В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского Идиот: сочинение

В чем своеобразие характера главного героя в романе Ф. Достоевского «Идиот»

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведе­ния Гоголя «. давят ум глубочайшими, непосильны­ми вопросами, вызывают в русском уме самые беспо­койные мысли. ». Пожалуй, этими же словами мож­но охарактеризовать и прозу самого Достоевского. Самые главные, самые трудные вопросы затрагивает он в своих произведениях, самыми беспокойными мыслями наполнено его творчество. Жизнь писателя была богата тяжелыми потрясениями, внутренними драмами, а время его было насыщено борьбой старых и новых социальных сил, открывающей новые стра­ницы истории. Произведения, создаваемые Достоев­ским, преисполнены глубочайшего смысла: с одной стороны, они освещают социальные и нравственные конфликты современности, с другой — раскрывают личные трагедии отдельно взятой личности. «Пому­тилось сердце человеческое»,— говорил Достоевский, размышляя о своей эпохе, наблюдая нравственное па­дение человека. Эти размышления подтолкнули писа­теля к созданию нового образа, отличающегося от ге­роев предыдущих произведений и противопоставлен­ного образу человека той эпохи. Автор задумал «изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого. быть ничего не может, в наше время особен­но». В мировой литературе уже существовал опыт соз­дания подобных героев: Дон-Кихот Сервантеса, «бед­ный рыцарь» Пушкина, Жан Вальжан Гюго.

Появление князя Мышкина в России, встреча с пе­тербургским обществом, полным эгоистичных стрем­лений, вызывает некоторые ассоциации со «вторым пришествием» Христа в суетливую, греховную жизнь людей. По замыслу автора князь Мышкин должен вы­полнить особую миссию — исцелить пораженные без­духовностью и эгоизмом души людей, возродить поте­рянную веру в высшее добро. Его появление, деятель­ное участие в человеческих судьбах должно было пробудить в людях ответное желание творить добро. Именно эта идея, по мнению великого писателя, ле­жит в основе христианской морали. В отличие от дру­гих героев романа князь Мышкин преисполнен есте­ственной «детскости» и выходящей из нее «непосред­ственной чистоты нравственного чувства». Поражая всех своей наивностью, он не признает условностей, проявляющихся в сословных разграничениях. Уже в приемной Епанчиных он беседует с лакеем, как с рав­ным по происхождению, что вызывает у того чувство некоторого презрения: «. князь просто дурачок и ам­биции не имеет. ». Но, в то же время, «князь ему по­чему-то нравился», и «как ни крепился лакей, а невозможно было не поддержать такой учтивый и вежливый разговор».

У князя Мышкина полностью отсутствует то ущербное самолюбие, которое устанавливает барьер для свободных проявлений души человека. Светское общество Петербурга, отображенное в романе, слиш­ком зависимо от принятых условностей. Всякий, кто считает себя светским человеком, боится проявить ес­тественные чувства и прослыть нелепым, смешным. В противовес этому князя Мышкина не страшат подоб­ные перспективы, кроме того, не оскорбляет его и то, что по общепринятому мнению считается унизитель­ным, обидным. Это видно из эпизода с пощечиной, по­лученной князем от самолюбивого Гани Иволгина. Главный герой тяжело переживает этот поступок, но переживает он не за поруганное достоинство, а за гря­дущие страдания Ганечки: «О, как вы будете стыдить­ся своего поступка!». Душа КНЯЗЯ Мышкина закрыта для обиды, потому что он болеет не за самого себя, а за душу человека, его обижающего. Человек, попираю­щий достоинство себе подобного, убивает все духовное в себе, подвергает унижению прежде всего себя. И князь хочет помочь людям — участием, добрым сло­вом, состраданием. Ведь «сострадание есть главней­ший и, может быть, единственный закон бытия. ».

Прощает князь и людской эгоизм, понимая то, что причинами эгоизма чаще всего становятся одиночест­во и непонимание. Своей доверчивостью, скрытой си­лой души, при кажущейся беззащитности, князь Мышкин в каждом из тех, кто встречается на его пути, пробуждает, хоть на мгновение, самое луч­шее — высокие чувства, благородные порывы. Люди, сами уставшие от злобы и вражды, чудесным образом одухотворяются. Пусть всего лишь на несколько мгновений, но и за это бесценное время человек успе­вает ощутить Князя Христа в своем сердце. Однако, привыкший к фальши, эгоистичный человек не мо­жет простить ни князю, ни себе своих благих поры­вов. И добро, посеянное главным героем, не дает рост­ков, гибнет в атмосфере всеобщей ненависти.

