На простых и чутких струнах сердца умел играть только…: сочинение

«На простых и чутких струнах умел играть только Сергей Есенин, и после Блока только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.А.Осоргин)

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

О чем бы ни писал Сергей Есенин: о личных переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы» – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

Первые стихотворения Сергея Есенина были навеяны детскими и юношескими впечатлениями деревенской жизни, влиянием устного народного поэтического творчества, потому-то в них и звучит мелодия искренняя, душевная, народная.

Уже по первым строкам стихотворений поэта разлита сердечная теплота и неприкрытая любовь к родному краю. Можно сослаться хотя бы на одно из стихотворений, которое обычно открывает собрания сочинений Есенина, – «Вот уж вечер. Роса…» На примелькавшиеся в обыденной жизни вещи – поля, луга, березы, летние и осенние вечера, белесые туманы и прохладные росы – юный сочинитель смотрит своими глазами. Он видит поэзию красоты в тех местах, мимо которых равнодушно проходит его современник. Все обыденно, просто. Описание развертывается без метафор и броской образности:

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве,

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

Используя обычные слова, непритязательную мелодию, поэт несколькими поэтическими штрихами создает запоминающуюся картину майского летнего вечера, переходящего в теплую лунную ночь. Этот пейзаж напоминает читателю живописные полотна Левитана.

Каждую строчку и звук одухотворяет живой взгляд самого Есенина. Вот вечер незаметно превращается в ночь, лунные блики размывают краски, вдали за рекой сонный сторож, исполняя свои служебные обязанности, стучит «мертвой колотушкой». Все заканчивается тихой умиротворенной мелодией поздней ночи. Подобные «простенькие» картины нельзя придумать, их можно только пережить, прочувствовать.

Однако даже юный поэт пишет по-разному. Рядом с такой бесхитростной сценой вдруг заиграет такая премудрая метафорическая сказочность, что ее невозможно перевести на обычный литературоведческий язык. Можно только процитировать и подивиться божьему дару рязанского мальчика:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький мамке

Зеленое вымя сосет.

Более поздние стихотворения Сергея Есенина чаще всего отличаются грустной интонацией, проникнутой болью за «сермяжную Русь». Достаточно вспомнить такие стихи, как «Топи да болота», «Край ты мой заброшенный», «Русь», «Сторона ль моя, сторонка», чтобы увидеть в них необъяснимую, на первый взгляд, печаль.

По воспоминаниям критиков, в жизни Есенин очень любил животных. Его стихотворения «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке» относятся к лучшим произведениям о животных в русской литературе. В воспоминаниях Горького о Есенине есть интересный эпизод: «Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег, –

и на его глазах тоже сверкнули слезы».

Начинается стихотворение спокойно, как о чем-то обычном и повседневно-будничном:

Утром в ржаном закутке,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Поэт спокойным перечислением, ничем не выделяющимися эпитетами готовит читателя к самому неожиданному, трагическому… Тяжело, трудно еще неокрепшей собаке бежать за хозяином, но ей надо: ведь она мать и своим материнским сердцем чувствует неладное. Как бы ни было тяжело, собака поспевает за хозяином. Это ее глазами и ее сознанием показан маленький кусочек пейзажа:

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

Долго собака сидела на берегу, с затаенной грустью наблюдая, как расходятся водяные круги от ее детенышей. Таких кругов было семь. Можно ли измерить всю глубину материнского горя? После всего случившегося бедная собака еще долго переживала смерть своих щенков.

Здесь нас волнует трагедия собаки, которую, впрочем, мы при чтении воспринимаем шире – как трагедию любой матери, потерявшей своих детей. И как здесь не согласиться с такими словами: «на простых и чужих струнах сердца умел играть только С. Есенин…».

