Образ Ивана в сказке Конек Горбунок: сочинение

Характеристика и образ Ивана в сказке Конек-горбунок сочинение

Иван — главный герой сказки “Конёк-горбунок” Петра Павловича Ершова.

Этого персонажа можно охарактеризовать как честного и трудолюбивого человека. Он уважает своего отца и всегда помогает ему. В этом случае он хочет помочь “спасти поля” своему папе. Но с другой стороны, Ивана можно назвать ленивым человеком. Его уговорили начать охранять поля лишь тогда, когда родители ему пообещали разных сладостей.

Когда Иванушка увидел кобылицу, он не испугался и не убежал, а вцепился в неё и не отпускал до конца. Это показывает его мужество и стойкость характера. Также в этом сюжете раскрывается другая черта характера главного героя — это простодушие. Иван согласился освободить преступницу, а взамен получил двух жеребцов и одного горбатого конька.

Также у Иванушки имеется смекалка. На базаре он умудрился продать царю коней за десять шапок серебра. И даже здесь герою везёт. Царь предлагает ему стать главным конюхом при дворе. Он соглашается на эту службу. К работе главный герой относится несерьёзно, но в срок выполняет все поручения, которые даёт царь.

Также отношение ко всем у персонажа совершенно одинаково. С царём главный герой общается без каких либо официальных обращений, как и с другими людьми.

Началом всех бед Ивана является непослушание своего лучшего друга. Горбунок всегда спасает и помогает товарищу решить все трудности, в которые впутался главный герой.

Пройдя все испытания, Иван изменился. Все его хорошие качества дали о себе знать. Трудолюбие, честность и искренняя доброта сделали Иванушку царём. Это даёт читателю понять, что все жизненные трудности лишь делают нас лучше и крепче. Благодаря прохождению всех испытаний, судьба даёт нам вознаграждение и меняет нас в хорошую сторону.

Вариант 2

Главным героем сказки «Конек-Горбунок» П. Ершова является молодой смекалистый парнишка Иван. Которого по традиции большинства русских сказок зовут Иван-дурак. Но он далеко не является дураком. Наоборот же парень отличается своей смекалкой, несмотря на то, что лежит целыми днями на печи и поет песни. Образ Ивана-дурака является привычным образом доя русской литературы и продолжением образа других героев (Балда, Емеля и другие). В сказке он показывается смелым парнем, который может найти решение многих проблем. Стоит отметить, что в сказке присутствуют лишь два положительных героя: Иван и Конек-Горбунок. Остальные же персонажи нейтральные или отрицательные.

Вместе со своими братьями Иван стоял в карауле, но в отличие от этих лентяев он поймал вора. Иван-полная противоположность своим братьям. Те же в свою очередь пришли домой сделав вид, что они измотанные и уставшие после тяжелой ночи. Он очень простой парень, местами даже наивный.

Молодой парень общается со всеми на равных, будь то царь или обычный человек из народа. Иван-персонаж, который не стесняется своего мнения и своих мыслей, свободно их высказывая.

Иван достаточно трезво относиться к тому, сто происходит. Поймав говорящую кобылицу, та его ничуть не удивила. Она же после родила Конька-Горбунка и двух златогривых коней. Благодаря Коньку-Горбунку Иван выполняет все приказы царя, не отличавшегося образованностью. Он ловит Жар-птицу, похищает Царь-Девицу, его удача и смекалка помогли ему не свариться в котлах. Иван, не послушавшись своего верного Конька-Горбунка, он схоронил перо Жар-птицы. После чего на голову парня свалилась тысяча и одна беда и столько же приключений. Но он не растерялся и сам того не понимая и не ожидая, стал царем.

«Конек-Горбунок» является волшебной сказкой. И как многие такие сказки это произведение не несет особой морали. Но стоит отметить, что главная цель этой сказки донести читателю, что не все решения проблем в руках человека, существуют другие силы, отличающиеся могуществом. Сказка учит дружбе, вере, которая помогает пройти все трудности на жизненном пути!

Характеристика и образ Ивана в сказке Конек-горбунок

Несколько интересных сочинений

У мене є багато людей, яких можу назвати друзями й приятелями. Але як і у всіх, в мене є найкращий друг. Його звуть Богдан. Він мій однокласник. Ростом він менший за мене, хоч ми й однолітки

Книга занимает значительное место в моей жизни! Интерес к чтению возник у меня еще совсем в раннем детстве, примерно в два года. Мама очень часто покупала яркие книжечки в толстой картонной обложке

Главный герой – Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей

Очень часто в жизни мы можем услышать слово «гордость». Что же это такое? Гордость – это яркая эмоция человека, показывающая его отношение к своим успехам и успехам других. При этом, гордость, как я считаю

Образ Ивана в сказке Конек – Горбунок

Одним из главных героев в сказке “Конек – Горбунок” Петра Павловича Ершова является Иван, – младший сын престарелого крестьянина. Как это часто бывает в русских народных сказках:
– У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний итак и сяк,
Младший вовсе был дурак…
Образ Ивана во многом схож с образом Емели из сказки “По – щучьему велению”, – ведь он также любит целыми днями лежать на печи распевая песни, и ничего не делая. Окружающие зовут его Иван – дурак, – он простодушен, глуп, сам себе

Related posts:

Образ главного героя в сказке сказки “Конек-Горбунок”Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В нем выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова. С точки зрения людей “здравого смысла”, которые мирятся с неправдой, подлаживаются, обманывают и хитрят ради житейского благополучия и покоя, Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их “здравому смыслу”. Но всегда получается так, что эта Иванова […].

Образы русского фольклора в сказке “Конек-Горбунок”Школьное сочинение для 1 и 4 классов по мотивам сказки Ершова “Конек-Горбунок”. “Конек-Горбунок” – это оригинальное авторское произведение, а не вариация на темы народных сказок и не пересказ какого-либо фольклорного текста. Мы уже видели, как творчески самобытно раскрыл Ершов и сатиру народной сказки, и ее вольнолюбивые идеи, и волшебные мотивы, и самый популярный образ сказочного […].

Игра по сказке П. П. Ершова “Конек-горбунок”Подготовительный этап Класс делится на 3 команды. Команды получают домашние задания: 1) придумать название и девиз, эмблему; 2) нарисовать эскиз обложки с этой сказкой; 3) подготовить выразительное чтение по ролям отрывка из сказки. I. Кто есть кто? 1. В каком году родился П. П. Ершов? ( 1815 г. ) 2. В какой деревне он родился? […].

