Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

Креонт и Антигона (по трагедии Софокла «Антигона»)

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Трагедия «Антигона» (создана около 442 г.) – одно из самых известных произведений знаменитого древнегреческого трагика Софокла. Сюжет «Антигоны» относится к так называемому фиванскому циклу – рассказывает о последствиях войны против Фив.
Новый правитель Фив царь Креонт не смог простить одного из своих племянников – Полиника, который пошел войной против родного полиса. Полиник погиб, сражаясь со своим родным братом – Этеоклом, мужественно защищавшим Фивы.
Креонт запретил родным Полиника предавать тело этого воина земле. Для царя он был лишь предателем, посмевшим посягнуть на самое святое – на свою родину.
Однако для сестры Полиника и Этеокла – Антигоны – это, прежде всего, ее братья, ее семья, ее род, законы которого она должна чтить. Поэтому героиня решается на неслыханную дерзость и смелость – пойти против воли Креонта и похоронить тело Полиника:
Как, – хоронить запрету вопреки?
Да – ибо это брат и мой и твой.
Не уличат меня в измене долгу.
Антигона совершает это, хотя знает, что ей может грозить самая страшная кара. И вот, когда тело Полиника было наконец покрыто тонким слоем земли, героиня попадется в руки могильного сторожа и предстает перед Креонтом:
Нет, не в досаду мне такая участь.
Но если б брата, что в одной утробе
Со мной зачат был – если б я его,
Умершего, без чести погребенья
Оставила – вот этой бы печали
Я никогда осилить не смогла.
Она смело признается во всем царю, утверждает свою правоту и открыто противоречит Креонту. А царь видит в поступке Анигоны не только ее личное неповиновение, но и протест против него всего фивского народа. Поэтому он приговаривает героиню к смерти в каменном склепе.
Важно, что Антигона до конца остается верной себе. Она не боится смерти, потому что уверена, что выполнила свой главный долг и умрет с чистой совестью:
Что ж, идем; я готова. О боги отцов!
Вы простите – прости ты, родная земля!
О, смотрите, фиванцы! Царевна идет –
Остальная наследница древних владык.
Вот судья мой – и вот преступленье мое:
Благочестию честь воздала я!
Совсем по-другому ощущает себя Креонт. Он находится в растерянности и смятении – потому что знает о недовольстве народа и слышит пророчества старца Тиресия. Тиресий предупреждает Креонта – он ставит под угрозу свое правление несправедливым поступком с Антигоной и Полиником. Боги прогневались на царя, и его ожидают страшные бедствия.
Напуганный и сломленный, Креонт решает освободить Антигону. Однако поздно – героиня покончила жизнь самоубийством. И эта смерть стала началом жестокой кары Креонта. Перед трупом Антигоны себя убивает сын царя Гемон, а затем и жена Креонта – Эвредика – кончает жизнь самоубийством, узнав о смерти сына.
Таким образом, в этой трагедии противоборство Креонта и Антигоны заканчивается победой Антигоны. На чаши весов Софокл ставит закон государя и закон рода, который заложен высшими силами, богами. Антигона, которая выражает волю богов, становится победительницей. Это настоящая героиня с сильным, решительным, смелым характером, способная противостоять даже царю. Креонт же предстает в этом произведении как человек, поставивший себя наравне с богами, позволивший себе нарушить высший закон. За это Креонт заплатил самую дорогую цену.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Древнерусская литература / Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова / Креонт и Антигона (по трагедии Софокла «Антигона»)

Смотрите также по произведению “Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова”:

Антигона Софокла. Проблематика трагедии. Суть конфликтов. Понятие нормативного героя

Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. Проблемы связаны с судьбой индивида, а не рода. Изменение привело Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Драматическое новшество – допущение 3го актера позволило разнообразить сцены введением второстепенных лиц.

Трагедия Антигона (442г). Сюжет относится к фиванскому циклу и является продолжением сказания о войне Семерых против Фив и поединке Этеокла и Полиника. После гибели братьев правитель Креонт похоронил Этеокла с почестями, а Полиника, пошедшего войной на Фивы, запретил предавать земле, угрожая смертью. Сестра погибших, Антигона, нарушила запрет и похоронила. Софокл разработал конфликт с т.з конфликта между чел законами и неписанными законами религии и морали. Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали “неписанные законы богоустановленными и нерушимыми в противоположность законам людей.

В прологе трагедии Антигона сообщает сестре Исмене о запрете Креонта и намерении похоронить брата, несмотря на запрет. Драмы Софокла строятся так, что герой в первых сценах выступает с решением, определяющим дальнейший ход пьесы. Этой цели служат прологи ; пролог содержит противопоставление суровых(Антигона) и мягких(Исмена) характеров. Антигона приводит план в исполнение; покрывает тело Полиника тонким слоем земли. Едва Креонт успел изложить программу правления, узнает, что приказ нарушен. Креонт видит происки недовольных властью граждан, но к нему приводят Антигону, пойманную при вторичном появлении у трупа брата.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Антигона защищает правоту своего поступка, ссылаясь на кровный долг и нерушимость божественных законов. Героизм Антигоны оттенен пассивностью Исмены, готова признать соучастницей преступления и разделить судьбу сестры. Гемон, сын Креонта и жених Антигоны, указывает отцу, что народ на стороне Антигоны. Креонт обрекает ее на смерть в каменном склепе.

В последний раз Антигона проходит перед зрителем, когда сторожа ведут к месту казни; она исполняет похоронное причитание по себе, остается уверенной в собственной правоте. Это – высшая точка в развитии трагедии, наступает перелом. Слепой прорицатель Тиресий сообщает Креонту, что боги разгневаны его поведением, и предсказывает бедствия. Сопротивление Креонта сломлено, и он отправляется хоронить Полиника, затем освободить Антигону. Однако поздно. Из сообщения вестника хору и жене Креонта Эвридике узнаем, что Антигона повесилась в склепе, а Гемон на глазах отца пронзил себя мечом у тела невесты. Креонт возвращается с трупом сына, узнает, что Эвридика лишила себя жизни, проклиная мужа как детоубийцу. Хор заключает трагедию сценой, что боги не оставляют нечестия неотмщенным.