Гибнут одна за другой иллюзии Мышкина. Высту­пая в салоне Епанчиных перед высшим светом, он призывает собравшихся стать «слугами, чтоб быть старшинами», мечтает о возрождении русского дво­рянства. Его встречают смехом, скорее презритель­ным, чем добродушным, и полным непониманием. Так Достоевский безжалостно показывает одиночест­во пророка.

Рушатся надежды Мышкина на личное счастье, не в его силах спасти и обезумевшую Настасью Филип­повну. Финал романа трагичен. Необыкновенной нравственной силы герой вновь превращается в беспо­мощного пациента профессора Шнейдера.

Мышкин — воплощение любви христианской. Но такую любовь не принимают, она слишком высока и непонятна. Если, учитывая замысел Достоевского, сравнивать главного героя романа с Христом, то, гово­ря иносказательно, его распяли вторично.

«В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»»

В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить «вполне прекрасного человека». В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного — это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что «на свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». Следовательно, герой нового романа должен был максимально к нему приблизиться.

В 1868 г. появляется роман «Идиот». В чудовищный мир денег, расчета и фальши приходит князь Лев Николаевич Мышкин — человек, наделенный исключительной нравственной чистотой. В его образе ясно ощущается авторский ориентир: Мышкин, подобно Христу, чужд эгоизма, свободен от гордыни, готов пожертвовать всем ради ближнего. Именно это, а вовсе не наличие психической болезни (идиотизма как такового в романе нет) и отличает князя от окружающих. Вокруг все помешаны на деньгах. Если Ганя Иволгин подумывает о женитьбе на Настасье Филипповне Ба-рашковой, точнее, о семидесяти пяти тысячах, которые получит в этом случае от Тонкого, то Мышкин появляется со скромным узелком, а, получив наследство, тут же раздает его. Поведение князя кажется странным, причем не только героям романа, но и нам, его читателям. А на самом деле оно наиболее естественно. Мышкин не творит собственных законов — он просто живет согласно учению Христа. Кому не известны слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую»? Но одно дело — проповеди, другое — следование им. Вот почему сдержанность князя так сильно действует на окружающих. Когда Ганя собирался ударить свою сестру Варвару, за нее вступился Мышкин, за что и получил пощечину от взбешенного Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — восклицает князь. Его кротость, евангельская реакция на пощечину потрясает.

Источником духовного роста человека Достоевский считал пробуждение любви к ближнему. Другой «положительно прекрасный» герой писателя, Алеша Карамазов, замечает, что именно ближнего любить труднее всего, сложнее, чем человечество в целом. Мышкину же одинаково близки все люди, его сердце в равной степени открыто для каждого — будь то лакей в доме Епанчиных, «бунтующий» Ипполит, мечущаяся Настасья Филипповна, гордая Аглая или необузданный Рогожин. Любовь для Мышкина — «начальная и конечная точка духовного света» (А. П. Скафтымов), позволяющая увидеть в людях то, чего не замечают другие, что скрыто за гордостью и самолюбием. Настасья Филипповна для всех — женщина ослепительной красоты и экзальтированного поведения. Мышкина же при взгляде на ее портрет изумляет не столько ее незаурядная внешность, сколько выражение затаенного страдания, контраст между «необъятной гордостью, презрением, почти ненавистью» и простотой, даже наивностью. И если в Рогожине все видят «мужика» в грязных сапогах, то Мышкину открываются страдания Парфепа из-за унижения его «королевой», внутреннее смятение, глубинная причина которого — потеря веры. Христианское великодушие князя, его способность понять чужую душу, простить ее и полюбить изумляют окружающих настолько, что побуждают их к откровенности и вызывают к жизни светлые стороны человеческой души.