Конек-ГорбунокПетр Павлович Ершов Конек-Горбунок Русская сказка в трех частях. (1834) В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший – Данило – умный, средний – Гаврило – “и так, и сяк”, младший – Иван – дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят ее в столицу и там продают. Вдруг случается беда: […].

Анализ сказки Конек-Горбунок1. Присказка 2. Образ Ивана главного героя 3. Описание Кобылицы 4. Почему Иван выполнил указания кобылицы? 5. Конек-горбунок лучший друг 6. Особенности и структура сказки 7. Описания дружбы 1. Данная сказка начинается с присказки с одного из основных элементов сказки. 2. Образ Ивана автор представил нам как – простого, доверчивого и весьма доброго юноши. “Младший […].

Конек-Горбунок краткое содержаниеЕршов П. В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший – Данило – умный, средний – Гаврило – “и так, и сяк”, младший – Иван – дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят ее в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают […].

Краткое изложение Конек-горбунок ЕршовП. П. Ершов Конек-горбунок В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший – Данило – умный, средний – Гаврило – “и так, и сяк”, младший – Иван – дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят ее в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. […].

Краткое содержание сказки Ершова “Конек-Горбунок”В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший – Данило – умный, средний – Гаврило – “и так, и сяк”, младший – Иван – дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят ее в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по […].

Сатирическая направленность сказки “Конек-Горбунок”Сказка “Конек-Горбунок” известна всем – от мала до велика, и каждому возрасту она нравится по-своему. Ребенка занимает внешний ход событий, история Ивана-дурачка, обретшего с помощью чудесного конька счастливую судьбу. Для взрослого читателя открывается другой, более глубокий смысл сказочного повествования. Ершовская сказка вызывает размышления о народе Руси и о тех, кто вершил его судьбу. Но как […].

Сочинение на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок”Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П. П. Ершова “Конек-горбунок” мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке. П. П. Ершов еще будучи гимназистом […].

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича. Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне “Правеж” с тем же образом в поэме ЛермонтоваСравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом. В народных песнях образ Ивана Грозно­го идеализируется, в них воплотилась ве­ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста­ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. […].

Сочинение: Образ Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”В чем состоит роль Ивана Бездомного в романе “Мастер и Маргарита”? Как этот образ помогает по­нять иных персонажей? Писатель проводит в романе важную для него мысль о том, что власть в своих качествах и проявлениях соот­ветствует запросам, возможностям и потребностям лю­дей. Могут сменяться имена и титулы властителей, но чтобы изменить суть власти, требуется духовное обнов­ление […].

Сочинение на тему: Образ Ивана Петровича в повести ПожарВ повести “Пожар” в образе Ивана Петровича Егорова В. Рас­путин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде раз­рушения веками складывающейся деревенской общинной нрав­ственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Рас­путиным характеров, типологически объединенных понимани­ем ответственности каждого перед обществом за прошлое и бу­дущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами […].

Образ Ивана Ильича ТелегинаОдной из сильнейших сторон Телегина является его самокритичность, умение учиться у жизни, у окружающих его людей, внимательное отношение к мнению, суждениям своих подчиненных. Телегин понимает, что он участвует в действительно великих исторических событиях. И ему порою кажется, что “он не по росту этому времени, мал,- что и воюет-то он даже обывательски, будто служит в конторе?”. […].

Образ Ивана ПалийчукаСочинение по повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков”. Повесть М. Коцюбинского “Тени забытых предков” – одно из самых лирических, даже фантастических произведений. Автор будто предлагает читателям оказаться в волшебном царстве природы, ощутить “печаль горнах смерековых лесов”, уловить дыхание гор, познать вместе с героями таинство любви, таинство человеческой души. И образ Ивана Палийчука помогает разобраться в […].

Образ маленького человека в произведении Солженицына Один день Ивана ДенисовичаНовая волна интереса к маленькому человеку в отечест­венной литературе поднялась в 60-70-е годы, когда люди несколько устали от парадности, шумихи, призывов к героизму и т.п. У писателей возникла настоятельная потребность ос­мыслить, а как же живет в эти внешне благополучные годы простой, обыкновенный, маленький человек (кстати, это поня­тие в эпоху 60-70-х годов приобрело и определенный соци­альный […].

Образ Ивана Васильевича (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”)Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван Васильевич кажется удивительным, в его душе есть любовь не только к прекрасной девушке, но и ко всему окружающему миру. Молодой студент представляется нам как добрый, […].

Иллюстрация к сказке об Иване-Царевиче Жар-птице и Сером волке работы Ивана БилибинаИван Билибин – это Художник, который внес невосполнимое развитие в русские народные сказки своими иллюстрациями. В течение четырех лет он творчески оформил семь сказок, но этом не остановился. Художник вырос в Петербургской среде и был далек от Русского национального фольклора и прошлого. Но после посещения выставки художников в 1899 году, его мировоззрения изменились. Картина “Богатыри” […].

Образ Ивана ПетровичаВ повести “Пожар” в образе Ивана Петровича Егорова В. Распутин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде разрушения веками складывающейся деревенской общинной нравственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Распутиным характеров, типологически объединенных пониманием ответственности каждого перед обществом за прошлое и будущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами […].

Иллюстрация к “Сказке о Золотом петушке” работы Ивана БилибинаКартина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью. Эта картина является частью цикла сказки А. С. Пушкина “Сказка о Золотом петушке”. Стиль, […].

Читайте также:  Эгоизм (по тексту К. Акулинина): сочинение

“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” сравнительная характеристика Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича (Гоголь Н. В.)ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ Иван Иванович: худощав, высокого роста, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вниз Иван Никифорович: немного ниже Ивана Никифоровича и шире, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вверх ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Оба героя живут в высоком материальном достатке, поэтому не имеют привычки отказывать себе в чем-либо. Но такая жизнь сделала их эгоистами: мысли […].

В чем драма Ивана ФлягинаИван Флягин – крепостной крестьянин. Он молитвенный сын, то есть его мать обещала богу. Он об этом узнал только во сне. К Ивану во сне явился монах, и сказал, что тот (то есть Иван) должен служить богу, что он будет несколько раз умирать, но не умрет. Иван обо всем забыл. Детство его повлияло на дальнейшую […].

