Сочинения Державина: сочинение

Сочинения Державина: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Мой Державин

Поэтическое наследие Г. Р. Державина довольно обширно. В основе своей оно представлено гражданскими, патриотическими и философскими одами. Особое место в творчестве поэта занимают оды гражданского содержания, которые посвящены лицам, обладающим огромной политической властью: монархам, вельможам.

Наиболее выдающееся произведение этого цикла – ода «Фелица», посвященная Екатерине Второй. Примечательно, что образ Фелицы, мудрой киргизской царевны, Державин позаимствовал из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной самой Екатериной Второй. Продолжая ломоносовские традиции хвалебных од, произведения Державина вместе с тем отличаются новой трактовкой образа просвещенного монарха. Монарх предстает человеком, заботящимся о благе своего народа. Державинская Фелица – это милостивая монархиня-законодательница:

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь.

Новаторство Державина проявилось в том, что в этой оде он наряду с портретом Екатерины Второй нарисовал свой собственный образ, правдивый и смелый.

Еще один огромный пласт творчества Державина посвящен псалмопевческим произведениям. Поэт часто прибегает к текстам «Псалтыря», он либо переводит отдельные отрывки текста, стараясь как можно ярче изложить сюжеты Ветхого Завета, либо перекладывает их в стихотворную форму.

Надо отметить, что Псалтырь – единственная книга Ветхого Завета, которая была распространена на Руси с давних времен. Она являлась своеобразной азбукой, по которой учились читать и писать, каждый мало-мальски грамотный человек считал своим долгом знать ее.

Поэты, обращавшиеся до Державина к данному жанру, придерживались морализаторского принципа. Любое произведение, содержавшее те или другие сюжеты библейского завета, просто обязано было поучать и воспитывать читателей. Державин не побоялся несколько отойти от этого пути. У его стихотворений появляются и соответствующие названия: «Властителям и судиям», «Счастливое семейство», «Победителю», «Радость о правосудии», «Братское согласие».

Естественно, что тексты псалмов поэт использовал как источник свежих мыслей, образы для своих новых стихотворений.

Державин словно пропускал через сердце и собственное видение мира эти древнейшие сюжеты, вкладывая в них свои чувства.

Одно из первых переложений псалма Державина, которое получило название «Счастливое семейство», является своеобразным обращением к А.А. Ржевскому. В этом стихотворении есть такие строки:

. блажен тот человек,

Кто с честью, правдой неразлучен.

Честь, правда, справедливость на протяжении всей жизни являлись для Державина не просто высокими понятиями, но и основными принципами жизни. Это относилось как к личной жизни, так и к государственной службе. Державин всю свою жизнь ратовал за свободу. Свободу от всего, что тревожит покой человека, препятствует его воле:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Хотелось бы также отметить, что поэтика псалмопевческих стихотворений Державина довольно самобытна и тесно связана с русской традицией, которая восходит к далеким временам Владимира Мономаха.

Отличное знание священного писания Державин приобрел у сельского дьячка и своей матери, которая всеми силами старалась пристрастить сына к чтению духовных книг. Поэтому в его лирике так часто встречаются многочисленные цитаты из Ветхого и Нового Заветов, которые трактуются автором довольно своеобразно. Безусловно, чтобы вникнуть в самую суть державинской поэзии, надо обладать не только особым состоянием души, но и уметь вживаться в ту поэтическую традицию, которая, к сожалению, сейчас практически утеряна. Творчество Державина является достоянием русской литературы, которая во все времена была богата удивительными талантами. Великий поэт не только раскрыл неисчерпаемые возможности классицизма, но и проложил путь для реалистической и романтической поэзии.

Проблема отношения к простым людям. По тексту Ходасевича. До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то… (Аргументы ЕГЭ)

Нужно ли жалеть людей, попавших в трудную жизненную ситуацию? Как мы можем им помочь? Что важнее: просто жалостливые рассуждения или реальные дела? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Ф.Ходасевича.