Софокл сочувствует Антигоне и изображает её с теплотой. Великий трагик хотел сказать трагедией, что для счастья граждан полиса необходимо единство гармонии между государственными и семейно-родовыми законами. Классовое государство времён Софокла было далеко от идеала, Софокл сочувствует Антигоне, изображает Креонта в виде тирана, наделённого чертами юридического формализма, софистически прикрывающего личную жестокость словами о благе государства. Осуждение сказывается в конце трагедии в раскаянье Креонта и его самобичевании.

Хор не играет в Антигоне значительной роли; песни не отрываются от хода действия и примыкают к ситуациям драмы. Интересен 1й стасим, прославляются сила и изобретательность чел разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. Заканчивает хор предостережением: сила разума влечет чел к добру и к злу; следует придерживаться традиционной этики. Песня хора характерна для мировоззрения Софокла, представляет собой авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении божеского и чел закона.

Смысл – не драма о преступлении и наказании, трагедия человека (Креонта – никого не слушал). Он неправильно понял свои права и переоценил возможности. Моральное уничтожение Креонта страшнее физической смерти. Софокл стоит на стороне Антигоны (смерть Антигоны становится ее победой).

Креонт и Антигона (по трагедии Софокла “Антигона”)

Трагедия “Антигона” (создана около 442 г.) – одно из самых известных произведений знаменитого древнегреческого трагика Софокла. Сюжет “Антигоны” относится к так называемому фиванскому циклу – рассказывает о последствиях войны против Фив.
Новый правитель Фив царь Креонт не смог простить одного из своих племянников – Полиника, который пошел войной против родного полиса. Полиник погиб, сражаясь со своим родным братом – Этеоклом, мужественно защищавшим Фивы.
Креонт запретил родным Полиника предавать тело этого воина

Боги прогневались на царя, и его ожидают страшные бедствия.
Напуганный и сломленный, Креонт решает освободить Антигону. Однако поздно – героиня покончила жизнь самоубийством. И эта смерть стала началом жестокой кары Креонта.

Перед трупом Антигоны себя убивает сын царя Гемон, а затем и жена Креонта – Эвредика – кончает жизнь самоубийством, узнав о смерти сына.
Таким образом, в этой трагедии противоборство Креонта и Антигоны заканчивается победой Антигоны. На чаши весов Софокл ставит закон государя и закон рода, который заложен высшими силами, богами. Антигона, которая выражает волю богов, становится победительницей.

Это настоящая героиня с сильным, решительным, смелым характером, способная противостоять даже царю. Креонт же предстает в этом произведении как человек, поставивший себя наравне с богами, позволивший себе нарушить высший закон. За это Креонт заплатил самую дорогую цену.

Related posts:

Характеристика героев по произведению “АНТИГОНА” Софокла АНТИГОНААНТИГОНА В основе трагедии – миф из фиванского цикла, продолжение трагедии Эсхила “Семеро против Фив”, повествующей о борьбе за власть двоих сыновей царя Эдипа Этеокла и Полиника. Трагедия “Антигона” начинается с рассказа Антигоны ее сестре Исмене о том, что завладевший Фивами Креонт велел похоронить защит­ника Фив Этеокла с почестями, а тело его брата, измен­ника Полиника, […].

Характеристика героев по произведению “АНТИГОНА” Софокла КРЕОНТКРЕОНТ Креонт в трагедии “Антигона” – это жестокий деспот, творящий произвол и беззаконие, презирающий принципы гуманности. Сочувствуя мужественной Антигоне, Софокл осуждает в лице Креонта насилие, вызывает у читателя и зрителя ненависть к нему. Произвол Креонт оборачивается против него самого: в фи­нале трагедии он теряет близких людей и понимает, что сам виноват в их гибели: Уведите […].

Героиня трагедии Софокла “Антигона”После гибели в поединке своих братьев Этеокла и Полиника, из коих один был фиванским царем и удостоился от города подобающих похорон, а другой, желая оспорить власть, привел к Фивам аргосское войско и остался после гибели без погребения по приказу унаследовавшего престол Креонта, шурина Эдипа, А. решает, презрев приказ владыки, почтить погибшего брата похоронами и делится […].

“Антигона” Софокла в кратком изложенииВ Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. […].

Корифеи древнегреческой трагедии: Эсхил и СофоклКороткий пересказ мифа о Эдипе. Жил в Фивах царь Эдип-мудрец, грешник и мученик. Ему выпала страшная судьба – не зная, убить родного отца и вступить в брак с родной матерью. По собственному желанию он подверг наказанию себя – выколол глаза, чтобы не видеть света. По воле богов ему были дарованы прощения и блаженная смерть. У […].

АнтигонаГРЕЦИЯ Софокл (Sophocles) 496-406 до н. э. Антигона (Antigone) – Трагедия (442 до н. э.) В Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – […].

Краткое содержание Софокл АнтигонаСофокл Антигона В Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать […].

Антигона краткое содержаниеСофокл В Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и […].

Краткое содержание “Антигона” СофоклВ Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. […].

Трагедии Софокла и их отражение в английской литературе (Английская Литература)Софокл (годы жизни – 496-406 до н. э.) – самый признанный из трех великих авторов аттической трагедии и первый, кто увеличил число исполнителей с двух до трех. До наших дней дошли семь его пьес, в трех из которых рассказывается о судьбе несчастного Эдипа и членов его семьи. Софокл не обладает эпическим размахом Эсхила или “испепеляющим […].

Изложение трагедии Софокла “Царь Эдип”Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел. В городе Фивах правили царь Лаий и царица Иокаста. От дельфийского оракула царь Лаий получил страшное предсказание: “Если ты родишь сына, то погибнешь […].

Читайте также:  Герои романов Драйзера: сочинение

“Эдип в Колоне” Софокла в кратком содержанииКолон – местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды – тех, о которых писал Эсхил в “Орестее”. Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот фиванский герой здесь похоронен и охраняет эту землю. Как оказался прах фиванского героя в афинской земле – об этом […].

