Образ России в поэзии М. Цветаевой: сочинение

Поэзия Цветаевой — повесть о себе

Школьное сочинение

Птица феникс — я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла!

И да будет вам ночь — светла!

Марина Цветаева. Трудно встретить человека, в душе которого это имя не пробуждало бы ярких чувств, чье сердце не загоралось бы трепетным огнем от первой же строчки любого из стихотворений этой удивительной поэтессы.

Кем она была? Какую жизнь прожила? О чем мечтала? Кого любила? Как любила? На все эти вопросы можно найти ответы в поэзии самой Цветаевой. Загадка? Тайна? Или откровенность? Чем стали ее стихи для нас? Это зависит от того, насколько мы способны проникнуться высокими чувствами поэтессы. Она раскрыла перед нами свою душу, свою жизнь, — ничего не тая и ничего не приукрашивая, — раскрыла саму себя. Но жизнь ее была сложна, а сердце пылало безудержным, мятежным огнем. Отдавая дань таланту Марины Цветаевой, ее мастерству, силе ее поэтического слова, мы должны были бы называть ее Поэтом, но столько в ее произведениях женственности, столько тем, мотивов, переживаний, близких и понятных прежде всего женщине, что невольно произносишь “Поэтесса”, но обязательно о большой буквы, преклоняясь и восхищаясь.

Писать Марина Цветаева начала очень рано — в шесть лет (когда еще “не знала”, что “поэт”). Она просто прислушивалась к самой себе, пропуская через свою душу весь огромный, еще не познанный мир. И в этой пылкой душе сами собой рождались поэтические строки:

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Юная Цветаева еще не познала горечи разочарований, которые ждали ее впереди. Потому ее ранние стихотворения еще наполнены светом и теплотой, восторгом перед жизнью и окружающим миром. Но ей, к сожалению, недолго суждено было наслаждаться этой радостью и светом. Холод и голод, война и неустроенность быта заставили быстро повзрослеть саму поэтессу и наполнили высокой трагедийной напряженностью “сердечной смуты” ее поэзию.

Для чувственной и тонкой души Марины Цветаевой юность стала той гранью, которая разделяет сказку и жестокую реальность. И перейти через эту черту — значит потерять, оставить все теплое и нежное, связанное с детством.

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Эти слова написаны семнадцатилетней девушкой. Здесь Цветаева словно проводит черту: ее детство закончилось, она стоит на пороге взрослой жизни. “Детство — лучшие сказки” — это время, когда весь мир видится в розовом свете, когда в душе рождаются светлые, восторженные мечты и сердце искренне верит в их исполнение. Но взрослая жизнь не будет похожа на сказку. Впереди столкновение с суровой реальностью, разрушающей фантазии, ломающей крылья. Драматическое ощущение мира и себя в этом мире постепенно растет в сознании Марины Цветаевой, и она признается:

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

Время, эпоха отражались с необычайной точностью в душе поэтессы. Она не хотела принимать мир таким, каким он был, но понимала, что не в силах что-либо изменить. Единственное, что она могла, — выражать себя, а вместе с тем и эпоху, в пламенных строках своих стихов, чтобы открыть этот мир окружающим, чтобы высказать все самое сокровенное, важное, личное, все, что происходило в ее душе. “Равенство дара души и глагола — вот поэт”, — считала Цветаева и как никто другой соответствовала этому определению. Ее “душа родилась крылатой”, ее дар слова шел из глубины души.

Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце — как маятник — как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой — как всякая божия тварь.

Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!

Ходить без докладу, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато, —

Как Бог повелел и друзья не велят.

Стихотворения Марины Цветаевой отличает потрясающая искренность. Она всегда отталкивается от реальных фактов, от пережитого впечатления или чувства. Валерий Брюсов писал: “Не боясь вводить в поэзию повседневность, она берет непосредственно черты жизни, и это придает ее стихам жуткую интимность. Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны были посторонние”. Поэзия Цветаевой действительно является отражением всей ее жизни, от внешнего окружения до внутренних недугов, от мелочей до глобальных событий и переживаний. Она не стремилась скрыть свою жизнь от окружающих, напротив, она сама открывала настежь “дверь”. Не потому ли поэтессу многие не понимали и не принимали при жизни? Тем не менее, сама она была твердо уверена, что просто жизнь еще не доросла до ее стихов, но когда-нибудь это обязательно произойдет:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

. Моим стихам о юности и смерти

. Настанет свой черед.

