«Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери»
В творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери, которого критики справедливо называли «колоссальной фигурой», «последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени», в полной мере отразилась его собственная сложная и противоречивая судьба. Сохранивший в своем мировоззрении многие черты средневековых представлений, он вместе с тем нес миру свежее гуманистическое видение окружающей действительности. В этой борьбе между старым и новым у Данте брало верх новое, в чем и заключается величие поэта. С ранних лет жизненный путь писателя определяли три направления, нередко связанные между собой: любовь к Беатриче, активное участие в политической борьбе и преданность поэтическому творчеству. Данте очень рано приобщился к политике, посвятив ей почти всю свою жизнь. Он был одним из ведущих деятелей партии белых гвельфов – партии городского дворянства. После их поражения, в 1302 году, Данте был изгнан из Флоренции и заочно приговорен к сожжению в случае самовольного возвращения. Всю оставшуюся жизнь он провел в постоянных скитаниях по Италии, находя убежище у своих однодумцев.
В 1315 году поэт был вторично приговорен к казни. Однако даже в этой трудной ситуации Данте не сложил оружия, не потерял твердости духа. Наоборот, именно в годы изгнания он уверенно стал говорить от имени всего человечества, которое хотел видеть живущим в справедливом и счастливом мире, где будет покончено с бесправием, когда «одни правят, а другие страдают».
Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, осознание единства итальянской нации – все это привело к тому, что Данте возложил надежды на германского императора Генриха VII, в котором видел миротворца, наследника Римской империи, способного возродить Италию.
В научных трактатах, созданных в изгнании: «Пир», «О народном красноречии», «О монархии», содержится немало новых, передовых мыслей. В «Пире» он призывает даже малообразованных людей из народа приобщиться к научным знаниям. Эта мысль усиливается еще больше в трактате «О народном красноречии», где автор утверждает право народного итальянского языка стать языком науки и литературы. Третье произведение – «О монархии», из-за своих прогрессивных настроений, было занесено в список книг, запрещенных Ватиканом. В этом трактате поэт выступает со смелым протестом против претензий церкви на политическую власть. Вместе с тем он выражает свою мечту о прекращении войн. Здесь автор защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно обеспечить земное благополучие людей. Это произведение вызвало немало споров и возмущений: его обвиняли и в утопизме, и в возвращении к средневековью. И действительно, трактат, как и все творчество поэта и само его мировоззрение, довольно противоречив.
Данте тяжело переживал смерть Генриха VII, так как она означала крах всех его надежд. Однако и этот духовный кризис поэт сумел преодолеть, создав в изгнании свое самое гениальное произведение – «Божественную комедию». Цель создания которой сам поэт определил так: «Цель этого произведения – вырвать всех живых из когтей несчастья и повести их к счастью». Образы поэмы глубоко символичны. Например, темный лес, в котором заблудился автор, отражает его внутренние колебания, и в то же время – анархию, которая царила в Италии. Скалистое ущелье – символ того места, где пребывает многострадальное человечество. Светлая, зеленеющая верхушка горы – царство справедливости, к которому стремится Данте. Но на пути к этой цели стоят три основные преграды: пантера – ложь и измена; лев – гордыня, жажда власти, насилие; волчица – эгоизм и собственничество. Преодолеть эти препятствия людям помогают наука, искренняя любовь друг к другу в сочетании с божественной благодатью. В то же время поэма содержит в себе намеки на реальную действительность. Ад в произведении является огромной политической тюрьмой, в основном населенной врагами самого автора. Он не побоялся поместить туда и трех римских пап, которые, согласно церковным учениям, «безгрешны». Настоящий патриот и гражданин, Данте был беспощаден к тем, кто относился с безразличием к судьбе родины и предавал ее интересы. Для поэта не существует более страшного греха, чем измена монарха, который должен быть воплощением родины.
«Божественная комедия», как и все произведения Данте, наполнена духом борьбы, она одновременно является и политическим памфлетом и философским произведением, в котором затронуты общечеловеческие проблемы.
Политическая активность Данте Алигьери, его обеспокоенность судьбой родной страны, понимание перспектив развития общества сделали поэта видной политической фигурой. Его передовые устремления, несмотря на то что из-за них он был изгнан и приговорен к казни, продолжали жить в его душе и вдохновлять на новые и новые творения. Не имея возможности самому продолжать активную борьбу, Данте сражался словом, обращался к народу при помощи своих бессмертных произведений.
Данте Алигьери – Сочинения
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги “Сочинения”
Описание и краткое содержание “Сочинения” читать бесплатно онлайн.
· О народном красноречии
· Стихотворения флорентийского периода
· Стихотворения, написанные в изгнании
· Стихи о каменной даме
· Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
I.
В этом разделе книги моей памяти, до которого лишь немногое заслуживает быть прочитанным, находится рубрика, гласящая: «Incipit vita nova». Под этой рубрикой я нахожу слова, которые я намерен воспроизвести в этой малой книге, и если не все, то по крайней мере их сущность.
II.
Девятый раз после того, как я родился, небо света приближалось к исходной точке в собственном своем круговращении, когда перед моими очами появилась впервые исполненная славы дама, царящая в моих помыслах, которую многие — не зная, как ее зовут, — именовали Беатриче. В этой жизни она пребывала уже столько времени, что звездное небо передвинулось к восточным пределам на двенадцатую часть одного градуса. Так предстала она предо мною почти в начале своего девятого года, я уже увидел ее почти в конце моего девятого. Появилась облаченная в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту. В это мгновение — говорю поистине — дух жизни, обитающий в самой сокровенной глубине сердца, затрепетал столь сильно, что ужасающе проявлялся в малейшем биении. И, дрожа, он произнес следующие слова: «Ессе deus fortior me, qui veniens dominabitur mihi». В это мгновение дух моей души, обитающий в высокой горнице, куда все духи чувств несут свои впечатления, восхитился и, обратясь главным образом к духам зрения, промолвил следующие слова: «Apparuit iam beatitudo vestra». В это мгновение природный дух, живущий в той области, где совершается наше питание, зарыдал и, плача, вымолвил следующие слова: «Heu miser, quia frequenter impeditus ero deinceps». Я говорю, что с этого времени Амор стал владычествовать над моею душой, которая вскоре вполне ему подчинилась. И тогда он осмелел и такую приобрел власть надо мной благодаря силе моего воображения, что я должен был исполнять все его пожелания. Часто он приказывал мне отправляться на поиски этого юного ангела; и в отроческие годы я уходил, чтобы лицезреть ее. И я видел ее, столь благородную и достойную хвалы во всех ее делах, что, конечно, о ней можно было бы сказать словами поэта Гомера: «Она казалась дочерью не смертного, но Бога». И хотя образ ее, пребывавший со мной неизменно, придавал смелости Амору, который господствовал надо мною, все же она отличалась такой благороднейшей добродетелью, что никогда не пожелала, чтобы Амор управлял мною без верного совета разума, в тех случаях, когда совету этому было полезно внимать. И так как рассказ о чувствах и поступках столь юных лет может некоторым показаться баснословным, я удаляюсь от этого предмета, оставив в стороне многое, что можно было извлечь из книги, откуда я заимствовал то, о чем повествую, и обращусь к словам, записанным в моей памяти под более важными главами.
III.
Когда миновало столько времени, что исполнилось ровно девять лет после упомянутого явления Благороднейшей, в последний из этих двух дней случилось, что чудотворная госпожа предстала предо мной облаченная в одежды ослепительно белого цвета среди двух дам, старших ее годами. Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении, и по своей несказанной куртуазности, которая ныне награждена в великом веке, она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось — я вижу все грани блаженства. Час, когда я услышал ее сладостное приветствие, был точно девятым этого дня. И так как впервые слова ее прозвучали, чтобы достигнуть моих ушей, я преисполнился такой радости, что, как опьяненный, удалился от людей; уединясь в одной из моих комнат, я предался мыслям о куртуазнейшей госпоже. Когда я думал о ней, меня объял сладостный сон, в котором мне явилось чудесное видение. Мне казалось, что в комнате моей я вижу облако цвета огня и в нем различаю обличье некого повелителя, устрашающего взоры тех, кто на него смотрит. Но такой, каким он был, повелитель излучал великую радость, вызывавшую восхищение. Он говорил о многом, но мне понятны были лишь некоторые слова; среди них я разобрал следующие: «Ессe dominus tuus». В его объятиях, казалось мне, я видел даму, которая спала нагая, лишь слегка повитая кроваво-красным покрывалом. Взглянув пристально, я в ней узнал госпожу спасительного приветствия, соизволившую приветствовать меня днем. И в одной из рук своих, казалось мне, Амор держал нечто объятое пламенем, и мне казалось, что он произнес следующие слова: «Vide cor tuum». Оставаясь недолго, он, казалось мне, разбудил спящую и прилагал все силы свои, дабы она ела то, что пылало в его руке; и она вкушала боязливо. После этого, пробыв недолго со мной, радость Амора претворилась в горькие рыдания; рыдая, он заключил в свои объятия госпожу и с нею — чудилось мне — стал возноситься на небо. Я почувствовал внезапно такую боль, что слабый мой сон прервался и я проснулся. Тогда я начал размышлять о виденном и установил, что час, когда это видение мне предстало, был четвертым часом ночи: отсюда ясно, что он был первым из последних девяти ночных часов. Я размышлял над тем, чту мне явилось, и наконец решился поведать об этом многим из числа тех, кто были в это время известными слагателями стихов. И так как я сам испробовал свои силы в искусстве складывать рифмованные строки, я решился сочинить сонет, в котором приветствовал бы всех верных Амору, прося их высказать то, что думают они о моем видении. И я написал им о сне. Тогда я приступил к сонету, начинающемуся: «Влюбленным душам…»
Влюбленным душам посвящу сказанье,
Дабы достойный получить ответ.
В Аморе, господине их, — привет! —
4 Всем благородным душам шлю посланье.
На небе звезд не меркнуло сиянье,
И не коснулась ночь предельных мет —
Амор явился. Не забыть мне, нет,
8 Тот страх и трепет, то очарованье!
Мое, ликуя, сердце он держал.
В его объятьях дама почивала,
11 Чуть скрыта легкой тканью покрывал.
И, пробудив, Амор ее питал
Кровавым сердцем, что в ночи пылало,
14 Но, уходя, мой господин рыдал.
Этот сонет делится на две части: в первой я шлю приветствие, испрашивая ответа, во второй указываю, на что я жду ответа. Вторая часть начинается: «На небе звезд не меркнуло сиянье…»
Мне ответили многие, по-разному уразумевшие мой сонет. Мне ответил и тот, кого я назвал вскоре первым своим другом. Он написал сонет, начинающийся: «Вы видели пределы упованья…» Когда он узнал, что я тот, кто послал ему сонет, началась наша дружба. Подлинный смысл этого сна тогда никто не понял, ныне он ясен и самым простым людям.
IV.
С тех пор как мне предстало это видение, мой природный дух оказался стеснен в своих проявлениях, так как душа моя была погружена в мысли о Благороднейшей. Таким образом, по прошествии краткого времени я стал слабым и хилым, так что многим моим друзьям было тяжко смотреть на меня, а иные, полные зависти и любопытства, стремились узнать то, что я хотел скрыть ото всех. Но я, заметив недоброжелательность их вопросов, по воле Амора, руководившего мною сообразно с советами разума, отвечал им, что тот, кем я столь измучен, — Амор. Я говорил об Аморе, так как на лице моем запечатлелось столько его примет, что скрывать мое состояние было невозможно. А когда меня спрашивали: «Из-за кого тебя поражает этот Амор?» — я смотрел на них, улыбался и ничего не говорил им.
V.
Однажды Благороднейшая пребывала в том месте, где раздавались похвалы преславной королеве небес, я же был там, откуда мог лицезреть блаженство моих дней. Между нами по прямой линии, идущей от нее ко мне, сидела некая благородная дама весьма приятной наружности. Она часто смотрела на меня, удивленная взглядами, которые, казалось, устремлялись к ней. Тогда многие заметили ее взоры, и столь привлекла она на себя внимание, что, удаляясь, я слышал, как люди говорили за моей спиной: «Посмотри, как он терзается из-за этой дамы». Они называли ее по имени, и я понял, что говорили они о той, которая находилась посреди линии, исходившей от Благороднейшей Беатриче и кончавшейся моими глазами. Тогда я вполне успокоился, убедившись, что взгляд мой не открыл другим тайны моей в этот день. С тех пор я решил, что эта дама будет моей завесой, скрывающей истину, и столь в этом преуспел в течение краткого времени, что многие обо мне говорившие полагали, что знают тайну мою. Благодаря этой даме месяцы и годы скрывал я мои помыслы. И чтобы заставить других в это поверить, я написал для нее несколько малых стихотворений, из которых достойны быть упомянутыми здесь лишь те, которые относятся к Беатриче; поэтому я оставляю их в стороне, за исключением того немногого, что может послужить для прославления Благороднейшей.
VI.
Я говорю, что в то время, как эта госпожа служила завесой великой любви, мною завладевшей, я решился упомянуть имя Благороднейшей в окружении имен многих дам, и особенно благородной госпожи, о которой я говорил. И я избрал имена шестидесяти самых красивых дам того города, где моя дама родилась по воле Всевышнего, я сочинил послание в форме сирвентезы, которое я здесь приводить не буду. И я совсем бы не упомянул о нем, если бы в этом послании имя моей дамы не соблаговолило чудесно прозвучать среди других имен на девятом месте.
Сочинение по поэме Божественная комедия Данте Алигьери
«Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль с философско-религиозным содержанием, но и воплотить собственное мировоззрение. Работая над ним, он ставил перед собой конкретную цель: предостеречь человека от греха и вызвать стремление жить праведно, благочестиво.
Тема данной поэмы – описание воображаемого путешествия потусторонним миром, который, согласно католическим канонам, состоит из ада, чистилища и рая. В соответствии с этим, Данте Алигьери разделил её на три части. Он хотел, чтобы читатель, знакомясь с текстом произведения, мысленно прошёл через суровые испытания и страдания души и очистился духовно. Ведь Данте считал, что искусство должно побуждать людей к великим делам.
Особенно детально поэт описывает ад. По его мнению, он имеет вид огромной воронки, сужающейся к центру Земли. На каждом из девяти его кругов находятся грешники. Чем дальше спускается герой, тем громче слышны стоны, а муки грешником становятся всё страшнее. Например, у лживых пророков голова развёрнута назад, лицемеры носят позолоченную одежду из свинца, у завистников зашиты глаза, а насильники захлёбываются в кровавой реке. На последнем кругу ада находятся изменники и предатели.
По аду главного героя поэмы сопровождает тень древнеримского поэта Вергилия. Затем они вместе оказываются в чистилище, которое по форме похоже на усечённый конус. Оно тоже состоит из нескольких сужающихся кругов.
У земного же рая героя встречает тень возлюбленной Беатриче, восседающей на колеснице. Она убеждает Данте покаяться. Затем поэт возносится на небеса.
Интересно, что автор не выдумывает своих персонажей. Он рассказывает о реальных личностях: о знаменитых политиках, полководцах, воинах, аристократах, преступниках. Многие персонажи аллегоричны. К примеру, Вергилий воплощает разум, Беатриче – божественное провидение. Аллегоричны и образы. Дремучий лес символизирует грехи и заблуждения, а напавшие там на героя три зверя – человеческие страсти.
«Божественная комедия» сыграла огромную роль в развитии культуры. В ней расширено представление о морали. Данте указывает, что нужно терпимее относиться к человеческим слабостям и ошибкам, то есть следует быть гуманнее друг к другу.
2 вариант
Данное произведение воистину эпохальное для развития мировой литературы. Читая поэму, человек может вкратце и в то же время емко, узнать об особенностях быта и жизни людей средневековой эпохи. Помимо этого, дается ряд сведений о развитии науки, политических и религиозных убеждениях людей тех лет.
Поэма имеет классическое построение, состоящее из триады: АД – Чистилище – Рай. Такая компоновка из трех частей стала прообразом для многих последующих произведений других авторов разных эпох. В частности, поэма Гоголя «Мертвые души» тоже должна была иметь три части. В подобных произведениях герои сталкиваются со злом в первой части, пытаются бороться с ним во второй и приходят к душевному умиротворению в третьей.
Поэма ознаменовала собой венец творческой карьеры одного из величайших авторов Средневековья – Данте Алигьери.
В основе своей, поэма представляет из себя некое мистическое видение, где события реальной жизни имеют метафорический подтекст.
Темный лес – обозначение грехов и заблуждений. Волчица, лев, рысь – запретные страсти. Вергилий – это спасатель, который проводит героя через темный лес искушений и опасный звериный мир сладострастий. Пройдя через все препятствия мирской жизни, человек попадает к Беатриче, ведущей к вечному спокойствию души и разума.
Произведение стало рупором автора в высказывании наболевших мыслей: ненависть к ростовщичеству и сребролюбию, неприятие лжецов и подхалимов .
Писатель рассуждает об исторической судьбе своей Родины. Он считает, что ее настоящее не так радужно, как прошлое. Буржуазные перемены показались ему гибельными для страны. Также, четко прослеживается мысль, что Алигьери лелеял мечту о единении Италии ( в годы жизни писателя страна была раздроблена на отдельные княжества).
Почтительно автор отзывается о просвещении. Дерзание к новым знаниям, стремление сделать научный багаж больше – величайшая добродетель.
Произведение – настоящий кладезь интересных приемов описаний, занятных психологических ситуаций, четко прописанных сцен. Не секрет, что многие современные литераторы до сих пор черпают вдохновение из этой поэмы. Это говорит о практической бессмертности творения, применимости его и в нынешних реалиях.
Поэтому оно, безусловно, стоит того, чтобы потратить время на ее прочтение.
Также читают:
Картинка к сочинению По поэме Божественная комедия
Популярные сегодня темы
«Мцыри» – поэма М.Ю.Лермонтова, повествующая о трагической судьбе молодого юноши. Образ Мцыри поражает своей огромной силой воли, свободолюбием и любовью к родине.
Картина Птичьи враги была написана в 1887 году. Художник, родившийся в семье крестьян, изобразил трех крестьянских мальчиков ранним утром. Как только солнце встало над горизонтом
Повесть Поездка в прошлое Абрамова не была опубликована при жизни писателя, это произошло только спустя 15 лет. Книга интересна тем, что конфликт, который развивается в ней, мог произойти только в социальной
Комедия «Ревизор», написанная Гоголем, заканчивается на интригующем моменте. Все чиновники узнали о том, что приедет подлинный ревизор. Его приезд был ужасным событием для городничего и чиновников.
Пожалуй, каждый из нас задумывался о том, что необходимо совершать победы над самим собой. Ведь это придает человеку уверенности, укрепляет его силу воли, характер, заставляет его проявлять себя даже в моменты
Данте Алигьери
Данте Алигьери (Dante Alighieri) был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры. Его творчество сыграло важную роль в формировании итальянского литературного языка.
Удивительно, но поэзия и философская картина мира этого неординарного, глубоко мыслящего и в высшей степени чувственного человека остаётся актуальной и интересной на протяжении более семи столетий.
Биография
О судьбе Данте Алигьери сохранилось мало информации, подтверждённой документальными источниками. Одним из первых людей, исследовавших жизнь поэта, был выдающийся писатель Раннего Возрождения, Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio). На основании его трудов и автобиографичных текстов самого Алигьери и проводились многочисленные научные работы историков последующих эпох.
При этом все перипетии в судьбе Алигьери, равно как и формирование его мировоззрения, необходимо рассматривать лишь через призму бурных политических баталий, развернувшихся в средневековой Италии. На рубеже XIII – XIV столетий это был раздроблённый на множество мелких городов-государств и княжеств регион. Данте и его современники переживали непростой период, главными особенностями которого были отсутствие единства власти и постоянные противостояния между папским и императорским правлением. Неутихающие политические волнения во многом задали трагический тон жизненного пути поэта.
Происхождение
Ориентировочной датой рождения Данте Алигьери считается 1265 год. Он появился на свет во Флоренции (Firenze), одном из самых передовых городов Италии. Согласно преданию предки великого поэта происходили из знатного и состоятельного римского рода, и сыграли весомую роль в становлении тосканской столицы. Сохранившиеся до наших дней рукописи свидетельствуют о том, что прадед Данте принадлежал к аристократии и был посвящён в рыцари.
Образование
Крайне противоречивы мнения исследователей биографии поэта относительного его образования. По одной из версий в 80-х годах XIII столетия Данте был студентом Болонского университета (Università di Bologna) – самого престижного учебного заведения Европы. Творческое наследие Алигьери свидетельствует о высоком уровне его просвещённости: он был знаком с работами античных авторов и литературными творениями своих современников, великолепно ориентировался в естественных науках, и на протяжении всей жизни непрестанно занимался самообразованием, постигая новые горизонты.
Главным учителем и наставником Данте, имя которого с большим почтением упоминается самим поэтом, был флорентийский литератор, учёный, энциклопедист и видный политический деятель Брунетто Латини (Brunetto Latini).
Творчество – ранний этап
Доподлинно неизвестно, когда именно Алигьери увлёкся сочинительством. Исследователи его текстов утверждают, что становление в творчестве осуществлялось под влиянием стихов известного итальянского поэта Гвиттоне д’Ареццо (Guittone d’Arezzo), хотя сам Данте, давая позже оценку своей деятельности, отрицал этот факт.
Особую роль сыграла литературная школа «Дольче стиль нуово» (Dolce stil nuovo), характерной особенностью которой было воспевание неземной любви к женщине и философское видение в величавом образе возлюбленной высшей божественной сущности. Недаром в переводе с итальянского название этого направления поэзии звучит как «сладостный новый стиль». Ярких представителей необычных для того времени стихотворных форм – Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti) и Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizelli), Алигьери считал не только друзьями, но и главными учителями в лирике.
Первый сборник произведений Данте, состоящий преимущественно из сонетов и небольшого фрагмента прозаического текста, вышел в свет примерно в 1283 – 1293 годах. Книга была написана на итальянском языке и носила название «Новая жизнь» (La Vita Nuova). Дебютные произведения Алигьери заключают в себе все элементы «Дольче стиль нуово»:
- изящество словесных форм;
- одухотворение любовного чувства;
- философский подтекст;
- мистицизм и сложность образов;
- риторичность.
Сам Алигьери признавался, что его рождение, как поэта, произошло благодаря глубокому и трепетному чувству к женщине, образ которой он бережно хранил в душе на протяжении всей жизни. Имя своей прекрасной возлюбленной, Беатриче, Данте увековечил, сделав его практически нарицательным.
Любовь и семья
Беатриче Портинари (Beatrice Portinari) была единственной и настоящей музой поэта. Пылкие чувства Алигьери, близкие к обожествлению своего объекта страсти, стали хрестоматийным примером глубокой платонической любви. К сожалению, сохранилось мало документальных свидетельств открывающих завесу тайны личности этой женщины. Со слов Джованни Боккаччо Беатриче приходилась дочерью известного флорентийского банкира, жившего по соседству с семейством Алигьери.
Второй раз они встретились и разговаривали на одной из улиц Флоренции спустя годы, когда юная красавица была уже замужней дамой, и любовь Данте к ней воспылала с большей силой. Беатриче умерла рано, в возрасте 24-25 лет, и это событие стало для молодого человека настоящей трагедией, едва не закончившейся для него самого смертью.
Спустя 1-2 года после кончины возлюбленной Алигьери женился на Джемме да Манетто Донати (Giemma da Manetto Donati), дочери влиятельного политика. Это был брачный союз, заключённый по расчёту, довольно типичный для той эпохи. У пары родилось двое сыновей и дочь. Большую часть жизни супруги находились в разлуке. Примечательно, что Алигьери не упомянул имя жены ни в одном из своих произведений.
Участие в политической жизни
Следуя семейной традиции, Данте Алигьери был активным участником событий на политической арене Флоренции. Первые упоминания о нём, как о государственном деятеле относятся к 1296 – 1297 годам. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. В 1300 – 1301 годах он был избран в коллегию приоров (орган власти, аналогичный современному городскому правительству).
Ожесточённая борьба развернулась между двумя враждующими политическими силами: гвельфами (guelfi), выступавшими за единство страны и домирирующее влияние понтифика, и гибеллинами (ghibellini), поддерживавшими власть императора Священной Римской империи.
Позже, в самой партии сторонников папы, господствовавшей в городе, произошёл раскол: она разделилась на «чёрных» и «белых». Первые по-прежнему поддерживали церковников, а вторые – ратовали за независимость Флорентийской республики (Repubblica fiorentina) от указов высшего духовенства и рассчитывали на укрепление монархии. Алигьери принадлежал к «белой» фракции гвельфов, остававшейся правящей силой до военного переворота 1302 года.
Скитания
В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял надежды вернуться на родину, но все его попытки оказались тщетными. Полный тревожных чувств он продолжал творить свои великие произведения даже в условиях скитальческого существования. Поэт жил в Вероне (Verona), под покровительством кондотьера, Бартоломео I делла Скала (Bartolomeo I della Scala), позже переехал в Болонью (Bologna), Луниджану (Lunigiana). В 1309 – 1310 годах Алигьери нашёл пристанище в Париже, но спустя непродолжительный период покинул Францию.
В это время германский король Генрих VII предпринял поход на Италию, одержимый идеей восстановить там полную императорскую власть. Он амнистировал всех изгнанников противоборствующих партий и пытался всячески примирить конкурирующие аристократические кланы. Данте, видевший в сильной монархии спасение для Италии, проникся очередной надеждой вернуться во Флоренцию. Однако, Генрих VII умер в 1313 году (многие историки склонны считать, что он был отравлен), а вместе с кончиной императора ослабли перспективы изгнанника вновь обрести родину.
По некоторым источникам Данте было предложило вернуться в дорогой для его сердца город при условии публичного отречения от политических идеалов, но гордый и верный своим убеждениям Алигьери отказался проходить унизительную процедуру.
В 1315 году сеньория вынесла повторный смертный приговор, вместе с ним навсегда развеялись мечты о Флоренции. В 1316-1317 годах правитель города Равенна (Ravenna), Гвидо Новелло да Полента (Guido Novello da Polenta), принял Алигьери, предложив ему должность при своём дворе.
Творчество в период зрелости
В произведениях, созданных в период ссылки, Данте выступал как исследователь, литературовед, просветитель, философ и богослов. Он написал трактаты, посвящённые народному языку, общественно-политической проблематике, принципам морали средневекового общества, вопросам о свойствах души и интеллекта. Библиография произведений Алигьери включает в себя следующие работы:
- Незаконченный философский трактат «Пир» (Convivio), написанный примерно в 1306 году, в котором была изложена критика морально-этических норм, а также предпринята попытка сделать глубокий анализ поэтики и языкознания;
- Незаконченный лингвистический трактат «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia libri duo), написание которого относится к 1303 – 1305 годам, представляющий собой первую в Европе исследовательскую работу происхождения и развития романских языков, а также анализ современных автору литературных форм;
- Состоящий из трёх частей трактат «Монархия» (De Monarchia), написанный в 1312 – 1313 годах на латинском языке, повествующий об идеальном, с точки зрения автора, общественно-политическом строе;
- Поэма «Божественная комедия» (La Divina Commedia), созданная в период с 1306 по 1321 годы, считающаяся вершиной творческого пути.
Божественная комедия
Поэма «Комедия», получившая впоследствии благодаря Джованни Боккаччо название «Божественная» (т. е. «великолепная»), входит в список лучших произведений мировой литературы.
Данте трудился над её созданием почти 15 лет, и успел закончить последние строки незадолго до своей смерти. Первое печатное издание увидело свет в 1472 году. Произведение состоит из трёх частей, каждая из которых включает в себя 33 песни:
В тексте поэмы встречаются как простонародные выражения, так и высокопарная лексика литературного языка. Особенность стиля – обилие аллегорических символов, наполненных глубокой смысловой насыщенностью, живописностью, реалистичностью и драматизмом. Все события повествуются от первого лица.
В основе сюжета – мистическая история героя, отправившегося после смерти возлюбленной в путешествие по загробному миру, в котором он проходит девять кругов ада, чистилище и сферы рая. В процессе странствия Данте встречает своих современников и знаменитых личностей прошлых эпох со всеми их радостями и печалями, политическими убеждениями и жизненными пристрастиями, и с позиции гуманиста и мудреца даёт моральную оценку совершённых деяний.
На протяжении нескольких столетий литературоведы по-разному толковали смысл «Божественной комедии», но всегда оставалось неизменным понимание величайшей ценности этого гениального произведения: поэма Алигьери представляет собой настоящую энциклопедию политической, культурной, религиозной и научной жизни средневековья.