Софокл “Царь Эдип”. Краткое изложениеСофокл (497 – 408 гг.) происходил из афинского предместья Колоны, был современником и горячим почитателем Перикла. Софокла называют Гомером греческой драматургии, желая этим сказать, что Софокл так же полно и ярко отражает “золотой век” Перикла, как Гомер запечатлел в своем эпосе жизнь, нравы и представления эпической Греции. Во всех произведениях Софокла чувствуется такое же сознание […].

Герой трагедии Софокла “Филоктет”Филоктет сын Пеанта, царя нескольких фессалийских городов (в Магнесии), получивший некогда лук Геракла со смертоносными стрелами за то, что один решился зажечь его погребальный костер и спас от жестокой боли. Трагедии о Филоктете создали (кроме Софокла) и Эсхил, и Еврипид (обе хронологически предшествовали Софокловой), но последние произведения не сохранились. Согласно свидетельствам, различие между этими драмами […].

Краткое содержание “Царь Эдип” СофоклаЭто трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего не хотел. В городе Фивы правил царь Лаий и царица Иокаста. От дельфийского оракула царь Лаий получил страшное предсказание: “Если ты родишь сына, то погибнешь от […].

Характеристика героев по произведению “ЭДИП-ЦАРЬ” Софокла &;#124; ЭДИПЭДИП В основе сюжета трагедии – миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на собственной матери. Эдип – сын фиванского царя Лая. У Лая и его жены Иокасты долго не было детей, это тревожило супру­гов, и Лай решил отправиться к дельфийскому ораку­лу и узнать причину бездетности. Ответ жрицы Апол­лона поразил царя: он узнал, […].

Царь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип”; СофоклЦарь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип” Софокл – великий греческий драматург, подаривший нам одно из самых восхитительных произведений человеческой цивилизации – трагедию “Царь Эдип” . В центре сюжета стоит человек, определяя тему трагедии – тему нравственного самоопределения личности. Софокл раскрывает перед нами вопрос вселенского масштаба: кто вершит судьбу человека – боги, или же […].

Семеро против Фив. Этеокл и Полиник. Гибель АнтигоныИзгнание Полиника. После изгнания Эдипа его сыновья, Этеокл и Полиник, договорились править в городе по очереди, год один и год другой. Бросили жребий, и первым выпало править Этеоклу. Прошел год, но не захотел Этеокл отдавать власть брату. Объявил он, будто Полиник замышляет против него недоброе дело, и изгнал из города. Отправился Полиник в Аргос, где […].

Краткое содержание трагедии Эсхила “Семеро против Фив”В мифической Греции были два самых сильных царства: Фивы в Средней Греции и Аргос в Южной Греции. В Фивах был когда-то царь по имени Лаий. Он получил пророчество: “Не роди сына – погубишь царство!” Лаий не послушался и родил сына по имени Эдип. Он хотел погубить младенца; но Эдип спасся, вырос на чужой стороне, а […].

“Трахинянки” Софокла в кратком содержании“Трахинянки” – значит “девушки из города Трахина”. Трахин – это маленький городок в глухой горной окраине Греции, под горой Этой, недалеко от славного ущелья Фермопил. Знаменит он только тем, что в нем прожил свои последние годы величайший из греческих героев – Геракл, сын Зевса. На горе Эте он принял добровольную смерть на костре, вознесся к […].

Большие трагедии в цикле произведений “Маленькие трагедии”Живя в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, Пушкин не мог не замечать пороков этого общества. Деньги для людей становились главной ценностью в жизни, мерилом жизни, зависть запросто могла поднять руку на дружбу, миром правили обман, предательство и властолюбие. Современный век напоминает Пушкину демонскую пляску, бесовское кружение. Его душа неспокойна: поэта лишают творческой независимости, его […].

Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира “Гамлет”)В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию “Гамлет” именно этой смене эпох. Главный герой трагедии […].

Вечные трагедии человечества по пьесе (трагедии) Гамлет (Шекспир Уильям)Начало XVII века характеризуется столкновением старого и нового света. На смену феодальной жестокости и темноте, которые царили в старом свете, пришли пагубные пристрастия и всемогущая сила золота, возникшие в свете новом. Гуманисты той эпохи наблюдали ужасное столкновение двух зол и постепенно переставали верить в победу добра и справедливости. Великий английский драматург У. Шекспир свою трагедию […].

Герой трагедии А. К. Толстого “Смерть Иоанна Грозного”Исторический прототип – Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III, великий князь московский и первый русский царь (с 1547 г.). Герой Толстого – сложная, многогранная фигура. Изображая в лице И. Г. носителя идеи жестокой деспотической власти, монарха, как писал автор, “с закоренелой привычкой не знать ничего, кроме своего произвола, и не терпеть противоречия ни в […].

Народ в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”Трагедия “Борис Годунов” была написана Пушкиным в 1825 году. Пул псина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции). Его внимание привлекали к себе такие исторические личности, как Степан Разин и Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI – начала XVII вв., когда русским государством управлял Борис […].

Герой трагедии В. А. Озерова “Фингал”Сюжет пьесы заимствован из поэмы “Фингал” (1762), вошедшей в собрание “Песен Оссиана”, будто бы найденных в Шотландии английским литератором Макферсоном (как позднее выяснилось, это литературная мистификация, сочиненная им самим). В начале девятнадцатого века “Песни Оссиана” – одно из самых модных и любимых публикой произведений, привлекавшее необычностью стиля, духом древних шотландских саг, своеобразным обликом героев – […].

Характеристика героев по трагедиям Еврипида &;#124; МЕДЕЯМЕДЕЯ Медея – центральный персонаж одноименной траге­дии. Медея вместе со своим мужем Ясоном и двумя деть­ми находится в изгнании в Коринфе после убийства фессалийского царя Пелия. Ясон намерен оставить Медею и жениться на Главке, дочери коринфского царя Креонта. Не желая стать посмешищем, дочь колхидского царя и внучка Гелиоса Медея грозит жесто­ко отомстить обидчикам. Креонт, зная, […].

