Иван-дурак: сочинение

Иван-дурак – характеристика персонажа

ИВАН-ДУРАК – герой сказки П. П. Ершова “Конек-Горбунок” . Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак, а ловкий крестьянский парень, сам себе на уме. Хоть и распевает, лежа на печи, “изо всей дурацкой мочи”,- “сам не прост”, может и “черта оседлать”. С помощью верного Конька-Горбунка он легко выполняет приказы глупого царя: “хитро поймал Жар-птицу”, похитил Царь-Девицу, ездил за кольцом, “был и на небе послом”, в котлах не сварился и “красавцем учинился”.

Не послушавшись Горбунка, схоронив перо Жар-птицы, которое и навлекло на его голову столько бед и приключений, удачливый И.-д., сам того не желая, “сделался царем”. Веселый, разудалый простак всегда волшебно вознаграждается по справедливости силами добра. Образ И.-д. продолжает сложившуюся литературную традицию в изображении сказочного героя . Сюжет о Коньке-Горбунке и И.-д. был воплощен в нескольких балетах . Последний по времени – Р. К. Щедрина , в балете которого роль И.-д. исполнял В. В. Васильев.

Видообразование Вопрос 1. Назовите основные формы видообразования. Приведите примеры географического видообразования. В зависимости от того, в результате каких изолирующих механизмов – пространственных или иных – возникает вид, различают две формы видообразования.

“Пантократор” анализ стихотворения Есенина История создания Стихотворение “Пантократор” было написано Есениным в феврале 1919 г. и напечатано в газете “Советская страна” № 4 за 17 февраля. Стихотворение было посвящено товарищу Есенина, поэту-имажинисту Рюрику Ивневу.

Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Мне все кажется, что в вас есть Что – то к моему подходящее… Ф. М. Достоевский Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой.

Иванов Вяч. биография ИВАНОВ, ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ , русский поэт, философ, филолог, переводчик. Родился 16 февраля 1866 в Москве. Отец, мелкий чиновник-землемер, умер, когда Иванову было пять лет. В Автобиографическом письме С. А. Венгерову.

Мир “цвета плесени” Отношение Флобера к истории и современной ему французской действительности было крайне пессимистичным. Он был уверен, что “самое значительное в истории – это маленькая человеческая часть … Они-то и создали все”.

“Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в.

Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребенка к ДОУ Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации ребенка Автор: Дорогина Лариса Михайловна, социальный педагог Детский сад №198 ОАО “РЖД ” г. Красноярск Адаптация – привыкание.

Юрий Живаго – характеристика персонажа Произведение: Доктор Живаго Живаго Юрий Андреевич – главный герой романа, врач и поэт. Фамилия героя произошла от выражения “Бога Живаго”, обозначающего Иисуса Христа и имеющего смысл “исцеляющий все живущее”. В.

Анализ повести “Простодушный”, сочинение Философская повесть “Простодушный” впервые увидела свет в 1767 году. В ней Вольтер обратился к проблеме закостенелости общественных моральных норм, существовавших в период процветания французского абсолютизма. Центральной фигурой, вступающей в конфликт.

Что нужно знать о сочинении Все Сочинения разделяются на несколько видов. 1. Сочинения на нелитературные темы. Среди сочинений на нелитературные темы наиболее распространены сочинения на темы искусства и сочинения на основе личных наблюдений. К сочинениям.

Могущество католической церквив Западной Европе в средние века 1. Могущество католической церквив Западной Европе в средние века. Разделение церкви. До середины XI века христианская церковь была единой. Но в Западной Европе она подчинялась римскому папе, в Византии главой.

Сценарій випускного вечора Ведучий. Доброго вечора, шановні батьки, вчителі, гості. Сьогодні наша школа знову у сяйві квітів, святкового вбрання, добрих і щирих посмішок. Ми зібралися усією родиною на наше традиційне свято “Прощання зі.

Конспект урока в 1 классе “Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду” Конспект урока в 1 классе в первой четверти Тема: “Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду”. Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СКШ №7 Нарышкина Евгения Сергеевна Предмет.

Якщо дитина не може всидіти за уроками – Для досягнення педагогічних цілей можна використовувати як тихі настільні ігри, так і рухливі сюжетно-рольові. – Давайте більше доручень і стежте, щоб все було зроблено точно за завданням. – Для.

Анализ рассказа Чехова Скрипка Ротшильда Написание рассказа ” Скрипка Ротшильда” у Антона Чехова не заняло много времени. Автор начал написание рассказа в середине декабря 1893 года, и работа была уже закончена в середине января 1894.

Надійна людина Тільки тим історія належить, Хто сьогодні бореться й живе. Василь Симоненко Приводом для цієї розмови послужив лист десятикласників однієї з шкіл про дискусію, що спалахнула в класі: яку саме людину.

Стереотипи про вищу освіту: як у реальності? Кілька стереотипів про вищу освіту та її значення для кар’єри людини Радянська система освіти гарантувала кожному право на безкоштовне навчання у вищому навчальному закладі. Вимога до абітурієнта була лише одна.