Отточенное мастерство поэта особенно ярко проявляется в умении живописать слово. Каждое из них в исполнении Есенина-живописца и музыканта оживает, светится неповторимой красотой, звучит в единой гармонии со всеми образами стихотворения. Например:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Поэзия Есенина – прекрасная роща, слова же и образы – вечные листья, весело распускающиеся каждой весной и погибающие в грустную осеннюю непогоду, чтобы снова возродиться для нового поколения читателей. Внешне слова-листья не меняются, но люди разных эпох находят в них свою прелесть, свои неповторимые цвета, запахи, перезвоны на ветрах быстротекущего времени.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

На простых и чутких струнах сердца умел играть только…: сочинение

1. Столкновение экипажей. (Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава пятая, том первый.)

Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава шестая, том первый.)

2. «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.К. Осоргин).

3. Красота человеческого поступка. (По одному из романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)

Столкновение теории и жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

4. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

5. «Мещанство – ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

К омплект относится к числу весьма трудных для ученика. Выбирать приходится между темами, некорректно сформулированными, и такими, которым уделялось в школе совсем мало времени. К первым отнесём “свободную” тему: слова Горького о мещанстве (понимаемом оценочно, а не сословно) применимы, скорее, к литературе ХХ века, как и само это понятие. В литературе XIX века тема мещанства по-настоящему ставится только в рассказах Чехова 90-х годов (которого по сути логичнее рассматривать уже как автора нового века). Предостерегите учеников от попыток выставлять мещанами, скажем, Коробочку, Чичикова или семью Бергов.

Некорректной (или же просто нелепой) выглядит и тема № 3 в применении к «Преступлению и наказанию» (именно этот роман текстуально изучают в большинстве школ). Впрочем, можно выпутаться из неё, и даже достаточно успешно, если вспомнить, что по-настоящему красивые поступки Раскольников совершает спонтанно, не размышляя (отдаёт деньги семье Мармеладовых, пытается заступиться за девочку на бульваре, спасает детей из пожара, выступает защитником Сони в истории с Лужиным), тогда как поступки, совершённые по его теории, — безобразны, противны самому человеческому естеству (это, кстати, ощущает и сам герой — достаточно вспомнить его сны). Между тем теория представляется ему самому стройной, непротиворечивой, логически отточенной — то есть в определённом смысле тоже красивой. Это — самоослепление, самообман Раскольникова, развенчивающийся самой жизнью. Итак: теория, кажущаяся герою прекрасной, толкает его на страшные, безобразные поступки, ужасающие его самого. И только то, что идёт непосредственно из глубины его натуры, что человечно, что связывает героя с людьми и жизнью, оказывается подлинно красивым. (Остаётся только вопрос: зачем же было традиционную в общем-то тему о теории и жизни в романе формулировать именно так?)

Тема № 4 практически требует от ученика полной самостоятельности. Думается, что её возьмут немногие — не все могут сказать о современном поэте слова, предполагающие анализ даже не одного стихотворения, а тем и образов нескольких (причём воспитанные на подобных темах применительно к Пушкину, Лермонтову, Некрасову или Блоку ученики понимают, что стихотворения нужно связать друг с другом и представить эту линию как магистральную в контексте всего творчества поэта — ответственность здесь слишком велика). Впрочем, традиционно находятся ребята, которым нравится писать о заветном, будет ли это творчество Окуджавы, Самойлова, Тарковского, Кушнера, Бродского, Высоцкого, или, скажем, стихи-песни Цоя, Гребенщикова, Щербакова. Для таких ребят имеет смысл специально продумать эту тему дома до экзамена.

Недоумение вызывает и тема № 2. Со словами М.Осоргина даже не хочется спорить — явно, что они вырваны из контекста, а значит, этой операцией и искажены. Хотя в принципе сочинение, опровергающее цитату, тоже возможно: а почему, собственно, только у Есенина дар свыше? А Пастернак? А Ахматова? А Исаковский почему на простых и чутких струнах сердца не играл? Или тот же Симонов? (И, соответственно выбору, дальше писать сочинение по своему автору.) Вряд ли, правда, комиссия (особенно медальная) оценит оригинальность такого хода. В качестве претензии может использоваться и тот факт, что в заботливо подобранной цитате ещё и Блок притаился… Поэтому даём такой совет: взять те стихи Есенина, в которых отчётливо чувствуется блоковская традиция, и сделать их разбор в сопоставлении с Блоком. Пусть это будут, скажем, «Россия» («Опять, как в годы золотые…») Блока и «Запели тёсаные дроги» Есенина. Перекличек огромное количество (проверьте сами), а поскольку это стихи о России, то и простым чувствам чуткого сердца в них место нашлось. (А если комиссии покажется недостаточным сравнение всего двух текстов, то можно указать на сноску к Комплектам — в ней разрешено раскрывать тему по поэзии на двух стихотворениях.)

