Гавриил Романович Державин — отец русских поэтов: сочинение

Щербинина С. А.: Г. Р. Державин — “отец русских поэтов” (В. Г. Белинский)

Державин — “просто огромный поэт, которым всякая иная

литература, более памятливая, гордилась бы по сей день”

Школьный курс русской литературы XVIII века представлен несколькими именами, важнейшие из них — М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин.

Времени на изучение произведений этих писателей отведено очень мало, но XVIII век — фундамент русской классической литературы, на котором вырастет литература XIX века, а её изучение, понимание, усвоение требует знаний истоков её рождения.

В литературе XVIII века мы имеем своего рода гигантскую коллективную творческую лабораторию, в которой вырабатывались основные формы русского литературного языка и стиха. Все крупнейшие литературные деятели XVIII века являлись сознательными, зачастую блестящими экспериментаторами в области художественного слова. Почти всем сколько-нибудь значительным явлениям русской литературы XVIII века присуще горячее патриотическое чувство: любовь к родной земле, вера в мощь и великое будущее русского народа, гордое сознание национального достоинства и решительная борьба за это достоинство, за национальную самобытность.

Литература XVIII столетия, по справедливым словам А. С. Пушкина, — “плод новообразованного общества”. В начале века немногочисленные читатели довольствовались традиционными жанрами старорусской письменности: рукописными повестями полупереводного, полуоригинального характера, школьными драмами, силлабическими виршами. Но уже в сатирах Кантемира рождается первый вызов действительности — общественному укладу, не отвечавшему взглядам писателя. Начиная примерно с 60-ых годов XVIII века в литературе возникают такие жанры, как “мещанская драма” Лукина, комическая опера, заметно выделяется повествовательная проза Ф. Эмина, М. Чулкова.

В любовных песнях, пасторалях, эклогах В. Сумарокова и поэтах его школы, в поэзии, драматургии и прозе Хераскова кристаллизуются элементы нового литературного направления — сентиментализма; ряд од Г. Р. Державина окрашен в предромантические тона. Постепенно, но неуклонно всё более и более накапливаются реалистические элементы, подготовляющие реализм И. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

Литература XVIII века впервые начала обретать подлинно художественную форму, она становится художественной литературой в настоящем смысле этого слова. М. В. Ломоносов -“Пётр Великий русской литературы” — дал литературе необходимый ей новый язык; довёл до конца преобразование стихосложения, начатое В. К. Тредиаковским, создав формы того стиха, который был замечательно развит Г. Р. Державиным и достиг своего художественного совершенства под рукой А. С. Пушкина.

Обо всём этом необходимо сказать на уроках литературы в 9-ом классе, сказать, чтобы у ребят сложилось целостное представление о литературной жизни XVIII века, о её наиболее значительных представителях.

Личность Г. Р. Державина являет собой в высшей степени яркий и полнокровный образ русского писателя XVIII столетия. Благодаря своей активной и разнообразной общественной деятельности, он значительно выше поднимается над массой своих современников не только как поэт, но и как человек, который рельефно выделяется на общем фоне своими высокими моральными и интеллектуальными качествами, что делает его одним из наиболее колоритных характеров эпохи.

В. Г. Белинский называет Г. Р. Державина “отцом русских поэтов”. Именно такое название дала я своему уроку. В школьной программе, составленной В. Г. Горецким, Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиной, предлагается рассмотреть такие его произведения, как “Властителям и судиям”, “Снигирь”, “Памятник” и самостоятельно прочитать.

Задача, прямо скажем, очень сложная. Поэтому при составлении плана урока я поставила перед собой следующие цели:

1. углубление знаний учащихся о творчестве Г. Р. Державина;

2. частичный анализ его произведений и нахождение в них элементов классицизма;

3. выявление новаторства в его поэзии.

На уроке используются самые разные методические приёмы:

Во-первых, лекция учителя и комментирование им выступлений учащихся.

Во-вторых, система предварительных индивидуальных заданий:

1. сообщения нескольких учащихся о жизни Г. Р. Державина (о его детстве; о его ревностной службе при трёх императорах: Екатерине Второй, Павле, Александре Первом);

2. рассказ о расцвете изобразительного искусства в XVIII веке с опорой на картину Д. Г. Левицкого “Екатерина Вторая”,1783год;

3. сообщение о жизни А. В. Суворова и отношении к нему Г. Р. Державина.

В-третьих, выразительное чтение учащимися (наизусть) произведений Г. Р. Державина. Так как Г. Р. Державин родился и рос в Татарстане, то, естественно, на уроке дополнительно читается его стихотворение “Арфа” 1798 года и программные “Властителям и судиям”, “Памятник”, “Снигирь”.

