Гаврила Державин и его школа в русской литературе: сочинение

Сочинение: Гаврила Державин и его школа в русской литературе

Гаврила Державин и его школа в русской литературе

Г.Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г.Р. Державин.

Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с творчеством своих литературных наставников – Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Естественно в его первых литературных опытах явственно прослеживается их влияние. Но уже 1779 г. стал переломным в творчестве Державина. Его главная заслуга в том, что он сблизил поэзию с жизнью, он представил вниманию читателей современные политические события, придворный и усадебный быт, картины сельской жизни, предметом изображения стала личность человека, необычным для русской литературы было появление в стихах фактов его собственной биографии. Он сохранил в своих произведениях некоторые черты классицизма (воспитательный характер поэзии) и привнес новые – он смешал низкое и высокое, отразив, таким образом, контрастность жизни.

Такие нововведения мы обнаруживаем, например, в стихотворении «На рождение в Севере порфирородного отрока». По теме это поздравительная ода по случаю рождения будущего императора Александра I. По форме же это – шутливая песенка, в которой используется сказочный мотив.

Программным произведением Державина, после которого читающее общество сразу заговорило о нем, стало стихотворение с ироническим названием «Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге». Здесь, по словам В.Г. Белинского, «виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли…Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки». Другими словами, в этом стихотворении Державин удачно сочетает оду с сатирой.

Естественно, что такие нововведения вызвали бурю разнообразных отзывов. Кто-то восхищался талантом и смелостью Державина; сама же Екатерина II восприняла это как якобинские стихи.

Творчество Державина отличалось разнообразием стилей и тем. Так, ряд стихотворений образует философский цикл.

Как капля в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед тобою я?

Поэт обращался и к мотивам анакреонтики. Застольное веселье, радость любви, женская красота – все это также имело место в его творчестве.

Неистово, роскошно чувство,

Нерв трепет, мление любви,

Волшебное зараз искусство

Вакханок древних оживи.

Жги души, огнь бросай в сердца

От смуглого лица…

Но Державин не просто переводил или подражал античным авторам, он переделывал их на русский манер, для чего использовал элементы фольклора – народную лексику, замену имен античных богов славянскими.

Амуру вздумалось Псишею,

Опутаться цветами с нею

И узел завязать.

Исторической заслугой Державина является то, что он ввел в поэзию «обыкновенное поэтическое слово», ему стали узки рамки «трех штилей» Ломоносова, и он решил это изменить.

Сокрылся и в игре мой клад;

Не страстны мной, как прежде, музы;

Бояре понадули пузы,

И я у всех стал виноват.

Стоит также отметить как важную особенность стихотворной лексики оригинальное словообразование Державина: «кораблегибельный позор», «огнепернатый шлем», «вкусноспелые плоды», «веселорезвая Эрата», «солнцеокий осетр» и др.

Таким образом, Державин разрушил ограничивающие рамки русского поэтического языка и дал дорогу развитию языка реалистического. Кроме того, затрагиваемые в его творчестве темы вели к формированию в литературе понятия национального характера, что, очевидно, позволило В.Г. Белинскому назвать его «отцом русских поэтов».

Доклад про Державина Гавриила Романовича

Гавриил Романович Державин родился в 1743 году в небогатой семье дворянина. Он рано лишился отца и вместе с братом всячески старался во всем помогать матери. Хотя в середине восемнадцатого века грамотных педагогов можно было отыскать только в Москве и Петербурге, юный Гавриил проявлял необычайный интерес к знаниям и многому в жизни учился самостоятельно.

В 16 лет юношу отправили учиться в Казанскую гимназию, где, как отмечал сам писатель, кроме сумбурных знаний, ему не дали ничего толкового, так как немецкий язык он и так знал в совершенстве, а французскому его так и не обучили.

Первые пробы пера писатель начал делать еще сидя за школьной партой, однако его тягу к писательству пришлось на долгое время забросить, из-за того что Гавриила ошибочно призвали служить в гвардейский полк на год раньше положенного возраста. Так как на то время семья Державиных уже была обедневшей, то офицерский чин ему присвоили спустя десять лет. Помимо этого Гавриил Романович был единственным выходцем из дворянского рода, кто прожил практически весь период службы в стенах казармы.

И хотя после получения звания, теперь уже офицер, еще какое-то время продолжал служить на благо своего края, он четко понимал, что живет не той жизнью, которой ему хотелось бы. Душа писателя тянулась к прекрасному – к литературе, желание писать и переводить иностранные тексты, не смогли подавить ни служба, ни бедность, ни слабое здоровье.

С 1773 года первый переведенный текст писателя был опубликован в одном из журналов того времени. После перевода опубликованного отрывка из «Ирожи» Овидия, в свет вышли и другие произведения «Ода на знатность», «Ода на великость». Спустя еще два года писатель выпустил собственный сборник стихов под названием «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое», позднее – произведения «Вельможа», «Бог», «Добрыня», «Водопад» и многие другие.