Это стихотворение, проникнутое оптимистическим настроением, оказалось пророческим: настал “черед”, настало время, когда каждая написанная Цветаевой строка нашла живой отклик в сердцах людей, прозвучала натянутой струной, позволив лучше понять душу и характер поэтессы. Французский философ Ларошфуко считал, что у каждого человека не один характер, а три: желаемый, кажущийся и действительный. Желаемый — то, как человек воспринимает себя. Цветаева воспринимала себя яркой, дерзкой, смелой. Потому и поэзия ее — “как искры из ракет”. Кажущийся характер — это тот, который видят окружающие. А поскольку окружающие тогда не могли по-настоящему разглядеть Цветаеву, то до определенного срока ее стихам суждено было оставаться “нечитанными”. В действительности же она — настоящий поэт: мудрец, являющий нам истину, волшебник, способный простыми словами ввести читателя в мир гармонии, искренности, красоты. И когда пройдет это бурное, кровавое время, когда люди откроют глаза и души и вспомнят о вечном, — ее поэзии “настанет свой черед”.

А пока это время не настало, сердце Цветаевой разрывается от горечи и растерянности от происходящих в современном ей мире событий, от насилия, террора, несправедливости и жестокости. Болью отзывается жизнь в душе поэтессы, и она не может молчать об этих горьких чувствах:

Горечь! Горечь! Вечный привкус

На губах твоих, о страсть!

Горечь! Горечь! Вечный искус –

В стихотворениях Цветаевой все чаще звучит мотив смерти. Она призывает смерть, предчувствует ее. В смерти она видит единственный выход — единственную возможность уйти от этого кошмара, из этого безумного мира, в котором больше не могла находиться. Нет, она не отказывалась жить — она любила жизнь. Но она отказывалась так жить:

В бедламе нелюдей

С волками площадей

С акулами равнин

Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

От радости — к драме, от гармонии — к бездне и отчаянию — таков путь лирической героини Марины Цветаевой. Таков жизненный путь и самой поэтессы, путь, полный надежд и разочарований, любви и разлук, мечтаний о счастье и гармонии и боли от утраты иллюзий. Тот, кто, прочитав ее стихотворения, сможет до конца понять душевный мир ее лирической героини, тому откроется душевный мир и самой Цветаевой. Он сможет заглянуть в ее душу и увидеть и оценить все многообразие ее переживаний, ощутить силу эмоционального напряжения.

В достаточно узких рамках стихотворения Марина Цветаева умела передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера, отражающие реальный мир чувств и стремлений и вместе с тем открывающие мир стремлений и переживаний личных. Она писала о вечном, о дорогих ее сердцу вещах и событиях. А это были вещи и события, близкие и понятные каждому: любовь, дружба, верность; душа, жизнь, мечты. Она писала повесть о себе — искренне, открыто, ничего не скрывая и не боясь. Потому что искренность была неотъемлемой частью ее души. Потому что иначе она не могла.

Цветаева не мечтала о славе — но она надеялась, что когда-нибудь случайный прохожий прочтет ее стихотворение и вспомнит о ней с благодарностью и теплотой.

Все таить, чтобы люди забыли.

Как растаявший снег и свечу?

Быть в грядущем лишь горсточкой пыли

Под могильным крестом? Не хочу!

Ее не забыли. Снова и снова, следуя за лирической героиней, мы читаем автобиографию в стихах яркой, и неповторимой личности. Мы узнаем поэтессу в созданных ею образах, учимся сравнивать ее и ее героев, учимся любить и дружить, хранить верность, мечтать, стремиться к добру, ценить искренность и красоту человеческих отношений, учимся жить открыто и честно, в гармонии с самими собой и окружающим миром.

Тема Родины в творчестве Цветаевой сочинение 11 класс

Марина Ивановна Цветаева является одной из самых противоречивых и притягательных фигур в русской поэзии Серебряного века. Любившая Россию так сильно, как никто другой, волею судьбы Цветаева прожила четырнадцать лет в Париже, а по возвращению на Родину поняла, что годы эмиграции не прошли бесследно. Изменилось всё – власть, порядки, законы. Именно поэтому лирические произведения поэтессы о Родине наполнены тоской по прошлому – иногда едва уловимой, а иногда просто разрывающей душу на части.

