Петербург Ф. М. Достоевского (по роману Преступление и наказание): сочинение

Сочинение Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из важных мест. Его самое знаменитое произведение – роман «Преступление и наказание», созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы.

Петербург в романе «Преступление и наказание» выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы встречаем на каждой странице произведения. Петербург – это город контрастов. Здесь, среди чрезмерного блеска и крайней нищеты, уживаются разные слои общества: богачи-аристократы, ростовщики, бедняки, студенты. Для каждого из них существует свое видение города: для одних он праздничен, блистателен и весел, для других – сер и безысходен. Главным героям романа ближе вторая столица – дома, похожие на гробы, сдавленное пространство, черные лестницы, серые мостовые, темные подворотни.

Описание Петербурга Достоевский использует для того, чтобы как можно ярче показать душевное состояние героев. Постоянно повторяются отдельные детали: «вонь», «духота», «грязь», «пыль», «затхлый воздух». Они отражают ситуацию в преддверии страшной трагедии. В романе Петербург – это город убийца, подталкивающий людей на совершение нравственных преступлений.

Главные цвета в произведение: желтый, красный и белый. Но среди них доминирует именно желтый, грязно-желтый и уныло-желтый. Эти цвета многократно усиливают чувства внутренней подавленности, угнетения и психологической неустойчивости. Автор словно сопоставляет слова: «желчный» и «желтый», которые не единожды употребляются в повествовании.

Неотъемлемой частью произведения является пейзаж Петербурга, имеющий социально-психологический характер. Город контрастов, с уникальными дворцами и соборами, с пыльными, грязными мостовыми, с громадными, теснящими душу, домами, давит на людей, угнетает, убивает все душевные порывы. Люди одиноки в толпе, унижены своей нищетой, которую они не могут даже скрыть. Великое мастерство Достоевского помогает нам представить Петербург именно таким, каким он представляется «маленьким людям».

И только в такой атмосфере, отражающей жестокую действительность, протест человека может вылиться в антигуманную теорию, которая повлечет за собой цепь жестоких преступлений.

Вариант 2

Величественный образ Петербурга в произведении под названием «Преступление и наказание» – это не просто описательный образ, это один из действующих героев в романе. Автор представляет его как город мечты, в нем сливается все – прошлое, настоящее и будущее огромного государства.

Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.

Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.

Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.

Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.

Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.

Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.

Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.

Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.

Сочинение 3

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” носит символичный характер. Он является местом, где разворачиваются основные события произведения. Город очень точно характеризует всех жителей и помогает лучше проникнуться судьбой каждого отдельного героя.

Петербург представляется читателю мрачным, не гостеприимным, чуждым. Грязные улицы переполнены нищими чиновниками и ремесленниками, для которых основным смыслом жизни стал пивной кабак, где каждый второй заглушает своё горе. Дворы автор сравнивает с бездонными колодцами, создающие угнетающую и давящую на людей атмосферу, из которой выбраться бедным жителям уже невозможно.

Этот серый пейзаж придаёт роману особый мрачный оттенок. В городе господствует пьянство, проституция, преступность, ростовщичество. От безысходности жители постоянно кончают жизнь самоубийством, чахнут от болезней присущих низким слоям общества и просто гибнут от душевных страданий.

Для большинства жителей их существование больше напоминает кошмарный сон, который никак не может закончиться. Почти все, кто относится к низшему слою населения Петербурга, живут в коммуналках, а из-за огромных долгов своим хозяевам они нередко остаются без пропитания. Обстановка в их комнатах такая жуткая, как и на улицах. Маленькие комнатки, больше напоминающие гробы, заставлены старой потрепанной мебелью; грязные жёлтые стены выражают уныние, вонь и полная разруха равняют такое жилище с сараем.

Петербург собрал в себе все пороки человечества: злость, лицемерие, жадность, подлость, жестокость. Кругом можно видеть только безмерное людские горе и их изувеченные судьбы.

Бедной Соне Мармеладовой приходится заниматься унизительной для девушки деятельностью, чтобы прокормить свою большую семью , при этом терпеть унижения от людей. Родион Раскольников решается на убийство старухи и ее сестры Лизаветы, а Аркадия Свидригайлова подозревают в убийстве жены и причастности к многочисленным самоубийствам. Каждый из героев имеет на душе какой-то грех.

В их мире смешались реальность с бредом, кошмар с явью. Даже Аркадий Иванович назвал его “городом полусумасшедших” и предсказал скорое наступление наводнения.

В показанном Достоевским образе Петербурга, воплотилось авторское противоречие существующему злу и порочности, а также ненормальному устройству современного ему общества.

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

С годами интерес к творчеству Николая Васильевича Гоголя, автора знаменитых «Мёртвых душ», лишь возрастает. И этому есть ряд объяснений.

Первый конструктор, который у меня появился, был про полицейского, который на машине гонится за преступником. Потом мне подарили полицейский катер, и у меня начал собираться целый набор про полицейских

В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова описала весь ужас сталинских репрессий. Уникальность поэмы заключается в том, что написана она была как раз тогда, когда происходили эти страшные события

В рассказе Лескова, три русских мастера подковали блоху. Одним из этих мастеров является Левша.Это тульский умелец, который бедно живет, носит плохую одежду, однако является мастером своего дела. Он религиозный и патриотичный человек.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Удушающий, грязный, нищенский город, который уничтожает собственной атмосферой своих жителей – таким видит Федор Достоевский Санкт-Петербург XIX века, описанный в романе «Преступление и наказание». Это не просто локация, а полноправный персонаж, играющий важную роль в раскрытие образов героев произведения.

Автор романа передает дух Санкт-Петербурга через описания помещений, в которых живут униженные и оскорбленные этого города. В первых эпизодах произведения описывается каморка Родиона Раскольникова или «крошечная клетушка», как называет комнату сам Достоевский. Помещение было чрезвычайно маленьким и низким, всего «шагов в шесть длиной». Комната, походившая на гроб и имевшая самый жалкий вид со «своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями» давила на главного героя, уничтожая его внутренний мир. Жилье Раскольникова – это настоящий антидом, «желтая коморка», в которой мыслям и взору Родиона не было место.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Автор описывает и квартиру Мармеладовых – холодный угол, где свирепствует хозяйка, Амалия Федоровна. Дом Катерины Ивановны и Семена Захаровича больше похож на проходной двор, лишенный уюта и тепла. В помещении все было «разбросано и в беспорядке», а из соседних комнат постоянно доносились крики и хохот, иногда вылетали самые непристойные слова. В квартире было невыносимо душно, и сквозь вечно незапертую дверь «неслись волны табачного дыма». В такой атмосфере жили Мармеладовы и их дети – жертвы Санкт-Петербурга. Они варились в этом окружении бесчеловечности и антиморали, не сумев выбраться из неё.

Дом Сони был уродливый, пустой и холодный, то есть являлся полной противоположностью домашнему очагу.

Также Санкт-Петербург Достоевского показан в эпизоде, в котором описывается сумасшествие Катерины Ивановны. Несчастье бедной женщины повлекло за собой «смех или какое-нибудь задирательное словцо», совмещенное со всеобщим любопытством поглядеть на «помешанную с перепуганными детьми». Никто из толпы людей даже не пытался помочь Катерине Ивановне, народ лишь качал головами. Даже городовой, который по долгу своей службы должен был защитить женщину, наказал ей перестать безобразничать. Лишь «один господин в вицмундире и в шинели», в чьем лице «выражалось искреннее сострадание», молча подал Катерине Ивановне «трёхрублёвую зелёненькую кредитку». Не защитил Катерину Ивановну и начальник ее покойного мужа, который вместо того, чтобы выслушать просьбу Мармеладовой, «сидел и рябчиков ел». В данном эпизоде показано, насколько Санкт-Петербург отвергает униженных и оскорбленных людей.

Дух города проиллюстрирован и в эпизоде, в котором Раскольников стал свидетелем несчастного случая: женщина решила покончить с собой, утопившись в канаве. Это место любил посещать главный герой, «когда тошно становилось», «чтоб еще тошней было». Переулок населяет сброд Петербурга: «простоволосые и в одних платьях» женщины, пьяные солдаты с папироской, оборванцы и мертво-пьяные тела. Позже Раскольников видит, как женщина с «испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами» бросается в канаву. Можно утверждать, что город, в котором живут герои романа, подталкивает своих жителей к совершению различного рода преступлений.

Читайте также:  Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Санкт-Петербург Достоевского – это болото, затягивающее в свои сети тех, кто не имеет высокого чина или звания. В этой «канаве» живут и люди, которые питаются бедными жителями города: Амалия Федоровна, старуха – процентщица и другие. Можно утверждать, что этот город не способен принести ничего хорошего в жизнь и души своих горожан, кроме отчаяния, смерти, преступлений и наказаний.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60767

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка(девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство. Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму: «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

2 вариант

Образ Петербурга в романе играет одну из самых важных ролей. Однако, в отличие от большинства писателей, описывающих его как величественный и красивый город, Фёдор Михайлович даёт ему совершенно другую характеристику.

Ещё с первых страниц романа читатель оказывается в наполненном узкими грязными улицами бедном квартале. Образ города дополнят и жилища героев произведения: маленькая каморка Родиона Раскольникова, похожая больше на “гроб”, чем на комнату, квартира “уродливой формы” Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, комната семьи Мармеладовых, наполненная табачным дымом и бесцеремонными гостями. Ф.М. Достоевский таким образом показывает, как выглядят бедность и нищета, которыми наполнен Петербург. Такое изображение города способно вызвать лишь тоску, уныние и безысходность, вытеснить из сердца счастье и любовь. Иными словами, мрачный и серый как пепел город поглощает души его жителей, превращая их в ничтожные и жалкие существа, пытающихся выжить в этом мире.

Все события и трагический сюжет раскрываются благодаря именно такому описанию, вызывающему отвращение у читателей. Перед глазами человека предстаёт не великий и могучий Петербург, а скверный, ужасный, неприятный и мерзкий городишко. Его улицы полны унылыми людьми, серыми домами, вывесками и питейными заведениями. Большинству жителей только остаётся надеяться на хорошее будущее, забываясь со стаканом в руке.

Чего хотел добиться Фёдор Михайлович Достоевский, описывая город далеко не с лучшей стороны? Скорей всего этим автор хотел донести до каждого, что за красивой “маской”, вызывающей восхищение, может скрываться ужасное зрелище. Великий Петербург таит в себе все пороки человечества: жадность, злость, зависть, трусость, лицемерие, подлость, жестокость, предательство. Почему так случилось? Что стало причиной упадка? На это автор не даёт ответа, хотя для многих он будет очевиден. Такова природа человека – он способен не только созидать, но и разрушать.

В заключение следует отметить, что автор в романе “Преступление и наказание” смог в полной мере показать читателю, как выглядят безысходность и потеря надежды благодаря образам Петербурга, наполненными грустью и печалью.

Сочинение Образ Петербурга (Преступление и наказание)

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты. Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши. Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Также читают:

Картинка к сочинению Петербург в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Каждый человек хочет иметь свое жилье. После того, как оно появляется, то сразу же начинаешь свое пристанище облагораживать. Ведь по сути, именно в уютной комнате можно спокойно отдохнуть после суетливого дня.

Михаил Александрович Шолохов известен своими проникновенными произведениями и чувственными эпизодами. Одно из самых известных произведений, которое писалось в течение семи лет и позже было экранизировано, является роман Тихий Дон.

У каждого, кто слышит слово «добро», сразу же возникает тёплое и светлое чувство внутри. Вспоминаются эпизоды и смешные моменты из прошлого от которых появляется непроизвольная улыбка и радость.

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов. В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Читайте также:  Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Сочинение Петербург Достоевского

Ф. М. Достоевский выдающийся русский писатель. Автор таких великих произведений как «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Идиот», «Двойник» и других. В этих произведениях писателя описан обособленный, индивидуальный образ «северной Пальмиры», – Петербурга, столицы Российской империи.

Позднее многие историки и литературоведы стали составлять образ Петербурга, по адресам где в своё время проживал Достоевский. В миниатюре города, писателем представлена в метафоре вся Россия.

Заканчивая писать «Братьев Карамазовых», Достоевский сделал вывод, что Петербург это воплощение «страха и ужаса» России (об этом упоминают и другие писатели). Преодоление этого, – путь к выздоровлению всей России. Петербург как символ, «окно, прорубленное царём Петром в Европу», откуда пришли различные идеи, в том числе и марксизм, в последствии ленинизм в СССР.

