Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова: сочинение

Образ и характеристика Пульхерии Александровны в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Пульхерия Александровна – мать главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. У женщины нет мужа, он умер уже много лет назад, ей пришлось самостоятельно ставить на ноги двух детей – Родиона и Дуняшу.

Пульхерия Александровна получает пенсию, также она часто занимается дома рукоделием, вышиванием, выставляя на продажу свои работы, чтобы хоть как-то помогать своим детям. Она регулярно помогает финансовыми средствами своему сыну. Даже в Санкт-Петербург Пульхерия Александровна перебралась для того, чтобы быть ближе к сыну и иметь возможность оказывать посильную помощь.

О внешности Пульхерии Александровны автор говорит не так много. Но мы можем отметить, что женщине было сорок три года, но, несмотря на возраст, выглядела она вполне молодо. Одевалась Пульхерия Александровна всегда опрятно. Волосы ее уже начали седеть, а щеки были впавшими. Также автор говорит о том, что они с Дуней были очень похожи.

Женщина безумно любит Раскольникова, вкладывая в него все силы и средства. Стоит сказать, что и Родион Раскольников также сильно любит свою мать, прислушивается к ее советам, помогает ей.

Автор описывает Пульхерию Александровну, как невероятно чувствительную, мягкосердечную женщину, но, при этом, все свои поступки помышления она совершала, исходя из твердых и честных побуждений. Она практически никогда не прибегает ко лжи, считая, что всегда нужно говорить только правду.

После того, как осудили сына, женщина тяжело заболевает. Болезнь ее связанна с большими психологическими расстройствами. Она не знает всей правды о сыне, но она предчувствует и догадывается о том, что произошло. От нее тщательно скрывают, что ее сын убил человека, говоря, что он должен срочно уехать на длительное время. Ее сердце чувствует, что произошло что-то непоправимое. Еще до суда она понимала, что с Родионом происходит что-то неладное.

Исходя из всего вышенаписанного, мы можем сделать вывод, что Пульхерия Александровна была невероятно отзывчивой, доброй женщиной, которая невероятно сильно любит своих детей и, по возможности, отдает им все, что возможно. Пусть эта женщина не является главным персонажем, а выполняет второстепенную роль, ее значение в произведении достаточно велико.

Сочинение про Пульхерию Александровну

Пульхерия Александровна Раскольникова – второстепенный персонаж романа известного русского писателя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Она приходится матерью главному герою произведения Родиону Раскольникову.

Раскольниковой сорок три года, она вдова мелкого чиновника. Имеет довольно приятную внешность и красивое лицо. Автор говорит о ней, как о человеке чувствительном, с робким характером. В то же время Пульхерия Александровна очень честная и, несмотря на уступчивость и мягкость, никогда не перешагивала черту своих моральных устоев.

Своих детей сына Родиона и дочь Авдотью Пульхерия Александровна безгранично любит. Чтобы Раскольников мог учиться в Петербургском университете, мать посылает сыну деньги из крохотно-малой пенсии, выплачиваемой ей государством за мужа. Для того чтобы хоть как-нибудь увеличить свой пансион она вынуждена вязать вещи на продажу, портя по словам самого Родиона глаза.

Когда Раскольникова приезжает вместе с дочерью в Петербург, то очень радуется в преддверии скорой встречи с сыном после долгой трехлетней разлуки. Но наталкивается на холодный и сухой прием со стороны Родиона. К тому моменту он уже совершил убийство старухи-процентщицы и, тяготясь этим поступком, воздвигает стену отчуждения между собой и своей семьей. Эта холодность сына безмерно сильно огорчает Пульхерию Александровну и глубоко ранит ее любящее материнское сердце. Она интуитивно начинает догадываться, что сыном приключилась большая беда, но ничем не может ему помочь.

Перед судом Родион Раскольников простится с любимой матерью, сказав, что ему надо уехать, но она только сильнее ощутит реальность опасности, нависшей над сыном. Не расспрашивая больше о судьбе сына, чтобы не услышать страшный ответ, Пульхерия Александровна вскоре помутится рассудком. Последним лучиком света для нее станет замужество дочери Дуни с Дмитрием Разумихиным – другом Раскольникова, хорошим человеком, который бескорыстно помогал Родиону во время его болезни. Благословив их брак, она вскоре умрет в приступе горячки.