Сочинение по сказке Иван-крестьянский сын и чудо-юдоУ русского народа много сказок, одна из них – Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине. Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, […].

Образ Ивана Флягина в повести Лескова “Очарованный странник”Лесков в своей замечательной повести “Очарованный странник” формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться. Иван Северьяныч Флягин – “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется […].

Образ главного героя в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал… А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Главным героем повести “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века. Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяином в маленькой деревне. Когда пришла война, […].

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Куприна ОлесяОчень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения. Это люди очень тонки душей и телом, начитанные и образованные, но что самое интересное, они плывут по течению своей жизни, не хотят на что-то […].

Сочинение по сказке “Царевна-Лягушка”Моей самой любимой русской народной сказкой является “Царевна-Лягушка”. Ее авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим. Сказка “Царевна-Лягушка” учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по “одежке”, а по их поступкам и качествам характера. Главная […].

Иллюстрация к сказке “Белая уточка” работы Ивана БилибинаИллюстрирование “Белой уточки”, ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью. Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора, самобытность деревенских жителей. […].

Иллюстрация к сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” работы Ивана БилибинаКаждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их Друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком. В них можно было лишь обнаружить […].

Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна “Олеся”Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента. Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие, много знающие, но при этом никогда ни во что не вмешивающиеся и не желающие что-либо действительно изменить в своей жизни. Русский интеллигент позапрошлого века – человек ироничный, вместе с тем внимательный, понимающий, что жизнь его […].

Сочинение: Образ “ретивого начальника” в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве” (часть II “Топтыгин 2-й”)Сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве” является одним из наиболее острых сати­рических произведений писателя в этом жанре. Первая часть ее (“Топтыгин 1-й”), опубликованная в журнале “Отечественные записки” в 1884 году, была изъята по требованию цензуры. Последующие части (“Топтыгин 2-й” и “Топтыгин 3-й”) при жизни автора печатались только в заграничных изданиях, а в России увидели […].

Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. АндерсенаСказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы. Из богатого литературного наследия датского писателя можно насчитать не менее десятка сказок, о которых не слышал разве что глухой. Но если на Западе безусловным фаворитом этого хит-парада является “Русалочка”, то у нас явно […].

Образ Ивана Котигорошка из повести Коцюбинского “Дорогой ценой”Из теории литературы мы хорошо знаем, что в каждом произведении бывают главные и второстепенные персонажи. Наверное, так же, как и в жизни. Но “второстепенность” персонажа чаще всего не делает его образ менее интересным читателю. Именно таким есть герой повести Г. Коцюбинского Иван Котигорошко. Он действует на протяжении всего произведения рядом с главными персонажами Остапом и […].

Образ Бальтазара в сказке “Малыш Цахес на прозвище Цинобер”Образ Бальтазара в начале повести подается автором через портретное изображение “стройного юноши лет двадцати трех или четырех, из темных блестящих глаз которого убедительными словами проговаривает бодрый и ясный ум. Его взгляд можно было бы назвать почти смелым, когда бы не мечтательная тоска, которая легкой вуалью легла на бледное лицо и пригасила страстный лучи глаз”. Творческая […].

Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”)Почему произошла переоценка ценностей Ивана Васильевича. Молодой человек, Иван, влюбляется на балу в дочь полковника. “…В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в […].

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (3)В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их, знатные люди пытались любыми способами избежать встречи с ними. Лермонтов в своей поэме “Песня про… удалого купца Калашникова” сумел очень точно передать гнетущую атмосферу царствования Ивана Грозного. Даже в описании […].

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РАССКАЗЕ “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА”Солженицын – культовая фигура в литературной и общественно-политической жизни страны в 90-е годы XX века. Дебют в 1962 году – “Один день Ивана Денисовича-‘. Романы “Архипелаг ГУЛАГ”. “В круге первом”. ‘Раковый корпус”, “Август 14-го” и работа “Как нам обустроить Россию”, опубликованные в 1989-1990 годах. Краткая биографическая справка: семья, образование, фронт, 8 лет заключения и 3 […].

Характеристика Ивана Васильевича из рассказа После балаЦентральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении “После бала” он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни. Иван Васильевич был красивым молодым человеком, да еще и при деньгах. Учился он в провинциальном университете, был веселым и бойким, любил кутить с товарищами. Кружков при университете не было, главным времяпровождением […].

Сочиненин по картине Васнецова “Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем”Все мы очень любим читать и слушать сказки народов России, потому что в них всегда добро побеждает зло. Эта тема отражена в картинах многих живописцев. Одним из них является В. М. Васнецов. У него есть много картин на историческую тему, на тему сказок и былин. На этой картине художник изобразил картину их боя. Иван-царевич находится […].

Жанровые особенности “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА”Жанровые особенности. Появление “Одного дня Ивана Дени­совича”; вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы от­кликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреа­лизму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в совет­ской литературе как способ ухода от того, что писатель называет “главной правдой”;, имея в […].

Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова

Сказку – поэму «Конек-Горбунок» написал русский писатель Петр Павлович Ершов. Она стала классикой русской литературы.

Сюжет сказки увлекательный, что когда начинаешь читать книгу, то не можешь оторваться до последнего слова Она не только развлекательная сказка, она и поучительная. В ней переплелись сатира, мифы и сказки русского народа.

Главным героем этой сказки стал Иван – дурак. Он служит царю. Царь был деспотичным, не думал о народе, жестоко относился к своим слугам. Он мечтал вернуть молодость, для этого он должен был жениться на Царь – Девице.

Как и любая русская народная сказка начинается с жили были. В этой сказке была семья, в которой было три сына. Как и положено младший был дурак. Иван показан простодушным, смелым, честным и послушным. Эти его качества помогли ему выполнить наказ отца. Для того чтобы откупится волшебная кобылица, дарит ему своих жеребят Конька – Горбунка и двух великолепных скакуна.

Когда царь увидел коней, сразу купил их. Иван пошел сопровождающим к ним. Иван и с царем общался, как с простым человеком. Когда царь погиб, всё переходит Ивану, он стал новым царем той стороны. Мораль в том, что деньги и успех добивается тот кто прикладывает для этого усилия, а не к тот кто сидит и ждет готового.

