Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме): сочинение

Д.С. Лихачев о патриотизме и национализме

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну, а это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на много, обретают новые силы, становятся все выше, человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед – Италией к фашизму…»).

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее.

Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе свехличные цели.

Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью, к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь порожден этим же. …

Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое дело, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в быту к такой семье тянутся другие семьи – навещают, участвуют в семейных праздниках. Благополучные семьи живут социально, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие семьи.

Так и в жизни народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами.

Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке и все освещать. Патриотизм – это тема, если можно так сказать, жизни человека, его творчества. Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания. Действительно, патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей стране. Я думаю, что преподавание краеведения в школе могло бы послужить основой для воспитания настоящего патриотизма. В последних классах школы два-три года курса краеведения, связанного с экскурсиями по историческим местам, с романтикой путешествий, были бы чрезвычайно полезны. Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.

. Человечество страдает еще и от того, что крупные народы с мировыми языками кое-где поглощают малые, с их бесценными сокровищами – фольклорными и лингвистическими, с обычаями и историей. Они исчезают на наших глазах бесследно. Есть очень много народов, которые насчитывают по 600-700 человек. Говорят, даже где-то на востоке Сибири есть народность, от которой сохранилось только двое. Нужно во что бы то ни стало записать их язык, так как это одна из величайших ценностей.

Если народ действительно уважает себя, он застрахован от комплекса неполноценности и никогда не потеряется, не растворится среди других. Такова абсолютная истина: общение народов между собой способствует развитию их собственных культур.

Прожив 80 лет, с глубоким сожалением вижу: после трагического опыта фашизма, нацизма рост национализма продолжается. Не могу этого понять. Причем уроков не извлекают и ошибки повторяют те, кто в прошлом сам страдал от национализма. Это противоречит рассудку.

Патриотизм и национализм

Мои общественные взгляды общеизвестны. Я против любого национализма, за патриотизм каждого народа. Меня же иногда обвиняют то в национализме, то в антирусских настроениях. Я думаю, что это делают очень невнимательные читатели моих произведений. Я не устаю повторять: национализм прямо противоположен патриотизму. Мы обязаны быть патриотами. Патриотом обязан быть каждый народ по отношению к своему народу, но националистами мы никогда и ни при каких случаях быть не должны.

К агрессивным тенденциям, достойным осуждения, я отношу национализм. Агрессивность общественного сознания порой проявляется в чрезвычайно сильной форме – в этом я вижу результаты десятилетий тирании Сталина. Я не такой благодушный человек, как может показаться. Да, я за запрещения. За запрещение грубых форм национализма. Запрет на убийства, кражи, то есть уголовно наказуемые действия, в том числе и порнографию.

К стране, к народу, к нации должны быть применены те же критерии достоинства, что мы применяем к отдельному человеку, к личности человека. Это мое главное убеждение. Как мы оцениваем человека? По уму, воспитанности, скромности, нравственности, уживчивости с другими, неагрессивности, уважению к старикам, заботе о детях, о будущих поколениях, по доброте и т. д.

Как оценивают себя государства и грубые националисты? Как можно больше территорий, как можно больше военной силы, военной мощи, сильная армия, огромное число танков, страх, внушаемый государством.

Между тем авторитет страны должен измеряться не числом танков, а числом известных авторитетных университетов, числом больниц, хороших школ, качеством науки, музыки, живописи, трудолюбием населения, поведением населения.

Есть одно особое обстоятельство, на которое следует обратить серьезное внимание именно сейчас. Это отношение к другим народам. Мы ценим в любом человеке его дружелюбие, общительность, его понимание собеседника, вообще “другого” человека. Но вновь образовывающиеся на территории нашей страны независимые государства в большинстве своем отдают предпочтение только одной, господствующей, своей национальности.

Национализм – страшное бедствие современности. В чем его причина? В том, что народы слишком мало знают друг о друге. Не знают культуры своих соседей. Имеют самые посредственные знания по истории. При этом в исторической науке очень много мифов, ложных представлений, фальсификаций. Да и вообще мы часто подчиняем культуру политике.

Патриотизм против национализма

Существуют совершенно неправильные представления о том, что, подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов, потакаем шовинистическим инстинктам. Великий русский историк С.М. Соловьев в начале седьмой книги своей “Истории России с древнейших времен” писал: “Неприятное восхваление своей национальности. не может увлечь русских. ” Это совершенно верно. Восхвалением самих себя по-настоящему русские никогда не “хворали”. Напротив, русские очень часто, а особенно в XIX и начале XX в., были склонны к самоуничижению – преувеличивали отсталость своей культуры.

Русские хоть и не всегда, но по большей части жили в мире с соседними народами. Мы можем отметить это уже для древнейших веков существования Руси. Мирное соседство русских и карельских деревень на севере в течение тысячелетия – факт очень показательный. Соседство с русскими мери, веси, ижоры и т. д. не было окрашено кровопролитиями. В Киеве был Чудин двор – какого-то знатного представителя чуди (будущих эстонцев). В Новгороде была Чудинцева улица. Там же в недавние годы найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота, лежавшая рядом с написанными по-русски. Несмотря на все войны со степью, иные из которых носили отнюдь не национальный, а сугубо феодальный характер, русские князья женились на знатных половчанках. Не было, значит, расовой отчужденности.