Почему же главным героем своего романа Достоевский избрал «идиота»? Я думаю, здесь имеет значение не сама болезнь, а образ жизни, его обусловленный. Нравственно прекрасным человеком, по Достоевскому, может быть только тот, кто вырос вдали от общества, тот, чье сознание не Замутнено эгоистическими интересами. Удивительно, но человек, наделенный психическим заболеванием, оказывается необыкновенно здоровым нравственно. Важна и этимология слова «идиот». Оно греческого происхождения, означает «частное лицо, несведущий человек, невежда». Действительно, Мышкин — «частное лицо», поскольку не подвержен общим заблуждениям. В определенном смысле он и невежда: ему незнакомы «умственные» теории, он живет сердцем. Мысль эта — о важности «сердечного» ума — была чрезвычайно важна для Достоевского. Именно неведение и ценят герои романа в Мышкине. Любовь людей к нему — это любовь к неизвращенным нормам, тоска по первозданной чистоте.

Читайте также:  Нравственные проблемы в романе Преступление и наказание: сочинение

Сильное и мучительное впечатление произвел на меня финал романа. Кажется странным и непонятным: почему князь, несущий свет и добро, не смог уберечь от беды Настасью Филипповну и Рогожина, а сам навсегда оказался погруженным в безумие? Каждый человек является носителем добра и зла. Мышкин вызывает к жизни светлые чувства людей, тем самым давая понять, что в их душе присутствуют обе стихии, что существует свобода выбора. Жертвой такого выбора и становится Мышкин. Однако я не воспринимаю финал «Идиота» как поражение героя, а значит, не может идти речь о бессмысленности и безнадежности идеалов. Я считаю, что можно говорить о духовном воскресении Рогожина и Настасьи Филипповны.

В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?

  1. Замысел романа.
  2. Странный человек князь Мышкин.
  3. Отношение Мышкииа к людям.
  4. Почему героем романа стал «идиот»?
  5. Можно ли говорить о поражении Мышкина?

В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить «вполне прекрасного человека». В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного — это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что «на свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». Следовательно, герой нового романа должен был максимально к нему приблизиться.

В 1868 г. появляется роман «Идиот». В чудовищный мир денег, расчета и фальши приходит князь Лев Николаевич Мышкин — человек, наделенный исключительной нравственной чистотой. В его образе ясно ощущается авторский ориентир: Мышкин, подобно Христу, чужд эгоизма, свободен от гордыни, готов пожертвовать всем ради ближнего. Именно это, а вовсе не наличие психической болезни (идиотизма как такового в романе нет) и отличает князя от окружающих. Вокруг все помешаны на деньгах. Если Ганя Иволгин подумывает о женитьбе на Настасье Филипповне Ба-рашковой, точнее, о семидесяти пяти тысячах, которые получит в этом случае от Тонкого, то Мышкин появляется со скромным узелком, а, получив наследство, тут же раздает его. Поведение князя кажется странным, причем не только героям романа, но и нам, его читателям. А на самом деле оно наиболее естественно. Мышкин не творит собственных законов — он просто живет согласно учению Христа. Кому не известны слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую»? Но одно дело — проповеди, другое — следование им. Вот почему сдержанность князя так сильно действует на окружающих. Когда Ганя собирался ударить свою сестру Варвару, за нее вступился Мышкин, за что и получил пощечину от взбешенного Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — восклицает князь. Его кротость, евангельская реакция на пощечину потрясает.

Источником духовного роста человека Достоевский считал пробуждение любви к ближнему. Другой «положительно прекрасный» герой писателя, Алеша Карамазов, замечает, что именно ближнего любить труднее всего, сложнее, чем человечество в целом. Мышкину же одинаково близки все люди, его сердце в равной степени открыто для каждого — будь то лакей в доме Епанчиных, «бунтующий» Ипполит, мечущаяся Настасья Филипповна, гордая Аглая или необузданный Рогожин. Любовь для Мышкина — «начальная и конечная точка духовного света» (А. П. Скаф-тымов), позволяющая увидеть в людях то, чего не замечают другие, что скрыто за гордостью и самолюбием. Настасья Филипповна для всех — женщина ослепительной красоты и экзальтированного поведения. Мышкина же при взгляде на ее портрет изумляет не столько ее незаурядная внешность, сколько выражение затаенного страдания, контраст между «необъятной гордостью, презрением, почти ненавистью» и простотой, даже наивностью. И если в Рогожине все видят «мужика» в грязных сапогах, то Мышкину открываются страдания Парфепа из-за унижения его «королевой», внутреннее смятение, глубинная причина которого — потеря веры. Христианское великодушие князя, его способность понять чужую душу, простить ее и полюбить изумляют окружающих настолько, что побуждают их к откровенности и вызывают к жизни светлые стороны человеческой души.