Сказка состоит из трех частей. Первая часть знакомит нас с главными героями. Описываются их характеры. Хоть Иван и дурак, с самого начала произведения, но когда знакомишься с ним по ближе, выясняется, что это не так.

Не ординарная реакция на проблему помогает Ивану в сложных ситуациях. Это видит и кобылица, которую он поймал. За открытое сердце, честность получает награду, у него появляется верный друг и защитник в лице Конька – Горбунка.

В остальных двух частях, описываются приключения персонажей. Даже живя во дворце, Иван не меняется, остается прежним деревенским парнем. Хотя вокруг него куча людей, которым он не нравится, его характер только закаляется

Конек – Горбунок предан своему другу, он его любит, и заботиться о нем. Конек умен и добр по отношению к Ивану. Конек как и Иван в сказке является воплощением добра и честности. Без конька Иван не смог бы справиться со всеми трудностями. Ради любимого хозяина он часто рисковал жизнью. Благодаря усилиям Конька-Горбунка в сказке все закончилось победой добра над злом.

Сочинение 2

Главным героем в сказке является Иван-дурак, служащий царю. Царь был очень привередливый, он не думал о своем государстве, а также жестоко относился к своим подчиненным. Царь все время думал о своей молодости и ради этого готов жениться на царевне.

Также речь идет о старике, у которого было три сына, и самым младшим из них был Иван, который был самым глупым из всех и его прозвали дураком. Молодой человек ленивый и глупый, но также в нем имелись и положительные качества. Также Иван смелый и честный. Иван смог поймать кобылицу, в то время как остальные братья спали. В благодарность чудесная кобылица дала ему в подарок Конька-Горбунка,а также двух златогривых коней.

Главный герой Иван всегда исполнял все прихоти царя, служил ему верно и честно, хотя у того был тяжелый характер. Но Иван не унижался и не стелился перед царем, он всегда общался с ним как с простым человеком. Позже царь погиб, и все его богатое наследство перешло Ивану-дураку, а также он и сам стал царем.

Сказка учит читателя быть справедливым и честным, и тогда за это судьба вас отблагодарит. Иван Царевич в этой сказке овладел богатством и статусом благодаря своим качествам и благородству, а также ему достался верный друг в облике Конька.

И Иван и конек-Горбунок вызывают у читателя положительные эмоции. Они восхищают своей добротой, преданностью и верностью.

В самом начале сказки Иван оправдывал свое звание Дурака, ведь читателям он показан сначала глупым бездельником, который не хотел ничего делать, а только валялся на печи. Но чуть позже он смог проявит себя и показал свои хорошие качества, ведь он смог поймать кобылицу и договорится с ней о том, что та не будет больше топтать поле. В благодарность он и получил своего верного друга. Также у него хватило ума не рассказывать о всем происходящем свои родным людям, а Иван выдумал сказку о неком черте. А также он вместе с Коньком смог обмануть царя и поймал Жар-птицу.

Читайте также:  Эгоизм (по тексту К. Акулинина): сочинение

Иван на протяжении всего произведения был положительным персонажем, он всегда всем помогал, никого не очернял и не оговаривал.

Также стоит отметить и качества еще одного положительного героя Конька-Горбунка, который ради своего хозяина готов пойти на все. Он преданный и бескорыстный друг.

Сказка является очень поучительной. Ведь хороший человек всегда будет победителем в жизни, а плохой человек всегда получит по заслугам за свои козни и другие нехорошие поступки. Так и по своим заслугам получил противный царь. Он сварился в кипятке из за своего коварства.

По произведению Конек-горбунок Ершова

Популярные сочинения

Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает

Я с удовольствием приступаю к написанию данного сочинения, так как всегда приятно говорить о дорогих сердцу людях. Мне посчастливилось познакомиться с волшебной девчонкой, которая стала мне не только подругой, но и настоящей сестрой

Каждая молодая девушка мечтает о настоящей любви на всю жизнь. О любви написано огромное количество песен, романов, повестей. Тема любви занимает выдающееся место в литературе

Сочинение на тему Конек-Горбунок (по сказке)

Петр Павлович Ершов – автор русских сказок, а также поэт, драматург и прозаик. Его произведение «Конек-Горбунок», которое является поэмой в стихах и которое стало классикой русской литературы.

Эта сказка несет в себе не только развлекательное содержание, но и поучительный смысл. Также в сказке собраны юмор, сатира, традиции и мифы русского народа. Огромную роль в произведении играют различные мифологические фольклорные образы, которые придают сказки самобытность русской культуры.

Иван-дурак – главный герой сказки, который честно служит привередливому царю. Царь никогда не думал о нуждах государства, он был жесток к своим подчиненным. А все его мысли были заняты, безумными мыслями о молодости, которая достанется ему в том случае, когда он женится на Царь-девице. Часто в русских сказках можно увидеть старика с тремя сыновьями, и сказка «Конек-Горбунок» не стала исключением. У отца Ивана-дурака три сына, Иван младший, и как полагается, старший сын умен, средний сын «и так и сяк», а младший дурак. Иван был ленивым, глупым и простодушным, но его не обходили стороной такие качества характера, как смелость, честность и добросовестность. Эти качества и помогли Ивану во время караула поймать кобылицу, в то время, как его браться отсыпались. В вознаграждение волшебная кобылица подарила Ивану-дураку Конька-Горбунка и два златогривых коня.

Иван-дурак честно работал у царя. Ему приходилось прикладывать немало усилий для того, чтобы выполнять все прихоти царя. При этом Иван никогда не унижался перед царем, обращался с царем, как и с обычным человеком. Но царь с позором погибает, а все его богатства переходят во владения Ивана и он сам становиться царем. Из этого можно сделать выводи, что богатство приходит к тому, кто для этого прикладывает усилия, а не к тому, кто этого просто хочет и ничего для этого не делает.

Сказка «Конек-Горбунок» несет в себе ценный поучительный смысл. Она показывает читателю, что справедливость существует. Также произведение наполнено иронией и сатирой. А Иван-дурак является собирательным образом всего лучшего, что может быть в человеке. Только благодаря своим благородным качествам характера он становится царем и приобретает верного друга – Конька-Горбунка.