Географічний проект “Українські Карпати” СХЕМА ПРОЕКТУ Хто виконує Що опрацювати Результат Географи Географічне положення, Рельєф, корисні копалини Повідомлення Кліматологи Клімат Українських Карпат Повідомлення Біологи Рослинний та тваринний світ Повідомлення Палеонтологи Палеогеографічні умови Повідомлення Екологи.

Оздоровительные валеологические паузы и цветотерапия Для предотвращения заболеваемости у детей проведем Оздоровительные валелогические паузы: – чтобы избежать насморка, нажимаем на точки возле крыльев носа . – чтобы предупредить кашель, постукиваем полусогнутыми пальцами по верхней части.

“Щи” анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение Тургенева “Щи” было написано в 1877-1979 гг. и напечатано в “Вестнике Европы” в 1882 г. вместе с остальными сорока девятью по настоятельным просьбам редактора Стасюлевича. За время.

Сейчас вы читаете: Иван-дурак – характеристика персонажа

“Иванушка-дурачок Герой русских сказок”

Исследовательская работа учащихся шестого класса”Иванушка-дурачок Герой русского фольклора”.

Скачать:

ВложениеРазмер
ivanushka_durachok-personazh_skazok.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Северо-Енисейского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С.Белинского»

персонаж русского фольклора»

Губанова Виктория Алексеевна,

Хромогина Дарья Михайловна Красноярский край,

средняя школа №1

учащиеся 6 класса

Жупеева Е.П., учитель

русского языка и литературы,

средняя школа №1

II​ Основная часть

IV​ Список использованной литературы…………………………………. 10

Сказки – наши «первые учителя». Именно они заставляли нас страдать и переживать, радоваться, учиться делать выводы. Иванушка – дурачок – интересный персонаж, так как, не обладая особым умом, ухитряется победить всех врагов, получить в жены царевну, да и притом полцарства в придачу. Нас интересовал вопрос, почему в русских сказках героя выставляют как дурачка, дурака.

Актуальность : не может быть русский человек по-настоящему русским, если в детстве ему не повествовали настоящих русских народных сказок. В русских народных сказках отражены все типажи окружающего человека мира. Мудрость отражается в таких героях как Елена Прекрасная и Василиса Премудрая, подлость – в Бабе Яге и Кощее Бессмертном. Иванушка-дурачок является персонажем, который борется с нечистой силой, ищет справедливость и правду, и при этом его действия порой абсурдны или просто не понятны.

Гипотеза: описываемый в русских сказках Иванушка – дурачок не просто парень с недалеким умом, хотя это можно предположить из прозвища. Иванушка – не похожий ни на кого, простодушный, добрый, искренний герой, поэтому ему многие помогают (люди, звери, природа) и он находит свое счастье, особенно за него не борясь.

Объект изучения – Иванушка – дурачок.

Цель данной работы: доказать, что «дурачок» в сказках не простоватый парень, а уникальный герой.

1. Изучить историю образа;

2. систематизировать разновидности образа Ивана-дурака в русских народных сказках.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы :

1. поиск, изучение источников информации (научной и художественной);

2. сравнение, обобщение;

3. провести опрос учеников;

4. сделать анализ.

Нельзя сказать, что эта тема не изучалась. В процессе работы обнаружились интересные работы, в том числе и зарубежных исследователей: «Дуракам везет или как детские сказки программируют будущую взрослую жизнь» Даниила Протаса, «Почему дуракам везет» Светланы Кузиной, « Иван-дурак: Очерк русской народной веры» А.Д.Синявского.

История имени Иван.

Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan – Бог милует), и пришло в русский именник с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко всем без исключения народам, принявшим крещение. Мужчины с именем Иван нигде не пропадут, ведь в каждой стране они запросто найдут тёзку. Вот несколько их иностранных братьев по имени: англичанин Джон, армянин Ованэс, француз Жан, немец Иоганн, итальянец Джанни и Джованни, испанец Хуан, венгр Янош, голландец Ян, грек Иоаннэс, грузин Иванэ, норвежец Йохан, португалец Жуан, швед Йоханнес. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.

История приставки «Дурак»

Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас – глупого человека. Естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

Образ Ивана-дурака в русских народных сказках.

Особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывал. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Мы провели опрос в 6А, 6Б классах с целью выяснить, каково отношение к герою современных школьников. Опрос показал, (было опрошено 25 человек), что 100 % учащихся знают этого литературного персонажа и считают его достойным славы, любят читать сказки про него. 85 % опрошенных считают нужным ввести в школьный курс сказки про Иванушку-дурачка как можно больше, т. к. они многому учат.

Далее мы проанализировали этот литературный образ по следующим критериям: название сказки, изображение в сказке этого персонажа, качества героя и сделали вывод.

Результаты анализа приведены в таблицах 1 и 2:

Иванушка-дурачок – младший сын

Ответственный Смелый Добрый Хитрый

Стал красавцем- царевичем

Иван- – младший сын

Добрый Хитрый Воинственный Догадливый

Победил двенадцатиглавого змея, женился на царевне.