В-четвёртых, комментированное чтение учителем и учащимися отрывков из некоторых произведений писателя (“Фелица” и других).

В-пятых, частичный лингвистический анализ стихотворений “Невесте”, “Аспазии”, “Вельможа”, “Фелица”, “Кружка”, “На счастие”, “Русские девушки”. Этот вид работы очень интересен и одновременно труден для девятиклассников. Но внимание к слову готовит их к самостоятельной работе над лирическими стихотворениями, их анализом. А поэзия Г. Р. Державина — благодатный материал для исследования и учёбы, ибо поэт обладал талантом словотворца, способного создавать новые слова — “донкишотствовать”, “донкихотство”; сложные прилагательные и причастия — “златобисерное небо”, “сребророзовая светлица”. Литературовед Гуковский отмечает, что характерной чертой поэзии Г. Р. Державина является “яркость, бодрость, великолепие красок его живописи”.

В-шестых, выработка умения делать выводы и обобщения непосредственно на уроке, руководствуясь старыми и новыми знаниями (самостоятельное заполнение в тетрадях таблицы “Своеобразие творчества Г. Р. Державина”).

Своеобразие творчества Г. Р. Державина

Использование традиционных жанров (ода, лирические стихи, сатира)

Подчёркивание одной главной черты в герое

Элементы реализма в изображении современной ему русской жизни

Богатство языка (использование новых словообразований — донкихотство, златобисерный)

Введение просторечных слов в высокий стиль (в оды)

Эти методы, включающие лекцию учителя и активную работу учащихся, делают урок насыщенным, доступным, эффективным, пробуждают в ребятах интерес к русской литературе, эстетически воспитывают их, учат внимательному отношению к слову и началам исследовательской работы над текстами, над своеобразием языка писателей, что, естественно, обогащает их речь и повышает их интеллектуальный уровень.

Продолжением изучения творчества Г. Р. Державина является внеклассная работа. Это может быть конкурс чтецов стихотворений Г. Р. Державина, конкурс творческих работ, выпуск школьных стенных газет, литературные вечера, экскурсии на родину Г. Р. Державина.

Сочинения по творчеству Г. Р. Державина требуют от ребят самостоятельной работы по изучению его поэзии, развитого воображения. Примером может служить сочинение “Отечества и дым нам сладок и приятен”. Написанное в форме письма русской эмигрантки из Парижа президенту Российской Академии Художеств Екатерине Романовне Дашковой. Работа эта стала Лауреатом Республиканского литературного праздника юных краеведов “Державин нас заметил. “. Сочинение легко можно превратить в основу сценария литературного вечера, посвящённого юбилею Г. Р. Державина.

Все эти виды урочной и внеурочной работы, когда ребята принимают участие в качестве докладчиков, содокладчиков, чтецов, искусствоведов, исследователей, не дают превращаться урокам и мероприятиям в монотонные, развивают у них воображение, побуждают к мыслительной деятельности, к анализу и синтезу.

Изучать же поэзию Г. Р. Державина на рубеже XVIII-XIX веков в школе необходимо потому, что она явилась итогом столетнего развития русской литературы.

Литература

Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. — М., 1946.

Западов А. В. Поэты XVIII века. — М., 1979.

Лиры и трубы. — М., 1961.

Орлов В., Фёдоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1973.

Гавриил Романович Державин — отец русских поэтов: сочинение

По семейному преданию , род Державиных происходил от одного из татарских мурз. Гавриил Романович родился в родовом имении в селе Кармачи под Казанью в 1743 году, там же провёл детство. Он рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать — Фёкла Андреевна (урожденная Козлова).

Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державина назначают наместником Олонецкой губернии, а с 1785 – губернатором Тамбовской. В обоих случаях попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

Неоднократно Гавриил Романович посещал усадьбу Зубриловка, принадлежащую его другу Сергею Фёдоровичу Голицыну. Точно известно, что он посещал усадьбу осенью 1788 года [1] .

В 1803 году Державин уходит в отставку, поселяется в Санкт-Петербурге и в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни сосредотачивается на литературной деятельности.

Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода (см. фото).

Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки подверглись артиллерийскому обстрелу, а затем более 40 лет находились в руинах. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, сразу после окончания реставрации монастырского собора и в связи с 250-летием поэта, останки Гавриила и Дарьи Державиных были возвращены в прежние склепы.

