Новые люди в романе Н. Г. Чернышевского Что делать?: сочинение

Новые люди в романе Н. Г. Чернышевского Что делать?: сочинение

Знаменитый роман Чернышевского «Что делать?» был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на социалистический идеал. Утопия, созданная автором, выступает в роли образца. Перед нами как бы уже проделанный опыт, дающий положительные результаты.

Среди известных утопических произведений роман выделяется тем, что автор рисует не только картину светлого будущего, но и пути его приближения. Изображены и люди, которые достигли идеала. Сам подзаголовок романа “Из рассказов о новых людях” указывает на их исключительную роль.

Чернышевский постоянно подчеркивает типологию “новых людей”, рассказывает о целой группе. “Эти люди среди других, будто среди китайцев несколько человек европейцев, которых не могут различить одного от другого китайцы”. Каждый герой обладает общими для группы чертами — отвагой, умением взяться за дело, честностью.

Для писателя чрезвычайно важно показать развитие “новых людей”, их отличие от общей массы. Единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, — это Верочка. Что позволяет ей высвободиться из среды “пошлых людей”? По мнению Чернышевского, — труд и образование. “Мы бедны, но мы — рабочие люди, у нас здоровые руки. Будем учиться — знание освободит нас, будем трудиться — труд обогатит нас”. Вера свободно владеет французским и немецким языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования.

Такие герои как Кирсанов, Лопухов и Мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. Характерно, что медики появляются в романе во время написания диссертации. Таким образом, труд и образование сливаются воедино. Кроме того, автор дает понять, что если и Лопухов и Кирсанов — выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование. Это раннее знакомство с трудом дает “новому человеку” преимущество перед другими людьми.

Замужество Веры Павловны является не эпилогом, а только началом романа. И это очень важно. Подчеркивается, что кроме семьи Верочка способна создать и более широкое объединение людей. Здесь появляется давняя утопическая идея коммуны — фаланстер.

Труд дает “новым людям” прежде всего личную независимость, но кроме того — это еще и деятельная помощь другим людям. Всякое отступление от беззаветного служения труду автором порицается. Достаточно вспомнить момент, когда Верочка собирается ехать за Лопуховым, бросая мастерскую. Когда-то труд был необходим “новым людям” для получения образования, но теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. С этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении “новых людей” — их просветительская деятельность.

Лопухова мы знаем как активного пропагандиста новых идей среди молодежи, общественного деятеля. Студенты называют его “одной из лучших голов в Петербурге”. Сам Лопухов считал работу в конторе на заводе очень важной. “Разговор (со студентами) имел практическую, полезную цель — содействие развитию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях”, — пишет Лопухов жене. Естественно, что такой человек не мог ограничиться обучением грамоте. Сам автор намекает на революционную работу на заводе среди рабочих.

Н.Г. Чернышевский

  • “Новые люди” Чернышевского (по роману “Что делать?”). Сочинение
  • Особенный человек Рахметов (по роману Н.Г. Чернышевского “Что делать?”). Сочинение

Упоминание о воскресных рабочих школах для тогдашних читателей значило очень много. Дело в том, что специальным указом правительства летом 1862 года они были закрыты. Правительство опасалось той революционной работы, которую проводили в этих школах для взрослых людей, рабочих, революционные демократы. Изначально предполагалось направить работу в этих школах в религиозном духе. Предписывалось изучать в них Закон Божий, чтение, письмо и начала арифметики. При каждой школе должен был состоять священник, следящий за благонамеренностью учителей.

Именно таким священником в “лицее всевозможных знаний” Веры Павловны и должен был быть Мерцалов, который, однако, готовился читать запрещенную русскую и всеобщую историю. Своеобразной была и грамота, которой собирались учить слушателей-рабочих Лопухов и другие “новые люди”. Известны примеры, когда прогрессивно настроенные студенты объясняли на занятиях значения слов “либерал”, “революция”, “деспотизм”. Просветительская деятельность “новых людей” — реальное приближение будущего.

Надо сказать о взаимоотношениях “новых” и “пошлых” людей. В Марье Алексеевне и Полозове автор видит не только, говоря словами Добролюбова, “самодуров”, но и практически одаренных, деятельных людей, способных при других обстоятельствах приносить пользу обществу. Поэтому можно найти и черты их сходства с детьми. Лопухов очень быстро входит в доверие к Розальской, она уважает его деловые качества (в первую очередь намерение жениться на богатой невесте). Однако четко видна полная противоположность стремлений, интересов и воззрений “новых” и “пошлых” людей. И неоспоримое преимущество “новым людям” дает теория разумного эгоизма.