Пожалуй, одним из самых сильных стихотворений Марины Цветаевой о России является «Тоска по Родине». Именно в строках данного произведения ощущается вся горечь и боль человека, оказавшегося вдали от дома. Наполненное печалью, безысходностью и даже постепенно возрастающим безразличием ко всему происходящему, стихотворение словно отражает все чувства и переживания поэтессы в тот невероятно сложный период жизни, заставляя читателей внутренне содрогаться от осознания того, насколько жестокой может быть судьба по отношению к человеку.

Я полагаю, что невозможно не заметить то, что у лирики Цветаевой на тему любви к Родине есть и другая сторона – истинно патриотическая, воспевающая силу и мужество русских людей. К примеру, стихотворение «Не умрёшь, народ!», наполненное энергией и мощью, способно оказать действительно сильную поддержку в непростой жизненной ситуации. Лаконичное, но очень меткое, произведение помогает воспрянуть духом, а чёткие сравнения, которые использует Марина Ивановна («чистый, как хрусталь», «жаркий, как гранат»), позволяют лучшее и полнее прочувствовать настроение Цветаевой во время написания данного стихотворения.

Читайте также:  Цветаева настоящее украшение русской поэзии: сочинение

Произведения Марины Цветаевой о Родине очень разные. Каждое из них хранит в себе особое чувство, которое хорошо знакомо каждому из нас – это может быть и одиночество, и гордость за свою страну, и ностальгия, и сожаление о прошлом, которое уже не вернётся. Стихотворения Цветаевой словно проникают в самые потаённые уголки души читателя, оставляя там свой отпечаток. На мой взгляд, это и есть та особенная черта, из-за которой лирика Марины Ивановны на тему Родины является действительно неповторимой.

Сочинение Родина в лирике Цветаевой

Любовь к Родине Марина Цветаева пронесла через всю свою жизнь, она посвятила очень много произведений, в котором упоминается вся ее бескрайняя любовь к стране, в которой она родилась и выросла. Ей нравилось все, что было связано с Москвой, ведь в этом городе поэтесса родилась.

Марина Цветаева, словно тот художник, который смешивает палитру цветов, так она в своих стихотворениях объединят любовь к Родине, человеку, поэзии. В каждом произведении Цветаевой чувствуется ее характер, ее любовь к русскому слову, традициям, природе и русской культуры. Поэтесса ко всему, что связано с Родиной относилась с трепетом и любовью, она не могла не любить всю ту красоту, которая ее окружала.

Когда в 1922 году Марина Цветаева вынуждена покинуть Россию и уехать за границу вслед за своим мужем ее поэзия меняется. По стихотворениям Цветаевой прослеживается, как сильно она скучает по Родине, по ее бескрайним полям и лугам и завораживающей красоте России. Ей очень не хватало российского патриотизма за границей, ведь она там была совершенно одна среди чужих людей, на чужбине.

Поэтесса вспоминала о красоте полей на рассвете и как приятно пахнет, когда только первые лучи солнца касаются пшеницы. Цветаева считает Россию своей родной матерью, которая ее вскормила и вырастила. Она очень скучает по всему русскому народу, который так умеет любить и отдавать себя целиком своей Родине, если надо будет. Ее разделяет много тысяч километров с родной Россией, о которой она постоянно пишет.

Находясь далеко от Родины Цветаева, все-таки следит за всем, что происходит в ее родной стране. Так появляется стих про челюскинцев, которыми поэтесса гордится и воспевает их в своем стихотворении.

Цветаева хоть и находилась далеко от Родины, но никогда не забывала о своей русской земле, которая от одной мысли о ней согревала поэтессу. Ей очень нравилось, что Россия очень необычная страна и огромна в своей красоте. Цветаева завещает своему сыну, что он должен познать такую необъятную и огромную страну как Россия и полюбить ее, так же как и она.

В своем стихотворении она призывает своего ребенка уважать и чтить Родину, которая так много ему дала. В первую очередь Цветаева благодарна, что она родилась в такой красивой стране и смогла увидеть много красивых мест. Она очень уважала и чтила все, что было связано с ее Родиной, и призывала всех никогда не предавать Родину.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в творчестве Цветаевой

Популярные сегодня темы

Мне кажется, часто то, что называют человечностью, на самом деле далеко от этого. Нередко мы называем человечностью такое, что просто присуще людям, а людям с самого начала присущи слабости и пороки

Репетилов является одним из второстепенных героев комедии «Горе от ума». Он является другом Чацкого. Его нельзя назвать положительным героем, он имеет ряд серьезных недостатков.

Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.

Человек – это создание социальное. У большинства с самого раннего возраста появляются друзья и знакомые. В начале мы растем в семье, в которой о нас принимают заботу мамы, папы, сестры, бабушки

Одним из основных персонажей произведения является Червяков Иван Дмитриевич, служащий заведующим хозяйством некоего учреждения, должность которого именуется экзекутором.

Образ России в поэзии М. Цветаевой

Поэзия М. Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Как и у всех крупных поэтов, тема России в ее стихах является одной из ведущих.

Произведения М. Цветаевой отмечены глубоким чувством родины. Россия для нее – выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина, вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия – все это образы одной народной стихии:

Русь, Неподкованный конь!

Россия у М. Цветаевой – многокрасочный и многозвучный мир. В центре его – образ русской женщины “с гордым видом, с бродячим нравом”. Эта героиня надевает разные личины.

Она и московская стрельчиха, и неукротимая боярыня Морозова, и тишайшая “бездомная черница”, и ворожея-чернокнижница, а чаще всего – бедовая осторожная красавица, “кабацкая царица”. В ней – широта, размах и удаль русского национального характера:

Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,

Со всей каторгой гуляла – нипочем!

Алых губ своих отказом

Прокаженный подойди – не откажу.

Естественно, что в стихах М. Цветаевой много проникновенных строк посвящено русской природе. В описании пейзажа всегда подчеркивается его русскость:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Из сырости и шпал

Из сырости – и свай,

Из сырости – и серости.

Русская природа для М. Цветаевой – источник творчества. В связи с ней она видит начало своей самобытности, непохожести на других:

Другие – с очами и с личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем – италийским

С хорошим, с широким,

Через всю жизнь поэта проходит символ России – рябина, с ней она связывает начало своей жизни, о чем свидетельствуют строки из раннего цикла “Стихи о Москве”:

И в трагическом стихотворении “Тоска по родине” написанном уже в эмиграции, где пронзительное чувство утраты родной земли заставляет поэта разрывать ту пуповину, которая ее с этой землей связывает, то этот разрыв останавливает именно видение рябины:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

Россия в стихах М. Цветаевой – не только тема. Она – внутри цветаевских стихов. Устойчивая черта цветаевского стиля – интонация русской народной песни:

Кабы нас с тобой да судьба свела –

Ой, веселые пошли бы на земле дела!

Не один бы нам поклонился град,

Ох, мой родный, мой природный, мой безродный брат!

От русской народной песни – все качества лучших цветаевских стихов: открытая эмоциональность и бурный темперамент, полная свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха, текучесть всех стиховых форм, умение вывести из одного слова целый ряд образов. Отсюда же и весь ландшафт цветаевской лирики: высокое небо и широкая степь, ветер, звезды, костры, соловьиный гром, скачка, погоня, ямщики, бубенцы, “рокот веков, топот подков”.

Она обращается не только к песне, но и к частушке, к расписному стиху, а также к жанру причитаний и заговоров. М. Цветаева пишет большие поэмы-сказки , в основе сюжета которых – сказки из сборника А. Афанасьева. Обращение к русскому фольклору у М. Цветаевой не кажется стилизацией, подделкой.

Это полное погружение в фольклорную стихию, стремление передать склад народной души.

Стихи М. Цветаевой отмечены кровной связью с русской культурой. В ее творчестве много проникновенных слов посвящено русским поэтам: А. Блоку, А. Ахматовой, В. Маяковскому и другим. Но первой и неизменной ее любовью был А. Пушкин.

Именно с А. Пушкиным она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии.

Итак, национальное начало пронизывает все творчество М. Цветаевой. “Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, – писала она. – Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью”.

Похожие сочинения:

ЛЮБОВЬ К РОССИИ В ПОЭЗИИ ЦВЕТАЕВОЙ ЛЮБОВЬ К РОССИИ В ПОЭЗИИ ЦВЕТАЕВОЙ Лирика М. Цветаевой воплощает острое чувство России – ее природы, ее истории, ее национального характера. В ее стихах тема родины приобретает особое, самобытное звучание.

Тема России в поэзии Марины Цветаевой Эх, Родина-Русь, Нераскаянный конь! М. Цветаева Особенностью Марины Цветаевой было умение, способность жить “назад”, пристально всматриваясь в прошлое. Человек западной культуры, владеющий несколькими иностранными языками, Цветаева родилась в Москве и.