На семьдесят третьем году жизни писателя не стало, но его вклад в развитие русской литературы помнят, и по сей день.

Доклад Державин Гавриил

Державин Гавриил Романович считается одним из известных поэтов, переводчиков, драматургом и губернатором. В биографии этого известного человека представлено много интересных фактов, которые заинтересуют каждого поклонника. Многие факты оказали большое влияние на жизнь мужчины и на выбор его профессии.

Биография

Державин родился около города Казани в 1743 года. Семья молодого человека не считалась богатой, скорее среднего слоя населения. Мальчик в ранние годы столкнулся со смертью отца, и матери приходилось одной держать хозяйство и воспитывать сына. Державин был довольно умным мальчиком, поэтому в 1757 году поступил в Казанскую гимназию. Закончить гимназию Гавриилу не удалось, так как в 1762 году его вызвали в Петербург, и ему пришлось срочно уехать и бросить учёбу. В Петербурге молодому человеку пришлось поступить на службу, где служил при императрице.

С этого времени молодой человек посвятил себя службе, где более десяти лет служил в полку, а потом начал занимать должность офицера. Интересный факт в том, что солдат принимал участие в подавление восстания Пугачёва, а также работал при дворце, в котором короновалась Екатерина 2.

Литературная деятельность и достижение известности

Пик литературной деятельности и известность пришла к Державину в 1782 году. Именно тогда поэт начал писать и появилось его знаменитая ода «Фелица». Произведение получило свою известность и стало довольно популярным, а также это являлось любимым произведением императрицы.

У Гавриила Романовича всегда было усердие к работе и усидчивость. Однако присутствовал также довольно большой недостаток – нетерпеливость. Из-за неё молодой человек мог начать дело и не закончить его до конца. Этот недостаток всегда недолюбливала императрица, именно поэтому не доверяла мужчине длинных и тяжелых дел.

Должность губернатора Олонецкой Губернии

В 1773 году был издан указ, по которому формировалась Олонецкая провинция, где на службу губернатора был назначен Державин Гавриил Романович. Основным родом деятельности на службе губернатора выступала слежка за исполнением закона и за остальными должностными лицами. Для мужчины это была легкая работа, ведь у него на этот счёт было своё мнение. Он полагал, что от вклада каждого человека в развитие государства и от добросовестного исполнения своих обязанностей, зависит порядок в суде и в управлении властями.

По указанию Екатерины 2 был введен закон, согласно которому, все служащие, при неисполнении своих обязанностей должны понести наказание и лишиться основного чина и должности. При работе Державина была введена строгая борьба с коррупцией, которая помогла избавить население от большинства взяточников. Но такой подход молодого человека к работе только привел к разногласиям и вражде в среде элитного общества.

Отстранение от должности

Интересы губернатора Олонецкой губернии во всем расходились с мнениями дворян и помещиков, отсюда и началась вражда. Генерал-губернатор в любом споре принимал сторону мошенников и воров, при каждом разговоре доказывая неправоту Державина и его неумением управлять обществом.

С этих пор начался постоянный поток жалоб на губернатора и в 1789 году Гавриил Романович потерял свою должность. Однако, работа губернатора хоть и принесла молодому человеку много пользы, но и литературная деятельность никогда не оставалась в стороне. Многие знают известные произведения писателя, такие как «На взятие Измаила», «Вельможа», «Снегирь», которыми его творчество не ограничивается.

Державин Гавриил Романович

Популярные темы сообщений

Вомбаты принадлежат семейству сумчатых и млекопитающих, состоящих в отряде двурезцовых. Они обитают в Австралии, их домом выступают вырытые норы, а питаются вомбаты растениями, которые удаётся обнаружить при ночных вылазках из норы.

Язык программирования Паскаль появился с развитием компьютерных технологий. Он сформировался довольно недавно в 1970 году, а его разработчиком стал Никлаус Вирт. Однако автор не назвал данный язык своей фамилией,

Сочинение: Гаврила Державин и его школа в русской литературе

Гаврила Державин и его школа в русской литературе

Г.Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г.Р. Державин.

Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с творчеством своих литературных наставников – Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Естественно в его первых литературных опытах явственно прослеживается их влияние. Но уже 1779 г. стал переломным в творчестве Державина. Его главная заслуга в том, что он сблизил поэзию с жизнью, он представил вниманию читателей современные политические события, придворный и усадебный быт, картины сельской жизни, предметом изображения стала личность человека, необычным для русской литературы было появление в стихах фактов его собственной биографии. Он сохранил в своих произведениях некоторые черты классицизма (воспитательный характер поэзии) и привнес новые – он смешал низкое и высокое, отразив, таким образом, контрастность жизни.