2 вариант

Сказку «Конек-Горбунок» я впервые услышала в детстве. Лет в 6 мама читала мне на ночь, а я с удовольствием слушала. В сказку влюбилась сразу. Когда научилась читать, то сама не раз перечитывала эту книгу и сопереживала главным героям.

Настоящая русская сказка в стихах, легко запоминается и интересная – на одном дыхании читается. Все время хочется узнать, а что дальше?

Сказка разбита на 3 части. В первой мы знакомимся с главными персонажами и их окружением. Узнаем характеры героев. С первых же слов Ершов представляет Ивана дураком, а всех остальных умными. Но по ходу повествования мы видим, что это не так.
Семья верит рассказам братьев о выдуманных караулах, а те без зазрения совести врут и получают за это похвалу отца.

Когда же приходит с караула Иван, все его ругают. Младший брат уже научен горьким опытом, поэтому не говорит правды о своих приключениях и находках. И природное чувство юмора выручает. Отец и братья несколько раз в сказке смеются над его рассказами.
Смекалка и быстрая реакция выручают Ивана в трудных ситуациях. Это признает и пойманная им кобылица. И за честность, порядочность, бескорыстность награждает его верным другом и защитником Коньком-Горбунком.

А вот «псевдоумные» братья упали в глазах читателей с первых же строк сказки. И Иван стыдит братьев за воровство коней, добавляя:

«Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее”.

Во второй и третьей части герои продолжают свои приключения. Даже попав во дворец к царю, пожив без нужды, «дурачок» остается верным себе и своим привычкам. Вокруг сразу собираются недоброжелатели, завистники, но характер Вани не меняется в худшую сторону, а только закаляется.

Иван-дурак вызывает улыбку, доброе отношение к себе, и сразу нравится читателям. И Конек-Горбунок восхищает своей преданностью, заботой и любовью к товарищу. Дружбе героев хочется подражать.

Сказка очень интересная, поучительная. И как во всех русских сказках, добро побеждает зло.

Сочинение про сказку Конек-Горбунок

Мне нравится эта сказка потому, что она в стихах написана! Вообще, пора все сказки на стихотворный язык перевезти. Например, почему не написать в стихах «Аленький цветочек»? Или «Три мушкетера»… Только без песен, а то мюзикл получится.

И ещё потому нравится, что тут есть волшебное животное – друг, который помогает герою выполнить всё. Почти кот в сапогах! Только у того был немного вредный характер, а конёк просто умный и добрый. Кот в наследство достался, оказался прямо джекпотом, а конек просто похож на Ивана – такой же бестолковый. То есть там старшие братья были умными и красивыми, сильные и деловые, а Иван – дураком. Так и кобылица волшебная подарила этой семье за вытоптанные поля жеребят: двоих нормальных, даже очень хороших (их в царскую конюшню взяли), а одного – горбатого. Но она так просто своих детей подарила, что знала, наверное, – они к ней вернуться. И сами за себя постоят!

А Иван-то с этими жеребятами и карьеру сделал в конюшне царской, и омолодился, хотя ему особо не надо было, и на принцессе женился, устранив конкурента в кипятке. И вроде Ваня не виноват!

Никто от Ивана такого успеха не ожидал, но дуракам, как говорится, везёт. Главное, что у Вани этого сердце доброе, он даже кобылу ту не обидел! А его братья думали, что такие крутые, поэтому плохо относились к братьям нашим меньшим, к собственному брату и женщинам. Кстати, вот тот же «Аленький цветочек» или «Царевна лягушка», в сказке про царевну-лебедь в «Шреке», хотя вот это совсем и не отвратительно, везде опять про то, что внешность – не главное. Но сказки, наверное, забываются… И кажется, что главней внешность, бренд, диплом. Хотя и в этой сказке принцесса не захотела выходить за старика – заставила его омолаживаться радикально, в котле с кипятком. Тут мне всегда казалось слишком уж это радикально, жестоко, хотя царь и был вредным, но уж варить его заживо не очень гуманно!

В сказке много всяких моментов забавных. Наверное, каждый своё находит. Но сказка-урок, это известно. Нужно стараться что-то важное из неё вынести. Тут больше про внешность… И не просто вынести, а применить к себе. Для меня, к слову, эта сказка о хорошем, хоть и горбатом, друге.

Вариант 4

Сказка «Конек-горбунок», принадлежащая перу русского писателя П.П. Ершова, написана в стихотворной форме. И именно это замечательное произведение, которое по праву относят к числу выдающихся шедевров отечественной литературы, навсегда обессмертило имя своего автора.

Сюжет «Конька-горбунка» создан на основе мотивов русских народных сказок. Примеров сочинений подобного жанра в отечественной литературе насчитывается немного. Можно даже утверждать, что «Конек-горбунок» – сочинение совершенно уникальное, единственное в своем роде. Есть, конечно, сказки А.С. Пушкина, которые также основываются на фольклорных мотивах. И, с какой-то стороны, сказка «Конек-горбунок» во многом близка сказкам А.С. Пушкина. Но все же в «Коньке-горбунке» и пушкинских сказках гораздо больше различий, чем сходства. Пушкин внес в свои сказки слишком много личного, индивидуального, авторского, а стиль сказки Ершова максимально приближен к фольклорному. Пушкин явно стремился олитературить язык своих сказок, в то время как Ершов, наоборот, стремился ввести в текст как можно больше просторечных выражений.

Главный герой «Конька-горбунка»– Иван-дурак – излюбленный главный герой множества русских народных сказок. Вот и выводит Ершов образ своего Иванушки с огромной любовью и с большим юмором. Иванушку окружающие считают дураком вовсе не потому, что он глуп на самом деле, а потому что он очень добрый, совершенно беззлобный, потому что он не хочет ни с кем ссориться. И не просто не хочет, а совсем наоборот, – он старается со всеми жить в мире. У него полно завистников и недоброжелателей, а он этого, словно в упор, не видит.

Своим поведением, которое окружающим кажется абсолютно нелепым, Иванушка постоянно вызывает смех. Даже братья Ивана, которые Ивана недолюбливают и которые ему завидуют, без конца смеются над ним. Посмеявшись над младшим братом, они как бы немного отходят, становятся добрее.

