На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

В этих замечательных словах М.К. Осоргин выразил свое отношение к Есенину как большому мастеру.

Давайте и мы посмотрим на этот «дар свыше» – поэзию С.А. Есенина.

Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, он, как никто другой, повлиял на русскую культуру.

Есенин прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить.

Уроженец села Константинова, он с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед. Множество песен и сказаний знала и его мать. Родные места, народная поэзия сформировали его как поэта.

Его ранние стихи насыщены звуками, красками, запахами. Здесь и «белый перезвон берез», «со звонами плачут глухари», Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана, мир переливается красками – «алый свет зари», «мягкая зелень полей», «желтые поводья месяца», «рощи кроют синим мраком»…

Сказочное описание обычной крестьянской избы завораживает:

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где-то мышь скребется в затворенной клети… –

Так надо уметь увидеть.

Его стихи о России, о родине полны любви и щемящей искренности:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды, солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

О Русь – малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Восемнадцатилетним деревенским пареньком появился он в Петербурге – разобраться, почему в журналах не печатают его стихи, высланные по почте. Его произведения произвели огромное впечатление на Александра Блока, и тот помог ему войти в литературный мир. Его радостную, чистую поэзию современники сравнивали с «забытым ароматом полей».

Мечтатель сельский, я в столице

Стал первокласснейший поэт.

За три года жизни в Петербурге Есенин приобрел славу и множество друзей и поклонников.

Началась мировая война. В 1916 году он был призван на фронт, откуда дважды дезертировал.

Как и многие, с радостью принял революцию и с недоумением и тоской – ее продолжение.

Есенин посещает родные места, видит, как изменилась жизнь в деревне, ему грустно, ему кажется, что из-за произошедших в деревне перемен он стал лишним – даже на своей родине, в том месте, любовь к которому питала все его творчество.

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

По-своему он был прав. Привыкший к восхищению публики, к глубокому уважению к его таланту со стороны таких мастеров слова, как Блок, Есенин вдруг оказался в стране, где лучший поэт – Демьян Бедный со своими агитками.

«Устал я жить в родном краю», – как странны эти слова для поэта, для которого родной край был самой главной ценностью. Но и на чужбине жизнь не принесла счастья и успокоения. А возвращение на родину приносит новые разочарования:

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Любовные интрижки, алкоголь, скандалы – ничто не могло побороть депрессию и усталость, лишь все больше подтачивали его волю к жизни. В «Черном человеке» он пишет с отчаянием:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

И – осознание полного беспросветного одиночества:

Никого со мной нет.

И разбитое зеркало…

От всей его поэзии тех лет веет тоской и безысходностью.

Вся его жизнь, все его творчество держались на любви к родине – и родине он оказался не нужен. И – закономерный итог: самоубийство.

Его и впрямь какое-то время замалчивали – за его «безыдейность». За то, что он был поэт милостью божьей, а не бездумный старательный стихоплет. Но время все расставило по своим местам. И как Есенин не мог представить себя без России, так сейчас невозможно представить себе Россию без Есенина.

«На простых и чутких струнах умел играть только Сергей Есенин, и после Блока только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.А.Осоргин)

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

О чем бы ни писал Сергей Есенин: о личных переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы» – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

Первые стихотворения Сергея Есенина были навеяны детскими и юношескими впечатлениями деревенской жизни, влиянием устного народного поэтического творчества, потому-то в них и звучит мелодия искренняя, душевная, народная.

Уже по первым строкам стихотворений поэта разлита сердечная теплота и неприкрытая любовь к родному краю. Можно сослаться хотя бы на одно из стихотворений, которое обычно открывает собрания сочинений Есенина, – «Вот уж вечер. Роса…» На примелькавшиеся в обыденной жизни вещи – поля, луга, березы, летние и осенние вечера, белесые туманы и прохладные росы – юный сочинитель смотрит своими глазами. Он видит поэзию красоты в тех местах, мимо которых равнодушно проходит его современник. Все обыденно, просто. Описание развертывается без метафор и броской образности:

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве,

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

Используя обычные слова, непритязательную мелодию, поэт несколькими поэтическими штрихами создает запоминающуюся картину майского летнего вечера, переходящего в теплую лунную ночь. Этот пейзаж напоминает читателю живописные полотна Левитана.