Младший сын, дурачок.

Храбрый Ответственный Добрый Доверчивый Наивный Выдумщик

Женится на царевне, становится царем, стал красавцем.

Признаки характера героя литературных произведений.

Становится царем в конце

Имеет двух братьев

Женится на царевне

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Как Иван-дурак дверь стерег

Подводя итог по таблицам, можно сказать, что в большинстве данных сказок главный герой – трудолюбивый и добрый . По этим чертам можно определить, что ценили наши предки в человеке. У Дурака имеются два брата старше его. Они обычно относятся к нему пренебрежительно и с неприязнью, граничащей с презрением и ненавистью. Внешность у Иванушки-дурачка непримечательная. Он не красавец, нет в нем знатной породы, телесной красоты и силы, данных от рождения. “Жил в деревне мужик и было у него три сына, два умных, а третий – Иванушка – дурачок”. Не узнать в дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна “взглянула за трубу и увидела там Ивана – Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом”. Социальный статус Иванушки Дурачка обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы. Нередко подчёркивается бедность, которая вынуждает Иванушку Дурачка идти «в люди», наниматься «в службу». Но в большей части сказок ущербность Иванушки Дурачка – не в бедности, а в лишённости разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устранённый от каких-либо «полезных» дел. Целые дни он лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается, иногда он копается бесцельно в золе. Если его призывают к полезной деятельности, то только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности: так, старшие братья, которые должны ночью сторожить поле от воров, посылают вместо себя Иванушку – дурачка, а сами остаются дома и спят. Иванушка удачлив, так как в конце сказки он или женится на царевне и получает полцарства или просто становится царем и живет долго и счастливо. Дурак отличается от умного тем, что он не боится делать ошибки, а потому и воспринимается среди окружающих дураком. «Дураку закон не писан» – говорит еще одна поговорка.

По мнению иностранцев, сказки про дураков безнравственны. Главный герой – бездельник и получает ничем не заслуженную награду и, узнав, что в России подобные сказки популярны, засомневались в полноценности русского национального характера. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ум, трудолюбие, у него нет упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод – помимо того, что он явно нереалистически описывает шкалу народных ценностей, – находится противоречии с тем, что в других – созданных тем же народом – сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку. Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:

“Было у него три сына. Старший умный был детина, Средний был и так, и сяк, Младший вовсе был дурак.” Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее, он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом.

Итак, иностранцы выделили только лень у главного героя, оставив без внимания его другие качества: находчивость, незлобливость, простодушие, остроумие.

Главный герой – Дурачок не похож на типичных американских супергероев или на японских самураев. В Иване – дураке и есть разгадка загадочной русской души и ключ к национальному характеру. Он полная противоположность Герою. Он неказистый, смешной, нелепый, глупый, покорный жестоким и злым людям, но всегда преодолевающий все препятствия и беды, Иванушка-дурачок весь создан из противоречий. Он выглядит дураком, но оказывается самым умным в критические минуты; он ленивый на вид, но в решающий момент действует быстро, смело и очень активно; он беспечный и заботливый, хитрый и доверчивый. Он всех побеждает в конце сказки терпением, добротой, смекалкой и отсутствием претензий. Его сила в том, что своей добротой и непрактичностью он производит на алчных окружающих впечатление слабого и глупого, и они, считая его дураком, не могут себе представить его умным, смелым, находчивым, каким он является на самом деле.
«Дураки» в русской фольклорной традиции – самые продвинутые существа. Об этом свидетельствовали и многочисленные пословицы:

  • Дуракам закон не писан;
  • Дуракам везет;
  • Дураками свет красится;
  • Дурак спит, а счастье в головах лежит;
  • Дураком на свете жить – ни о чем не тужить;

Так кто же такие эти Иваны – дураки в русских народных сказках?

Прежде всего, Иван – Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами:

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.

В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.

Дурак отличается от умного тем, что он не боится делать ошибки, а потому и воспринимается среди окружающих дураком. Во всех сказах про дурачков он добивается своих целей. При этом, ему не приходится кривить душой, подличать. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому “дураку” не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: описываемый в русских сказках Иванушка-дурачок – не просто парень с недалеким умом, хотя это можно предположить из прозвища. Иванушка – не похожий ни на кого, простодушный, добрый, искренний герой.

Список используемой литературы.

  1. В. Долохов В. Гурангов «Фейерверк волшебства»,
  2. Афанасьев А.И., Народные русские сказки. В 3-х т. – М., 1957.
  3. Мелетинский Е. М. «Миф и сказка»
  4. Рубиновая книга сказок», ЗАО «Славянский дом книги» Предприятие «Слово», Москва, 2002г.
  5. Кузина С., « Почему дуракам везет» Комсомольская Правда от 12.07.10
  6. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. – М.: Аграф, 2001.
  7. Бажов П.П. «Уральские сказки», из-во «Правда», Москва, 1988г
  8. Протас Д., «Дуракам везет или как детские сказки программируют будущую взрослую жизнь»
  9. Сказки» из серии «Библиотека русского фольклора», Москва,1989г.
  10. Путешествия в сказку», изд-во «Кристина и Ольга», Москва, 1993

Герой сказок Иван-дурак: описание образа, качества, цитаты

Одним из самых любимых и известных персонажей русских сказок является Иван-дурак. На первый взгляд кажется, что какой-то деревенский лентяй и неумеха по счастливой случайности получает не только царевну в жены, но и половину царства. Если посмотреть внимательнее, то становится понятно, что моральные качества Ивана-дурака не так уж просты. На самом деле, он только прикидывается дурачком, а смекалка и ловкость являются чуть ли не основными его чертами.