Читайте также:  Признание в любви к Родине в поэзии С. А. Есенина: сочинение

Эпизод из «Мёртвых душ» (тема № 1) тоже не относится к числу зачитанных в школе — но, может, это и к лучшему? (Впрочем, в этом комплекте возможностей для самостоятельных изысканий и так более чем достаточно.) В чём существо событий эпизода? Чичиков, счастливо удрав от Ноздрёва, попадает в ДТП: его бричка сталкивается с коляской, в которой сидит очаровательная незнакомка, с которой никак не удаётся завязать разговор. Для чего нужно это дорожное приключение? Встреча отзовётся потом на балу, когда незнакомка окажется губернаторской дочкой, а появившийся Ноздрёв произнесёт заветные слова — “мёртвые души”. Ноздрёв, губернаторская дочка и мёртвые души завяжутся в один узел сплетни. Впрочем, не столько с точки зрения сюжета важен этот фрагмент. Может быть, именно на его примере стоит показать расхожесть многих представлений о поэме и то, как сопротивляется им сам текст. Спросите у людей, окончивших школу, кто в «Мёртвых душах» мёртвые души, а кто живые, — девять десятых скажут, что первые — это помещики и чиновники, а вторые — крестьяне, народ. Но вряд ли что живое обнаружится в бестолковой суете крестьян, пытающихся растащить экипажи; над ними явно смеётся Гоголь — отсюда и его излюбленное удвоение персонажей (дядя Митяй и дядя Миняй), и сравнение их с вещами (колодезный крючок, самовар). А Чичиков между тем, столкнувшись с прекрасным видением, вдруг задумается о чём-то большем, чем приобретение. И хотя в его размышлениях опять возникнут деньги и подсчёты, но на минуту вдруг распахнётся вдаль лирическая перспектива поэмы и читатель услышит: “Везде, где бы ни было в жизни… везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь…” Это — и предсказание всего дальнейшего пути Чичикова, пути к возрождению. (Впрочем, можно выстроить сочинение и совсем по-другому, анализируя отрывок как пример типичного гоголевского текста. В нём есть, помимо цитированного лирического отступления, и развёрнутые сравнения, и масса подробностей и мелочей, и характерное смешивание человека и вещи и так далее. Такой подход возможен в гуманитарных классах.)

Сочинение На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущал

В этих замечательных словах М.К. Осоргин выразил свое отношение к Есенину как большому мастеру.

Давайте и мы посмотрим на этот «дар свыше» – поэзию С.А. Есенина.

Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, он, как никто другой, повлиял на русскую культуру.

Есенин прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить.

Уроженец села Константинова, он с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед. Множество песен и сказаний знала и его мать. Родные места, народная поэзия сформировали его как поэта.

Его ранние стихи насыщены звуками, красками, запахами. Здесь и «белый перезвон берез», «со звонами плачут глухари», Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана, мир переливается красками – «алый свет зари», «мягкая зелень полей», «желтые поводья месяца», «рощи кроют синим мраком»…

Сказочное описание обычной крестьянской избы завораживает:

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где-то мышь скребется в затворенной клети… –

Так надо уметь увидеть.

Его стихи о России, о родине полны любви и щемящей искренности:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды, солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

О Русь – малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Восемнадцатилетним деревенским пареньком появился он в Петербурге – разобраться, почему в журналах не печатают его стихи, высланные по почте. Его произведения произвели огромное впечатление на Александра Блока, и тот помог ему войти в литературный мир. Его радостную, чистую поэзию современники сравнивали с «забытым ароматом полей».