Сразу по взятии Казани в середине XVI в. составляется “История Казанского взятия”, где рассказывается и о храбрости татарских защитников Казани, и с сочувствием передается плач казанской царицы Сююмбеки о потере Казанью своей независимости. Это поразительное произведение. Но вот, как будто бы с другого конца, я занялся восхвалением своей национальности? Но нет, ведь то же самое свойство открытости и миролюбия отличало и финские племена, жившие в соседстве с русскими. Эта открытость – черта определенного, донационального, существования народов. Однако на Руси эта черта пережила все временные границы, она утвердилась идеологически, стала сознательным и определенным принципом в жизни лучшей части русской литературы и исторической мысли. Принципы эти были унаследованы восточнославянскими народами у болгар. Кирилл (или Мефодий) говорил в своем споре с триязычниками (сторонниками богослужебной практики только на трех языках – греческом, еврейском и латинском) в Венеции: “Разве не идет дождь для всех равно? Разве не для всех сияет солнце? Не дышим ли мы все единым воздухом?”

Этой мысли вторит в середине XI в. русский митрополит Иларион в своем замечательном “Слове о Закона и Благодати”, где говорится о том, что все народы равноправны и все совершают общее дело для человечества. Национальные особенности – достоверный факт. Не существует только каких-то единственных в своем роде особенностей, свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране. Все дело в некоторой их совокупности и в кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенациональных черт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым.

Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы даже не принадлежим, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию, помогают нам понять другие народы. Размышление над этими национальными особенностями имеет общественное значение. Оно очень важно.

Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или на любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого – не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом, – не отделимая от умения заметить это лучшее. Поэтому ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа – хотя бы на тех, кто не признает национализма. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям.

Читайте также:  Сочинение по части С в ЕГЭ: сочинение

Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру. Необязательно сильный народ многочислен, а слабый малочислен. Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и стойкости его национальных традиций.

Лет пятнадцать назад, еще до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился с тремя милыми и думающими молодыми людьми, которые, как и я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры. Вместе мы перечисляли, что мы теряем и что можем еще потерять, вместе были обеспокоены, делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить о том, что мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезают бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: “Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках”. – “Почему?” – “Мы русские”. – “Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?” Мои мальчики быстро согласились со мной. “Вы поймите, – говорил я, – делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Приятно делать подарки. В покровительстве другим, в добром отношении к ним есть сознание силы, уверенность в себе и есть настоящая мощь”. Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Можно только радоваться, живя в стране, где встречаются и сходятся самые различные народы – различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру.

Из книги “Д.С.Лихачев. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре”. Москва, 2006

Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме)

В центре внимания Д. Лихачева актуальная в наше время проблема патриотизма. Сейчас, как никогда раньше, задача формирования любви к родине в юных сердцах стоит на первом месте. Да, задача сложная! Но сложно, не значит невозможно.
Автор приводит нас к выводу о том, что чувство патриотизма играет очень важную роль в нашей жизни. Оно воспитывает в нас все то прекрасное и светлое, чем обязан обладать каждый человек. И начинается это чувство с самого простого, любви к тому, что нас окружает.
Рассуждая над данной проблемой, Д. Лихачев утверждает,

Похожие сочинения:

Сочинение-рассуждение по тексту Д. ЛихачеваПравдив ли миф о естественном человеке? В чем выражается культура природы? Как должны строиться отношения человека и природы? Эти вопросы.

Что для нас память? (По тексту Д. Лихачева)Что есть для нас память? Так ли важно помнить события, которые произошли в прошлом и, возможно, никогда не повторятся снова.

Исторические памятники культуры (по тексту Д. Лихачева)Предложенный для анализа текс Дмитрия Лихачева посвящен проблеме отношению нашей молодежи к историческим памятникам культуры. Как и большинство из нас.

ЕГЭ часть С по тексту ПоляковаЗамечали ли вы, что в литературе конца ХХ — начала ХХl века все реже встречаются произведения, наполненные чувством патриотизма? Много.

Часть С ЕГЭ по тексту Н. Михайлова (О смысле жизни)Н. Михаилов в своем тексте задумывается над вопросом, который так или иначе каждый из нас задает своему «Я». В чем.

Часть С ЕГЭ по тексту С. Маршака «О лексическом значении слова»«Какое же необъятное, неисчерпаемое море — человеческая речь!», с этой фразы русский литературный критик С. Маршак повествует читателю о лексическом.

Мои размышления по-поводу статьи Д. С. Лихачева «Человек должен быть интеллегентен»Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте таковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще.

Рецензия на текст Д. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен»Интеллигентным можно назвать человека образованного, культурного. Об этом пишет Дмитрий Лихачев в рецензируемой работе: «Человек должен быть интеллигентен». В работе.

Патриотизм (по тексту Лиханова)Что значит Родина для человека? Для каждого это понятие характеризуется по-разному. Для одного это любовь к отчиму дому, для другого.

Любовь к Родине (по тексту Некрасова)Виктор Некрасов в приведенном отрывке пишет о любви к родной земле. Именно любовь к своему родному краю помогает солдатам выстоять.