В самом описании города, его улиц, Достоевский использовал чёрные, мрачные тона. Это не блестящий город возможностей с дворцами и парками. В «Преступлении и наказании» это жаркий, «зловонный» город, где задыхается человек (личность), в итоге идя на преступление. Город как враждебное существо и его жителей как гадких и нехороших людей. Как например тот случай когда Раскольников вышел из дому а ему в след какой то малоприятный господин крикнул «немецкий шляпник». Достоевский описывает атмосферу города, личности особенно думающей, мучимой внутренними терзаниями не дадут нормально существовать. По сути о том же самом написано в другом романе «Записки из подполья». Не только внутренние комплексы и страх главного героя мешали ему жить, но и окружающая атмосфера…и отношение людей. В итоге и в одном и другом произведении атмосфера города и отношения людей становятся причиной внутренней болезни главных героев (на грани душевной). И более того «город» толкнул Раскольникова на убийство старухи.

Петербург для писателя Достоевского это город существенных социальных контрастов. Один богат и весел может позволить себе всё. Другой нищий и забит в угол. Счастье и отчаяние стоят рядом и перемешиваются.

Сочинения 2

В творчестве, как и в жизни величайшего русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского город Петербург является ключевой локацией. Здесь он жил и учился определённое время, здесь мысленно переживал судьбу своих героев из романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского облачен в мрачные тона, погружен в сырую атмосферу безысходности. Наделён и пугающим психологическим состоянием его контингент, бросающийся в дикие крайности, совершая кровавые преступления, укоряя себя в совершённом и жаждущим наказания. Петербург полностью перемалывает привычный набор ценностей, прививая собственный, искажённый взгляд на дозволенное и запрещённое.

Может показаться, что Достоевский намеренно «приукрашает» питерский натюрморт, но с какой тогда целью? С чего бы не облачить Петербург, ради насыщенности литературного изложения, в изысканную палитру питерских достопримечательностей, радующих глаз туриста по сей день? Естественно, Петербург дождливый и мрачный город лишь благодаря климату. Но не географическая и климатическая специфика побуждают Достоевского к бичеванию. Пороки, лживость, цинизм и зло – вот что погубило Петербург, вот благодаря чему кипят остросюжетностью события в его книге. Он мог восхвалять абсолютно всё по указке правящей элиты, приспособиться к действительности и почивать на казённый кошт, но предпочел глаголить истину, разоблачая человеческую порочность, немощность и кратковременность. Петербург стал жертвой. Жертвой, которая впитала всё зловещее, всё гнилое и отталкивающее для нормальной жизни. Закономерно и то, что в подобном городе счастья нету как такового. Все судьбы сломаны, все краски стёрты, все улыбки и радости переменились на страдальческие и изнеможённые лица. Такая атмосфера планомерно и неспешно закидывает петлю на шею всякой надежде.

Отталкиваясь от подобной формулировки, можно с уверенностью сказать, что олицетворения Петербурга таким, каким его характеризует Достоевский связано с его глубочайшей болью и переживаниями, терзающими душу писателя. Тотальный скепсис разлит по страницам его произведений. Людей он видит носителями сплошных «моральных язв», портящих и разрушающих всё вокруг. Отличаются от такого сброда лишь единицы, жизнь которых обречена.

3 вариант

Город в творчестве писателей – это не только место, где происходят события. Часто автор через описание города задает настроение, показывает свое мнение относительно своей эпохи. Особенно это актуально тогда, когда речь идет о крупнейших, центральных городах страны. Так и в творчестве Ф.Достоевского: Петербург и место, где развиваются некоторые события, и способ, выразить свое отношение к своему времени.

В описании столицы Российской империи Достоевский не демонстрирует нам дворцов, монументов и величия архитектуры. В «Преступление и наказание» Петербург – это еще и трущобы, беднота, ужасный запах, гнилые лестницы и помои на улицах. Все это погружает нас в атмосферу уныния, читатель сразу на себе чувствует все подавленное состояние, в котором находятся главные герои романа.

В Петербурге Достоевского преобладает желтый цвет: обои часто желтые, стены в переулках и мебель в комнате Раскольникова тоже. Преобладание этого цвета связано со стремлением навеять читателю тоску, ведь желтый цвет ассоциируется с болезнью и нищетой трущоб. Часть действий происходят на закате (снова желтый цвет, на этот раз солнце), что также символизирует грусть и тоску конца. Главным героям нечем похвалиться в конце дня, кроме совершенных грехов и преступлений, кроме своего ничтожного бытия.

Комнаты Достоевского узкие: с одной стороны, демонстрируется все та же нищета, с другой – узость внутреннего мира героев. Мир Раскольникова по Достоевскому – маленький и ограниченный, как и снимаемая ним комнатушка.

Иногда через мысли Раскольникова автор размышляет над темой благоустройства города, например расширить Юсупов сад. Сам сад Раскольников часто называет «Свидригайлов».

Несмотря на то, что Достоевский часто изображает центр Петербурга, Сенную площадь, он открывает другую его сторону. Сенная площадь – шумная, где постоянно толпятся люди, Екатерининский канал – канава, а прилежащие улицы – сборище кабаков. До Достоевского, никто не решался так изобразить столицу империи. Именно на этих улочках Раскольников принимает решение убить процентщицу, именно тут жил сам Федор Михайлович.

Читайте также:  Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Примечательно, что многие размышления Раскольникова подаются именно в моменты, когда он прогуливается по городу: в романе есть сцены на площадях, улочках и переулках города. Но чаще всего Достоевский предпочитает акцентировать внимание именно на убогости и нищете трущоб. Из этого можно сделать предположение, что сама среда толкает героя на негативные мысли и как следствие – на дальнейшее преступление.

Петербург Достоевского

Популярные сочинения

Земля – планета, где мы с вами живём. Это наш дом, наш мир. Пускай, для космоса он очень мал, но для нас – невероятно велик. И очень ценен.

Как известно, чтобы чего-то добиться необходимо прилагать к этому какие-то усилия. В основном от желания зависит большая часть успеха.

Петербург в романе

Очень большое значение в романе имеет изображение Петербурга. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.

Очень часто события происходят вечером, на закате солнца. Солнце у Достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. Желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.

Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, в которых он оказался: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа.

Существует связь и между мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города. Не случайно Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек.

Картину тесноты, давящей скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди в этом безысходном мире объединены злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к другу с подозрением и недоверием. Мармеладов рассказывает Раскольникову историю своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной; не раз сбегаются на скандал жильцы дома, в котором снимает квартиру Катерина Ивановна.

Раскрывая конфликт героев на фоне Петербурга, Достоевский выбрал не парадно-благополучную его часть, а ту, где совершается процесс жизни города. Петербург в романе – мертвенный, холодный, равнодушный к судьбе человека город: «необъяснимым холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картина».

Картины нищего Петербурга в романе “Преступление и наказание” пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа «Преступление и наказание» определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жестокость окружающей их действительности. Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.

В романе изображен центр торговли тогдашнего Петербурга – Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда – с раннего утра и до позднего вечера – толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков.

Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф.М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: «Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя». Раскольников – один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и ситцевыми платками, он неожиданно для себя услышал разговор, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта встреча с мещанином, его женой и Лизаветой – сестрой процентщицы – стала для него решающей.

В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и духота – все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.

В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова – Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.

Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман».

Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок. Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.

Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его. В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.

Если бы Сонечка Мармеладова не стала зарабатывать на жизнь «желтым билетиком» – умерли бы с голоду дети Катерины Ивановны. В той ситуации, в которой она оказалась, даже самоубийство исключено. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нравственная гармония в этих условиях недостижима, а стремление к ее немедленному осуществлению оборачивается бесчеловечностью. По словам Сонечки, например, Катерина Ивановна «не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается». Жизнь ставит героев в тупиковые ситуации, когда, с точки зрения логического ума Раскольникова, «безнравственным» становится само неукоснительное требование нравственности.

Сестра Раскольникова Дуня готова не задумываясь выйти замуж без любви за расчетливого и циничного дельца Лужина, чтобы помочь брату. Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее. » Таким образом жизнь не только не удаляет героя от обдуманного решения, а как будто специально, на каждом шагу наталкивает на него.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Ссылка на основную публикацию
×
×