Как появился образ

Откуда появились сказки про Ивана-дурака, до сих пор точно не известно. Фольклористы, которые вплотную занимаются исследованием народного творчества, считают, что в наши сказки этот колоритный образ пришел из древних мифов.

Согласитесь, удачливый, но при этом недалекий и смешной персонаж есть в сказаниях практически всех народов мира, но настолько популярен этот образ только в нашей культуре. Любой ребенок знает, кто такой герой сказок – Иван-дурак.

Почему любят Ваню

Народную любовь к этому персонажу достаточно легко объяснить: чем смешнее герой, тем сильнее любят его читатели. А так как сказками чаще всего увлекаются детишки, то для них Ваню еще более привлекательным делают печь, которая его возит, ведра, самостоятельно гуляющие по деревне, а также дубинка, раздающая тумаки налево и направо.

Волшебные качества Ивана

Некоторые специалисты утверждают, что у Ивана присутствуют некоторые качества жреца. Он младший из трех братьев, самый несмышленый и ленивый, но при этом только у него есть способность говорить загадками. И не только говорить – разгадывает он их тоже довольно успешно.

А все почему? Мало того, что Ивану-дураку помогает тотемное животное (например, щука), так еще и печь – не просто средство передвижения, а символ семейного уюта, очага в доме, «портала» к умершим предкам.

Персонаж Ивана имеет сходные черты со жрецами Древней Руси: он запросто общается с потусторонними силами, они помогают ему достаточно охотно. Таких персонажей называют трикстерами. Это балагуры, вруны и проказники, которые, как ни странно, несут людям пользу. Они совершают кучу глупостей, но именно это и придает им определенного шарма.

Почему «дурак»?

Очень тяжело назвать Ваню глупым, так как он часто использует в своих поступках хитрость и смекалку. Из любой, даже самой сложной ситуации Иван-дурак выходит победителем, а в конце сказки вообще женится на дочери царя и сам примеряет на себя титул правителя государства.

Существует несколько объяснений этого обидного прозвища.

  1. По семейным традициям тех времен младшему ребенку не оставляли наследства, то есть он оставался обиженным, обделенным.
  2. Дурак – это своеобразный оберег. В древние времена детям давали второе, «ненастоящее» имя, чтобы духи его не нашли. Ребенка с прозвищем «дурак» вообще искать никто не станет.

Самое интересное, что человек с такой обидной кличкой чаще всего прекрасно поет, владеет музыкальными инструментами и сочиняет рифмованные шутки.

Образ в сказках

О реальном происхождении персонажа можно только строить догадки. Специалисты в этой области так и не пришли к единому мнению, но основная версия, как уже говорилось выше, такая: авторы сказок про Ивана-дурака позаимствовали образ из древней мифологии.

Ваня является самым младшим из трех братьев. Он родился в семье крестьян, а этот факт предполагает наличие большого количества работы, но наш герой обычно ленится и ничего не делает. А вот его старшие братья – домовитые, работящие, настоящие хозяева.

Весь парадокс сказок про Ивана-дурака в том, что старшие братья так и остаются простыми крестьянами, а младший становится богатым и счастливым.

Первые сказки начали появляться еще в те далекие времена, когда люди верили в языческих богов. Тогда каждый герой представлял темную или светлую сторону. Иван-дурак, несомненно, является представителем добра.

Как воспринимают Ивана в России

В сказках герои-дураки чаще всего высмеивали не собственную глупость, а чужую, особенно отсутствие ума у тех, кто стоит у власти. Именно скоморохов и юродивых молва испокон веков возносила на пьедестал. Именно неказистым людям удавалось совершить подвиг, за который их причисляли к лику святых. Взять хотя бы известную новгородскую былину «Вавило скоморох». Именно в этом сказании встречается фраза «А скоморохи люди не простые – скоморохи люди святые».

Но все это совсем не значит, что русский народ питает особую любовь к глупости. В реальной жизни недалекие люди совсем не в чести, только о сказочном дураке принято говорить хорошо. Считается, что глупым он только притворяется для интриги.

Существует несколько типов дураков.