«Это все — о России» (по тексту А. Блока)Александр Блок в своих произведениях не раз затрагивал сложную нравственную проблему патриотизма. Наиболее ярко поэт изложил свои соображения в стихотворениях.

Биография ЛихачеваДмитрий Сергеевич Лихачев — (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) русский.

Тема памяти в тексте Д. ЛихачеваАвтор посвящает статью теме памяти. Память для него не только физиологический процесс всего живого, творческий процесс в жизни, но и.

Обеднение русского языка (По тексту М. Кронгауза)В своем тексте М. А. Кронгауз поднимает проблему обеднения русской речи и снижения уровня владения родным языком у значительной части.

Духовность (По тексту В. С. Розова)Какова роль книги в жизни человека? На этот вопрос найдется немало ответов. Именно проблему духовности в современном мире затрагивает автор.

Проблема уничтожения культурного наследия России (по тексту А. Солженицына)В своем тексте А. Солженицын поднимает проблему варварского уничтожения культурного наследия России. Разрушая памятники старины, люди словно предают забвению собственное.

Анализ критической статьи. Задание егэ часть СВ. Солоухин в этой статье осветил проблему безразличного отношения человека к лицу своей страны. Народ сам создает и определяет пейзаж.

Понятие чести (по тексту Д. Гранина)Что означает понятие «честь» для современного человека? Может быть, это пустой звук? Или же это что-то очень важное? Такие нравственные.

Какие качества отличают сильных людей? (по тексту Б. М. Бим-Бада)Какие качества отличают сильных людей? Какие люди действительно могут добиться чего-то в своей жизни и надолго закрепить результат своих успехов.

Понятие чести (по тексту Д. А. Гранина)Может ли устареть понятие чести? Важно ли всегда исполнять данное слово, обещание? Над такими вопросами задумывается Д. А. Гранин в.

Часть С ЕГЭКакова роль книг, литературы в жизни человека? Зачем нужны хорошие книги — задается в статье Ю. Олеша. Писатель вспоминает свою.

Сочинение по тексту из ЕГЭ по русскому языкуКак часто мы срываемся на своих родственников, порой не замечая, какую боль им причиняем… Александр Костюнин решил посвятить свое произведение.

Часть С ЕГЭ русский языкВ тексте Василий Почуев рассматривает проблему определения высшей ценности человеческого общества. Рассказывая историю про работников лаборатории, автор дает понять, что.

Часть С Егэ РусскийПроблема нравственного выбора, рассмотренная В. А. Почуевым, всегда оставалась в центре внимания. Автор своеобразно раскрывает эту проблему в предложенном отрывке.

Время скоротечно (по тексту Д. Гранина)Время скоротечно, мода быстро проходит, вещи стареют, и их место занимают новые. Они перестают нас связывать с прошлым, мы будто.

Часть С (текст В. А. Закруткина)Что вызывает в нас ненависть? Можно ли отказаться от этого чувства, подавить желание мести? Над этими вопросами заставляет задуматься нас.

Проблема ощущения любви к родине связана с ощущением счастья (по тексту В. Конецкого)Автор текста рассуждает на очень сложную тему — как ощущение счастья связано с ощущением родины, и существует ли вообще такая.

Проблема значения литературы о войне (по тексту Ю. Бондарева)Русская литература богата произведениями различной тематики, но особое место в ней занимает военная проза и поэзия. Вот почему Ю. Бондарев.

По тексту Н. Я. ЭйдельманаАвтор текста затрагивает важную проблему — меняется ли «качество» и «состав» дружбы от эпохи, в которой живут друзья? И шире.

По тексту Ю. БондареваВ данном тексте Ю. Бондарев затрагивает, в числе многих, вопрос о том, что тяжелые испытания, даже такие, как война, не.

Проблема патриотизма, любви к своей Родине по тексту Лихачёва (ЕГЭ по русскому)

Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы.

Сегодня к формированию патриотизма вновь начали относиться достаточно серьезно, но учитывая что был некоторый перерыв, приходиться наверстывать упущенное. Задача достаточно сложная. но вполне реальная.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – талантливый филолог, автор больших философских трудов посвященных русской культуре и патриот своей родины в одном из своих трудов раскрывает актуальнейшую на сегодняшний день проблему – патриотизм людей русских.

Дмитрий Сергеевич обращает наше внимание на то, что чувство патриотизма играет ключевую роль в нашей жизни. Патриотизм воспитывает к любви своей страны, своих улочек, домов, людей окружающих нас. Позволяет достигнуть настоящей гармонии в своей жизни. И начинается это с самого элементарного, любви ко всему что нас окружает.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Рассуждая над этой задачей, автор утверждает – ошибка заключается в том, что к патриотизму нужно не призывать, как делалось раньше, а воспитывать, прививать с младенчества. Также он уверен, что высший патриотизм рождается исключительно из любви к родителям, родне, друзьям и близким. И ведь действительно это так, любовь, это чувство которое нужно привить с самого начала жизненного пути.

Невозможно не согласиться с размышлениями Дмитрия Сергеевича на тему патриотизма. Ведь на протяжении тысячелетий философы и мудрецы неоднократно рассуждали об этом качестве, как о самом ценном и достойном.