Образ Родины в поэзии М. Цветаевой Не быть в России, забыть Россию – Может бояться лишь тот, Кто Россию мыслит вне себя. М. Цветаева Златоглавая Москва, колокольный звон, башни и купола церквей с детства слились в.

Тема России в поэзии Андрея Белого Плененный дух. М. Цветаева Мне кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В очерке об А. Белом “Плененный дух” вырисовывается образ мятущейся души, горячо любящей.

Сочинение на тему: “Тема России в творчестве М. Цветаевой” В 1922 году Цветаева уехала за границу к мужу. В ее стихах эмигрантского периода видны чуждость эмигрантской литературной сред, тоска по родной земле: Русской ржи от меня поклон. Ниве, где.

Блоковская тема в поэзии М. Цветаевой Жизнь М. Цветаевой была переплетена с судьбами других поэтов серебряного века. Со многими из них были дружеские отношения, некоторые из поэтов вдохновляли ее на прекрасные стихи – В. Маяковский, О.

Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! М.

Читайте также:  Строки, рвущиеся из сердца (по поэзии М. Цветаевой): сочинение

Патриотическая тема в лирике М. И. Цветаевой Произведения М. Цветаевой отмечены глубоким чувством родины. Россия для нее – выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина.

Образ России Русь моя, жизнь мая А. Блок Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, и вместе.

Особенности поэзии Марины Цветаевой Марина Цветаева – ярчайшая звезда поэзии XX века. В одном из своих стихотворений она просила: “Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь”. Талант Цветаевой пытались раскрыть, утвердить, опрокинуть, оспорить.

“О Русь моя! Жена моя!” Образ России в поэзии А. Блока Она возникает из мистического тумана и приобретает зримые черты девушки с косой – обыкновенной, жаждущей и ждущей любви. Просто любовь, а казалась Смертью с Косой. Так всегда у этого Поэта.

“НЕОСПОРИМО ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ…” (тема Москвы в поэзии М. Цветаевой) “НЕОСПОРИМО ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ…” (тема Москвы в поэзии М. Цветаевой) Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город – одна из основных.

Образ России в лирике А. Блока Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, – именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ В1929 году в Медоне своему другу Марку Слониму М. Цветаева сказала: “Вот у Бодлера поэт – это альбатрос… ну какой же я.

ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА (вариант 1) Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, – именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после.

Сочинение на тему: “Лирическая героиня поэзии М. Цветаевой” Марина Ивановна Цветаева – одна из немногих лириков, чья личность неотделима от творчества. Цветаева-личность и Цветаева-поэт не существуют отдельно друг от друга. В записных книжках Цветаевой есть одна запись: “О.

Образ России в лирике Лермонтова и Блока В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века.

РОССИЯ – КРАСАВИЦА, НЕВЕСТА (тема России в поэзии А. Блока) РОССИЯ – КРАСАВИЦА, НЕВЕСТА (тема России в поэзии А. Блока) Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть один писатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест.

Образ России в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. “Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча.

ТРАГИЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА В ПОЭЗИИ ЦВЕТАЕВОЙ ТРАГИЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА В ПОЭЗИИ ЦВЕТАЕВОЙ Жизнь и творчество М. Цветаевой отмечены напряженной трагедийностью. Ее стихия – душевное горение, безмерность чувств, постоянный выход за пределы нормы, состояние конфликта с окружающим.

Образ России в лирике Александра Блока Александр Александрович Блок творил жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в.

Образ души поэта в лирике М. Цветаевой План 1. Творчество М. Цветаевой. 2. Тема одиночества поэта в лирике М. Цветаевой. 3. Трагичность образа души поэта в лирике М. Цветаевой. Стихи Марины Цветаевой любимы многими поколениями читателей. Серебряный.

Анализ стихотворения “Тоска по родине. Давно…” М. И. Цветаевой В стихотворении отражена трагичность мироощущения поэтессы, обреченной на странничество вдали от родины, дисгармонию ее внутреннего состояния и окружающей жизни. Поэтесса постоянно повторяет: “все равно”, “все едино”: ни с кем нет.

Образ погибшей России В начале 1920-х гг. в литературе культивируется образ погибшей России, “России, занесенной снегом” . Тема гибели России, апокалипсиса, конца света кочевала из произведения в произведение: стихи Кузьминой-Караваевой, Вл. Смоленского, И.

