Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Cочинение «Роман о “положительно-прекрасном” человеке»

Роман – “Идиот” Достоевский задумал как продолжение “Преступления и наказания”. Главным героем его является “обновленный Раскольников”, “исцелившийся” от гордыни человек, князь Мышкин, носитель “положительно-прекрасного” идеала. Не случайно в рукописи он называется иногда “князем-Христом”. Роман “Идиот” – драматический эксперимент писателя над дорогой для него идеей. Разумеется, Мышкин – не Христос, а смертный человек, но из числа тех, избранных, кто напряженным духовным усилием сумел приблизиться к этому сияющему идеалу, кто глубоко носит его в сердце своем. Писатель осознавал степень риска, на который он решался в своем романе: создать “положительно-прекрасного” человека в момент, когда его еще нет в действительности, когда такой идеал ни у нас, ни в Западной Европе еще не выработался. С этим связана некоторая условность в обрисовке того, как сформировался характер князя. Мы знаем только о его тяжелом психическом заболевании, которое он одолел в Швейцарии, долгое время живя вне цивилизации, вдали от современных людей.

Его возвращение в Россию, в кипящий эгоистическими страстями Петербург напоминает отдаленно “второе пришествие” Христа к людям в их запутанную, “греховную” жизнь. У князя Мышкина в романе особая миссия. По замыслу автора он призван исцелять пораженные эгоизмом души людей. Как христианство пустило корни в мире через проповедь двенадцати апостолов, так и Мышкин должен возродить в мире утраченную веру в высшее добро. Своим приходом и деятельным участием в судьбах людей он должен вызвать цепную реакцию добра, продемонстрировать исцеляющую силу великой христианской идеи. Замысел романа скрыто полемичен: Достоевский хочет доказать, что учение социалистов о бессилии единичного добра, о неисполнимости идеи “нравственного самоусовершенствования” есть нелепость.

Князя Мышкина отличает от всех других героев романа естественная “детскость” и связанная с нею “непосредственная чистота нравственного чувства”.
Н. Толстого и потому дал своему герою толстовское имя и отчество – Лев Николаевич. В общении с окружающими людьми он не признает никаких сословных разграничений и прочих барьеров, рожденных цивилизацией. Уже в приемной генерала Епанчина он ведет себя как равный с его лакеем и наводит последнего на мысль, что “князь просто дурачок и амбиции не имеет, потому что умный князь и с амбицией не стал бы в передней сидеть и с лакеем про свои дела говорить. “. И тем не менее “князь почему-то ему нравился”, и “как ни крепился лакей, а невозможно было не поддержать такой учтивый и вежливый разговор”. Мышкин совершенно свободен от ложного самолюбия, которое сковывает в людях свободные и живые движения души. В Петербурге все “блюдут себя”, все слишком озабочены тем впечатлением, которое производят на окружающих. Все, подобно Макару Девушкину, очень боятся прослыть смешными, раскрыть себя.

Князь начисто лишен эгоизма и оставлен Достоевским при открытых источниках сердца и души. В его “детскости” есть редчайшая душевная чуткость и проницательность. Он глубоко чувствует чужое “я”, чужую индивидуальность и легко отделяет в человеке подлинное от наносного, искреннее от лжи. Он видит, что эгоизм – лишь внешняя скорлупа, под которой скрывается чистое ядро человеческой индивидуальности. Своей доверчивостью он легко пробивает в людях кору тщеславия и высвобождает из плена лучшие, сокровенные качества их душ.

В отличие от многих Мышкин не боится быть смешным, не опасается унижения и обиды. Получив пощечину от самолюбивого Ганечки Иволгина, он тяжело переживает, но не за себя, а за Ганечку: “О, как вы будете стыдиться своего поступка!”. Его нельзя обидеть, потому что он занят не собой, а душой обижающего человека. Он чувствует, что человек, пытающийся унизить другого, унижает в первую очередь самого себя.
Пушкинская всечеловечность, талант воплощать в себе гении других народов со всей “затаенной глубиной” их духа проявляется у Мышкина и в его необыкновенных каллиграфических способностях, в умении передать через каллиграфию особенности разных культур и даже разных человеческих характеров.