Почему же главным героем своего романа Достоевский избрал «идиота»? Я думаю, здесь имеет значение не сама болезнь, а образ жизни, его обусловленный. Нравственно прекрасным человеком, по Достоевскому, может быть только тот, кто вырос вдали от общества, тот, чье сознание не Замутнено эгоистическими интересами. Удивительно, но человек, наделенный психическим заболеванием, оказывается необыкновенно здоровым нравственно. Важна и этимология слова «идиот». Оно греческого происхождения, означает «частное лицо, несведущий человек, невежда». Действительно, Мышкин — «частное лицо», поскольку не подвержен общим заблуждениям. В определенном смысле он и невежда: ему незнакомы «умственные» теории, он живет сердцем. Мысль эта — о важности «сердечного» ума — была чрезвычайно важна для Достоевского. Именно неведение и ценят герои романа в Мышкине. Любовь людей к нему — это любовь к неизвращенным нормам, тоска по первозданной чистоте.

Сильное и мучительное впечатление произвел на меня финал романа. Кажется странным и непонятным: почему князь, несущий свет и добро, не смог уберечь от беды Настасью Филипповну и Рогожина, а сам навсегда оказался погруженным в безумие? Каждый человек является носителем добра и зла. Мышкин вызывает к жизни светлые чувства людей, тем самым давая понять, что в их душе присутствуют обе стихии, что существует свобода выбора. Жертвой такого выбора и становится Мышкин. Однако я не воспринимаю финал «Идиота» как поражение героя, а значит, не может идти речь о бессмысленности и безнадежности идеалов. Я считаю, что можно говорить о духовном воскресении Рогожина и Настасьи Филипповны.

В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?

В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить «вполне прекрасного человека». В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного — это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что «на свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». Следовательно, герой нового романа должен был максимально к нему приблизиться.

В 1868 г. появляется роман «Идиот». В чудовищный мир денег, расчета и фальши приходит князь Лев Николаевич Мышкин — человек, наделенный исключительной нравственной чистотой. В его образе ясно ощущается авторский ориентир: Мышкин, подобно Христу, чужд эгоизма, свободен от гордыни, готов пожертвовать всем ради ближнего. Именно это, а вовсе не наличие психической болезни (идиотизма как такового в романе нет) и отличает князя от окружающих. Вокруг все помешаны на деньгах. Если Ганя Иволгин подумывает о женитьбе на Настасье Филипповне Ба-рашковой, точнее, о семидесяти пяти тысячах, которые получит в этом случае от Тонкого, то Мышкин появляется со скромным узелком, а, получив наследство, тут же раздает его. Поведение князя кажется странным, причем не только героям романа, но и нам, его читателям. А на самом деле оно наиболее естественно. Мышкин не творит собственных законов — он просто живет согласно учению Христа. Кому не известны слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую»? Но одно дело — проповеди, другое — следование им. Вот почему сдержанность князя так сильно действует на окружающих. Когда Ганя собирался ударить свою сестру Варвару, за нее вступился Мышкин, за что и получил пощечину от взбешенного Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — восклицает князь. Его кротость, евангельская реакция на пощечину потрясает.

Источником духовного роста человека Достоевский считал пробуждение любви к ближнему. Другой «положительно прекрасный» герой писателя, Алеша Карамазов, замечает, что именно ближнего любить труднее всего, сложнее, чем человечество в целом. Мышкину же одинаково близки все люди, его сердце в равной степени открыто для каждого — будь то лакей в доме Епанчиных, «бунтующий» Ипполит, мечущаяся Настасья Филипповна, гордая Аглая или необузданный Рогожин. Любовь для Мышкина — «начальная и конечная точка духовного света» (А. П. Скаф-тымов), позволяющая увидеть в людях то, чего не замечают другие, что скрыто за гордостью и самолюбием. Настасья Филипповна для всех — женщина ослепительной красоты и экзальтированного поведения. Мышкина же при взгляде на ее портрет изумляет не столько ее незаурядная внешность, сколько выражение затаенного страдания, контраст между «необъятной гордостью, презрением, почти ненавистью» и простотой, даже наивностью. И если в Рогожине все видят «мужика» в грязных сапогах, то Мышкину открываются страдания Парфепа из-за унижения его «королевой», внутреннее смятение, глубинная причина которого — потеря веры. Христианское великодушие князя, его способность понять чужую душу, простить ее и полюбить изумляют окружающих настолько, что побуждают их к откровенности и вызывают к жизни светлые стороны человеческой души.