Государственная служба

28 июня 1762 года — Вместе с полком участвовал в государственном перевороте, поставившем на престол Екатерину II

  • 1762—1775 — Солдат гвардейского Преображенского полка;
  • 1786—1788 — Губернатор Тамбовской губернии;
  • 1791—1793 — Кабинет-секретарь Екатерины II
  • с 1793 — Сенатор
  • с 1794 — Президент Коммерц-коллегии
  • 1802—1803 — Министр юстиции
  • 1809 — окончательно отстранен со всех государственных постов («уволен от всех дел»).

Творчество

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова. [2]

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:

Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшёл? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)

Предсмертное стихотворение Гавриила Романовича Державина «Река времён».Помощь по воспроизведению

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова:

Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдём войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало:

Река времён в своём стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы!

Читайте также:  Сочинение о творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери: сочинение

Увековечение памяти

  • Имя Г. Р. Державина присвоено Тамбовскому государственному университету.
  • Единственная площадь в Лаишево (Татарстан) называется Державинской.
  • Одна из улиц Тамбова носит название Державинской в честь Г. Р. Державина [3] .
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Г. Р. Державина.
  • Памятная стела на родине поэта в селе Державино (Сокуры).
  • Памятник в Казани, существоваший в 1846—1932 годах и воссозданный в 2003 году.
  • Памятник на Державинской площади в Лаишево [4] .
  • Памятник в Тамбове [5] .
  • Памятник, мемориальная доска и улица в Петрозаводске[6] .
  • Мемориальный знак в Званке (ныне на территории Чудовского районаНовгородской области на берегу р. Волхов). [7]
  • Музей-усадьба Г.Р.Державина и русской словесности его времени (наб. реки Фонтанки, д. 118). Памятник в Санкт-Петербурге[8] .
  • В Лаишево краеведческий музей носит имя поэта, которому посвящена большая часть экспозиции музея.
  • В Лаишево ежегодно проводятся: праздник Державина (с 2000 г.), Державинские чтения с вручением республиканской литературной премии имени Державина (с 2002 г.), всероссийский литературный Державинский фестиваль (с 2010 г.).
  • Лаишевский район часто неофициально именуется Державинским краем.
  • В честь Державина назван кратер на Меркурии. [9]

Памятник Г. Р. Державину в Губернаторском парке ПетрозаводскаПамятник Гавриле Державину в Лядском саде КазаниГ. Р. Державин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Исследования

  • М.Гусельникова, М.Калинин. Державин и Заболоцкий. Самара: Самарский университет, 2008. 298 с., 300 экз., ISBN 978-5-86465-420-0

Примечания

  1. Малинин Георгий Александрович. Памятные места Саратовской области. Саратов: Саратовское книжное издательство, 1958. — 167 с.
  2. Державин / Статья в Литературной энциклопедии, автор — Д. Д. Благой
  3. http://tambov.fio.ru/vjpusk/vjp081/rabot/25/new_page_4.htm
  4. http://rustik68.narod.ru/rt/IMG_2869m.jpg
  5. http://www.nashaslava.ru/sight/421/
  6. ГТРК Карелия / Карельский губернатор купил машину. Паровую. 200 лет назад
  7. Минюст планирует восстановить знаменитую усадьбу Державина «Званка»
  8. Новые памятники Санкт-Петербурга
  9. Карты Меркурия

Ссылки

Державин Г.Р. в Викицитатнике ?
Державин Г.Р. в Викитеке ?
Державин Г.Р. на Викискладе ?
  • Г. Р. Державин — сайт о жизни и творчестве
  • Державин Г. Р. Сборник произведений
  • Литературный портрет Г. Р. Державина. Биография Г. Р. Державина в Виртуальной энциклопедии Pro Питер
  • Державин Гаврила Романович «Духовные оды» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 1. 1864» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 2. 1865» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 3. 1866» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 4. 1867» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 5. 1869» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 6. 1871» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 7. 1872» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 8. Жизнь Державина. 1880» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 9. 1883» Библиотека ImWerden
  • Ходасевич Владислав Фелицианович «Державин» Библиотека Мошкова
  • Державин Гавриил стихи в Антологии русской поэзии
  • «Никогда не будет подлец» — Статья д.ф.н Ю. Минералова
  • Шпаргалка по «Творчеству Державина Г. Р.»
  • Державин Г. Р. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила в доме генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического, близ конной Гвардии, в присутствии императрицы Екатерины II, 1791 года 28 апреля // Державин Г. Р. Сочинения. — Ч. 4. — Спб.: В типогр. Шнора, 1808. — С. 22-60. — Сетевая версия — Е. Кутьковой.
  • Милена, вторая жена Державина / Излож. И. Хрущева // Русский вестник, 1903. — Т. 283. — Кн. 2. — С. 549—580.
  • Державин — аудиостихи, переписка, жизнеописание
Предшественник:
П. Х. Обольянинов
Генерал-прокурор Правительствующего Сената