В России еще Алексей Толстой писал – любовь к Родине, это реальная огромная сила, требующая развития, организации и культуры. Русский патриотизм это особое состояние души настоящего русского. Юлиан Оксман в своем произведении “Поимка поручика Сухинова” хорошо описал патриотизм Сухинова. Декабрист, который избежал поимки после погрома успешно скрывшийся от полиции добирается до границы и спасение столь близко. Но Сухинов оборачивается и окидывает взглядом поле через которое он бежал, опушку леса, голубое небо и понимает, что не будет ему счастья на чужбине. Он возвращается, сдается полиции заранее осознавая, что будет отправлен до конца своих дней на каторгу. Но патриотизм придает ему сил пройти через все это, ради того чтобы остаться на Родине.

А. Ахматова стихотворение «Родная земля».

Ахматова прожила трудную, полную боли и страдания жизнь. Но в своих стихах она всегда с любовью писала о родной земле, о великом русском народе. В стихотворении «Родная земля» поэтесса говорит о неразрывной связи человека с тем местом, где он родился и вырос

В.Быков в повести «Дожить до рассвета». Вспомним эпизод, когда солдаты должны были попасть в тыл к немецким войскам. Каждый из них прекрасно понимал, что обратно он уже может не вернуться. Но чувство патриотизма и долга перед Родиной обязывало их двигаться вперед и выполнять поручения командира. Когда из выживших остался только лейтенант Ивановский, то он поставил пред собой цель – убить хотя бы одного немца, чтобы смерть его не была бессмысленной.

А.Т.Твардовский в поэме «Василий Теркин». В главе «Кто стрелял» автор говорит о мужестве и патриотизме Теркина. Василий не спрятался «в окопчик, поминая всех родных», а встал на колено и стал стрелять во вражеский самолет. За смелость и отвагу простого солдата наградили орденом и удостоили звания героя. На протяжении всей поэмы Твардовский подчеркивает, что В. Теркин сражается не за награды, а за свою Родину.

Автор в этом тексте раскрыл тему патриотизма, любви к своим ближним и окружающему миру. Воспитывая себя, своих детей, позаботьтесь о привитии этого ценного качества – любви к Родине!

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id5474

О патриотизме

(1)По общему признанию, французы живут в мире, центром которого является Франция. (2)Они поглощены своей историей и склонны верить, что именно их страна задала стандарты демократии, справедливости, государственных и законодательных систем, философии, науки, кухни и «умения жить». (3)Поэтому, как правило, французы мало знают о других народах, потому что так построена их школьная программа, и относятся к ним снисходительно, веря в свою уникальность.

Читайте также:  Проблема влияния искусства на человека (по тексту А.П.Чехова): сочинение

(4)В сравнении с французами русские не столь самоуверенны и эгоцентричны в любви к своей стране, так как их патриотизм не только результат осознания величия достижений своей родины. (5)Это чувство более органичное, эмоциональное. (6)Оно выражается в почти физической привязанности русских к местам своего детства и молодости, болезненной ностальгии при расставании с родиной.

(7)Особый характер русского патриотизма также исторически связан с культом власти и государства. (8)В русской культуре любовь к родине неразрывно связана с любовью к родной земле, природному ландшафту и, против всякой логики, — к государству! (9)Государственность вообще имела в истории России и её культуре особое значение. (10)Русский солдат много веков воевал «за веру, царя и отечество»: само собой разумелось, что эти вещи неразрывно связаны. (11)Исторически в русском патриотизме есть православно государственный элемент. (12)Окружённый со всех сторон «иноверцами», русский народ выработал ощущение своей уникальности, исключительности и несхожести с другими народами. (13)Это ощущение в течение не скольких столетий накладывалось на мессианскую идею о великом предназначении России в истории человечества и усиливало её.

(14)В результате всех этих переплетений патриотизм по-русски — не только культурный феномен, подразумевающий любовь к своей стране (её истории, природе, культуре и т.д.), но и своеобразное понимание судьбы России, её особых отношений со всем человечеством, понимание её особого пути и, так сказать, ощущение своего исторического одиночества. (15)Возможно, поэтому русские очень политизированный народ, им есть дело до всего, что происходит даже за тридевять земель.

(По А.В. Сергеевой*)

Каков же характер русского патриотизма? Такова основная проблема данного текста.

В своём отрывке из книги «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность» А. В. Сергеева рассказывает о странностях русского патриотизма, который связан не только «с культом власти», но и с любовью к родной земле, к культуре и, что самое удивительное, с любовью к государству. Причём, как считает автор, «государственность» закладывалась в русском характере в течение нескольких столетий.

А. В. Сергеева считает, что русский патриотизм – это не только «культурный феномен», но и феномен «исторического одиночества и несхожести с другими народами».

Мне кажется, что нужно согласиться с мнением автора в том, что России уготована особая роль, особая миссия в истории человечества.