Почему же главным героем своего романа Достоевский избрал «идиота»? Я думаю, здесь имеет значение не сама болезнь, а образ жизни, его обусловленный. Нравственно прекрасным человеком, по Достоевскому, может быть только тот, кто вырос вдали от общества, тот, чье сознание не Замутнено эгоистическими интересами. Удивительно, но человек, наделенный психическим заболеванием, оказывается необыкновенно здоровым нравственно. Важна и этимология слова «идиот». Оно греческого происхождения, означает «частное лицо, несведущий человек, невежда». Действительно, Мышкин — «частное лицо», поскольку не подвержен общим заблуждениям. В определенном смысле он и невежда: ему незнакомы «умственные» теории, он живет сердцем. Мысль эта — о важности «сердечного» ума — была чрезвычайно важна для Достоевского. Именно неведение и ценят герои романа в Мышкине. Любовь людей к нему — это любовь к неизвращенным нормам, тоска по первозданной чистоте.

Сильное и мучительное впечатление произвел на меня финал романа. Кажется странным и непонятным: почему князь, несущий свет и добро, не смог уберечь от беды Настасью Филипповну и Рогожина, а сам навсегда оказался погруженным в безумие? Каждый человек является носителем добра и зла. Мышкин вызывает к жизни светлые чувства людей, тем самым давая понять, что в их душе присутствуют обе стихии, что существует свобода выбора. Жертвой такого выбора и становится Мышкин. Однако я не воспринимаю финал «Идиота» как поражение героя, а значит, не может идти речь о бессмысленности и безнадежности идеалов. Я считаю, что можно говорить о духовном воскресении Рогожина и Настасьи Филипповны.

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?.

Образ и характеристика Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

Ф.М. Достоевский написал великий роман «Идиот», когда переживал не лучшее время в своей жизни. Он много раз писал и переписывал произведение. Достоевскому хотелось создать идеального человека. Чтобы он был положительным во всех отношениях. И надо сказать у автора это получилось.

Князь Мышкин Лев Николаевич – главный герой романа «Идиот». Внешне довольно симпатичный молодой человек. Он выше среднего роста. Блондин с густой шевелюрой, большими голубыми глазами и остренькой бородкой такого же цвета как волосы. Особо подчёркнуты у Льва Николаевича взгляд и голос. Во взгляде сквозит что-то тихое и тяжёлое». Голосом он тоже наделён тихим.

Впервые читатель знакомиться с князем Мышкиным, когда тот возвращается из Швейцарии, чтобы уладить дела с наследством. Общество, в которое он попадает, принимает его по-разному. Кто-то соглашается с его взглядами, кто-то спорит, а кто-то считает его странным, или просто идиотом.

Странным князь был из-за того, что пытался во всём и во всех найти хорошее. В людях он искал детские проявления. Он считал их чистыми и, доверчивыми и простодушными. В нём самом, в его характере прослеживаются черты ребёнка. Князь верит в чудо преображения. То есть люди ещё могут понять и оценить доброту. Что им удастся прозреть. Мышкин верит в то, что рай на земле возможен. Но, не смотря на репутацию странненького, князь Мышкин легко может расположить к себе собеседников. Его с удовольствием слушают. Людей подкупает его откровенность и чистосердечность. Князь умеет слушать. Умеет уделить внимание каждому, кто нуждается. Готов удовлетворить любопытство собеседников.

Лев Николаевич очень любит природу. Природа у него ассоциируется со счастьем. «Я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым»- говорит князь высоким сановникам и генералам, рассуждая на тему великого счастья на земле. Мышкин приводит много примеров того, в каком случае человек должен и может быть счастливым. Счастье, по словам князя Мышкина, это любящие и любимые глаза, утренняя заря, выросшая трава и т.д. своими рассуждениями он пытается добиться того, чтобы народ начал видеть прекрасное. Ведь в мире так много замечательных вещей.