Пульхерия Александровна Раскольникова это образ любящей матери, которая искренне, всем сердцем переживает за своих взрослых детей, но не может сделать для них больше того, что делает. Саму суть своей жизни она видит в счастье и благополучии детей. Ничего себе – все детям. Все без остатка.

Образ и характеристика Пульхери Александровны в романе Преступление и наказание Достоевского

Несколько интересных сочинений

В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

Сегодня я буду рассматривать замечательную фотографию, сделанную известным Советским фотографом и еще во многом талантливым человеком Вадимом Евгеньевичем Гиппенрейтером.

Россия – сильнейшая в мире держава! – так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении

В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь.

Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум— это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл—свобода ценнее жизни в неволе.

Характеристика матери Раскольникова Пульхерии Александровны

Характеристика Пульхерии Александровны — матери Раскольникова оставляет приятные впечатления у читателей. Она является одним из второстепенных персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание».

Автор отображает героиню, как мудрую и нравственную женщину, которая искренне любит своих детей и всем сердцем переживает за них. Произведение позволяет проникнуть в человеческие души и распознать их внутренний мир.

Образ героини

Пульхерии Александровне Раскольниковой 43 года, она овдовела много лет назад. Муж её, вероятнее всего, занимал пост чиновника, поэтому женщина получает пенсион в размере 120 рублей. Кроме сына Родиона, у нее есть дочь, которую зовут Дуня. В семье Раскольниковых был ещё один ребёнок, но он умер в шестимесячном возрасте.

На лице Пульхерии Александровны можно было рассмотреть остатки былой красоты. Женщина выглядела моложе своих лет. В её волосах уже появилась седина, а вокруг глаз виднелись неглубокие морщинки.

Щёки у женщины были впавшими от заботы и горя, но всё же выглядела она прекрасно. Бедное убранство придавало Раскольниковой достоинства и не портило её внешний вид.

Особенности характера

Героиня произведения не только красива внешне, но и обладает богатым внутренним миром. Она трепетно относится к своим детям и постоянно заботится о них.

После смерти мужа Пульхерия Раскольникова оказалась в бедственном положении.

Денег в семье не хватало и она подрабатывала:

  • расшивала воротнички;
  • вязала косынки;
  • вышивала нарукавники.

Судьба у героини произведения тяжёлая.

Невзирая на свой молодой возраст, она называет себя старухой.

Основными чертами её характера являются:

  • искренность;
  • доброта́;
  • честность;
  • прямолинейность;
  • наивность.

Мать Раскольникова не любит ложь и всегда говорит правду. У Пульхерии Александровны честное и горячее сердце.

«…Я иногда слишком уж от сердца говорю, так что Дуня меня поправляет…»

До определённого момента женщина всегда идёт на уступки. Однако она тверда в своих убеждениях и ничто не заставит её отказаться от них.

Отношение к сыну

Женщина тепло относится к сыну и возлагает на него немалые надежды. Она стремится дать ему всё самое лучшее. Родион благодарен матери за заботу и любит её не меньше, чем она его.

«Ты знаешь, как я люблю тебя, ты один у нас. Ты наше всё, вся надежда, упование наше».

Почти все заработанные деньги она отдаёт сыну. Женщина хочет, чтобы Родион отучился в Петербургском университете и получил достойную профессию. Об этом говорит цитата из произведения:

«…я всё-таки тебе на днях вышлю денег, сколько могу больше.»

На момент повествования героиня находится в разлуке с Родионом Раскольниковым уже 3 года. Общается мать с сыном посредством писем. Однажды она пишет ему о трудностях и лишениях, которые они претерпевают с Дуней, чтобы выслать ему деньги на учёбу.

Пульхерия Александровна рассказывает в письме, что сестра Родиона устроилась на работу к господину Свидригайлову, и терпит от него унижения и домогательства. Единственный выход для них выбраться из нищеты — выдать Дуню замуж за Лужина. Он богатый человек и сможет помочь им, в друзьях у него чиновник Андрей Лебезятников.