Такие нововведения мы обнаруживаем, например, в стихотворении “На рождение в Севере порфирородного отрока”. По теме это поздравительная ода по случаю рождения будущего императора Александра I. По форме же это – шутливая песенка, в которой используется сказочный мотив.

Программным произведением Державина, после которого читающее общество сразу заговорило о нем, стало стихотворение с ироническим названием “Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге”. Здесь, по словам В.Г. Белинского, “виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли…Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки”. Другими словами, в этом стихотворении Державин удачно сочетает оду с сатирой.

Естественно, что такие нововведения вызвали бурю разнообразных отзывов. Кто-то восхищался талантом и смелостью Державина; сама же Екатерина II восприняла это как якобинские стихи.

Творчество Державина отличалось разнообразием стилей и тем. Так, ряд стихотворений образует философский цикл.

Как капля в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед тобою я?

Поэт обращался и к мотивам анакреонтики. Застольное веселье, радость любви, женская красота – все это также имело место в его творчестве.

Неистово, роскошно чувство,

Нерв трепет, мление любви,

Волшебное зараз искусство

Вакханок древних оживи.

Жги души, огнь бросай в сердца

От смуглого лица…

Но Державин не просто переводил или подражал античным авторам, он переделывал их на русский манер, для чего использовал элементы фольклора – народную лексику, замену имен античных богов славянскими.

Амуру вздумалось Псишею,

Опутаться цветами с нею

И узел завязать.

Исторической заслугой Державина является то, что он ввел в поэзию “обыкновенное поэтическое слово”, ему стали узки рамки “трех штилей” Ломоносова, и он решил это изменить.

Сокрылся и в игре мой клад;

Не страстны мной, как прежде, музы;

Бояре понадули пузы,

И я у всех стал виноват.

Стоит также отметить как важную особенность стихотворной лексики оригинальное словообразование Державина: “кораблегибельный позор”, “огнепернатый шлем”, “вкусноспелые плоды”, “веселорезвая Эрата”, “солнцеокий осетр” и др.

Таким образом, Державин разрушил ограничивающие рамки русского поэтического языка и дал дорогу развитию языка реалистического. Кроме того, затрагиваемые в его творчестве темы вели к формированию в литературе понятия национального характера, что, очевидно, позволило В.Г. Белинскому назвать его “отцом русских поэтов”.

Литература. 9 класс (1 часть)
Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин (1743—1816) родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье. В начале своей жизни он узнал и горе, и нужду. Первоначальное скудное образование получил дома, затем обучался в казанской гимназии, которую, однако, не закончил. В 1762 году он прибыл в Преображенский полк в Петербург и долго служил солдатом. Лишь через десять лет его произвели в прапорщики. К тому времени он на своем опыте изучил военные и гражданские порядки, что позволило ему сохранить трезвость ума и здравый смысл.

В 1773 году Державин выступил в печати. В том же году был прикомандирован к секретной следственной комиссии и в течение 1774 года служил в войсках, действовавших против Пугачева. Там он продолжал писать стихи. Спустя два года из написанных стихотворений составился сборник. Выход его остался незамеченным, хотя наиболее чуткие читатели, как, например, младший современник Державина И. И. Дмитриев, находили в стихах молодого поэта «благородную смелость, строгие правила и резкость в выражениях». Серьезная поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году Державин был переведен туда на статскую службу. Вскоре он женился.

Будь страстей своих владетель,
Будь на троне человек!

В эти годы Державин входит в дружеский литературный кружок. Там собирались писатели Н. А. Львов, В. В. Капнист, баснописец И. И. Хемницер.

«Фелица» («Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Передана с арабского языка») (1782). Екатерина II обратила внимание на Державина, когда он опубликовал оду в журнале «Собеседник любителей русского слова» (1783).

Державин опоэтизировал Екатерину II, создав ее живой облик и отдав должное ее человеческим качествам — энергии, деловитости, умению прощать слабости и промахи, простоте, справедливости. Императрице противопоставлен иронический двойник автора — ленивый и любящий роскошь мурза. Одновременно Державин задел и екатерининских вельмож, занимавших влиятельные посты в государстве. Как похвала Екатерине, так и нравоописательные картины, изображавшие сановников и мурзу, были выражены в непринужденном разговорном тоне, с живым, неподдельным юмором. В оду вошли будни, реальный быт, обстановка и распорядок державинского дома. Все это решительно противоречило традиционным жанровым и стилевым признакам похвальной оды. Впоследствии Гоголь как заслугу Державина отметил «необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми». Один из поэтов — современников Державина также поставил ему в заслугу простоту стиля:

Наш слух оглох от громких лирных тонов.
Признаться, видно, что из моды
Уж вывелись парящи оды.
Ты простотой сумел себя средь нас вознесть!

