“Любви старинные туманы”
Как для любой женщины, для Марины Цветаевой любовь была важной частью бытия, возможно – важнейшей. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее – вне жизни. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки – все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличья: может быть тиха; трепетна, благоговейна, нежна, а может быть безоглядна, стихийна, неистова.
В любом случае она всегда внутренне драматична.
Юная героиня Цветаевой смотрит
Все отдать, всем пожертвовать – вот единственный закон любви, который приемлет Цветаева. Она даже не стремится завоевать любимого, ей достаточно быть “лишь стихом в твоем альбоме”.
Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей, пронизывающей весь окружающий мир. Поэтому даже природные явления зачастую связываются с образом любимого:
Ты дробью голосов ручьевых
Движение одного человеческого сердца к другому – непреложный жизненный закон, естественная часть бытия. И если у других людей разлука часто ослабляет чувства, то у Цветаевой – наоборот. Любовь тысячекратно усиливается вдали от любимого, расстояние и время невластны над ней:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед…
Целую вас через сотни
Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся мечты – частый мотив в любовной лирике Цветаевой. Судьба разводит двух людей, предназначенных друг другу. Причиной расставания может стать многое – обстоятельства, люди, время, невозможность понимания, недостаток чуткости, несовпадение устремлений.
Так или иначе, цветаевской героине слишком часто приходится постигать “науку расставанья”. Это трагическое мировосприятие как нельзя лучше отражено всего в двух строчках известного стихотворения:
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?/”
Здесь и вековая скорбь всех женщин в мире – современниц Цветаевой, женщин, умерших задолго до нее и еще не родившихся, – и собственное страдание, и ясное понимание обреченности. Это стихотворение о том, когда один из двоих уходит, а есть еще более тяжелое расставание – волею обстоятельств: “Разбили нас – как колоду карт!” Та и другая разлука тяжела, но ни одна не имеет силы, чтобы убить чувства.
Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики. Строки о ревности трогают ничуть не меньше, чем строки о нежном чувстве, а звучат стократ трагичнее. Самый яркий тому пример – “Попытка ревности”.
Наряду с характерной для Цветаевой мукой от потери любви, здесь столько желчи, столько горького сарказма, что автор строк предстает совершенно в новом свете. У нее тысяча ликов, и никогда не знаешь, какой из них проглянет в следующем стихотворении.
Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны – это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания , с другой стороны – сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и другой облик – две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях. Героине, обладающей этими чертами, свойственны сосредоточенность души, погруженность в любовь до полного растворения. При этом она не подвержена саморазрушению и сохраняет целостность личности.
Во всем этом – сама Цветаева. Образы, чувства не надуманы, поскольку искренность – главное оружие поэтессы.
Но не следует делать вывод, что в любовной лирике Цветаевой основное место занимают несостоявшаяся любовь, неразделенные или отвергнутые чувства. Ее стихи – как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь:
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
И уже не озлобленная, измученная ревностью женщина глядит на нас, а юная девочка, упивающаяся любовью, полная нерастраченной нежности.
Любовь никогда не умирает, просто перевоплощается, принимает разные обличья и – вечно возрождается. Это постоянное обновление для Цветаевой объясняется очень просто: любовь – воплощение творчества, начало бытия, что всегда было так важно для нее. Как не могла она жить – и не писать, так не могла жить – и не любить.
Цветаева принадлежит к тем немногим людям, которым удалось увековечить и себя, и свою любовь.
Похожие сочинения:
Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой План I. О лирическом герое М. Цветаевой. II. Любовь – главная тема поэзии М. Цветаевой. 1. Чувство, не знающее границ. 2. Любовь.
ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА Любовь как предмет высокой поэзии. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Светлая печаль поэта. Особые формы метафоризации стихотворений о любви. Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина.
Старинные истории о ханьском У-ди государе Воинственном КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Автор пересказов И. С. Смирнов Бань Гу Старинные истории о ханьском У-ди – государе Воинственном – Древние повести (I-VIвв.) Как-то предсказатель напророчил будущей супруге ханьского императора великую судьбу.
Какие еще гимны великой любви в русской лирике вам известны и в чем их сходство и различие с произведением А. А. Вознесенского? Какие еще гимны великой любви в русской лирике вам известны и в чем их сходство и различие с произведением А. А. Вознесенского? Создавая связное высказывание на предложенную тему, укажите, что.
Тема любви и дружбы в произведениях Лермонтова Тема любви и дружбы особенно волновала поэта в ранней юности. Как и большинство его произведений начала 30-х годов, любовная лирика несет в себе биографические черты. Многие стихотворения посвящены Н. Ивановой.