Письмо матери выводит Раскольникова из безвольного состояния и подталкивает молодого человека к принятию ужасного решения. Когда Пульхерия Александровна с дочкой приезжают в Петербург, Родион уже совершил убийство. Мать сразу ощутила холод от сына, она почувствовала, что случилась беда.

Родион не говорит, что случилось, а напрямую спросить у него женщина боится. Её сердце может не выдержать неутешительного ответа. Накануне своего ареста сын прощается с мамой. Он просит своего друга Разумихина, который впоследствии женится на Дуне, помогать матери и сестре.

Читайте также:  Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: сочинение

После суда над сыном героиня произведения более полугода страдает помешательством. Она так и не узнала правду, но предполагает, что с Родионом произошло что-то плохое.

Дуня ясно видела, что Пульхерия Александровна не в здравом состоянии рассудка».

Безграничная любовь к сыну, материнский инстинкт и тягостное чувство тревоги приводит к трагедии. Изнеможённая женщина заболевает горячкой и умирает.

Образ и характеристика Пульхерии Александровны в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера (мать Раскольникова)

Елена Яковлева в роли
Пульхерии Александровны
Раскольниковой

Пульхерия Александровна Раскольникова является одной из ярких второстепенных героинь романа “Преступление и наказание” Достоевского.

Пульхерия Александровна – мать главного героя романа, Родиона Раскольникова.

Образ и характеристика Пульхерии Александровны в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера (мать Раскольникова)

Пульхерия Александровна Раскольникова – мать главного героя романа, Родиона Раскольникова.

“. Пульхерии Александровне было уже сорок три года. “

“. еще когда мы с отцом жили и бедовали, ты утешал нас одним уже тем, что был с нами, а как я похоронила отца, – то сколько раз мы, обнявшись с тобой вот так, как теперь, на могилке его плакали.”

“. две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти.”

“Что ж она, на кого же надеется: на сто двадцать рублей пенсиона. “

“Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит. Да ведь косыночки всего только двадцать рублей в год прибавляют к ста двадцати-то рублям, это мне известно.”

“. я все-таки тебе на днях вышлю денег, сколько могу больше.”

“Да неужели ж я и не погляжу на него, после трех-то лет! – заплакала Пульхерия Александровна.”

“. Несмотря на то что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости. “

“. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от заботы и горя, и все-таки это лицо было прекрасно. “

“. Это был портрет Дунечкинова лица, только двадцать лет спустя, да кроме еще выражения нижней губки, которая у ней не выдавалась вперед. “

“. бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье. “

“Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше.”

“. а ты, Родя, ты у нас всё – вся надежда наша и всё упование.”

” . все-таки знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что все, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, все это была не правда. Вас я никогда не перестану любить…”

“. Пульхерия Александровна была чувствительна, впрочем не до приторности, робка и уступчива, но до известной черты: она многое могла уступить, на многое могла согласиться, даже из того, что противоречило ее убеждению, но всегда была такая черта честности, правил и крайних убеждений, за которую никакие обстоятельства не могли заставить ее переступить. “

“. Я иногда слишком уж от сердца говорю, так что Дуня меня поправляет…”:

“. не люблю притворяться и лгать; лучше будем всю правду говорить…” (о себе)

“. ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца. “

“. по письму видно: мамаше он показался резок, немножко, а наивная мамаша и полезла к Дуне с своими замечаниями.”

“. а так, по некоторым моим собственным, личным, даже, может быть, старушечьим, бабьим капризам. “

“. ведь кофей есть, а я тебя и не потчую! Вот ведь эгоизм-то старушечий что значит. Сейчас, сейчас!”

“А что я давно плачу, то это сердце материнское беду предузнало. Я как только в первый раз увидела тебя тогда, вечером, помнишь, как мы только что приехали сюда, то всё по твоему взгляду одному угадала, так сердце у меня тогда и дрогнуло. “

“Болезнь Пульхерии Александровны была какая-то странная, нервная и сопровождалась чем-то вроде помешательства, если не совершенно, то, по крайней мере, отчасти.”

“. ей приходила мысль, что мать, пожалуй, предчувствует что-нибудь ужасное в судьбе сына и боится расспрашивать, чтобы не узнать чего-нибудь еще ужаснее. Во всяком случае, Дуня ясно видела, что Пульхерия Александровна не в здравом состоянии рассудка.”