Женские образы в трагедии Шекспира “Гамлет” (Гертруда)Мать или королева? Для всех героев трагедии “власть” есть одним из ключевых понятий. Судьбы женщин – героинь произведения – также связанs с разными атрибутами, признаками, угрозами власти. Много кто из литературоведов воспринимает мать Гамлета как жертву обстоятельств. Однако Гертруда – королева – вчера и сегодня. Потеряв мужа, она сохранила трон. Но какой ценой? Кое-кто утверждает, […].

Краткое изложение Эдип в Колоне СофоклСофокл Эдип в Колоне Колон – местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды – тех, о которых писал Эсхил в “Орестее”. Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот фиванский герой здесь похоронен и охраняет эту землю. Как оказался прах фиванского героя в афинской […].

Основная тема трагедии “Борис Годунов”Основная тема трагедии – царь и народ – определила то важное место, которое отвел Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделен многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание “свой народ […].

Этеокл герой трагедии Эсхила “Семеро против Фив”Образ Этеокла восходит к древнегреческим мифам фиванского цикла, обработанным в недошедших до нас эпических поэмах. Э., как и его брат Полиник,- сыновья Эдипа от кровосмесительного брака с собственной матерью Иокастой. Проклятые отцом, Э. и Полиник боролись за царскую власть в Фивах, оставленных Эдипом. В трагедии Эсхила Э. изображен самоотверженным защитником Фив от осадивших город чужеземных […].

Эдип в КолонеГРЕЦИЯ Софокл (Sophocles) 496-406 до н. э. Эдип в Колоне (Oidipous epi colonoi) – Трагедия (406 до н. э.) Колон – местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды – тех, о которых писал Эсхил в “Орестее”. Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот […].

Историческая концепция трагедии “Борис Годунов”В литературе о “Борисе Годунове” не раз высказывались соображения о том, что параллельно с “Историей Государства Российского” Карамзина и русскими летописями – основными историческими источниками пушкинской трагедии – Пушкин в какой-то мере опирался и на “Анналы” Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на “Анналы” по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении […].

Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии “Борис Годунов” )Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия “Борис Годунов”. В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном […].

От трагедии совести к социальной трагедии (пьесы Островского)Вся сила Островского заключается именно в психологии насилия и обмана в их русской форме, и надо удивляться той неистощимости творчества и той тонкости анализа, с которым он строил свои чуть не бесчисленные художественные комбинации волчьего рта и лисьего хвоста. Говорю “чуть не бесчисленные”, потому что, сосчитав даже всех действующих лиц произведений Островского, мы получим цифру, […].

КТО ВИНОВАТ В ТРАГЕДИИ ЖУЛЬЕНА СОРЕЛЯ?1830 года вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодой человека, осужденной к смертной казни,- Берте, что стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стен-Даль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти своего места в обществе XIX столетие. Чему? Об этом я скажу […].

Сложность композиции трагедии “Сид”Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.8. Сложность композиции трагедии “Сид” Композиция драмы Корнеля осложнена второй сюжетной линией – любовью инфанты к Родриго. В образе героини также Корнель раскрывает противоречивость внутреннего мира человека, борьбу разума с чувствами. В различных сценах героиня предстает в мучительной борьбе сама с собой. Особенно в разговоре инфанты с воспитательницей Леонор, […].

Героиня трагедии П. Корнеля “Сид”Исторический прототип: донья Химена, дочь дона Гомеса, графа Гормаса, впоследствии супруга дона Родриго Диаса де Бивар, прозванного Сидом (XI век). В трагедии Корнеля Химена страдательный персонаж, несущий основное нравственно-психологическое бремя. Оказавшись в двусмысленном положении (любимый убил на дуэли ее отца), X. требует у короля казни убийцы. Она понимает, что, защищая на поединке честь своего родителя, […].

Миф о Прометее и его отражение в трагедии ЭсхилаЭсхил с давних времен заслуженно считается “отцом трагедии”. В самом деле, по количеству и монументальности своих произведений он является самым гениальным из поэтов-трагиков. ‘Одним из величайших его открытий явилось введение в действие второго актера, что усиливало драматический эффект, создавая возможность изображения борьбы противоположных сил, которая и составляла основу сюжета. В своем творчестве Эсхил стремился раскрыть […].

“Тихий дон” – роман – эпопея всенародной трагедии на стыке эпох“Тихий Дон” – один из известнейших “нобелевских” романов XX века, вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве “Тихого Дона” разрешился в пользу Михаила Шолохова – такое заключение еще в девяностые годы прошлого века дала авторитетная зарубежная комиссия. Сегодня роман, очищенный от шелухи слухов, остался один на один с вдумчивым […].

Антигона. Трагедия Софокла

Новые горизонты трагедии. За шестьдесят лет плодотворной работы Софокл написал около 123 драм, из которых до наших дней сохранилось в полном объеме только семь. Он был новатором жанра трагедии.

Софокл первым отказывается от практики объединенных трилогий, что способствует краткости и стремительности развития действия. Поэт выбирает несложные эпизоды мифологического цикла для того, чтобы предоставить сюжету трагедии ясность, прозрачность и необременительность и раскрыть внутренний мир героев.

Софокл вводит третьего актера, позволяет отказаться от описательных частей, но изображать динамику действия. Вместе с предоставлением большего значения героям Софокл меняет роль хора. Хор является настоящим выразителем полиса как объединения свободных граждан. Так, стасим, что возвышает человека в «Антигоне», несет мысль о равенстве силы двух свобод (Антигоны и Креонта), которые неизбежно сталкиваются из-за разного понимания таких понятий, как долг, преданность, справедливость и любовь. Софокл сознательно «отстраняет» от действия хор, так как считает, что граждане демократического общества отличаются от других тем, что дают отдельному человеку возможность решать и действовать. Хор у Софокла почти никогда не выступает в роли судьи. Позицию хора в трагедиях Софокла можно сформулировать так: «судить не значит осуждать, справедливость не означает наказание».

Читайте также:  Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Дочь Эдипа. В «Антигоне» показан конфликт между царем Креонтом и его племянницей Антигоной. Какова же причина? В войне за власть погибают братья.

Новый царь приказывает с почестями похоронить племянника Этеокла – защитника города, а его брата Полиника как напавшего оставить без погребения. Антигона нарушает приказ Креонта и прячет своего брата по законам богов.