Автор поднимает проблему отношения к простым людям в своём тексте. Он рассказывает историю известного русского поэта Гавриила Романовича Державина, вышедшего не по своей воле в отставку. Ему нечем было заняться. Вести хозяйственные дела он не умел, да и имением управляла жена. Державин отдыхал, виня в неблагодарности «трёх царей и само Отечество», и даже «правителей и вельмож всех времён и народов».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Чем больше он винил сильных мира сего, тем больше любил слабых, считая их «жертвами исторических великанов, пушечным мясом в истории». Он не просто любил, а принимал деятельное участие в их судьбе, стремился помочь. Он открыл в имении больницу для крестьян, бедным мужикам покупал коров, лошадей, давал хлеба, ставил новые избы. И в этом видел смысл своей жизни.

Я считаю, что позиция автора такова: нужно помогать тем, кто нуждается. Если у тебя есть возможность, тем более помогай. Помогая, Державин перестал жалеть себя, жить обидами. Он обрёл новый смысл жизни: деятельное участие в судьбе простых людей. Несмотря на препятствия, которые чинила жена, у него получалось им помогать.

Я разделяю позицию автора. Чем просто жалеть себя, жалуясь на жизненные обстоятельства, лучше заняться делом. А что может быть лучше, чем помощь другим, тем, кто в ней нуждается. Именно этому учит нас и художественная литература. Нужно помогать. Это самое благородное занятие, которое приносит другому пользу, а тебе удовлетворение.

В рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» доктор Пирогов в парке случайно встретил отчаявшегося мужчину, который именно в эти минуту решил свести счёты с жизнью, настолько невыносимой она ему казалась. Несмотря на резкий тон Мерцалова, нежелание разговаривать с довольным незнакомцем, доктор не ушёл. Он расспросил мужчину обо всём, узнав, что и он, и его семья в отчаянном положении и им нужна помощь. Доктор не откладывает на потом, не обещает, а в этот же вечер помогает делами попавшей в безвыходное положение семье. Всего-то и надо было несколько купюр, лекарства больному ребёнку, продукты и… доброе слово, что всё наладится. Всё и наладилось, глава семьи нашёл работу, девочка выздоровела, а в семью вернулось благополучие. Трудно представить, что было бы с ними, если бы не случайный прохожий, который не просто пожалел, а помог.

Вспоминаю я и «Повесть о Капитане Копейкине» в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголя. Капитан Копейкин, участвуя в кампании 1812 года, лишился руки и ноги. Ему не на что было жить, и он отправился в Петербург просить милости государя, пособия. Государя не оказалось, и Копейкин вынужден был несколько дней ожидать его. Таких просителей было как «бобов на тарелке». Вельможа был сначала благосклонен. Но, когда у Копейкина закончились деньги и он не мог больше ждать, о чём в резкой форме и сообщил вельможе, тот, не проявляя никакого сострадания к бедному человеку, распорядился вывезти его из Петербурга и бросить на большой дороге. Через два месяца стало известно, что в рязанских лесах появились разбойники во главе с изувеченным служивым. А что стоило вельможе отнестись к Копейкину с пониманием?

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: надо помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Надо помнить, что помощь может понадобиться и нам, и нашим близким. Представим мир, где никто никому не помогает. А каждый живёт только для себя. Страшное зрелище. Не стесняйтесь делать добро. В этом, я уверена, и есть смысл нашей жизни.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id20000

Державин Г. Р. Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1

Державин, Г. Р. Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1 : с рисунками, найденными в рукописях, с портретами и снимками. Стихотворения : ч. 1 / Г. Р. Державин. – Санкт-Петербург : В типографии Императорской Академии наук, 1864. – VI-L, 812 с. : [4] л., портр., ил., факс. – Алф. список соч. т. 1: с. 809-812.

14 июля 2018 года исполнилось 275 лет со дня рождения поэта, государственного деятеля Гаврилы Романовича Державина (1743-1816).


Художник Т. Тончи. Гравер Ф. Йордан (1861)

Литературоведы считают, что жизнь Гаврилы Романовича Державина могла бы стать сюжетом увлекательного романа. Потомок Багрима, татарского мурзы, который ещё в XV веке бежал из Золотой Орды и пришел служить великому князю Василию Темному, сын обедневшего и рано умершего казанского офицера. С детских лет Державин познал жестокость и высокомерие, бедность и беззащитность. Из гимназии был отозван на солдатскую службу в гвардейский Преображенский полк, где выполнял самую черную работу, урывками читал книги… К тридцати годам Г. Р. Державин становится гвардии поручиком, затем адъютантом генерал-аншефа А. И. Бибикова, служит в секретной комиссии в г. Казани; активно участвует в подавлении восстания Емельяна Пугачева. В 1777 г. Гаврила Романович переводится в «штатную службу с чином коллежского советника». Через несколько месяцев он был назначен экзекутором первого департамента Сената. Затем получает чин статского советника, в 1784 г. – действительного статского советник. В том же году оканчивает службу в сенатском департаменте. Выйдя в отставку, Гаврила Романович занимается литературным творчеством.

До сих пор нет единообразия в написании имени Державина: Гаврила или Гавриил. Используется, как правило, первый вариант, как наиболее обоснованный: именно так (хотя в некоторых письмах он именует себя и Гавриил, и Гаврил, и Гаврило) называет себя сам Державин. В официальных документах, касающихся будущего поэта, имя Державина указано как Гаврила.

По словам советского литературоведа, филолога, специалиста по русской литературе XVIII века Григория Александровича Гуковского (1902-1950), «Державин любил выдвигать на первый план свою деятельность как чиновника и организатора дворянской общественности, а вовсе не свою литературную работу». Сам поэт считал своё литературное творчество инструментом государственности. «Именно поэзия обеспечила Г. Р. Державину бессмертие, именно она сделала его гениальным поэтом, крупнейшим национальным художником-новатором».

Фонд редких книг владеет первым томом (1864 г.) девятитомного издания собрания сочинений, писем, записок, деловых бумаг и других материалов Г. Р. Державина, сопровождающегося биографией писателя, обширнейшими комментариями и примечаниями Я. К. Грота. Тома были изданы в Санкт-Петербурге в Типографии Императорской Академии наук.

Собрание сочинений Г. Р. Державина готовилось в период 1864-1883 гг. под руководством выдающегося русского филолога, академика, профессора, вице-президента Российской Императорской Академии наук, действительного тайного советника Якова Карловича Грота (1812-1893). Для своего времени это научно-критическое издание было образцовым. Биография, основанная на богатейших архивных изысканиях и бесчисленных документах, до сегодняшнего дня, как считают специалисты, остается самым полным сводом фактов жизни и творчества писателя, хотя в ней находят и недостатки.

Предисловие Я. К. Грота объемное и состоит из нескольких разделов: «Общая цель издания», «Обзор рукописей Державина, служивших пособием для этого тома», «Обзор прежних изданий Державина», «О рисунках при стихотворениях», «Расположение стихотворений, текст их и варианты».

Литературоведы считают, что творчество Г. Р. Державина велико, разнообразно и многожанрово. Ведущим жанром поэзии Державина была ода с её колоссальными художественными возможностями. Считается, что в державинской оде соединены критерии разных жанровых разновидностей. Сам поэт свою оду называл «смешанной».

Как биограф Державина, Я. К. Грот фиксировал внимание на его семейных корнях. Потомком мурзы Багрима в своих стихах называл себя сам поэт, говоря тем самым о древности своего рода. Грот специально подчеркивал, что это льстило воображению поэта и «доставляло ему любимую поэтическую прикрасу».

Я. К. Грот и его последователи, когда писали о поэзии Державина, выделяли, прежде всего, её национальный колорит, её русскость.

В творчестве Державина, в первую очередь в одах, «ярко отпечатался русский XVIII век с его бурной внутрироссийской и внешнеполитической жизнью». Очарованный деятельностью императрицы Екатерины II, Гаврила Романович «стал её певцом, создал ряд стихотворных её портретов и портретов выдающихся русских полководцев тех лет: генералиссимуса А. В. Суворова, фельдмаршала Г. А. Потёмкина, фельдмаршала П. А. Румянцева» и др.

Г. А. Гуковский так говорил о Гавриле Романовиче: «Его стихи рвут из рук, их переписывают в заветные тетради, они не нуждаются даже в печати, их и без того знают наизусть все; они злоба дня; их читают не в тиши кабинетов, а на общественных гуляньях, за многочисленным обедом, в гостиной, в передней… на весёлой пирушке… Всякому интересно заглянуть в стихи, где продернут известный вельможа, где остро говорится о политике. Где автор высказывается о вчерашнем событии…».

В творческом наследии Г. Р. Державина особое внимание привлекает и любовная лирика. Произведения, написанные под воздействием трепетного чувства великого поэта к своей жене Екатерине Яковлевне, урожденной Бастидон, многое раскрывают в личности самого поэта. Ей посвящён целый стихотворный цикл. Влияние жены было столь велико, что «можно говорить и о его стихотворных натюрмортах, создающих особый домашний уют, как о закодированности художественного зрения поэта комфортом и негой его домашнего, семейного быта, образом любимой жены». Образ милой Плениры, такое имя поэт дал Екатерине Яковлевне, вдохновлял Державина на создание и своей собственной философии жизни и творчества.

…С нею вечен мой союз…
Жизнь утехи и покою!
Жить с толь милою женою
Рай во всякой стороне;
Там веселия сердечны,
Сладки, нежны чувства там;
Там блаженства бесконечны,
Лишь приличные богам.
(«Препятствие к свиданию с супругою»)

Литературоведы считают, что поэзии Державина присуще и стремление возвеличить человека, возвести его на тот «духовный пьедестал», с которого он мог бы смотреть на себя с уважением. Эту способность творчества Г. Р. Державина отмечали многие современники поэта. Будучи человеком высокой чести, он имел и свои слабости, о чем и говорит в стихотворении «Признание» (1807):

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.

Специалисты считают, что Г. Р. Державин «демонстрировал необычайную бережливость художественных средств, предельную точность и ясность, отточенность языка и стиха роскошных шедевров, широко употребил разговорную речь, избежал всякого салонного жеманства».

В представляемом издании помещены рисунки и виньетки, выполненные при жизни и по воле Г. Р. Державина. Они были найдены с рукописями поэта. Я. К. Грот в предисловии пишет: «Виньетки, которыми обставлены почти все стихотворения настоящего тома, резаны на дереве гг. Гогенфельденом, Даугелем, Брауном и отчасти Стариковым».

В настоящем томе портрет Г. Р. Державина гравирован по стали профессором Санкт-Петербургской академии художеств Федором Ивановичем Иорданом (1800-1883). Подлинник, во весь рост, написан масляными красками художником Т. Тончи в 1801 г.

Гаврила Романович Державин умер 8 июля 1816 г. За три дня до кончины он, «взорвавший нормативные каноны классицизма», на аспидной доске написал свой знаменитый апофеоз, в котором распрощался с друзьями, жизнью и мужественно встретил диалектический итог и финал, истинность которого понял давно:

Река времен в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!
(«Река времен…»)

Список использованной литературы:

  1. Державин, Г. Р. Сочинения Державина. С объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1 : с рисунками, найденными в рукописях, с портретами и снимками. Стихотворения : ч. 1 / Г. Р. Державин. – Санктпетербург : В типографии Императорской Академии наук, 1864. – VI-L, 812 с. : [4] л., портр., ил., факс. – Алф. список соч. т. 1: с. 809-812.
  2. Державин, Г. Р. Избранное / Г. Р. Державин ; [ред.-сост.: В. Т. Дорожкина ; вступ. ст. Л. В. Поляковой]. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. – 303 с. : [8] л. ил., портр., факс.
  3. Белов, Б. Поэтическое завещание Г.Р. Державина. О счастливой книжной находке // Альманах библиофила. – Москва : Книга, 1989. – Вып. 25. – С. 112-131303 с. – Библиогр. в примеч. в конце ст.

Сочинения Державина

Впервые – «Отечественные записки». 1843. № 3. Отд. V. С. 1—30. Печатается в сокращенном виде по изд.: Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. VI. М., 1955. С. 622–658.

С. 26. Неточная цитата из оды «На смерть князя Александра Ивановича Мещерского». У Державина:

Где пиршеств раздавались лики

Надгробные там воют клики…

Лик (церк. – сл.) – собрание поющих и пляшущих. Отсюда: ликование – торжественно-веселое времяпрепровождение. «Где пиршества раздавались лики» – означает «веселое застолье, сопровождаемое хором певчих и плясками».

Клик – неестественно громкий, на высокой ноте, пронзительный крик, выкрик, возглас. Отсюда: кликушество – болезнь, которая сопровождается (проявляется) громкими истеричными, надрывными криками. Клики могут быть радостно-ликующими («победные клики») или горестно-скорбными («надрывно-безысходные клики», «вопли»). «Надгробные там воют клики» – означает ритуал оплакивания покойника, сопровождаемый воплями («воем») плакальщиц («воплениц»).

Поменяв местами слова «клики» и «лики» Белинский совершает ошибку: если «клики» – в значении «радостные, громкие возгласы» действительно могут раздаваться на пиршествах, то «лики» – веселое хоровое пение с плясками, «ликование» у гроба умершего не только не допустимы, они просто невозможны.

Умеренность горацианская – принцип жизни, который утверждал в своих одах римский поэт Гораций: «лови день», «довольствуйся малым», держись «золотой середины».

Фалернское – один из лучших сортов итальянского вина, производимого в Северной Кампании, в местечке Фалерно.

Каймак – толстая пленка, которая снимается с поверхности кипящего молока в виде «блина», топленые «сливки» (В.И. Даль).

С. 29. Алиатико – виноградное вино, производимое в одной из провинций Италии; мозель – вино из винограда, растущего в долинах реки Мозель, левого притока Рейна.

Зельцерская (зельтерская) вода – минеральная вода из источников Зельтерса (земля Гессен в ФРГ).

Вертеп – пещера, в данном случае – грот, искусственное архитектурное сооружение в виде небольшой, неглубокой пещеры.

Нимфа (гр.) – юная дева; в античной мифологии: божества, олицетворявшие силы природы (воды, земли, воздуха), изображались в виде прекрасных молодых девушек, которые проводили время на лоне природы – водили хороводы, пели и играли на речных берегах, на опушках и т. п.

С. 30. Петрополь – Петербург.

С. 31. Пенелопа – жена Одиссея, героя поэмы Гомера. Во время многолетних странствий ее мужа «первые люди» Греции – «женихи бесстыдные» ее «нудили упорно ко браку». Не желая вступать «в брак с ненавистными», она пошла на хитрость, заявив, что выберет одного из них, как только кончит ткать «покров гробовой» для «богатого старца Лаэрта». Днем она у всех на виду ткала, «а ночью, факел зажегши, сама все натканное днем, распускала», надеясь таким образом протянуть время до возвращения супруга, сохранив ему верность.

Перловый – жемчужно-белый; перл – жемчуг.

С. 34. …Увядшийжизни цвет… – А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Глава вторая, строфа Х. У Пушкина: «…поблеклый жизни цвет».

И предков скучны нам роскошные забавы… – из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума».

С. 35. Хрия – рассуждение или высказывание, построенное по определенной форме. (См.: Ломоносов М.В. Риторика. § 254–265.)

То было тьма без темноты… из поэмы Д. – Г. Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского.

С. 36. Река времен в своем стремленьи… – Эти стихи были написаны Державиным за несколько дней до его смерти на грифельной («аспидной») доске.

С. 37. Нелепая сказка. – Автор этой легенды – нелепой сказки – неизвестен. Однако Н.И. Греч в своих «Чтениях о русском языке» приводит ее в качестве действительно имевшего место факта, подтверждавшего мировую известность нашего поэта.

С. 39. Кубарь – волчок.

Бригадир – чин выше полковника, но ниже генерал-майора.