“. довели и без того расстроенную рассудком Пульхерию Александровну. “

“. в ночь она заболела и наутро была уже в жару и в бреду. Открылась горячка. Чрез две недели она умерла. В бреду вырывались у ней слова, по которым можно было заключить, что она гораздо более подозревала в ужасной судьбе сына, чем даже предполагали.”

Сочинение Раскольников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Родион Раскольников был очень хорош собой: высокий и стройный брюнет с прекрасными темными глазами. Но всю его красоту портила одежда, полностью сношенная, напоминающая лохмотья. Особенно страшной была шляпа: выцветшая, вся в пятнах.

Раскольников умен, но его душевное состояние, вызванное черезвычайно бедным положением, походит на сумасшествие. Не имея возможности продолжать учебу, он бросает университет. Перестает давать уроки, которые приносили маленькие деньги. Родион не видит смысла зарабатывать копейки – ему хочется сразу стать успешным и обеспеченным. Размышляя о различии людей, Раскольников делает вывод, что основная, «серая», масса должна жить по законам, а избранные, гениальные, люди имеют право закон нарушить, даже убить другого, для достижения своих высоких целей. Высокомерный и гордый, он приписывает себя к числу избранных.

Около месяца он планирует убийство с ограблением старухи-процентщицы, с которой имеет дело, и которую считает никчемной и отвратительной. Таким образом он решает разом поправить свое финансовое положение. До последнего Раскольников не верит, что действительно исполнит это, но идет и убивает старуху и ее сестру, Лизавету, которая вернулась не вовремя домой.

После совершения преступления состояние Родиона становится еще хуже. Несколько дней он проводит в постели в бреду. Забота друга его только раздражает. Общение с матерью и сестрой, приехавшими из родного города – тяготит. Раскольников мнителен, вызывающ и горд. Но он чуток к чужой беде, отдает последнее, не думая о себе; добр к людям, пожертвовавшим собой на благо других, но ему противна мысль, что сестра хочет выйти замуж, тем самым решив и его денежный вопрос.

Презирая все общество, Родион презирает и самого себя, т.к. понимает, что не справился с задуманным. Он не оставил фактических улик, но скрыть внутреннее состояние убийцы не может. Родион открывается Соне Мармеладовой, но не раскаивается. Не найдя другого выхода Раскольников решеет сдаться. В суде становятся известны такие его качества, как отвага, смелость, доброта и забота. Он когда-то спас двух детей на пожаре, ухаживал и помогал тяжелобольному другу и его семье.

Первый год каторги он проводит в обычном угрюмом расположении духа. Со временем Сонина преданность и ненавязчивость помогают ему выйти из угнетенного состояния. Он хочет жить, верит в будущее.

Хоть Раскольников и убийца, он вызывает чувство жалость больше, чем осуждения. Он вынужден проживать в съемной убогой комнатке, за которую должен хозяйке; Родион часто совсем ничего не ест, закладывает дорогие сердцу вещи, получая взамен минимальные деньги под большие проценты. Он одержим своей навязчивой идеей о собственном праве на убийство. Постоянные встречи людского страдания и безысходности усугубляют его состояние. Раскольников сам себе не признается в сочувствии ко всем обиженным судьбой. Он совершает огромную ошибку, но самым большим наказанием для него является собственное осознание этой ошибки.

Сочинение 2

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.

Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Читайте также:  Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию. После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?

Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.

Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.

Образ и характеристика

Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.

Он описал на сколько внешняя среда и отношение людей может поставить человека (личность) на грань, как эта личность пытается вырваться из этого «заколдованного» круга, борется но в итоге «бес» побеждает. Что то вроде этого Достоевский описал в своём романе про революционеров «Бесы».

Мысли Раскольникова: возвысится над окружающими, массой, только он имеет право (на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который пытается стать сверхчеловеком через преступления, нарушив моральные и правовые нормы общества в котором живёт.

Раскольников идёт на убийство именно для того чтобы перешагнуть через все нормы и проверить способен ли он, «тварь трусливая?» или способен. Раскольников очень беден, живёт в крохотной каморке, напоминающей гроб. Это лето очень душно и жарко, периодически у него начинается горячка. Именно окружающие условия и бедность его толкают на преступление.

Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.

Достоевский рисует образ Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил случайно её воспитанницу. Его терзает чувство вины. На этой почве он заболевает, когда он очнётся, то с удивлением обнаружит, что его дела начинают налаживаться. Приехала мать и сестра, как то начинают улаживаться денежные вопросы. Деньгами убитой старухи он так и не воспользовался.

Муки совести заставляют его всё же признаться в убийстве и понести наказание. Но, это принесло ему облегчение. К тому же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову.

Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание

Популярные сочинения

На картине Кожина Семёна Леонидовича «Церковь Покрова на Нерли», изображена белокаменная церковь 12-го века. Многие художники изображали эту церковь на своих картинах. Даже у данного автора написано

Любовь – это по-настоящему невероятные эмоции и чувства, которым подвергалось большинство персонажей классической литературы. Герои пьесы «Горе от ума», написанной А.С. Грибоедовым, также смогли испытать

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 3

В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям. Родиона она уже отпустила в самостоятель­ную жизнь, но все равно пытается помочь ему деньгами, под­держать письмами. С болью смотрит она на судьбу дочери. Первоначально воспринимая Лужина как опору для Дуни, она никаких благ при этом не хочет от него для себя, сообщая Раскольникову, что после свадьбы будет жить отдельно от мо­лодоженов. В то же время Пульхерия Александровна постоян­но наказывает Родиону любить сестру и подчеркивает, как та его любит. Ей хочется, чтобы дети поддерживали и помогали друг другу всю жизнь. Не случайно при виде примирения бра­та с сестрой лицо ее светится восторгом и счастьем. Чтобы чи­татель заметил и запомнил этот образ второго плана, Ф.М. Достоевский выбирает для героини колоритное старинное имя — Пульхерия. Пульхерия Александровна поддержи­вает сына во всех начинаниях и уверена, что все, что он дела­ет, все прекрасно. Однако сердцем она чувствует боль и раз­лад в душе Родиона. Не случайно она крестится перед очередной встречей с ним, а в разговоре с Дуней оценивает характеры детей более трезво и откровенно, чем при сыне: «Знаешь, Дуня, смотрела я на вас обоих, совершенный ты его портрет, и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхо­лики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… Ведь не может быть, чтоб он эгоист был, Дунечка? А. А как подумаю, что у нас вечером будет сего­дня, так все сердце и отнимается!» Примечательно, что Пульхерия Александровна при первом же свидании с Соней понимает, что та в жизни ее сына главное.

Другой образ, важный для понимания материнской любви в романе, — это Катерина Ивановна. На ее примере Ф.М. Достоевский показывает, что самые сложные социаль­ные проблемы, трудности и лишения падают прежде всего на плечи женщины-матери. Воспитанная и образованная женщи­на, овдовев, оказывается без средств к существованию. Она пытается любыми способами прокормить детей. Понимая, что жертва, которую принесла ради семьи Соня, неоплатная, Ка­терина Ивановна заставляет детей петь и плясать на улице ра­ди увеселения публики. Она восклицает: «О, подлые, подлые. Да наплевать; теперь и этих сама кормить буду, никому не по­клонюсь! Довольно мы ее мучили! (Она указала на Соню)». Одной из самых трагических страниц романа является сцена смерти Катерины Ивановны от чахотки. Перед смертью она отказывается от священника, понимая, что для Сони это лиш­ний целковый, что она оставляет на нее троих детей «с рук на руки». В бреду она выкрикивает немецкие песенки и слова из любимого романса, вспоминает молодость, первую любовь.

Последние ее слова: «Уездили клячу! Надорвала-а-ась!» — за­ставляют вспомнить сон Раскольникова, в котором тог видит истязаемую хозяином лошадь. Оба эпизода романа подчерки­вают, как не хватает в земном мире любви и доброты и как много в нем злобы, подлости и безжалостности.