Каждую строчку и звук одухотворяет живой взгляд самого Есенина. Вот вечер незаметно превращается в ночь, лунные блики размывают краски, вдали за рекой сонный сторож, исполняя свои служебные обязанности, стучит «мертвой колотушкой». Все заканчивается тихой умиротворенной мелодией поздней ночи. Подобные «простенькие» картины нельзя придумать, их можно только пережить, прочувствовать.

Однако даже юный поэт пишет по-разному. Рядом с такой бесхитростной сценой вдруг заиграет такая премудрая метафорическая сказочность, что ее невозможно перевести на обычный литературоведческий язык. Можно только процитировать и подивиться божьему дару рязанского мальчика:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький мамке

Зеленое вымя сосет.

Более поздние стихотворения Сергея Есенина чаще всего отличаются грустной интонацией, проникнутой болью за «сермяжную Русь». Достаточно вспомнить такие стихи, как «Топи да болота», «Край ты мой заброшенный», «Русь», «Сторона ль моя, сторонка», чтобы увидеть в них необъяснимую, на первый взгляд, печаль.

По воспоминаниям критиков, в жизни Есенин очень любил животных. Его стихотворения «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке» относятся к лучшим произведениям о животных в русской литературе. В воспоминаниях Горького о Есенине есть интересный эпизод: «Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег, –

и на его глазах тоже сверкнули слезы».

Начинается стихотворение спокойно, как о чем-то обычном и повседневно-будничном:

Утром в ржаном закутке,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Поэт спокойным перечислением, ничем не выделяющимися эпитетами готовит читателя к самому неожиданному, трагическому… Тяжело, трудно еще неокрепшей собаке бежать за хозяином, но ей надо: ведь она мать и своим материнским сердцем чувствует неладное. Как бы ни было тяжело, собака поспевает за хозяином. Это ее глазами и ее сознанием показан маленький кусочек пейзажа:

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

Долго собака сидела на берегу, с затаенной грустью наблюдая, как расходятся водяные круги от ее детенышей. Таких кругов было семь. Можно ли измерить всю глубину материнского горя? После всего случившегося бедная собака еще долго переживала смерть своих щенков.

Здесь нас волнует трагедия собаки, которую, впрочем, мы при чтении воспринимаем шире – как трагедию любой матери, потерявшей своих детей. И как здесь не согласиться с такими словами: «на простых и чужих струнах сердца умел играть только С. Есенин…».

Отточенное мастерство поэта особенно ярко проявляется в умении живописать слово. Каждое из них в исполнении Есенина-живописца и музыканта оживает, светится неповторимой красотой, звучит в единой гармонии со всеми образами стихотворения. Например:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Поэзия Есенина – прекрасная роща, слова же и образы – вечные листья, весело распускающиеся каждой весной и погибающие в грустную осеннюю непогоду, чтобы снова возродиться для нового поколения читателей. Внешне слова-листья не меняются, но люди разных эпох находят в них свою прелесть, свои неповторимые цвета, запахи, перезвоны на ветрах быстротекущего времени.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше” (М.К. Осоргин)»

