годы военных невзгод в стихотворении «Русь». Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды ощутима уже в самом начале:

Понакаркали чёрные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озёр.

Поэту хочется верить, что беда может обойти отчий край стороной. Но чёрные тучи уже застилают горизонт. Война. Простой народ поднимается на защиту своей Родины:

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Одна за другой развёртываются перед нами грустные картины деревенской жизни во время войны. Опустели поля. Осиротели избы. Лишь нежданно – негаданно приходят в деревню солдатские весточки:

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождём.

Такие строки могут родиться только в сердце художника, для которого война – непоправимое человеческое горе. Всей душой, всем сердцем поэт с народом – и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя и печали:

Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

О многом заставляют нас задуматься сегодня эти строки. В дни, когда идёт война в Чечне, в которой сражаются и погибают наши ребята, рассказ поэта о военных бедах на русской земле особенно трогает душу и заставляет многое прочувствовать заново. Мы вместе с ним переживаем горе и боль матерей, потерявших на этой войне своих сыновей, нас волнует будущее страны, мы мечтаем о мире и хотим видеть лишь улыбки на лицах наших детей. Стихотворение «Русь» – знаменательная веха во всём творчестве Есенина, своего рода программное произведение. В нём отчётливо слышен особенный поэтический голос, своя песнь о Родине. И вместе с тем песнь эта как бы продолжает проникновенную кольцовскую песнь о русской земле. По настроению «Русь» чем – то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слёзы первые любви!

Читайте также:  Мое отношение к творчеству С. А. Есенина: сочинение

Она же заставляет нас вспомнить строки знаменитой некрасовской песни «Русь»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь.

И хотя в «Руси» Есенина слышится больше скорбный голос «музы печали», чем «музы мести», народного гнева, нельзя не видеть главного- в основе своей это произведение, написанное кровью сердца, близко по духу поэзии Некрасова.

Время Есенина было временем крутых поворотов в истории России. Это время трёх революций подарило нам своих певцов, ведь поэзия, всегда бывшая в России чутким ухом действительности, не могла пройти мимо тех социальных потрясений, расколовших планету, которые стали ощутимы во всех частях света. Можно сказать, что век двадцатый – «поистине железный век» – вступил в права под звуки пламенного революционного призыва, прозвучавшего на всю страну: «Пусть сильнее грянет буря!» Есенин принимает революцию с открытым сердцем, его поэзия озаряется новым светом, он ждёт перемен в жизни крестьянской Руси:

Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг – на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Его захватывают вихри революционных событий, вселенский, космический размах происходящего:

Да здравствует революция
На земле и на небесах!

А в стихах появляются новые чеканные и напряжённые ритмы:

Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.

Поэту хочется верить, что наконец – то для деревни наступают лучшие времена, ведь задул ветер перемен, освежающий и бодрящий.

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!

Но суровые революционные будни, когда повсюду видны следы войны и разрухи: голодные, опустевшие сёла, неухоженные поля, мёртвая земля – постепенно разбивают мечты Есенина. И не выдерживает сердце «последнего поэта деревни»:

Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.

Рушится, гибнет тот мир, в котором живёт, творит, который так любит Есенин. Его Родина теряет свой облик, она теперь уже не та, что была раньше. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Но сердце поэта остаётся в старой России, прошлое крепко держит его. Он не находит себя в этом новом мире, чувствует, что стал чужим в родном краю:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Есенин не понимает происходящего, не видит цели, к которой ему хотелось бы стремиться:

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несёт нас рок событий.

В это трудное для поэта время рождаются строки стихотворений «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная», в которых звучит обжигающая его душу тревога за будущее России. Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за неё, поэт скажет:

Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Новая власть не терпит компромиссов, она требует от человека однозначного выбора, не допускает спора на равных. Лирический герой Есенина чужд своему времени, потому что хочет остаться самим собой. Он превращается в «лишнего» человека в обществе, которое выстраивает людей в стройные ряды безличных борцов за светлое будущее. Но Есенин всё равно продолжает любить русскую землю. Он будет любить её до самой смерти:

Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

В наши дни всё полнее вырисовывается поэтическое дарование Есенина, живая, кровная связь его творчества с родной землёй и традициями русского народа. Уйдя из жизни очень рано, в тридцать лет, поэт оставил нам огромное наследство. Сколько радости оно приносит людям, открывая перед ними новые дали , новые горизонты прекрасного. Сколько читателей согревает свои сердца у чудесного костра поэзии Есенина, сколько наслаждается задушевными звуками его лиры! Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь, например, «Есенин», и перед тобой откроется «маковый цвет» зари, «зазвенят придорожные травы», закружат осенние листья, запахнет «черёмуха душистая». И ты поймёшь, как страстно, нежно, до боли любил поэт свою Родину. И подумаешь, что этот человек родился именно для того, чтобы воспеть великолепную красу страны «берёзового ситца» – России, которая так дорога и всем нам.