Своих любимых героинь Ф.М. Достоевский наделяет кра­сотой. Прекрасна и стройна Авдотья Романовна. У нее гордые сверкающие глаза, иногда необыкновенно добрые. Сохранила остатки прежней красоты и Пульхерия Александровна. Ей 43 года. Для человека XIX века это уже солидный возраст: «Лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что быва­ет почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до ста­рости». Помещая развернутый портрет Пульхерии Александ­ровны, Ф.М. Достоевский тут же подкрепляет его психологи­ческой характеристикой, отмечая такие черты характера, как чувствительность, робость, уступчивость.

Пульхерия Александровна сердцем чувствует, что Разуми­хин надежный человек. Материнское сердце делает правиль­ный выбор. Пульхерия Александровна с первого взгляда по­нимает, с кем дочь будет счастлива в браке. Не случайно Дуня впоследствии выберет в мужья именно Разумихина.

Образы Сони и Дуни оттеняет в романе эпизодический об­раз молоденькой пьяной женщины на бульваре в шелковом платье, одетой небрежно и неумело, очевидно, мужскими рука­ми. Раскольников видит, как за ней увивается какой-то франт, и хочет спасти ее: отдает последние деньги, чтобы городовой от­вез ее домой на извозчике. Достоевский не раз показывает спо­собность Раскольникова на благородные душевные поступки.

Читайте также:  «Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского: сочинение

В критической литературе при рассуждении о причинах преступления Раскольникова усиливается то социальный, то философский аспект. Правильнее всего рассматривать их в со­вокупности. Однако Ф.М. Достоевскому важнее показать не причины преступления Раскольникова и не само преступле­ние, а наказание во всем его ужасе и неотвратимости. Доста­точно заметить, что описанию невыносимых мук и страданий убийцы уделено в романе центральное место. Существует множество дополнительных обстоятельств, подтолкнувших Раскольникова к преступлению. Это, например, случайно под­слушанный разговор в трактире. Во время очередного визита к старушонке герой интересуется тем, с кем она живет, отмечает для себя, что на этаже все остальное квартиры свободны.

Ф.М. Достоевский ни в коей мере не оправдывает Родио­на. Писатель считает, что цель не оправдывает средства.

Совершив убийство, Раскольников словно заразился опас­ной душевной болезнью: он бредит, страдает, видит во сне кошмары. Единственное избавление для него — это признание и раскаяние. Но и то, и другое для гордою человека становит­ся тяжелым нравственным испытанием. Признаки неврасте­нии проявляются у героя еще до преступления. Однако после убийства Раскольников вообще чувствует, что сходит с ума. Его охватывает страх, ужас и отвращение. Полумертвый, он еле-еле добирается до дома и погружается даже не в сон, а в какое-то особое тяжелое психическое состояние: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, не­смотря даже на усилия». Таким образом, наказанием для героя становится наказание через страдание. Важно понимать, что наказание наступает еще до объявления приговора: оно выра­жается в тех адских душевных муках, граничащих с безумием, которые испытывает герой.

Для того чтобы читатель понимал, что у Раскольникова есть иной путь, кроме преступления, чтобы помочь сестре и матери, Ф.М. Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который, несмотря ни на что, продолжает под­держивать его. Это веселый и добрый до простоты парень. «Впрочем, под этою простотой таились и глубина и достоин­ство», — подчеркивает Ф.М. Достоевский. Дружба Расколь­никова и Разумихина противопоставлена в романе показу ра­зобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» — «раскол») по принципу отношения к жизни в це­лом. Разумихин относится к трудностям легко и просто. Как и Раскольников, он очень беден, но знает массу способов найти себе заработок, причем сделать это честным путем: например, дает уроки.

Характеристика семьи Раскольниковых (Школьные сочинения)

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» изображено несколько семей, в частности. семья Раскольниковых, состоящая из Пульхерии Александровны и её детей Авдотьи и Родиона.

Родион – бывший студент. Автор описывает его внешность так: «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Впечатление портит его одежда: «он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Внутренний портрет героя максимально точно описывает Разумихин – товарищ Раскольникова по институту. Он отмечает такие его качества, как угрюмость, мрачность, надменность и гордость.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Также Разумихин говорит о нем как о человеке скрытном, мнительном, бесчувственном, неразговорчивом и высокомерном, но в то же время великодушном и добром, «точно в нем два противоположных характера».