Поэтический образ России в лирике А. А. Блока А. А. Блок всегда говорил, что теме Родины он посвящает все свое творчество. Образ России присутствует практически во всех его произведениях, от самых ранних, юношеских, до последних. Отечество для Блока.

Образ Руси в поэзии Блока Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров – в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания.

Образ России в творчестве С. Есенина Я люблю родину. Я очень люблю родину. С. Есенин Наверное, творчество никакого другого из великих поэтов, кроме С. Есенина, не было проникнуто таким острым, глубоким, беззаветным чувством любви к России.

ЧУВСТВО РОДИНЫ В СТИХАХ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ “Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, – писала Марина Цветаева. – Не быть в России, забыть Россию – может бояться только тот, кто Россию мыслит вне.

ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА (вариант 2) И в тайне – ты почиешь, Русь. А. Блок Родина, Россия – одна из главных тем в творчестве каждого поэта. И тем не менее Россия Блока – это особое явление.

“МОЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ЖИЗНЬ” (лирика М. Цветаевой) …Моим стихам, Как драгоценным винам, Настанет свой черед. М. Цветаева Русская поэзия – наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о.

Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой

Автор: Ирина Нестерова ✔ 29.10.2015

Нестерова И.А. Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой // Энциклопедия Нестеровых

Анализ развития темы Родины в стихах Цветаевой.

Не простой, даже трагической была судьба замечательной русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Независимая, гордая, никогда никому не подражавшая не в жизни, ни в поэзии, она прошла путь тягот, которого с избытком хватило бы на много обыкновенных жизней. Там, где другой, более слабый человек, давно был бы сломлен и раздавлен, Марина Цветаева выстояла не поступившись ни малой толикой ни своей личности, ни талантом.

Мужество и стойкость она нашла в своем творчестве и в горячей непреходящей любви к Родине. Именно поэтому тема Родины является ведущей в творчестве Марины Цветаевой.

В 17 лет, находясь в Париже, Марина Цветаева пишет стихотворение “В Париже”. Казалось бы, юную поэтессу должен был очаровать и поразить яркий, жизнерадостный Париж. Но нет: “В большом и развратном Париже все та же тайная тоска. ” и одиночество: “я здесь одна”. И грезится юной Цветаевой Россия:

В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака.

Тема Родины у Цветаевой получает дальнейшее развитие в стихах, посвященных Москве. Одно из них так и начинается

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!

Здесь Цветаева представляет Москву как сердце России, средоточие ее духовных ценностей. Русский человек – странник и грешник, стремящийся к духовному очищению, которое связано с верой (Иверская икона, целитель Пантелеймон), с Москвой:

И льется аллилуйя
На смуглые поля.
– Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

Совершенно новыми интонациями, трагическими и безысходными, наполнены стихи, написанные вдали от Родины, в эмиграции. Вот стихотворение 1925 года:

Русской ржи от меня поклон,
Полю, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце.
Ты в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь мои – обе заняты.

Стих построен на антитезе. Цветаева в Чехословакии, охваченная ностальгией, “с бедами на сердце и дождями”, и друг в России, у которого тоже и дожди и беды, но который спокоен и счастлив как “Гомер в гекзаметре”, потому что он дома, на Родине.

Проходит семь лет и Цветаева пишет стихотворение, в котором с удивительной силой высказывает мысль о том, что для нее возвращение в Россию, союз с Родиной невозможен. Той России, которая была близка Цветаевой, уже нет, и “сей-час страна” не примет поэтессу:

Но все-таки, несмотря ни на что, любовь к России преодолевает трагедию разрыва в душе Цветаевой, и она восклицает:

Езжай, мой сын, домой – вперед –
В свой край, в свой век, в свой час, – от нас
В Россию – вас, в Россию – масс,
В наш-час – страну! в сей-час – страну!

Еще более трагичным мне кажется стихотворение 1934 года. Мысль, высказанная в первой строфе, кажется кощунственной:

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть.

Тоска по Родине – призрак, блажь. Эту мысль Цветаева последовательно развивает в продолжении всего стихотворения: ей все равно, где и как жить, с кем и на каком языке разговаривать, у нее нет воспоминаний:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…

Но две последние строки буквально взрывают эту логику равнодушия. На самом деле безразличие, фальшь Цветаевой – это слабая попытка как то приглушить боль и тоску по Родине. Незаконченность мысли про куст рябины, как будто бы оборванной неожиданно нахлынувшими чувствами, подчеркивает глубину и силу любви к России.