Любовь моя! Прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути, Что для меня неповторимо. С. Есенин Человек — это всего лишь песчинка в просторах мироздания, жизнь его — мгновение в сравнении с вечностью Вселенной. Вот почему издавна не только ученые-астрономы, но и поэты обращали свои взоры в бескрайние, манящие к себе дали, чтобы попытаться проникнуть в тайны мироздания, а значит, и в тайны человеческой души. Не раз задумывался о глубинах Вселенной и Есенин. Там, где вечно дремлет тайна, Есть нездешние поля. Только гость я, гость случайный На горах твоих, земля. Широки леса и воды, Крепок взмах воздушных крыл. Но века твои и годы Затуманил бег светил. Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человека и природы, человека и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти. Человек — дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок земной жизни. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски и судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически сливается с конкретной, реальной российской действительностью. А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Я видел, как цветы ходили, И сердцем стал с тех пор добрей, Когда узнал, что в этом мире То дело было в Октябре. Цветы сражался друг с другом, И красный цвет был всех бойчей. Их больше падало под вьюгой, Но все же мощностью упругой Они сразили палачей. Красный цвет революции — символ прекрасного в жизни — таким видится Есенину теперь октябрь семнадцатого года. Для поэта-гуманиста, каким он был всегда, революция — это прежде всего людские судьбы, их настоящее и будущее, о котором поэт говорит в «Цветах» с романтической окрыленностью. И потому, что я постиг, Что мир мне не монашья схима, Я ласково влагаю в стих, Что все на свете повторим. И потому, что я пою, Пою и вовсе не впустую, Я милой голову мою Отдам, как розу золотую. Общечеловеческое содержание, казалось бы, глубоко личных, индивидуальных образов, за которыми чаще всего угадывается фигура самого автора, его мир дум и чувств, безыскусная, самобытнейшая метафоричность стиха; наконец, сочетание в поэме земной, конкретной романтической реальности с вселенско-гло-бальным охватом явлений действительности — таковы характерные черты и особенности поэтики «Цветов». Есенин по своим убеждениям и идеям — мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко вслушивающийся в биение народного сердца, в могучее дыхание родной Руси, улавливающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судорогу щек. Эти строки автора наполнены гордостью и радостью, болью и тревогой за человека, его судьбу, будущее, они по праву могли бы быть эпиграфом ко всему творчеству поэта. Пророческими стали слова И сколько зароют еще. Гуманизм Есенина, его неотступные тревоги и заботы о судьбе миллионов соотечественников — судьбе народной рождены великой любовью поэта к Родине. О край дождей и непогоды. Кочующая тишина, Ковригой хлебною под сводом Надломлена твоя луна. За перепаханною нивой Малиновая лебеда. На ветке облака, как слива, Златится спелая звезда. Уже в ранних стихах поэта нет идиллии, а слышатся боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного — равнодушия к судьбам соотечественников, к человеку. И это не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках юного поэта. Нельзя любить землю и человека вообще. Это чуждо истинному искусству. Только любя свою родину, свой народ, можно стать великим художником, близким и доступным миллионам! Таков Есенин. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? В стихах и поэмах он говорит о непримиримом столкновении двух морально-нравственных начал в современной ему общественной жизни, о двух концепциях человека, одна из которых родилась в старом, буржуазном мире, а другую принесла революция. После зарубежной поездки Сергей Александрович писал: . Места нет здесь мечтам и химерам. Отшумела тех лет пора. Все курьеры, курьеры, курьеры. Маклера, маклера, маклера. Если хочешь здесь душу выражать, То сочтут: или глуп, или пьян. Вот она — мировая биржа! Вот они — подлецы всех стран. Именно за границей возник у Есенина замысел поэмы «Черный человек». «Прескверный гость» — «Черный человек» у автора — это не его личный недруг, он враг человечества и всего прекрасного на Земле. Поэзия Есенина поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении этих двух начал — эмоциональная действительность, масштабность, «половодье чувств» и мыслей. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увядания золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвести и умереть. Высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы.

Читайте также:  Главные особенности художественно-философского мира Есенина: сочинение

На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

Экзаменационные темы по творчеству Сергея Есенина, за исключением двух-трёх, весьма неудачны.

Начнём с последней формулировки — «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.А. Осоргин), — вырванной из контекста цитаты. Если её анализировать, уясняя смысл сказанного Осоргиным, нельзя не обратить внимания на повтор слова “только”. Итак, по Осоргину (вне контекста), только Есенин умел играть “на простых и чутких струнах сердца”, он единственный из современников сопоставим с Блоком как художник, чья поэзия есть “дар свыше”. Что ж, первое утверждение, пожалуй, трудно оспаривать: ни на чьей могиле не совершено столько самоубийств. Что же касается второй части высказывания, её мы и вовсе не станем комментировать: у всякого свой толк. Учителям, ежегодно проверяющим сочинения, давно набили оскомину сусальные строки “об истинно русском поэте, как будто рождённом и взлелеянном самой матушкой-землёй”. Впрочем, и это дело вкуса. Понятно, что тему, о которой идёт речь, можно интерпретировать как угодно — не придерёшься. Главное, чтобы о Есенине. И не забыть о “чутких струнах” и “даре свыше”.