В стасиме хор поет знаменитый «гимн человеку», в котором перечисляет достижения рода человеческого. За глаза он прославляет Антигону, оплакивает ее будущее. А вместе с ним тоскует и над Креонтом. Он говорит, что славный тот, кто уважает клятвы мощь, родительские заветы и гнев богов, а тот, кто становится на путь обиды – бесславный. Можно однозначно сказать, о ком говорит хор? Возможно, он говорит одновременно и об Антигоне, и о Креонте, что оба «грешат без вины». Она хочет спасти совесть города, он – его спокойствие. Оба в желании достичь своей цели переходят границу.

Кому же мы сочувствуем? Нарушительницу приводят к Креонту. Она не скрывает и не отрицает свой поступок. На наших глазах завязывается трагический конфликт. Он не может быть решен примирением или компромиссом. Креонт и Антигона смотрят друг другу в глаза. И мы чувствуем внутреннее сходство их характеров. Герои будто смотрят в зеркало с разных сторон. Это сходство еще больше разжигает их. Это уже не просто конфликт, это – соревнование. В Креонте и Антигоне пылает огонь любви, но у царя это любовь эгоистичная, жажда обладания, у Антигоны – гуманистическая, отзывчивая, любовь дарения. Девушка говорит: «Любить я родилась, не ненавидеть». Однако в этой схватке становится понятной еще одна их общая особенность. Ни Антигона, ни Креонт не умеют прощать. Царь чувствует, что убеждения Антигоны более взвешенные, авторитет властителя не выдерживает вызова, и Креонт прибегает к средству, которое означает поражение, – применяет силу. Он приказывает замуровать Антигону живой в тюрьме. Героиня погибает.

Симпатии зрителей на стороне пострадавшей Антигоны. Но Софокл не был бы Софоклом, если бы не заставил нас изменить свое отношение к обидчику. В конце произведения Креонт теряет семью. С его лица исчезло величие обладателя. Креонт в этот высший момент своих страданий, как и Антигона, становится частью нашей души.

Философ Аристотель писал, что Софокл изображал людей такими, какими они должны быть. В отличие от титанических фигур Эсхила, герои Софокла наделены общечеловеческими чертами. Зритель не выбирает себе любимого героя, а одновременно увлекается всеми, открывает в себе сходство то с одним, то с другим персонажем.

Своеобразие трагедии «Антигона»:

  • Глубокий гуманизм, прославление демократии;
  • Прозрачность сюжета, динамичность действия;
  • Третий актер (здесь это корифей)
  • Переосмысление роли хора;
  • Герои наделены общечеловеческими чертами;
  • Неоднозначность в отношении к героям.

Ключевые слова: сюжет и анализ Антигоны Софокла,философ Софокл,Антигона и Креонт,стасим,Глубокий гуманизм,третий актер,корифей,Нововведения Софокла в трагедии

Краткое содержание трагедии «Антигона» Софокла

Трагедия «Антигона» Софокла была написана в 442 г. д. н. э. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Антигона» по главам для лучшей подготовки к уроку по античной литературе. В основе сюжета древнегреческого произведения лежит противостояние между государственными законами и сводом родовых неписаных правил.

Основные персонажи трагедии

  • Антигона – дочь Эдипа, милосердная, добрая девушка, ставящая долг превыше всего.
  • Креонт – фиванский царь, деспотичный, суровый правитель.
  • Исмена – сестра Антигоны, менее решительная, чем Антигона.
  • Евредика – супруга Креонта, мать Гемона.
  • Гемон – сын Креонта, жених Антигоны.
  • Тиресий – слепой старец, провидец.
  • Этеокл и Полиник – сыновья Эдипа, убившие друг друга в борьбе за трон.

«Антигона» очень краткое содержание

Софокл «Антигона» краткое содержание для читательского дневника:

После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям. Это было необычно, но царь думал только о власти да о Греции. Но их сестра – Антигона чла людей и богов. И для неё оба были просто братьями. Она уже готова была пойти против указа, хотя он даже не был оглашён. Она говорит с сестрой Исменой, которая отказывается ей помогать.

Приходит хор старейшин, которому оглашается: герою – честь, злодею – срам. К телу Полиника приставлена стража, с приказом убить любого, кто нарушит его указ. Во время произнесения указа вбегает стражник, оповещая, что указ уже нарушили.

Креонт приказывает найти неугодного, или стража будет казнена. Всё это время хор поёт, и внезапно замолкает, ведь возвращается стража с Антигоной. Выходит Исмена, пытается защитить сестру, но их отправляют в темницу на казнь. Антигону согласилась с казнью, хотя Креонту тяжело было принять это деяние, она считают, что поступила правильно.

К Креонту является прорицатель, он говорит, что не только люди против казни, даже боги против. Он начинает сомневаться, и благодаря совету хора, отменяет казнь. Но он опоздал, Антигона повесилась, а рядом с ней стоит возлюбленный, который обнимает уже висящее тело, он тоже уже мёртв: бросился на меч.

Придя в темницу с сыном, сын бросается на меч видя эту картину. Креонт сообщает о смерти сына царице, ты уходит, через минуту к нему прибегают с вестью, о том что царица бросилась на меч. Креонт плачет, хор поёт: “Мудрость – дар, гордыня – грех”.

Читайте также: Трагедия «Царь Эдип» Софокла является прекрасным образцом древнегреческой драматургии, сохранившейся до наших дней. Представляет большую культурную ценность, поскольку признана одной из наиболее совершенных трагедий античности. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Царя Эдипа» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы.

Короткий пересказ «Антигона»

Краткое содержание «Антигона» Софокл:

В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного». Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».

Был в Фивах царь Эдип — мудрец, грешник и страдалец. По воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери. По собственной воле он казнил себя — выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступлений. По воле богов ему было даровано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его — трагедию «Эдип в Колоне».

От кровосмесительного брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип отрёкся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоём Этеокл и Полиник под надзором старого Креонта, свойственника и советника Эдипа.