Об этом говорил Ф. И. Тютчев, живший в девятнадцатом веке более двадцати лет в Германии, в своём знаменитом стихотворении «Умом Россию не понять…». По его мнению, характер русского патриотизма понять сложно и «аршином общим не измерить», но есть одно достоинство – «…в Россию можно…верить». И действительно, Россия с честью выходила из многих сложных ситуаций. Если бы не высокий подъём патриотизма русского народа, Россия бы не вышла победителем во многих войнах: с Наполеоном, с фашистской Германией, с Японией и др. Если бы не терпимость и толерантность, рядом с русскими в России не жили бы люди более, чем ста национальностей. Если бы … Можно много писать предложений с сослагательным наклонением, но смысл остаётся один – характер русского патриотизма во всём: в мыслях, в любви к Родине. «Ему до всего есть дело», – если говорить словами А.В. Сергеевой.

В своём романе-эпопее Л. Н. Толстой «Война и мир» автор на примере главной героини Наташи Ростовой показывает ещё одну удивительную черту русского патриотизма – бескорыстность. Когда войска под командованием Наполеона подходили к Москве, то именно Наташа отдала подводы под раненых, проявив тем самым истинный патриотизм и человеколюбие. Пьер Безухов, этот неловкий увалень, спасает трёхлетнюю девочку в горящей Москве, не требуя взамен слов благодарности. Ему показалось в тот миг, что можно ещё многое сделать для людей.

Таким образом, характер русского патриотизма кроется в самом человеке, в его поступках, в его доброте и совести. И что бы ни говорили в мире, патриотизм заложен в русском человеке с рождения.

Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме)

В центре внимания Д. Лихачева актуальная в наше время проблема патриотизма. Сейчас, как никогда раньше, задача формирования любви к родине в юных сердцах стоит на первом месте. Да, задача сложная! Но сложно, не значит невозможно. Автор приводит нас к выводу о том, что чувство патриотизма играет очень важную роль в нашей жизни.

Оно воспитывает в нас все то прекрасное и светлое, чем обязан обладать каждый человек. И начинается это чувство с самого простого, любви к тому, что нас окружает. Рассуждая над данной проблемой, Д. Лихачев утверждает, что “… к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего детства”. Он также убеждает нас в том, что истинный высокий патриотизм рождается из любви к родным и близким.

И ведь это действительно так! Невозможно не согласиться с точкой зрения автора, ведь все великие умы мира сего веками рассуждали о патриотизме, как об очень ценном и достойном качестве. Приведу в пример цитату известного советского писателя Алексея Николаевича Толстого: “Любовь к родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры”. Также можно вспомнить статью Юлиана Оксмана “Поимка поручика Сухинова”. Известный писатель рассказал историю декабриста, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе.

Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

Таким образом, Дмитрий Лихачев поднимает проблему патриотизма, призывает воспитывать его не только в самом себе, но и в окружающих вас людях. И я к нему присоединяюсь, любите свою Родину, так как любите своих родителей.

Твір на тему: Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме)

Related posts:

Сочинение-рассуждение по тексту Д. Лихачева Правдив ли миф о естественном человеке? В чем выражается культура природы? Как должны строиться отношения человека и природы? Эти вопросы и затрагивает Д. Лихачев в своих размышлениях. В данном тексте.

Исторические памятники культуры (по тексту Д. Лихачева) Предложенный для анализа текс Дмитрия Лихачева посвящен проблеме отношению нашей молодежи к историческим памятникам культуры. Как и большинство из нас, автор считает, что мы не достаточно бережно, а порой и.

Часть С ЕГЭ по тексту С. Маршака “О лексическом значении слова” “Какое же необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!”, с этой фразы русский литературный критик С. Маршак повествует читателю о лексическом значении слова. Лишь словами мы способны передавать различные чувства и.

Часть С ЕГЭ по тексту Н. Михайлова (О смысле жизни) Н. Михаилов в своем тексте задумывается над вопросом, который так или иначе каждый из нас задает своему “Я”. В чем же смысл жизни? И ответ на этот вопрос надо искать.

Патриотизм (по тексту Лиханова) Что значит Родина для человека? Для каждого это понятие характеризуется по-разному. Для одного это любовь к отчиму дому, для другого вовсе не существует представления об Отчизне. Текст Лиханова также посвящен.

Любовь к Родине (по тексту Некрасова) Виктор Некрасов в приведенном отрывке пишет о любви к родной земле. Именно любовь к своему родному краю помогает солдатам выстоять в нелегких испытаниях. Автор использует для обозначения этого чувства слова.

Тема памяти в тексте Д. Лихачева Автор посвящает статью теме памяти. Память для него не только физиологический процесс всего живого, творческий процесс в жизни, но и свойство нравственного человека. Основной проблемой он ставит проблему духовного, воспитательного.

Обеднение русского языка (По тексту М. Кронгауза) В своем тексте М. А. Кронгауз поднимает проблему обеднения русской речи и снижения уровня владения родным языком у значительной части россиян. Грамотная выразительная речь – это тот признак, по которому.

Проблема уничтожения культурного наследия России (по тексту А. Солженицына) В своем тексте А. Солженицын поднимает проблему варварского уничтожения культурного наследия России. Разрушая памятники старины, люди словно предают забвению собственное прошлое, отбрасывая, как ненужный сор, древние обычаи, традиции, складывавшуюся веками.

Работа по тексту Ф. Искандера В данном отрывке по произведению Ф. Искандера затронута проблема, которая очень мне интересна и понятна. Писатель рассказывает о своем детском восприятии “Капитанской дочки” Пушкина. Впервые эту повесть он услышал из.