  1. Дурак-невежа. «Таскать вам не перетаскать!» – цитата Ивана-дурака. Только сказана она совсем не к месту – на похоронах. Такой герой не отличается особой грамотностью, а его поступки, как правило, вызывают только смех.
  2. Дурак-лентяй. Этот персонаж целыми днями не слазит с печи, ничего не делает, но ему несказанно везет. В кои-то веки пошел по воду и сразу щуку волшебную выудил. А из пня, который он стегал по глупости, вдруг золото посыпалось. С этого момента на Ваню падают все желаемые блага: и красота, и богатство, и невеста умница-красавица. В таком герое скрыто доброе начало. Его положительные качества просыпаются только тогда, когда для этого приходит время.
  3. Дурак исполнительный. О таких персонажах даже пословицу сочинили. «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет». Тут сразу в памяти всплывает герой, который дверь охранял, отдельно стоящую от дома.
  4. Дурак обыкновенный. Такой персонаж есть у любого народа. На фоне таких персонажей любой чувствует себя достаточно умным, так что посмеяться над этим героем любят и рассказчики, и слушатели.

Образ Ивана-дурака в сказках народов мира

Конечно, фольклор каждого народа самобытен и имеет свой национальный колорит, но если хорошо присмотреться, то в сказаниях разных стран можно отыскать очень похожих героев. Самое интересное, что в других странах нашего героя тоже зовут Иван. Английского дурака зовут Джон, французского – Жан, испанского – Хуан, немецкого – Ханс, итальянского – Джованни.

Французский Жан – просто эталон беспросветной глупости. Он свято верит в то, что купленная им свинья сама побежит домой, стоит ей показать дорогу. Тут дурак выступает примером обычной человеческой глупости, над которой можно долго смеяться.

Английские сказки отличаются тем, что они больше напоминают поучительные истории. Основными чертами героя являются порядочность и доброта, но при этом он не особо смекалист. Он очень исполнительный, поэтому приказы, отданные в шутку, воспринимает буквально, поэтому часто попадает в нелепые смешные ситуации.

Если брать более близкое зарубежье, то есть страны бывшего Советского Союза, сказки которых похожи не только одинаковыми именами героев, но и перекликающимися сюжетными линиями.

OpenTown Открытый город

Почему любимый персонаж русских

Это любимый герой народной сказки. Я бы даже не побоялся сказать, что Дурак – это самый популярный и самый колоритный сказочный персонаж, ее избранник, который заслуживает особого внимания. В широком смысле Дурак – это вариант последнего и худшего человека. Только вариант более сгущенный и более конкретизированный, более осязаемый. Дурак занимает самую нижнюю ступень на социальной и, вообще, на оценочно-человеческой лестнице. Недаром само слово «дурак» это ругательство – и весьма оскорбительное, и весьма распространенное. Никому не хочется быть дураком. А здесь, в сказке, ругательство «дурак» становится именем героя, или, во всяком случае, его кличкой, постоянным эпитетом, который к нему прилипает. И сам герой иногда себя величает: Иван-дурак. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда и колотят. В родной семье он существо самое отверженное. И потому немало сказок начинается со следующей формулы или ей подобной: «Жил-был старик; у него было три сына, третий-от Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался». Или: «все на печке сидел да мух ловил». Или: «Был себе дед да баба, у них было три сына: два разумных, а третий дурень. Первых баба любила, чисто одевала; а последний завсегда был одет худо – в черной сорочке ходил».

К незавидному положению Дурака, чтобы его еще больше унизить, присоединяются и собственные его пороки – не слишком страшные, но распространенные в народе, довольно безобидные и вместе с тем презираемые. Дурак не умеет и не любит работать. Он по природе своей ленив и старается большую часть времени лежать на печи и спать. Иногда к этому присовокупляется, что Дурак склонен к беспробудному пьянству. К тому же он – грязнуля. Не желает умываться, причесываться и вечно сморкается. Или, что еще некрасивее, размазывает сопли по лицу. В одной сказке (в поздней записи) говорится, что прекрасная царевна соглашается выйти за Дурака замуж: «. Делать нечего. “Значит, доля моя такая”, – сказала она, и пошли венчаться. За свадебным столом Иван сидел дурак дураком, одних платков царевна измарала три штуки, утиравши ему нос». Но, конечно, главное свойство дурака – это то, что он дурак и все делает по-дурацки. Говоря иными словами, совершает все невпопад и не как все люди, вопреки здравому смыслу и элементарному пониманию практической жизни. Это особенно бросалось в глаза крестьянину с его практической сметкой и потому всячески обыгрывалось в сказке, делая дурака фигурой глубоко комической.

Дурака семья посылает в город закупить все, что требуется по хозяйству – к празднику. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет – не везет! «А что, -думает себе Иванушка, – ведь у лошади четыре ноги, и у стола тож четыре; так стол-от и сам добежит». Взял стол и выставил на дорогу. Едет, едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. «Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!» – подумал дурачок; выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать: «Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!» А сам все вперед да вперед продвигается.

Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые. «Эх, – думает, – ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!» Взял понадевал на них горшки да корчаги . В результате Иван возвращается домой с пустыми руками. Его, конечно, в очередной раз бьют, ругают и называют дураком. Бесспорно, Дурак приносит вред семье, а иногда и всему обществу. Но делает это не по злому умыслу, а по глупости. И потому мы, слушатели и зрители его бесчинств, находимся на его стороне и все ему охотно прощаем. И даже начинаем симпатизировать Дураку, потому что он удивительно прост, правдив и простодушен. И всякий раз попадает впросак по своему чистосердечию. А чистосердечие Дурака измеряется его глупостью, его незнанием самых элементарных понятий.