Кстати, надо бы заметить, что Ивану-дураку ничего не стоит нарочно всех посмешить. Он рад притворяться глупым, лишь бы всем было хорошо и весело. А еще – пусть себе смеются, лишь бы не догадались, что там у Ивана на уме, да и оставили его в покое. Такой вот он, Иван, и такого Иванушку нельзя не любить и невозможно ему не сочувствовать.

И потому и достается Ивану Конек-горбунок. Можно сказать, что Конек-горбунок – это награда, доставшаяся Ивану за эту его бесконечную доброту, а также и защита и спасение от злых сил. Конек-горбунок, как и Иван-дурак, является воплощением добра и сострадания. Его внешний вид, хрупкий, беззащитный, обманчив: Конек очень силен. Без такой защиты Ивану было бы несдобровать, но Конек с честью выполняет свою миссию, помогает Ивану, и все заканчивается, как и должно быть в настоящей сказке, торжеством и победой добра и справедливости.

Также читают:

Картинка к сочинению Конек-Горбунок (по сказке)

Популярные сегодня темы

Ассоль является одним из главных героев произведения, олицетворяющих романтичность, искренность и мечтательность человеческих чувств.

Волга – одна из величайших и крупнейших рек мира. Она играет очень большую роль в жизни России, ведь не зря Волгу иногда называют «матушкой». Я считаю, что она самая замечательная река на нашей планете.

Небольшое по объему произведение заставляет задуматься о многих вопросах. В «Станционном смотрителе» нет однозначно отрицательных героев.

«Мцыри» – поэма, написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Для Лермонтова, тема свободы, была одной из главных во многих его произведениях. Эта поэма не исключение. Я предлагаю разобрать более

Детство – это возрастной период от младенчества до юности. Главным героем в повести «Детство» оказывается мальчик- Николенька Игнатьев.

Краткая характеристика Ивана-дурака из сказки «Конек-Горбунок»

Ученикам 4 класса на уроках литературы задают составить характеристику Ивана-дурака из сказки «Конек-Горбунок». Иванушка является главным персонажем произведения, поэтому написать такое сочинение не составит труда.

В текст характеристики можно включить описание образа героя, перечисление его положительных и отрицательных качеств.

Положительные качества Иванушки-дурачка

Главный герой сказки Ершова «Конек Горбунок» — младший сын крестьянина Иван. По каким-то причинам в сказке его все называют дураком. Несмотря на предвзятое отношение окружающих, Иван честно выполняет данные ему поручения. Он помог отцу поймать кобылицу, которая по ночам портила поля. Возможно, если бы Иванушка вместо того, чтобы караулить вора, решил вздремнуть, у него бы не было работы при царском дворе.

Младшего сына можно назвать и ленивым. Когда подходит его очередь отправляться в караул, Иванушка лежит на печи и поет. Только отцу удалось уговорить его пойти в дозор в обмен на сладости. То есть Иван любит поесть и готов даже преодолеть свою лень ради лакомств.

В карауле юноша проявил находчивость и храбрость. Он ловко укротил кобылицу, убедив ее больше не трогать с трудом возделанные крестьянами поля. Иван умеет хранить секреты. Он рассказал родным придуманную по дороге историю про черта, за которого ему удалось ухватиться. Иванушка в красках описывает, как его таскал черт, вызывая недоумение и недоверие у своих близких.

Немного позднее в характеристике Ивана-дурака из «Конька-Горбунка» проявляется тяга ко всему необычному, а также своевольность. Юноша отказался последовать мудрому совету Горбунка, предупреждавшего, что перо жар-птицы способно принести немало бед. Иван не хочет верить в то, что красивые вещи приносят несчастья, поэтому он, не задумываясь, забирает перо себе.

Из-за своего легкомыслия Иванушка неоднократно попадал в неприятные ситуации. Слуги царя узнали, что юноша любит поспать, застали его врасплох и похитили перо. Правителю понравился этот трофей, поэтому он немедленно послал Ивана поймать саму жар-птицу.

После этого царь решил жениться на молодой прекрасной девушке и приказал Иванушке ехать за невестой и не возвращаться с пустыми руками. Юноше приходится нелегко, но он справляется со всеми заданиями, напевая в пути песенки.

За свое трудолюбие, доброту и веселый нрав Иван был награжден. Вместо того чтобы погибнуть, искупавшись в кипятке, студеной воде и молоке, он превращается в красавца, женится на царь-девице и становится правителем государства.

Таким образом, герой произведения Петра Ершова показан с разных сторон. Он любит поспать на печи и полениться, но в то же время может вовремя преодолеть себя и с достоинством выйти из любой ситуации.

Характер героя сказки Ершова

Сказка «Конек-Горбунок» Петра Павловича Ершова написана в стихах. Один из главных героев этого произведения — Иванушка-дурачок. Большинство людей воспринимают его как лентяя, который любит дурачиться и дремать на теплой печи.

Читайте также:  Эгоизм (по тексту К. Акулинина): сочинение

Но характеристика Ивана из «Конька-Горбунка» показывает, что это ответственный человек, который хоть и ленится, но уважает своего отца. Эти качества раскрываются по ходу повествования. Если не спасти поля, будет голодать вся семья, Иванушка это понимает.

Старшие братья юноши отправились в дозор первыми, но с наступлением темноты на них напала боязнь. Не желая позориться перед отцом, караульные промолчали о том, что не смогли справиться с данным им поручением.

Когда настает очередь Ивана идти в поле, он продолжает сидеть на печи и напевать песенки, не желая заниматься делами. В конце концов юноша согласился выполнить просьбу отца при условии, что ему дадут за это сладкого гороха и лубочных картинок. Ванюша сел под кустом с краюшкой хлеба, начал считать звезды и ждать вора. Когда прибежала кобылица, он крепко ухватил ее за хвост. Сказочное животное выбилось из сил, безуспешно пытаясь сбросить Ивана, и пообещало ему за свою свободу щедрые подарки:

  • двух прекрасных жеребцов;
  • горбатого Конька, который несмотря на свой неказистый внешний вид отличается мудростью и выносливостью.

Юноша соглашается, отпускает свой трофей и получает награду. Вернувшись домой, он решает описать родным выдуманную встречу с самим чертом. Братья уговаривают Ванюшу продать жеребцов, оставив только Горбунка, который становится верным другом младшего сына. К сожалению, Иван не прислушивается к советам своего умного товарища, поэтому часто попадает в сложные ситуации.