Полна земля вся кавалеров,

И целый свет стал бригадир.

В 1782 г. был утвержден орден Святого Владимира, который, по словам Державина, «украсил» многих, превратив их в «кавалеров» данного ордена. Тогда же вошло в практику давать гвардейцам при их отставке чин бригадира, чем активно стали пользоваться молодые офицеры, не желавшие служить в армии и чуть ли не в массовом порядке покидавшие ее.

Нетопырь – крупная летучая мышь, которая, как и другие летучие мыши, неподвижно висит, зацепившись за уступ или неровность в пещерах, гротах, дуплах, но молниеносно при малейшей тревоге срывается в полет («вспархивает») и с такою же быстротой возвращается обратно на свое место, как только проходит опасность, принимая обычное положение – повисая вниз головой. В таком состоянии, как бы замерев, без движения и каких-либо признаков жизни, нетопырь может висеть часами, что и обыгрывается Державиным при шутливой возрастной самохарактеристике.

С. 40. Беатус – брат мой… – Так начинается ода (2-й эпод) из книги «Эподов» (стихотворений, написанных ямбами) Горация. Своему переводу этой оды Державин дал заглавие «Похвала сельской жизни»: «Блажен! – кто удалясь от дел…» и т. д. В оде «На счастье» слово «Беатус» (лат. beatus – блажен) Державин использует как имя собственное, иронизируя над своим недругом – графом П.В. Завадовским, который, желая показать свою «ученость», на каждом «роскошном пиру», по выражению Державина, читал вслух на латыни только это произведение Горация, так и не сумев осилить другие оды римского поэта.

…поля орющий… – т. е. возделывающий, вспахивающий; от орать – пахать.

С. 43. Хлор – герой «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II для своего внука.

случайно дошла до сведения государыни. – В действительности «Фелицей» открывалось издание журнала «Собеседник любителей российского слова», основанного Е.Р. Дашковой, самый первый экземпляр которого был преподнесен Екатерине II.

С. 44. Досканец – небольшой деревянный ящичек, коробочка с откидной крышкой, шкатулка, ларец; так Державин поименовал золотую табакерку с 500 червонцами, подаренную ему Екатериной II.

С. 45. Кади – судья у мусульман.

Факир (араб. нищий) – бродячий монах (дервиш) у мусульман, давший обет нищенства.

С. 47. Фурии (римск. миф.) – богини мщения.

С. 48. «Памятник» Державина – перевод-переложение оды Горация «К Мельпомене»; первоначально назывался «К Музе. Подражание Горацию».

С. 50. …сказано в предисловии к изданным ныне его сочинениям… – В качестве цитаты якобы из предисловия к «Сочинениям Державина» Белинский приводит слова С.П. Шевырева из статьи «Общее обозрение развития русской словесности», справедливость которых как раз и оспаривает автор предисловия Н. Соловьев.

Сочинение на тему: ГРАЖДАНСКИЕ ОДЫ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

ГРАЖДАНСКИЕ ОДЫ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

Поэтическое творчество Г. Р. Державина до­вольно обширно по тематике и жанрам. Здесь и религиозно-философская, и пейзажная лирика, и шуточные стихотворения, и элегические стихи о любви, и автобиографические произведения. Но особое место в его поэзии все же занимают оды: гражданские, победно-патриотические, философ­ские и анакреонтические.

Поэт обладал высоким чувством граждан­ственности, которое удивительным образом со­единялось в нем с невероятным жизнелюбием. Он внимательно наблюдал за всем происходящим вокруг и всегда живо откликался на обществен­ные и политические события. При этом в своих стихах он оставался предельно правдивым и чес­тным.

Правящему классу, царям, вельможам и до Державина, и после него посвящалось немало произведений. Но если в одах Тредиаковского, Ломоносова и некоторых других предшественни­ков поэта преобладали хвалебные ноты в адрес правителей, то произведения Г. Р. Державина, адресованные лицам, наделенным политической властью, носили во многом обличительный ха­рактер. «Долг поэта в мир правду вещать», — за­являл он.

И именно неприкрытая правда является глав­ным отличительным признаком его гражданских од. Причем их содержание и характер менялись в зависимости от того, как менялось мировоззре­ние самого поэта, его взгляды на жизнь и на ца­рей.

Так, в одной из первых гражданских од Дер­жавина «Фелица», созданной в 1782 году, перед нами предстает образ царицы Екатерины II — «матери отечества», неутомимо трудящейся на благо своих подданных, свято соблюдающей за­коны государства:

Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды!

Которой мудрость несравненна

Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку гору,

Где роза без шипов растет,

Где добродетель обитает:

Она мой дух и ум пленяет,

Подай найти ее совет.

Хотя царица — уже не «земная богиня», как в стихотворениях предшественников поэта, а «че­ловек на троне», но этот человек показан автором безукоризненным образцом справедливости, че­сти, законности. В представлении Державина Екатерина резко отличается своей праведностью и скромностью от окружающих ее «мурз» — над­менных, корыстных и порочных бездельников-вельмож.

По мере того как поэт узнавал нравы правя­щих кругов, в том числе императрицы, он все больше убеждался в ошибочности, иллюзорнос­ти своих первоначальных представлений. Он по­нял, что созданный в «Фелице» образ монархи­ни резко расходится с действительностью, пото­му больше не мог слагать ей хвалебные стихи. Напротив, в его гражданских одах все больше усиливается обличительный пафос, все чаще по­являются сатирические ноты. Теперь особое мес­то в творчестве Державина занимают гражданско-обличительные стихи, одним из ярких при­меров которых является ода «Вельможа», напи­санная в 1794 году.

В «Вельможе» хвалебная часть уже занимает очень незначительное место, а на первый план выводится обличение зла, которое несут вельмо­жи, равнодушные к своему гражданскому долгу. Писатель возмущается положением народа, под­данных, страдающих от преступного равнодушия царедворцев.

С небывалой художественной энергией громит поэт гордящуюся «гербами предков» «позлащен­ную грязь» — блещущих золотом орденов и мун­диров «болванов».

В лицо всесильным екатерининским любим­цам он бросает негодующие, презрительные сло­ва: «Осел останется ослом, хотя осыпь его звез­дами…» Совершенно в ином свете представляет­ся нам теперь и сама государыня:

Екатерина в низкой доле И не на царском бы престоле Была великою женой.

И впрямь, коль самолюбья лесть Не обуяла б ум надменный, — Что наше благородство, честь,

Как не изящности душевны?

Разоблачая низкие нравы, самолюбие и само­властие вельмож, автор утверждает истинные человеческие ценности, которые на самом деле возвеличивают человека:

Я князь — коль мой сияет дух;

Владелец — коль страстьми владею;

Болярин — коль за всех болею,

Царю, закону, церкви друг.

Поэт всегда боролся во имя закона. Но в этой борьбе он чувствовал себя одиноким: у него не было поддержки ни в обществе, ни в правитель­стве. Законы в государстве писались, и законы эти были правильными, но казалось, что испол­няться они должны только до определенной сте­пени и лишь по мере надобности. К тому же со­здавалось впечатление, что все эти законы изда­вались для низших сословий и совершенно не касались правящей верхушки.

Державину же неисполнение законов пред­ставлялось чем-то чудовищным. И он не собирал­ся об этом молчать.

К гражданским одам поэта примыкает и на­писанное в 1780 году стихотворение «Властите­лям и судиям», в котором автор, устами Бога, гневно напоминает царям и судьям об их обязан­ностях перед народом:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны.

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Поэт осуждает «земных богов», распространя­ющих на земле жестокость, несправедливость и насилие. Русский народ испытывает нечеловече­ские страдания и мучения, терпит произвол и без­законие вельмож. Но властители и судьи остают­ся глухи и слепы к страданиям народа: «Не вне­млют! видят — и не знают! Покрыты мздою оче­са…» Равнодушие и корыстолюбие власть иму­щих вызывают справедливый гнев автора, и он решительно требует наказать виновных. И в глав­ные судьи призывает единственного по-настоя­щему справедливого и неподкупного судью — самого Бога:

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!