Екатерина II оценила адресованную ей оду, и перед Державиным открылись двери дворца. Он был назначен правителем Олонецкой, а потом Тамбовской губерний. Приближенный затем ко двору, поэт не вписался в его атмосферу, и конфликты с императрицей и с ее фаворитами следовали один за другим. Екатерина II в конце концов сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Впоследствии так же поступили Павел I, призвавший Державина на службу и вскоре отказавшийся от его услуг, и Александр I, сделавший Державина министром юстиции и через год освободивший поэта от этих обязанностей. Придворная карьера Державина каждый раз оканчивалась ссорой между гордым, прямым, честным, крутого нрава поэтом и покровителями-самодержцами.

На поэтическом поприще Державин добился несравненно больших успехов. Смелое скрещение бытового просторечия и высоких речений, которое было удачно опробовано им в «Фелице», теперь проникло в его оды «На счастие», «Вельможа» и др. Поэту удалось сплавить высокий, одический жанр и стиль с сатирическим.

Богатая жизненная школа дала Державину возможность увидеть настоящий мир — великолепную, многоцветную и многозвучную природу в ее движении и изменениях, красоту простых людей, привлекательность крестьянских девушек («Русские девушки»), незабываемые простые и тихие радости семейного бытия («Евгению. Жизнь Званская»). Но Державин ценил и пиршества знати с их богатством и красочностью, обилием блюд и разнообразными утехами, которые у него непременно связываются с мыслью о скоротечности бытия и неумолимом забвении. В этом чувствуется жизнелюбивый человек XVIII столетия, принадлежащий к богатой, блестящей и пышной культуре, который скорбит о ее уходе с исторической сцены.

Вместе с тем в своей жизни Державин повидал не только роскошные обеды богачей и вельмож. Ему были знакомы тяжелые условия народного труда и быта, упоение помещиков своей властью, лихоимство чиновничества и судей, бесстыдное воровство сановников.

Державин стремился укрепить самодержавие и выступал против тех, кто нарушал и презирал законы монархии.

После выхода в отставку Державин посвятил себя литературным трудам. Несколько месяцев ежегодно он проводил в своем имении Званка Новгородской губернии. Помимо занятий поэзией, Державин обратился к драматургии и сочинил несколько оперных либретто и трагедий. В его новом доме в XIX веке заседало литературное общество «Беседа любителей русского слова». Итог творческой деятельности Державина был подведен выходом в 1808—1816 годах собрания его сочинений, которое стало крупным культурным событием страны.

В последние годы творчества Державин оказался не чужд новым веяниям в литературе: у него проскальзывают и сентиментальные ноты, и романтические мотивы. Поэт чувствовал, что настало время для проникновения личного начала в литературу, в частности в поэзию, и пошел навстречу новым художественным исканиям. В его поэзии частный, бытовой мир начал соединяться с космическим и вселенским. В единстве их обнаружилась тесная и неожиданная связь, примиряющая противоречия бытия. Практический выход из этих противоречий виделся Державину в мудрой «умеренности», в прославлении «золотой середины», в единстве радостей сельской жизни с ее прозаическими и поэтическими сторонами. К этому призывал Державина его любимый античный поэт Гораций (о его творчестве см. во второй части учебника). К его знаменитому сочинению и обратился Державин, раздумывая о сделанном в поэзии. Он, как и Гораций, как впоследствии Пушкин, создал себе своими поэтическими трудами «нерукотворный памятник».

“Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель”

Новосельцева Наталья Владимировна

•Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г.Р.Державина;

•Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности;

•Показать красоту стихов и разнообразие тематики.

•репродукция картины Ге “Пушкин читает стихи на экзамене”, В.И. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”.

Теория литературы: Ода.

I. Чтение отрывка из стихотворения Г.Р. Державина “Признание”.

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел,-

Не собой блистал я – богом,

Вне себя я бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям, –

Мне они равны богам.

Если на победы громки

Я венцы сплетал вождям,

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

II. Беседа по стихотворению.

– Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему?

– От какого лица написано стихотворение?

– Что же мы узнаем об этом человеке?

(Не умел притворяться”, “важным саном надуваться”, любил чистосердечье).

– Как вы понимаете слова и выражения:

•”важным саном надуваться”,

•”философа брать вид”,

•”перелить в потомки”.

III. Объявление темы урока и запись ее в тетрадь.

Прозвучавшее в начале урока стихотворение называется “Признание”. Автором его является человек, который не умел притворяться, “важным саном надуваться”, а “любил чистосердечье”, “ум и сердце человечье”. Гаврила Романович Державин – русский поэт, государственный деятель XVIII века.

О его жизни и творчестве пойдет речь на уроке.

– Запишите тему в тетрадь.