Однако Мышкин не лишён переживаний. Ему грустно за общество. Он понимает, что в мире много корысти и жестокости. Он много рассказывает о смертной казни. Размышляет в разговорах о тех, кого казнили, об их последних мыслях и желаниях. Князю больно за людей.

Лев Николаевич Мышкин – это искренний, сострадающий, понимающий все человеческие пороки, желающий помочь всему миру – словом, идеальный герой. Сам автор назвал его «князь Христос». Только в отличие от сына бога, князь Л.Н. Мышкин был не чужд мирским страстям. Он был влюблён, мог испытывать противоречивые чувства присущие обыкновенному человеку.

Таким образом, Мышкин не смотря на противоречивость своих чувств, подобно богу-Христу хочет чтобы все люди были счастливы. Однако люди находятся под властью различных обстоятельств и страстей. И князю одному не справится с такой задачей. Ведь он просто человек. Именно поэтому стремление помочь миру и невозможность совершить чудо приводит князя к гибели.

2 вариант

В произведении Достоевского “Идиот” одна из главных идей, это путь, который должен пройти человек ради достижения душевной гармонии. Автор собрал всех представителей современного общества, отличимые друг от друга в взглядах на действительность, однако с совпадениями в взглядах в некоторых положительных и отрицательных действиях.

Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных. Автор делает данного персонажа уникальной и закрытой личностью до такой степени, чтобы этот человек казался новым для света. Главная идея романа – опровергнуть факт того, что идеалом человека служит искренняя любовь к самому себе, однако исходя из природы человека, он никогда не сможет дойти до такой степени, так как рано или поздно люди дают частичку себя нуждающимся.

Князь Мышкин задуман как личность, приближенная к идеалу Христа. Все это задумано с целью показать читателю насколько сильно отошло от поставленного идеала, и провести эксперимент: увидеть мир с точки уникальности, сравнивая его с идеалами Христовой проповеди. У главного героя можно заметить множество схожестей с евангельским Христом. Но у Мышкина совершенно нет никакого мистицизма в повседневной жизни. Он не страдал физически ради людей и не был послан провиденциальными силами. Его цель – не спасти людей, которые приняли веру в Бога, а более подходящая герою его времени. Мышкин ищет настоящего человека в подлинном обличии и помощью униженных. В главном герое заметен Иисус Христос, так как он, словно Иисус, живет с целью как можно больше помочь кому-то, несмотря ни на какие жертвы.

В один прекрасный момент он оказывается в схожей с Иисусом ситуации: ему не доверяют и испытывают. Однако он продолжает любить людей и сострадать к ним, что является настоящей гармонией чистой души. Его можно было бы назвать “Не от Мира Сего”, но он человек, с полными человеческими качествами. Мышкин влюбляется сразу в двух девиц. Одна из них, чтобы доказать свою любовь к Мышкину, бежит от него, попав под нож – пример, схожий с идеологией главного героя. Вследствие чего вновь пускается во сострадание, в который раз становясь причиной кого-либо горя.

Мышкина стоит расценивать как идеал сентиментальной личности, которая страдает и терпит ради людей.

Князь Мышкин

Роман Фёдора Михайловича затрагивает проблемы морали и нравственности. Современный человеческий мир настолько разложился, что подлые действия, обман и ложь стали обыденными в жизни каждого человека.

В момент написания романа писатель сам находился в тяжелой жизненной ситуации. Ему нужны были деньги. Несмотря на этот факт автор хотел написать качественное произведение. Он очень боялся, что его детище будет не таким.

Фёдор Михайлович поднимает тему идеального человека. На первый взгляд может показаться, что в описании идеала нет ничего сложного. Однако, взявшись за подобную идею, многие писатели понимают, что не могут изобразить идеал. Они бросали начатую работу. К радости, Достоевский не относится к их числу. Он перебирает множество произведений, подбирает положительные качества известных героев.

Идеалом для написания образа князя стал Иисус Христос. Он был единственным, кто сосредотачивал в себе все необходимые черты. Христос – Бог и человек, способный понять чужое горе, облегчить страдания и принести утешение. Он не выставляет свою праведность напоказ, не отделяется от грешников, а наоборот идёт к ним. Христос не смотрит на мнение духовенства, а делает так, как считает нужным.