Преемник:
П. В. Лопухин
Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Державин, Гавриил Романович” в других словарях:

Державин Гавриил Романович — Гавриил Державин Портрет работы Боровиковского Дата рождения: 3 (14) июля 1743 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 8 (20) июля 1816 Место смерти: имение Званка … Википедия

Державин Гавриил Романович — Державин, Гавриил Романович знаменитый поэт. Родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, армейский офицер, жил то в Яранске, то в Ставрополе, под конец в Оренбурге. Родители Державина не обладали образованием, но… … Биографический словарь

Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

ДЕРЖАВИН Гавриил Романович — Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759 1762 гг. учился в… … Православная энциклопедия

Державин, Гавриил Романович — Смотри также (1743 1716). На публичном экзамене в лицее (1814) юный Пушкин в присутствии Державина читал свои Воспоминания в Царском Селе . Поэт сохранил память об этом своем первом выступлении на литературное поприще ( Послание Жук. , 1816 г.,… … Словарь литературных типов

Державин Гавриил Романович — знаменитый поэт; род. 3 июля 1743 г. в Казани; по происхождению принадлежал к мелкопоместным дворянам. Его отец, армейский офицер, почти вслед за рождением ребенка должен был переехать по делам службы еще далее на восток и жил то в Яранске, то в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Державин, Гавриил Романович — (1743 1816) начал свою поэтическую деятельность одами, в которых старался подражать Ломоносову. Однако, начиная с Фелицы , оды в честь Екатерины II, торжественный тон ломоносовской лирики постепенно уступает у Державина место более живой реальной … Исторический справочник русского марксиста

Державин, Гавриил Романович — Смотри также (1743 1816). Первой книгой, попавшейся Гончарову вне классов , были сочинения Д., которые он и переписывал и учил наизусть (Автобиография) … Словарь литературных типов

Державин, Гаврила Романович — Гавриил Державин Портрет работы Боровиковского Дата рождения: 3 (14) июля 1743 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 8 (20) июля 1816 Место смерти: имение Званка … Википедия

Державин Гаврила Романович — Гавриил Державин Портрет работы Боровиковского Дата рождения: 3 (14) июля 1743 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 8 (20) июля 1816 Место смерти: имение Званка … Википедия

Биография Державина

Детство, образование, военная служба

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 – 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

Государственная служба

С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

Последние годы жизни

В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина.

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».

В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II, которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина – «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и т. д.

В 1808 году вышел сборник сочинений Державина в четырех томах.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Род Державиных берет свое начало от сына татарского мурзы Багрима, носившего имя Держава.
  • Первая жена Г. Р. Державина была Екатерина Бастидон – дочь португальца Бастидона, бывшего камердинера Петра III.
  • Державин с семи лет изучал немецкий язык, читал в оригинале Клопштока, Геллерта, Клейста, Галлера, Гагедорна, что существенно отразилось на его литературном творчестве.
  • Стихотворение Державина «Гром победы, раздавайся!», созданное в 1791 году, стало первым неофициальным гимном России.
  • За отличия в государственной службе Державин Гавриил Романович был награжден орденом Александра Невского, орденом Святого Иоанна Иерусалимского (командирским крестом), орденом Святой Анны 1-й степени, орденом Святого Владимира 3-й и 2-й степени.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Державина

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Державина – попробуйте пройти этот небольшой тест:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Сочинение на тему Гавриил Романович Державин отец русских поэтов

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-06-27

В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане “старины глубокой”, и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин — младший современник Ломоносова, а с другой — тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина.

Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство.

Что ни говори, для восприятия, современного читателя эти стихи трудноваты: и обороты, и слова старинные, и от жанра оды мы успели отвыкнуть. Но мне кажется, что в них живет душа очень умного, ироничного человека — их автора. И еще я думаю, что человек этот был смелым экспериментатором в языке и литературе.

Возьмем хотя бы его известные оды. Посвящены они по большей части императрице Екатерине Великой. Но героиня самой известной из них названа Державиным Фелицей, что значит “счастливая”, а не “великая” или “мудрая”, как можно было бы ожидать. И действительно, эта “царевна Киргиз-Кайсацкия орды” велика именно тем, что счастлива и человечна. Ее достоинства в том, что она ходит пешком и ест простую пищу, разрешает самостоятельно мыслить и говорить правду. Словно для того, чтобы подчеркнуть ее простоту, рядом автор рисует и “свой” портрет”, на который, по его словам, “весь свет похож”:

А я, проспавши до полудня,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою.

Хотелось бы особо отметить, что в своих одах Гавриил Романович Державин во многом отошел от правил классицизма. Так, в оде “Фелица” писатель смешал в одном произведении разные жанры, соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож. Под пером Державина ода приблизилась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Нарушая строгие правила классицизма, Державин отверг установившуюся в литературе теорию трех стилей Ломоносова. Таким образом, он осуществил “опрощение”, “снижение” высокого слога, приспособив его к нормам разговорного языка, далекого от утонченности светского дворянского салона.

Очень красочно характеризует эту державинскую особенность смешения высокого слова с низким Н.В.Гоголь: “Слог у него (Державина) так крупен, как ни у кого из наших поэтов; разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми.

И смерть как гостью ожидает,

Крутя задумавшись усы.

Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, как ожидание смерти, с таким ничтожным действием, каково кручение усов?” (“Выбранные места из переписки с друзьями”)

Обличая “свет” и придворную знать, поэт отмечает, что представители этого круга погрязли в суете, незаслуженных забавах и развлечениях, косности и непросвещенности. С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной. В оде “Вельможа” он пишет:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами,

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

В оде “Властителям и судиям” Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Согласитесь, поместить в оду не восхваление, а критику своего общества — это довольно смело! К тому же, если повнимательней перечесть заслуги Фелицы и примерить их к Екатерине II, то некоторые строки могут показаться злой сатирой:

Стыдишься слыть ты тем великой,

Чтоб страшной, нелюбимой быть;

Медведице прилично дикой

Животных рвать и кровь их пить.

. И славно ль быть тому тираном,

Великим в зверстве Тамерланом,

Кто благостью велик как бог?

Державин говорит это женщине, потопившей в крови восстание Емельяна Пугачева, взошедшей на престол после убийства своего мужа! Недаром в последних строфах он с горечью вопрошает, обращаясь к Фелице:

Но где твой трон сияет в мире?

Где, ветвь небесная, цветешь?

Этим поэт как бы подчеркивает, как мало соответствует Россия образу идеальной страны.

Мысль о величии простых человеческих чувств, а также о бренности всего земного пронизывает оду “На смерть князя Мещерского”. Мне кажется, это очень характерно для Державина — посвятить оду одному из своих знакомых, чье имя так и кануло бы в историю, если бы поэт не написал о его смерти. Жизнь делит людей на богатых и бедных, сытых и голодных, царей и подданных, а смерть равняет всех:

Глядит на всех — и на царей,

Кому в державу тесны миры;

Глядит на пышных богачей,

Что в злате и сребре кумиры;

Глядит на прелесть и красы,

Глядит на разум возвышенный,

Глядит на слезы дерзновенны

И точит лезвие косы.

Интересно то, что в самые разные годы, в самых разных стихах у поэта прорывается тема смерти. Державин был отважным человеком. Он не робел ни перед царевым, ни перед вельможным гневом, ни перед пугачевскими разбойниками, ни перед бушующим Белым морем. Но его умение полнокровно жить и чувствовать, страстно переживать жизнь в слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти. В своей удивительной оде “Бог” он говорит о своем понимании жизни, смерти, бессмертии, обращаясь к Создателю:

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие:

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! — в бессмертие Твое.

Размышляя о жизни и смерти, поэт в своих исканиях пришел к постижению истины через веру в Спасителя. Себе и другим и утешение он оставляет слова надежды:

Почто ж терзаться и скорбеть,

Что смертный друг твой жил не вечно?

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой ее себе к покою

И чистою твоей душою

Благословляй судеб удар.

И не случайно Гаврила Романович Державин очень много стихов написал именно о земных радостях и печалях, которые близки всем людям без исключения. Это “Объявление любви”, “Разлука”, “Купидон”, “Разные вина” и другие. Их слог очень прост, ярок и доступен читателю XX века, как доступны описанные переживания: любовь, печаль, расставания, радости дружбы. В знаменитом послании “Евгению. Жизнь Званская” поэт противопоставляет суетную придворную жизнь, полную интриг, клеветы, и жизнь простую, деревенскую. Он так подробно, со вкусом перечисляет прелести званского житья, что тоже хочется побывать среди прекрасных пейзажей, искупаться в пруду, глядеть, “как на воду ложится красный день”, и пить “под небом чай душистый”. Мне кажется, что Державину было очень важно утвердить в умах своих читателей эти вечные ценности человеческой души, может быть, даже в противовес уже привычным приоритетам, подчиняющим личность государству.

Согласно Державину, идея государственности не должна подминать под себя человека. В стихотворении “Властителям и судиям” он высказывает мысль о том, что закон должен быть не только справедливым, но и гуманным.

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Несчастливым подать покров,

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

А далее поэт приходит и вовсе к крамольному по тем временам выводу: цари, эти “земные боги”, на самом деле смертны, как и все, и так же подвержены страстям. Не правда ли, нужна большая смелость, чтобы так открыто восстать против произвола властителей:

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царем земли!

Эта смелость обошлась поэту дорого, — он пережил ссылку, но о своих словах и делах он не жалел. Недаром в переложении оды Горация, получившем название “Памятник”, поэт среди своих заслуг, обеспечивших ему бессмертие, отмечает прежде всего:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

До сих пор не было сказано еще об одной важной теме поэта Державина. Русский солдат, русский народ является главным героем его победно-патриотических произведений. Русский народ в изображении Державина — защитник своей родины и освободитель порабощенных Наполеоном народов Европы. В оде “На переход Альпийских гор” поэт восклицает:

Воюет росс за обще благо,

За свой, за ваш, за всех покой.

Одним из мистических событий в русской литературной жизни, как мне кажется, явилась встреча “старика-Державина”, признанного мэтра русской поэзии, и юного лицеиста Александра Пушкина, будущая слава которого затмит всех его предшественников. Сам Пушкин в своих воспоминаниях так описывал это событие: “Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Державин был очень стар. Экзамен наш очень его утомил. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли. ” Вот такая судьбоносная встреча двух великих поэтов, определивших своим творчеством важные вехи на пути развития русского национального языка и литературы.

Гавриил Романович Державин гордо верил в свое творчество, в его бессмертие, он писал: “А я Пиит — и не умру”. И его пророческим словам суждено сбыться. Мы и сегодня читаем произведения Державина, отыскивая в них заветные строки:

по тексту Ходасевича До отставки Гавриил Романович Державин любил (ЕГЭ по русскому)

В своём тексте В. Ф. Ходасевич, русский поэт и критик, поднимает важную проблему: власть.

В небольшом по объему, но ёмком по содержанию тексте автор освещает жизнь русского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина после его отставки со службы. Отойдя от государственных дел, Гавриил Романович Державин находился в деревне Званка. Он часто размышлял о всемирной истории и все больше утверждался во мнении: «…мир прекрасен, но история отвратительна. Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества». Поэт с ужасом понимал, что из-за действий «исторических великанов» страдали и продолжат страдать тысячи обычных людей.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Позиция автора однозначна. В. Ф. Ходасевич убеждён, что Г. Р. Державин презирал правителей и вельмож, которые распоряжались людскими судьбами и превращали простой народ в «пушечное мясо истории». И автору текста, и Г. Р. Державину ненавистна мысль, что из-за решений людей, занимающих более высокое положение в обществе, страдают другие, ни в чём невинные, обыкновенные, «маленькие» люди.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, на протяжении всей мировой истории тысячи людских жизней находятся в руках правителей и государственных деятелей. Очень часто за их неверные решения и ошибки расплачиваются своей жизнью простые люди. При этом зачастую действия правителей, направленные на благо государства, ущемляют интересы народа и делают их жизнь только хуже. Приведу литературные аргументы, подтверждающие мое мнение.

Во-первых, обратимся к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В начале произведения рассказывается о том, как царь Пётр 1 принимает решение строить новую столицу на берегу реки Невы. Проходит сто лет, город построен, и в нём живут люди. Мелкий чиновник Евгений, живущий здесь, мечтает о счастливой жизни вместе со своей возлюбленной. К несчастью, девушка гибнет при очередном разливе реки, на которой стоит город. Это разрушает мечты Евгения на счастливую жизнь, сводит его с ума и убивает. В произведение показано, как из-за решения царя построить город на берегу реки страдает простой человек.

Во-вторых, рассмотрим роман-антиутопию Дж. Оруэла «1984». В произведении мы видим государство, где все жители должны быть согласны с политикой партии. В стране действует «полиция мыслей», основной задачей которой является отслеживание неправильно мыслящих людей. Так, государство пренебрегает личным пространством людей ради предотвращения возможности свержения власти.