«Человек и природа» и «Мир природы» — традиционные темы по Есенину, так же как и «Гой ты Русь, моя родная…». Вряд ли наши ученики нуждаются в подробном комментировании этих тем, изложенных во всех учебниках. Предлагаем ограничиться рекомендацией для желающих пойти не совсем традиционным путем: остановиться на двух-трёх стихотворениях и на их материале рассмотреть каждую из тем. Для тем «Человек и природа» и «Мир природы» подойдут те же тексты, что и для темы родины, так как одно и другое у Есенина, как известно, неразрывно связано, следует только немного изменить угол зрения. Можно взять из ранних, к примеру, «Гой ты Русь, моя родная…», «Чую радуницу Божью…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…»; из зрелой лирики — «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Отговорила роща золотая…», «Спит ковыль, равнина дорогая…», «Несказанное, синее, нежное…». В теме родины, наверное, стоит остановиться на конфликте “Русь уходящая — Русь советская”, и в этом случае уместны «Сорокоуст», «Возвращение на родину».

Приведём фрагменты школьных сочинений, в которых идёт речь о некоторых из упомянутых стихотворений.

Строка раннего стихотворения С.Есенина «Гой ты Русь, моя родная…», вынесенная в заглавие темы, — это своеобразный эпиграф ко всему его творчеству. За те полтора десятка лет, что “прожил” Сергей Есенин в русской литературе, страна стала иной, прошла через Первую мировую войну, революцию, Гражданскую. Конечно, отношение к стране и к самому себе у поэта менялось, и это находило отражение в творчестве, но вместе с тем можно сказать, что оно оставалось прежним. Та Русь, которую юноша Есенин однажды назвал родной, всегда оставалась с ним, в его сердце.

Характерное для раннего Есенина видение мира, страны, себя самого можно проследить на примере стихотворения «Запели тёсаные дроги…», которое подводит своеобразный итог дооктябрьской лирики поэта. В нём звучат все основные её мотивы, главные из которых найдут своё продолжение в более поздний период творчества.

Первый из таких мотивов связан с дорогой. Он задан уже метафорой начального стиха “Запели тёсаные дроги…” и перекрёстной рифмой “на дороге”. Упоминание о часовнях на дорогах и поминальных крестах вводит не только мотив веры, но и странничества, какой-то бесприютности русской души.

Душевное состояние лирического героя отражает метафора “опять я тёплой грустью болен…”. Метафора “тёплая грусть” очень ёмкая. Тёплый — значит, душевный, мягкий, нежный. Но тёплым может быть и “овсяной ветерок”, от которого веет печалью родных полей. В сердце у поэта Русь:

Это чувство вмещает две крайности, противоположности: “Люблю до радости и боли”. Традиционный для русской поэзии мотив “странной любви” к Родине звучит в стихотворении всё отчётливее. “Холодная скорбь” это уже не “озёрная тоска” и тем более не “тёплая грусть”. Мы видим как образы, сменяя друг друга, постепенно усиливают мотив печали. Он достигает наивысшей точки в четвёртой строфе, насыщенной отрицаниями: “не измерить”, “не любить тебя, не верить — я научиться не могу”.

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном…

Звучит мотив, который получит развитие в более позднем творчестве поэта.

Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.

Чувство Родины настолько органично для Есенина, что можно сказать: он не отделяет себя от родины, взрослеет вместе с ней. Сначала он по-мальчишески воодушевлён революцией (“Мать моя Родина, я — большевик!”). Впоследствии крестьянский, по его словам, уклон обнаруживает себя в символических образах “бурь и гроз” и бешеной тройки; последний восходит к Некрасову и Гоголю («Несказанное, чистое, нежное. »). В этом, одном из своих лучших стихотворений зрелого периода, философски осмысляя пройденный путь, поэт скажет:

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Проскакала на всю страну.
Напылили кругом, накопытили
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Желая разобраться “во всём, что видели”, поэт не говорит о мщении, но испытывает потребность в том, чтобы простить, примириться с действительностью.