Стихотворение С.А. Есенина «О Русь, взмахни крылами. » (восприятие, истолкование, оценка)

Есенин — один из тех русских поэтов, в чьем творчестве с наибольшей глубиной отразились национальный характер, особенности восприятия мира простыми людьми, органичные связи с историческим прошлым страны, ее устным поэтическим творчеством.
О своем месте в русской поэзии Есенин задумывался неоднократно, пытаясь понять и как можно более точно проследить свое родословное древо. Писал он об этом в своей статье «Ключи Марии», упоминал в поэмах и стихах.
Одним из таких стихотворений является стихотворение «О Русь, взмахни крылами».
Это произведение поэт читал на открытии памятника поэту Алексею Кольцову, имя которого упоминается во второй строфе. В произведении названы и другие имена: поэт религиозной и крестьянской ориентации Н. Клюев и А. Чапыгин, создатель исторических романов о крестьянском движении. Упоминает поэт и себя в этом ряду. Дело в том, что в переломную эпоху начала XX века в обществе было много споров о дальнейших путях развития России. Есенин связывал идеальное общественное устройство с патриархальным крестьянским укладом, поэтому и в лирике был приверженцем новокрестьянского направления.
Говоря о Н. Клюеве, С. Есенин указывает на тесную связь этого лирика с культурой русского Севера («от Вытегры до Шуи он избродил весь край»), А Север — богатейший кладезь национальных обычаев и традиций, край уникальных старинных памятников архитектуры, не погубленных татаро-монгольским нашествием. Кроме того, в этих краях было сильно влияние старообрядчества (движения, образовавшегося после раскола русской церкви в XVII веке).
Глубоко уважая Н. Клюева в жизни, считая его мировоззренчески близким автором, С. Есенин позже не удержался от язвительной эпиграммы по поводу его тяжеловатого, насыщенного диалектизмами и архаизмами стиля:
И Клюев, ладожский дьячок,
Его стихи как телогрейка,
Но я их вслух вчера прочел —
И в клетке сдохла канарейка.
Это говорит о критичном отношении Есенина к своим собратьям по перу. Указывая на свою мировоззренческую общность с Н. Клюевым, С. Есенин в то же время не идеализировал его, упрекая в том, что тот, увлекшись старообрядчеством, не видит и не хочет видеть современной жизни Руси.
В стихотворении «О Русь, взмахни крылами. » наиболее полно выразились есенинские взгляды на назначение поэта и поэзии.
Центральным образом, который передает особенности понимания Есениным этой темы, является дорога, символизирующая выбор исторического и творческого пути. Рисуя бескрайние просторы родной земли, автор подчеркивает необходимость широты горизонтов для свободного полета творчества, утверждает, что подлинная поэзия должна быть тематически масштабной. В основе есенинского отношения к славе лежит не эгоистическое стремление выделиться, прослыть известным, а попытка сказать свое слово в истории и сделать это слово услышанным.
Тем не менее в произведении затрагивается и проблема славы, известности. Если к приходу А. Кольцова «вызвездило небо пастушеский рожок», а Н. Клюев «весь в резьбе молвы», то лирический герой еще не изведал славы во всей своей полноте. Пока он лишь идет, «тропу тая», ведет «тайный спор». Сподвижники по перу, идущие за ним, тоже пока «незримы», но их уже «целый рой» и «далеко по селам звенит их бойкий стих».
Есенин подчеркивает органичность создаваемых им и его единомышленниками образов, близость к природе («из трав мы вяжем книги»). Поэтическая новизнаже видится ему в оптимистическом пафосе грядущей литературы:
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
В образной форме поэт подчеркивает, что критический пафос, долгое время господствующий в передовой литературе XIX века, необходимо сменить, обновив при этом проблематику произведений.
Подобную точку зрения высказали в то время многие поэты, захваченные романтикой революционных социальных и творческих преобразований (А. Блок, В. Маяковский). Они восторженно приняли и приветствовали революцию, но при этом каждый понимал ее по-своему.
В стихотворении явно прослеживаются религиозно- христианские мотивы. Упоминается монастырство, главный православный праздник Пасха. Тем не менее у Есенина ощущается двойственное отношение к религии. С одной стороны — приверженность вере отцов, с другой — богоборческие мотивы. Это можно объяснить тем, что литература новой эпохи во многом заняла богоборческую позицию, поэзия революционного времени была такая же бунтарская и противоречивая, как само породившее ее время:
Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
Из голенища нож.
В стихотворении видны и фольклорные традиции, используются характерные, например, для русских сказок элементы древнерусской лексики («уста»), гиперболы («несчетны склоны гор»),
О глубинном восприятии фольклорной традиции свидетельствует и подчеркнутое внимание к образам природного мира (ветру, месяцу, траве, звездам). Центральный образ (образ Руси) — создан по принципу уподобления родной страны гигантской птице. Птица и ее полет традиционно соотносятся со значением мечты, высокой идеи. «О Русь, взмахни крылами» — это своеобразный призыв освободиться от оков, воспарить в свободном полете творческих планов, души и фантазии.
Итак, стихотворение «О Русь, взмахни крылами» является одним из центральных в творчестве Есенина для раскрытия темы предназначения поэта и поэзии. Прослеживая свои поэтические «родственные» связи, Есенин пытается понять смысл поэтического творчества, осознать место поэта среди людей. Одновременно данное произведение является развернутым размышлением о судьбах родной страны, о ее будущем.
Народность поэзии Есенина, ее глубоко народный ха рактер, высочайший гуманизм сделали его одним из са мых любимых русских поэтов.