Характер главного героя наделён чертами Божественного идеала. Однако, жизнь его полна забот, проблем и нерешенных вопросов. Князю двадцать шесть лет. Четыре года он провёл в Швейцарии, где проходил лечение. До этого герой столкнулся с наследственными вопросами, которые истрепали его нервы.

Главный герой последний представитель своего рода. У него было тяжелое детства. Мышкин рано стал сиротой, страдал падучей болезнью. Удивительно, но несмотря на все невзгоды, герой не утратил способности видеть прекрасное в окружающем его мире. Он очень любил природу, находил в ней гармонию и успокоение.

Герой свято верит, что людей можно изменить. Для этого им необходимо духовно прозреть, тогда они сами захотят стать другими. Будучи в Швейцарии, Мышкин смог убедить в этом детей. В главном герое очень много детских черт. Он наивен, простодушен и чист.

Князь сильно выделяется на фоне окружающих его людей. Он пытается нести чистоту и благородство. В отличие от монахов, главный герой идёт в люди и пытается личным примером показать, как правильно поступать. Он всегда готов выслушать и прийти на помощь.

Князь Мышкин способен видеть красоту природы, восхищаться нежными взаимоотношениями влюбленных. Герой способен находить хорошее, в отличие от остальных, которые видят только плохое.

Другие герои заботятся только о себе и своих желаниях. Их не волнуют нужды и вопросы окружающих персонажей. Князь Мышкин, даже когда ему самому было очень сложно, помогал другим. В итоге, его нервная система не выдержала перенапряжения.

Неслучайно автор назвал произведение таким словом как «Идиот». Правильный человек на фоне подлых, мерзких и развращенных людей будет казаться ненормальным. Окружающие не понимают причины его поступков, ведь им близки только эгоистичные мотивы.

Характеристика и образ

Фёдор Михайлович Достоевский является автором произведения Идиот. Главная цель, которую преследовал автор на протяжении написания всего произведения, так это создание идеального персонажа у которого, не существовало бы значимых недостатков. Много раз он пытался начать произведение и много раз прекращал его написание, но всё же спустя долгое время, ему удалось написать рассказ и воссоздать картину человека, у которого были все достоинства положительными. Несмотря на все трудности у автора получилось создать героя, который бы полностью его удовлетворил.

Главным героем произведения он сделал Мышкина Льва Николаевича, это молодой человек у которого, весьма привлекательная внешность, у него густые блондинистые волосы и бородка цвета его волос. Он среднего роста и несмотря на свою статность, является тихим молодым человеком.

Первый раз главный герой появляется, когда приезжает из Швейцарии в которой, проживал достаточно долгое время, для того чтобы уладить все вопросы связанные с наследством. Несмотря на свою образованность и интеллигентность, он не у всех завоевал доверие и уважение, его взгляды принимали все по-разному, кто-то считал что он говорит умные вещи ,для кого-то они были непонятными, а кто-то считал его полным глупцом не понимающим ничего в смысле жизни.

Главный персонаж является по сути маленьким ребенком, который верит что все люди добрые и искренние. Он верит, что рай на земле возможен и для этого необходимо всего лишь изменить своё отношение к окружающим себя людям. Со многими людьми он общался очень добросердечно и ему удалось расположить к себе немалое количество народа. Люди с удовольствием готовы узнать его мнение и выслушать речи, которые он ведёт.

Лев Николаевич очарован окружающей природой, которая окружает его, главной ценностью его жизни это то что вокруг него находится потрясающие пейзажи. Многих людей он старается убедить в том что, всю эту природу необходимо ценить, любить и ухаживать за ней, для того чтобы поддерживать её состоянии на протяжении многих лет. Он не понимает, как люди не могут восхищаться окружающими их деревьями и проходить мимо не обращая внимания на прекрасное солнце.

Самое важное, что он желает, чтобы все люди в мире начинали жить сплочённо и были добры по отношению друг к другу.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Князя Мышкина в романе Идиот

Популярные сегодня темы

Лев Толстой – самый талантливый писатель русской литературы. Очень сложно описать литературный талант писателя, так как он создал очень много разнообразных произведений: романы, повести, рассказы, письма

Образы древнерусских князей в произведении проработаны достаточно тщательно: молодые и лихие Игорь и Всеволод, умудренный опытом Святослав, который защищает общерусские интересы и.т.д.

Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей

На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.

История Гоголя представляет собой масштабную аллегорию, которая изображает глубоко мистические и религиозные смыслы. Пласт описания помещиков представляет перед читателем изображение грехопадения

referat5vip.ru

Главное меню

В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского “Идиот”

Появление князя Мышкина в России, встреча с пе­тербургским обществом, полным эгоистичных стрем­лений, вызывает некоторые ассоциации со «вторым пришествием» Христа в суетливую, греховную жизнь людей. По замыслу автора князь Мышкин должен вы­полнить особую миссию — исцелить пораженные без­духовностью и эгоизмом души людей, возродить поте­рянную веру в высшее добро. Его появление, деятель­ное участие в человеческих судьбах должно было пробудить в людях ответное желание творить добро. Именно эта идея, по мнению великого писателя, ле­жит в основе христианской морали. В отличие от дру­гих героев романа князь Мышкин преисполнен есте­ственной «детскости» и выходящей из нее «непосред­ственной чистоты нравственного чувства». Поражая всех своей наивностью, он не признает условностей, проявляющихся в сословных разграничениях. Уже в приемной Епанчиных он беседует с лакеем, как с рав­ным по происхождению, что вызывает у того чувство некоторого презрения: «. князь просто дурачок и ам­биции не имеет. ». Но, в то же время, «князь ему по­чему-то нравился», и «как ни крепился лакей, а невозможно было не поддержать такой учтивый и вежливый разговор».

У князя Мышкина полностью отсутствует то ущербное самолюбие, которое устанавливает барьер для свободных проявлений души человека. Светское общество Петербурга, отображенное в романе, слиш­ком зависимо от принятых условностей. Всякий, кто считает себя светским человеком, боится проявить ес­тественные чувства и прослыть нелепым, смешным. В противовес этому князя Мышкина не страшат подоб­ные перспективы, кроме того, не оскорбляет его и то, что по общепринятому мнению считается унизитель­ным, обидным. Это видно из эпизода с пощечиной, по­лученной князем от самолюбивого Гани Иволгина. Главный герой тяжело переживает этот поступок, но переживает он не за поруганное достоинство, а за гря­дущие страдания Ганечки: «О, как вы будете стыдить­ся своего поступка!». Душа КНЯЗЯ Мышкина закрыта для обиды, потому что он болеет не за самого себя, а за душу человека, его обижающего. Человек, попираю­щий достоинство себе подобного, убивает все духовное в себе, подвергает унижению прежде всего себя. И князь хочет помочь людям — участием, добрым сло­вом, состраданием. Ведь «сострадание есть главней­ший и, может быть, единственный закон бытия. ».

Прощает князь и людской эгоизм, понимая то, что причинами эгоизма чаще всего становятся одиночест­во и непонимание. Своей доверчивостью, скрытой си­лой души, при кажущейся беззащитности, князь Мышкин в каждом из тех, кто встречается на его пути, пробуждает, хоть на мгновение, самое луч­шее — высокие чувства, благородные порывы. Люди, сами уставшие от злобы и вражды, чудесным образом одухотворяются. Пусть всего лишь на несколько мгновений, но и за это бесценное время человек успе­вает ощутить Князя Христа в своем сердце. Однако, привыкший к фальши, эгоистичный человек не мо­жет простить ни князю, ни себе своих благих поры­вов. И добро, посеянное главным героем, не дает рост­ков, гибнет в атмосфере всеобщей ненависти.
Гибнут одна за другой иллюзии Мышкина. Высту­пая в салоне Епанчиных перед высшим светом, он призывает собравшихся стать «слугами, чтоб быть старшинами», мечтает о возрождении русского дво­рянства. Его встречают смехом, скорее презритель­ным, чем добродушным, и полным непониманием. Так Достоевский безжалостно показывает одиночест­во пророка.

Рушатся надежды Мышкина на личное счастье, не в его силах спасти и обезумевшую Настасью Филип­повну. Финал романа трагичен. Необыкновенной нравственной силы герой вновь превращается в беспо­мощного пациента профессора Шнейдера.

Мышкин — воплощение любви христианской. Но такую любовь не принимают, она слишком высока и непонятна. Если, учитывая замысел Достоевского, сравнивать главного героя романа с Христом, то, гово­ря иносказательно, его распяли вторично.

Ссылка на основную публикацию
×
×