Текст задел меня за живое, заставил задуматься о том, что жизнь многих обычных людей зависит от решений правителей. К сожалению, из-за этого простой народ часто платит за ошибки государственных деятелей.

Каждый человек не живет изолированно в этом мире. Повсеместно его окружают люди, с которыми он вступает в определенные взаимоотношения и связи.

Автор рассказывает нам о жизни Г. Р. Державина после отставки. Проживая в Званке, великий русский поэт 18 века радовался, что он находится «не у дел хозяйственных».

Автор текста с одобрением относится к делам Г. Р. Державина, заботившегося не только о личном, но и об общественном процветании.

Хотя позиция В. Ф. Ходасевича не выражена явно, логика текста убеждает читателей в том, что каждому из нас необходимо с добром относиться к окружающим людям и всячески помогать им справляться с вставшими на пути препятствиями.

Действительно, нельзя ограничиваться раздумьями о личной выгоде, когда тебя окружают люди, нуждающиеся в помощи. Забота о них порождает счастье самого человека.

Проблеме неравнодушного отношения к окружающим людям посвящены многие произведения русских писателей. Одно из них – всеми известный роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Увидев искалеченных солдат, Наташа Ростова прониклась состраданием к ним. Она смогла уговорить отца отдать повозки под раненых, чтобы всех вывести из очага военных действий. Таким образом, в своих поступках героиня не руководствовалась личными мотивами, а заботилась об окружающих людях.

Совсем иначе поступил Андрей Гуськов – главный герой повести

Прочитав текст, прихожу к следующему выводу: необходимо избавиться от равнодушия, с добром и уважением относиться к окружающим людям, стараться всячески помогать им в трудных ситуациях. И тогда вам отплатят тем же.

В тексте, предложенном для анализа, затрагивается проблема доброго отношения к простым людям.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, В. Ф. Ходасевич рассказывает о жизни Гавриила Романовича Державина и его взаимоотношениях с людьми. С заботой и добротой относился Державин к солдатам, крестьянам, мелким чиновникам. Гавриил Романович покупал бедным мужикам кров, лошадей, давал хлеба, занимал без отдачи. Гавриил Романович заботился о крестьянах, для них он учредил больницу.

По мнению автора, великий русский поэт Державин является многогранной личностью, способной к сочувствию и сопереживанию к обыкновенным людям.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю: хорошее отношение к окружающим важно. Люди, которые относятся с добротой к другим, чувствуют себя лучше и нужнее, чем те, кто не способен совершать благие поступки для других.

Об этом многократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные классики. Вспомним роман

В. Гюго “Отверженные”. Епископ Мириэль вёл скромный образ жизни и все заработанные деньги отдавал на помощь бедным. Когда в двери дома священника постучал бывший каторжник, Мириэль не отказал ему в ночлеге, а наоборот, принял Жана Вальжана как гостя. На примере епископа Мириэля В. Гюго заставляет читателей задуматься об их собственном отношении к другим людям.

Следующим примером может послужить роман В. А. Закруткина “Матерь человеческая”. Мария относилась по-матерински и к раненой фашистами девочке Сане, и к умирающему немцу Вернеру Брахту. Изображая эту сильную, всем помогающую женщину, автор напоминает нам, что все мы одинаково нуждаемся в доброте.

Прочитав текст, я приходу к следующему выводу: хорошее отношение к другим людям важно не только для этих людей, но также и для самого человека. Оно заставляет чувствовать себя нужным, открывая в человеке самые лучшие черты его души.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8775

Г. Р.Державин – «отец русских поэтов»

Ломоносов был предтечею Державина;

Державин – отец русских поэтов…

В моем представлении Г. Р. Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане «старины глубокой», и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин – младший современник Ломоносова, а с другой – тот, кто оценил одним из первых талант юного А. С. Пушкина.

Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство. Что ни говори, для восприятия современного читателя эти стихи трудноваты: и обороты, и слова старинные, и от жанра оды мы успели отвыкнуть. Но мне кажется, что в них живет душа очень умного, ироничного человека – их автора. И еще я думаю, что человек этот был смелым экспериментатором в языке и литературе. Возьмем хотя бы его известные оды. Посвящены они по большей части императрице Екатерине Великой. Но героиня самой известной из них названа Державиным Фелицей, что значит «счастливая», а не «великая» или «мудрая», как можно было бы ожидать. И действительно, эта “царевна Киргиз‑Кайсацкия орды” велика именно тем, что счастлива и человечна. Ее достоинства в том, что она ходит пешком и ест простую пищу, разрешает самостоятельно мыслить и говорить правду. Словно для того, чтобы подчеркнуть ее простоту, рядом автор рисует и «свой портрет», на который, по его словам, «весь свет похож»:

А я, проспавши до полудня,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою…

Обличая «свет» и придворную знать, поэт отмечает, что представители этого круга погрязли в суете, незаслуженных забавах и развлечениях, косности и непросвещенности. С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной.