Сила любви Не зря говорят, что любовь – это одна из самых могучих сил, которые управляют миром. Ради любви люди достигали богатства или отказывались от него, совершали подвиги или шли на преступления.
О любви с любовью (интимная лирика А. С Пушкина) О любви с любовью (интимная лирика А. С Пушкина) План I. Уникальность любовной лирики Пушкина. II. Стихи А. С. Пушкина о любви. 1. Искренность интимной лирики Пушкина. 2. “Признание”. Изобразительная.
ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 2) Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной.
Тема любви в лирике А. С. Пушкина Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин.
Тема любви в лирике Александра Пушкина Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в.
ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО Одна из вечных тем в литературе – тема любви – проходит через все творчество В. Маяковского. “Любовь – это сердце всего. Если оно.
Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих.
ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1) И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать.
Тема любви в литературе …Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих… М. Булгаков Любовь – высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен.
Тема любви в лирике В. В. Маяковского Только ею, только любовью держится и движется жизнь. И. Тургенев План 1. “Любовь – это жизнь”. 2. Неприятие слащавой поэзии. 3. Стихия человечности, стимулирующая творчество. 4. Любовь-страдание. Маяковский, работая над.
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” – моей любимой.
Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Романтический характер лирики Лермонтова. II. Тематика любовной лирики Лермонтова. 1. Трагические мотивы ранней любовной лирики (“Мы снова встретились с тобой…”, “Нищий”).
Гимн любви Мне кажется порой, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что люди мельчают и мельчают их чувства. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни.
Стихи о любви и дружбе А. С. Пушкина Стихи о любви и дружбе. Пушкин учит нас видеть и понимать гармонию в человеческой жизни. Недаром он так ценит удивительную способность человеческой души – способность к любви и дружбе. Многие.
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова “О любви” Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова “О любви” Рассказ А. П. Чехова “О любви” стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами “Человек в футляре” и “Крыжовник”.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова “о любви”. Психологизм прозы Чехова Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах “О любви”, “Дама с собачкой” и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ О ЛЮБВИ (по рассказу И. А. Бунина “Солнечный удар”) Иногда приходится слышать, что “о любви не говорят – о ней все сказано”. Действительно, тысячи лет, которые существует Человечество, люди говорят, пишут, поют о любви. Но сумеет ли кто-нибудь дать.
Сочинение на тему: “Роман о любви. “Мастер и Маргарита” М. Булгакова” Непреодолимая сила заключена в чувстве любви. Все, чем мы сейчас так дорожим: материальные блага, власть, положение в обществе, стремление к славе – все когда-нибудь рано или поздно исчезнет. Но любовь.
Тема любви в лирике Пушкина ЛИРИКА Тема любви в лирике Пушкина. Любовная лирика Пушкина крайне богата и многогранна. У нее есть целый ряд особенностей. Одна из них (о ней уже упоминалось) – внежанровость. Другими словами.
“Вечная” тема любви в трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте. В. Шекспир Знаменитая трагедия В. Шекспира “Ромео и Джульетта” впервые была поставлена в 1595 году. Прошли столетия, но и.
Тема любви в лирике С. А. Есенина Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней.
Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века. В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса русского.
Тема любви в поэзии Блока План I. Таинственная символика творчества Блока. II. Совершенство любовной лирики поэта. 1. Любовь к Прекрасной Даме. 2. Поиск совершенства среди земных женщин. 3. Вселенская любовь Блока. 4. Любовь Менделеева –.
ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой “Двенадцать”.
Образ любви в литературе Любовь – очень приятное, но в тоже время странное чувство. Оно может охватить любого человека, не зависимо от того, хочет он этого или нет. “Любви все возрасты покорны”, – так.
Сочинение: Любви старинные туманы тема любви в лирике М. И. Цветаевой
«Любви старинные туманы» (тема любви в лирике М. И. Цветаевой)Автор: Цветаева М.И.
Как для любой женщины, для Марины Цветаевой любовь была важной частью бытия, возможно — важнейшей. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее — вне жизни. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличья: может быть тиха; трепетна, благоговейна, нежна, а может быть безоглядна, стихийна, неистова. В любом случае она всегда внутренне драматична.
Юная героиня Цветаевой смотрит на мир широко открытыми глазами, всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. То же и в любви. Оглядчивость, расчетливость несовместимы с искренним, глубоким чувством. Все отдать, всем пожертвовать — вот единственный закон любви, который приемлет Цветаева. Она даже не стремится завоевать любимого, ей достаточно быть “лишь стихом в твоем альбоме”.
Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей, пронизывающей весь окружающий мир. Поэтому даже природные явления зачастую связываются с образом любимого:
Ты дробью голосов ручьевых
Мозг бороздишь, как стих.
Движение одного человеческого сердца к другому — непреложный жизненный закон, естественная часть бытия. И если у других людей разлука часто ослабляет чувства, то у Цветаевой — наоборот. Любовь тысячекратно усиливается вдали от любимого, расстояние и время невластны над ней:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед…
Целую вас через сотни
Разъединяющих лет.
Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся мечты — частый мотив в любовной лирике Цветаевой. Судьба разводит двух людей, предназначенных друг другу. Причиной расставания может стать многое — обстоятельства, люди, время, невозможность понимания, недостаток чуткости, несовпадение устремлений. Так или иначе, цветаевской героине слишком часто приходится постигать “науку расставанья”. Это трагическое мировосприятие как нельзя лучше отражено всего в двух строчках известного стихотворения:
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала ?”
Здесь и вековая скорбь всех женщин в мире — современниц Цветаевой, женщин, умерших задолго до нее и еще не родившихся, — и собственное страдание, и ясное понимание обреченности. Это стихотворение о том, когда один из двоих уходит, а есть еще более тяжелое расставание — волею обстоятельств: “Разбили нас — как колоду карт!” Та и другая разлука тяжела, но ни одна не имеет силы, чтобы убить чувства.
Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики. Строки о ревности трогают ничуть не меньше, чем строки о нежном чувстве, а звучат стократ трагичнее. Самый яркий тому пример — “Попытка ревности”. Наряду с характерной для Цветаевой мукой от потери любви, здесь столько желчи, столько горького сарказма, что автор строк предстает совершенно в новом свете. У нее тысяча ликов, и никогда не знаешь, какой из них проглянет в следующем стихотворении.
Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны — это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания (“Неизжитая нежность — душит”), с другой стороны — сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и другой облик — две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях. Героине, обладающей этими чертами, свойственны сосредоточенность души, погруженность в любовь до полного растворения. При этом она не подвержена саморазрушению и сохраняет целостность личности. Во всем этом — сама Цветаева. Образы, чувства не надуманы, поскольку искренность — главное оружие поэтессы.
Но не следует делать вывод, что в любовной лирике Цветаевой основное место занимают несостоявшаяся любовь, неразделенные или отвергнутые чувства. Ее стихи — как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь:
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
И уже не озлобленная, измученная ревностью женщина глядит на нас, а юная девочка, упивающаяся любовью, полная нерастраченной нежности.
Любовь никогда не умирает, просто перевоплощается, принимает разные обличья и — вечно возрождается. Это постоянное обновление для Цветаевой объясняется очень просто: любовь — воплощение творчества, начало бытия, что всегда-было так важно для нее. Как не могла она жить — и не писать, так не могла жить — и не любить. Цветаева принадлежит к тем немногим людям, которым удалось увековечить и себя, и свою любовь.
Мир сочинений – это сайт, где можно найти и скачать бесплатно сочинения про любые темы. например: Сочинения. “Любви старинные туманы” – тема любви в лирике М. И. Цветаевой – сочинение скачать бесплатно, готовые сочинения по русскому языку и по русской литературе, полное собрание сочинений, а также рефераты по литературе и сочинения за 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс бесплатно.
“Любви старинные туманы” – тема любви в лирике М. И. Цветаевой
Сочинение “”Любви старинные туманы” – тема любви в лирике М. И. Цветаевой”
Как для любой женщины, для Марины Цветаевой любовь была важной частью бытия, быть может — важнейшей. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики за пределами любви, что означало бы для нее — за пределами жизни. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличья: может быть тиха; трепетна, благоговейна, нежна, а может быть безоглядна, стихийна, неистова. В любом случае она вечно внутренне драматична.
Юная героиня Цветаевой смотрит на мир просторно открытыми глазами, всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. То же и в любви. Оглядчивость, расчетливость несовместимы с искренним, глубоким чувством. Все отдать, всем пожертвовать — вот один закон любви, который приемлет Цветаева. Она более того не стремится завоевать любимого, ей довольно быть “лишь стихом в твоем альбоме”.
Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей, пронизывающей весь окружающий мир. Поэтому более того природные явления зачастую связываются с образом любимого:
Ты дробью голосов ручьевых
Мозг бороздишь, как стих.
Движение одного человеческого сердца к другому — непреложный актуальный закон, естественная часть бытия. И если у других людей разлука часто ослабляет чувства, то у Цветаевой — наоборот. Любовь тысячекратно усиливается вдали от любимого, расстояние и пора невластны над ней:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вдогонку.
Целую вас через сотни
Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся мечты — частый мотив в любовной лирике Цветаевой. Судьба разводит двух людей, предназначенных приятель другу. Причиной расставания может стать многое — обстоятельства, люди, пора, невозможность понимания, недостаток чуткости, несовпадение устремлений. Так или по-другому, цветаевской героине слишком часто приходится постигать “науку расставанья”. Это трагическое мировосприятие как нельзя лучше отражено всего в двух строчках известного стихотворения:
О крик женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала ?/”
Здесь и вековая скорбь всех женщин в мире — современниц Цветаевой, женщин, умерших задолго до нее и ещё не родившихся, — и свое страдание, и ясное понимание обреченности. Это стихотворение о том, когда один из двоих уходит, а есть ещё более тяжелое расставание — волею обстоятельств: “Разбили нас — как колоду карт!” Та и другая разлука тяжела, но ни одна не имеет силы, чтобы убить чувства.
Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики. Строки о ревности трогают ничуть не меньше, чем строки о нежном чувстве, а звучат стократ трагичнее. Самый ослепительный тому пример — “Попытка ревности”. Наряду с характерной для Цветаевой мукой от убытки любви, тут столько желчи, столько горького сарказма, что автор строк предстает совершенно в новом свете. У нее тысяча ликов, и никогда не знаешь, какой из них проглянет в следующем стихотворении.
Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны — это леди, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания (“Неизжитая нежность — душит”), с прочий стороны — сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и прочий облик — две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях. Героине, обладающей этими чертами, свойственны сосредоточенность души, погруженность в любовь до полного растворения. При этом она не подвержена саморазрушению и сохраняет целостность личности. Во всем этом — сама Цветаева. Образы, чувства не надуманы, поскольку искренность — главное оружие поэтессы.
Но не следует работать вывод, что в любовной лирике Цветаевой основное место занимают несостоявшаяся любовь, неразделенные или отвергнутые чувства. Ее стихи — как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь:
Милый, милый, мы, как боги:
Целыймир для нас!
И уже не озлобленная, измученная ревностью леди глядит на нас, а юная девочка, упивающаяся любовью, полная нерастраченной нежности.
Любовь никогда не умирает, просто перевоплощается, принимает разные обличья и — вечно возрождается. Это постоянное обновление для Цветаевой объясняется очень просто: любовь — воплощение творчества, начало бытия, что всегда-было так важно для нее. Как не могла она существовать — и не писать, так не могла существовать — и не любить. Цветаева принадлежит к тем немногим людям, которым удалось увековечить и себя, и свою любовь.
Вы прочли сочинение “Любви старинные туманы” – тема любви в лирике М. И. Цветаевой
«Любви старинные туманы» (тема любви в лирике М. И. Цветаевой)
Как для любой женщины, для Марины Цветаевой любовь была важной частью бытия, возможно — важнейшей. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее — вне жизни. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличья: может быть тиха; трепетна, благоговейна, нежна, а может быть безоглядна, стихийна, неистова. В любом случае она всегда внутренне драматична.
Юная героиня Цветаевой смотрит на мир широко открытыми глазами, всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. То же и в любви. Оглядчивость, расчетливость несовместимы с искренним, глубоким чувством. Все отдать, всем пожертвовать — вот единственный закон любви, который приемлет Цветаева. Она даже не стремится завоевать любимого, ей достаточно быть “лишь стихом в твоем альбоме”.
Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей, пронизывающей весь окружающий мир. Поэтому даже природные явления зачастую связываются с образом любимого:
Ты дробью голосов ручьевых
Мозг бороздишь, как стих.
Движение одного человеческого сердца к другому — непреложный жизненный закон, естественная часть бытия. И если у других людей разлука часто ослабляет чувства, то у Цветаевой — наоборот. Любовь тысячекратно усиливается вдали от любимого, расстояние и время невластны над ней:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед.
Целую вас через сотни
Разъединяющих лет.
Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся мечты — частый мотив в любовной лирике Цветаевой. Судьба разводит двух людей, предназначенных друг другу. Причиной расставания может стать многое — обстоятельства, люди, время, невозможность понимания, недостаток чуткости, несовпадение устремлений. Так или иначе, цветаевской героине слишком часто приходится постигать “науку расставанья”. Это трагическое мировосприятие как нельзя лучше отражено всего в двух строчках известного стихотворения:
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала ?”
Здесь и вековая скорбь всех женщин в мире — современниц Цветаевой, женщин, умерших задолго до нее и еще не родившихся, — и собственное страдание, и ясное понимание обреченности. Это стихотворение о том, когда один из двоих уходит, а есть еще более тяжелое расставание — волею обстоятельств: “Разбили нас — как колоду карт!” Та и другая разлука тяжела, но ни одна не имеет силы, чтобы убить чувства.
Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики. Строки о ревности трогают ничуть не меньше, чем строки о нежном чувстве, а звучат стократ трагичнее. Самый яркий тому пример — “Попытка ревности”. Наряду с характерной для Цветаевой мукой от потери любви, здесь столько желчи, столько горького сарказма, что автор строк предстает совершенно в новом свете. У нее тысяча ликов, и никогда не знаешь, какой из них проглянет в следующем стихотворении.
Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны — это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания (“Неизжитая нежность — душит”), с другой стороны — сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и другой облик — две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях. Героине, обладающей этими чертами, свойственны сосредоточенность души, погруженность в любовь до полного растворения. При этом она не подвержена саморазрушению и сохраняет целостность личности. Во всем этом — сама Цветаева. Образы, чувства не надуманы, поскольку искренность — главное оружие поэтессы.
Но не следует делать вывод, что в любовной лирике Цветаевой основное место занимают несостоявшаяся любовь, неразделенные или отвергнутые чувства. Ее стихи — как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь:
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
И уже не озлобленная, измученная ревностью женщина глядит на нас, а юная девочка, упивающаяся любовью, полная нерастраченной нежности.
Любовь никогда не умирает, просто перевоплощается, принимает разные обличья и — вечно возрождается. Это постоянное обновление для Цветаевой объясняется очень просто: любовь — воплощение творчества, начало бытия, что всегда-было так важно для нее. Как не могла она жить — и не писать, так не могла жить — и не любить. Цветаева принадлежит к тем немногим людям, которым удалось увековечить и себя, и свою любовь.
«Любви старинные туманы» (тема любви в лирике М. И. Цветаевой)
Как для любой женщины, для Марины Цветаевой любовь была важной частью бытия, возможно — важнейшей. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее — вне жизни. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличья: может быть тиха; трепетна, благоговейна, нежна, а может быть безоглядна, стихийна, неистова. В любом случае она всегда внутренне драматична.
Юная героиня Цветаевой смотрит на мир широко открытыми глазами, всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. То же и в любви. Оглядчивость, расчетливость несовместимы с искренним, глубоким чувством. Все отдать, всем пожертвовать — вот единственный закон любви, который приемлет Цветаева. Она даже не стремится завоевать любимого, ей достаточно быть “лишь стихом в твоем альбоме”.
Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей, пронизывающей весь окружающий мир. Поэтому даже природные явления зачастую связываются с образом любимого:
Ты дробью голосов ручьевых
Мозг бороздишь, как стих.
Движение одного человеческого сердца к другому — непреложный жизненный закон, естественная часть бытия. И если у других людей разлука часто ослабляет чувства, то у Цветаевой — наоборот. Любовь тысячекратно усиливается вдали от любимого, расстояние и время невластны над ней:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед.
Целую вас через сотни
Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся мечты — частый мотив в любовной лирике Цветаевой. Судьба разводит двух людей, предназначенных друг другу. Причиной расставания может стать многое — обстоятельства, люди, время, невозможность понимания, недостаток чуткости, несовпадение устремлений. Так или иначе, цветаевской героине слишком часто приходится постигать “науку расставанья”. Это трагическое мировосприятие как нельзя лучше отражено всего в двух строчках известного стихотворения:
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала ?”
Здесь и вековая скорбь всех женщин в мире — современниц Цветаевой, женщин, умерших задолго до нее и еще не родившихся, — и собственное страдание, и ясное понимание обреченности. Это стихотворение о том, когда один из двоих уходит, а есть еще более тяжелое расставание — волею обстоятельств: “Разбили нас — как колоду карт!” Та и другая разлука тяжела, но ни одна не имеет силы, чтобы убить чувства.
Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики. Строки о ревности трогают ничуть не меньше, чем строки о нежном чувстве, а звучат стократ трагичнее. Самый яркий тому пример — “Попытка ревности”. Наряду с характерной для Цветаевой мукой от потери любви, здесь столько желчи, столько горького сарказма, что автор строк предстает совершенно в новом свете. У нее тысяча ликов, и никогда не знаешь, какой из них проглянет в следующем стихотворении.
Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны — это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания (“Неизжитая нежность — душит”), с другой стороны — сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и другой облик — две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях. Героине, обладающей этими чертами, свойственны сосредоточенность души, погруженность в любовь до полного растворения. При этом она не подвержена саморазрушению и сохраняет целостность личности. Во всем этом — сама Цветаева. Образы, чувства не надуманы, поскольку искренность — главное оружие поэтессы.
Но не следует делать вывод, что в любовной лирике Цветаевой основное место занимают несостоявшаяся любовь, неразделенные или отвергнутые чувства. Ее стихи — как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь:
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
И уже не озлобленная, измученная ревностью женщина глядит на нас, а юная девочка, упивающаяся любовью, полная нерастраченной нежности.
Любовь никогда не умирает, просто перевоплощается, принимает разные обличья и — вечно возрождается. Это постоянное обновление для Цветаевой объясняется очень просто: любовь — воплощение творчества, начало бытия, что всегда-было так важно для нее. Как не могла она жить — и не писать, так не могла жить — и не любить. Цветаева принадлежит к тем немногим людям, которым удалось увековечить и себя, и свою любовь.
«Любви старинные туманы»
«Любви старинные туманы»
(Поэты «Серебряного века» о любви )
Колесникова Любовь Ясоновна
учитель русского языка и литературы
MОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №65»
Г. Набережные Челны
«Любви старинные туманы»
Цель: открыть учащимся новые страницы поэзии «Cеребряного века», учить слушать музыку чувств через музыку слов, наслаждаться ею.
Оборудование: компьютер, проектор, портреты А. Блока и К. С. Садовской, М.Цветаевой и С. Эфрона, З. Гиппиус и Д. Мережковского.
Литература : Е. Богат « Что движет солнце и светила», М. Белкина «Скрещение судеб», В.Орлов «Гамаюн», «Н. Гумилев в воспоминаниях современников».
Эпиграфы к уроку:
1. Если ты мужчина, если ты знаешь, что такое любовь-
пожалей меня: не говори «нет».
Надпись, найденная на раскопках Помпеи.
2. Пусть разгорится сердце твое, и тело твое,
и душа твоя до меня, и до тела моего, и до виду моего.
Берестяная грамота XV в. – древнейшее русское
любовное письмо, дошедшее до нашего времени.
3. Вдвоем или своим путем,
И как зовут, и что потом,
Мы не спросили ни о чем,
И не клянемся, что до гроба…
Просто любим оба .
(Проекция на доску)
Учитель: Тысячелетиями пишет человечество книгу любви, и каждое поколение, каждая эпоха вписывает в нее свои страницы.
1895 год – эта дата обозначила рождение «серебряного века» в истории русской поэзии. И ни один поэт этой плеяды не ушел от этого мира чувств, сердечных бурь, потрясений и восхождений, потерь и побед, драм и трагедий, называемых нами любовью, любовью мужчины и женщины.
Евгений Богат в книге «Что движет солнце и светила» делает интересные наблюдения:
«XIX век был веком первой любви,
XX век стал веком последней любви»
В стихах, написанных в XIX веке, господствует тема встречи. В поэзии XX века появляется тема «невстречи».
Звучит стихотворение (ученик) или романс на стихи М. Цветаевой « Мне нравится, что Вы больны не мной».
Учитель: поэзия М.Цветаевой о любви – это постоянное чувство влюбленности, и отчаяния, и обреченности одновременно.
Ученики: читают стихотворение «Осыпались листья на вашей могиле…», «Я бы хотела жить с вами в маленьком городе…»
Учитель: Марина писала: «Мне уже 40 лет, но никто еще не захотел умереть из-за меня». Это неправда. Сергей Эфрон, муж и отец ее детей, всю свою жизнь любил и служил Марине. Когда-то совсем юными – ему 17, ей 18 – они встретились на коктебельском берегу Черного моря, и она загадала, что если найдет сердолик (камень), то выйдет за него замуж. И почти сразу нашла. И они шагнули в заколдованный круг взаимопритяжения и взаимоотталкивания…
Ученик: отрывок из книги М. Белкиной «Скрещение судеб»:
«Он почти всегда отсутствует: война, бегство за границу, потом занятия в парижском университете… Он в доме – гость. Но и она в доме тоже гость – душою. Она всегда увлечена, в полете, в стихах… «Союз одиночеств» – так сказала Аля в своей семье». Но Сергей Яковлевич был тем единственным человеком, встретившимся на жизненном пути Марины Ивановны, который действительно ее любил, и чтил в ней поэта, и любил ее самою, то, что ей в жизни так недоставало… Он был единственным, который ее понял, и, поняв, любил, которого не устрашили ни ее безмерность , ни ее неисчислимое множество . Марина писала: «Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи – те самые серебряные, сердечные дребезги». Она отлично понимала, что он ее предан, как никто, что он ее щадит, что он по-рыцарски, с достоинством все сносит».
Ученик: читает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо».
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
Загадка К.М.С.(Ксения Михайловна Садовская)
Учитель: А. Блок – певец прекрасной дамы, вечной возлюбленной и жены. Имя этой женщины известно. Это Любовь Менделеева, дочь известного химика Д.Менделеева. Но первой юношеской любовью стала для поэта другая женщина – Ксения Михайловна Садовская (КМС).
Это была высокая, статная, очень красивая, элегантная, темноволосая дама с тонким профилем, с совершенно синими глазами и глубоким вкрадчивым протяжным голосом. Она влюбила в себя гимназиста восьмого класса Сашу Блока. Внешне походило на банальный роман: он бежал покупать для нее розы, сопровождал ее повсюду – все это происходило на курорте в Германии и продолжалось один месяц. И, кажется – роман закончен. Но в дело вмешался юный гений первой любви, и поэзия осветила банальную прозу случайного знакомства. Роман продолжится и в Петербурге. Но он был обречен: судьба и время неумолимо даже для самых горячих порывов, но в жизни поэта ничего не происходит бесследно. Первая любовь медленно погасла, рассыпалась искрами, но след она оставила неизгладимый. И чем дальше она уходила в прошлое, тем больше очищалась от всего напускного, случайного, вызывающего досаду и раздражение, как бы заново возрождаясь в первоначальную свежесть чувств. В 1909 году, в очень тяжелую пору своей жизни, Блок снова оказался в Бад Наугейме, и воспоминания овладели им с новой силой. Так был написан цикл « Через 12 лет» – одна из драгоценностей любовной лирики Блока. Он снова, как наяву, услышал звуки любимого голоса, почувствовал торопливые жадные поцелуи, и «синий призрак» склонился над одинокой постелью поэта.
Ученики: читает стихотворения А. Блока « Приближается звук…», «Унесенная белой метелью…»
Учитель : судьба этой женщины трагична. В годы гражданской войны она потеряет всех близких и будет пробираться к родственникам на Украине по территории, оккупированной Н.Махно. В состоянии полубезумия от голода, страха, страданий она попадет в психиатрическую больницу, и в карманах ее платья найдут пачку писем, перевязанных лентой.
Врач, пользовавший Ксению Михайловну, любил поэзию и почитал Александра Блока. Он обратил внимание на полное совпадение имени, отчества и фамилии своей пациентки с блоковской К.М.С. (к тому времени эти инициалы уже были раскрыты в литературе о Блоке). Выяснилось, что старая, неизлечимо больная, нищая, раздавленная жизнью женщина и воспетая поэтом красавица – одно лицо. О посвященных ей бессмертных стихах она услыхала впервые. Когда стихи ей прочитали, она прослезилась.
В 1925 году Садовская умерла. На одесском кладбище прибавился грубый каменный крест.
И тут произошло самое удивительное в этой далеко не обычной истории. Оказывается, потеряв решительно все, старуха сберегла единственное – пачку писем, полученных более четверти века тому назад от некоего влюбленного в нее гимназиста и студента. Тоненькая пачка была накрест перевязана алой лентой.
Выходит, что и для нее не бесследно прошла случайная встреча на скучном немецком курорте, – может быть, единственно важная в ее жизни. Значит, и у нее был свой синий призрак!
Жизнь давно сожжена и рассказана,
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец перевязана
Накрест лентою алой, как кровь.
Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский
Учитель: русское эмигрантское кладбище под Парижем Сент-Женевьев де Буа. Там под одной плитой покоятся русская поэтесса Зинаида Гиппиус и ее муж Дмитрий Мережковский.
Зинаида Гиппиус, рыжеволосая Наяда, женщина блистательного ума, проницательная и ядовитая, законодательница литературных элитарных салонов Петербурга начала XX века, поэт и просто женщина, жена. Они встретились с Мережковским летом 1888 года в Боржоме, через год она стала его женой. «Мы прожили с Д.С. 52 года, не разлучаясь, со дня нашей свадьбы Тифлисе.
З.Г. писала: «Любовь! Я истратила все силы, чтобы найти тень этого чуда… Я все свои силы отдала любви. Я люблю любовь так, как люблю Бога… Люблю цельно и последовательно… Когда изменяю этому – изменяю себе и несчастна…
Я люблю Д.С., его одного. И он меня любит, но как любят здоровье и жизнь. А я хочу… Я даже определить словами моего чуда не могу».
Она убеждена, что на жизненном пути, который ведет к смерти и к Богу, человека спасает любовь – основная для него сила жизни.
Для нее: «Любить – это высшее духовное чувство. Любовь божественна по своей природе, она соединяет человека с Богом».
Не разлучайся, пока ты жив
Ни ради горя, ни для игры,
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.
Ученик: читает стихотворение «Любовь одна».
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь – одна.
Мы негодуем иль играем,
Иль лжем – но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна – любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Проходит жизнь. И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном – бесконечность,
Лишь в постоянном – глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа – верна,
И любим мы одной любовью.
Любовь одна, как смерть одна.
Анна Ахматов а и Николай Гумилев.
Супруги и поэты.
Ты дышишь солнцем –
Но живы мы любовию одною.
Учитель: это особая страница в поэзии Серебряного века. Любовь-соперничество, противостояние двух сильных, волевых, независимых, бесконечно талантливых поэтов и супругов.
Из воспоминаний о Н.С. Гумилеве: «Неисправимый романтик, бродяга-авантюрист, «конквистадор», неутомимый искатель опасностей и сильных ощущений, – таков был он».
Они встретились, когда были в возрасте Ромео и Джульетты. Она прыгала в море в платье на голое тело и уплывала вдаль часа на два. Местные прозвали ее «дикой девочкой». ЕЕ, похожую на русалку, встретил в Царском Селе гимназист Николай Гумилев. И, не зная ее имени, полюбил на всю жизнь. Юный поэт решил, что они предназначены друг другу, и долгих семь лет безуспешно сватался к своей героине. А она держалась доброжелательно, холодно и спокойно. Он приезжал в Киев на несколько часов, чтобы увидеть ее из-за деревьев, даже не решаясь подойти. Два раза он покушался на самоубийство. Но и здесь он выйдет победителем. Под руку с женихом по своды маленькой церкви под Киевом 6 апреля 1910 года вошла совершенно иная женщина. А уже через 4 месяца после свадьбы влюбленный муж, который столько лет ее добивался, укатил в Африку в поисках приключений. Из воспоминаний: «Голубков не было, были равносущие и равновеликие. Он – путешественник, бродяга, авантюрист; она – гордячка, царица… Такими страдающими, но не способными к смирению остались они в своих стихах.
Ученики: читают стихотворения А. Ахматовой «Тебе покорной! Ты сошел с ума!», «Смятение», «Сердце к сердцу не приковано», стихотворения Н. Гумилева «Баллада» (Пять коней подарил мне мой друг Люцифер…), «Это было не раз, это будет не раз в нашей битве глухой и упорной»…
Учитель: они расстанутся, и каждый пойдет своей дорогой. «Посередине странствия земного» в 35 лет будет расстрелян большевиками Н. Гумилев, а А. Ахматова проживет долгую жизнь и еще будет не раз влюблена. Но в глубокой старости приснятся ей не они, ее возлюбленные, а молодой Гумилев. Он шел по Бездомному переулку в Царском Селе и, повстречав Анну, протянул ей белый носовой платок, чтобы вытирать слезы. Они бродили по переулку в темноте. Анна Андреевна была одета в своем сне в какие-то лохмотья. А в стихотворении 1921 г., которое она прочла уже после расстрела Гумилева, он воображает свою первую жену в белых одеждах, богиней, с хрустальной сферой в прозрачных и тонких перстах.
Последнее, что написал поэт, было:
Я сам над собой насмеялся
И сам себя обманул,
Когда мог подумать, что в мире
Есть что-нибудь, кроме тебя.
Учитель: Любовь как невстреча и одиночество, соперничество и гармония – разнообразными бликами блистает она в поэзии «Серебряного века». XX век напишет свои страницы любви, и они будут другими, т.к. будет другое время и другие люди. Но останется главное: радость и боль узнавания собственных чувств, воскрешение души от соприкосновении с тайной, которая зовется – поэзией.
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя.
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Примечание: Материал может быть использован как на уроке, так и на