Эта попытка примирения оказалась для Есенина драматичной. В своей стране “берёзового ситца”, теснимый “новью”, он чувствовал себя “словно иностранец”, не понимая и не принимая ни “языка сограждан”, “ни чужих песен”. Однако поэт оставался верен родине — “шестой части земли с названьем кратким Русь” — и просил об одном:

Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть.

Центральное место в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…», так же как в природно-поэтическом мире поэта в целом, занимает деревенская изба, “изба-старуха”. В данном стихотворении это реальная деревенская изба со всеми её атрибутами — порогом, печью, окнами, крестьянскими постройками — хлевом, двором — и живыми существами, населяющими их, — отроком в избе, коровами в хлеву. Это изба не простая, она одушевлена, очеловечена, живёт своей таинственной, спокойной и гармоничной жизнью: “Изба-старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины”. О гармонии и покое говорят и другие строки стихотворения: “сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру…” и “в хлеву покой и дрёма…”. Символичен образ “желтоволосого отрока”: по моему мнению, он осуществляет временную связь между прошлым и будущим, изба-старуха сопоставлена с молодой жизнью, зарождающейся и растущей в ней. Возможно, поэт в этой импрессионистской картине изобразил самого себя. Очень важен и символичен образ дороги, который обеспечивает пространственно-временную связь есенинского мира. Этот образ также многозначен: это и деревенская дорога, и жизненный путь человека, его путь из прошлого через настоящее в будущее. Как и изба, дорога одушевлена, она живёт своей жизнью, может думать, чувствовать: “задумалась дорога”, “дорога белая узорит скользкий ров”. Дорога связывает воедино отдельные избы в деревни, соединяет деревни и лежащие между ними поля и леса в целую страну, наконец, объединяет земное и небесное в единый мир.

Читайте также:  Лирика Сергея Есенина: сочинение

Изба — это центр бытия, где протекает год за годом, сменяясь и обновляясь, естественная и размеренная человеческая жизнь, составляющая часть природы. Вокруг избы существует таинственный, чужой, полный опасностей внешний мир. Он слышен и надвигается со всех сторон: “осенний холод… крадётся…”, сгущается “хмарь”, “тонкогубый ветер… о ком-то шепчет…”, слышатся “тягучие вздохи” совы. Этот окружающий, полный таинственных образов мир противопоставлен покою, уюту и теплу избы-хранительницы. Но при приближении к избе внешний мир теряет свою кажущуюся враждебность, оказывается “ласковым и кротким”, то есть поэт рассматривает весь мир в единстве, в гармонии. Кто выходит за рамки этого мира, тот пропадает, становится “сгинувшим в ночи”.

Поэтическое время, благодаря человеческой памяти, обладает особым свойством: оно способно сжиматься, ускоряться и останавливаться, приближать давно прошедшее, но самое дорогое и отдалять самое плохое и горькое. “Потому так и днями недавними уж не юные веют года…”. Есенинское стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…» перекликается с любимыми мною бунинскими строками: “…И забуду я всё — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав…”.

Время как бы материализуется в сквозном образе памяти: прошлое живёт в настоящем, а из этого сплава вырастает будущее. Хотя лирический герой, по-видимому, никогда больше не увидит “низкого дома с голубыми ставнями” (это чувствуется по щемящей грусти стихотворения, даже если не знать, что есенинский дом сгорел при пожаре), он навсегда сохранит его образ в памяти, оставит для будущего в стихах.

Главная мысль подчёркивается кольцевой композицией стихотворения. В первой строфе задаются основные темы, в последующих строфах идёт их развитие, раскрытие “нежности грустной русской души”, признание в любви к бедной родине, в конце делается заключение с типичным для поэта началом последней строфы: “Потому и…”.

Стихотворение написано характерным для позднего Есенина размером — трёхстопным анапестом с перекрёстными рифмами, которые в предпоследних строфах сменяются опоясывающими. Длинный размер создаёт ощущение спокойного, размеренного немного печального повествования.

Центральным образом стихотворения является “низкий дом с голубыми ставнями”. С одной стороны, это реальный крестьянский дом (в данном стихотворении речь идёт о родном доме поэта в селе Константинове, где он родился и вырос); с другой стороны, этот дом символизирует самое родное место на земле, с которым у каждого человека связано понятие “родина”; наконец, деревенский дом, “золотая бревенчатая изба”, занимает центральное место в поэтической вселенной Есенина и имеет важное символическое значение.