В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Самым примитивным автор считает эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому добра без денежного расчета. Гораздо более страшен эгоизм обеспеченных людей. Он растет на “фантастической” почве — на стремлениях к излишествам и праздности. Пример такого эгоизма — Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства.

Эгоизм “новых людей” тоже строится на расчете и выгоде одного человека. “Каждый думает больше всего о себе”, — говорит Лопухов Вере Павловне. Но это — принципиально новый моральный кодекс. Суть его состоит в том, что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. Выгода, счастье “разумного эгоиста” зависит от состояния его близких, общества в целом. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, — сходит со сцены. Кирсанов помогает Кате Полозовой, Вера организует мастерскую. Для героев следовать теории разумного эгоизма — значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. На первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.

Как видно, “разумный эгоизм” героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. Почему же это все-таки теория “эгоизма”? Латинский корень этого слова “эго” – “я” указывает на то, что в центр своей теории Чернышевский ставит человека. В этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который Чернышевский поставил в основу своей философской идеи.

В одном из разговоров с Верой Павловной автор говорит: “. Я чувствую радость и счастье” — значит, “мне хочется, чтобы все люди были счастливы”, — по-человечески, Верочка, эти обе мысли одно”. Таким образом, Чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. В этом сказывается несомненная революционность взглядов Чернышевского.

Нравственные принципы “новых людей” раскрываются в отношении их к проблеме любви и брака. Для них человек, его свобода — главная жизненная ценность. Любовь и гуманная дружба составляют основу отношений между Лопуховым и Верой Павловной. Даже признание в любви происходит во время обсуждения положения Верочки в семье ее матери и поисков пути к освобождению. Таким образом, чувство любви лишь приспосабливается к возникшей ситуации. Надо отметить, что подобное заявление вступало в полемику со многими произведениями XIX века.

Своеобразно решается “новыми людьми” и проблема женской эмансипации. Хотя признается только церковный брак, женщина должна оставаться и в браке материально и духовно независимой от мужа. Создание семьи — только одна из вех на пути приближения идеала.

Тема возрождения падшей женщины также рассматривается в романе. Встреча с Кирсановым дает Насте Крюковой силы подняться со дна. Живущая же в среде “пошлых людей” Жюли такой возможности не имеет. Кроме того, видна двухсторонняя связь: люди, которые возрождаются благодаря поддержке “новых людей”, сами пополняют их ряды.

Только дети делают женщину счастливой, по мнению Чернышевского. Именно с воспитанием детей и их будущим связывает автор второй брак Веры Павловны. Он становится реальным мостиком в будущее.

Герои романа Чернышевского “Что делать?” — это разночинцы, новые герои литературы. Недооценивая роль рабочего класса, Чернышевский предрекает революционерам-демократам, разночинцам победу и приближение будущего.

Сочинение: «Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Н. Г.Чернышевский писал свой роман «Что делать?», буду­чи заключенным в Петропавловскую крепость. В этом романе он писал о «новых людях», которые только что появились в стране.

В романе «Что делать?», во всей его образной системе Чер­нышевский пытался представить в живых героях, в жизнен­ных ситуациях те нормативы, которые, как он полагал, долж­ны явиться главным мерилом общественной морали. В их ут­верждении Чернышевский видел высокое предназначение искусства.

Читайте также:  Проблема счастья в романе Н. Г. Чернышевского Что делать?: сочинение

Герои «Что делать?» — «особенные люди», «новые люди»: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Их так называемый разумный эгоизм — результат осознанной целеустремленности, убежденности в том, что индивидууму может быть вполне хо­рошо лишь в разумно устроенном обществе, среди людей, кото­рым тоже хорошо. Этих правил, как мы знаем, придерживался в жизни сам Чернышевский, им следуют «новые люди» — ге­рои его романа.

«Новые люди» не грешат и не каются. Они всегда размыш­ляют и поэтому делают только ошибки в расчете, а потом ис­правляют эти ошибки и избегают их в последующих выклад­ках. У «новых людей» добро и истина, честность и знание, ха­рактер и ум оказываются тождественными понятиями; чем умнее человек, тем он честнее, потому что он меньше делает ошибок. «Новые люди» никогда ничего не требуют от других, им самим необходима полная свобода чувств, мыслей и по­ступков, и потому они глубоко уважают эту свободу в других. Они принимают друг от друга то, что дается, — не говорю, до­бровольно, этого мало, но с радостью, с полным и живым на­слаждением.
[sms]

Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сце­ну титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет его «особенным». Рахметов в действии романа не участвует, да ему в нем нечего и делать. Такие люди, как он, только тогда и там бывают необходимы, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяет ни наука, ни семейное счастье. Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливос­ти, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. По­пытку Чернышевского представить читателям особенного че­ловека можно назвать удачной. До него брался за это дело Тургенев, но совершенно безуспешно.

«Новые люди» Чернышевского — дети городских чиновни­ков и мещан. Они трудятся, занимаются естественными науками и рано начали пробивать себе дорогу в жизни. Поэтому они понимают людей труда и выходят на путь преобразования жиз­ни. Они занимаются делом, которое необходимо народу, отка­завшись от всех благ, которые могла бы им дать частная прак­тика. Перед нами целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда. Студенческий кружок Кир­санова — один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность «особен­ного человека», революционера-профессионала.

Чернышевский затрагивает и проблему эмансипации жен­щин. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна осво­бождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помо­гает бедным девушкам найти свое место в жизни. Чернышев­ский таким образом хочет показать, что1 нужно перенести из будущего в настоящее. Это и новые трудовые отношения, и справедливая оплата труда, и совмещение умственного труда с физическим.

Таким образом, русская литература как зеркало отразила появление «новых людей», новые тенденции в развитии обще­ства. В то же время литературные герои стали образцами для поклонения, для подражания. А социальная литературная уто­пия «Что делать?» в той части, где рассказывается о справед­ливой организации труда и вознаграждении за труд, стала пу­теводной звездой для нескольких поколений русских револю­ционеров.[/sms]

Сочинение: Новые люди в романе Н. Г. Чернышевского Что делать

«Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Автор: Чернышевский Н.Г.

“. Я хотел изобразить обыкновенных

порядочных людей нового поколения”.

Чернышевский Н. Г.

После отмены крепостного права в 1861 г. в русском обществе стали появляться люди невиданной ранее формации. Это были дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные города из различных уголков России, чтобы получить образование. Они охотно впитывали в университетских городах не только знания, но и культуру, привнося, в свою очередь, в жизнь демократические традиции своих небольших провинциальных городков и явную неудовлетворенность старыми дворянскими порядками,

Им суждено было начать новую эпоху развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х гг. XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о “новых людях”. Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа “Что делать?” Н. Г. Чернышевского мы читаем: “Из рассказов о новых людях”.

Чернышевский “знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому”.

Главные герои романа — Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна — являются представителями людей нового типа Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-“особенным”. Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа — люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и “рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью”.

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда Студенческий кружок Кирсанова — один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность “особенного человека”, революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом.

В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время которого “он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.”. После него началось перерождение Рахметова в “особенного человека”. О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у “новых людей” есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ “новой женщины”. Вера Павловна, которую Лопухов “вывел” из “подвала мещанской жизни”, — всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди — это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. “Пройдут года, — говорит автор романа о типе нового человека, — и он возродится в более многочисленных людях”.

Лучше всего о “новых людях” и о их роли в жизни других людей написал в своем романе сам Чернышевский: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

Без таких людей невозможна жизнь, ведь она должна постоянно меняться, преображаться из года в год. В наши дни тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены в жизнь. И в этом отношении роман Чернышевского “Что делать?” ценен и актуален для современного читателя. Он помогает вызвать подъем в душе человека, стремление к борьбе за общественное благо. Тема романа будет всегда современна и необходима для развития общества.

««Новые люди» в романе «Что делать?»»

В романе особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погружёнными в свои эгоистические интересы (Марья Алексеевна), и особенным человеком нового времени — Рахметовым.