Очень скоро братья поссорились: Этеокл изгнал Полиника, тот собрал на чужой стороне большое войско и пошёл на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошёлся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив». В концовке этой трагедии появляются и Антигона и Исмена, оплакивающие братьев. А о том, что было дальше, написал в «Антигоне» Софокл.

После гибели Этеокла и Полиника власть над Фивами принял Креонт. Первым его делом был указ: Этеокла, законного царя, павшего за отечество, похоронить с честью, а Полиника, приведшего врагов на родной город, лишить погребения и бросить на растерзание псам и стервятникам.

Это было не в обычае: считалось, что душа непогребенного не может найти успокоения в загробном царстве и что мстить беззащитным мёртвым — недостойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о государстве и власти.

Но о людях и о богах, о чести и благочестии подумала слабая девушка — Антигона. Полиник ей такой же брат, как Этеокл, и она должна позаботиться, чтобы душа его нашла такое же загробное успокоение. Указ ещё не оглашен, но она уже готова его преступить. Она зовёт свою сестру Исмену — с их разговора начинается трагедия.

«Поможешь ли ты мне?» — «Как можно? Мы — слабые женщины, наш удел — повиновение, за непосильное нет с нас спроса: богов я чту, но против государства не пойду». — «Хорошо, я пойду одна, хотя бы на смерть, а ты оставайся, коли не боишься богов». — «Ты безумна!» — «Оставь меня одну с моим безумьем». — «Что ж, иди; все равно я тебя люблю».

Входит хор фиванских старейшин, вместо тревоги звучит ликование: ведь одержана победа, Фивы спасены, время праздновать и благодарить богов. Навстречу хору выходит Креонт и оглашает свой указ: герою — честь, злодею — срам, тело Полиника брошено на поругание, к нему приставлена стража, кто нарушит царский указ, тому смерть.

И в ответ на эти торжественные слова вбегает стражник со сбивчивыми объяснениями: указ уже нарушен, кто-то присыпал труп землёю — пусть символически, но погребение совершилось, стража не уследила, а ему теперь отвечать, и он в ужасе. Креонт разъярён: найти преступника или страже не сносить голов!

«Могуч человек, но дерзок! — поёт хор. — Он покорил землю и море, он владеет мыслью и словом, он строит города и правит; но к добру или к худу его мощь? Кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал, тот опасен». О ком он говорит: о преступнике или о Креонте?

Вдруг хор умолкает, поражённый: возвращается стражник, а за ним — пленная Антигона. «Мы смахнули с трупа землю, сели сторожить дальше, и вдруг видим: приходит царевна, плачет над телом, вновь осыпает землёю, хочет совершить возлияния, — вот она!» — «Ты преступила указ?» — «Да, ибо он не от Зевса и не от вечной Правды: неписаный закон выше писаного, нарушить его — страшнее смерти; хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя».

— «Ты идёшь против сограждан?» — «Они — со мною, только тебя боятся». — «Ты позоришь брата-героя!» — «Нет, я чту брата-мертвеца». — «Не станет другом враг и после смерти». — «Делить любовь — удел мой, не вражду». На их голоса выходит Исмена, царь осыпает и ее упрёками: «Ты — пособница!»

— «Нет, сестре я не помогала, но умереть с ней готова». — «Не смей умирать со мной — я выбрала смерть, ты — жизнь». — «Обе они безумны, — обрывает Креонт, — под замок их, и да исполнится мой указ». — «Смерть?» — «Смерть!» Хор в ужасе поёт: божьему гневу нет конца, беда за бедой — как волна за волной, конец Эдипову роду: боги тешат людей надеждами, но не дают им сбыться.

Креонту непросто было решиться обречь на казнь Антигону. Она не только дочь его сестры — она ещё и невеста его сына, будущего царя. Креонт вызывает царевича: «Твоя невеста нарушила указ; смерть — ей приговор. Правителю повиноваться должно во всем — в законном и в незаконном. Порядок — в повиновении; а падёт порядок — погибнет и государство». — «Может быть, ты и прав, — возражает сын, — но почему тогда весь город ропщет и жалеет царевну? Или ты один справедлив, а весь народ, о котором ты печёшься, — беззаконен?»

— «Государство подвластно царю!» — восклицает Креонт. «Нет собственников над народом», — отвечает ему сын. Царь непреклонен: Антигону замуруют в подземной гробнице, пусть спасут ее подземные боги, которых она так чтит, а люди ее больше не увидят, «Тогда и меня ты больше не увидишь!» И с этими словами царевич уходит. «Вот она, сила любви! — восклицает хор. — Эрот, твой стяг — знамя побед! Эрот — ловец лучших добыч! Всех покорил людей ты — и, покорив, безумишь…»

Антигону ведут на казнь. Силы ее кончились, она горько плачет, но ни о чем не жалеет. Плач Антигоны перекликается с плачем хора. «Вот вместо свадьбы мне — казнь, вместо любви мне — смерть!» — «И за то тебе вечная честь: ты сама избрала себе путь — умереть за божию правду!» — «Заживо схожу я в Аид, где отец мой Эдип и мать, победитель брат и побеждённый брат, но они похоронены мёртвые, а я — живая!» — «Родовой на вас грех, гордыня тебя увлекла: неписаный чтя закон, нельзя преступать и писаный».

— «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благочестие объявляют меня нечестивицей? Если боги за царя — искуплю вину; но если боги за меня — поплатится царь». Антигону уводят; хор в длинной песне поминает страдальцев и страдалиц былых времён, виновных и невинных, равно потерпевших от гнева богов.

Читайте также:  Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

Царский суд свершён — начинается божий суд. К Креонту является Тиресий, любимец богов, слепой прорицатель — тот, который предостерегал ещё Эдипа. Не только народ недоволен царской расправой — гневаются и боги: огонь не хочет гореть на алтарях, вещие птицы не хотят давать знамений. Креонт не верит: «Не человеку бога осквернить!» Тиресий возвышает голос: «Ты попрал законы природы и богов: мёртвого оставил без погребения, живую замкнул в могиле!