Нельзя не обратить внимание на созданный поэтом образ простой, неяркой русской природы — полей, лугов, лесов под “сереньким ситцем этих северных бедных небес”. Этот образ проходит через всё творчество Есенина. Невзрачность родного пейзажа сознательно и неоднократно акцентируется поэтом, чтобы подчеркнуть бескорыстность и “странность” его чувства любви к такой России. Мотив этой странной, неизбывной любви слышится во многих стихотворениях поэта. Сходные строки есть в стихотворении «Спит ковыль…», звучат размышления автора о природе этой любви, такой мучительной и противоречивой. При всей бедности и тяжести жизни “никто под оклик журавлиный не разлюбит отчие поля…”. Это чувство характерно для каждого русского человека и, надо думать, лежит в основе “загадочной русской души”: “ …но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души…”. Цвета стихотворения: голубой, серый, седой (“голубые ставни”, “серенький ситец”, “седые журавли”). Такая скромная, неяркая цветовая палитра соответствует не только русскому пейзажу, но прежде всего состоянию души поэта — тихой грусти и тоски.

В поэзии Есенина меня больше всего удивляет её доступность, “понятность” для неискушённого читателя и неисчерпаемость для профессионала. Его стихи не надоедают, наоборот, чем больше вчитываешься и вдумываешься в них, тем больше раскрывается их мудрость и красота. Мне кажется, это и есть главный признак подлинной поэзии.

Тема «Образ революционной эпохи» может быть раскрыта как на материале лирических произведений, в том числе упомянутых выше, так и при желании на материале поэмы «Анна Снегина», на разборе которой мы останавливаться не будем. О стихотворении, точнее, небольшой поэме «Русь», этом раннем и не во всём удачном поэтическом опыте Есенина заметим только, что, если оно будет выбрано для разбора, то истолкование как таковое не потребуется. Слишком прозрачно оно по мысли. Впрочем, небезынтересным кажется путь, который может быть связан с поиском в этом стихотворении мотивов, звучащих в более поздних стихах поэта. В этом смысле «Русь» символична.

В качестве примера философской лирики Есенина уместно рассмотреть наряду с другими стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…». Приведём фрагмент сочинения одной из прошлогодних выпускниц.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в последние годы жизни Есенина, которые были для поэта трагическими. Мысли о смерти всё чаще посещали его, лирика становилась всё более философичной, всё чаще звучал мотив осмысления пройденного пути.

Говоря “мы” об “уходящих понемногу”, Есенин, по-видимому, имеет в виду своих сверстников, так как стихотворение посвящено памяти поэта А.В. Ширяевца, неожиданно и рано умершего ещё молодого человека. Есенин не боится смерти, даже чуть иронично говорит про “бренные пожитки” и грустит, что придётся покинуть “милые берёзовые чащи”, “равнин пески”, расстаться с тем, что “душу облекает в плоть”. Поэт как бы останавливается и оглядывается в прошлое и не жалеет о прожитых годах (“Счастлив тем, что я дышал и жил”).

Первая строфа стихотворения перекликается с последней. В ней ярко выражено развитие образов: “мы” — это уже “люди”, и не те, что “уходят”, а те, что “живут… на земле”. Эти строфы составляют основу кольцевой композиции стихотворения, которая подчёркивает его целостность. Вслед за ними перекликаются также вторая строфа с четвёртой: в них общими являются слова “сонм уходящих”, “чащи”. Особенно сильными кажутся строки с рифмами “рожь — дрожь”, сильнее, чем “пески — тоски”. Возможно потому, что так сильно воздействует на наши чувства метафора “не звенит лебяжьей шеей рожь”. Этот образ необычайно хорош в “плане выражения”. Столь же хороши и знаменитые строки:

…Мял цветы, валялся на траве,
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Именно эти слова, на мой взгляд, и выражают главную философскую мысль стихотворения — мысль о полноте жизни, о гуманном отношении ко всему живому.