Князь легко прощает людям их эгоизм, потому что знает, что любой эгоист въяве или втайне глубоко страдает от своего эгоизма и одиночества. Проницательный, наделенный даром сердечного понимания чужой души, Мышкин действует на каждого обновляюще и исцеляюще. С ним все становятся чище, улыбчивее, доверчивее и откровеннее. Но такие порывы сердечного общения в людях, отравленных ядом эгоизма, и благотворны и опасны тем не менее. Мгновенные, секундные исцеления в этих людях сменяются вспышками еще более исступленной гордости. Получается, что своим влиянием князь и пробуждает сердечность, и обостряет противоречия больной, тщеславной души современного человека. Спасая мир, он провоцирует катастрофу. Эта центральная, трагическая линия романа раскрывается в истории любви князя к Настасье Филипповне. Встреча с нею – своего рода экзамен, испытание способностей князя исцелять болезненно гордые сердца людей. Прикосновение Мышкина к ее израненной жизнью душе не только не смягчает, но обостряет свойственные ей противоречия. Роман заканчивается гибелью героини.

В чем же дело? Почему обладающий талантом исцелять людей князь провоцирует катастрофу? О чем эта катастрофа говорит: о неполноценности идеала, который утверждает князь, или о несовершенстве людей, которые недостойны его идеала?

Попробуем добраться до ответа на эти непростые вопросы.

Настасья Филипповна – человек, в юношеском возрасте преданный поруганию и затаивший обиду на людей и мир.
Эта душевная рана постоянно болит у Настасьи Филипповны и порождает противоречивый комплекс чувств. С одной стороны, в ней есть доверчивость и простодушие, тайный стыд за незаслуженное, но совершившееся нравственное падение, а с другой – сознание оскорбленной гордости. Это невыносимое сочетание противоположных чувств – уязвленной гордости и скрытой доверчивости – замечает проницательный Мышкин еще до непосредственного знакомства с героиней, при одном взгляде на ее портрет: “Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное”.

При людях на поверхности души героини бушуют гордые чувства презрения к людям, доводящие ее порой до цинических поступков. Но в этом цинизме она лишь пытается всем доказать, что пренебрегает их низким мнением о себе. А в глубине той же души просыпается чуткое, сердечное существо, жаждущее любви и прощения. В тайных мыслях Настасья Филипповна ждет человека, который придет к ней и скажет: “Вы не виноваты”,- и поймет, и простит.

И вот давно ожидаемое чудо свершается, такой человек приходит и даже предлагает ей руку и сердце. Но вместо ожидаемого мира он приносит Настасье Филипповне обострение страданий. Появление князя не только не успокаивает, но доводит до парадокса, до трагического разрыва противоречивые полюсы ее души. На протяжении всего романа Настасья Филипповна и тянется к Мышкину, и отталкивается от него. Чем сильнее притяжение – тем решительнее отталкивание: колебания нарастают и завершаются катастрофой.

Внимательно вчитываясь в роман, убеждаешься, что героиня притягивается к Мышкину и отталкивается от него по двум полностью противоположным психологическим мотивам.

Во-первых, князь в ее представлении окружен ореолом святости. Он настолько чист и прекрасен, что к нему страшно прикоснуться. Смеет ли она после всего, что было с нею, осквернить его своим прикосновением.

“Я, говорит, известно какая. Я Тоцкого наложницей была”. Из любви к Мышкину, к его чистоте она уступает его другой, более достойной и отходит в сторону.

Во-вторых, рядом с психологическими мотивами, идущими из глубины ее сердца, возникают и другие, уже знакомые нам, гордые, самолюбивые чувства.

“ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК” (по роману “Идиот”)

“ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК” (по роману Ф. М. Достоевского “Идиот”)

В своем романе “Идиот” Ф. М. Достоевский попытался представить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия. Поэтому, в соответствии с замыслом, автор рисует своего героя, князя Льва Николаевича Мышкина, как человека необычного во всем.

Главный герой романа противостоит всем персонажам произведения и тому миру, который они представляют. Этому есть объяснение. Мы узнаем, что долгое время князь Мышкин находился в изоляции.

Этот странный князь, спустившись с высоких гор Швейцарии в суетливый, деловой, охваченный идеей наживы Петербург, словно явился из другого мира. Но в то же время этот персонаж не совсем вымышленный. Известно, что одним из прототипов князя Мышкина явился сам Ф. М. Достоевский, страдавший той же нервной болезнью и обладавший такой же способностью к озарению, переживший те же потрясения (казнь человека и картина Г. Гольбейна).

Другим прототипом князя был граф Г. А. Кушелев-Безбородько, слывший чудаком и полоумным, получивший огромное наследство и переживший, как и Мышкин, необычную женитьбу. Но у прототипов взяты лишь некоторые внешние и далеко не главные особенности князя. Главное в его образе – ориентация Достоевского на образ Христа, так как, по убеждению писателя, “на свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос”. Конечно, Мышкин – обыкновенный человек, но, рисуя этот образ, автор соотносил его с идеальным прообразом гармонической человеческой личности, представленной в Евангелии. В романе есть несколько деталей, которые подтверждают эту аналогию. “Теперь я к людям иду”, – говорит, осмысляя свой путь, Мышкин. Генерал Епанчин произносит: “Точно Бог послал!”, а генеральша добавляет: “Я все еще верю, что сам Бог тебя мне как друга и как родного брата прислал”.

Читайте также:  Шаги Раскольникова к преступлению: сочинение

Следуя своей программе “поиска нравственного идеала”, Достоевский наделяет Мышкина полной нравственной чистотой, да и внешне старается сблизить своего героя с Христом. Князь появляется в романе в возрасте Христа, каким он изображается в Евангелии, ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой. У него большие выразительные глаза, пристальный, внимательный взгляд. Мышкин совершенно лишен корыстолюбия и эгоизма, безответен в обидах. Все эти черты, а также манера поведения и разговора, его всепрощающая душевность и проницательность делают образ почти идеальным.

Достоевский наделяет Мышкина удивительной проницательностью и даром пророчества, смирением и любовью к людям. Каждому человеку он может сказать утешительное слово, в каждом находит хорошее, светлое; он стремится быть там, где люди страдают, прийти на помощь, оставаясь при этом удивительно доверчивым и простодушным.

Князь ценит в жизни естественную красоту, духовную и физическую, является ее ревностным поклонником и потому не может принять “хаос” в окружающей жизни и в отдельных людях. Он, как умеет, стремится освободить их от губительных дисгармонических начал. Но раз за разом наталкивается на непонимание и даже осуждение. Например, в портрете Настасьи Филипповны князь увидел “демоническую, фантастическую” красоту. Красота эта подействовала на него гипнотически, он хочет даже повенчаться с Настасьей Филипповной, тем более что эта героиня для него является олицетворением страдания. Но он также поражен и увлечен красотой Аглаи, хотя ее красота совсем другого свойства – земная, на ней нет отпечатка перенесенных испытаний.

Князь оказывается между двумя прекрасными женщинами, каждая из которых по-своему любит его и тянется к нему. Такое необычное положение – драматическое и несколько комическое одновременно – “человек здравого смысла” Евгений Павлович Радомский истолковывает как парадоксальное и нелепое: как это – “любить двух… бедный мой князь: вернее всего, что вы ни ту, ни другую не любили!”, и приходит к выводу, что “князь несколько ре в своем уме”.

Такие слова не случайно были произнесены. Тема безумия является в романе очень важной и значительной. Ведь мир, в котором вынужден вращаться Мышкин, представляется “вывернутым наизнанку”, ненормальным, патологическим. Князь, всеми силами стараясь принять этот мир, все время пребывает на грани высокого, обостренного ума и безумия (оно поразило его в прошлом и ожидает в будущем). Окружающим проще считать Мышкина безумцем, навевающим на них “сон золотой”, чем измениться, возвыситься до него. Ведь его облик и поведение никак не согласуются с общепринятыми постановлениями и рамками. Настасья Филипповна также кажется князю “сумасшедшей”, “помешанной”, и это еще больше сближает их. “Сумасшествием”, “безумием” выглядит в его глазах и брак с Рогожиным. Настасья Филипповна бросила Мышкина. Она бежала с Рогожиным, и их необузданная, страстная, “непосредственная” любовь, пройдя все круги ада, привела в конечном итоге Настасью Филипповну к гибели. Все вместе это картина “безумного, безумного мира”.

Тем не менее, некоторые проницательные герои романа сумели разглядеть в князе Мышкине его подлинную сущность. Настасья Филипповна первый раз в его лице “человека увидела”, а Аглая, по ее словам, “ни одного человека” не встречала в жизни подобного ему по благородному простодушию и “безграничной доверчивости”.

“Необыкновенность” князя в первую очередь проявляется в том, что он стремится нести в этот “безумный”, искривленный мир добро, жалеет, поддерживает людей и помогает им. Мышкин, как умеет, старается возвысить всех этих людей над пошлостью, поднять до каких-то идеалов добра. Настасью Филипповну, надеясь и веря, что “она может еще воскреснуть”, старается удержать от гибельного союза с Рогожиным; с самим Рогожиным братается, обмениваясь крестами, чем потрясает того до глубины души. Рогожин не только не убивает князя, но даже “уступает” ему Настасью Филипповну. Князь – единственный, кто не смеется над Ипполитом. И такое отношение возвращает юношу к жизни. Недостойный Лебедев начинает осознавать мерзостность своей практики и своих привычек и проникается состраданием к гибнущему человеку. Мышкин помогает “пробудиться” Гане Иволгину, который в знак признательности добросовестно расследует авантюру Бурдовского, помогая тем самым князю. В каждом человеке князь Мышкин стремится увидеть что-то хорошее, потому что к людям, прежде всего обиженным и страдающим, он относится с искренней любовью и христианским состраданием. В своем стремлении помогать людям Лев Николаевич готов отказаться от своего “я”, как ради “воскресения” Настасьи Филипповны отказывается от возможного собственного счастья с Аглаей, к которой у него пробудилось чувство, похожее на земную любовь.

К сожалению, проповедуя гармонию и единение между людьми, сам Мышкин все больше обнаруживает внутренний разлад. “С двойными мыслями ужасно трудно бороться, – признается князь, – я испытал”. Испытывая к людям искреннюю симпатию, он остается отъединенным от них и одиноким. Выступая против “хаоса” в окружающем мире, он несет его в своей собственной душе, невольно отражая противоречия жизни, – недаром он одновременно Лев и Мышкин, князь и Христос.

В итоге герой Достоевского оказался бессильным перед суровой действительностью. Он никого не спас и почти никого не облагородил, не смог уменьшить зла, не предотвратил гибели Настасьи и не уберег от каторги Рогожина… Он потерпел жестокое моральное поражение, не осуществил своей высокой миссии. Мир, жестокий и безумный, не принял сошедшего с Швейцарских гор “положительно-прекрасного человека”, и он возвращается к своему давнему состоянию, переживая “судьбу несчастного “идиота”.

Вопрос о совершенствовании человечества – вечный, он ставится всеми поколениями, он – “содержание истории”, – писал М. Е. Салтыков-Щедрин. Он высоко оценил роман Ф. М. Достоевского “Идиот” за попытку “изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия…”. Это стремление к совершенству, гармонии, считал он, существует в сознании людей непрерывно, оно “переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории”. Намерение Достоевского создать образ “вполне прекрасного человека”, по его мнению, – такая задача, “перед которой бледнеют всевозможные вопросы… о распределении ценностей, о свободе мысли и т. п.”, это цель, “в виду которой даже самые радикальные решения всех остальных вопросов, интересующих общество, кажутся лишь промежуточными станциями”. У нас есть все основания утверждать, что Достоевский блестяще справился со своей “сверхзадачей”, потому что и сегодня, спустя почти полтора столетия, проблемы, поднятые в романе, и образ “странного” князя Мышкина никого не оставляют равнодушным, продолжают волновать умы и сердца читателей.

Положительно прекрасный человек

  1. Исследования
  2. Достоевский: Эстетика и поэтика (справочник)
  3. Положительно прекрасный человек

«Положительно прекрасный человек» — герой, достигший высшей нравственной зрелости: «Давно уже мучила меня одна мысль. И я люблю ее. Идея это — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого быть ничего не может” (282; 240—241 — курсив Достоевского. — Прим. ред.), — так определяет сам Достоевский свою творческую задачу в романе «Идиот». Безмерная сложность поставленной художественной задачи заключается для писателя в том, что относящийся к 60-м гг. замысел изображения «идеального» человека совпал у него с отходом от романтической концепции личности и просветительского понимания духовной природы человека как изначально благой и доброй. Достоевский уже не может удовлетворить идеал естественной природной доброты. Положительный герой романа «Униженные и оскорбленные» Алеша Валковский являет собой «воплощенное бессилие естественного добра» (Мочульский К. — курсив К. Мочульского). В романе «Идиот» писатель сосредоточивает свое внимание на герое, казалось бы, развившемся до высокой степени нравственного совершенства, но превысившем свои человеческие возможности и в силу этого трагически гибнущем (князь Мышкин). В образ князя Мышкина Достоевский вложил свое понимание идеального национального характера. По замыслу, изложенному в подготовительных материалах к роману, Мышкин — «князь Христос»; герой наделен теми положительно прекрасными чертами, которые национальное самосознание русского народа закрепило за образом Христа. Это смирение, всепрощение, любовь и жалость к человеку. Мышкин олицетворяет собой в то же время идеал детской невинности и идеал европейски просвещенной личности. И все же русский «князь Христос» не становится в романе воплощением безусловного и полного совершенства. Слабым местом, «ахиллесовой пятой» Мышкина выступает его чрезмерная увлеченность идеей спасения чужой, не до конца понятой им женской души. Не обладая истинным пониманием сложности внутреннего мира Настасьи Филипповны, Мышкин бессилен «воскресить» ее к новой жизни так, как воскресил Христос Марию Магдалину. Трагический исход событий в романе предопределен не только конфликтом «идеальной» личности со средой, но и наивностью самого Мышкина, не ведающего подлинной природы человеческого зла. Христоподобный герой проходит сложный путь «срыва в очеловеченность» (Кириллова И.). Неслучайно Мышкин, как и другие герои романа, наделен чертами внутренней раздвоенности. Благая природа героя вступает в противоречие с его сложной душевной организацией. Проблема «идеального героя» в творчестве Достоевского разрешается, таким образом, не с просветительских позиций, а с позиций христианской антропологии, предполагающей признание онтологической глубины человеческого естества. Распад триады «добро», «красота», «истина» в душе современного писателю интеллигента является главной причиной его несовершенства, душевных потрясений. При всей своей нравственной отзывчивости и душевной красоте князь Мышкин лишен дара прозрения истины, мудрости и святости евангельского Христа. Это вносит дисгармонию в его нравственно-психологический облик. Проницательность и ум, чувство красоты, эстетическая впечатлительность в отрыве от живого религиозного чувства (истины) также не приносит, по Достоевскому, «доброго плода» (Версилов в романе «Подросток»). Наконец, стремление рационалистичного сознания постичь смысл жизни, Промысел Божий, минуя опыт любви и страданий, также вносит дух смуты и противоречия в душу человека (Иван Карамазов в романе «Братья Карамазовы»). Изображая сложность и неоднозначность внутреннего мира человека «переходной эпохи цивилизации», Достоевский художественно раскрывает тот путь, по которому возможно достичь подлинных высот нравственного совершенства.

Читайте также:  В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Арсентьева Н.Н.

«Положительно прекрасный человек» — идеальный человек, трудность изображения его, по словам писателя, состоит в том, что идеал «ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался» (282; 251). По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, князь Мышкин — это попытка представить «тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия», т.е. вполне гармоничного. Это не просто один из вариантов положительного героя, это сверхгерой — «избранная натура, особенный человек, стоящий на высшей ступени иерархии человеческих характеров» (Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX в. Л., 1974. С. 256), — недаром прототипом его является Иисус Христос. Да, ему свойственна внутренняя раздвоенность: он любит одновременно двух женщин — Настасью Филипповну из жалости и Аглаю «как свет», ему не удастся преодолеть господствующее в мире зло и объединить людей братскими узами, он сам наконец вновь впадает в идиотизм, т.е. оказывается побежденным, судьба его трагична. Но идеал, заключенный в нем, нравственная позиция «князя-Христа», по мысли писателя, безупречна: Мышкин проходит любые испытания, оставаясь верным идее самопожертвования и братства, без малейшей натуги. И он не сознает трагизма своей ситуации, не воспринимает самозаклание как катастрофу. В такой позиции, по убеждению писателя, выразилось нравственное сознание русского народа, «русская идея» служения миру. Мышкин — это человек, приближающийся к тому Христу, который жил в душе русского народа. Двойственное отношение петербургского общества к Мышкину, колебания в его оценке — «идиот» или Герой — свидетельство того, что Мышкин действительно идеал русских людей, но идеал, находящийся в таком резком противоречии с нормами жизни «образованного общества», что создается впечатление, будто он и обычные люди — представители разных миров. Он человек с комплексом Христа, русский по природе, но явившийся из далекой Швейцарии в Россию для испытания русского человека.

Проблема «положительно-прекрасного» человека в романе «Идиот» (Достоевский Ф. М.)

Однажды Достоевский увидел полотно немецкого художника “Мёртвый Христос”, на котором был изображён Иисус после снятия с креста. На его теле видны следы мук, и кроме названия картины ничто не говорит о том, что это Бог, а не просто казнённый человек. Это полотно стало поводом размышлений Достоевского над тайной воплощения бога в человеке. Как совмещается в человеке начало божественное и человеческое? Этому Достоевский и посвящает роман “Идиот” 1868 г.

Зачади, которые поставил писатель перед собой: создать образ положительно прекрасного человека и посмотреть, что с ним произойдёт в человеческом обществе.

В черновиках романа Лев Николаевич Мышкин назван князем Христом.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Так Достоевский обозначил, что его главный герой насколько возможно схож с Христом, близок к Христу добротой, отсутствием эгоизма, кротостью.

Рано оставшись сиротой, князь заболел и был отправлен в швейцарскую клинику. Там он жил, мало общаясь с людьми. В 26 лет после долгого отсутствия, без средств к существованию, с маленьким узелком он приезжает в Петербург, “выходит в люди”.

Князь оказывается в доме у своих дальних родственников: генерала Епанчина и его семьи; знакомится с тремя дочерьми генерала, в младшую из которых, Аглаю, тайно влюблен помощник генерала — Ганя Иволгин. Попадая в водоворот земных страстей, Мышкин узнает о предстоящей свадьбе Гани с известной петербургской красавицей Настасьей Филипповной Барашковой. Её ещё девочкой сделал своей любовницей богатый помещик Афанасий Тоцкий. Он хочет удачно жениться, а Настасью Филипповну выдать замуж, пообещав большие деньги в качестве приданого (75 тысяч).

На Настасью Филипповну положил глаз генерал Епанчин (покупает колье). В Настасью Филипповну влюблен и купец Рогожин, который получил после смерти отца огромное состояние. Князь Мышкин тоже поражен красотой Настасьи Филипповны и тем, как несправедлива ней судьба. На званом вечере у Настасьи Филипповны Рогожин бросает к её ногам огромную пачку денег. Потрясённый Мышкин объявляет ей, что она ни перед кем ни в чем не виновата и предлагает ей руку и сердце. (“Я давеча Ваш портрет увидал, и точно я знакомое лицо увидал, мне тотчас показалось, что вы как будто уже звали меня”).

Настасья Филипповна, считая себя грешной, не решается загубить столь чистое существо, как Мышкин. Она бросает в камин пачку денег, привезенных Рогожиным, и предлагает Гане вытащить эту пачку, для которого главное — деньги. Мышкин осознаёт, что с Рогожиным Настасья никогда не будет счастлива, поэтому отправляется за ними, но понимает, что не любит, а жалеет Н. Ф., а Н. Ф. не может отказаться от искреннего Мышкина, поэтому уходит от Рогожина, но возвращается. Постепенно вокруг князя собирается много разных людей (Ипполит, Келлер, Лебедев) и каждый идёт к князю с просьбой, заботой, обращается за помощью. Мышкин стремится помочь им всем, но каждый думает, что Бог послал князя в советчики именно ему. Конечно, князь может жалеть всех, но нужно, чтобы и его кто-то любил и жалел так же бескорыстно и глубоко, но Аглая не может ему простить заботу о Н. Ф., Рогожин ревнует его к Н. Ф., Епанчин относится к князю с подозрением, Иволгин сомневается в Мышкине.

Финальные страницы романа приводят к неутешительным выводам: положительно прекрасный человек не сумел никого спасти, даже самого себя, потому что спасти может только Бог, а человек, взявший на себя такую задачу, потерпит крах, у него силы человека, а не Бога. Фактически, князь действительно сделал немного, но у каждого, кто с ним соприкоснулся, остался светлый след в душе, память о том, что человек может быть бескорыстно отдающим себя и, может быть, кто-то из его петербургского окружения сохранит в себе князя Мышкина, может быть, это будет Коля Иволгин, больше всех любивший князя. Достоевский верил, что люди могут быть прекрасны и счастливы не только в иной загробной жизни, но и “не потеряв способности жить на земле”. Если люди поймут и увидят, как они прекрасны, наступит золотой век, но писатель понимает, что в одночасье это произойти не может. Необходима огромная духовная работа, глубокая вера, вера в Бога, вера в божеское в человеке.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id71679

Сочинение по роману Идиот Достоевского

«Идиот» Ф.М. Достоевского показывает читателям поистине идеального героя. Князь Мышкин предстает настолько невинным и добрым персонажем, что один служит противовесом прогнившему и эгоистичному обществу, в которое попадает.

Писатель наделяет его чертами Христа, но при этом не делает Богом. Мышкин не может прикосновением лечить людей или ходить по воде. Он самый обычный человек, но живущий по совести. Его сердце всегда открыто, он готов помочь каждому, кто просит или не просит.

В него Достоевский вложил все свои надежды относительно будущего. Во время написания романа он проживал заграницей, но продолжал пристально следить за происходящим в России. Его пугало и расстраивало все более эгоистичное и индивидуалистское поведение людей в обществе. Именно поэтому он захотел столкнуть загнивающее общество с таким идеальным и неиспорченным человеком.

Идиот – именно так характеризуют Мышкина окружающие. Они считают его доброту и бескорыстность следствием болезни и слабоумия. Хотя в глубине души каждый, кто встречался с князем понимает, что он действует только из лучших побуждений. Но боятся князя, ведь столкновение с ним может коренным образом перевернуть их взгляды и изменить жизненный уклад. Поэтому окружающим проще считать героя за дурачка и смеяться над ним.

Мышкин в свою очередь прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. И его рвение помогать нуждающимся часто идет ему во вред. Это сказывается на здоровье героя. Оба раза серьезные приступы его болезни происходят в момент глубочайшего кризиса.

В этом еще одна схожесть князя Мышкина и Христа. Каждый из них бескорыстно принимает на себя все грехи окружающих. Мышкин постоянно предчувствует, что история Настасьи Филипповны выльется в трагедию, и пытается защитить девушку. Но она отчаянно противится этому. В итоге после ее смерти, забравший всю боль и ненависть себе Мышкин окончательно сдается своей болезни. Он жертвует собой ради спокойствия окружающих.

Однако финал романа нельзя назвать плохим. Хоть главный герой и погибает как здравомыслящий человек, проигрывая страшной болезни. Своими действиями и словами он оставил значительный след в душах тех, с кем был знаком. Забрав на себя их прегрешения, он открыл им путь в светлое будущее. Как бы окружающие не старались закрыться, но Мышкин сумел оказать достаточно сильное влияние, заронив даже крошечный лучик света в их души.

2 вариант

Роман “Идиот”, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему миру. Что же она привлекает читателей? Очевидно, глубоким психологическим анализом человеческой души и тайн, скрываемых от посторонних.

Читайте также:  Петербург Ф. М. Достоевского (по роману Преступление и наказание): сочинение

По началу, название “Идиот” кажется оскорбительным, унижающим главного героя. Между тем его вера в настоящие человеческие качества окружающих, в добро и любовь, его детская наивность и добрата преображают его в христианского мученика. И противопоставляют его другим героям романа, не способным ни на уважение, ни на прощение.

Сюжет романа начинает с возвращения князя Мышкина в Россию. И уже на родине он сталкивается и алчностью, завистью и любовью. Он как-будто заново знакомится с сущностью человека. И, по-детски, не полагает за ним дурных поступков. Он меряет человека по себе.

А общество, в ответ, воспринимает его, в лучшем случае, чудаком. Оно не способно живо откликнуться на его душевные порывы, оно рассматривает князя лишь с позиции практичной пользы, например, использования его способностей к каллиграфии.

Сам князь легко прощает эгоистичность окружающих, поскольку полагает в них страдания от одиночества. Рядом с ним другие герои романа сначала становятся чище, лучше, но потом они начинают бояться своей уязвимости и становятся ещё более озлобленными и на Льва Николаевича Мышкина, в том числе.

Так происходит с Ганей, Рогожиным и Настасьей Филипповной. Получается, что князь послужил катализатором катастрофы, представленной в романе.

Как же это происходит? Просто никто из них не может стать князем Мышкиным, стать таким же человечным, поэтому невозможность и тщетность их попыток приводит к озлоблению и Гани, и Рогожина, и Настасьи Филипповны. Гибель которой становится очевидной с самого начала романа. Она как бабочка летит на свет, а что будет после не задумывается.

Душа её изранена и не находит утешение в своём окружении. Циничное общество и её саму сделало такой. Настасью Филиповну то тянет к князю, как к своему идеалу, которого она долго ждала, то обвиняет его в лишнем сострадании к ней. Мотив недостойности настоящей любви талкает её к Рогожину, с ним она на равных. Такие метания и приводят к трагическому финалу романа.

Что же получается? Получается чистый и самоотверженный человек, такой как князь Мышкин, способный к самопожертвованию, может пробудить в других людях человеческие качества.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Идиот

Популярные сегодня темы

Цыганок был очень добрым, озорным, и работящим ребёнком, который всегда старался помочь всем окружающим. О его характере можно сказать, что он был альтруистичен

С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

Пьеса имела большой успех и вызвала интерес у зрителей и критиков, причиной которого стала острая социальная направленность произведения, реализм в изображении низов общества.

Шолохов в своем романе «Тихий Дон» подробно описал каждого героя. В романе особая роль отводится Дарье Мелеховой.

Удивительное чувство любовь. Это чувство охватывает весь роман – эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон».В этом романе раскрывается тема любовного треугольника. Но, как известно – третий лишний. И этим лишним была Наталья.

Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского “Идиот”

Творческий путь Достоевского – путь исканий, нередко трагических заблуждений. Но как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие буржуазного мира, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни.
Позиция Достоевского в общественной борьбе его эпохи чрезвычайно сложна, противоречива, трагична. Писателю нестерпимо больно за человека, за его искалеченную жизнь, поруганное достоинство, и он страстно ищет выход из царства

Related posts:

Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского “Идиот” В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что как бы.

Образ князя Мышкина (По роману Ф. М. Достоевского “Идиот”) “По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже.

Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: “Преступление и наказание” или “Идиот”) Ф. М. Достоевский был настоящим писателем гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского –.

Роман о “положительно-прекрасном” человеке Роман – “Идиот” Достоевский задумал как продолжение “Преступления и наказания”. Главным героем его является “обновленный Раскольников”, “исцелившийся” от гордыни человек, князь Мышкин, носитель “положительно-прекрасного” идеала. Не случайно в рукописи он.

“Подпольный человек” в повести Ф. М. Достоевского “Записки из подполья” В повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает свои мысли и чувства по этому поводу от лица подпольного.

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: “Преступление и наказание” или “Идиот”) Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким.

Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” – границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте.

Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и Ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, То не говори, что потерял время, я занимаюсь Этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.

Раскаяние и искупление в романе Ф. М. Достоевского”Преступление и наказание” До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в.

Личность в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Личность в представлении писателей второй половины XIX века – это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу.

Раскольников и его “двойники” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (2) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с “сильными личностями”, характеры которых воплотил в.

Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Мы одного поля ягоды… “ Свидригайлов – Расколъникову Роман “Преступление и наказание”, как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой.

Символика в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” … Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. Д. Мережковский Особенность символа состоит именно в том.

Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление к наказание” В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале “Русский вестник” роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная.

“Боль о человеке” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.

Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” (2) Достоевский – это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись “Европейская и Русская цивилизация”, что это –.

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” – роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее.

Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается “эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего.

Раскольников и его “двойники” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” А доведите до последствий, Что вы давеча проповедовали, Так выйдет, что людей Можно резать. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание На страницах романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание ”.

Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского “Человек есть тайна”, – писал Ф. М. Достоевский, и именно эту тайну героя он раскрывает в своем психологическом романе “Преступление и наказание”. Рассуждая на заданную тему, хотелось бы сказать о.

Ссылка на основную публикацию
×
×