Вот почему где-нибудь посередине сказочного повествования о Дураке ему вдруг начинает крупно везти, и он становится необыкновенно удачливым человеком. Причем, везет ему не потому, что он умнеет, а потому, что продолжает совершать самые дурацкие поступки.

Это можно представить работой дурака на чьей-то ферме. Дурак нанялся попу в батраки на три года. В итоге поп, рассчитываясь с Дураком-батраком, ставит перед ним два мешка. Один мешок набит серебром; другой обыкновенным песком. Дурак, как ему и подобает, берет мешок с песком. Вдруг ему попадается в темном лесу какой-то костер, на котором сгорает необыкновенная красавица, которая просит и молит ее спасти. И вот хорошо, что Иван-Дурак, по-дурацки, взял с собою не мешок с серебром, а мешок с песком. «Снял мешок с песком, развязал и давай сыпать; огонь тотчас погас, красная девица ударилась оземь и обернулась змеею), вскочила доброму молодцу на грудь и обвилась кольцом вокруг его шеи». Герой пугается. «Не бойся!» – провещала ему змея». Впоследствии змея становится волшебной помощницей героя и его возлюбленной женой. В результате, дурацкое поведение оказывается необходимым условием счастья – условием пришествия божественных или магических сил. Некоторые русские религиозные философы начала XX века, изучавшие народную сказку (например, Евг. Трубецкой), испытывали по отношению к ней двойственное чувство. С одной стороны, сказка их привлекала как выражение самого широкого народного миросозерцания, в том числе религиозного. С другой же стороны, сказка их смущала, а порою и отталкивала явным предпочтением, которое она оказывает Дураку – человеку, пребывающему в глубочайшем состоянии неразумной пассивности, которому все блага сами валятся в рот, тогда как лично он и пальцем не пошевелит ради их приобретения. В этом усматривали иногда специфически русское народное миросозерцание – пассивность, леность ума, надежду на «авось», расчет на то, что кто-то придет со стороны и все за нас сделает. Вот как по поводу сказочного Дурака писал с грустью Евг. Трубецкой: «В ней (в русской сказке о дураке. – А.С.) сказывается настроение человека, который ждет всех благ жизни свыше и при этом совершенно забывает о своей личной ответственности. Это тот же недостаток, который сказывается и в русской религиозности, в привычке русского человека перелагать с себя всю ответственность на широкие плечи «Николы- угодника». Превознесение дурака над богатырем, замена личного подвига надеждой на чудесную помощь, вообще слабость волевого героического элемента – таковы черты, которые болезненно поражают в русской сказке. Это прелестная поэтическая греза, в которой русский человек ищет, по преимуществу, успокоения и отдохновения; сказка окрыляет его мечту, но в то же время усыпляет его энергию. Концепция эта соблазнительна тем, что действительно приоткрывает какие-то характерные черты и стороны русского народного быта и миросозерцания. Однако, даже если согласиться с этой теорией, необходимо сделать по крайней мере три существенных оговорки. Поскольку русский сказочный дурак – это ведь не просто выражение каких-то типичных свойств русского народа, но явление куда более сложное и многостороннее.

. цитата , естественно. продолжим.

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Одноклассники Мой мир Google+ LiveJournal Подписаться

0 комментариев *

Как только этого Ваньку цеплять не пытаются!. Но дурака разве можно зацепить,ведь он дурак. А дуракам-везет. И всегда в конце сказки дурак-царевич. А вы хоть головой об стенку. Вот Вам и загадочная русская душа. Люблю, просто обожаю русские сказки. Такую красоту еще поискать надо! Только у народа-дурака может такая красота быть!

Почему самый популярный русский сказочный герой Иван-дурак

Содержание статьи

  • Почему самый популярный русский сказочный герой Иван-дурак
  • Почему Баба Яга так называется
  • Какой самый добрый герой русских сказок

Находятся люди, видящие в этом повод для обвинений в адрес русского народа: в своих сказках он принижает ум! Поверхностность такого взгляда очевидна. Герой, позиционируемый как «дурак», в итоге всегда выходит победителем, что позволяет задуматься: а действительно ли он так глуп?

Как побеждает Иван-дурак

Сказочный Иванушка-дурачок – это далеко не былинный богатырь. Ни силы, ни воинской доблести в нем нет, и все же он выходит победителем, причем по тем же причинам, по которым он оказывается «в дураках».

Так, весьма распространен сюжет о дураке, попадающем в глупое положение потому, что он делает все так, как велит ему мать, не учитывая конкретные обстоятельства. Научила матушка говорить людям, грузящим на телегу зерно: «Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить!», а сын взял да и сказал такое при встрече с похоронной процессией, за что был побит и назван дураком. Действительно, что может быть глупее, чем слушаться родителей! В этом убежден любой самоуверенный юноша, и с этой точки зрения герой действительно выглядит «дураком».

Но в другой сказке Иван по той же причине оказывается в выигрышном положении. Умирающий отец дает трем сыновьям бессмысленное на первый взгляд задание: провести три ночи на его могиле. «Умные» старшие братья, почувствовав опасность, «благоразумно» убегают, и только дурак-младший остается верен отцовской последней воле, за что и получает чудесные дары. Мораль очевидна: храни верность вековым традиционным ценностям, как бы ни относились к этому окружающие, и ты сохранишь «сокровища» своего рода.

Есть у «дурости» этого героя и еще один аспект: нетрадиционный подход к решению задач, предъявляемых окружающим миром. Современные психологи называют такое качество креативностью – универсальной способностью к творчеству, к нахождению чего-то нового. Но новое всегда воспринимается через призму предрассудков, и в результате герою обеспечивается клеймо «дурака». Так, в сказке «Иван Бесталанный и Елена Прекрасная» служанка царицы получает невыполнимое задание: зашить платье из такой тонкой ткани, что от иголки она только расползается. На помощь приходит Иван-дурак: он отбрасывает иголку и начинает руками стягивать нитки. Служанка смеется над ним, но платье зашить ему удается.

Еще одно качество этого героя – доброта. Добрый человек тоже нередко выглядит не очень умным в глазах окружающих. Что может быть глупее, чем пренебрежение собственными интересами ради посторонних людей? Но именно такая тактика позволяет приобретать ценных союзников. Так, Емеля, который хоть и не носит имя Иван, но тоже принадлежит к типу сказочного дурака, проявляет сострадание. Он отпускает щуку, которую мог бы сварить и съесть, за что и получает благодарность в виде волшебного заклинания.

Итак, Иван-дурак – это человек добрый, нетрадиционно мыслящий и верный ценностям своих предков. Но только ли?

Глубокие корни образа

Для современного человека слово «дурак» обозначает лишь человека с низким интеллектом, но так было не всегда. Достаточно вспомнить выражение «деревенский дурачок»: психически больной человек, которого все знают и никто не обижает – это было бы грехом! Более того, считалось, что такой человек «должен» быть в деревне, это своеобразный талисман.

Такое отношение существовало не только на Руси. В частности, подобное поверье обыгрывает А.Доде в драме «Арлезианка»: когда юноша исцеляется от безумия, в семье начинаются трагические события. «В нашем доме больше нет дурачка!», – с горечью замечает героиня. Откуда такое отношение к безумию?

С точки зрения древнего человека, безумие – это один из вариантов того, что сейчас назвали бы «измененным состоянием сознания». Такое состояние может быть достигнуто искусственно – самовнушением, употреблением одурманивающих веществ и другими приемами. Именно это делали шаманы и волхвы, совершая магические обряды – считалось, что таким образом человек входит в контакт с потусторонним миром.

С этой точки зрения безумный, «дурачок» – это человек, постоянно пребывающий в «магическом» состоянии, а значит – пользующийся особым покровительством духов. Именно поэтому его остерегались обижать, возлагали на него надежды.

Таким образом, сказочный Иван-дурак оказывается не просто человеком определённого психологического склада, но и прямым наследником магов и волхвов. Неудивительно, что он всегда выходит победителем, не прибегая к грубой силе!

Как дураки заняли важное место в искусстве, и почему Иван не такой дурак, каким кажется

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дураки и юродивые

Дурак, или дурень – как правило, так называли не очень умного, а часто откровенно глупого человека, недотепу. Некоторые исследователи, правда, считают, что прозвище «дурак» относилось к числу имен-оберегов, которые защищали от сглаза. На «дурное» злые силы не позарятся и человеку не навредят. Дурак во все времена отличался тем, что делает все по-дурацки, невпопад, не по правилам, вопреки обычаям и приличиям, а потому привлекал внимание к себе непохожестью на обычных, «нормальных» людей. Корни такой непохожести могли быть разными.

На Руси часто встречалось так называемое «мнимое безумие», юродство – явление, имеющее религиозные корни. Юродивыми называли странствующих монахов, тех, кто во имя Христа последовательно отказался от разных мирских забот – от дома, семьи, труда, подчинения власти и правилам общественного приличия. Русская православная церковь почитает тридцать шесть святых-юродивых. Это в первую очередь Василий Блаженный, которого уважал и боялся сам Иван Грозный. Другим «авторитетом» для царя стал Миколка Свят, или Никола Салос, который, по преданию, спас Псков от царской жестокости, предложив Ивану кусок сырого мяса и призвав молиться, чтобы быть прощенным за тяжелый нрав и грехи.

Еще раньше, в XIII веке, жил Прокопий Устюжский, по происхождению пруссак, из купеческого рода, раздавший свое состояние и приехавший в Великий Устюг, где он жил на паперти церкви. Прокопий, по преданию, своими молитвами спас город и горожан от разрушения от стихии в 1290 году.
Смысл юродства заключался в отказе от существующих установлений – тех, что нельзя изменить. Неудивительно поэтому, что юродивых одновременно уважали и боялись.

Дурак – постоянный персонаж народного фольклора, одна из самых древних его фигур. Сквозь века и тысячелетия проходят устойчивые выражения, поговорки и пословицы, высмеивающие или прославляющие дураков. «Валять дурака», «Дурак только в сказках удачлив», «Дураков не сеют, они сами родятся» и множество других высказываний не только смешны и ироничны, но и заставляют задуматься об этом персонаже как об отдельном феномене. Нетрудно заметить, что главная ценность дурака в культуре – в его способности и умении видеть положение дел под другим углом, в способности говорить правду или, во всяком случае, выражать простой, свободный от условностей, взгляд на вещи. В этом образу дурака очень близки шуты.

Шут, Петрушка и Гамлет

Шут, придворный или домашний, был призван развлекать хозяина и его гостей забавными выходками, за что получал внимание, жалованье и личную неприкосновенность – сурово наказывать шута во все времена не позволялось. Свободный в выражении почти любых своих мыслей, не связанный общепринятыми нормами поведения, пользующийся симпатией окружения и влиянием на сильных мира сего, он стал особенным видом дурака. Шута сложно назвать глупцом, особенно если он смог стать ближайшим приближенным к правящей семье.

Дурацкое, нестандартное поведение шута, создавало ему очень яркий образ, многократно находивший отражение в искусстве. Частью традиционного наряда европейского шута был колпак с тремя концами – два из них символизировали ослиные уши, а один – ослиный хвост или, по другой версии, петушиный гребешок. В России царские шуты часто облачались в предметы из гороховой соломы, отсюда пошло выражение «шут гороховый».

Право шута – говорить, там, где другие молчат. Поэтому их охотно слушают, и этим объясняется огромная популярность Петрушки, перчаточной ярмарочной куклы, которая известна на Руси с XVI века, но, вероятнее всего, появилась раньше, во времена скоморохов, которые в свою очередь брали на себя функции народных шутов.

Шуту в искусстве отводится особенная роль. В литературе это один из важнейших персонажей художественного произведения, который говорит себе, окружающим и читателю правду. В Англии слово «шут» было идентично «безумцу», что, несомненно, не отражало в полной мере сущности этой фигуры. В шекспироведении шут рассматривается особенно внимательно, существуют даже версии, предполагающие, что и Гамлет на протяжении пьесы выполняет роль шута – того, кто обличает окружающих, не опасаясь, что его рассуждения покажутся абсурдными или оскорбительными.

Иван-дурак – персонаж русских волшебных сказок

Читая русские сказки, можно сделать вывод, что Иван – никакой не дурак в прямом смысле этого слова. Его жизненная философия не так уж примитивна, и именно она приводит героя к успеху. Иванушка-дурачок, третий сын, лентяй, простодушный и не подчиняющийся порядку, очень симпатичен читателю и тому, кто ведет повествование. Иван не корыстолюбив, не мстителен, не практичен, принимает решения по наитию, согласно внутреннему порыву – и именно такой персонаж оказывается наиболее симпатичным могущественным высшим силам, которые одаривают его то волшебными предметами, то богатством, то браком с царевной, а чаще всего – всем сразу. Открытость Ивана судьбе – «идет сам не зная куда» – позволяет ему стать проводником для чудес, которые, как известно из мировой литературы, обычные люди склонны не замечать.

Очевидно, «дураковатость» сказочного Ивана заключена именно в его простодушии, простоте – а потому обращает на себя внимание как редкое и, казалось бы, непрактичное качество.
В сказке «По щучьему велению» в роли такого персонажа выступает не Иван, а Емеля – сохранив все главные черты фольклорного «дурака».

Интересно, что в силу традиций русского фольклора «сказочный» смысл получила картина В.М. Васнецова «Аленушка». Художник изобразил на холсте деревенскую дурочку, юродивую: первоначальное название картины – «Дурочка Аленушка». Но девушка, сидящая у заросшего пруда, в глазах зрителей воспринимается как персонаж русской народной сказки.

Иван-дурак, хоть и является образом безусловно славянским, русским, все же не уникален в истории искусства. Похожие персонажи есть и в творчестве других народов мира. Англии известен Джек-лентяй, во Франции – Жанно-Простак, в Германии – Дурень Ханс, в Норвегии – Аскеладден, в Японии – Ётаро. Даже арабскому Аладдину, герою сказок «Тысячи и одной ночи», присущи черты Ивана.

И фольклор, и изобразительное искусство, и художественная литература с большим уважением относятся к персонажу, который не боится жить по собственным законам и не подчиняться условностям. За такими иванами видят носительство тайного знания, о существовании которого человечество строит догадки на протяжении всей своей истории. И, возможно, куда большего внимания заслуживает жизнеописание тех, кто в обычном представлении подпадает под описание безумца, юродивого, дурака – например, Диогена , который, пусть и не жил в бочке, как приписывала ему это молва, но умел удивить современников и потомков нестандартным отношением к себе, к людям и к жизни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также:  Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×