Раскольников горячо любит сестру и мать и сильно им предан. Он очень тяжело переносит тот факт, что они влезают в долги и отсылают ему последние деньги, в то время как сам он ничем им помочь не может. Известие о том, что Дуня жертвует собой и выходит замуж за Лужина ради него, потрясает Родиона, он не может принять такую жертву и сердится на неё за этот поступок и на себя из-за собственной беспомощности. «Не бывать? А что же ты сделаешь, чтоб этому не бывать?»

К людям у Раскольникова особое отношение, которое детально раскрывается в его разговоре с Порфирием Петровичем. Он делит всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Их существенное различие в том, что первые «по натуре консервативны» и «живут в послушании». Вторые же ради своей идеи могут разрешить себе совершить преступление и при этом не винить себя, «перешагнуть» через него. Именно представление Раскольникова о людях и эта теория были одной из причин убийства им старухи-процентщицы, так как Родион хотел выяснить, способен ли он на преступление и может ли считать себя «необыкновенным». К Лужину Раскольников относится с презрением, он понимает, что Лужин эгоистичен и использует людей в своих интересах и что его женитьба на Дуне – чистый расчет. Особенно возмущает Родиона позиция Лужина насчет брака: «муж ничем не должен быть обязан жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».

Достоевский не согласен с теорией героя и осуждает его за убийство, а следовательно, за отступление от библейских заповедей.

Авдотья Романовна, или, как её называют в семье, Дунечка – сестра Раскольникова. Внешне она похожа на брата. Автор вместе с изображением её портрета показывает нам некоторые черты характера Дуни: гордые глаза, серьезное выражение лица. выдающийся подбородок, придающий её лицу надменность, молодой и беззаветный смех и др. Дуня прекрасно образованна, благодаря этому она получило место гувернантки в доме Свидригайловых. Её характеру присущи такие черты, как гордость, сильная воля, благородство, жертвенность ради семьи. Мать описывает её так: «это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем». именно благодаря этим качествам Дуне удалось пережить унижение в ситуации с семьей Свидригайловых.

Дуня безумно любит свою семью, в особенности брата. Ради него она готова переступить через гордость, терпеть унижения, пожертвовать своей свободой и чувствами и выйти замуж за Лужина. Но при этом она не отступается от своих жизненных принципов и не теряет уважения к себе. Тем не менее, несмотря на любовь к брату, она не может принять его поступок и понять мотивов совершенного им преступления.

Давая согласие на брак с Лужиным, Дунечка не испытывает к нему никаких чувств. Единственное, что толкнуло её на это – возможность помочь Родиону поправить его бедственное положение. В начале знакомства Лужин казался ей человеком «небольшого образования», но умным и добрым, однако после его попытки оклеветать Соню Мармеладову она разглядела его истинную сущность и, верная своим принципам, разорвала помолвку.

Автор положительно относится к Дуне, согласен со многими её жизненными установками и в конце романа вознаграждает её счастливым браком с Разумихиным.

Третий член семьи – Пульхерия Александровна Раскольникова. «Несмотря на то, что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицо её все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца». Характер у нее довольно мягкий, она робка, чувствительна и уступчива, но тем не менее у матери Раскольникова, так же как у её дочери, имеются твердые убеждения, которые «никакие обстоятельства не могли заставить её переступить».

Пульхерия Александровна – добрая, набожная и простая женщина, больше всего на свете любящая своих детей, особенно первенца – Родиона. «Ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда и упование». Она прекрасно знает, чем жертвует Дуня, соглашаясь на брак с Лужиным, но не останавливает её, потому как сама готова ради сына на все и отдает ему последнее. «Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что он тебя больше самой себя любит». Пульхерия Александровна не смогла пережить преступление сына, у нее развилась нервная болезнь «вроде помешательства».

К Лужину Пульхерия Александровна поначалу относится положительно: «человек он благонадежный и обеспеченный … довольно приятной наружности … весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный». Но, так же как Дуня, позже она осознала, что он совсем не таков, каким казался: «Ну отдам я вам, такому, мою Дуню? Подите, оставьте нас совсем!»

Достоевский сочувствует несчастной матери, не сумевшей выдержать известия, что её сын – убийца и отступник.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id12761

Ссылка на основную публикацию
×
×