Какая часть света объединяет два материка? Очень часто можно услышать в повседневных разговорах, как материк называют понятием “часть света”. Правильно ли это? Родственные ли это понятия или вообще – синонимы? Давайте разберемся! Частью света являются регионы.

Гуманное общество (по тексту Жуховицкого) Леонид Аронович Жуховицкий в представленном нашему вниманию тексте поднимает серьезные вопросы социологии. Как нужно воспитывать детей, чтобы в будущем они смогли принести обществу пользу? Каковы прямые и косвенные следствия селекции.

Какие качества отличают сильных людей? (по тексту Б. М. Бим-Бада) Какие качества отличают сильных людей? Какие люди действительно могут добиться чего-то в своей жизни и надолго закрепить результат своих успехов? Над такими вопросами задумывается Б. М. Бим-Бад в своем тексте.

Краткое содержание романа “Война и мир” Л. Н. Толстого (Том IV, часть четвертая) Том четвертый Часть четвертая Глава I Настроение Наташи и княжны Марьи после смерти князя Андрея. Они обе не смели взглянуть в лицо жизни. Все раздражало их рану. И только вместе.

Сочинение части С по русскому языку по тексту Н. Гонцова В центре внимания автора данного текста оказывается проблема нравственной ответственности человека перед обществом. Формирование личности происходит под воздействием разных факторов, одним из которых является влияние авторитетных людей: родителей, учителей, актеров.

Смотр под Браунау (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 2, глава 2) “Война и мир” Льва Николаевича Толстого – одно из величайших творений 19 века, которое, без сомнения, носит эпохальный характер. Это настоящая эпопея, в которой очень подробно и психологически точно описана.

Сочинение-рассуждение о сохранении русского языка по тексту С. Казначеева Задумывались ли вы когда-нибудь о значимости родного языка в жизни русского человека? Об этом в своей публицистической статье рассуждает литературовед С. Казначеев. Автор поднимает проблему развития и сохранения русского языка.

Моя семья – часть моей малой родины, интернациональный союз родных и близких людей Семья – самое важное в жизни каждого, это то, с чем счастливый человек рождается, и то, что он оставляет, уходя в мир иной. Семья – это маленькая модель общества, в.

По тексту Л. В. Успенского В данном тексте Успенский рассуждает о значимости фамилии, а точнее, ее звучания, для восприятия и характеристики человека. Автор говорит о том, что “очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо.

Зачем человеку искусство? (по тексту Е. В. Амфилохиевой) Зачем человеку искусство? – над таким вопросом размышляет Е. В. Амфилохиева в своем тексте. Во все времена люди нуждались в самовыражении. В этом им помогало искусство – оно давало “возможность.

Эгоизм (по тексту К. Акулинина) Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей? Эту проблему ставит в своем рассказе К. Акулинин. Автор описывает случай в поликлинике: главный герой Никитин долго стоял в очереди на.

Краткое содержание романа “Война и мир” Л. Н. Толстого (Том II, часть первая) Том II Часть первая Глава I Приезд Николая Ростова с Денисовым в Москву в отпуск. Он берет с собой Денисова, который ехал в отпуск в Воронеж. Нетерпение Николая по мере.

Подростковая жестокость (По тексту В. Н. Куприна) Прежде, чем выложить данное сочинение, я хотела бы представить начало и конец текста, по которому, собственно, и было написано данное сочинение, для того, чтобы не возникало путаницы. ” В воскресенье.

Читайте также:  Сочинение по части С ЕГЭ по русскому языку: сочинение

Работа по тексту С. Львова Любой учебник по этикету, говоря о том, что такое тактичность, подчеркнет, что это уважение к другому человеку, соблюдение границ его “личного пространства”. Нарушение этих границ всегда очень неприятно и болезненно.

Про военное дело (По тексту В. В. Конецкого) Какими качествами должен обладать военный, хороший солдат, настоящий офицер? Именно такой вопрос возникает после прочтения текста Виктора Конецкого. Автор поднимает проблему верности и полной самоотдачи военного своему делу. О любви.

По тексту Ю. Бондарева В данном тексте Ю. Бондарев затрагивает, в числе многих, вопрос о том, что тяжелые испытания, даже такие, как война, не могут убить способность человека радоваться жизни: смеяться, восхищаться красотой мира.

Работа по тексту А. П. Чехова “Баран и барышня” Данный рассказ А. П. Чехова затрагивает актуальную во все времена проблему – унижение слабого человека более сильным. В произведении “королем положения” оказывается чиновник, служащий в банке. К нему по нелепой.

Сочинение-рассуждение о сохранении чести по тексту Д. Гранина Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что мы понимаем под словом честь? Об этом в своей публицистической статье рассуждает современный писатель Д. Гранин. Автор поднимает проблему сохранения чести и задается.

Петя Ростов в партизанском отряде (Анализ главы 7 из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, часть третья, том четвертый) Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: “Вот видно, что все вы, женщины,-плаксы… Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так.

“Почему большая часть людей нашей страны больна махровым бюрократизмом?” 1 Безусловно, повесть актуальна на сегодняшний день благодаря раскрытию в ней темы “маленького человека”. Ее носителем является Акакий Акакиевич Башмачкин с невзрачной внешностью и должностью переписчика казенных бумаг. Ведь большинство.

Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме)

Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме): сочинение

Что такое патриотизм ?

Фрагмент интервью с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым

из его книги “Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет”.

(Издательство “Советский писатель”, 1989 г.)

Д.Лихачев. Для средневекового человека — это, прежде всего, восторг перед собственной военной силой, силой своего народа. Побеждать врага, овладевать большими территориями. И это действительно свидетельствовало в свое время, пусть в малой мере, о нравственном достоинстве народа, потому что в этом выражалась его воля, бесстрашие, быстрота сообразительности, решимость рисковать своей жизнью, жертвовать жизнью.

Сейчас чувство патриотизма должно основываться совсем на другом. Оно должно основываться на иных представлениях о нравственном достоинстве нации. Военная победа сейчас покоится на хорошо работающих заводах и на решимости полководцев жертвовать чужими жизнями — не своей.

Нравственное достоинство нации состоит, прежде всего, в умении общаться с другими нациями и народам. Вот как человек: если он хорошо, по-доброму общается с другими людьми, умеет социально жить, — он приобретает нравственный авторитет. Если человек склонен к милосердию, уважает других людей, помогает слабым, — он тем самым ведет себя с достоинством, заслуживает уважения.

Так и с большой нацией, которой поручено нашей Конституцией поддерживать малые нации. Поведение большой нации в отношении малых, живущих на ее территории, входящих в ее состав, должно быть таким же, как у сильного человека по отношению к слабому: предупредительным, уважительным, «социальным» в широком смысле.

Если страна ведет себя с соседями по-добрососедски, а с малыми народами, входящими в ее состав, по-доброму, то это позволяет относиться к ней как цивилизованной державе.

Нравственный авторитет нации, страны определяется и многими другими особенностями их бытия. Скажем, отношением к наукам, особенно к фундаментальным наукам. Фундаментальные науки играют в нравственном авторитете нации несравненно большую роль, чем нефундаментальные и технические. Это можно было бы легко установить опросным путем, выясняя отношение к открытиям в тех или иных областях. Огромное значение имеют для авторитета нации и страны гуманитарные науки.

Ворота нации — искусства: архитектура, живопись, особенно музыка, театральное искусство. Ведь если мы едем в другой город, особенно в другой стране, мы, прежде всего, знакомимся с памятниками искусства, находящимися в этом городе, с музеями, с городским пейзажем, с обликом города (это тоже свидетельство отношения нации, народа к искусству).

Отсюда ясно, что и отношение народа к памятникам культуры другого народа способно утвердить авторитет народа. Поэтому, когда уничтожаются собственные памятники, и особенно памятники культуры другого народа, находящиеся на «своей» территории, — это чрезвычайно сильно роняет авторитет страны.

Мне «кажется, что вопрос о нравственном достоинстве нации касается сейчас всех стран, и нужно, может быть, созывать конференции международного характера для изучения вопроса о том, в чем сейчас состоит истинный патриотизм. Может оказаться, что маленький народ, народ слабый в военном отношения, займет первое место. В современных условиях, повторяю, военная победа есть победа заводов, победа военной машины, военного изобретательства, но не духа нации, духа народа.

Корреспондент. Дмитрий Сергеевич, простите, может быть, победа духовная будет именно за той нацией, которая как раз никогда больше не начнет войну?

Д.Л. Вот в том-то и дело — у нее будет нравственная победа. Победа будет за тем полководцем, который ни разу не поведет свои войска в чужую страну.

Д.Л. По-моему, это мысль Игоря Шкляревского.

Д.Л. Эта мысль оттуда. Там есть очень удачные слова для этой важной мысли. Слова эти нужно написать где-то. на каком-то памятнике, на камне каком-то, чтобы они читались всеми и всегда.

И вот интересная вещь: в русской истории, в русской литературе популярностью пользовались только оборонительные войны.

Кор. Это же Ваша давняя работа сорок второго года, да?

Д.Л. Да, сорок второго года, но мысль эту я потом повторял и развивал. В древнерусской литературе воинские повести были в основном посвящены обороне и милосердию в войне. Оборонительному походу посвящено «Сказание о Мамаевом побоище». В новой русской литературе популярностью пользовалась Севастопольская оборона, война 1812 года. Кстати, Л.Н.Толстой повествование «Войны и мира» остановил у границ России. Действие романа не продолжилось ни на Лейпцигскую битву, ни на взятие Парижа. Это все выпало из «Войны и мира».

Кор. Вы употребили понятие милосердия. По-моему, это русскому народу искони присуще.

Д.Л. Да, не случайно народ у нас называл заключенных несчастненькими. Когда их выводили на работу из острога, их всегда оделяли милостыней. В России не только русский народ был таким милосердным. Немец доктор Гааз, знаменитый доктор Гааз, выходил к каждому этапу, чтобы помочь больным и оделять каторжников милостыней.

Кор . Выходил к униженным и оскорбленным.

Д.Л. Да, к униженным и оскорбленным. Это был моральный принцип народа, но ему подчинялись «в России и другие народы, потому что добро заразительно.

Кор . Но, к сожалению, бывает заразительно и зло, очень часто.