Смерть
Данте скончался в 1321 году от малярии, он заразился смертоносной болезнью, возвращаясь из поездки в Венецию (Venezia), куда прибыл с миротворческой миссией, как посол правителя Равенны. Алигьери был похоронен в базилике Сан-Франческо (Basilica di San Francesco) с большими почестями, достойными великого гражданина своей страны. Позже его прах был перенесён в построенный недалеко от церкви мавзолей, так называемую Гробницу Данте (Tomba di Dante).
Данте Алигьери
Творчество выдающегося поэта и писателя, богослова, политического деятеля – Данте Алигьери оказало огромное влияние на формирование итальянского языка, итальянской и мировой литературы, а также на развитие европейской культуры в целом. Творческое наследие итальянского поэта включает в себя повесть «Новая жизнь», политический трактат «О монархии», философский и стиховедческий трактат «Пир» и венец творчества – поэма «Божественная комедия». Глубокий философский смысл, который положен в основу «Божественной комедии» и всего творчества поэта позволяет произведениям оставаться актуальными и в современной жизни.
Вкратце о Данте
Биография
Информации о жизни Данте Алигьери, подтверждённой документально, сохранилось очень мало. В процессе восстановления жизненного пути поэта, исследователи опирались на его автобиографические тексты, художественные произведения, а также на работы выдающегося писателя Раннего Возрождения – Джованни Боккаччо, среди которых книга под названием «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360), которая представляет собой биографию итальянца и незавершённый цикл лекций о «Божественной комедии», а также комментарии и разьяснения песен ( до 17 песни Ада). Однако, что касается знания внешности, портрет в исполнении Джованни Боккаччо считается не достоверным, так как у Данте присутствует борода, что, по некоторым источникам, не соответствовало действительности. Особое влияние на творческий путь Данте оказали события, происходящие в средневековой Италии, современной поэту. В обстановке сложных политических схваток формировалось мировоззрение великого итальянца и именно политика оказала огромное влияние на его судьбу.
Происхождение
Будущий величайший итальянский писатель родился во Флоренции в 1265 году, по свидетельствам Боккаччо, день его появления на свет – 26 мая. Эта дата известна благодаря записям о крещении некого Дуранте (второе имя Данте). Однако существуют и другие предполагаемые даты. По словам же самого поэта, он родился под знаком Близнецов, что совпадает с предполагаемым днём рождения, так как период знака начинается с 22 мая. Согласно автобиографическим рукописям Данте Алигьери происходил из обеспеченного римского рода, участвовавшем в основании Флоренции, прапрадед поэта был посвящён в рыцари и принадлежал аристократическому слою общества, а также принимал участие в Крестовом походе Конрада III (1147-1149), погиб в битве с мусульманами. Фамилия «Алигьери» происходит от имени прапрабабушки великого итальянца. О родителях Данте известно, что они обладали небольшим достатком, но, всё же, уделяли особое внимание обучению сына. Ребёнок в раннем возрасте лишился матери, а отец умер незадолго до совершеннолетия поэта. Из ближайших родственников у него остались две сестры и брат Франческо, которые остались на попечении у Данте.
Образование
В историко-литературных исследованиях мнения относительно образования Данте Алигьери расходятся. Некоторые учёные предполагают, что образование проходило в домашних условия. Другие сообщают об обучении Данте в муниципальном училище. Существует также версия, что позже поэт обучался в одном из самых престижных учебных заведений Европы – Болонском университете, но не окончил его. Эта версия считается более приоритетной и подтверждается тем, что Данте находился в Болонье в 1286-1287 годах и наиболее вероятной причиной проживания в этом городе, по мнению некоторых ученых, являлось обучение. В ходе изучения произведений Данте можно понять, что он на протяжении всей жизни акт ивно занимался самообразованием, так как не считал полученное образование совершенным, обладал широкими знаниями в области античной и средневековой литературы, естественных наук, иностранных языков и религиозных учений, активно увлекался творчеством Вергилия. Глубокие знания в различных сферах, которыми обладал Данте, не позволяют усомниться в том, что он был высокообразованным человеком. Одним из главных наставников и учителей Данте Алигьери был поэт, учёный, политический деятель и энциклопедист – Брунетто Латини, чьё имя в произведениях упоминается с великим уважением, так как именно ему Данте обязан своим классическим, энциклопедическим образованием. Вместе со своим учеником являлся сторонником гвельфской партии и также был изгнан из родного города.
Любовь в жизни поэта
В 1274 году в возрасте 9 лет Данте встретился с любовью всей своей жизни – Беатриче Портинаре, дочерью достаточно известного флорентийского банкира, живущей недалеко от семейства Алигьери. Некоторые данные сообщают о том, что дети столкнулись на пороге церкви. По словам поэта, это была любовь с первого взгляда. Любовь к Беатриче была платонической, склонной к обожествлению. По некоторым фактам можно понять, что они часто бывали в одном обществе, так, например, по сведениям Боккаччо, брат Беатриче являлся лучшим другом Данте. Вторая встреча Данте со смыслом своей жизни состоялась спустя много лет, когда муза и вдохновение поэта была уже замужней женщиной, общение с ней ограничилось лишь небольшим приветствием.
Для того, чтобы не выдать тайну своего сердца, Данте часто умышленно обращал внимание на других женщин, находясь в одном обществе с Беатриче. Однажды это даже привело к осуждению со стороны возлюбленной.
В «Новой жизни» поэт также повествует о том, что за несколько лет до смерти Беатриче он видел пророческое видение. Смерть любимой женщины в достаточно раннем возрасте, приблизительно 25 лет, чуть было не обернулась гибелью Данте, который тяжело перенёс весть. Существуют предположения о том, что причиной смерти Портинаре являются роды.
После ужасающей вести поэт в отчаянии погрузился в изучение философии, а также чтение латинских текстов, посвящённых смерти любимого человека. Искренние чувства к флорентийке, скорее всего, послужили толчком к литературной деятельности.
Своё обожание поэт помещал в произведения, представляя возлюбленную неким божеством, идеалом. И благодаря произведениям итальянца образ Беатриче в литературе является вечным образом и появляется во многих произведениях. Особое влияние творчество Данте оказало на течение мирового и русского символизма. Так, например, Беатриче встречается в сборнике Шарля Бодлера «Цветы зла», стихотворении Константина Бальмонта «Беатриче», некоторых произведениях Николая Гумилёва, Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского и других. В её образе заключается воплощение чистой любви, ангела, идеала женщины.
В возрасте 13 лет Данте обручили с Джеммой да Манетто Донати. Для Италии того времени брак по расчёту был довольно распространённым явлением. Семья невесты была практически самой влиятельной во Флоренции. В 1292 году состоялась женитьба, но любовь к Беатриче сохранилась на всю жизнь. Супруги большую часть жизни прожили раздельно. После изгнания Данте из Флоренции Джемма осталась в городе, присматривая за детьми и родительским имуществом. Известно, что в браке родилось трое детей – Якопо, Пьер и Антония. По достижению четырнадцати лет дети, согласно флорентийским законам, были вынуждены покину Флоренцию, как и их отец. В последние годы жизни дети жили вместе с отцом, сыновья стали поэтами и в будущем давали комментарии и пояснения произведениям Данте, а его дочь Антония, по некоторым данным, стала монахиней. В своих произведениях Данте Алигьери ни разу не упомянул о своей жене, хотя в «Божественной комедии» встречаются её братья. Джованни Боккаччо объяснил это тем, что брак был заключен по договорённости и принуждению и поэтому на протяжении изгнания поэт не думал о том, чтобы позвать жену к себе. Единственной женщиной, занимавшей мысли, была только Беатриче.
Творчество и политическая деятельность
Творчество Данте Алигьери насквозь пронизано чувствами самого поэта, произведения полны вдумчивости, намерения понять окружающий мир и собственную душу, а также отдельное внимание привлекает роль любви в человеческой жизни, любви возвышенной, окрыляющей. Практически в каждом произведении буквально осязаемы те самые чувства, которые испытывал Данте к Беатриче и именно благодаря ей и в её честь в 1292 году появилась повесть «Новая жизнь», ставшая более крупной отметкой в литературной деятельности итальянца. Сборник включает в себя разные события из жизни Данте и его возлюбленной, и написан проземетрумом – чередованием стихотворных и прозаических фрагментов. Центральный образ Беатриче выступает аллегоричным, олицетворяя философское начало, которое ведёт человека к познанию окружающего мира, своей души и к Богу. Именно это произведение принято считать первой автобиографией в истории мировой литературы, а также одним из первых произведений, написанных на итальянском языке, а не на латыни, как это было распространено в средневековой Италии.
Сюжет первой части произведения описывает отношение Данте и Беатриче – первую встречу в юном возрасте, случайные встречи на улице, душевные терзания поэта, вторая часть начинается с откровения о том, что отныне вся жизнь Данте Алигьери будет посвящена воспеванию любимой, но весть о её смерти буквально сбивает его с ног. Мир становится пустым, на определённое мгновение взгляд одной дамы успокаивает юношу, но вскоре он одумывается, возвращается к своим чувствам и решает, что его предназначение – увековечить память своей любимой в поэзии. «Новая жизнь» состоит из 42 коротких глав с комментариями, содержащих 25 сонетов, 3 канцоны, 2 стихотворных фрагмента и 1 балладу.
В данном сборнике ярко выражается объединение традиции трубадуров и «сладостного нового стиля». С момента начала творческой деятельности Данте примыкает к литературной школе «Дольче стиль нуово», что в переводе означает «сладостный новый стиль». Данное литературное направление возникло на рубеже Средневековья и Возрождения во Флоренции, Сиене, Болонье и в других больших торговых городах. Особенность произведений, написанных представителей данной школы как, например, Гвидо Гвиницелии, Онесто де Болонья, Гвидо Кавальканти и другие, заключается в изображении неземной, божественной любви к женщине. Происходит слияние земной и божественной любви. Поклоняясь в своих произведениях женщине, поэт воспевает бога. Образ женщины в произведениях данного литературного направления обычно является обожествленным, благородным, смиренным. И в «Новой жизни» можно увидеть отображение ключевых элементов стиля школы, а именно использование философского подтекста, мистичность образов, изящных словесных форм, риторичность произведения. Беатриче в своих стихотворениях поэт называет «добрейшей» и «благословенной». В начале нового столетия творчество Данте постепенно покидают малые стихотворные формы.
Следующие произведения тесно связаны с личными проблемами и политическими обстоятельствами жизни Данте. Следуя по стопам своих предков, Данте активно увлекался политикой и принимал участие в политической жизни Флоренции. Впервые как политический деятель он упоминается в 1296-1297 годы. Будучи небезразличным к судьбе своей родины Данте занимался непростыми дипломатическими заданиями, принимал участие в законотворческом процессе, а также занимал почетные должности, а именно в 1300-1301 годах состоял в коллегии приоров. Конец XIII века во Флоренции знаменуется началом длительного конфликта императора и Папы и борьбы между гвельфами и гибеллинами. Первые выступали за единство страны и власть, сосредоточенную в руках понтифика, гибеллины же поддерживали власть императоры. Однако, в скором времени приверженцы папства разделились на два лагеря – «черных», которые отстаивали интересы церкви и «белых», призывающих к независимости Флоренции от духовенства. После утверждения власти «черных» начались политические репрессии и Данте, как представитель партии белых гвельфов был изгнан из родного города в 1302 году и больше никогда не возвращался туда в своей жизни. Причиной изгнания выступало сфальсифицированное дело о взяточничестве. Всё имущество поэта было арестовано, выставлен штраф в размере пяти тысяч флоринов и оглашён смертельный приговор – «сожжение в огне». Годы, проведённые в изгнании, стали для поэта стали скитальческими.
В последующие годы Данте переезжает в разные города. Какое-то время поэт прожил в Вероне, затем поселился в Болонье, а после в Луниджане. С 1309 по 1310 проживает в Париже и после покидает Францию. Всё же надежда на возвращение во Флоренцию не покидала Данте, но одним из условий возврата было публичное отречение от политических идеалов и принципов, что поэт считал унизительным. Повторный смертный приговор для изгнанников разрушил все надежды увидеть родной город. Гвидо Новелло да Полента, являвшийся правителем Равенны, предложил поэту должность при дворе и принял его. В изгнании было создано около четырёх произведений, среди которых неоконченный философский трактат «Пир», неоконченный лингвистический трактат «О народном красноречии», трактат из трёх частей «О монархии» и вершина творческого пути Данте Алигьери – поэма «Божественная комедия».
«Пир» был написан около 1306 года и состоит из пролога, трёх толкований собственных канцон от самого поэта. В общей сложности произведение состоит из четырех «книг». Первая из них является неким введением, где также освещается проблема латинского и народного языков. Вторая книга знакомит с первыми философскими опытами Данте. Третья книга представляет собой восхваление философии. В четвертой книге поднимается вопрос о том, что такое «истинное благородство» и откуда оно происходит. В своих рассуждениях в трактате «Пир» поэт опирается на античные и средневековые авторитетные труды, например Платона и Аристотеля, Цицерона и других. Трактат «О народном красноречии» датируется 1303-1305 годами и состоит из одной полной книги и из 14 глав второй книги. Основная идея – рассуждения о «правильном» языке литературного произведения. В трактате освещен вопрос о происхождении языка, диалектах, поэтике, а также канцоне. «О монархии» был написан в 1312-1313 годах. Произведение посвящено идеальному общественно политическому устройству. Главная мысль трактата – разделение церкви и государства, утверждение монархической власти, так как власть монарха дарована ему Богом и только такая власть может обеспечить идеальную жизнь для всех.
о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери
В творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери, которого критики справедливо называли «колоссальной фигурой», «последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени», в полной мере отразилась его собственная сложная и противоречивая судьба. Сохранивший в своем мировоззрении многие черты средневековых представлений, он вместе с тем нес миру свежее гуманистическое видение окружающей действительности. В этой борьбе между старым и новым у Данте брало верх новое, в чем и заключается величие поэта. С ранних лет жизненный путь писателя определяли три направления, нередко связанные между собой: любовь к Беатриче, активное участие в политической борьбе и преданность поэтическому творчеству. Данте очень рано приобщился к политике, посвятив ей почти всю свою жизнь. Он был одним из ведущих деятелей партии белых гвельфов – партии городского дворянства. После их поражения, в 1302 году, Данте был изгнан из Флоренции и заочно приговорен к сожжению в случае самовольного возвращения. Всю оставшуюся жизнь он провел в постоянных скитаниях по Италии, находя убежище у своих однодумцев.
В 1315 году поэт был вторично приговорен к казни. Однако даже в этой трудной ситуации Данте не сложил оружия, не потерял твердости духа. Наоборот, именно в годы изгнания он уверенно стал говорить от имени всего человечества, которое хотел видеть живущим в справедливом и счастливом мире, где будет покончено с бесправием, когда «одни правят, а другие страдают».
Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, осознание единства итальянской нации – все это привело к тому, что Данте возложил надежды на германского императора Генриха VII, в котором видел миротворца, наследника Римской империи, способного возродить Италию.
В научных трактатах, созданных в изгнании: «Пир», «О народном красноречии», «О монархии», содержится немало новых, передовых мыслей. В «Пире» он призывает даже малообразованных людей из народа приобщиться к научным знаниям. Эта мысль усиливается еще больше в трактате «О народном красноречии», где автор утверждает право народного итальянского языка стать языком науки и литературы. Третье произведение – «О монархии», из-за своих прогрессивных настроений, было занесено в список книг, запрещенных Ватиканом. В этом трактате поэт выступает со смелым протестом против претензий церкви на политическую власть. Вместе с тем он выражает свою мечту о
Данте тяжело переживал смерть Генриха VII, так как она означала крах всех его надежд. Однако и этот духовный кризис поэт сумел преодолеть, создав в изгнании свое самое гениальное произведение – «Божественную комедию». Цель создания которой сам поэт определил так: «Цель этого произведения – вырвать всех живых из когтей несчастья и повести их к счастью». Образы поэмы глубоко символичны. Например, темный лес, в котором заблудился автор, отражает его внутренние колебания, и в то же время – анархию, которая царила в Италии. Скалистое ущелье – символ того места, где пребывает многострадальное человечество. Светлая, зеленеющая верхушка горы – царство справедливости, к которому стремится Данте. Но на пути к этой цели стоят три основные преграды: пантера – ложь и измена; лев – гордыня, жажда власти, насилие; волчица – эгоизм и собственничество. Преодолеть эти препятствия людям помогают наука, искренняя любовь друг к другу в сочетании с божественной благодатью. В то же время поэма содержит в себе намеки на реальную действительность. Ад в произведении является огромной политической тюрьмой, в основном населенной врагами самого автора. Он не побоялся поместить туда и трех римских пап, которые, согласно церковным учениям, «безгрешны». Настоящий патриот и гражданин, Данте был беспощаден к тем, кто относился с безразличием к судьбе родины и предавал ее интересы. Для поэта не существует более страшного греха, чем измена монарха, который должен быть воплощением родины.
«Божественная комедия», как и все произведения Данте, наполнена духом борьбы, она одновременно является и политическим памфлетом и философским произведением, в котором затронуты общечеловеческие проблемы.
Политическая активность Данте Алигьери, его обеспокоенность судьбой родной страны, понимание перспектив развития общества сделали поэта видной политической фигурой. Его передовые устремления, несмотря на то что из-за них он был изгнан и приговорен к казни, продолжали жить в его душе и вдохновлять на новые и новые творения. Не имея возможности самому продолжать активную борьбу, Данте сражался словом, обращался к народу при помощи своих бессмертных произведений.