…В своём стремлении помочь выпускникам подготовиться к сочинению мы, учителя, возможно, бываем излишне дидактичны, навязчивы. Мол, писать надо так-то и так-то. Напоследок процитирую поразившие меня своей зрелостью строки сочинения о философской лирике Есенина, написанные шестнадцатилетней девушкой, у которой, на мой взгляд, есть чему поучиться многим из нас.

Ощущая в себе бьющуюся меж рёбер жизнь, Есенин слишком сильно, чтобы быть счастливым, чувствует небытие, разлитое вокруг. Не христианскую смерть, которая принимает душу в своё лоно, давая ей покой, освобождая её от мук и сомнений жизни, а новосозданное небытие. Марина Цветаева в «Поэме конца» написала: “Жизнь — это место, где жить нельзя”. Жить — значит неподдельно чувствовать, отпустить душу, как птицу, на волю, позволить себе, наконец, подлинно слышать и говорить. Вся философская лирика Есенина — попытка узнать наверняка, для чего ему дано право или наказание слышать, и кем дан ему этот дар, “дар поэта — ласкать и карябать”.

На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше” (М. К. Осоргин)

Любовь моя! Прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути, Что для меня неповторимо. С. Есенин Человек – это всего лишь песчинка в просторах мироздания, жизнь его – мгновение в сравнении с вечностью Вселенной. Вот почему издавна не только ученые-астрономы, но и поэты обращали свои взоры в бескрайние, манящие к себе дали, чтобы попытаться проникнуть в тайны мироздания, а значит, и в тайны человеческой души. Не раз задумывался о глубинах Вселенной и Есенин. Там, где вечно дремлет тайна, Есть нездешние поля. Только гость я, гость случайный

Поэт и новая действительность в творчестве С. Есенина Вот так страна/ Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? С. Есенин. Поэту для жизни и творчества определено судьбой некое время, эпоха. Иногда они текут.

Тема Родины в творчестве С. А. Есенина Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его поэзии. Еще в ранних юношеских стихах (в.

“.С названьем кратким Русь” Я скажу: “Не надо рая. Дайте родину мою”. С. Есенин В последнее время появилось много статей о загадке гибели С. А.Есенина. Смерть этого человека волнует, прежде всего, потому, что он.

Какой чистый и какой русский поэт (поэзия Сергея Есенина) Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть и музыка родных раздолий. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунулся в бездонную глубину и свежесть.

Анализ поэмы С. Есенина “Анна Снегина” Поэма С. Есенина “Анна Снегина” начинается и заканчивается лирическим аккордом – воспоминаниями автора о ранней юности, о “девушке в белой накидке”. Развитие сюжет получает в первой части поэмы: герой возвращается.

Тема любви в поэзии А. Блока и С. Есенина Большое место в художественной литературе занимают лирические произведения. Они, как правило, не посвящаются событиям и людям, а раскрывают эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне.

О Русь! Взмахни крылами!.” (По лирике С. А. Есенина.) Эта тема, пожалуй, подходит С. Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел.

Лирическая героиня в поэме “Анна Онегина” Большая поэма Сергея Есенина “Анна Снегина” явилась своего рода итогом творчества поэта, который сам считал ее своим лучшим произведением. В этой поэме Есенин отображает события в России 1917 г. и.

Россия в творчестве С. А. Есенина Есенин в своем творчестве опирался на традиции русской классической литературы и народной поэзии, и в его произведениях отражены существенные стороны жизни русского народа и национального духа. Поэтому-то поэзия Сергея Есенина.

Размышления о поэме Есенина “Анна Снегина” Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей.

Стихотворение С. Есенина “Низкий дом с голубыми ставнями.” (Восприятие, истолкование, оценка.) Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в.

Читайте также:  Иван-дурак: сочинение

Сергей Есенин. “Не жалею, не зову, не плачу” Недолгим, но сложным был жизненный путь Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. “Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок” – с грустью.

Мое любимое стихотворение Есенина (Тема родины) Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце – обо всем.

Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей.

Идейно-художественное своеобразие поэмы “Анна Снегина” Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о том, как был весел, о своей первой, безответной любви. Он приезжает в село, где все, от.

Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах? . .Его поэзия есть как бы разбрасывание Обеими пригоршнями сокровищ его души. А. Толстой Стихи Есенина – искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она.