Кор. Недавно «Правда» писала, что 14 июля в Вильнюсе, Таллинне и Риге происходили митинги. В основном они были посвящены памяти жертв культа личности.

Д.Л. Митинги и уличные демонстрации — это нормальное явление общественной жизни, и надо научиться и тем, кто демонстрирует, и тем, кто охраняет порядок, работать, жить и действовать в условиях гласности. И необходимо больше ответственности в публичных заявлениях и обращениях. В частности, демонстрации были посвящены главным образом ужасным событиям депортации части населения народов Прибалтики: эстонцев, литовцев, латышей. Но не следует примешивать сюда антирусский дух. Надо помнить, что русские, украинцы и белорусы потерпели еще большое несчастья от Сталина. Русские несчастны оттого, что претерпели эти гонения, и еще их же в этих гонениях обвиняют. Одна несправедливость накладывается на другую. И неизвестно, какая еще страшнее. Мы претерпели от Сталина огромные, миллионные жертвы. Особенно русская интеллигенция и русское крестьянство. Крестьянство мне особенно жалко. О крестьянах пишут, но мало. Все остальные могут оставить о своих страданиях какие-то документы, воспоминания. А крестьянских воспоминаний об их депортации нет. Только о семье Твардовского писали.

Д.Л. А этих семей были миллионы. И семью Твардовского выселяли еще не в таких страшных условиях, как остальные крестьянские семьи. Поэтому этот антирусский момент в этих демонстрациях неуместен. Нужно понять в республиках, что русские пострадали от Сталина больше, чем они сами. И кто не пострадал от Сталина: грузины, армяне, народы Средней Азии, народы, высылавшиеся целиком, в полном составе?

Кор. Я прошу прощения, я не согласился бы с Вами, когда Вы говорите «от Сталина». Я думаю, что понятие сталинизма более широкое.

Д.Л. Конечно! Я так для краткости мысли говорю.

Кор . Да, ясно, как знаковая система, как знак.

Кор. И последний вопрос. Сейчас в Москве организовываются неформальные группы. И, я знаю, эти неформальные группы и в Литве высказали пожелание о создании памятника жертвам культа личности. Как Вы относитесь к такой инициативе? Мне кажется, это высокоморальная инициатива.

Д.Л. Я отношусь к ней очень положительно. Я только против того, чтобы на этих памятниках писать имена всех людей, так или иначе претерпевших от культа личности. Дело в том, что огромное число людей, которые были виноваты в незаконных репрессиях, в повальных арестах и расстрелах, сами были потом арестованы и приговорены без суда. Как их считать: жертвами культа личности? — когда они сами в свое время эти репрессии проводили? Вот «мой» следователь Стромин. Он создавал множество «дел», в том числе «академическое» и дело «промпартии». А затем он был, кажется, в Саратове, арестован и без суда расстрелян. Без суда и следствия! Что он — «жертва культа личности»? Да он сам этому культу способствовал, сам выносил постановления о расстрелах.

Кор. Это его судьба наказала за подобные дела.

Д.Л. Да, наказала. Но таких было очень много. Значит, памятник жертвам должен быть в какомто общем смысле, и только отдельные лица могут быть запечатлены на нем. Может быть, этим лицам можно ставить отдельные памятники? А основные памятники должны ставиться в целом жертвам репрессий, и понятие «жертвы репрессий» должно быть чистым, очень чистым.

Кор. А сейчас действительно последний вопрос. Какие у Вас надежды на результаты XIX партконференции?

Д.Л. Я смотрю на эти результаты оптимистически. Потому что я хоть и историк литературы, то есть историк «ограниченный», я все же историк. И я знаю, что сейчас общее направление нашего исторического процесса таково, что процесс идет в гору, а не под гору. И какие бы временные трудности, даже потери, у нас ни были, победит добро и победит прогресс, победит нравственное начало, победит гуманистическое начало в нашей культуре. В целом на первое место выйдет гуманитарная культура, гуманитарные науки. Техника будет помощницей, а не целью. Развитие техники не может быть самоцелью.

Гуманитарные же ценности — это определенная, законная цель. Техника в малокультурных руках, в руках безнравственных людей, не ведающих гуманитарных ценностей, — крайне опасна.

Цель развития человечества — в человеке. И не просто в сытом и телесно благоденствующем человеке, а в человеке интеллектуальной культуры. Именно он победит. Это неизбежно, какие бы временные неудачи ни были.

Сейчас время крутого подъема. И сейчас время очень интересное. Впервые за всю тысячелетнюю историю русской культуры интеллигенция стоит вместе с правительством. Ведь уже в XI веке летописец Никон вынужден был бежать от «княжеского гнева в Тмуторокань, на северный берег Черного моря.

В противоречии с князьями были и другие летописцы и авторы. В частности, Даниил Заточник и автор «Слова о полку Игореве». Вся литература XVIII и XIX веков была в противоречии с государственной властью. Сейчас, только сейчас, положение решительно изменилось, и интеллигенция поддерживает курс на демократию и гласность, полную гласность.

Беседу вел И.К. Мисявичюс.

© Межрегиональное культурно-просветительское издание “Орион”,

Ссылка на основную публикацию
×
×