Быть теперь в городе заразе, как при Эдипе, а тебе поплатиться мёртвым за мёртвых — лишиться сына!» Царь смущён, он впервые просит совета у хора; уступить ли? «Уступи!» — говорит хор. И царь отменяет свой приказ, велит освободить Антигону, похоронить Полиника: да, божий закон выше людского. Хор поёт молитву Дионису, богу, рождённому в Фивах: помоги согражданам!

Но поздно. Вестник приносит весть: нет в живых ни Антигоны, ни жениха ее. Царевну в подземной гробнице нашли повесившейся; а царский сын обнимал ее труп. Вошёл Креонт, царевич бросился на отца, царь отпрянул, и тогда царевич вонзил меч себе в грудь. Труп лежит на трупе, брак их совершился в могиле.

Вестника молча слушает царица — жена Креонта, мать царевича; выслушав, поворачивается и уходит; а через минуту вбегает новый вестник: царица бросилась на меч, царица убила себя, не в силах жить без сына. Креонт один на сцене оплакивает себя, своих родных и свою вину, и хор вторит ему, как вторил Антигоне:

«Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит». Этими словами заканчивается трагедия.

Читайте также: В трагедии «Медея», которая написана в 431 до н. э., древнегреческий драматург Еврипид рассказывает, как яростная героиня страшным злодеянием коверкает судьбу не только ненавистного её человека, но и свою собственную. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Медеи» для читательского дневника.

Сюжет трагедии «Антигона» по главам

«Антигона» Софокл краткое содержание описанием каждой главы (эписодия) произведения:

Пролог

Антигона сообщает своей сестре Исмене, что «Полиника труп несчастный в поле поруганный лежит». Фиванский царь Креонт отдал приказ, чтобы никто не смел ни оплакивать, ни хоронить тело. Антигона, вопреки приказу, хочет «своей рукою мертвого зарыть». Исмена напоминает сестре, как погиб их отец Эдип, женившийся на собственной матери и тем самым навлекший гнев богов на весь свой род. Она предлагает смириться и не совершать необдуманных поступков.

Эписодий первый

После смерти Эдипа к власти приходят его сыновья – Этеокл и Полиник. Однако между ними разгорается борьба за власть, и Полиник собирает войско, чтобы сразиться с родным братом за трон. В решающей битве погибают оба, и власть переходит к Креонту, который при жизни царя Эдипа был его советником, и чей сын должен был взять в супруги Антигону.

Став царем, «как родственник ближайший» умершего правителя, он первым делом решает сурово наказать братоубийцу Полиника и лишить его тело погребения. И вместе с тем, «героя Этеокла за то, что пал он, за страну сражаясь», новый царь хочет похоронить со всеми возможными почестями.

Креонт прекрасно понимает, насколько сурова его кара по отношению к Полинику. Считалось, что непогребенное тело обрекает душу на вечные муки в загробном мире. Однако Креонт думает, в первую очередь, об интересах государства и укрепления собственной власти.

Царь сообщает народу о своем решении и отдает приказ взять под стражу тело изменника. В этот момент появляется испуганный страж и докладывает, что мертвый Полиник формально погребен – «лишь сверху был тонким слоем пыли он покрыт». Разгневанный Креонт приказывает отыскать «виновника запретных похорон».

Эписодий второй

Вскоре к царю приводят Антигону, которая не отпирается от обвинений. Она напоминает царю о значимости законов богов, но Креонт не слушает ее. В качестве наказания он хочет замуровать девушку в пещере.

Появляется Исмена, у которой «над бровями печаль, словно туча, нависла». Она готова разделить с сестрой страшную участь. Креонт обвиняет ее в помощи Антигоне, но Исмена отрицает свое участие в погребении брата. Антигона, желая уберечь сестру от наказания, берет всю вину на себя.

Эписодий третий

Тем временем Креонт вызывает своего сына Гемона, и сообщает, что его невеста будет наказана по всей строгости – того требует порядок. Не только молодой человек возмущен таким решением – простой народ также ропщет на царя, который хочет погубить Антигону «за подвиг столь прекрасный».

Эписодий четвертый

Однако Креонт остается верен своему слову, и Антигону заживо замуровывают в пещере. Идя «в последний, подневольный путь», девушка горько плачет – не такой она представляла свою судьбу. Ей горестно от того, что по воле Креонта ей не дано изведать «ни сладких уз супружества, ни неги материнства». Кроме того, она в одиночестве, «без дружеской слезы» должна встретить свою печальную участь – никто из близких не решился прийти оплакать Антигону.

Однако она не сожалеет о содеянном, поскольку поступила по совести и согласно законам богов. Антигона морально готова встретиться со своими родителями в мрачном царстве Аида.

Эписодий пятый

Тиресий сообщает Креонту о пророчестве, согласно которому над страной сгустится мгла из-за жестокого поступка царя. Боги недовольны подобным развитием событий, и готовы жестоко покарать не только Креонта, но и всех его поданных.

Слепой старец просит повелителя опомниться, и изменить свое решение: «Не в позор ошибка нет, это общий всех людей удел». Однако гордый и самолюбивый Креонт не боится небесного суда, поскольку уверен, что «не властен смертный бога осквернить».

Услышав эти слова, Тиресий сообщает царю решение богов: «Будет отдан отпрыск царской крови ответной данью мертвецам». Испугавшись за своего сына, Креонт отдает приказ как можно скорее привести его. Однако слуги нигде не могут отыскать Гемона. Понимая, что неразумно преступил грань дозволенного, Креонт соглашается выполнить волю богов, но уже слишком поздно что-то изменить.

Царь со слугами отправляется к пещере, и застает страшную картину: Антигона покончила жизнь самоубийством, повесившись на собственной повязке, а возле ее тела рыдает Гемон, проклиная «суд суровый своего отца». Не в силах смириться с тяжелой утратой, он вонзает меч себе в грудь.

Узнав о смерти горячо любимого сына, протыкает себя мечом и жена Креонта – Евредика. Перед смертью она обвиняет во всех смертях своего «детоубийцу-мужа». Креонт раздавлен обрушившимся на него горем.

Заключение

В трагедии сделан акцент на том, что сколь бы ни чувствовали люди свою влияние и власть, они остаются бессильными перед судьбой, перед судом богов. Произведение учит чтить традиции, он призывает быть более милосердным и справедливым по отношению к близким.