К поручениям царя Иванушка относится несерьезно, но тем не менее всегда выполняет то, что велено. В процессе преодоления всех испытаний главный герой меняется в лучшую сторону. Благодаря своей находчивости и доброте в конце сказки он становится царем и берет в жены красавицу.

Сочинение про Ивана из «Конька-Горбунка»

В начале сказки может показаться, что младший сын крестьянина Иван является отрицательным персонажем.

Он довольно ленив, стремится как можно больше времени проводить сидя на печи и напевая веселые песенки. Даже когда Иванушка был принят на службу к царю, основную работу за него выполнял Горбунок. Его Иван получил за то, что отпустил кобылицу, топтавшую по ночам засеянные пшеницей поля. Как раз в этот момент начинает проявляться смекалка и доброта героя.

Иванушка имеет и ряд других положительных качеств:

  1. Ответственное отношение к поручениям. Когда его отправили сторожить вора, он не убежал и не уснул, как другие караульные, а сделал все, что необходимо.
  2. Храбрость. Оседлал кобылицу, рискуя быть затоптанным, и не слезал, пока животное совсем не выбилось из сил.
  3. Преданность. Иван был всегда готов отправиться за своим верным товарищем Горбунком на край света.
  4. Способность следовать мудрым советам. Наиболее ярким примером является сцена купания в кипятке, из которого Ванюша вынырнул похорошевшим.

Узнать отчество главного героя читателям удается из следующего отрывка:

Ах, Иванушка Петрович! Молвил Месяц Месяцович. —

Ты принёс такую весть, Что не знаю, чем и счесть!

Внешность Ивана из «Конька-Горбунка» автор не описывает, уделяя внимание лишь поступкам героя. Иванушка способен не терять самообладание в любой ситуации. Поймав говорящую кобылицу, он не только не удивился, но даже заключил с ней соглашение. Благодаря своей находчивости и другу Коньку герой ловит для царя жар-птицу, похищает прекрасную девицу и отважно окунается в котлы с кипятком, ледяной водой и молоком.

Сам того не ожидая, Ванюша преодолевает все трудности и становится царем. Каждый отрывок сказки Петра Ершова показывает, насколько важна дружеская поддержка и старание, а также почему стоит прислушиваться к советам мудрых людей.

Написание характеристики Ивана из сказки «Конек-Горбунок» позволяет ученикам понять смысл произведения, лучше проникнуться его главными идеями.

Автор демонстрирует как недостатки, так и достоинства Ванюши. Но именно положительные качества героя позволяют ему преодолеть все трудности и остаться живым.

Сказка «Конек-Горбунок» П.П. Ершова, народность идей и образов

Прямым продолжателем пушкинской традиции в жанре сказки явился его младший современник П.П. Ершов.

Ершова часто называют «человеком одной книги»: так велика была слава его «Конька-горбунка», заслонившая все написанное этим талантливым человеком. Аон был автором многих лирических стихотворений, рассказов, пьес

П.П. Ершов родился в 1815 году в деревне Безруковой недалеко от города Ишима Тобольской губернии. По долгу службы его отец много ездил по Сибири. Ершов совершал с семьей все переезды, успев пожить в Петропавловске, Омс­ке, Березове и в Тобольске.

Переезды по Сибири, жизнь в Тобольске в доме родствен­ника-купца, где останавливалось много проезжих людей, обо­гатили юного Ершова яркими впечатлениями. От ямщиков, охотников, крестьян, казаков он услышал множество запо­минающихся устных рассказов, легенд, сказок, песен, кото­рые потом возродились в его творчестве. С 1832 года Ершов — студент философско-исторического отделения Петербургского университета. Годы учебы, «пять своих лучших лет», Ершов использовал для саморазвития, по­свящая все свободные часы чтению русских писателей и ли­тературным занятиям.

Начало 30-х годов было временем всеобщего увлечения сказкой. На этой волне всколыхнулись художествен­ные впечатления Ершова. В начале 1834 года он представля­ет на суд своего профессора, читавшего курс русской словес­ности, П.А. Плетнева, сказку под названием «Конек-горбу­нок». Сказка была прочитана и разобрана П.А. Плетневым в университетской аудитории. Это был первый литературный успех девятнадцатилетнего студента. Ершов о создании большой сказочной поэмы – сказка сказок, но этому замыслу не суждено было осуществиться, как не были ре­ализованы и мечты Ершова об организации экспедиции по Сибири, издании журнала, широкой просветительной деятельности среди земляков. По окончании университе­та он вернулся в Тобольск и почти до конца жизни зани­мался педагогической деятельностью — преподавал в гим­назии, а затем стал ее директором. «Конек-горбунок» ос­тался, в сущности, единственным произведением Ершова, вызывающим неизменный интерес многих поколений юных читателей.

Сказка «Конек-горбунок» Петра Павловича Ершова (1815—1869) — произ­ведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнув­ший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа.

Эта сказка родилась в 1834 году, в пору, когда свое слово о народности сказали все видные литераторы и критики. Однако на пути «Конька-горбунка» к народу было и немало препятствий: сказка то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревает Страну Советов. «Конек-горбунок» воспринимается детьми сначала как сказываемая сказка, т.е. как произведение ско­рее устное, чем книжно-литературное. Позднее они осознают, что это именно литературная, авторская сказка.

Слияние фольклорного и литературного начал в произведении Ершова многоплановое. Оно проявляется в композиции, художе­ственных приемах, переплетении, соединении двух «закадровых» голосов — автора и сказителя. Каждая из трех частей «Конь­ка-Горбунка» предваряется эпиграфом — прием литературный, хотя роль эпиграфа каждый раз меняется. В первой части «Начи­нает сказка сказываться» — звучит вполне нейтрально, но это явно голос автора, так как зачин уже соответствует манере сказите­ля -повествователя.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле,

Жил старик в одном селе.

Эпиграфы вы­полняют роль связок в повествовании: «Начинает сказка ска­зываться», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делает­ся». И только третий эпиграф: «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал» — напоминает пословицу и предсказывает некий необычный поворот в судьбе героя.