Мысль о величии простых человеческих чувств, а также о бренности всего земного пронизывает оду «На смерть князя Мещерского». Жизнь делит людей на богатых и бедных, сытых и голодных, царей и подданных, а смерть равняет всех. Интересно то, что в самые разные годы, в самых разных стихах у поэта прослеживается тема смерти. Державин был отважным человеком. Он не робел ни перед царевым, ни перед вельможным гневом, ни перед пугачевскими разбойниками, ни перед бушующим Белым морем. Но его умение полнокровно жить и чувствовать, страстно переживать жизнь в слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти. Размышляя о жизни и смерти, поэт в своих исканиях пришел к постижению истины через веру в Спасителя. Себе и другим в утешение он оставляет слова надежды:

Почто ж терзаться и скорбеть,

Что смертный друг твой жил не вечно?

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой ее себе к покою

И чистою твоей душою

Благословляй судеб удар.

И не случайно Гаврила Романович Державин очень много стихов написал именно о земных радостях и печалях, которые близки всем людям без исключения. Это «Объявление любви», «Разлука», «Купидон», «Разные вина» и др. Их слог очень прост, ярок и доступен читателю XX века, как доступны описанные переживания: любовь, печаль, расставания, радости дружбы. В знаменитом послании «Евгению. Жизнь Званская» поэт противопоставляет суетную придворную жизнь, полную интриг, клеветы, и жизнь простую, деревенскую. Он так подробно, со вкусом перечисляет прелести званского житья, что тоже хочется побывать среди прекрасных пейзажей, искупаться в пруду, глядеть, «как на воду ложится красный день», и пить «под небом чай душистый». Мне кажется, что Державину было очень важно утвердить в умах своих читателей эти вечные ценности человеческой души, может быть, даже в противовес уже привычным приоритетам, подчиняющим личность государству.

Гавриил Романович Державин гордо верил в свое творчество, в его бессмертие, он писал: «А я Пиит – и не умру». И его пророческим словам суждено сбыться. Мы и сегодня читаем произведения Державина, отыскивая в них заветные строки:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Д. И. Фонвизин

Комическое и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (мини‑рецензия)

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно‑нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм – одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувствами и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Воспитательная цель литературы, учение о трех «штилях», в которых писались произведения, употребление практически только литературных слов и выражений, триединство места, времени, действия – это основные черты и правила классицизма.

Русский классицизм сделал некоторые отступления от этих правил. Расширение «низшего штиля» за счет разговорной народной лексики используется как один из способов характеристики героев и изображения пороков дворянского общества. И второе отличие русского классицизма заключалось в готовности откликнуться на конкретные проблемы русской жизни. И поэтому русские деятели эпохи просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны.

Фонвизин говорил, что писатели «…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих Отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и Отечества».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, – проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.

Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо Отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самовлюбленности. Такая жизнь и воспитание лишали цели и смысла жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

Комедия «Недоросль» кажется смешной только на первый взгляд. Конечно, можно осудить госпожу Простакову за ее неправильное и неразумное воспитание собственного сына. Но ведь за свои ошибки она получила достойное наказание. Слова сына в конце комедии – это живое доказательство неподдельного презрения и равнодушия, которые сын испытывает по отношению к своей матери.

Мать потакала всем капризам своего чада, но именно это и оказалось самым негативным фактором, превратившим Митрофанушку в убогое и ничтожное существо. Простакова – персонаж очень колоритный, она олицетворяет собой все человеческие пороки и слабости. Таким же выглядит ее брат, любимое место которого – хлев со свиньями. Недалеко от них ушел и Митрофанушка. Он не обладает ни умом, ни благородством, ни возвышенными стремлениями. Он примитивен и жалок. Безусловно, все эти персонажи очень комичны. Но вместе с тем в этой комичности кроется огромная человеческая трагедия.

Такие пороки, как грубость, жадность, лицемерие, равнодушие, невежество, свидетельствуют об огромной нравственной деградации людей. Низость и убожество Простаковых и Скотининых являются активными и агрессивными качествами, воздействующими на жизнь других людей, то есть в произведении показало противостояние добра и зла. И трагедия именно в том, что зло на самом деле очень сильно.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 87 ;

Ссылка на основную публикацию
×
×