Читайте также: Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила, написанная в 444–443 годах до н. э., является одним из самых известных античных произведений, оказавших большое влияние на мировую литературу. Для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Прометей прикованный» по эписодиям. Несмотря на то, что книга была написана сотни лет назад, она и в наши дни не теряет своей актуальности.

Краткое содержание «Антигона»

Трагедия «Антигона» Софокла была написана в 442 г. д. н. э. В основе сюжета древнегреческого произведения лежит противостояние между государственными законами и сводом родовых неписаных правил.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Антигона» по главам для лучшей подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Антигона – дочь Эдипа, милосердная, добрая девушка, ставящая долг превыше всего.

Креонт – фиванский царь, деспотичный, суровый правитель.

Другие персонажи

Исмена – сестра Антигоны, менее решительная, чем Антигона.

Евредика – супруга Креонта, мать Гемона.

Гемон – сын Креонта, жених Антигоны.

Тиресий – слепой старец, провидец.

Этеокл и Полиник – сыновья Эдипа, убившие друг друга в борьбе за трон.

Краткое содержание

Пролог

Антигона сообщает своей сестре Исмене, что « Полиника труп несчастный в поле поруганный лежит ». Фиванский царь Креонт отдал приказ, чтобы никто не смел ни оплакивать, ни хоронить тело. Антигона, вопреки приказу, хочет « своей рукою мертвого зарыть ». Исмена напоминает сестре, как погиб их отец Эдип, женившийся на собственной матери и тем самым навлекший гнев богов на весь свой род. Она предлагает смириться и не совершать необдуманных поступков.

Эписодий первый

После смерти Эдипа к власти приходят его сыновья – Этеокл и Полиник. Однако между ними разгорается борьба за власть, и Полиник собирает войско, чтобы сразиться с родным братом за трон. В решающей битве погибают оба, и власть переходит к Креонту, который при жизни царя Эдипа был его советником, и чей сын должен был взять в супруги Антигону.

Став царем, « как родственник ближайший » умершего правителя, он первым делом решает сурово наказать братоубийцу Полиника и лишить его тело погребения. И вместе с тем, « героя Этеокла за то, что пал он, за страну сражаясь », новый царь хочет похоронить со всеми возможными почестями.

Креонт прекрасно понимает, насколько сурова его кара по отношению к Полинику. Считалось, что непогребенное тело обрекает душу на вечные муки в загробном мире. Однако Креонт думает, в первую очередь, об интересах государства и укрепления собственной власти.

Царь сообщает народу о своем решении и отдает приказ взять под стражу тело изменника. В этот момент появляется испуганный страж и докладывает, что мертвый Полиник формально погребен – « лишь сверху был тонким слоем пыли он покрыт ». Разгневанный Креонт приказывает отыскать « виновника запретных похорон ».

Эписодий второй

Вскоре к царю приводят Антигону, которая не отпирается от обвинений. Она напоминает царю о значимости законов богов, но Креонт не слушает ее. В качестве наказания он хочет замуровать девушку в пещере.

Появляется Исмена, у которой « над бровями печаль, словно туча, нависла ». Она готова разделить с сестрой страшную участь. Креонт обвиняет ее в помощи Антигоне, но Исмена отрицает свое участие в погребении брата. Антигона, желая уберечь сестру от наказания, берет всю вину на себя.

Эписодий третий

Тем временем Креонт вызывает своего сына Гемона, и сообщает, что его невеста будет наказана по всей строгости – того требует порядок. Не только молодой человек возмущен таким решением – простой народ также ропщет на царя, который хочет погубить Антигону « за подвиг столь прекрасный ».

Эписодий четвертый

Однако Креонт остается верен своему слову, и Антигону заживо замуровывают в пещере. Идя « в последний, подневольный путь », девушка горько плачет – не такой она представляла свою судьбу. Ей горестно от того, что по воле Креонта ей не дано изведать « ни сладких уз супружества, ни неги материнства». Кроме того, она в одиночестве, « без дружеской слезы » должна встретить свою печальную участь – никто из близких не решился прийти оплакать Антигону.

Однако она не сожалеет о содеянном, поскольку поступила по совести и согласно законам богов. Антигона морально готова встретиться со своими родителями в мрачном царстве Аида.

Эписодий пятый

Тиресий сообщает Креонту о пророчестве, согласно которому над страной сгустится мгла из-за жестокого поступка царя. Боги недовольны подобным развитием событий, и готовы жестоко покарать не только Креонта, но и всех его поданных.

Слепой старец просит повелителя опомниться, и изменить свое решение: « Не в позор ошибка нет, это общий всех людей удел ». Однако гордый и самолюбивый Креонт не боится небесного суда, поскольку уверен, что « не властен смертный бога осквернить ».

Услышав эти слова, Тиресий сообщает царю решение богов: « Будет отдан отпрыск царской крови ответной данью мертвецам ». Испугавшись за своего сына, Креонт отдает приказ как можно скорее привести его. Однако слуги нигде не могут отыскать Гемона. Понимая, что неразумно преступил грань дозволенного, Креонт соглашается выполнить волю богов, но уже слишком поздно что-то изменить.

Царь со слугами отправляется к пещере, и застает страшную картину: Антигона покончила жизнь самоубийством, повесившись на собственной повязке, а возле ее тела рыдает Гемон, проклиная « суд суровый своего отца ». Не в силах смириться с тяжелой утратой, он вонзает меч себе в грудь.

Узнав о смерти горячо любимого сына, протыкает себя мечом и жена Креонта – Евредика. Перед смертью она обвиняет во всех смертях своего « детоубийцу-мужа ». Креонт раздавлен обрушившимся на него горем.

Заключение

В трагедии сделан акцент на том, что сколь бы ни чувствовали люди свою влияние и власть, они остаются бессильными перед судьбой, перед судом богов. Произведение учит чтить традиции, он призывает быть более милосердным и справедливым по отношению к близким.

После ознакомления с кратким пересказом «Антигона» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по трагедии

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Ссылка на основную публикацию
×
×