Стихи легко читаются и запоминаются благодаря основному стихотворному размеру — четырехстопному хорею, простым и звуч­ным рифмам, парной рифмовке, обилию пословиц, поговорок, загадок. Любое описание само западает в память: глаголы в нем играют первую роль, выразительное движение скрепляет яркие детали в цельный, явственно видимый образ:

Кони ржали и храпели,

Очи яхонтом горели;

В мелки кольца завитой,

Хвост струился золотой,

И алмазные копыта

Крупным жемчугом обиты.

Стремительно движется действие в сказке, останавливаясь только перед чем-нибудь прекрасным или чудесным, замедляясь на мо­ментах троекратных повторов. Вся Русь проносится под копытами конька: столица и деревни, заповедные леса и распаханные поля, западный и восточный берега. Даже этого мало, чтобы объять ве­личественное пространство русского царства, — и Иванушка по­дымается в небесное царство, но и над теремом Царь-девицы он видит православный русский крест. Чудо-юдо Рыба-кит повелевает морским народом, как какой-нибудь российский наместник-губер­натор. На небе, на земле, под водой — всюду «русский дух». Только однажды показывается край родной земли:

У далёких немских стран

Есть, ребята, океан.

По тому ли океану

Ездят только басурманы.

С православной же земли

Не видали ни коли.

Все в сказке подчинено стихии на­родной жизни. Сказку эту можно назвать лирической эпопеей кре­стьянской России, настолько велик в ней охват действительности и глубока «мысль народная»

Сложно назвать какую-либо одну конкретную сказку, идентичную сюжету «Конька-горбунка». Ершов соединил в своем произведении ряд образов, мотивов, сюжетных ходов известных народных сказок. По существу, он становится в ряд тех талантливых народных сказителей, которые, опира­ясь на известную традицию, всегда привносят нечто свое, оригинальное. Еще одна особенность этой замечательной сказки — тес­ное переплетение фантастического, чудесного с реалиями народной жизни.. Сказочное повествование движется стремительно и свободно, на лету создавая одну картину за другой, и, внимательно пригля­девшись, мы узнаем в них не тридевятое царство, тридеся­тое государство, а уездную Русь, которая в будни пахала землю, торговала, хитрила, наделяла худыми кличками раз­ных захребетников, а в праздники — пела, буянила, плака­ла, молилась, бранилась, доверчиво слушала бывалых странников об иноземных царях-басурманах, мечтала о лучшей доле. Условное эпическое пространство Руси в «Коньке-горбунке» существует в условном же времени: здесь смешаны черты разных веков — от XV до XIX. Обобщен поэтом и русский национальный характер, его сильные и слабые стороны. Все герои, за исключе­нием заморской Царь-девицы, представляют единый нацио­нальный тип, все говорят на бойком, цветистом русском языке, думают и переживают совершенно по-русски. Контрасты нацио­нального характера в изображении Ершова отвечают представле­ниям народа о себе самом: лукавый ум и наивность, лень и трудо­любие, здравый смысл и глупость, восхищение перед красотой и чудом и — насмешка над чудесами. Наиболее сильно выражен этот характер в образе Ивана. Главное отличие Ивана от других — от­крытое исповедование тех «неправильных» принципов, которым скрытно следуют на Руси все. Все герои лукавят, лгут, ищут соб­ственной выгоды, совершают глупости, но прикрываются при том маской приличия и разумности. Иван же не скрывает ни своей «дурацкой мочи», ни личного расчета.

Еще одна черта «Конька-горбунка» — сочетание трех основных типов народной сказки: волшебной, сатирической и сказки о животных. К элементам волшебной сказки относится все чудесное и прекрасное. Сатирическая сказка проявляется в обрисовке Ива­нушки-дурака, братьев, царя, спальника, отчасти и Царь-девицы. Сказка о животных представлена широко известным лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» — в описании подводных вла­дений.

В традициях народной сказки образ главного героя — Ивана. Как правило, в волшебных сказках исполнителем труд­ных заданий с помощью чудесного помощника выступает ильный богатырь, Иван-царевич. У Ершова эту роль выпол­няет Иван-дурак. В народных сказках этот образ интерпре­тируется как безусловно положительный. Поступая нелогич­но, нестандартно в обычных житейских ситуациях, Ивануш­ка-дурачок в условиях чрезвычайных, в ситуации испытания раскрывает свои лучшие человеческие качества, оказывается и смел, и умен, и честен. Он — хранитель духовных, нравст­венных устоев народа и только своим моральным превосход­ством побеждает коварных, ограбивших его братьев, расправ­ляется со своими антагонистами и в конце концов, будучи ничем, становится всем, даже — носителем высшей власти 1 .

Герой Ершова воплощает все типичные свойства сказоч­ных «дурачков»: нескладный, неряшливый, любящий поспать. Его поступки противоречат житейскому «здравому смыслу». Его братья в роли караульщиков поступили «здраво», благополучно скоротав время. Иван же, поначалу увиливая и отказываясь от службы, все же сумел добыть кобылицу, получил в награду вол­шебного конька. Во всех прочих приключениях Иван также не­изменно побеждает. Даже его промахи, хвастовство (что до­станет Царь-девицу) в конце концов оборачиваются ему на пользу.

Пара главных героев составляет сердцевину всей системы об­разов. Иван и его игрушечка-конек имеют много сходства: млад­шие дети, антиподы «образцовых» старших, они тем не менее оказываются лучше, достойнее их. Удача сама идет к ним, и все им удается. Их речи и дела утверждают народный идеал справед­ливости и совестливости. Конек-горбунок — не слуга, а верный товарищ Ивана, способный не только помочь, выручить, но и сказать горькую правду. В обоих есть нечто наивное, непосред­ственное, что делает их похожими на детей.

Главная героиня ершовской сказки совсем непохожа на русских фольклорных царевен, она вовсе не страдательное лицо. Ее проис­хождение — от «далеких немских стран», иными словами, ее образ другой художественной природы — из западных средневековых ро­манов, сюжеты и герои которых прижились в народных лубочных книгах.

Многие эпизоды напоминают картинки со стихотворными ком­ментариями.

Окрыленный удачей, П.П.Ершов вынашивал грандиозный за­мысел поэмы «Иван-царевич» — «сказки сказок» в десяти томах по сто песен в каждой, надеясь собрать все сказочное богатство Рос­сии. Но тяготы повседневной жизни, заботы о многочисленном его семействе, оторванность от круга творческих единомышленников не дали продолжить поэту свое восхождение на русский Парнас.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
×
×