Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса: сочинение

«Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса»

Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не оставляло до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности у современников в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем надежд и стремлений тысяч людей. После смерти писателя его произведения начали поддавать острой критике, и только в XX веке стало полностью очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отображение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Отец был бедный служащий и за долги попал в тюрьму. Диккенс с раннего детства самостоятельно зарабатывал деньги, работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображает современные события и пытается достичь взаимопонимания в причинах, что их вызывали. Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и зла, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отображает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства — одна из главных в его творчестве.

Роман «Приключения Оливера Твиста» — первый «роман-воспитание», жанр, к которому Диккенс неоднократно обращается. Структура этих произведений похожа: ребенок, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуется родственниками, которые охотятся за наследством и хотят использовать беззащитность ребенка; благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из оков бедности, получает наследство, а вместе с ней и признание в обществе. В начале творчества, и это отобразилось в «Оливере Твисте», Диккенс считает, что материальная награда, достаток — цель, к которой стоит идти, которая делает человека счастливым. Зло в «Оливере Твисте» имеет двойную природу: это общественное зло, выраженное у «работних домах», где содержатся обездоленные дети; но Диккенс изображает зло, объяснить которое ни писатель, ни читатель не могут, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе за цель уничтожить Оливера. Образ Оливера идеального, его характер не изменяется на протяжении романа, он не подвергается влиянию обстоятельств, даже находясь среди плутов.

В следующих романах тема детства углубляется. Диккенс осознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автора немало упрекали и при жизни, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» — это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радости жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одинок. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни «счастливые концы» бывают не всегда, он изменяет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастья.

Наиболее характерный в этом отношении роман «Девид Копперфилд». Герой этого произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходить длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. Этот роман имеет автобиографичные черты и отбивает не только развитие героя, но и пути, которыми шел сам автор. В этом романе порог между злом и добром не так четок: героев трудно разделить на сугубо позитивных и сугубо негативных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует прием смерти персонажей, которая помогает развязать немало конфликтов. В «Девиде Копперфилде» этот прием имеет совсем другое содержание: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт. Уже взрослый, Девид Копперфилд влюбляется в дочь владельца фирмы, где он учится, Дору, и, когда обстоятельства позволяют, Девид вступает в брак с ней. Но пройдут годы, прежде чем он поймет, что всю жизнь рядом с ним был по-настоящему близкий человек, Агнес. Смерть Доры не просто дает возможность Девиду жениться из Агнес, а заставляет переосмыслить свою жизнь, отношения с людьми, понять, что такое настоящая любовь.

Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направление таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает безразличие общества в отношении к детям.

Тема «Детства» в творчестве Ч. Диккенса Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щеголькова А. О.

В статье рассматривается «тема детства» в творчестве Чарльза Диккенса, как основная, доминирующая тема всего творчества автора. Здесь рассмотрены основные типы героев-детей произведений Диккенса.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Щеголькова А. О.

Текст научной работы на тему «Тема «Детства» в творчестве Ч. Диккенса»

ТЕМА «ДЕТСТВА» В ТВОРЧЕСТВЕ Ч. ДИККЕНСА © Щеголькова А.О.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

В статье рассматривается «тема детства» в творчестве Чарльза Диккенса, как основная, доминирующая тема всего творчества автора. Здесь рассмотрены основные типы героев-детей произведений Диккенса.

Одной из «вечных тем» мировой литературы является тема детства, которая в разные периоды исторического развития получала новую интерпретацию, но всегда оставалась актуальной.

Появлением пристального внимания к жизни и проблемам ребенка мы обязаны эпохе Просвещения, когда для ребенка, как главного объекта воспитания, начинает создаваться детская литература, направленная на превращение его из «пустого места» (по мысли Дж. Локка) в человека зрелого, наделенного нравственной добродетелью.

Тема детства играет важнейшую роль в творчестве и мировосприятия английского классика XIX века Чарльза Диккенса. Честертон считал, что Диккенс имел два больших таланта – это «умение писать смешное и, конечно, умение изображать ужасное».

Диккенс привлекает читателей всех стран вот уже более полутораста столетий именно своим умением «затронуть общечеловеческие струны». Писатель изображает добрых, порядочных, наделенными справедливыми ценностями людей. Секрет его популярности в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем надежд и стремлений тысяч человек.

После смерти писателя долгое время произведения Диккенса подвергалось острой критики и лишь в начале XX века общество по достоинству оценило значение творчества Диккенса.

Биография писателя получила отражение, как в манере письма, так и в сюжетах его произведений. 12-летний Чарльз был вынужден уйти из школы и устроиться на работу в качестве газетного репортера, дабы отец его был мот и в 1824 году сидел в тюрьме для должников. Работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображал современные события и старался понять причины, которые их вызвали. Ведущая тема творчества писателя – тема борьбы добра и зла, что раскрывается в каждом его произведении.

Комплексный анализ причин пристрастия Диккенса к детству (обстоятельства личной жизни романиста, особенности его психики и мировос-

приятия, его «недопрожитое» детство и т.д.) в полной мере объясняет, почему дети и «детское» имеют первостепенное значение в его произведениях.

Романы Диккенса показывают становление характера человека, начиная с детства (например, «Оливер Твист» (1839)). Характерными особенностями творчества можно считать: наличие мелодраматических элементов, упрощенность характеристики персонажей (добрые всегда добрые, а злые -злые), счастливая концовка произведения, детективные элементы.

Диккенс прославился большей частью произведениями, которые были написаны в первый период его творчества: цикл «Рождественские повести» (1848), романы «Магазин древностей» (1841), «Домби и сын» (1848), позднее написаны «Дэвид Копперфилд» (1850), «Маленькая Доррит» (1857), «Большие ожидания» (1861).

Тема детства у Диккенса есть уникальный взгляд на жизнь, это взгляд ребенка, слишком рано узнавшего, что такое мир взрослых, что такое невзгоды и тяготы, лишения и боль. Зачастую персонажи Диккенса – это дети-сироты. Например, Эстер Саммерсон, героиня «Холодного дома», воспитывалась крестной; Дэвид Копперфилд родился после смерти отца. Оливер Твист, «. если бы он мог знать, что он сирота, оставленный на милосердное попечение церковных старост и надзирателей, он кричал бы ещё громче».

«Идеальный ребенок по мнению», по мнению Диккенса, наделен «свежестью чувств, простодушием, энтузиазмом, прелестной бесхитростной неспособностью заниматься житейскими делами» [5, с. 23].

Маленькие герои Диккенса – это не обычные дети, воспитанные в привычных и условиях родительской заботы и ласки, это жертвы несправедливости жизни, опасности жизненных поворотов. Причем, это могут быть как дети из низов, так и дети из, казалось бы, вполне благополучных семей, но их судьба складывается не менее драматично и трагично. Диккенс точно и справедливо показывает, как Поля Домби, любимейшего сына, не знавшего в жизни ни лишений, ни одиночества сироты, убивает безмерная спесь «любящего отца». Детство без забот Дэвида Копперфилда обрывается, когда в доме появляется отчим. Здесь Диккенс показывает всю остроту и тяжесть непонимания, которое сваливается на жестоко наказанного Дэвида, одиноко сидящего в комнате и пытающегося хоть как-то осознать, почему перевернулся такой, казалось бы, устойчивый и благословенный мир. Диккенс считал, что отношение взрослого и ребенка является отражением борьбы добра и зла в нем.

Роман «Приключения Оливера Твиста» является первым «романом-воспитания», написанным в жанре, к которому Диккенс неоднократно обращался. Структура этих произведений похожа: ребенка, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуют родственники, желая воспользоваться беззащитностью ребенка, охотятся за наследством. Благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из сетей плохих людей, получает наследство, а вместе с ним и признание в обществе.

Диккенс изображает Оливера идеальным, его характер не меняется на протяжении романа: он не подпадает под влияние обстоятельств, даже находясь среди мошенников.

Данный роман вполне можно рассматривать как биографический. Изображая развитие героя, автор изображает пути, которыми шел сам. Здесь граница между злом и добром не такая четкая: героев тяжело разделить на сугубо положительных и сугубо отрицательных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует такой прием: смерть персонажей, что помогает решить немало конфликтов.

Детскость, детство, по Диккенсу, – категория универсальная, присущая человеку независимо от возраста. Здесь применимо высказывание С. Маршака – о том, что память о детстве и есть духовная жизнь: «Если вы не научились в любой суете, при любом темпе жить духовной жизнью: помнить детство, понимать простые слова и видеть главное, – это небытие».

Диккенс бросает своих маленьких героев в пучину ужаса, низости и подлости, дабы воззвать читателя к состраданию и желает пробудить в них добрые чувства.

Маленькие персонажи романов Диккенса – это дети непогоды. Никто не шлёт им ангела-хранителя, не помогает, не объясняет правила поведения и устои этого общества, никто не берёт за руку, чтобы вести по жизни. Напротив, это они становятся поводырями и покровителями: Агнес Уикфилд удерживает от запоев отца, Дэвид опекает чету безалаберных Микоберов, Нелли вызволяет из постоянных бед впавшего в маразм дедушку, Эми Доррит с семи лет прачка и швея. Железные рамки, в которые ставит их жизнь, требуют от них ежедневной взрослости: дальновидности, ответственности, терпения. Но это не маленькие старички и старушки. Наверное, только Диккенсу под силу передать само дыхание детства с его бурной искренностью и безоглядной простотой.

Читайте также:  Противоречия исторических взглядах в творчестве Джойса и Томаса Манна: сочинение

Если постараться вглядеться в мир каждого маленького героя романов Диккенса, то можно увидеть, что у каждого из них свой мир, причем эти миры разновеликие. Самоотверженные, горько и глубоко живущие дети-герои. Дети-труженики, чьё детство далеко от инфантильности, начавшие знакомство с жизнью с её изнанки, но ничуть не утратившие способности ликовать и удивляться, они так и остаются маленькими непоседами и выдумщиками. Дети-жертвы, пребывающие в нежном возрасте только биологически; у них нет ни сил, ни возможностей устоять перед жизнью, укорениться в ней.

В противовес детям, Диккенс изображает взрослых. Это гордые, самоуверенные люди. Но писатель больше всего любит изображать взрослых, сохранивших в себе все качества детей [7, с. 364]. Один из самых известных непосредственно-наивных взрослых – мистер Пиквик, чья доверчивость порою граничит с идиотизмом и чью чисто детскую, упрямую, порывистую

доброту принято называть чудачеством. Но Пиквику, как настоящему хорошему ребёнку, жалко всех, даже пройдоху Джингля, столько раз его облапошившего.

Пиквик возглавляет лучезарную вереницу детей, обросших годами и сединами, но больше ни в чём не изменившихся. Одна из главных их черт -неумение разбираться в людях. «Хищный глазомер» житейски опытных людей им неведом – не потому, что они близоруки, а потому, что не считают возможным сортировать, а значит, отбраковывать себе подобных, для них все люди – люди. Это о них сказано: «Чистым всё чисто».

В способности доверять – душевное величие ещё одного чистопородного диккенсовского ребёнка зрелых лет, мистера Джарндиса из «Холодного дома». Человек редкой проницательности, он годами приятельствует с оборотнем Скимполом, который искусно паразитирует на великодушии хозяина Холодного дома. Джарндису не дано нравственно пригнуться, настолько, чтобы попасть в нору, где обитает холодная и хитроумная суть Скимпола [6, с. 58].

Подводя итоги можно сказать, что незлобивость, чистосердечие, способность верить и жалеть – самые существенные черты детства, каким оно видится Диккенсу. Но они и есть слагаемые совершенной, евангельской личности. Диккенс не просто великий писатель («Просейте мировую литературу – останется Диккенс» Л. Толстой) – он великий христианский писатель.

1. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. – М.: Астрель, 2011. – 224 с.

2. Диккенс Ч. Рождественские повести. – М.: Эксмо, 2010.

3. Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим: роман – М.: Эксмо, 2010. – 928 с.

4. Диккенс Ч. Холодный дом. – М.: Эксмо, 2009.

5. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1981. – № 2. – С. 17, 23.

6. Черкасова Т.М. Типы детского характера в творчестве Ч. Диккенса // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 2. – С. 58-60.

7. Черкасова Т.М. Детство в представлении Ч. Диккенса // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы IV Всероссийской конференции молодых ученых. – М.; Ярославль: Ремдер, 2005. – С. 364-368.

Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса

Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не получил такой славы при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не покидало до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем надежд и стремлений тысяч человек. После смерти писателя его произведения начали подвергать острой критике, и лишь в ХХ веке стало очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отражение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Диккенс сызмала самостоятельно зарабатывал деньги, так как отец, бедный служащий, за долги попал в тюрьму. Работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображал современные события и старался понять причины, которые их вызвали. Ведущая тема творчества писателя – тема борьбы добра и зла, что раскрывается в каждом его произведении.

Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отражает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства – одна из главных в его творчестве. Роман “Приключения Оливера Твиста” – первый “роман-воспитание”, написанный в жанре, к которому Диккенс неоднократно обращался. Структура этих произведений похожа: ребенка, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуют родственники, желая воспользоваться беззащитностью ребенка, охотятся за наследством. Благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из сетей плохих людей, получает наследство, а вместе с ним и признание в обществе.

В начале творчества, это воспроизведено в “Оливере Твисте”. Диккенс считал, что материальная награда, благосостояние – цель, к которой следует идти, которая делает человека счастливым. Зло в “Оливере Твiсте” имеет двойную природу: во-первых, это общественное зло, изображенное через “рабочие дома”, где содержатся бедные дети, во-вторых, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе целью уничтожить Оливера. Образ Оливера идеальный, его характер не меняется на протяжении романа: он не подпадает под влияние обстоятельств, даже находясь среди мошенников. В следующих романах тема детства углубляется, Диккенс осознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, что автору ставили в укор и при жизни, а особенно после смерти. Но “счастливые концы” – это одна из черт философии писателя.

Он считал, что литература имеет большое воспитательное значение, влияет на сознание, и что счастливый конец утверждает оптимизм, радость жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одиноким. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни “счастливые концы” бывают не всегда, он меняет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастье. Характерный относительно этого роман “Дэвид Копперфилд”. Герой произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходит длинный путь духовного развития. Несчастное детство, сиротство, поиски родных людей меняют характер Дэвида, дают ему жизненный опыт.

Этот роман имеет автобиографические черты. Изображая развитие героя, автор изображает пути, которыми шел сам. В этом романе граница между злом и добром не такая четкая: героев тяжело разделить на сугубо положительных и сугубо отрицательных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует такой прием: смерть персонажей, что помогает решить немало конфликтов.

В романе “Дэвид Копперфилд” этот прием имеет совсем другой смысл: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт. Уже взрослый, Дэвид Копперфилд влюбляется в дочь владельца фирмы, Дору, и когда обстоятельства позволяют, Дэвид вступает в брак с ней. Но пройдут года, прежде чем он поймет, что всю жизнь рядом с ним был по-настоящему близкий человек, Агнес. Смерть Доры не просто дает возможность Дэвиду вступит в брак с Агнес, а вынуждает переосмыслить свою жизнь, отношения с людьми, понять, что такое настоящая любовь.

Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направление таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает равнодушие общества в отношении к детям.

Тема детства и воспитания в творчестве Ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.

Воспитательный роман – жанр романа, содержанием которого является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.

Убежденный реалист, Диккенс не мог отказаться от своих дидактических замыслов. Бороться с тем или другим социальным злом для него всегда означало убеждать, то есть воспитывать. Правильное воспитание человека писатель считал лучшим путем к установлению взаимопонимания между людьми и гуманной организации человеческого общества. Он искренне верил, что большинство людей естественно тянется к добру и в их душах легко может восторжествовать доброе начало. Тема воспитания наряду с темой детства – ведущие в творчестве Диккенса.

Наиболее яркие примеры романов-воспитания: «Приключения Оливера Твиста» (1837-1838) (1); «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1838-1839) (2); «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» (1849) (3).

(1) Роман написан под впечатлением закона о бедных (В работные дома принудительно стали помещать всех тех, кто обращался за общественной помощью).

Жестокость мира порождает жестокость ребенка. Именно это волнует писателя, который сознательно обнажает самые страшные язвы английского дна, желая обратить на них внимание общества. Писатель считает, что проблема воспитания человека — дело всего общества. Одно из заданий романа «Приключения Оливера Твиста» — показать суровую правду ради того, чтобы заставить общество быть справедливее и милосерднее. С иронией автор вставляет замечание по поводу той или другой ситуации, когда респектабельные английские джентльмены брезгливо отворачиваются от бедных отверженных, которые оказались в рабочем доме. Один из таких джентльменов даже не имеет имени, он просто назван господином в белом жилете. Не сделав ничего хорошего для Оливера и других сирот, он пророчил мальчику тюрьму и казнь. Так писатель затрагивает еще один вопрос: что являет собой истинная воспитанность, и возможна ли она без доброты и милосердия. И красивое, и некрасивое в человеке может изменять жизнь, общество людей. И очень важно, какими моральными принципами живут те люди.

(2) Николас Никльби – герой, у которого умер отец. Он должен заботиться о сестре и матери. У него есть богатый дядя Ральф. Он злой, жадный. Николас Никльби устраивается на работу в «Академию» (частная школа Сквирсов). Первоначаль Николас мечтает о том, каким гуманным и добрым преподавателем он будет. Но когда он видит воспитанников «Академии», его переполняет чувство жалости (забитые, голодные дети). В романе “Жизнь и приключения Николаса Никльби” (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей. Николас не желает становится пособником Сквирсов – он выбирает светлый путь, не мирится с жестокостью и жадностью содержателей частной школы.

В галерее диккенсовских героев Николас Никкльби – один из первых, кто, познав кричащие контрасты жизни большого города, осознает их несправедливость. Правда, чаще всего его суждения об окружающем выражены в декларативной форме; в уста героя, во многом еще слишком наивного, Диккенс вкладывает свои собственные наблюдения и выводы. Поэтому почти во всех случаях рассуждения об окружающей жизни героя даны в форме косвенной речи. С особой силой звучат слова героя, в которых он противопоставляет честную бедность простых людей бесчестию богатых и власть имущих.

Читайте также:  Проблематика и своеобразие «Рождественских рассказов» Диккенса: сочинение

На примере частных школ Диккенс решил продемонстрировать, «сколь чудовищно пренебрегают в Англии воспитанием и как небрежно относится к воспитанию государство-к выращиванию добрых или плохих граждан, несчастных или счастливых людей». Гнусная жестокость, постоянные издевательства, лицемерие наносят непоправимый вред ребенку. Общество не может рассчитывать на благополучие, если ежедневно и ежечасно унижаются дети. Общество должно бережно относиться к каждой детской душе, мудро «воспитывать чувства», гуманно и заботливо развивать все лучшие качества человека, и не в последнюю очередь – чувство собственного достоинства.

Что лежит в основе дурного воспитания, лицемерия, надувательства, скупости, ненависти, подличанья, обмана? Деньги! «Николас Никльби» – первый роман Диккенса о власти денег в обществе: они распоряжаются судьбами людей, определяют их поступки, мысли, надежды, симпатии, антипатии.

Но проблема воспитания отнюдь не исчерпывается в нем школьной темой и сценами педагогической деятельности Сквирса. Это роман о воспитании в самом широком смысле этого слова: его герой проходит суровую школу жизни.

(3)Раскрывая пагубность неправильного воспитания, писатель рисует образы несчастных детей, лишенных заботы и тепла. Показывает, как это отражается на формировании их характеров, целей и стремлений. И мы видим на примерах образов, созданных Диккенсом, что именно система образования, а не среда, из которой вышли герои, влияет на их дальнейшую жизнь и судьбу.

Проблемы воспитания и образования занимают в произведении одно из главных мест, так как отражают процесс формирования личности. Писатель изображает несколько методов воспитания: систему отчима Дэвида мистера Мэрдстона, систему Крикла- бывшего торговца хмелем, ставшего директором школы, и систему Бетси Тротвуд. Сами «воспитатели» предстают перед нами такими, какими их видит ребенок. Так, бело-черно-коричневое лицо и пустые глаза Мэрдстона отражают ту ненависть, которую испытывает Дэвид к жестокому, бессердечному человеку, считающему Ребенка своей обузой. Такое же отвращение и неприязнь вызывает у мальчика Крикл, который сам «ничего не знает, кроме искусства порки, и более невежествен, чем самый последний ученик в школе». Сквозь призму восприятия Дэвида, мы видим, что методы воспитания и Мэрдстона, и Крикла антигуманны и бесчеловечны. В противоположность им Бетси Тротвуд желает сделать мальчика человеком добрым, внушить ему стремление приносить пользу обществу. И, хотя она старается скрыть свои чувства под маской внешней суровости, Дэвид видит в ней воплощение добра и справедливости. Таким же носителем положительных начал является для мальчика семья его няни Пегготи.

В своем романе Диккенс анализирует причины нравственного несовершенства людей, их морального уродства. И приходит к выводу о губительном влиянии испорченной системы образования.

Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автора немало упрекали и при жизни, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» — это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радости жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одинок.

Тема детства (в рождественских рассказах): дети могут изменить этот мир, именно они являются воплощением света и добра (малютка Тим – ребенок инвалид, сын Боба – изменяет Скруджа, будит в нем сострадание и жалость).

Влияние на русскую литературу: В России романы Диккенса переводились почти одновременно с их выходом в свет у него на родине. Его творчество вызывало живой интерес не только читателей, но и современных ему русских критикой и читателей.

Диккенс был одним из любимейших писателей Л.Н.Толстого, который находил в творчестве английского романиста много созвучного собственным идеям, взглядам на искусство, близкие нравственные убеждения. Пафос христианского учения о “добре” и “зле”, который Толстой находил у Диккенса, имел для него большую ценность, чем критика действительности. Диккенс был близок ему по характеру своего мировоззрения, он относил его к писателям “христианского духа”, “религиозного настроения” и считал, что подобное мировоззрение способствует воздействию на людей в духе братства, любви и добра. Не в меньшей мере, чем нравственный аспект, Толстого привлекало в творчестве Диккенса решение им жанрово-стилевых проблем, связанных с “романом воспитания”, и русский писатель черпал у автора “Дэвида Копперфильда” идеи, созвучные его собственным. В 1860-ые и в 1870-ые годы Л.Н.Толстой обращается к творчеству Диккенса в связи с проблематикой “семейного романа”.

Диккенс – духовный спутник Достоевского. Достоевский: “. .мы на русском языке понимаем Диккенса, я уверен, почти также, как и англичане, даже, может быть, со всеми оттенками; даже, может быть, любим его не меньше его соотечественников. .”. Высоко ценя и любя Диккенса, Достоевский не мог пройти мимо его художественных открытий, благодаря чему его произведения обогащались сложным комплексом литературно-психологических реминисценций. Оригинальность усвоения Достоевским диккенсовских сюжетных мотивов заключалась в преобразовании того, что он воспринимал как всеобщую идею и истину. Опыт восприятия Достоевским творчества Диккенса обнаруживает, с одной стороны, связь обоих художников с процессом развития русской и европейской культур, а с другой стороны, выявляет национальное своеобразие русской культуры.

Схожесть с Диккенсом : Достоевский – Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка.

Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса: сочинение

Камардина Юлия Сергеевна

канд. филол. наук, доцент Балашовского института

Саратовского государственного университета

имени Н.Г. Чернышевского, г. Балашов

Мир детства сложен и содержит в себе разные миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Интерес к детству и само понятие детства практически отсутствовало до XVIII века. Исследования ученых в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детские образы в живописи того времени встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. В средневековой литературе Западной Европы ребенок занимал место бедняка. В литературе классицизма детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так как классицизм интересует всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает как возрастное уклонение от нормы (незрелость), так же как сумасшествие — психическое отклонение от нормы (неразумие).

Повествуя об образах детства в зарубежной литературе и искусстве нового времени, И.С. Кон отмечает, что они меняются и развиваются. В реалистическом романе 1830—1850 годов, особенно у Ч. Диккенса, появляются образы бедных обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и, особенно, школьной тирании, однако сами дети остаются одномерно наивными и невинными. Художественному исследованию подвергается семейное «гнездо» и выясняется, что под теплой оболочкой здесь часто скрываются жесткое рабство, гнет и лицемерие, калечащие ребенка.

ЧарльзДиккенс является «первооткрывателем детской темы в английской литературе». Он первым столь полно и глубоко исследует тему детства. «Диккенсовские» детские образы детально рассмотрены в ряде монографий некоторых писателей [1, с. 87].

О детских образах в творчестве ЧарльзаДиккенса уже доста­точно сказано в зарубежном литературоведении. Созданные писателем образы, такие, как Оливер Твист, Николас Никльби, Нелли Трент, Поль и Флоренс Домби, Эмми Доррит, Барнеби Радж, Мартин Чезлвит, Пип, Дэвид Копперфилд навсегда вошли в мировую историю Детства. Эти персонажи поражают своей реалистичностью, узнаваемостью, и в то же время трогательностью, искренностью и лиризмом, а подчас и точно подмеченными комическими деталями. Во многом это связано с особым отношением ЧарльзаДиккенса к собственному детству, его воспоминаниям о той поре жизни. Не случайно А. Цвейг в статье «Диккенс» характеризует своего героя следующим образом: «…сам Диккенс — писатель, обессмертивший радости и печали своего детства, как никто другой» [4, с. 38].

Именно в «Оливере Твисте» героем становится ребенок — ЧарльзДиккенс одним из первых обратился к ребенку как к положительному герою, раскрывая его трагическую судьбу в буржуазном мире, изображая его трогательную непосредственность и отзывчивость.

В предисловии к «Оливеру Твисту» ЧарльзДиккенс впервые формулирует программу своего творчества, подчеркивая, что одна из задач его книги заключается в том, чтобы показать «суровую правду» и быть верным ей до конца — это главный принцип критического реализма [5, с. 104].

Второй период творчества ЧарльзаДиккенса охватывает 1842—1848 гг.,наиболее значимое произведение, созданное в это время — «Домби и сын». В этом романе реалистическое мастерство писателя достигает своего расцвета. Роман создавался в период наивысшего подъема чартизма в Англии и в разгар революционных событий в других странах [5, с. 106].

Несомненной удачей писателя следует считать образ маленького Поля Домби. Этот образ открыл новые горизонты в исследовании «детского взгляда на жизнь»; с покоряющим мастерством изображен характер Поля, его внутренний мир, глубина переживаний, инстинк­тивное неприятие лжи, лицемерия и ханжества. В семье Домби все подчинено суровым законам бесчеловечного мира капитала — на Поля возложены огромные надежды, но им не суждено сбыться — Поль умирает. Он — жертва «экономического» взгляда на жизнь. ЧарльзДиккенс развенчивает взгляд на ребенка как на потенциальную экономическую единицу — Поля ждало богатство и высокое положение, однако эгоизм и гордыня отца погубили его; для Мистера Домби Поль был лишь безропотным служителем интересам его процветающей фирмы.

50-е гг. — третий период творчества ЧарльзаДиккенса, когда он обращается к острым социальным проблемам эпохи, выступая преимущественно как сатирик. Галерею детских образов здесь продолжает Дэвид Копперфилд из одноименного романа, во многом автобиографического. Образ Дэвида лишен односторонности и прямо­линейности, которые были присущи образу Оливера Твиста; писатель стремится показать героя в процессе становления и развития личности. Пройдя через сложные жизненные испытания, Дэвид не разочаровы­вается в жизни — он сохраняет доброту и отзывчивость, веру в людей. По своему построению и общему тону «Дэвид Копперфилд» отличается от остальных произведений ЧарльзаДиккенса 50-х годов — он написан в мягких лирических тонах, ему свойственен тонкий юмор. Это переходноепроизведение от ранних периодов творчества к более поздним [2, с. 85].

В 1853 г. ЧарльзДиккенс заканчивает роман «Холодный дом» — многопроблемное и многоплановое произведение, отличающееся смелостью и остротой социальных обобщений, большой впечатля­ющей силой сатирических образов. Тема романа — судебный процесс между представителями семейства Джарндис, и все действующие лица романа так или иначе замешаны в этот процесс. Свидетелями и участниками процесса становятся многие поколения Джарндисов, однако, когда судебное разбирательство заканчивается, выясняется, что наследства, из-за которого шел спор, не хватит даже на покрытие судебных издержек [2, с. 88].

Читайте также:  «Рождественская» философия Диккенса: сочинение

Воздействие социальной обстановки на формирование характера ЧарльзДиккенс раскрывает в образе Ричарда — жизнерадостный и способный, он тоже втянут в процесс Джарндисов, и это роковым образом влияет на всю его последующую жизнь — он помешан на ожидании богатства, становится подозрительным, делает несчастной свою жену, подтачивает свое здоровье и ускоряет свою гибель. Мрачный колорит романа передает нарастающий пессимизм во взглядах писателя [3, с. 95].

Последний период творчества писателя относится к 60-м гг. XIX в., когда общий тон звучания его романов становится еще более пессимистичным — ЧарльзДиккенс утрачивает веру в возможность осуществления своего идеала в современных условиях. В эти годы созданы «Повесть о двух городах», «Большие надежды».

Деревенский мальчик Пип из «Больших надежд» в центре внимания автора на протяжении всего повествования. Характер Пипа динамичен — он в постоянном движении и изменении. Перед нами еще один «диккенсовский ребенок» со своими детскими выдумками (его надежды на крупное наследство), детской заносчивостью и детскими привязанностями (его отношение к малютке Эмили и Джо). Джо, муж сестры Пипа, кузнец — по сути тоже большой ребенок: его мечты о счастье непритязательны и умещаются в одно восклицание: «То-то будет расчудесно!» [3, с. 96].

Эволюция в понимании и изображении детей и детского характера прослеживается и на протяжении всего творчества в целом. В характере главных героев-детей внимание писателя сосредоточено не на том, что создает и формирует время, а на том, что оно выявляет уже существующее, но скрытое до определенного момента, поэтому кажется, что персонажи не испытывают ни влияния времени, ни меняющихся обстоятельств. Отсюда их изначальная и неизменная доброта.

Таким образом, ЧарльзДиккенс создал в своих произведениях замечательную галерею разных образов героев, среди которых важное место занимают детские образы; ребенок у ЧарльзаДиккенса — носитель лучших человеческих качеств: веры в правду и справед­ливость, бескорыстной доброты и самозабвенной любви. Стремясь доказать неизбежность победы добра над злом, ЧарльзДиккенс нередко противоречил главному принципу реализма — «показать суровую правду», но он делал это, стремясь вселить надежду в сердца людей. Гуманизм писателя, его страстное обличение социальной несправедливости, любовь и сочувствие к человеку делают книги Диккенса близкими самым широким кругом читателей в Англии и далеко за ее пределами.

Категория детства является ключевой в мировосприятии писателя XIX века, и это доказывают не только многочисленные герои его романов, но и образ детства, выявленный нами на основе анализа его произведений. Детство у ЧарльзаДиккенса это не просто ранний период человеческой жизни, а счастливая пора, воспоминания о которой скрашивают тяготы жизни.

Список литературы:

  1. Волконская М.В. Солидный подарок// Святочные рассказы. М.:Рудомино, 2001. — 118 с.
  2. Диккенс Ч. Рождественская песнь в прозе// Собр. соч.: В 30 т. Т. 12. М.: Художественная литература. 1999. — 101 с.
  3. Катарский И. «Диккенс в России», М., 2006. — 157 с.
  4. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М.: Детская литература,1999. — 210 с.
  5. Цвейг А. Диккенс//Тайна Чарльза Диккенса. М.: Книжная палата, 2000. — 263 с.

Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса

Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не оставляло до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество изменялись. Секрет его популярности у современников в том, что Диккенс остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем надежд и стремлений тысяч людей. После смерти писателя его произведения начали поддавать острой критике, и только в XX веке стало полностью очевидным значение творчества Диккенса. Его биография нашла отображение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Отец был бедный служащий и за долги попал в тюрьму. Диккенс с раннего детства самостоятельно зарабатывал деньги, работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображает современные события и пытается достичь взаимопонимания в причинах, что их вызывали. Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и зла, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отображает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства – одна из главных в его творчестве.
Роман “Приключения Оливера Твиста” – первый “роман-воспитание”, жанр, к которому Диккенс неоднократно обращается. Структура этих произведений похожа: ребенок, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуется родственниками, которые охотятся за наследством и хотят использовать беззащитность ребенка; благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из оков бедности, получает наследство, а вместе с ней и признание в обществе. В начале творчества, и это отобразилось в “Оливере Твисте”, Диккенс считает, что материальная награда, достаток – цель, к которой стоит идти, которая делает человека счастливым. Зло в “Оливере Твисте” имеет двойную природу: это общественное зло, выраженное у “работних домах”, где содержатся обездоленные дети; но Диккенс изображает зло, объяснить которое ни писатель, ни читатель не могут, оно олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе за цель уничтожить Оливера. Образ Оливера идеального, его характер не изменяется на протяжении романа, он не подвергается влиянию обстоятельств, даже находясь среди плутов.
В следующих романах тема детства углубляется. Диккенс осознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автора немало упрекали и при жизни, а особенно после смерти. Но “счастливые концы” – это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радости жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одинок. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни “счастливые концы” бывают не всегда, он изменяет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастья.
Наиболее характерный в этом отношении роман “Девид Копперфилд”. Герой этого произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходить длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. Этот роман имеет автобиографичные черты и отбивает не только развитие героя, но и пути, которыми шел сам автор. В этом романе порог между злом и добром не так четок: героев трудно разделить на сугубо позитивных и сугубо негативных, для автора важно, в первую очередь, как духовно обогащается герой. Во многих своих романах Диккенс использует прием смерти персонажей, которая помогает развязать немало конфликтов. В “Девиде Копперфилде” этот прием имеет совсем другое содержание: смерть не решает конфликт, а становится для героя тяжелым испытанием, из которого он приобретает жизненный опыт. Уже взрослый, Девид Копперфилд влюбляется в дочь владельца фирмы, где он учится, Дору, и, когда обстоятельства позволяют, Девид вступает в брак с ней. Но пройдут годы, прежде чем он поймет, что всю жизнь рядом с ним был по-настоящему близкий человек, Агнес. Смерть Доры не просто дает возможность Девиду жениться из Агнес, а заставляет переосмыслить свою жизнь, отношения с людьми, понять, что такое настоящая любовь.
Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направление таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает безразличие общества в отношении к детям.

Сочинение по литературе на тему: Тема детства в произведениях Чарльза Диккенса

Другие сочинения:

Художественный мир Чарльза Диккенса Диккенс-художник обладал бога­тейшим воображением. Эта уди­вительная сила воображения и знание неприглядных сторон жиз­ни викторианской Англии помогли писателю создать многоликий и многокрасочный художественный мир, населенный бессчетным числом комических, драма­тических и трагических персонажей. Романы Дик­кенса, перенасыщенные бытом, нравами, людьми разных сословий, подробными Read More .

Что привлекает читателя в романах Чарльза Диккенса Проходят года и столетия, уходят в небытие поколения людей, изменяются их обычаи, верования и взгляды, а великие художественные достояния остаются, надолго переживают своих создателей, по-новому разговаривают с каждой новой эпохой. Изображенные в них картины жизни давно отошли в прошлое, но Read More .

Проблема человеческого достоинства в романе Чарльза Диккенса “Домби и сын” Выдающийся английский писатель Чарльз Диккенс в своих произведениях отмечал, что каждый человек непременно должен иметь чувство собственного достоинства. Именно человеческое достоинство дает каждому из нас осознание своей личности, нужности людям. Это гордость за собственные благородные поступки, правдивость и честность, умение Read More .

Жизнеутверждающее звучание романа Чарльза Диккенса творчеством Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея в английской литературе утверждается реализм. В романах Чарльза Диккенса широко показана жизнь Англии XIX века с ее конфликтами и противоречиями. Писатель-реалист мечтал о том, что его творчество поможет искоренить социальные язвы и сделает жизнь Read More .

Проблемы воспитания в романе Диккенса “Приключения Оливера Твиста” Проблему воспитания можно называть одной из ведущих в английской литературе. Чарльз Диккенс не был в этом первооткрывателем, но он нашел свой путь решения проблемы, показав лондонское дно без романтики. В предисловии к одному из изданий романа “Приключения Оливера Твиста” Диккенс Read More .

Характеристика художественного мира Чарльза Диккенса Cтремление к художественному познанию мира в его разнообразии и противоречивости; критика общественных условий и социальных институтов, обрекающих личность на страдания и унижения; исследование глубин человеческой души, ее врожденных, т. е. не зависящих от социума добрых и дурных наклонностей, ее способности Read More .

Роль авантюрной интриги в романе Диккенса “Приключения Оливера Твиста” Роман Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста” хотя и обозначенный как “приключение”, все же не может быть назван приключенческим в полном понимании слова. Его цель – не столько развлечь читателя авантюрной интригой, сколько привлечь его внимание к болевым точкам общества, современного Read More .

Анализ романа Диккенса “Приключения Оливера Твиста” В романе “Приключения Оливера Твиста” Диккенс выстраивает сюжет, в центре которого столкновение мальчика с неблагодарной действительностью. Главный герой романа – маленький мальчик по имени Оливер Твист. Родившись в работном доме, он с первых минут своей жизни остался сиротой, а это Read More .

Ссылка на основную публикацию
×
×