Читая Есенина .Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным Мы зовем высшим моцартовским началом, Моцартовскою стихией. Б. Л. Пастернак На мой взгляд, самое важное качество поэта – ощущение.

Тема природы в творчестве Есенина Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении “Русь” он очень ласково говорит о русской природе: Заневестилася кругом Роща елей и берез, По.

Драма жизни Сергея Есенина Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота. Летите, в звезды врезываясь. В. Маяковский Подумать только, как были очарованы Сергеем Есениным люди, если его самоубийство вызвало массовые смерти поклонников! Маяковский.

Исповедь романтической души (по лирике С. Есенина) (2) Время на изломе, на рубеже. Начало XX века. Не календарная новизна, а сильное, всеобщее чувство: “Время вывихнуло сустав, и неужто мне предстоит вправить вывих”. Муки Гамлета теперь ощущаются всеми. В.

Сейчас вы читаете: На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше” (М. К. Осоргин)

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше»

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)

Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых — песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина. Он пел «Мне осталась одна забава», песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есени­на. В стихотворении «Мне осталась одна забава» поэт называет себя по­хабником и скандалистом, признается:

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

И очень точно выражает самую суть своего таланта:

Дар поэта ласкать и корябать.

Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта — лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца, «на простых и чутких струнах» которого, говоря словами М. К. Осоргина, «умел играть только Сергей Есенин». Вот поэтому я говорю: «Мой Есенин». Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.

Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая за­ставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь — главная тема всего творчества Сергея Есенина? Откуда появились у поэта глубокое чувство род­ной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, всё это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цве­тов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С ранне­го возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:

… по двору метелица Ковром шелковым стелется…

А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

Вижу, как «дремлют пташки нежные» под «вихри снежные» у мерзлого окна, представляю, что «снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна», и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где «у низеньких околиц звонко пахнут тополя», «пахнет яблоком и медом», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс».

Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю — спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Вместе с Есениным я познаю великое:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю са­ма, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без «голубого небесного песка», «малиновой шири полей», «пахучего тумана», «шелковых трав». И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.

Я по первому снегу бреду.

В сердце ландыши вспыхнувших сил…-

начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:

Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг?

Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе? Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, трево­житься и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания кото­рого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет, —

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Я знаю — это святое чувство не рождается из ничего.

Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать «ко всему живому», чтобы потом сделать такое признание:

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым сущест­вам. «…Я очень люблю всякое зверье», — как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:

Для зверей приятель я хороший…

Есенину как бы открыты «души» животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» и другие.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне» — такими строками начинает поэт стихотворение «Собаке Качалова» и потом спрашивает:

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Ты за меня лизни ей нежно руку…

В стихотворении «Собаке Качалова» есть удивительные по своей тра­гичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

За этим «что» видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: свет­лого или трагического было больше в его жизни? Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традици­онного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь серд­це, какую душевную силу, чтобы сказать:

Как прекрасна Земля И на ней человек.

А земля прекрасна, потому что есть «низкий дом с голубыми ставня­ми», есть «серые журавли», «страна березового ситца», «роща золотая», «гулкая весенняя рань» — и в этом есенинская идея «узловой завязи» при­роды и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, «навеки имею неж­ность грустную русской души», как и он, хотел бы не любить, но «все рав­но не могу научиться», потому что в сердце у меня так часто бывает «не­сказанное, синее, нежное»…

Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учить­ся всю жизнь, потому что

При тяжелых утратах И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство.

Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого че­ловека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читаю­щий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом мо­жет сказать: «Это мой поэт, мой Есенин».

Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утвер­ждать: «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше».

Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александ­ровича Есенина как дар свыше.

Рецензия

Содержание сочинения глубоко, ярко, личностно раскрывает тему, убеж­дая в том, что для выпускника поэзия Сергея Александровича Есенина, умевшего, по словам М. К. Осоргина играть «на простых и чутких струнах сердца» — действительно дар свыше, что это — его поэт, как для миллионов читателей. Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в осмыс­лении анализируемых произведений, зрелость суждений. Язык сочинения эмоционален, отличается точностью словоупотребления.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Ссылка на основную публикацию
×
×