В цикле “Стихи к Чехии” поэтесса создает свои самые сильные, самые выразительные стихи, в которых прямо заявила о своей любви к Родине, к народу:

Не умрешь, народ!
Бог тебя хранит!
Сердцем дал – гранат,
Грудью дал – гранит.
Процветай, народ,–
Твердый, как скрижаль,
Жаркий, как гранат,
Чистый, как хрусталь.

Творчество Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры серебряного века, так и всей литературы в целом. Ее стихи, наполненные глубоким чувством, западают в душу. Их необычный ритм, философский смысл заставляют задуматься о сущности жизни. Цветаева – это одна из немногих поэтов, кто видел всю трагедию России и стремился не отречься от неё, а помочь Родине.

Читайте также:  Образ певца Орфея в поэзии Цветаевой: сочинение

Современная Россия, может быть, и не та, об образе которой мечтала поэтесса, но благодаря также и ее стихам вера в великую страну не исчезнет, а на пути к возвращению былого величия нашей Родины в 2014-2015 годах мы уже сделали несколько больших шагов.

Образ России в поэзии М. Цветаевой

Поэзия М. Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Как и у всех крупных поэтов, тема России в ее стихах является одной из ведущих.

Произведения М. Цветаевой отмечены глубоким чувством родины. Россия для нее — выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина, вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия — все это образы одной народной стихии:

Русь, Неподкованный конь!

Россия у М. Цветаевой — многокрасочный и многозвучный мир. В центре его — образ русской женщины «с гордым видом, с бродячим нравом». Эта героиня надевает разные личины. Она и московская стрельчиха, и неукротимая боярыня Морозова, и тишайшая «бездомная черница», и ворожея-чернокнижница, а чаще всего — бедовая осторожная красавица, «кабацкая царица». В ней — широта, размах и удаль русского национального характера:

Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,

Со всей каторгой гуляла — нипочем!

Алых губ своих отказом не тружу,

Прокаженный подойди — не откажу.

Естественно, что в стихах М. Цветаевой много проникновенных строк посвящено русской природе. В описании пейзажа всегда подчеркивается его русскость:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится.

Из сырости и шпал

Из сырости — и свай,

Из сырости — и серости.

Русская природа для М. Цветаевой — источник творчества. В связи с ней она видит начало своей самобытности, непохожести на других:

Другие — с очами и с личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем — италийским

С хорошим, с широким,

Через всю жизнь поэта проходит символ России — рябина, с ней она связывает начало своей жизни, о чем свидетельствуют строки из раннего цикла «Стихи о Москве»:

И в трагическом стихотворении «Тоска по родине» написанном уже в эмиграции, где пронзительное чувство утраты родной земли заставляет поэта разрывать ту пуповину, которая ее с этой землей связывает, то этот разрыв останавливает именно видение рябины:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина.

Россия в стихах М. Цветаевой — не только тема. Она — внутри цветаевских стихов. Устойчивая черта цветаевского стиля — интонация русской народной песни:

Кабы нас с тобой да судьба свела —

Ой, веселые пошли бы на земле дела!

Не один бы нам поклонился град,

Ох, мой родный, мой природный, мой безродный брат!

От русской народной песни — все качества лучших цветаевских стихов: открытая эмоциональность и бурный темперамент, полная свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха, текучесть всех стиховых форм, умение вывести из одного слова целый ряд образов. Отсюда же и весь ландшафт цветаевской лирики: высокое небо и широкая степь, ветер, звезды, костры, соловьиный гром, скачка, погоня, ямщики, бубенцы, «рокот веков, топот подков».

Она обращается не только к песне, но и к частушке, к расписному стиху, а также к жанру причитаний и заговоров. М. Цветаева пишет большие поэмы-сказки («Царь-девица», «Молодец»), в основе сюжета которых — сказки из сборника А. Афанасьева. Обращение к русскому фольклору у М. Цветаевой не кажется стилизацией, подделкой. Это полное погружение в фольклорную стихию, стремление передать склад народной души.

Стихи М. Цветаевой отмечены кровной связью с русской культурой. В ее творчестве много проникновенных слов посвящено русским поэтам: А. Блоку, А. Ахматовой, В. Маяковскому и другим. Но первой и неизменной ее любовью был А. Пушкин. Именно с А. Пушкиным она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии.

Итак, национальное начало пронизывает все творчество М. Цветаевой. «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, — писала она. — Не быть в России, забыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».

Сочинение на тему «Мотивы лирики М. Цветаевой» для 11 класса

Марина Цветаева – поэтесса Серебряного века. Ее лирике посвящено следующее сочинение. Сочинение предназначено, в первую очередь, для 11 класса

Мотивы лирики Марины Цветаевой

Иногда судьба посылает поэтам тяжкие жизненные испытания, а иногда — самые благоприятные условия для развития природного дара. Вот такой яркой и красивой, хотя и трагической, была судьба Марины Цветаевой, которая является самобытным и значительным поэтом первой половины прошлого века. Ее личность и творчество резко выделялись из общепринятых представлений, взглядов и тогдашних литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Право на самобытность давалось Цветаевой нелегко, но силы и уверенности придавало ей четкое следование своим принципам, главному лейтмотиву жизни, который выработала она еще в юности: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды. Смело, дерзко, но верно, хотя и породила такая принципиальность неразрешимые противоречия в личной судьбе поэтессы.

Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября 1892 года:

Рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все:

Ты в тени ее видал едва –

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Новые, страстные стихи нравились многим, и победоносная слава шла к Цветаевой подобно шквалу. Если Ахматову сравнили с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Уже в 1912 г. выходит ее сборник стихов «Волшебный фонарь». Мягко и нежно обращение к читателю, которым открывался этот сборник:

Милый читатель! Смеясь как ребенок,

Весело встреть мой волшебный фонарь,

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

В «Волшебном фонаре» нам открывается мир семьи и быта, вырисовываются любимые Цветаевой лица сестер и матери, знакомых и живописные очертания московских уголков и Тарусы:

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Держат маленькие ручки синий шар.

В этой книге у М. Цветаевой впервые появилась и уже не исчезла потом тема любви, тема вечная, незыблемая, всегда волнующая и прекрасная. Многие нынешние сборники поэзии Цветаевой открываются стихотворением «Моим стихам, написанным так рано…». Созданное в 1913 г. в пору юности, оно стало программным и пророческим:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Черед ее стихам пришел не сразу.

Стихи и поэмы Цветаевой сложны. Их нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Поэзия ее ждет вдумчивого, углубленного постижения, требует в конечном счете усилия мысли.

В этом и была трагедия Цветаевой — трагедия одиночества и непризнанности. Но первые шаги сделаны, выстраданы, и вот уже созданы прекрасные стихотворения «Последняя встреча», «Декабрь и январь», «Эпилог», «Итог дня». В 1913 -1915 гг. Цветаева создает свои «Юношеские стихи», полные жизнелюбия, крепкого нравственного здоровья, радости и юного счастья. Эти стихи наполнены солнцем, надеждами и трепетным ожиданием будущего. Будущее грянуло революцией 1917 года. Народ, свобода, кровь, война — все смешалось. Понимание революции было сложным, противоречивым. Братоубийственная гражданская война отталкивала Цветаеву от революции:

Белый был — красным стал: кровь обагрила.

Красным был — белый стал: смерть победила.

Делить победу со смертью поэтесса не может и не желает. В 1922 г. М. Цветаева уезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около 30 стихотворений. В этом же году вышла ее книга «Версты», состоящая из стихов, написанных в 1916 г. В этой книге воспета любовь к городу на Неве, она наполнена ветром и солнцем, в ней много пространства, дорог, быстро бегущих туч и лунных ночей.

В «Верстах» есть цикл стихов, посвященных Блоку. Он для Цветаевой – «рыцарь без укоризны». Во Франции, где Цветаева прожила 14 лет, ока пишет свою «Поэму Лестницы» — одно из самых острых, антибуржуазных произведений, являющейся вершиной эпического творчества поэтессы. Но слаб поэт вдали от Родины. Цветаева верила, что только дома, она найдет истинных почитателей своего огромного таланта. И в 1939 г. Марина возвращается в Россию. Но на родине ее ожидали нищета, непечатание и семейные трагедии: арестованы ее дочь и муж С. Эфрон. Тяжела жизнь со своими терниями и ударами, но поэт живет словом и верой. Одним из последних произведений Цветаевой было стихотворение «Не умрешь, народ», которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.

Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя, которого при жизни ей так не хватало.

Ссылка на основную публикацию
×
×