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)

Школьное сочинение

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Читайте также:  Тема любви в поэзии С. Есенина: сочинение

Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

О Русь! Взмахни крылами!.. (По лирике С.А. Есенина.): сочинение

О Родина святая!
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя!
В. Жуковский

Сергей Есенин. Умение поэта как бы отгадать чувства читателя, его сокровенные переживания есть одна из первейших причин того, что стихи его неотделимы от духовной жизни человека, что они, как добрые друзья, вместе с читателем горюют и негодуют, когда придет суровый час.
Могучая особенность поэзии Есенина – способность брать за душу других, брать в плен, касаться сердца другого, оставлять в нем глубокий след.
Пушкин говорил: «Каждый талант неизъясним». И все‑таки с тех пор, как существует искусство, люди пытаются проникнуть в тайны таланта. Так, по‑видимому, десятки раз будет разъясняться и талант Есенина? и прежде всего его пронзительная, несравнимая ни с чем любовь к Родине, к России, ее людям, ко всему живому в ней. Более того, именно в этом суть его поэзии, ее проникновенности, ее особого «зова», обращенного к людям.
Образ Родины, созданный в стихах Есенина, отличается особой сложностью. Он впитал в себя лирические, эпически пейзажные и символические элементы, а также некоторые черты песенного и календарно‑обрядового фольклора.
Когда вчитываешься в стихи Есенина, вбираешь в себя их свежие, чистые, пронизывающие ноты, кажется, это поразительное предчувствие того, что Русь – такая, какой она была столетия, – доживает свои последние дни, и одному из ее сынов хочется сказать, что в ней было, какая в ней жила красота; и если ей больше не быть такой, если родится другая Русь, помните и об этой, говорит поэт, не забывайте ее. Вот откуда это:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Крестьянский двор… Крестьянский дом… Он вписывается в изображаемые Есениным жизнь и быт вместе со всеми добрыми традициями, накопленными русским народом. Он как бы отражает опыт, мудрость и талант людей, являясь своего рода хранилищем биографий и судеб. Всегда сочувствующий свидетель человеческих бед и радостей, он всегда ассоциируется с именем отца и матери, с родиной.
Очевидно, устами поэта вещала эпоха. Но для того, чтобы его слово оказалось таким проникновенным, таким поэтически сильным, надо было сложиться воедино многим обстоятельствам, в том числе и сугубо личным. Есенину необходимо было родиться в русской деревне, жить ее жизнью, впитать ее дух, ее красоту, запомнить на всю жизнь не только «низкий дом с голубыми ставнями», но и то, как

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Надо было подсмотреть, как это «говорят… коровы на кивянском языке»; все это воспринять сердцем и однажды как бы выдохнуть:

Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Когда думаешь о поэзии Есенина, хочешь объяснить себе эту единственную, такую покоряющую ноту любви к Родине, которая живет в его стихах:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Однако пока та, прежняя Россия, та ее красота, тот «низкий дом с голубыми ставнями», те ее годы были «слишком недавними», и поэт, оказавшийся на стыке двух эпох, говорит той России: «Не забыть мне тебя никогда». А то обстоятельство, что Есенин говорил это «не забуду» в дни, когда многие литераторы совсем отучились произносить слова «Родина», «русский», делало его тему и особенно острой, и поэтически смелой, более того, по‑своему новаторской, потому что о давно известной теме он говорил тогда, когда она была по существу «потерянной».
Есенин, конечно, находил эту «потерянную» тему во многом на старой почве. Но сквозь старые мотивы у него видна тяга к новому, тяга сильная, искренняя, порой безудержная. Есенин уже пишет, что он не только «гражданин села», но что он хочет быть «певцом и гражданином в великих штатах СССР». Более того, поэт восклицает:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Руками Есенина поэзия еще не ухватилась за руль трактора и, тем более, штурвал самолета, но она уже потянулась к ним, почувствовала рождение новой России, бескомпромиссно сказала ей: «Я твоя».
С такой поэтической мощью, как Есенин, о России, о полноте бытия о родной природе, о понимании истинного пути Родины тогда не говорил никто. Более того, в силу отмеченных выше личных качеств поэта и его редчайшего лирического дара произошло так, что этот его голос в известной степени остался непревзойденным и сегодня.
Вновь перечитываю любимые стихи:

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь –
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

Почти каждая строка поэта убеждает, что его стихи – исповедь сердца, исповедь безоглядная, может быть, иногда отчаянная, рискованная, но абсолютно правдивая и, при всем высоком артистизме, а вернее, благодаря ему, действительно простая, человеческая. В лиричном стихотворении Есенин сказал: «Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий», но это обращение к людям живет во всей его поэзии. И потому его свидетельства о жизни, о человеке так впечатляющи.
Лирик изо всех сил хотел отстоять привязанность к патриархальному миру, ему было больно видеть наступление на него «города», «железного гостя» и других сил, которые он связывал с надвигающейся новью. В этом важном пункте своих отношений с действительностью поэт поступал неисторично. Он не сразу понял, что новая жизнь рождает дружескую смычку его любимого мира с «железным гостем». Но близость к людям, умение быть «свойским» им срывало шоры с его глаз. И поэт признавался:

Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

И пусть телега еще поет для него «песни», а мотор откликается «лаем», его новое желание непреложно:

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Что это – измена самому себе, поэту «деревянной России», как он сам называл себя?
И поэт хочет объяснить такой поворот любовью к Родине, к матери‑Родине, всегда единственной и дорогой, что бы с ней ни происходило и какие бы испытания на ее земле ни выпадали на долю человека. Объяснение затягивается на многие и многие стихотворения. И понятно почему: поэт должен объяснить отказ от излюбленной мысли, которой он посвятил проникновенные произведения и такие волнующие душу строки, как эти: «Что‑то всеми навеки утрачено. Май мой синий! Июнь голубой!», «Мир таинственный, мир мой древний…».
Объяснение оказалось, как всегда у Есенина, и горячим, и запальчивым, и полным своеобразного высокого смирения перед новой правдой жизни, и потому удивительно просветленным. И, может быть, единственное, что еще оставляет Есенин за собой в капитуляции перед новым, – некоторый расчет на то, что его извинят за «измену» прежнему. Впрочем, конкретно это выражено с подлинной психологической глубиной. Автор говорит:

Читайте также:  Анализ стихотворения С. Есенина Не жалею, не зову, не плачу.: сочинение

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучаясь,
Хорошо живется на Руси.

В поэзии Есенина нас привлекает искренность человека, который на одном из самых крутых поворотов истории страстно думает о жизни, о Родине. Он «человек не новый», он потому и мучится, что не поймет, «куда влечет нас рок событий»:

Но голос мысли сердцу говорит:
Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин…

И этот «голос мысли» тоже его голос. И прорывается он в самых разных стихотворениях, и имеет не только такую четко выраженную форму признания нового. Чаще это признание выражается в тяге к родному дому, к людям и, наконец, в мотиве, который давался Есенину особенно трудно: «Приемлю все».
Вообще, когда я вижу на обложках есенинских сборников изображение березок – а это непременная эмблема едва ли не всех его книг, – мне это представляется наивным. Очевидно, что душу поэта трудно передать, потому и появляются на обложке березки, но в действительности именно она, душа, – героиня всей его поэзии. Оттого, по‑видимому, так драматичны, а иногда полны трагизма знаменитые пейзажи Есенина. И по той же причине так глубоко уходят в мысль‑чувство все его яркие, а иногда и необычные метафоры. Они – не изобразительные средства, они – сама суть, само чувство, сама драма его произведений:

Я последний поэт деревни.
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

В этом стихотворении каждая деталь пейзажа находится под знаком мысли поэта, мысли о том, что он – последний поэт деревни и что все живое – это природа, поля, березы, а мертвое, страшное идет от «железного гостя» и его наступления на дорогие поэту поля.
Неустанное слово Есенина о красоте родины, ее природы – это слово о том, без чего нет человека, без чего человек оскудевает и физически, и нравственно. Следовательно, его стихи – это стихи о самом фундаменте человечности, о богатстве духовного мира в людях.
Знание своей истории, преодоление трудностей всегда делает нас крепче, прибавляет сил. Порой самые трудные минуты жизни, от которых охватывает отчаяние, оборачиваются благом приобретенного опыта, уверенностью. Из горя, из страдания, из боли мудрее выйдет душа, очистится от обид и суетности. И, поднявшись над временной неудачей, вы увидите, что навстречу идет, пусть издалека, неведомый, светлый день. И верится в есенинское:

…Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Как солнечные батареи работают прямо от солнца, так память, доброта и любовь поэта к Родине переливают прямо от сердца к сердцу живительную энергию созидания:

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!

Версия сочинения №2

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В январе 1914 года в печати пояʙᴎᴫись его первые стихи. В Москве он публиковался в мелких, преимущественно детских журналах, пробиться в ведущие литературные издания ему не удавалось. Он стремился установить контакты с видными критиками и писателями, посылал свои стихи в различные журналы, в том числе петроградские, успехов подобные попытки не приносили. Есенин вращался в литературной среде, которая состояла преимущественно из малоизвестных литераторов‑самоучек, группировавшихся вокруг суриковского литературно‑музыкального кружка.
В самом начале своего творческого пути Есенин не нашел близкого себе человека в той среде, где он вращался. Никто не мог увидеть сильные стороны его таланта. Блок первым разглядел огромную одаренность молодого поэта, своеобразие его таланта. «Стихи свежие, чистые, голосистые…» – так определил Блок свое впечатление.
После встречи с Блоком Есенин начал делать первые шаги в большой литературе. Одной из характерных черт его духовного облика является редкая для молодого поэта независимость в литературно‑художественной и эстетической позиции.
Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, звенят удила, «со звонами плачут глухари», заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростʜᴎᴋи, играет тальянка. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые лучшие чувства и верования поэта. Деревенская изба, родные широкие просторы обретают почти сказочную красочность:

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где‑то мышь скребется в затворенной клети.

Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремится не просто донести свою радость от их видения, а передать, заразить читателя ощущением полноты и красоты жизни.

Оглавление книги открыть закрыть

Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума – сочинение
Чацкий и Фамусов. Сравнительная характеристика героев – сочинение
Столичное и поместное дворянство в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин – сочинение
Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин – сочинение
Система двойников Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта – сочинение
Базаров и его мнимые единомышленники – сочинение
Мать и дочь Раневские в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад – сочинение
Понтий Пилат и Иешуа. Смысл противостояния – сочинение
Челкаш и Васька Пепел – сочинение
Гуманизм Луки и Сатина в оценке драматурга – сочинение
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни (по роману Л.Н. Толстого Война и мир) – сочинение
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (по роману Л.Н. Толстого Война и мир) – сочинение
Среди громов, среди огней, среди клокочущих страстей, в стихийном пламенном раздоре она с небес слетает к нам (по лирике Ф.И. Тютчева) – сочинение
Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам (по ранним романтическим произведениям М. Горького) – сочинение
Не страшусь изображать суровую правду жизни такой, какова она есть (по пьесе М. Горького На дне) – сочинение
Я была тогда с моим народом… (по лирике А.А. Ахматовой) – сочинение
Поэтический мир Анны Ахматовой – сочинение
Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой – сочинение
И если в этом мире не дано нам расковать последнее звено, пусть смерть приходит, я зову любую! (по лирике Н. Гумилева) – сочинение
Сегодняшняя поэзия – поэзия борьбы, каждое слово должно быть, как в войске солдат (по лирике В.В. Маяковского) – сочинение
Тема родины в творчестве С. Есенина – сочинение
Мир тебе – деревянный дом! (по лирике С. Есенина) – сочинение
О Русь, взмахни крылами… (по лирике С. Есенина) – сочинение
Недоросль Фонвизин сочинение
Сочинение Золотая осень по картине Левитана сочинение 4 класс
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де Бальзак) – итоговое сочинение по направлению цели и средства

« назад Оглавление вперед »
Мир тебе – деревянный дом! (по лирике С. Есенина) – сочинение &#0171 | &#0187 Недоросль Фонвизин сочинение

«О Русь, взмахни крылами…» С. Есенин

«О Русь, взмахни крылами…» Сергей Есенин

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

По голубой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов.

В руках — краюха хлеба,
Уста — вишневый сок.
И вызвездило небо
Пастушеский рожок.

За ним, с снегов и ветра,
Из монастырских врат,
Идет, одетый светом,
Его середний брат.

От Вытегры до Шуи
Он избраздил весь край
И выбрал кличку — Клюев,
Смиренный Миколай.

Монашьи мудр и ласков,
Он весь в резьбе молвы,
И тихо сходит пасха
С бескудрой головы.

А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.

Долга, крута дорога,
Несчетны склоны гор;
Но даже с тайной бога
Веду я тайно спор.

Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
Из голенища нож.

За мной незримым роем
Идет кольцо других,
И далеко по селам
Звенит их бойкий стих.

Из трав мы вяжем книги,
Слова трясем с двух пол.
И сродник наш, Чапыгин,
Певуч, как снег и дол.

Сокройся, сгинь ты, племя
Смердящих снов и дум!
На каменное темя
Несем мы звездный шум.

Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами…»

Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после смены власти в Российской империи он много писал, с удовольствием выступал на митингах. Мысли и чувства, владевшие Сергеем Александровичем весной и летом 1917 года, нашли отражение в стихотворении «О, Русь, взмахни крылами…». Во втором сборнике писательской группировки «Скифы» произведение публиковалось под заглавием «Николаю Клюеву». Кроме того, текст предварял эпиграф, представлявший собой измененные строки из стихотворения Лермонтова «Графине Ростопчиной». Впоследствии и то, и другое было убрано, что связано с ухудшением отношений между Есениным и Клюевым.

В первых строках стихотворения лирический герой отмечает кардинальные изменения, произошедшие в его родной стране. Следующие строфы посвящены новокрестьянской поэзии. Сначала упоминается Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). В рассматриваемом тексте он предстает в качестве предтечи вышеназванного литературного направления. Затем речь идет о Николае Алексеевиче Клюеве (1884-1937), именуемом средним братом Кольцова. В произведении используются некоторые факты из его биографии. Говорится о родине поэта – он появился на свет в глухой северной деревеньке. Несколько строк посвящены скитаниям Клюева, избороздившего весь край от «Вытегры до Шуи». Не обошел вниманием Есенин и религиозность Николая Алексеевича, которого Блок считал символом загадочной народной веры. Следующий поэт, фигурирующий в стихотворении «О, Русь, взмахни крылами…», — сам Сергей Александрович. Себя он называет кудрявым, веселым, разбойным. По словам лирического героя, образ которого практически сливается с образом Есенина, за ним «незримым роем идет кольцо других». Творчество новокрестьянских поэтов, по его мнению, звучит по всей Руси, добираясь до самых отдаленных сел. После этого упоминается еще один писатель – Алексей Павлович Чапыгин (1870-1937), наиболее известный по повести «Белый скит».

В финале стихотворения Есенин вновь возвращается к произошедшим в стране переменам, приветствуя их и называя Русь «воспрявшей». И если в самом начале поэт призывает родину взмахнуть крылами, то в конце констатирует:
Уж повела крылами
Ее немая крепь!

Ссылка на основную публикацию
×
×