Мечтатель сельский, я в столице

Стал первокласснейший поэт.

За три года жизни в Петербурге Есенин приобрел славу и множество друзей и поклонников.

Началась мировая война. В 1916 году он был призван на фронт, откуда дважды дезертировал.

Как и многие, с радостью принял революцию и с недоумением и тоской – ее продолжение.

Есенин посещает родные места, видит, как изменилась жизнь в деревне, ему грустно, ему кажется, что из-за произошедших в деревне перемен он стал лишним – даже на своей родине, в том месте, любовь к которому питала все его творчество.

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

По-своему он был прав. Привыкший к восхищению публики, к глубокому уважению к его таланту со стороны таких мастеров слова, как Блок, Есенин вдруг оказался в стране, где лучший поэт – Демьян Бедный со своими агитками.

«Устал я жить в родном краю», – как странны эти слова для поэта, для которого родной край был самой главной ценностью. Но и на чужбине жизнь не принесла счастья и успокоения. А возвращение на родину приносит новые разочарования:

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Любовные интрижки, алкоголь, скандалы – ничто не могло побороть депрессию и усталость, лишь все больше подтачивали его волю к жизни. В «Черном человеке» он пишет с отчаянием:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

И – осознание полного беспросветного одиночества:

Никого со мной нет.

И разбитое зеркало…

От всей его поэзии тех лет веет тоской и безысходностью.

Вся его жизнь, все его творчество держались на любви к родине – и родине он оказался не нужен. И – закономерный итог: самоубийство.

Его и впрямь какое-то время замалчивали – за его «безыдейность». За то, что он был поэт милостью божьей, а не бездумный старательный стихоплет. Но время все расставило по своим местам. И как Есенин не мог представить себя без России, так сейчас невозможно представить себе Россию без Есенина.

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)

Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых — песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина. Он пел «Мне осталась одна забава», песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есени­на. В стихотворении «Мне осталась одна забава» поэт называет себя по­хабником и скандалистом, признается:

Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:

И очень точно выражает самую суть своего таланта:

Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта — лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца, «на простых и чутких струнах» которого, говоря словами М. К. Осоргина, «умел играть только Сергей Есенин». Вот поэтому я говорю: «Мой Есенин». Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.

Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая за­ставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь — главная тема всего творчества Сергея Есенина? Откуда появились у поэта глубокое чувство род­ной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, всё это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цве­тов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С ранне­го возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:

Читайте также:  Основные мотивы лирики С. А. Есенина: сочинение

Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:

Вижу, как «дремлют пташки нежные» под «вихри снежные» у мерзлого окна, представляю, что «снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна», и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где «у низеньких околиц звонко пахнут тополя», «пахнет яблоком и медом», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс».

Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю — спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:

Вместе с Есениным я познаю великое:

В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю са­ма, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без «голубого небесного песка», «малиновой шири полей», «пахучего тумана», «шелковых трав». И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.

начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:

Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе? Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, трево­житься и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания кото­рого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:

Я знаю — это святое чувство не рождается из ничего.

Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать «ко всему живому», чтобы потом сделать такое признание:

С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым сущест­вам. «…Я очень люблю всякое зверье», — как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:

Есенину как бы открыты «души» животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» и другие.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне» — такими строками начинает поэт стихотворение «Собаке Качалова» и потом спрашивает:

В стихотворении «Собаке Качалова» есть удивительные по своей тра­гичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:

За этим «что» видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: свет­лого или трагического было больше в его жизни? Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традици­онного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь серд­це, какую душевную силу, чтобы сказать: Материал с сайта //iEssay.ru

А земля прекрасна, потому что есть «низкий дом с голубыми ставня­ми», есть «серые журавли», «страна березового ситца», «роща золотая», «гулкая весенняя рань» — и в этом есенинская идея «узловой завязи» при­роды и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, «навеки имею неж­ность грустную русской души», как и он, хотел бы не любить, но «все рав­но не могу научиться», потому что в сердце у меня так часто бывает «не­сказанное, синее, нежное»…

Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учить­ся всю жизнь, потому что

Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого че­ловека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читаю­щий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом мо­жет сказать: «Это мой поэт, мой Есенин».

Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утвер­ждать: «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше».

Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александ­ровича Есенина как дар свыше.

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше»

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)

Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых — песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина. Он пел «Мне осталась одна забава», песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есени­на. В стихотворении «Мне осталась одна забава» поэт называет себя по­хабником и скандалистом, признается:

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

И очень точно выражает самую суть своего таланта:

Дар поэта ласкать и корябать.

Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта — лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца, «на простых и чутких струнах» которого, говоря словами М. К. Осоргина, «умел играть только Сергей Есенин». Вот поэтому я говорю: «Мой Есенин». Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.

Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая за­ставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь — главная тема всего творчества Сергея Есенина? Откуда появились у поэта глубокое чувство род­ной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, всё это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цве­тов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С ранне­го возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:

… по двору метелица Ковром шелковым стелется…

А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

Вижу, как «дремлют пташки нежные» под «вихри снежные» у мерзлого окна, представляю, что «снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна», и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где «у низеньких околиц звонко пахнут тополя», «пахнет яблоком и медом», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс».

Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю — спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Вместе с Есениным я познаю великое:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю са­ма, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без «голубого небесного песка», «малиновой шири полей», «пахучего тумана», «шелковых трав». И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.

Я по первому снегу бреду.

В сердце ландыши вспыхнувших сил…-

начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:

Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг?

Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе? Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, трево­житься и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания кото­рого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:

Читайте также:  Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?: сочинение

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет, —

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Я знаю — это святое чувство не рождается из ничего.

Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать «ко всему живому», чтобы потом сделать такое признание:

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым сущест­вам. «…Я очень люблю всякое зверье», — как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:

Для зверей приятель я хороший…

Есенину как бы открыты «души» животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» и другие.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне» — такими строками начинает поэт стихотворение «Собаке Качалова» и потом спрашивает:

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Ты за меня лизни ей нежно руку…

В стихотворении «Собаке Качалова» есть удивительные по своей тра­гичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

За этим «что» видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: свет­лого или трагического было больше в его жизни? Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традици­онного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь серд­це, какую душевную силу, чтобы сказать:

Как прекрасна Земля И на ней человек.

А земля прекрасна, потому что есть «низкий дом с голубыми ставня­ми», есть «серые журавли», «страна березового ситца», «роща золотая», «гулкая весенняя рань» — и в этом есенинская идея «узловой завязи» при­роды и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, «навеки имею неж­ность грустную русской души», как и он, хотел бы не любить, но «все рав­но не могу научиться», потому что в сердце у меня так часто бывает «не­сказанное, синее, нежное»…

Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учить­ся всю жизнь, потому что

При тяжелых утратах И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство.

Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого че­ловека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читаю­щий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом мо­жет сказать: «Это мой поэт, мой Есенин».

Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утвер­ждать: «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше».

Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александ­ровича Есенина как дар свыше.

Рецензия

Содержание сочинения глубоко, ярко, личностно раскрывает тему, убеж­дая в том, что для выпускника поэзия Сергея Александровича Есенина, умевшего, по словам М. К. Осоргина играть «на простых и чутких струнах сердца» — действительно дар свыше, что это — его поэт, как для миллионов читателей. Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в осмыс­лении анализируемых произведений, зрелость суждений. Язык сочинения эмоционален, отличается точностью словоупотребления.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Бесплатные школьные сочинения

На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин

Когда М. Осоргин говорил о «простых и чутких струнах сердца», на которых «умел играть только Сергей Есенин», он, на мой взгляд, имел в виду особое настроение, которое возникает у читателя благодаря стихам удивительного поэта. Стихи Есенина «универсальны», они вне времени. Поэтому к ним не иссякнет интерес никогда. Человек любого возраста может найти для себя что-то близкое, родное и понятное в поэзии С.

Есенина. Не случайно уже в раннем детстве есенинские строки хорошо запоминаются, и остаются в памяти на всю жизнь.

Сергей Есенин не только воспевает красоту родной природы. Он говорит о красоте самой жизни. И ритм его стихов позволяет ощутить особое настроение, свойственное этому талантливому человеку. Поэт подмечает каждую деталь, которая для равнодушного человека могла бы показаться незначительной, второстепенной. Однако для поэта нет ничего второстепенного.

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

Стихи Есенина удивительно просты и вместе с тем изысканы. Ему удается найти удивительно точные сравнения. Красота природы и самой жизни вокруг кажется ему чем-то сверхъестественным и одновременно простым, будничным. Ведь это великолепие человек может видеть практически ежедневно. Однако далеко не каждому дано особое видение мира, позволяющее насладиться тем, что его окружает. Есенин воспринимает природу не просто как живое, а как разумное существо. В его стихах березки похожи на нарядных девушек.

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.

Поэт подбирает удивительно точные эпитеты для того, чтобы воспеть красоту мира вокруг. Его строки не только не оставляют равнодушными, они заряжают особой энергией, которая позволяет ощутить красоту и радость жизни. Живой, искренний диалог с природой, который ведет поэт, кажется читателю чем-то естественным и правильным.

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Прозаическое описание красот природы многих оставляет равнодушным. Некоторые читатели даже целенаправленно пропускают эти описания, так как они бывают достаточно унылы. Но вот стихотворная форма доносит до читателей все, что хотел бы сказать поэт. Особая музыкальность, которая присуща поэзии Сергея Есенина, делает его стихи запоминающимися. Поэту удается нарисовать достоверную картину зимнего дня. Эта картина кажется нам похожей на сказку.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

А ведь такие картины мы сами видим очень часто. Но, к сожалению, зачастую остаемся к ним равнодушными. Заслуга Есенина в том, что он заставляет иначе взгля-нуть на те предметы, явления, которые нас окружают. И мы уже начинаем по-другому воспринимать будничную действительность вокруг себя. Для того, чтобы ощутить красоту мира, нужно подмечать все детали. Строки Есенина нам в том помогают.

Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Несомненно, что сам поэт очень любил и восхищался родной природой. Иначе он не мог бы найти удивительные обороты, сравнения для создания таких по этических картин. Красота поэзии Есенина во всем: его неторопливая манера говорить о том, что видит, кажется мне близкой и понятной. Изящество поэзии Есенина в ее простоте и изысканности. Картины, созданные им, гармоничны, точны и прекрасны.

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.

Поэзия Есенина позволяет нам ощутить свою сопричастность всему, о чем говорит поэт. Мы своим внутренним взором видим листву, деревья, небо. Радостное чувство, возникающее на душе от этих строк, заставляет снова и снова перечитывать есенинские стихотворения. Жизнь в его стихах многогранна и насыщенна. Он ничего не приукрашивает, бывает точен и лаконичен.

Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям спится Гомон косарей.

Но, несмотря на лаконичность есенинского языка, его произведения не просто фиксируют на себе внимания читателя. Они заставляют погрузиться в раздумья о сущности всего земного, о месте человека в этом мире. Ведь только гармония внутреннего и внешнего мира может сделать человека счастливым. А умение созерцать мир вокруг — это первый шаг к постижению гармонии.

По лугу со скрипом Тянется обоз – Суховатой липой Пахнет от колес.

Каждый миг неповторим. Но умение запечатлеть этот миг отличает настоящего поэта.

Слухают ракиты Посвист ветряной. Край ты мой забытый, Край ты мой родной.

Кровная связь с родным краем не позволяет поэту забыть о своих корнях. Это лирическое настроение невольно передается читателям. Есенин в своих стихах говорит об истинных человеческих ценностях, о любви к природе, к родному краю, о гармоничной связи человека с окружающим миром. Поэтому его стихи всегда будут актуальны и притягательны для читателей. Безусловно, поэту был присущ удивительный «дар свыше», благодаря которому его поэзия пришлась по сердцу миллионам читателей.

Ссылка на основную публикацию
×
×