Таким образом, он призывает небесные громы на головы уже не только князей и вельмож, но и «неправедных и злых» царей.

Гражданской тематике поэт оставался верен до последних дней своей жизни. В одном из по­здних, итоговых произведений, стихотворении «Памятник», он признает, что первым «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, …И истину царям с улыбкой го­ворить».

В своих обличительных одах Державин явил­ся одним из родоначальников гражданской по­эзии, непосредственным предшественником Ра­дищева, Пушкина, поэтов-декабристов. Осознав еще в молодые годы, что неблагополучие страны непосредственно связано с формой правления, поэт усомнился в божественном происхождении государственной власти.

Из этого в его сознании возникла и прочно ут­вердилась мысль о том, что единственное основа­ние царской власти — не рождение и не помаза­ние, а народная любовь, которая возникает в от­вет на заслуги и добродетели. Отсутствие же этих добродетелей превращает государя в тирана, ко­торый может и должен быть свергнут по воле на­рода. В этих мыслях, что нередко слышатся в его стихотворениях, чувствуется зарождение рево­люционного движения, возникшего в стране поз­же. Не решаясь еще судить самодержавие, Дер­жавин, тем не менее, не отказывал себе в праве судить каждого отдельного самодержца. Основа­нием для такого суда он избрал истинные ценно­сти человеческой души, которые называл «щед­ротами».

Именно об этом его свойстве впоследствии ска­жет поэт-декабрист К. Ф. Рылеев:

Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил И в пламенных своих стихах Одну лишь добродетель славил.

Сочинения

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Гаврила Романович Державин

Составление, биографический очерк и комментарии И. И. Подольской

Иллюстрации и оформление Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека

(C) Издательство “Правда”, 1985 Составление. Биографический очерк.

В начале октября 1803 года Александр I позвал к себе шестидесятилетнего министра юстиции Гавриила Романовича Державина и раздраженно сказал ему: “Ты очень ревностно служишь”. Через несколько дней был дан высочайший указ об отставке Державина. Жизнь словно с разбегу остановилась. Державин оказался не у дел.

Хотя в начале нового 1804 года Державин и писал своим друзьям Капнистам, будто “очень доволен, что сложил с себя иго должности”, которое его угнетало, он чувствовал обиду, беспокойство и пустоту в душе.

Успокоение приходило к нему только на Званке, где проводил он каждое лето. Имение это, купленное им в 1797 году, находилось в ста семидесяти верстах от Петербурга, на высо.

Отзывы

Популярные книги

  • 68495
  • 4
  • 0

Hygge. Секрет датского счастья

  • 78202
  • 41
  • 8

События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в приют. Он быстро понимает, что с.

Мятная сказка

  • 32707
  • 6
  • 5

Моей матери и памяти моего отца .

Цветы для Элджернона

  • 31765
  • 0
  • 3

Евгений Старухин Лесовик-2 Книга вторая. Рудники День первый Вот и закончился суд надо мной.

Лесовик-2

  • 43164
  • 11
  • 3

Вторая книга. Последняя представительница Золотого Клана сирен чудом осталась жива, после уничтожени.

Песнь златовласой сирены 2

  • 37334
  • 4
  • 4

Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии

Здравствуй уважаемый читатель. Книга “Сочинения” Державин Гаврила Романович относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. “Сочинения” Державин Гаврила Романович читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

Нет, Ива не собиралась возвращаться в этот мир, и уж тем более — не хочет иметь ничего общего с Ма.

Сороковник. Книга 3

Нет, Ива не собиралась возвращаться в этот мир, и уж тем более — не хочет иметь ничего общего с Ма.

Если быть пленницей означает пережить все произошедшее с нею, то Мия хотела бы быть ею всегда. В.

Мстительный любовник. Часть 2 (ЛП)

Если быть пленницей означает пережить все произошедшее с нею, то Мия хотела бы быть ею всегда. В.

Ссылка на основную публикацию
×
×