IV. Знакомство с биографией писателя.

1762 год. Санкт-Петербург. Заговор офицеров-гвардейцев недовольных правлением императора Павла III, в котором участие две женщины: супруга императора и ее приверженка княгиня Дашкова.

Причины для недовольства серьезные. Только что отгремела семилетняя война, в ъходе которой был взят Берлин и потерпела поражение армия Фридриха II, а Павел III, не просидев и года на троне, пошел на уступки прусскому королю и готовил поход за интересы Германии.

Павел III был напуган приближением войск заговорщиков, во главе которых была его супруга. Павел, поняв всю бесполезность сопротивления, отрекся от престола в пользу своей супруги, именуемой Екатериной Второй.

В водоворот этих событий, за которым последовало 34-летнее правление Екатерины II , был вовлечен безвестный в ту пору мушкетер Преображенского полка Гаврила Романович Державин.

– Какова же биография этого человека? С каким запасом знаний прибыл Державин в полк?

V. Сообщения учащихся.

После домашней подготовки, весьма поверхностной, он был отдан и казанскую гимназию, где считался одним из лучших учеников. И хотя дворянских детей обучали, прежде всего, фехтованию, музыке и танцам, Державин вполне основательно овладел и русской грамматикой, и немецким языком, что позволило ему читать произведения иностранных писателей в подлинниках и в переводах, сделанных не только в России но и в Германии. Гимназия познакомила юношу и с правилами русского стихосложения, установленными Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Ломоносом! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку, молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам Ломоносова было не так-то просто.

VI. Теория литературы

Ода – торжественное, прославляющее стихотворение.

VII. Первые оды. Ода “Фелица”.

В конце семидесятых годов в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. Гаврила Романович не предполагал, что одна из его од, написанных в манере простой и непринужденной, привлечет всеобщее внимание к ее автору. Название.оды – “Фелица” – поэт позаимствовал из нравоучительного произведения Екатерины Второй “Сказка о царевиче

Хлоре”. Под его пером фантастическая “царевна киргиз – кайсацкия орды” превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Успех оды был делом случая. Близкие друзья Державина выпросили у поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем обществе. Людям неглупым, открытым ода нравилась; у придворных ханжей она вызывала возмущение. Обсуждалась “Фелица” и в стенах Академии наук.

В 1783 году ода “Фелица” была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале “Собеседник любителей российского слова”. Г.Р.Державин в своем произведении создает образ просвещенной правительницы, матери народов, которую хотел видеть в Екатерине II.

Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем,

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь; …

Ода получила “высочайшее одобрение”, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи.

VIII. Губернаторская деятельность.

Встречались и на этой дороге трудности, но то были трудности не безвестного солдата или чиновника, а олонецкого, тамбовского губернатора, затем – государственного секретаря и министра юстиции. “Будь на троне человек!”– призывал Державин царей, и к чести поэта следует сказать, что сам он искренне стремился остаться человеком на высоких постах, которые занимал. А это было в его эпоху наиболее трудным. Быть человеком означало для Державина “змеей пред троном не сгибаться, стоять – и правду говорить”; быть человеком означало для него уважать человеческое достоинство в каждом, чья судьба зависела от решений государственного сановника.

В 1784 году – правитель Олонецкой губернии. Русский Север не видывал столь необычного губернатора, который мог оседлать коня и лесной глухоманью, бездорожною тундрой добираться до самых отдаленных поселков, чтобы вскрыть злоупотребления местного начальства, облегчить налоговое бремя крестьян, схватить за руку чиновника-лихоимца. По Онежскому озеру, по грозному в непогоду Белому морю губернатор бесстрашно отправлялся в путь на рыбацкой лодке, помогая гребцам в часы опасности. Но такой губернатор пришелся не по душе местным властям, и Г.Р.Державин возвращается в Петербург.

А в 1785 году новое назначение в Тамбов.

IX. Сообщение учащихся о губернаторской деятельности Державина в Тамбове.

(Коровина В.Я. “Читаем, думаем, спорим…”. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998.- с.44)

Державину суждено было прожить в Тамбове с марта 1786 по конец 1788 г., то есть три года, без малого. Из них первые полтора ознаменованы трудами разносторонними и успешными. Не имея правильной подготовки, он обнаружил за это время несомненный административный дар, желание вникнуть в местные нужды и обстоятельства, умение действовать смело и широко, но обдуманно. Теперь он доказал, что причиной его олонецкого бездействия были препятствия, чинимые Тутолминым.

Путем привлечения опытных чиновников из столицы было ускорено и налажено делопроизводство присутственных мест; с тою же целью открыта губернская типография; из Петербурга выписаны печатные экземпляры указов и прочих узаконений. (По этому поводу Державин писал одному знакомому: “В здешней губернии великий недостаток в законах; безызвестно, были ли они когда здесь в употреблении”.) По части финансовой он добился исправности в сборе податей и недоимок; искоренил во многих местах беспорядочное хранение казны; увеличил доходы приказа общественного призрения. В губернии были проложены дороги, наведены мосты и приняты меры к развитию судоходства по реке Цне. В городе были исправлены старые казенные постройки и возведен ряд новых, отчасти даже кирпичных. Наконец, движимый своим постоянным, не показным, но деятельным человеколюбием, Державин озаботился устройством таких учреждений, самая мысль о которых не приходила в голову его предшественникам: положено было начало сиротскому дому, богадельне, больнице, дому для умалишенных. Тюремные здания, где преступники содержались бесчеловечно, были улучшены, и ужасное положение колодников облегчено (за что начальство выразило Державину “род некоторого неудовольствия”).

Но всего более забот и усилий Державин затратил на постановку учебного дела. Два рассадника просвещения существовали в Тамбове: духовная семинария – для детей духовенства, а для всех прочих сословий – гарнизонная школа, выпускавшая круглых неучей. Открытие училища было давно предположено правительством; существовала лачуга, для того предназначенная. Но дальше этого дело не двигалось. Державин быстро добился того, что четырехклассное училище, с обширной и по тому времени хорошо составленной программой, было открыто; для него куплен дом и выписаны пособия: книги, тетради, прописи, ландкарты, аспидные доски, грифели, карандаши, даже физические приборы. Подысканы были учителя. Кроме губернского училища, были открыты еще и уездные – в Козлове, Либедяни, Шацке, Елатьме и Моршанске.

Высшее общество тамбовское не чуждалось просвещения, хотя Простаковы в нем преобладали над Стародумами.. Однако постепенно преследования Державиным всяческого рода беззаконий, хищений, мошенничества не могли понравиться многим местным купцам и чиновникам, что и привело к жалобам на Державина.)

. (Вскоре) положение Державина пошатнулось, его хлебосольство было забыто вместе с театрами и концертами.

. Глазам тамбовского общества губернатор представился странным, беспокойным, а может быть, и опасным человеком, который во всем берет сторону бедных против богатых, заботится о колодниках и умалишенных, а с начальством ссорится. Державиных стали травить.

Как губернатора дни его были сочтены. Губернаторство кончилось.

Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел в том, чтобы быть “посредником между троном и народом”, чтобы “остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей”.

X. Чтение стихотворения “Дар”.

“Вот, – сказал мне Аполлон,–

Я даю тебе ту лиру,

Коей нежный, звучный тон

Может быть приятен миру.

Пой вельможей и царей,

Коль захочешь быть им нравен;

Лирою чрез них ты сей

Можешь быть богат и славен.

Если ж пышность, сан, богатство

Не по склонностям твоим,

Пой любовь, покой, приятство:

Будешь красотой любим”.

Взял я лиру и запел, –

Струны правду зазвучали,

‘ Кто внимать мне захотел?

Лишь красавицы внимали. …

.Державин был, по собственному определению, “горяч и в правде черт”, дерзал говорить Екатерине, что “она за всякую слезу и каплю крови народа ея пролитыя Всевышнему ответствовать должна; Павлу – что правда лишь над вселенной царь; Александру – что был на троне человек”.

XI. Чтение и анализ стихотворения “Властителям и судьям”.

1) Выразительное чтении е стихотворения подготовленным учащимся.

– Что, по мнению Державина, должны исполнять “властители и судьи”?

– Чем же заняты эти люди на самом деле?

– Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей?

– К кому обращается в последних строках стихотворения Г.Р.Державин? Почему?

XII.Тематика поэзии Державина.

Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия есть и в русской жизни, и в национальном нашем характере. И “русским слогом” впервые эту поэзию выразил.

Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г.Р.Державин нашел поэзию.

Он с гордостью вспоминает подвиги русской армии и её полководцев (Суворов, Потемкин, Румянцев).

О радость! Муза! Дай мне лиру,

Да вновь Суворова пою!

Как слышен гром за громом миру,

Да слышит всяк, так песнь мою!

Побед его плененный слухом,

Лечу за ним я духом

Чрез долы, холмы и леса;

(“На переход Альпийских гор”)

…О! исполать вам, вои,

Румянцев и Суворов,

За столько славных боев:

Мы в память вашу пьем…

Восхищается красотой окружающей природы.

…Источник шумный и прозрачный,

Текущий с горной высоты,

Ты чист – и восхищаешь взоры,

Ты быстр – и утешаешь слух;

Как серна, скачуща на горы,

Так мой к тебе стремится дух,

Желаньем петь тебя горящий….

Пленит и завораживает красота русских девушек, их хороводы и танцы.

Чтение стихотворения “Русские девушки”

XIII. Новаторство в поэзии Державина.

Все вышесказанное о поэзии Державина делает её неповторимой, уникальной.

Мы можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового.

Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой.

Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж.

Прекрасное сумел увидеть в обыденном.

XIV. Державин – наставник молодых поэтов.

Пушкин с воодушевлением вспоминает о присутствии старого вельможи на экзамене в январе 1815 года:

“Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли. ”

Державин был восхищен сочинением Пушкина и увидел в нем будущее России.

А о своем наследии, бессмертии Державин напишет в стихотворении “Памятник”

Выразительное чтение стихотворения “Памятник”.

1.Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения/ изд. “Детская литература”, М.,1972.

2.Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения. Вступит. статья “Державин и его время”/ изд. “Детская литература”, М.,1972.

3.Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособие по лит. для учащихся 7 кл./-2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – с.44.

4.Коновалов В.Н. Я люблю чистосердечье…/ж. Литерат. в школе, 1993 № 3.

Гаврила Державин и его школа в русской литературе

Г. Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики, но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г. Р. Державин.

Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с творчеством своих литературных наставников – Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Естественно в его первых литературных опытах явственно

Он сохранил в своих произведениях некоторые черты классицизма и привнес новые – он смешал низкое и высокое, отразив, таким образом, контрастность жизни.

Такие нововведения мы обнаруживаем, например, в стихотворении

Программным произведением Державина, после которого читающее общество сразу заговорило о нем, стало стихотворение с ироническим названием “Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге”. Здесь, по словам В. Г. Белинского, “виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли…Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки”.

Другими словами, в этом стихотворении Державин удачно сочетает оду с сатирой.

Естественно, что такие нововведения вызвали бурю разнообразных отзывов. Кто-то восхищался талантом и смелостью Державина; сама же Екатерина II восприняла это как якобинские стихи.

Творчество Державина отличалось разнообразием стилей и тем. Так, ряд стихотворений образует философский цикл.

Как капля в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед тобою я?

Поэт обращался и к мотивам анакреонтики. Застольное веселье, радость любви, женская красота – все это также имело место в его творчестве.

Неистово, роскошно чувство,

Нерв трепет, мление любви,

Волшебное зараз искусство

Вакханок древних оживи.

Жги души, огнь бросай в сердца

От смуглого лица…

Но Державин не просто переводил или подражал античным авторам, он переделывал их на русский манер, для чего использовал элементы фольклора – народную лексику, замену имен античных богов славянскими.

Амуру вздумалось Псишею,

Опутаться цветами с нею

И узел завязать.

Исторической заслугой Державина является то, что он ввел в поэзию “обыкновенное поэтическое слово”, ему стали узки рамки “трех штилей” Ломоносова, и он решил это изменить.

Сокрылся и в игре мой клад;

Не страстны мной, как прежде, музы;

Бояре понадули пузы,

И я у всех стал виноват.

Стоит также отметить как важную особенность стихотворной лексики оригинальное словообразование Державина: “кораблегибельный позор”, “огнепернатый шлем”, “вкусноспелые плоды”, “веселорезвая Эрата”, “солнцеокий осетр” и др.

Таким образом, Державин разрушил ограничивающие рамки русского поэтического языка и дал дорогу развитию языка реалистического. Кроме того, затрагиваемые в его творчестве темы вели к формированию в литературе понятия национального характера, что, очевидно, позволило В. Г. Белинскому назвать его “отцом русских поэтов”.

Похожие сочинения:

ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816) Родился в семье помещика под Казанью. Потомок татарского рода Баграма. Во время учебы в Казанской гимназии проявил способности к рисованию и скульптуре, был одним из лучших.

Мой Державин Поэтическое наследие Г. Р. Державина довольно обширно. В основе своей оно представлено гражданскими, патриотическими и философскими одами. Особое место в творчестве поэта занимают оды гражданского содержания, которые посвящены лицам, обладающим.

Державин о назначении поэта Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием, одой “На тленность”. Он написал оду.

ДЕРЖАВИН – ПОЭТ-НОВАТОР ДЕРЖАВИН – ПОЭТ-НОВАТОР Судьбу русской поэзии XVIII столетия, ее характер и направленность во многом определила деятельность М. В. Ломоносова, благодаря которому признанной и ведущей стала одическая поэзия, позволявшая в большом.

Г. Р. Державин – “отец русских поэтов” В моем представлении Г. Р. Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане “старины глубокой”, и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин –.

Идейно-художественное содержание од Державина Идейно-художественное содержание од Державина Для од Г. Р. Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалебные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от традиций Ломоносова, создавая.

Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Молодой Мольер.

Темы, мотивы Г. Р. Державин. Стихотворение “Памятник” Темы, мотивы Основой искусства, содержанием его Державин считает истину, в разъяснении которой состоит предназначение поэтов и художников. Поэт для Державина – существо особое, значительное. Вера.

Природа в русской литературе XX века Невозможно открыть газету и не прочитать в ней статью об очередном экологическом бедствии. Статью об умирании Волги, источнике озонового слоя и о многих других страшных вещах! Стыдно сказать, но скандинавы.

Державин Гавриил Романович Родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, армейский офицер, жил то в Яранске, то в Ставрополе, под конец в Оренбурге. Родители Державина не обладали.

Булгаков и его место в русской литературе Лишь через несколько десятилетий после своей смерти Булгаков был “открыт” как писатель мирового масштаба, имя которого заслуживает стоять в золотом перечне русской литературы. Впрочем, по зловещей иронии судьбы, писатель, посмертно.

Антиутопия в русской литературе второй половины ХХ века С крушением двух мощных тоталитарных систем – фашизма и сталинизма жанр антиутопии врусской литературеполучает новое направление в творчестве Ю. Даниэля (“Говорит Москва”, 1961), В. Аксенова (“Остров Крым”, 1977-1979), В. Войновича.

ОБРАЗ КРЕСТЬЯНИНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБРАЗ КРЕСТЬЯНИНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. К XVII-XVIII векам в России сложилось два класса: крестьяне.

ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Ждет тебя много попреков жестоких, Дней (трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать – да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила.

Изображение жизни и природы в русской литературе. (По произведениям С. А. Есенина) Изображение жизни и природы в русской литературе. (По произведениям С. А. Есенина) Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора… И. С. Тургенев Кто из.

Особенности реализма в русской литературе рубежа XIX-XX веков В 1880-е годы в Реалистической литературе отмечается истощенность: нас покидают Ф. Достоевский, И. Тургенев, Н. Некрасов, сложнейший период переживает и сам Л. Толстой. Только начинается зрелое творчество А. Чехова, только.

“БЕДНАЯ ЛИЗА” Н. М. КАРАМЗИНА – ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ “БЕДНАЯ ЛИЗА” Н. М. КАРАМЗИНА – ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Сентиментально-психологическая повесть “Бедная Лиза” (1792) принесла Н. М. Карамзину славу и сделала его кумиром читающей публики. Место действия повести.

Дуэль в русской литературе XIX века Сквозные темы Дуэль в русской литературе XIX века Что такое дуэль? Это поединок, во время которого противники защищают свою честь или вступаются за честь другого человека. Честь – нравственное достоинство.

“Лагерная” тема в русской литературе Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ.

ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По произведениям В. Астафьева и В. Распутина) В наше трудное время мы порой стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной.

Эпоха просвещения в русской литературе Петровские реформы подготовили условия для распространения в России Идей Просвещения. Когда это слово пишут с прописной буквы, оно обозначает историко-культурный период. В отличие от русского, в других языках нет омонимии.

Реформы Петра I в русской литературе Традиции Древнерусской литературы в несколько измененном виде сохранились до конца XVII века. Страна за это время изменилась мало: ее двумя главными чертами были православие и патриархальность. Первое основывалось на вере.

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РЕЦЕНЗИИ ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ “Война и мир” Льва Толстого, “Белая: гвардия” М. А. Булгакова и “Разгром” А. А. Фадеева, “Донские рассказы” М. Шолохова и “Конармия” Исаака Бабеля, “Сотников”.

Дети и детство в русской литературе ХIХ века Сквозные темы Дети и детство в русской литературе ХIХ века Любую человеческую жизнь можно разделить на несколько периодов: детство, отрочество, юность, молодость, старость… Но самым важным из них, как мне.

ЧИСТЫЙ ОБРАЗ ЖЕЩИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЧИСТЫЙ ОБРАЗ ЖЕЩИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Должна быть в женщине какая-то загадка, Должна быть тайна в ней какая-то… Очень мало не только в русской, но.

Эволюция жанров военной прозы в русской литературе Проза о войне заняла особое место в послевоенной литературе. Она стала не просто темой, а целым континентом, материком в литературе, где на специфическом жизненном материале нашли решение едва ли не.

Тема любви в русской литературе. (По циклу рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи”) Тема любви в русской литературе. (По циклу рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи”) Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти! Д. С. Мережковский Каждый писатель в своем творчестве затрагивает “вечные”.

Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе Проза о войне сыграла особую роль в развитии русской литературы. В ней на специфическом жизненном материале находят решение едва ли не все идейные и эстетические проблемы современной литературы. Большинство писателей.

МЕСТО И. С. ТУРГЕНЕВА В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УМЫ СОВРЕМЕННИКОВ И. С. Тургенев был характерным представителем классической русской литературной школы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи и играла важную роль в общественной жизни. Писатель по праву гордился своими “Записками.

Читайте также:  Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Гаврила Державин и его школа в русской литературе
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 02:28:14 17 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 5 Комментариев: 8 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать