Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»): сочинение

Сочинение по роману Что делать? Чернышевского

Автор романа «Что делать?» Чернышевский, был истинным борцом за справедливость и верил в счастливое будущее нашей страны. Он хотел, чтобы простой народ стал жить лучше. Но считал это возможным только после совершения революции.

Героями романа стали смелые и справедливые люди, которые борются за идеи счастливого будущего. Они не такие как предыдущее поколение, они представители нового времени. В то же время Чернышевский показывает читателям то, что он уже встречал раньше таких людей. Это доказывается сном героини Веры. Труд для людей уже не считается каторжным наказанием, люди смогли его автоматизировать. Работа становится легче и способной приносить истинную радость и удовольствие. Также люди научились подчинять природу себе. Теперь они не так зависимы от неё, как раньше. Женщина становится на один уровень с мужчиной. А до этого женщины даже не могли получать достойного образования. В романе развитие простых людей идёт быстрыми темпами. Чернышевский стал своеобразным прорицателем и показал, что возможна такая жизнь, где труд женщины станет легче, она не будет вынуждена круглые сутки прозябать от тяжкой работы. Также он хотел, чтобы общество, наконец, стало заботиться о детях и стариках.

Главные герои этого произведения чётко знают, чего они хотят от жизни, и чётко следуют своим замыслам. Свои задумки они воплощают в жизнь. А то время многие искали ответ на пресловутый вопрос «Что делать?». И герои романа отвечают на это вопрос. Нужно совершить государственный переворот и переосмыслить все имевшиеся тогда ценности. Также Чернышевский мечтал, чтобы не было границ между странами, чтобы все жили одной большой дружной семьёй. Может быть, такой семьёй и был Советский Союз, которого, к сожалению, сейчас уже не существует. Также автор помимо обычных хороших людей-революционеров существуют лидеры , таким человеком показан Рахметов. Он истинный борец и организатор, способный вести за собой людей.

Лично у меня книга оставила хорошее впечатление. Она наполнена оптимизмом и верой в счастливое будущее. После прочтения книги я стала лучше относиться к жизни, стала понимать многие вещи. Мне кажется, что книга не утратила актуальности и в наши дни. Уже прошло более ста лет с момента написания этого романа, но он по-прежнему остаётся популярным, его с удовольствием читают и в России, и за рубежом. И до сих пор люди часто задумываются над вопросом «Что делать?» Ответ прост: верить в хорошее и всё для этого предпринимать.

2 вариант

Пройдя двойную цензуру, данное произведение все же было издано в печать писателем. В нем показаны невероятно трогательные моменты жизни персонажей, которые раскрыты очень подробно и тонко. Некоторые персонажи являются образами настоящих людей, с которыми писатель имел отношения. Например, в образе Веры Павловны показана его супруга, которой свойственны были ее черты. Для такого персонажа, как Рахметов, также есть реальный прообраз человека, с которым вел дружбу Чернышевский.

Рахметов обладал таким набором человеческих качеств, с помощью которых можно определить человека, как любящего своего Родину, и готового сделать все возможное для того, чтобы она стала лучше. В образе Веры Павловны показана сильная женщина, которой с раннего детства пришлось познать, что такое нужда, и уже в четырнадцать лет она отправляется работать швеей, при этом обеспечивая одеждой всех родных. Параллельно обучаясь фортепианному искусству, она начинает самостоятельно давать уроки в том месте, где обучается. Героиня крайне трепетно относится к свободе и независимости личности, считая то, что, живя в угнетении, человек теряет себя, он не способен жить полноценной и счастливой жизнью.

Помимо вышеописанных качеств, Вера наделена таким свойством, чтобы помогать другим людям советами и действиями, которое направляет во благо. Когда ее собственная мама решает выдать ее замуж за обеспеченного человека, который не мил Вере, девушка решает убить себя, но не сдаться. Представляя образ «нового человека» в обществе, который описан автором весьма тонко и проникновенно, она считает, что счастье одного человека заключается в том, чтобы помогать окружающим и близким людям, так как собственные интересы не представляют никакой ценности. В итоге, она все же вступает в брак с человеком, которого по-настоящему любит. Помимо, этого, будучи счастливой женой, она продолжает развиваться и как личность – она много читает, и обретает профессию врача, где также добивается успеха.

Стоит отметить и то, что она не является строгой женщиной, которая не следит за собой. Вера выглядит крайне привлекательно, при этом в глазах автора, она не является исключительным примером. Это скорее собирательный образ простого человека, который жил в то время, и чувствовал, что нужно что-то менять.

Сочинение 3

Чернышевского по праву можно назвать человеком революционных настроений, который боролся за счастье простого народа. Он считал, что лишь благодаря коренным изменениям, вызванных революцией, жизнь обычного человека способна стать лучше. И именно эта вера в идею и стала ключевой мыслью в его произведении «Что делать?», которое он написал, будучи в крепости в Петропавловске.

В данный роман писатель внес демонстрацию того, что лишь после разрушения старого мира возможно создание нового. Он показал тех людей, которые были готовы бороться за справедливость и счастье народа. Но, пожалуй, самой главной его идеей было изображение человека «будущего», он хотел показать ту концепцию общества, которую мечтал видеть собственными глазами. Например, можно вспомнить эпизод, в котором показан четвертый сон Веры Павловны, в котором будущее выглядит крайне перспективно и прекрасно, люди в нем добры и щедры, там царят справедливость, свобода и равноправие.

Люди из будущего для него видятся свободными от тяжелого труда, которые научились подчинять природу себе и заставлять ее работать на себя, а не наоборот. Жизнь становится радостной, людям не приходится выживать, они дышат полной грудью, занимаются творчеством и другими прекрасными делами. Развитие человечества достигает того, что они превращают степи и пустыни в земли, которые можно назвать плодородными, сажают деревья и цветы на горах. И всё это они создают ради общего блага. И развития они достигают не теми путями, через которые проходят люди, которые являются современниками автора. Народ его времени страдает, ему недоступно образование и блага жизни, он думает лишь о том, как прокормить себя и пережить зиму.

В обществе следующих поколений автор видит гармонично развитых людей, которые достигли высот, как в духовном, так и в физическом плане. Они полны сил, и каждый человек занимается тем делом, которое ему интересно. Он также считал, что роль женщины в обществе резко изменится, давая возможность ей выбирать ту профессию, которая нравится. По его мнению, должны будут решиться вопросы по обеспечению людей достойной жизнью в пожилом возрасте и воспитанию новых поколений с еще большими возможностями и потенциалом.

Вариант 4

Чернышевского Николая Гавриловича с уверенностью можно назвать борцом за честность и справедливость. Он всей душой верил в счастливо будущее своей страны. Николай Гаврилович хотел, чтобы простой народ жил в хороших условиях. Роман был написан в 1862 и написан всего за четыре месяца. Однако свершение своих желаний он ожидал только после революции.

Разумеется, основными образами произведения “Что делать?” стали храбрые и справедливые люди. Они боролись за идеи благодатного будущего. Герои — это представители обновлённого времени. Одновременно с этим писатель старается изобразить что такие люди уже были в его жизни. В доказательство можно привести сон Веры. В романе для людей каторжный труд уже не наказание, ведь они смогли его автоматизировать. Только в таком случае работа станет приносить радость. Тут люди независимо от природы выполняют поставленный им уровень работы. Люди здесь развиваются в ускоренном темпе. Многие называют Чернышевского в каком-то роде прорицателем. Все-таки он думал о том, что жизнь женщин когда-то станет не такой сложной. Еще главным его желанием было чтобы о маленьких детях и стариках общество начало заботу.

Возможно, ключевой идеей замысла Николай Гаврилович Чернышевский было предоставить читателю образ “нового человека”. Жизнь у таких людей становится спокойной и размеренной, где отсутствует нужда. Тяжелый труд исчез, можно заниматься хорошими творческими делами. Где человек наконец то поймет, что можно работать на себя, а не на кого-либо. В романе Чернышевского мы видим, что через положительные образы, он сделал попытку ответить на актуальный вопрос своего времени: “ Что делать для освобождения Руси от крепостнического строя?”. Ответ оказался как никогда прост:” Необходима революция”. Однако мечта писателя исполнилась не до конца. Границы у государств по-прежнему есть. Многие люди живут в ужасных условиях, с минимумом заработной платой. Формы современной эксплуатации до сих пор существуют. Но хочется верить, что в один прекрасный день этого не станет.

Для начала революции нужны отличные лидеры. Например, такие, как Рахметов, который является центральным образом книги. Личные цели и порывы автор замечает в таких героях как: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна. Они приносят пользу обществу так как не ищут личной выгоды стать руководителями. Некими намеками Чернышевский дают понять, что Рахметов не такой, как все человек. Поступки его автор преподносит как лидерские.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Что делать? Чернышевского

Популярные сегодня темы

Роман Фадеева «Разгром» является самой известной работой писателя. Критики отмечают в романе некую пропаганду революции. Автор опубликовал произведение, когда ему едва стукнуло двадцать пять лет

Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ об истории, которая реально случилась в жизни его друзей. Семья Любимовых занимало высокое положение в столичном обществе

Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогд

В басне «Девочка Снегурочка» говорится о двух стариках, у которых не было ребенка. Смотрели они, как радостно играют в снежки соседские ребята, и однажды старик принес комочек снега к себе домой.

Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.

«Будущее светло и прекрасно…»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

«Будущее светло и прекрасно…». Урок по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?». 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
budushchee_svetlo_i_prekrasno.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Будущее светло и прекрасно…»

(Урок по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

Цель: в результате работы над IV главой выявить, о чем мечтает автор и герои романа; выяснить значение 4-го сна Веры Павловны в раскрытии замысла романа.

Лейтмотив романа: «Человеку можно быть добрым и счастливым…» В нем нашли выражение социальные и эстетические идеалы революционных демократов.

А.В. Луначарский сумел удивительно точно охарактеризовать коллизию романа «Что делать?». Построение романа, по его словам, идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны. Он же писал о том, что «Чернышевский не мог вместиться в рамки настоящего. Подлинный смысл его роман приобретает только в живой связи с будущим».

Работу над IV главой начинаем с 7-ой подглавки. Читаем разговор Веры Павловны и Александра Кирсанова.

Почему именно строки Н.А.Некрасова звучат в диалоге Верочки и Саши? Чем Некрасов близок Чернышевскому? Что здесь важнее: стихи или имя?

Не имея возможности по политическим соображениям (роман писал в тюрьме) процитировать то, что ему особенно близко у Н.А. Некрасова, автор берет простые, но такие милые русскому сердцу строки («Ой, полным – полна коробушка…»). Ведь важно привлечь внимание читающей публики к определенному имени.

Это важнее, чем 1- 2 «политические» цитаты (которые к тому же цензор вряд ли пропустит). Это тоже эзопов язык. И хотя «язык Эзопа – это язык раба» (Тацит), но рабы бывают разные. Спартак тоже был рабом…

Не рабское ли положение женщины в России? (Смотрим 10-ю подглавку). «Нам формально закрыты почти все пути гражданской жизни. Из всех сфер нам оставлено тесниться только в одной сфере семейной жизни…». «Нам тесно…ни одна из нас никому не нужна…».

Задание: 1. Определить суть мыслей Веры Павловны.

2. Вспомнить суть разглагольствований, манеры Кукшиной (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева).

3. Сопоставьте мысли Веры Павловны и Кукшиной.

Ребята делают вывод: Кукшина хочет произвести впечатление, играет в эмансипацию, много болтает, а Вера Павловна – человек дела, деловая женщина.

Но само понятие – женщина – невозможно без любви.

Экспресс-интервью: Что такое любовь по-вашему?

– Любовь – самое глубокое чувство…

– Это острое желание счастья близкому человеку.

– Это самое утреннее из чувств.

А теперь найдем строки о любви (XV подглавка), напоминающие афоризм.

«Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться». «Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости». «Только тот любит, у кого укрепляются руки от любви и светлеет мысль».

Какой из этих афоризмов ближе политическому строю романа?

«Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости».

Назовите несколько вечных вопросов.

– Что такое любовь?

– Что такое счастье?

Микродиспут по одному из них.

– Что такое счастье, по-вашему?

А теперь посмотрим, что пишет Н.Г. Чернышевский о счастье.

Сделаем вывод: счастье, по мнению автора, заключается в духовном, нравственном развитии человека. Человек должен развивать в себе личность. Это не страшно, не так уж трудно, «попробуйте: хорошо!».

Чернышевский считал, что его время – железный век, впереди – золотой. Революция должна произойти в России, и он мечтал об этом будущем. «… будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него…».

Буквально гимн будущему.

Посмотрим «Четвертый сон Веры Павловны» и сравним с тем, что мы имеем в результате революции.

Более века отделяет нас от времени Н.В. Гоголя, Н.Г. Чернышевского, а вопросы все те же: «Кто виноват? Что делать? С чего начать? Куда же несешься ты, Русь?»

Чернышевский мечтал о революции. В октябре 1917г. революция свершилась.

Какой глобальный вопрос возникает, вопрос – итог сегодняшнего урока?

– Та ли это революция, о которой мечтал Чернышевский?

– О такой ли революции мечтал Чернышевский?

Н.Г.Чернышевский был подвергнут процедуре гражданской казни и сослан за революционные мысли. Ваши размышления по этому поводу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал презентации можно использовать как во внеклассной работе так и в элективном курсе: “Здоровый образ жизни”.

Поучительный материал при изучение творчества современной писательницы.

Эссе “Учить детей, что может быть прекрасней?”.

Литературная композиция, посвящённая А.П.Чехову.

Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (загадка)._А что, Никодим, будет в селе школа? .

Презентация содержит краткое описание фильма, перечисление актёров, исполнивших роли, текст песни.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ГОРОДОВ Одно из достижений 21 века – улучшение городских ландшафтов. Горожане все чаще участвуют в улучшении облика города. Они решают, что н.

Урок-семинар по роману Н.Г. Чернышевского “Будущее светло и прекрасно…”

Разделы: Литература

Тип урока: семинар, сочетающий обобщение с изучением нового материала.

Как строится интерактивный урок?

На неожиданном материале и самым неожиданным способом.

При подготовке к заключительному уроку по роману Н.Г. Чернышевского “Что делать?” десятиклассникам предварительно были даны вопросы, обращенные к родителям учащихся.

Убедительно просим вас принять участие в подготовке к диспуту по роману Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Для этого вам не нужно будет перечитывать роман, достаточно ответить на следующие вопросы:

Автор романа утверждает, что “будущее светло и прекрасно”. Согласны ли вы с этим утверждением?

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы будущее стало действительно светло и прекрасно?

Заранее благодарим за помощь в подготовке к диспуту.

Ученики 10 “А” класса.

Принесенные ответы радовали полярностью суждений. На таком противопоставлении намного легче создавать проблемную ситуацию.

Для обработки ответов и обобщения класс выбрал независимых экспертов. Один из них работал с анкетами родителей, второй должен был внимательно слушать выступления одноклассников и сделать обобщение.

В конце урока, когда прозвучали оценки независимых экспертов, на доске были вывешены заранее подготовленные плакаты (по результатам ответов родителей), и выяснилось главное: будущее “светлое и прекрасное” может быть основано только на законах Любви и Добра, и от каждого из нас зависит, станет ли оно хоть немного светлее…

Цель: пробудить интерес к актуальным проблемам, поднимаемым Чернышевским на страницах романа “Что делать?”, систематизировать, обобщить и углубить полученные ранее знания, стимулировать “маленькие открытия” при самостоятельном анализе художественного текста;

развивать общечитательские умения и навыки, учить культуре полемики, построению развернутого, аргументированного выступления;

формировать ценностные компетенции, пробуждать творческое и нравственное начало в учащихся.

ХОД УРОКА

Людям свойственно стремление заглянуть в будущее: за край сегодняшнего дня, за край собственной жизни, за горизонт эпохи. И почему-то всегда хочется верить, что там все будет хорошо, что будущее если не “светло и прекрасно”, то хотя бы отраднее, разумнее и светлей настоящего.

В 1992 году, выпуская свой класс, я предложила ребятам на последнем уроке литературы поделиться со мной своими мыслями. Тогда они попытались ответить на вопрос: “Что будет со мной и с Россией через 20 лет?” Как видите, временной отрезок был выбран небольшой, половина его уже прошла. Ребята выходили в жизнь в трудное, смутное время, и основной лейтмотив их размышлений был таков:

1. Очень, очень трудно предугадать, что будет через 20 лет…

2. Володя писал: “Опасаюсь за будущее, за жизнь моих детей”.

3. Наташа желала, чтобы “не было войн, чтобы мои дети спокойно жили”.

4. Таня: “Верю в возможность возрождения своей страны”. И сейчас отрадно отметить такое признание.

5. Оля: “Буду жить в России – для меня это очень важно”. Прекрасное желание!

6. Был указан путь к возрождению: “Думаю, что через 20 лет мы будем жить лучше, чем сейчас, если оставим свое равнодушие, безразличие, если жестокость уйдет из нашей жизни. Тогда будет кому защитить человека, доказать справедливость. На 1-м месте будут понятия чести и совести, а деньги перестанут играть определяющую роль в жизни людей”. (Наташа Барболина). /Все работы выпускников сохранены/.

В целом большинство моих выпускников мечтали об обыкновенном человеческом счастье, как написал один из них. Семья, дети, удачно выбранная профессия. Материальное благополучие. Нормальные, вполне понятные всем желания, и огромная вера в то, что мир благоустроится, то есть устроится во благо людям.

Сегодня часто приходится слышать: “к двухтысячному году”, “третье тысячелетие” и тому подобные слова. Человечество вновь с верой и надеждой вглядывается в новый век: “Ах, только бы поскорее!”

В душе, я не сомневаюсь, каждый из вас ждет чуть ли не чуда и чуть ли не в новогоднюю ночь. Раз – и все станет иначе. Как мало мы отличаемся от тех, кто отделен от нас лишь столетием! И наши предки придавали пришествию нового века огромное значение. Поколение с тревогой, с молитвенным экстазом ожидания входило в ХХ век.

Грядущее же, то самое, которое они так торопили, теперь уже наша история, и в ней тесно переплелись высокие порывы духа и социальные бури, радость созидательного труда и войны, наши общие победы и жестокость, цинизм власть предержащих.

Так что же, может, не стоит задумываться о будущем?

Может, довольствоваться тем, что есть на сегодняшний день, что, несомненно, каждый из нас ощущает, подобно Тютчеву: жизнь над пропастью.

– Согласны ли вы жить с катастрофическим восприятием мира, который рухнул, потому что лишился смысла и единства?

– Как вы думаете, если бы появился человек, который предложил им четкую, ясную теорию построения нового общества, ухватились бы они за нее, как за спасительный якорь?

(Учащиеся высказывают свои суждения).

– В свое время поколению 60-70 г. XIX века Чернышевский предложил стройную теорию: вот так можно построить рай на земле. Ему поверили, за ним последовали многие. Человеку всегда необходима точка опоры, четкие прогнозы.

А можно ли построить жизнь по теории?

Предполагаемые ответы учащихся: Жизнь шире и сложней, она не укладывается в жесткую схему, в теорию; нельзя предусмотреть тысячи мелочей. Логически можно продумать 3-4, 10… 20 вариантов, а жизнь предложит 21, сотый, тысячный…

Главный оппонент писателя – Достоевский – утверждал: “Зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты… Ни при каком устройстве общества вы не избегнете зла”.

Чернышевский же считал, что в человеке социальное выше биологического, т.е. человека можно исправить, можно воспитать. Здесь, наверное, уместно будет вспомнить еще одну цитату. Это слова Тютчева: “Не плоть, а дух растлился в наши дни”

Чернышевский в теории не учел главного: все люди живые и разные.

Узник Петропавловской крепости рассчитывал на теоретических людей.

Но при этом не спешите обвинять Чернышевского. Обвинять проще всего. Я, например, проникнута уважением к тому, что он предлагает идеал справедливой жизни. Ведь социализм – это идеал справедливой жизни. Что это за идеал? – Общечеловеческий, а общечеловеческие идеалы не выдвигаются, не выдумываются и даже не открываются.

Они выстрадываются, выстрадываются всем человечеством и для всего человечества.

А потому мы обратимся к роману Чернышевского, к тем его страницам, которые описывают 4-й сон Веры Павловны, к страницам, которые “не больше ли всех принесли славу всему произведению”.

Если сон Обломова – рассказ об утраченном и потерянном рае, то сон Веры Павловны – о возвращенном и обретенном рае.

– Что прекрасно в жизни, нарисованной в 4-м сне?

– В чем состоит социальный утопизм Чернышевского?

Предполагаемые ответы учащихся:

А) Заботливые благодеяния Светлой Красавицы об устройстве людей.

Б) Прекрасное жилище, искусственно огражденное от стихий природы.

В) Труд, облегченный машинами, – удовольствие, наслаждение.

Г) Достойные условия жизни, питания и отдыха свободных в выборе людей.

Д) Великолепные результаты преобразования природы.

БУДУЩЕЕ ПРЕКРАСНО: общество возвращается в природу, к природе, уходит из городской цивилизации, живет на земле, а потому люди сильны и здоровы.

Люди – гармонично развитые личности.

Человек, став господином природы, заботливо охраняет ее. (Освоение залежных земель, борьба с суховеями, продление человеческой жизни).

Люди социально защищены, люди счастливы, наслаждаются жизнью.

Живут по законам Свободы, Равенства и Братства.

– Что дало право Набокову В.В. назвать Чернышевского “ идеологическим дядькой большевизма”?

Предполагаемые ответы учащихся:

потому что Светлое Будущее стало флагом и оправданием грязных дел, жестокости и цинизма.

Лучшие идеалы узника Петропавловки превратились в свою противоположность.

Не общий дом с хрустальным куполом, а коммунальная квартира.

Если Чернышевский строил новое общество на принципах добровольности, если говорил, что путь к нему долг и труден, то его последователи, ведущие народы к Светлому Будущему, убирали все помехи со своего пути, уверовали, что этот путь единственно верный, утопили страну в крови, насильно загоняя в рай.

Мыслитель должен нести ответственность за последствия своей идеи.

– Так ли происходят “перемены декораций”?

Попытки внедрить рай на земле силой всегда вели в тупик.

В этом великая трагедия и Великой французской революции, и Великой Октябрьской революции.

Но общество без воли к золотому веку ужасно. Нельзя допускать, чтобы уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу. Ибо именно это та сила, которая удерживает цивилизацию в равновесии.

Идеальное общество невозможно, но невозможно и общество без идеалов, без воли к гармонии. Эта воля противостоит силам экономических и политических страстей.

Общество должно иметь своих Дон Кихотов как противовес всякой корысти, иначе оно превратится в тоталитарное общество.

Чернышевский был в поиске истины.

Его идея – пафос изменения жизни, и этим, даже критикуя его, нельзя пренебречь. Особенно сегодня, когда мир, говоря словами Л. Толстого, завалился и остались одни бессмысленные развалины.

Выступления учащихся, работавших с ответами родителей, выступление эксперта,

“Будущее светло и прекрасно.” Черты социальной утопии в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”

конспект урока по литературе для 10 класса может быть использован учителем при подготовке серии уроков по теме Н. Г. Чернышевский “Что делать?”.

Просмотр содержимого документа
«”Будущее светло и прекрасно.” Черты социальной утопии в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”»

Тема. «Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе.

проследить по тексту превращение Рахметова в «особенного человека»; выяснить, что общего между Рахметовым и «новыми людьми», чем он от них отличается; рассмотреть, как показано будущее в романе;

развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

І. Организационный момент.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Сообщение заранее подготовленного учащегося на тему: «Особенный человек – Рахметов. Значение образа в романе».

Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», «ригорист», человек «другой породы» (то есть профессиональный революционер, вождь). Автор пишет: «Я встретил до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)».

Рахметов по своему происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он – демократ.

Умный, одаренный, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе. Огромно его желание освободить от угнетения народ. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало… Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли», – пишет с восхищением Н. Чернышевский.

3. Беседа по вопросам.

– «Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?»

«Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»

– С какой целью введена в роман фигура Рахметова?

«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй даже лицами идеализированными. Нет, друзья мои, …это не так…» – пишет Чернышевский. «Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, – не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…»

– Какие обстоятельства жизни Рахметова способствуют превращению его в «особенного человека»?

– Как показана сложность душевной жизни Рахметова?

– Что общего у Рахметова с «новыми людьми», чем он отличается от них?

– Используя текст, раскройте каждое из этих положений:

«Рахметов был из фамилии, известной с XII века»;

«вздумал приобресть физическое богатство»;

«стал искать знакомства с особенно умными студентами»;

«стал вести самый суровый образ жизни»;

«стал кормить себя»;

«успевал делать страшно много»;

«перемена занятия есть отдых»;

«я должен дорожить временем»;

манера знакомиться с людьми;

«моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»;

«дела, не касавшиеся лично до него»;

«я не должен любить»;

4. Выводы о Рахметове.

«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

« Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!»

5. Анализ четвёртого сна Веры Павловны.

– В чем смысл жизни Веры Павловны?

– Как показано будущее в романе?

«Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести».

6. Черты социальной утопии в романе.

Роман написан в жанре философской утопии. В основе этики личных взаимоотношений героев романа лежит стремление творить добро, создавать условия для созидания доброго начала – Чернышевский ведет своих героев по пути самосовершенствования. Сам автор считал утверждаемые им непреложные нравственные ценности принадлежащими не всему человечеству, а только “новым людям” (именно ими эти ценности привносятся в общественную и личную жизнь).

Характерными чертами «нового» поколения (имевшего к 1855 году, году перелома, от 20-ти до 30-ти лет) является резкая оппозиция предыдущему поколению, борьба с его “романтизмом”, с любовью к отвлеченному мышлению, с культом искусства. Новое поколение защищает “реализм”, ищет опоры в точном знании, – отсюда преклонение (часто принимавшее формы религиозного благоговения) перед “точными” науками, то есть перед естествознанием. Культ искусства пропадает, на место него выдвигается требование от искусства, чтобы оно указывало пути жизни; этой морализующей тенденции соответствует вообще некое засилие морали, которая сама, впрочем, трактуется преимущественно в терминах утилитаризма”.

Одним из главных источников, повлиявших на создание Чернышевским философско- утопического романа, явилась мировая литературная традиция XVI-XIX веков, наиболее яркими представителями которой выступали Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Сирано де Бержерак, Сен-Симон, Фурье и другие, чьи философские и художественные произведения раскрывали перед читателями картины, с их точки зрения, идеального общества, основанного на всеобщем равенстве, благоденствии и справедливости.

Утопия (лат. – нигде), Город Солнца, Новая Атлантида, Гармония, Государство Луны – таковы названия стран, в которых, на первый взгляд, заманчиво просто решаются сложнейшие вопросы человеческого бытия.

Прежде всего, утопистов Западной Европы и Чернышевского объединяет противопоставление мира реального и мира, придуманного ими в качестве идеала общественного устройства. Современная автору действительность либо высмеивается, либо гневно обличается. Именно так изображается “старый мир”, в котором густо концентрируются общественные и личностные пороки. Предлагаемая же модель общественных отношений утверждается как модель, при которой достигаются самые благородные цели: всеобщее благосостояние, равенство, коллективизм, новые принципы человеческого развития. Слабым звеном остаются лишь вопросы о способах перехода к новому обществу – они в представлении утопистов весьма туманны. Писатели-утописты испытывали глубокую гражданскую боль за положение дел в обществе, искренне стремились изменить его к лучшему. Одним из главных путей в этом направлении они считали уничтожение частной собственности.

Основное отличие Чернышевского от его предшественников в видении общества будущего заключается в углублении гуманистической позиции, усилении внимания к личности человека не только как члена коллектива, но и личности самоценной, имеющей равные права с другими. Утверждение равноправия людей в обществе – одна из ведущих тем романа. И в жизни “новых людей” и в обществе будущего нет насилия, принуждения, подавления человеком собственных желаний и склонностей. Чернышевский в романе высказывает такие философско-этические и эстетические позиции, которые в условиях господства “старого мира” с его неравноправием и зависимостью людей от сильнейших утверждали иной уровень человеческих взаимоотношений – господство уважения к личности.

В отличие от утопистов Западной Европы, Чернышевский предусматривает длительный переход от современного состояния общества к той идеальной модели, которая ему представлялась. Его путь – путь постепенного приближения, без насилия и администрирования, к обществу, которое характеризуется, прежде всего, красотой человеческих взаимоотношений, соблюдением высоких нравственных норм, постепенным внедрением в повседневную жизнь элементов новой экономики и иных нравственных норм.

Примечательны высказывания о романе “Что делать?” Н.С. Лескова, который, в отличие от большинства рецензентов, не обошел вниманием социалистического характера убеждений романиста. Он говорит об этих убеждениях с несомненным сочувствием, ибо “системы умиряющей, создающей действительную гармонию еще нет в Европе”, не говоря уже о России. “”Новые люди” г. Чернышевского, которых, по моему мнению, лучше бы назвать “хорошие люди”, не несут ни огня, ни меча. Они несут собою образчик внутренней независимости и настоящей гармонии взаимных отношений. Они могут провалиться? Да, очень могут, но другие обойдут провал, пойдут, узнают, чего должно избегать и чего бояться”.

Необходимо понимание гуманистического пафоса писателя-демократа, который имел в определенных исторических условиях большое влияние на умы людей, поддерживал их страстное желание построить светлое будущее, работать на него, приближать его. И не вина Чернышевского в том, что гуманным способом создать общество по такой модели оказалось невозможным из-за несоответствия его человеческой сущности, стремящейся к удовлетворению индивидуального “я”. Применение жестокости и насилия для установления “царства всеобщего счастья” привело к трагическим и непоправимым последствиям.

ІII. Подведение итогов урока.

– В чем смысл заглавия романа?

– Роль снов Веры Павловны в романе.

– Хотели бы вы жить в мире, нарисованном в четвертом сне, и почему?

– Считаете ли вы, что картина социализма в романе Чернышевского утопична? Если да, то, какие качества утопии вы можете назвать?

– Какое отношение у вас вызвали “новые люди”? Их взгляды на труд, семью, счастье? Как понимает Чернышевский счастье, дружбу, любовь?

– Каково ваше отношение к “особенному человеку” Рахметову?

Будущее светло и прекрасно

… Где нет свободы, Там нет счастья.

Роман “Что делать?” написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях. В это время Чернышевский сидел в тюрьме под строгим надзором полиции.

Однако это не помешало ему создать произведение. В романе Чернышевский рисует карти отжившего свой век и мешающего развитию общества; настоящего, то есть окружавшую его действительность, и будущего, каким он его представляет.

Будущее представлено в четвертом сне Веры Павловны. Чернышевский рисует нам мир изобилия, счастья и любви. Вместе

Они живут единой семьей. Все живут в великолепных дворцах, построенных из алюминия и хрусталя.

Днем все население занято работой. Труд полностью заменен машинами, а люди только управляют ими. Н. Г. Чернышевский предвидел, что в будущем, когда все будут равны между собой, труд станет удовольствием, а не рабством, как это было в его время. Старики и дети занимаются в доме по хозяйству.

Но стариков очень мало, так как здесь здоровая и спокойная жизнь, которая сохраняет свежесть, поэтому люди стареют очень поздно. Коллективный труд сплачивает

По вечерам все собираются в большом и просторном зале, чтобы потанцевать, повеселиться, побеседовать.

“Все они – счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, – счастливцы, о счастливцы!” – говорит о них Чернышевский.

В своем романе Чернышевский показывает людей революционной интеллигенции. Показывает ярко в романе Рахметова, который противопоставлен образу Кирсанова, Лопухова. Рахметов, который в течение длительного времени общался с народом, и стал “особенным” человеком.

В этом романе Чернышевский показал “новых людей” – это Лопухов и Кирсанов, Вера Павловна. ну прошлого, то есть старого мира, картину всего Двигать и приближать историю относится к образу Рахметова.

Похожие сочинения:

В человеке должно быть все прекрасно В человеке должно быть все прекрасно Крылатая фраза Чехова о том, что “в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, широко известна. Каждый может.

Будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад” Ожидание грядущих перемен, нацеленность на новую жизнь – один из главных мотивов, который зарождается уже в экспозиции, до приезда Раневской. Все действующие лица пьесы живут заботой о ближайшем будущем. Но.

БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Кто они? Половина, которую мы потеряли… Е. Замятин Человеку всегда было свойственно стремиться к познанию буду­щего. Какое оно? Какими жертвами будет обретено, если надеяться не на что? Но именно из.

Утверждение веры в светлое будущее народа в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” Русский поэт Н. А. Некрасов всегда был не только настоящим гражданином своей страны, но и сыном своего народа. Он прекрасно знал все беды, проблемы и горести простых людей, их нужду.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” В произведениях Чехова ярко отразилось русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души, ее большая совесть. М. А. Булгаков Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного.

Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе Антона Чехова “Вишневый сад” Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя – пьесе “Вишневый сад”. Чехов видел рост революционного сознания народа.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” (вариант 1) Пьеса “Вишневый сад”, написанная в 1904 году, незадолго до смерти А. П. Чехова, в какой-то степени является итоговым произведением писателя. В ней он с особой полнотой выразил свои раздумья о.

Мои планы на будущее Я – девятиклассник, и проблема выбора профессии сейчас достаточно важная для меня. Конечно, я долго размышлял над этим вопросом. У моих родителей по этому поводу своя мысль. А поскольку окончание.

Новый взгляд в будущее Трагедией обычно называют драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и, чаще всего, завершающиеся гибелью героя. В сердцах читателей и зрителей трагедия.

Прошлое, настоящее и будущее в комедии А. П. Чехова “Вишневый сад” Драматические произведения Антона Павловича Чехова сложны и неоднозначны. По собственному признанию автора, написанные “вопреки всем правилам драматического искусства”, между тем на протяжении многих десятилетий не сходят со сцен театров мира.

Настоящее и будущее России в произведениях Н. Некрасова Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Но и среди созвездия таких выдающихся имен имя Некрасова не.

БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пьеса “Вишневый сад”, написанная А. П. Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы деятеля, отцов.

Будущее в пьесе “Вишневый сад” “Вишневый сад” – предсмертное гениальное создание Чехова – представляет собой смелое сочетание комедии с нежной и тонкой лирикой. Смех, свободный и веселый, пронизывает всю пьесу. Но не менее значительно в.

Сочинение: Будущее страны в наших руках Умом Россию непонять, Аршином общим неизмерить: Уней особенная стать- ВРоссию можно только верить Ф. И. Тютчев 2009 год вРоссии был объявлен Годом молодежи. Смолодежью связаны надежды любого государства. “Сегодня России.

Сочинение на тему: “Моя речь – мое будущее” Все мы помним, как в школе делали домашние задания, которые заключались в том, чтобы прочитать и пересказать какой-либо параграф. Лично мне, да и многим моим одноклассникам, это в то время.

С каким героем связывает свои надежды на будущее автор поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Тема народа, его страданий, пути выхода из этой ситуации стала ведущей в творчестве Н. А. Некрасова. Надежды автора на счастливое избавление народа от тяжкой судьбы связаны с Григорием Добросклоновым. Его.

Образование – дорога в будущее План 1. Человек, идущий в завтра. 2. Образование – шаг к достижению цели: А) выбор профессии – важный момент в жизни каждого человека; Б) что значит быть образованным; В) самообразование.

Каким я вижу свое будущее сочинение Будущее… Неизвестно, непредсказуемо и изучено еще не было… Что от него можно ожидать? К чему нужно себя готовить? Неизвестно. Но желаний много, возможных вариантов развития событий миллион, поэтому готовить себя.

МОЕ БУДУЩЕЕ – МОЯ ПРОФЕССИЯ Статую красит вид, а человека – деяния его. Пифагор Самосский В пятнадцать-семнадцать лет, вероятно, сложно выбрать то единственное дело, которому потом отдашь долгие годы жизни, совершенствуя свое мастерство. Но мне.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” “Вишневый сад” – пьеса новаторская по форме, по жанру, по своему мироощущению. Пьеса поднимает важнейшие проблемы, не имеющие однозначного.

Будущее начинается сегодня Будущее начинается сегодня Как я понимаю фразу, вынесенную в заголовок моего сочинения? Будущее – это мы, молодые. Именно нам предстоит через несколько лет или десятилетий принять на себя управление страной.

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе “Вишневый сад” До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая.

Образ Рахметова Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов – один из главных героев этого романа, который предстает перед.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” (вариант 2) Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок – комедия. Но в первой постановке Московского художественного академического театра еще при жизни автора пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно.

Прошлое, настоящее и будущее в цикле А. Блока “На поле Куликовом” Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! А. Блок Цикл “На поле Куликовом” создан Блоком в период безвременья после поражения первой.

Сочинение-размышление на тему: Какую культуру я возьму в свое будущее Под словом “культура” может скрываться немало понятий. В данном случае речь идет о духовности, о человеческих добродетелях или все-таки о культуре как особенность отдельного народа? В любом случае это взаимосвязанные.

РАХМЕТОВ – “ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК” СВОЕГО ВРЕМЕНИ Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это есть единственный для вас путь, который.

Рахметов – “особенный” герой романа Н. Чернышевского “Что делать? “ “Рахметовы – это другая порода, – говорит Вера Павловна, – они сливаются с общим делом так, что оно для них отныне необходимость, наполняющая их жизнь; для них оно даже заменяет.

ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Петропавловской крепости. Он был начат 14 декабря 1862 года и закончен 4 апреля 1863 года. Он писался в эпоху подъема революционного.

ОБРАЗЫ РАЗНОЧИНЦЕВ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” И В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” И.. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский – писатели второй половины XIX века. Оба автора занимались общественно-политической деятельностью, были сотрудниками журналов “Современник” и “Отечественные записки”. Н. Г. Чернышевский был идейным.

Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)

… Где нет свободы, Там нет счастья.
Роман «Что делать?» написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях. В это время Чернышевский сидел в тюрьме под строгим надзором полиции. Однако это не помешало ему создать произведение. В романе Чернышевский рисует карти отжившего свой век и мешающего развитию общества; настоящего, то есть окружавшую его действительность, и будущего, каким он его представляет.
Будущее представлено в четвертом сне Веры Павловны. Чернышевский рисует нам мир изобилия, счастья и любви. Вместе с Верой

Павловной мы оказываемся в мире, где все люди — братья. Они живут единой семьей. Все живут в великолепных дворцах, построенных из алюминия и хрусталя.
Днем все население занято работой. Труд полностью заменен машинами, а люди только управляют ими. Н. Г. Чернышевский предвидел, что в будущем, когда все будут равны между собой, труд станет удовольствием, а не рабством, как это было в его время. Старики и дети занимаются в доме по хозяйству. Но стариков очень мало, так как здесь здоровая и спокойная жизнь, которая сохраняет свежесть, поэтому люди стареют очень поздно. Коллективный труд сплачивает людей,

Образ Рахметова в романе Чернышевского «Что делать? Истинный герой своей эпохи, перед которым «преклоняется» Чернышевский, — это Рахметов, революционер с его пламенной любовью ко всему доброму. В начале романа перед нами возникает.

«Величайшие истины — самые простые». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Н. Г. Чернышевский. «Что делать?») Говорят, что шкала гениальности имеет две риски, отмечающие эту гениальность, — в самом начале и в самом конце линейки. Действительно, наскальные рисунки наших далеких пращуров.

Рахметов — особенный человек Вот подлинный человек, который особен- но нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это.

Рахметов — «особенный» герой романа Чернышевского «Что делать?» «Что делать?» Н. Г. Чернышевского — произведение о новоявленных, современных писателю, людях, об их необычной для того общества жизни. То была передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция.

Мое мнение о романе Николая Чернышевского «Что делать?» Всем известное произведение Чернышевского «Что делать?» стало настоящим манифестом русской революции. Придуманный в тюремных застенках, он впервые был опубликован Некрасовым в журнале «Современник». Что же.

Философские взгляды в романе Чернышевского «Что делать?» Н. Г.Чернышевский в образной форме сформулировал личный общественный идеал в реалистическом романе «Что делать?», который был намеренно ориентирован на обычаи известной утопической литературы и ставший.

Чернышевский Николай Гаврилович Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове, в семье священника. С ранних лет Чернышевский нашел в своем отце умного наставника, руководившего самостоятельными.

«Особенный человек» Рахметов в романе Николая Чернышевского «Что делать?» Сидя в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, в промежутках между допросами и голодовками Н. Г. Чернышевский написал свое программное произведение «Что делать?». Этот роман.

Философское мышление в романе Чернышевского «Что делать?» Чернышевский выразил в образной форме личный общественный идеал в реалистическом романе, намеренно ориентированный им на традиции популярной утопической литературы и стал новаторским переосмыслением и формированием.

«Особенный человек» в романе Чернышевского «Что делать?» Образами положительных героев романа «Что делать?» Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну.

Рахметов — «особенный» герой романа Н. Чернышевского «Что делать? « «Рахметовы — это другая порода, — говорит Вера Павловна, — они сливаются с общим делом так, что оно для них отныне необходимость, наполняющая их жизнь;.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из.

Образ Рахметова Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов — один из главных героев.

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Реалистический роман, в котором Черны- шевский в образной форме выразил свой соци- альный идеал, был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литерату- ры и явился.

Черты утопии в романе Николая Чернышевского «Что делать?» Н. Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в.

Читайте также:  Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского Что делать?: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×