«Новые люди» Чернышевского уже не принадлежат тёмному старому миру, но они еще не вошли в другой. На этой промежуточной ступени оказались Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, Мерцаловы. Эти герои уже по-иному решают проблемы семейной и общественной жизни. Они постепенно отбрасывают условности старого мира, выбирают свой путь развития. Для того чтобы решиться на такой путь развития, который заключается в чтении, наблюдении над жизнью, «жертв не требуется, лишений не спрашивается…» «Промежуточные» герои предпочитают мирный путь интеллектуального развития, пробуждения рядовой личности, доступный большинству. На той высоте, на которой стоят Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, «должны стоять, могут стоять все люди». И этого можно достичь без жертв и лишений.

Однако Чернышевский знает, что, кроме развития, чтения и наблюдения над жизнью, нужна героическая борьба с тиранией и деспотизмом, социальным неравенством и эксплуатацией. «Исторический путь, — считает , — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность».

По мнению автора, к такой борьбе еще не все готовы. Поэтому Чернышевский делит «новых людей» на «обыкновенных» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы, Полозова) и «особенных» (Рахметов, «дама в трауре», «мужчина лет тридцати»).

Выделение двух этих типов среди положительных персонажей романа имеет свои философские и общественно-исторические причины. Но писатель не противопоставляет «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного движения рядовым деятелям, а намечает связь между ними. Так, Лопухов спасает Веру Павловну от неравного брака, создаёт с ней семью, основанную на свободе, взаимопонимании, доверии. Сама героиня не желает идти по жизни, подобно своей матери Марье Алексеевне. Она не хочет жить в постоянной лжи, эгоизме, борьбе за существование любыми способами. Поэтому в Лопухове она находит свое спасение.

Герои совершают фиктивный брак. Они по-новому организуют свою хозяйственную деятельность. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, нанимает портних, которые живут вместе. Подробно описывая деятельность Веры Павловны в мастерской, подчёркивает новый характер отношений работниц с хозяйкой. Они носят не столько экономический характер, сколько основаны на достижении общей цели, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу.

Атмосфера в мастерской напоминает семейную. Писатель подчёркивает, что Вера Павловна таким образом спасла от гибели и нищеты многих своих подопечных (например, Машу, которая впоследствии стала её горничной). Здесь мы видим, какое огромное значение отводит роли труда. По мысли писателя, труд облагораживает человека, поэтому «новые люди» должны стремиться направить свою работу на благо других, этим самым уберечь их от пагубного влияния разрушительных страстей. В сферу деятельности «обыкновенных» людей Чернышевский включил просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе).

С именем Кирсанова связаны сюжет столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики — в эпизоде лечения Кати Полозовой, а также тема научной деятельности. Его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества».

В этих сценах нашли своё отражение социалистические взгляды писателя. Хотя время показало, что во многом они оказались утопичными, наивными. Сам же автор романа глубоко верил в их прогрессивную роль. В тот период среди прогрессивной молодёжи было распространено открытие воскресных школ, читален, больниц для малоимущих.

Таким образом, точно подметил и отразил новые положительные тенденции эпохи на примере мастерской Веры Павловны. «Новые люди» в его романе иначе решают свои личные, внутрисемейные конфликты. Хотя внешне их семья кажется благополучной, дружной, вполне успешной, в действительности всё обстоит по-другому. Вера Павловна очень уважала своего мужа, но никогда не испытывала к нему ничего большего. Неожиданно для себя героиня поняла это, когда встретила лучшего друга своего мужа — Кирсанова. Вместе они заботились о Лопухове во время его болезни.

К Кирсанову Вера Павловна испытывает совершенно иные чувства. К ней приходит настоящая любовь, которая повергает её в абсолютную растерянность. Но в этом эпизоде ключевую роль играет не любовная история между Кирсановым и Верой Павловной, а поступок Лопухова. Он не желает препятствовать счастью жены, не может строить семью на лжи. Поэтому он, как истинный человек нового времени, самоустраняется, инсценирует самоубийство.

Лопухов совершает столь смелый поступок, потому что не хочет причинять жене несчастье, быть причиной её нравственных терзаний. Вера Павловна долго была неутешна. К жизни её возродить удалось лишь Рахметову. Препятствий на пути развитию любви к Кирсанову не осталось. В итоге, герои Чернышевского создают настоящую семью, основанную не только на взаимном уважении, но и на глубоком чувстве.

Жизнь нового человека, по утверждению , должна быть гармонична в социальном и личном плане. Поэтому Лопухов тоже не остаётся в одиночестве. Он спасает от гибели Мерцалову, женится на ней. И в этом браке обретает заслуженное счастье. Более того, идёт дальше, изображая идеальные отношения между людьми, без взаимной вражды, злости, ненависти. В конце романа мы видим две счастливые семьи: Кирсановых и Лопуховых, которые дружат между собой.

Описывая жизнь «новых людей», писатель акцентирует наше внимание на экономической и личной стороне жизни героев. С их помощью он доказывает, что несправедливые, бесчеловечные принципы жизни старого мира устарели, и в обществе возникло желание обновления, новых отношений между людьми.

«Новые» и «старые» люди по роману Что делать? (Чернышевский Н. Г.)

Чернышевский написал свой роман «Что делать?» в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя. Он так оформил произведение, что оно прошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную картину мира. Он предсказал революцию. Однако роман состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

Роман по большей части посвящен «новым людям». Так как автор заботится именно о них. На противоположной стороне стоят «старые люди». На протяжении всех страниц писатель сталкивает их между собой, сравнивает их цели, видение, жизненные позиции. Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.

В чем главный конфликт? Молодежь всегда готова что-то менять, а старики не хотят уходить с насиженных мест. Здесь сложно переоценить актуальность темы.

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца. Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила. Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Второй вопрос, на который стоит обратить внимание, это эгоизм. Он присутствует и у «старых» людей, и у «новых». Но различия огромные. Так эгоизм «пошлых» людей, то есть «старых», – это вечный поиск собственного блага. Их жизнь представлена в романе, как жизнь паразитов. Они цепляются за все возможности и думают лишь о себе.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

В пример можем привести мать Веры Павловны. Женщина не готова меняться и не хочет принимать новую реальность. Поэтому она всячески старается силой выдать замуж свою дочь за жалкого и недостойного человека. Вторым примером можно показалась этого самого жениха. Сторешников богат и это его единственная ценность. Он такой же паразит, как и все его родственники. Высокомерность и наглость позволяют ему с легкостью смотреть в будущее. Но корыстолюбие не может привести к успеху.

«Разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Его цель – благо всего общества. Яркими примерами людей, который двигаются по этому принципу, можно назвать Мерцаловых, Кирсанова, Лопухова и т. д.

Но больше всего мне нравится то, что они не утрачивают свою уникальность. Они яркие личности, несмотря на то, что двигаются идеями на благо общества. Они трудятся над тем, чтобы преодолевать свои недостатки. И чем сложнее эта работа, тем потом они счастливее. «Разумный эгоизм» – это тоже забота о себе, но она не причиняет никому вреда, а только помогает людям становиться лучше.

Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, её ум. Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.

Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.

«Что делать?» – это вечный вопрос для многих людей. Чернышевский преподнёс нам не просто художественную историю со смыслом. Это серьезное философское, психологическое и социальное произведение. В нем открывается внутренний мир людей. Я думаю, что не каждый великий психолог или философ смог бы так ярко и правдиво показать реалии наших дней.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id7265

«Новые люди» в романе Г.Н. Чернышевского «Что делать?»

В романе Г.Н. Чернышевского особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погружёнными в свои эгоистические интересы (Марья Алексеевна), и особенным человеком нового времени – Рахметовым.
«Новые люди» Чернышевского уже не принадлежат тёмному старому миру, но они еще не вошли в другой. На этой промежуточной ступени оказались Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, Мерцаловы. Эти герои уже по-иному решают проблемы семейной и общественной жизни. Они постепенно отбрасывают условности старого мира, выбирают свой путь развития. Для того чтобы решиться на такой путь развития, который заключается в чтении, наблюдении над жизнью, «жертв не требуется, лишений не спрашивается. » «Промежуточные» герои предпочитают мирный путь интеллектуального развития, пробуждения рядовой личности, доступный большинству. На той высоте, на которой стоят Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, «должны стоять, могут стоять все люди». И этого можно достичь без жертв и лишений.

Однако Чернышевский знает, что, кроме развития, чтения и наблюдения над жизнью, нужна героическая борьба с тиранией и деспотизмом, социальным неравенством и эксплуатацией. «Исторический путь, — считает Г.Н. Чернышевский, – не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность».
По мнению автора, к такой борьбе еще не все готовы. Поэтому Чернышевский делит «новых людей» на «обыкновенных» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы, Полозова) и «особенных» (Рахметов, «дама в трауре», «мужчина лет тридцати»).

Выделение двух этих типов среди положительных персонажей романа имеет свои философские и общественно-исторические причины. Но писатель не противопоставляет «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного движения рядовым деятелям, а намечает связь между ними. Так, Лопухов спасает Веру Павловну от неравного брака, создаёт с ней семью, основанную на свободе, взаимопонимании, доверии. Сама героиня не желает идти по жизни, подобно своей матери Марье Алексеевне. Она не хочет жить в постоянной лжи, эгоизме, борьбе за существование любыми способами. Поэтому в Лопухове она находит свое спасение.
Герои совершают фиктивный брак. Они по-новому организуют свою хозяйственную деятельность. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, нанимает портних, которые живут вместе. Подробно описывая деятельность Веры Павловны в мастерской, Г.Н. Чернышевский подчёркивает новый характер отношений работниц с хозяйкой. Они носят не столько экономический характер, сколько основаны на достижении общей цели, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу.

Атмосфера в мастерской напоминает семейную. Писатель подчёркивает, что Вера Павловна таким образом спасла от гибели и нищеты многих своих подопечных (например, Машу, которая впоследствии стала её горничной). Здесь мы видим, какое огромное значение Г.Н. Чернышевский отводит роли труда. По мысли писателя, труд облагораживает человека, поэтому «новые люди» должны стремиться направить свою работу на благо других, этим самым уберечь их от пагубного влияния разрушительных страстей. В сферу деятельности «обыкновенных» людей Чернышевский включил просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе).

С именем Кирсанова связаны сюжет столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики — в эпизоде лечения Кати Полозовой, а также тема научной деятельности. Его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества».
В этих сценах нашли своё отражение социалистические взгляды писателя. Хотя время показало, что во многом они оказались утопичными, наивными. Сам же автор романа глубоко верил в их прогрессивную роль. В тот период среди прогрессивной молодёжи было распространено открытие воскресных школ, читален, больниц для малоимущих.

Таким образом, Г.Н. Чернышевский точно подметил и отразил новые положительные тенденции эпохи на примере мастерской Веры Павловны. «Новые люди» в его романе иначе решают свои личные, внутрисемейные конфликты. Хотя внешне их семья кажется благополучной, дружной, вполне успешной, в действительности всё обстоит по-другому. Вера Павловна очень уважала своего мужа, но никогда не испытывала к нему ничего большего. Неожиданно для себя героиня поняла это, когда встретила лучшего друга своего мужа – Кирсанова. Вместе они заботились о Лопухове во время его болезни.

К Кирсанову Вера Павловна испытывает совершенно иные чувства. К ней приходит настоящая любовь, которая повергает её в абсолютную растерянность. Но в этом эпизоде ключевую роль играет не любовная история между Кирсановым и Верой Павловной, а поступок Лопухова. Он не желает препятствовать счастью жены, не может строить семью на лжи. Поэтому он, как истинный человек нового времени, самоустраняется, инсценирует самоубийство.

Лопухов совершает столь смелый поступок, потому что не хочет причинять жене несчастье, быть причиной её нравственных терзаний. Вера Павловна долго была неутешна. К жизни её возродить удалось лишь Рахметову. Препятствий на пути развитию любви к Кирсанову не осталось. В итоге, герои Чернышевского создают настоящую семью, основанную не только на взаимном уважении, но и на глубоком чувстве.

Жизнь нового человека, по утверждению Г.Н. Чернышевского, должна быть гармонична в социальном и личном плане. Поэтому Лопухов тоже не остаётся в одиночестве. Он спасает от гибели Мерцалову, женится на ней. И в этом браке обретает заслуженное счастье. Более того, Г.Н. Чернышевский идёт дальше, изображая идеальные отношения между людьми, без взаимной вражды, злости, ненависти. В конце романа мы видим две счастливые семьи: Кирсановых и Лопуховых, которые дружат между собой.

Описывая жизнь «новых людей», писатель акцентирует наше внимание на экономической и личной стороне жизни героев. С их помощью он доказывает, что несправедливые, бесчеловечные принципы жизни старого мира устарели, и в обществе возникло желание обновления, новых отношений между людьми.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Новые люди в романе Н. Г. Чернышевского Что делать
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 09:53:55 17 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 347 Комментариев: 15 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать