Чехов и 20 век
А. П. Чехов (1860—1904) более десяти лет жил и творил одновременно с Л. Толстым и М. Горьким. Это был рубеж двух веков — исключительно сложный общественно-исторический период, когда в стране переплелись острейшие противоречия не изжитого до конца крепостничества с тяжелейшими проблемами, порожденными бурным развитием капитализма, репрессивной политикой царского самодержавия, стоявшего на страже устоев буржуазно-помещичьего строя.
Внешне произведения раннего Чехова, казалось бы, вполне укладываются в рамки традиционных жанров, господствовавших на страницах этой невзыскательной прессы (рассказы-сценки, рассказы-анекдоты, фельетоны, пародии, подписи к картинкам, перепутанные объявления и пр.). Сказывалась еще и неумелость, подчас подводил вкус. Вот почему многое из того, что было написано в начале 80-х годов, Чехов позже решительно осудит и забракует. Однако уже в те годы молодому писателю удалось создать истинные шедевры, которые вошли в фонд русской и мировой классики («Торжество победителя», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Хамелеон» и др.).
В центре большинства юмористических рассказов Чехова — хорошо знакомая русской литературе еще со времен «Станционного смотрителя» Пушкина фигура маленького человека. Только теперь человек этот не только жертва несправедливости. По отношению к людям, зависимым от него, он и сам жестокий тиран.
Уже в начале 80-х годов Чехов написал много произведений в иной тональности — грустных рассказов о превратности человеческих судеб («Зеленая коса», «Скверная история», «Цветы запоздалые», «Вор», «Раз в год» и др.). Но они были слабы как по форме, так и по содержанию. К середине 80-х годов картина решительно меняется. К этому времени складывается глубоко оригинальный чеховский лирический рассказ.
Раскрывая духовный мир героев, Чехов все чаще отмечает их чувство неудовлетворенности собой, да и всем привычным жизненным укладом. Особенно отчетливо мысль эта звучит в рассказах о людях неприкаянных, чудаках и отщепенцах, мечтателях, которые несут в глубине души извечную народную мечту о вольной жизни («Егерь», «Художество», «Мечты», «Счастье» и др.).
К этому времени состоялась и первая долгожданная публикация в толстом литературном журнале — в «Северном вестнике» была напечатана повесть Чехова «Степь» (1888).
В повести два плана: реально-бытовой — путешествие мальчика Егорушки — и поэтический. В обобщенно-поэтическом плане степь, сливающаяся с образом родины, живет своей исполненной глубокого драматизма жизнью. Драматична и судьба людей, которых рисует Чехов. Труд возчиков тяжел и однообразен, и, наблюдая за ними, Егорушка думает: «Как скучно и неудобно быть мужиком!» А между тем широкая степная дорога наводит на мысль о сказочных богатырях. Если бы они существовали! В действительности же по степи катит жалкая бричка торгаша Кузьмичева, а когда они встречаются с вездесущим хозяином степных просторов купцом Варлаамовым, то перед ними — другой столь же невзрачный человек, лицо которого, как и у Кузьмичева, заклеймлено печатью деловой сухости.
В период исканий конца 80-х годов многое окончательно определилось в творчестве Чехова. Он приходит к убеждению, что его стихия — краткость, умение уместить в небольшую повесть, по сути дела, романное содержание. Повесть Чехова «Именины» (1888), соотнесенная автором с «Анной Карениной» Л. Толстого, демонстрирует эту особенность таланта Чехова весьма наглядно.
Среди прозы тех лет особое значение имеет повесть «Скучная история» (1889). Посвящена она проблеме безыдейного существования. Известный талантливый профессор Николай Степанович к концу своих дней вдруг понимает, что незаметно в семье у него воцарилась беспросветная пошлость. Упустил он и духовное развитие Кати, дочери своего покойного друга, которая переживает мучительную драму, ищет и не может найти ответа на вопрос, в чем смысл жизни, как ей жить дальше. Николай Степанович вынужден признать, что и у него нет ответа на этот вопрос.
Вторая половина 80-х годов — период становления и Чехова-драматурга.
тема «лишнего человека».
Проблема справедливости — исконная в творчестве Чехова. Новое обращение к той же теме было возвращением к самому себе, но на новом витке спирали, на более высоком уровне.
Потрясающее по силе художественное решение конфликта находит Чехов в гениальной повести «Палата № 6». Именно жестокая правда жизни разрешает здесь сложные философские споры. В произведениях Чехова конца XIX — начала XX в. перед нами разворачивается широчайшая панорама русской жизни в городе и деревне. Безмерна в царской России обездоленность мужиков. Чехов рисует это в повестях «Моя жизнь», «Мужики», «Новая дача», «В овраге» и др.
существеннейшая черта всего творчества Чехова: уделом его героев, особенно тех, кому он явно сочувствует, является осознание уродств жизненного строя. Так складывается в чеховском творчестве картина конфликта самых широких демократических кругов с глубинными основами господствующих социальных отношений.
Мечты об изменении жизни в произведениях Чехова к концу 90-х годов начинают звучать все более уверенно. Об иной — простой человеческой жизни мечтает накануне своей смерти архиерей, новую жизнь предчувствует Королев, как и многие другие герои Чехова. Высшим проявлением этих чаяний стали предсмертные произведения — рассказ «Невеста» и пьеса «Вишневый сад». В этих произведениях уже не только мечтают о будущем счастье, но уже сегодня живут для этого будущего (Петя Трофимов, Саша) или решительно перестраивают свою жизнь во имя тех же целей (Надя в рассказе «Невеста»).
Вклад Чехова в развитие мировой литературы объясняется не только его обращением к глобальным проблемам человеческого бытия, но и тем, что проблемы эти были отлиты у него в удивительно выразительную, емкую и впечатляющую художественную форму. Над совершенствованием ее он работал до конца своих дней.
В итоге сложились чеховские принципы художественного повествования, которое отличалось не только краткостью, простотой, музыкальностью и живописностью, но и исключительной эмоциональной и смысловой емкостью, равной которой до него мировая литература не знала. Выдающуюся роль Чехова в обогащении русской и мировой прозы отметил и высоко оценил Лев Толстой. Он считал, что Чехову удалось создать «новые, совершенно новые. для всего мира формы писания. ».
Общее творческое развитие Чехова, означавшее все более глубокое постижение писателем социальных противоречий действительности и духовного мира человека, проявилось и в его драматическом творчестве.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
«Творчество Чехова в начале ХХ столетия»
Начавшаяся в 1904 году война с Японией настолько взволновала Антона Павловича, что он долгое время не мог писать ни строчки. Часами просиживал Чехов над газетами и картами, изучая ход военных действий. Поражения русских войск отзывались в душе писателя болью, но вместе с тем он понимал, что неудачная война с Японией является началом крушения самодержавия, приближает коренные перемены в жизни родины.
В эти годы рассказом «Дама с собачкой» (1899) писатель завершил цикл произведений, в который вошли «Анна на шее» (1895), «Супруга» (1895), «Ариадна» (1895). Чехов раскрыл в них уродливость и лживость семейных отношений в буржуазном обществе. «Огромное вы дело делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни», — писал Чехову Горький о рассказе «Дама с собачкой».
В Ялте была написана и последняя повесть Чехова из народной жизни: «В овраге» (1900).
«Велика матушка Россия, — говорит в повести старик крестьянин. — Я по всей России был и все в ней видел, и ты моему слову верь… Будет и хорошее, будет и дурное… Вот и помирать не хочется, милая, еще бы годочков двадцать пожил; значит, хорошего больше было».
Восторженно встретивший повесть Горький писал: «Каждый новый рассказ Чехова усиливает одну глубоко ценную и нужную для вас ноту — ноту бодрости и любви к жизни».
В правдивых до жестокости рассказах писателя есть и слабая сторона: Чехов не понял революционной силы, скрытой в народе, проглядел будущих участников великих революционных событий. Но вера его в то, что уродливые условия жизни сменятся другими, справедливыми, была незыблемой.
Последний рассказ Чехова — «Невеста» — был написан в 1903 году. Героиня рассказа, Надя, живет в глухом провинциальном городе. Но и в этот медвежий угол долетает свежее веяние передовых идей века. Надя уходит от сытого уюта родного дома, бросает жениха, чтобы учиться, работать, жить полезной, осмысленной жизнью. Она отказывается от маленького мещанского счастья ради светлой мечты о будущем, когда «все полетит вверх дном, все изменится точно по волшебству». Во время революционных событий 1903 года друг и сестра писателя, Мария Павловна Чехова, говорила с горечью: «Как жаль, что Антон Павлович не дожил до этих дней». На ялтинской набережной была когда-то книжно-табачная лавка Синани: «Русская избушка». Хозяин лавки, тихий человек с грустными глазами, часто говорил, что его покупатели — странный народ: на кабак денег не жалеют, а книги им не нужны.
Однажды в «Русскую избушку» зашел худощавый человек с ласковыми глазами и седеющим клинышком бородки. Синани привычным жестом разложил перед ним пачки табаку, но покупатель потянулся к книгам. «Это настоящий человек»,— подумал Синани и вдруг узнал Чехова. Между хозяином лавки и писателем завязалось близкое знакомство. Лавка Синани стала своеобразным литературным клубом. Здесь можно было встретить Горького, Бунина Куприна, Мамина-Сибиряка, Станюковича, Найденова, Гарина-Михайловского, Вересаева.
Ялта, с тех пор как в ней поселился Чехов, стала местом паломничества русских писателей. Литературная молодежь тянулась к Чехову. Он умел и ободрить и помочь, не подавляя своим авторитетом, бережно и осторожно. «Не всем же, батенька, писать, как Лев Толстой,—спокойно отвечал он, когда кто-нибудь из безвестных жаловался на бесполезность своего труда.— Маленькие писатели нужны в литературе так же, как и рядовые в армии».
Догадавшись, что молодой Куприн нуждается, Чехов отвел ему для работы отдельную комнату у себя в доме: «Вы будете внизу писать, а я вверху. И обедать
будете у меня. А когда кончите писать, непременно прочтите мне».
Подолгу гостил у Антона Павловича Бунин, талант которого Чехов высоко ценил, веря, что в будущем из него выйдет «большущий писатель». «Дни мои проходят в каком-то поэтическом опьянении», — писал Бунин о времени, проведенном в общении с Чеховым.
Несмотря на болезнь, Чехов по-прежнему много работал над рукописями начинающих авторов. Положив в основу своих литературных приемов принципы пушкинской прозы «точность и краткость», Чехов учил простоте и молодых писателей. «Название вещи должно быть кратким, лучше всего из одного слова, лучше всего из существительного»,— советовал Антон Павлович. Весной 1900 года на гастроли в Крым выехал Художественный театр.
Это были самые счастливые дни в ялтинской жизни Чехова. Антон Павлович был очень оживлен, он весь как бы искрился светом. Каждый день в доме Антона Павловича собирались гости. Вот как об этих встречах вспоминает Станиславский:
* «Горький со своими рассказами об его скитальческой жизни, Мамин-Сибиряк с необыкновенно смелым юмором… Бунин с изящной шуткой, Антон Павлович со своими неожиданными репликами, Москвин с меткими остротами — все это делало атмосферу, соединяло всех в одну семью художников…»
Гастроли в Ялте прошли с невиданным успехом. Единственно, что отравляло Чехову радость, это необходимость выходить на вызовы публики. Чтобы избежать этого, Антон Павлович сбегал обычно из театра до конца спектакля.
В мае 1901 года Чехов женился на актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер.
* «Жена моя, к которой я привык и привязался, остается в Москве, а я уезжаю одиноким, — писал Чехов вскоре после женитьбы.— Она плачет, а я ей не велю бросать театр. Одним словом, катавасия».
В позднем счастье Антона Павловича было много горького. Оно пришло вместе с мыслями о смерти; Через два месяца после женитьбы Чехов написал завещание. Антон Павлович назначил своей душеприказчицей сестру. «После твоей (сестры.— Т. С.) смерти и смерти матери, — писал в своем завещании Антон Павлович, — все, что окажется, :кроме дохода с пьес, поступает в распоряжение Таганрогского городского управления: на нужды народного образования, доход же с пьес — брагу Ивану, а после его, Ивана, смерти,— Таганрогскому городскому управлению на те же нужды по народному образованию. Я обещал также Гаврилу Александровичу Харченко платить за его старшую дочь в гимназию до тех пор, пока ее не освободят от уплаты за ученье…
Творчество Чехова в начале ХХ столетия
Начавшаяся в 1904 году война с Японией настолько взволновала Антона Павловича, что он долгое время не мог писать ни строчки. Часами просиживал Чехов над газетами и картами, изучая ход военных действий. Поражения русских войск отзывались в душе писателя болью, но вместе с тем он понимал, что неудачная война с Японией является началом крушения самодержавия, приближает коренные перемены в жизни родины.
В эти годы рассказом » Дама с собачкой » писатель завершил цикл произведений, в который вошли «Анна на шее» , «Супруга» , «Ариадна»
В Ялте была написана и последняя повесть Чехова из народной жизни: «В овраге» .
«Велика матушка Россия, — говорит в повести старик крестьянин. — Я по всей России был и все в ней видел, и ты моему слову верь… Будет и хорошее, будет и дурное… Вот и помирать не хочется, милая, еще бы годочков двадцать пожил; значит, хорошего больше
Восторженно встретивший повесть Горький писал: «Каждый новый рассказ Чехова усиливает одну глубоко ценную и нужную для вас ноту — ноту бодрости и любви к жизни».
В правдивых до жестокости рассказах писателя есть и слабая сторона: Чехов не понял революционной силы, скрытой в народе, проглядел будущих участников великих революционных событий. Но вера его в то, что уродливые условия жизни сменятся другими, справедливыми, была незыблемой.
Последний рассказ Чехова — «Невеста» — был написан в 1903 году. Героиня рассказа, Надя, живет в глухом провинциальном городе. Но и в этот медвежий угол долетает свежее веяние передовых идей века. Надя уходит от сытого уюта родного дома, бросает жениха, чтобы учиться, работать, жить полезной, осмысленной жизнью. Она отказывается от маленького мещанского счастья ради светлой мечты о будущем, когда «все полетит вверх дном, все изменится точно по волшебству».
Во время революционных событий 1903 года друг и сестра писателя, Мария Павловна Чехова, говорила с горечью: «Как жаль, что Антон Павлович не дожил до этих дней». На ялтинской набережной была когда-то книжно-табачная лавка Синани: «Русская избушка». Хозяин лавки, тихий человек с грустными глазами, часто говорил, что его покупатели — странный народ: на кабак денег не жалеют, а книги им не нужны.
Однажды В «Русскую избушку» зашел худощавый человек с ласковыми глазами и седеющим клинышком бородки. Синани привычным жестом разложил перед ним пачки табаку, но покупатель потянулся к книгам. «Это настоящий человек»,- подумал Синани и вдруг узнал Чехова. Между хозяином лавки и писателем завязалось близкое знакомство.
Лавка Синани стала своеобразным литературным клубом. Здесь можно было встретить Горького, Бунина Куприна, Мамина-Сибиряка, Станюковича, Найденова, Гарина-Михайловского, Вересаева.
Ялта, с тех пор как в ней поселился Чехов, стала местом паломничества русских писателей. Литературная молодежь тянулась к Чехову. Он умел и ободрить и помочь, не подавляя своим авторитетом, бережно и осторожно. «Не всем же, батенька, писать, как Лев Толстой,-спокойно отвечал он, когда кто-нибудь из безвестных жаловался на бесполезность своего труда.- Маленькие писатели нужны в литературе так же, как и рядовые в армии».
ДогадавшисЬ, что молодой Куприн нуждается, Чехов отвел ему для работы отдельную комнату у себя в доме: «Вы будете внизу писать, а я вверху. И обедать
Будете у меня. А когда кончите писать, непременно прочтите мне».
Подолгу гостил у Антона Павловича Бунин, талант которого Чехов высоко ценил, веря, что в будущем из него выйдет «большущий писатель». «Дни мои проходят в каком-то поэтическом опьянении», — писал Бунин о времени, проведенном в общении с Чеховым.
Несмотря на болезнь, Чехов по-прежнему много работал над рукописями начинающих авторов. Положив в основу своих литературных приемов принципы пушкинской прозы «точность и краткость», Чехов учил простоте и молодых писателей. «Название вещи должно быть кратким, лучше всего из одного слова, лучше всего из существительного»,- советовал Антон Павлович. Весной 1900 года на гастроли в Крым выехал Художественный театр.
Это были самые счастливые дни в ялтинской жизни Чехова. Антон Павлович был очень оживлен, он весь как бы искрился светом. Каждый день в доме Антона Павловича собирались гости. Вот как об этих встречах вспоминает Станиславский:
«Горький со своими рассказами об его скитальческой жизни, Мамин-Сибиряк с необыкновенно смелым юмором… Бунин с изящной шуткой, Антон Павлович со своими неожиданными репликами, Москвин с меткими остротами — все это делало атмосферу, соединяло всех в одну семью художников…»
Гастроли в Ялте прошли с невиданным успехом. Единственно, что отравляло Чехову радость, это необходимость выходить на вызовы публики. Чтобы избежать этого, Антон Павлович сбегал обычно из театра до конца спектакля.
В мае 1901 года Чехов женился на актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер.
«Жена моя, к которой я привык и привязался, остается в Москве, а я уезжаю одиноким, — писал Чехов вскоре после женитьбы.- Она плачет, а я ей не велю бросать театр. Одним словом, катавасия».
В позднем счастье Антона Павловича было много горького. Оно пришло вместе с мыслями о смерти; Через два месяца после женитьбы Чехов написал завещание. Антон Павлович назначил своей душеприказчицей сестру. «После твоей смерти и смерти матери, — писал в своем завещании Антон Павлович, — все, что окажется, :кроме дохода с пьес, поступает в распоряжение Таганрогского городского управления: на нужды народного образования, доход же с пьес — брагу Ивану, а после его, Ивана, смерти,- Таганрогскому городскому управлению на те же нужды по народному образованию.
Я обещал также Гаврилу Александровичу Харченко платить за его старшую дочь в гимназию до тех пор, пока ее не освободят от уплаты за ученье…
Дайджест:
Новаторство драматургии Чехова Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. В 1876 году отец Чехова разорился и переехал с семьей в Москву. Антон остался один в. .
Особенности конфликта в рассказе Чехова «Толстый и тонкий» Особенности конфликта в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» Антон Павлович Чехов — мастер рассказа, один из самых знаменитых писателей конца XIX — начала 20-го века. На первый взгляд. .
Последние годы жизни Чехова В последние годы жизни болезнь лишила Чехова возможности путешествовать, видеть много разных людей. Он любил жить в Москве, любил Петербург, а вместо этого была «теплая Сибирь» — Ялта, осенние штормы. .
План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова I. Вступление Художественная деталь — минимальная образная подробность в художественном произведении. II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ. .
«Вся Россия наш сад!» — по пьесе Чехова «Вишневый сад» План Вишневый сад как образ Родины в пьесе Герои и их вишневый сад Отражение истории России на страницах «Вишневого сада» Вишневый сад как образ Родины в пьесе Свое последнее произведение. .
Сатира и юмор в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в. .
В чем поэтическая значительность пьес Чехова? В момент произношения имени А. П. Чехов в нашем сознании рисуются образы многих запоминающихся персонажей: Ваньки, занимающегося написанием письма на деревню дедушке, доктора с лошадиной фамилией, вишневого сада, Любови Андреевной. .
Образец писателя-гражданина на примере повести «Скучная история» Истинный сын своего народа, Чехов, как и все лучшие люди России, искал ответа на важнейший вопрос: что делать, чтобы изменить жизнь? Прямого ответа писатель дать не мог, и потому ему. .
План сочинения — Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова Пошлость и мещанство в понимании и изображении А. П. Чехова I. Вступление «Его врагом была пошлость…» . Пошлость, мещанство, обывательщина — это, в понимании Чехова, отсутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная. .
В чем состоит специфика драматургии А. П. Чехова? В чем состоит специфика драматургии А. П. Чехова? Какую роль в системе образов пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» играет Гаев? Гаев — обломок вырождающегося дворянства, совершенно бесполезное создание, проевшее. .
Что значит быть счастливым по рассказам Чехова, Бунина, Куприна «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…» — сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и. .
Значение творчества Чехова для мировой литературы В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она «не основана единственно на смехе, но на. .
На тему: Юмористические рассказы Чехова Ранние рассказы Чехова носят юмористический характер. Это не внешний развлекательный комизм, характерный для балагана, но и не гоголевский «смех сквозь слезы» или «свирепый» юмор, точнее, — сатира Салтыкова-Щедрина. Чехов запечатлевал. .
Художественные особенности произведений Чехова Художественные особенности. Чехов выступил подлинным новатором как в прозе, так и в драматургии. Очень точно сказал об этом Л. Н. Толстой: «Чехов создал новые… для всего мира формы писания, подобных. .
Герои Смерть чиновника Толстый и тонкий. Рецензия к рассказам и повестям Чехова Письмо к ученому соседу.- 9 марта 1880 г. в 10 номере журнала «Стрекоза» было напечатано «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху» . Это первое опубликованное. .
Что делает сатирические рассказы А. П. Чехова одновременно смешными и грустными? Рассказы Чехова служат напоминанием о том, что мы сами строим свою судьбу. Он обличал пошлость и обывательщину, хотел, чтобы люди жили достойно. Видимо, поэтому его произведения скорее грустные, чем смешные. .
Примечание к рассказам Чехова В сборник входят относительно крупные произведения Чехова — его повести и большие рассказы. Жанровые границы в прозе Чехова вообще очень зыбки; и он сам, и позднейшая критика многие известные его. .
Разговор о будущем во II действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» У Чехова нет «лишних», случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия символичны: «Старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка…», «камни, когда-то бывшие. .
Трилогия Чехова «О любви» А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему «маленького человека», его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия. .
Краткое содержание «Анна на шее» Чехова Чехов Антон Павлович Рассказ А. П. Чехова «Анна на шее» «После венчания не было даже легкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они. .
«Вишневий сад» Чехова як зразок чеховської п’єси Чеховські оповідання повні ліричного настроя, пронизливаго смутку й сміху. Такі і його п’єси, незвичайні, казавшиеся дивними чеховським сучасникам. Але саме в них яськравіше й глибше всього виявилася «акварельность» чеховських фарб. .
Особенности драматургии Чехова План Драматические произведения Чехова. Рождение нового жанра. Пьеса «Чайка» Драматические произведения нового жанра. Триумф МХАТа Особенности драматического метода Чехова Драматургия Чехова представляет собой пьесы, которые положили начало новому направлению в. .
Вопрос о начале мифического в зарубежной литературе Зарубежная литература о современном мифотворчестве огромна. По-видимому, происхождение известной ее части приходится объяснять внешним увлечением модным вопросом — тем, что можно назвать эпидемической мифоманией, инфляцией мифологизма. Но и в серьезной. .
Своеобразие прозы А. Чехова Приговор мелким душам Народу много, а людей немного. Диоген Синопский А. П. Чехов очень разносторонний писатель. Есть у него и пьесы с глубоким философским содержанием, есть лиричные повести, есть и наполненные юмором сценки. .
Дальневосточная политика царского правительства в конце 19 — начале 20 века В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. Она владела Бирмой, господствовала на китайском рынке. Франция завоевала Индокитай и стремилась. .
«Недотепи» у п’єсі А. П. Чехова «Вишневий сад» Художній світ Чехова нескінченно складний, багатогранний, позбавлений будь-якої однолінійність. Письменникові відкрито було все недосконалість життя, зрозумілий був глибокий трагізм людського існування. Тому закономірно, що в п’єсу Вишневий сад входить тема. .
Вопросы с ответами на тему «Общая характеристика литературы XIX столетия» «Реализм как основной творческий метод». В чем отличительная особенность зарубежной литературы XIX столетия? Каждая историческая эпоха порождает свой способ отражения действительности в творчестве художников, писателей, музыкантов. В 20— 30-те годы. .
Поиск смысла жизни героями произведений Чехова Поиск смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые. .
Русская сатирическая проза 20 — 30-х годов XX столетия М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков. Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20. .
Изложение с ответами по теме: «Русская литература XIX столетия» Почему XIX ст. называют «золотым столетием» русской литературы? В этот период создавали гениальные писатели и поэты А. Пушкина, М. Лермонтов, Гоголь, В. Жуковский, И. Крылов, О. Грибоедов и другие, русская. .
Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение А. П. Чехова «Ионыч» романом? Рассказ «Ионыч» написан А. П. Чеховым в 1898 году. Как и другие поздние произведения писателя, он пронизан щемящей грустью о недостижимой гармонии. Мечта показана на фоне контраста с бездуховной атмосферой. .
Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Повесть «Ионыч» также рассказывает о крушении человека, который оказался побежденным той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он сам искренне презирает. Это история падения молодого талантливого. .
Герой драмы А. П. Чехова «Иванов» Образ Иванова вызвал рекордное число толкований в русской театральной критике. В нем заключен некий чеховский «секрет», провоцирующий исследователей искать все новые объяснения личности и характера главного героя. В пьесе нет. .
«Хозяин» И. К. Карпенка-Карого — выдающееся достижение драматургии XIX столетия И. Карпенко-Карый — корифей украинской драматургии, его идеи не умерли, «они живут между людьми и, стараясь воплотиться в живые формы, убрать реального содержания, напоминают им о том, кто их вытворил. .
Как я понимаю слова А. П. Чехова «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования» 1. Чехов — «обличитель пошлости и мещанства». 2. Пошлость человеческого существования — идейная основа произведений Чехова. 3. Эволюция темы в творчестве писателя. Мне страшна главным образом обыденщина, от которой никто. .
МОТИВЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ Литература XX столетия отмечается стойким вниманием к моральным проблемам, вопросам истории и культуры, положение человека в современном мире. Огромные социальные изменения, которые происходили в XX столетии, принудили многих писателей стать. .
На тему: Главные герои пьесы Вишневый сад А — П — Чехова: образы, характеристика героев, жизненная беспомощность Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: Главные герои пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова: образы, характеристика героев, жизненная беспомощность А. П. Чехов изобразил переломный ХХ век Российской империи в Жизни. .
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX — в начале XX столетия. Основы эстетики символизма начали французские поэты конца 70-х годах позапрошлого столетия П. Верлен, А. .
Образ XX столетия в мировой лирике XX столетие. Вот-вот оно распрощается с нами, навсегда отойдет в прошлое, станет историей. Каким оно было? Каким останется в воспоминаниях художников разных стран? Эти вопросы волнуют нас, так как мы. .
Интеллектуальная схема: о французском символизме XIX-го столетия Чтобы лучше понять тему о французском символизме XIX столетии, я создал рисунок-схему о его развитии. Мне пришлось всего-навсего использовать учебник — ничего особенного, но моя гора «Парнас» привела меня в. .
Жизнь и творчество Чехова
Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.
Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве
Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.
Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.
Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.
В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».
Особенности раннего творчества Чехова
Раннее творчество Чехова включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.
В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Встретились два гимназических приятеля в рассказе «Толстый и тонкий». Искреннее обрадовались встречи, начали диалог, но в процессе его выяснилось, что толстый занимает чин гораздо выше тонкого, и тонкий, узнав об этом, сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость их встречи пропадает.
Или другой герой – «Хамелеон», в любой ситуации стремящийся показать себя с лучшей стороны перед начальством и получить от этого выгоду. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но это смех сквозь слезы, ведь читатели видят в поведении героя отзыв своих недостатков.
Или другой рассказ «Жених».
Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.
В середине 80-х XIX столетия Чехов (уже ставший к тому времени профессиональным врачом) входит в «большую русскую литературу». Его имя становится известным читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.
Творчество Чехова 90-х гг.
Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.
Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году.
Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6».
Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично.
Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы.
Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом.
Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.
Драматические произведения
А.П. Чехов вошел в историю русской культуры еще и как талантливый драматург. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров во всем мире.
Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.
Главное в пьесах Чехова – это обращение к внутреннему миру его героев. Именно перу писателя принадлежит фраза о том, что люди могут пить на сцене чай, а в это же самое время решается их судьба. В его пьесах мало острых ярких конфликтов, драматических коллизий, сцен убийств и откровенных любовных признаний. Все скрыто, обнажено и реалистично. При этом его герои жизненны и человечны. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».
Раневская – главная героиня пьесы «Вишневый сад» – ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела. Три сестры из другой чеховской пьесы также ищут в жизни другой лучшей доли, они мечтают о жизни в Москве, но сами боятся предпринимать какие-либо действия, чтобы осуществить свою мечту. Другой герой писателя из пьесы «Дядя Ваня» создает для себя кумира из своего родственника, а когда понимает всю ложность своей иллюзии, впадает в глубочайшую депрессию.
Последние годы жизни писателя
В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Наиболее яркое произведение той поры – рассказ «Невеста», повествующий о судьбе молодой девушки из провинции, которая вместо того, чтобы выйти замуж за нелюбимого ею человека, уехала из своего маленького городка, чтобы учиться. Этот рассказ также вызывал разные оценки у современников, однако сам Чехов считал его одним из своих любимых произведений.
В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Уже при советской власти в 1933 году кладбище ликвидируется, и могила переносится в другое место.
Писатель оставил своим современникам и потомкам много замечательных произведений, которые никогда не устареют, потому что они описывают человеческую жизнь со всеми ее взлетами, падениями, достоинствами и недостатками.
Антон Чехов
ЧЕХОВ Антон Павлович [17 (29) января 1860, Таганрог — 2 (15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], русский писатель.
Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).
После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).
Новый этап в творческой биографии Чехова — «вхождение в литературу» — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой «Иванов» (поставлена на сцене театра Корша), Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.
В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика, оказывается, по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.
В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также несловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра(1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской), и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
Творчество Чехова в начале ХХ столетия
Начавшаяся в 1904 году война с Японией настолько взволновала Антона Павловича, что он долгое время не мог писать ни строчки. Часами просиживал Чехов над газетами и картами, изучая ход военных действий. Поражения русских войск отзывались в душе писателя болью, но вместе с тем он понимал, что неудачная война с Японией является началом крушения самодержавия, приближает коренные перемены в жизни родины.
В эти годы рассказом ” Дама с собачкой ” (1899) писатель завершил цикл произведений, в который вошли “Анна на шее” (1895), “Супруга” (1895), “Ариадна” (1895). Чехов раскрыл в них уродливость и лживость семейных отношений в буржуазном обществе. “Огромное вы дело делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни”, – писал Чехову Горький о рассказе “Дама с собачкой”.
В Ялте была написана и последняя повесть Чехова из народной жизни: “В овраге” (1900).
“Велика матушка Россия, – говорит в повести старик крестьянин. – Я по всей России был и все в ней видел, и ты моему слову верь. Будет и хорошее, будет и дурное. Вот и помирать не хочется, милая, еще бы годочков двадцать пожил; значит, хорошего больше было”.
Восторженно встретивший повесть Горький писал: “Каждый новый рассказ Чехова усиливает одну глубоко ценную и нужную для вас ноту – ноту бодрости и любви к жизни”.
В правдивых до жестокости рассказах писателя есть и слабая сторона: Чехов не понял революционной силы, скрытой в народе, проглядел будущих участников великих революционных событий. Но вера его в то, что уродливые условия жизни сменятся другими, справедливыми, была незыблемой.
Последний рассказ Чехова – “Невеста” – был написан в 1903 году. Героиня рассказа, Надя, живет в глухом провинциальном городе. Но и в этот медвежий угол долетает свежее веяние передовых идей века. Надя уходит от сытого уюта родного дома, бросает жениха, чтобы учиться, работать, жить полезной, осмысленной жизнью. Она отказывается от маленького мещанского счастья ради светлой мечты о будущем, когда “все полетит вверх дном, все изменится точно по волшебству”. Во время революционных событий 1903 года друг и сестра писателя, Мария Павловна Чехова, говорила с горечью: “Как жаль, что Антон Павлович не дожил до этих дней”. На ялтинской набережной была когда-то книжно-табачная лавка Синани: “Русская избушка”. Хозяин лавки, тихий человек с грустными глазами, часто говорил, что его покупатели – странный народ: на кабак денег не жалеют, а книги им не нужны.
Однажды В “Русскую избушку” зашел худощавый человек с ласковыми глазами и седеющим клинышком бородки. Синани привычным жестом разложил перед ним пачки табаку, но покупатель потянулся к книгам. “Это настоящий человек”,- подумал Синани и вдруг узнал Чехова. Между хозяином лавки и писателем завязалось близкое знакомство. Лавка Синани стала своеобразным литературным клубом. Здесь можно было встретить Горького, Бунина Куприна, Мамина-Сибиряка, Станюковича, Найденова, Гарина-Михайловского, Вересаева.
Ялта, с тех пор как в ней поселился Чехов, стала местом паломничества русских писателей. Литературная молодежь тянулась к Чехову. Он умел и ободрить и помочь, не подавляя своим авторитетом, бережно и осторожно. “Не всем же, батенька, писать, как Лев Толстой,-спокойно отвечал он, когда кто-нибудь из безвестных жаловался на бесполезность своего труда.- Маленькие писатели нужны в литературе так же, как и рядовые в армии”.
ДогадавшисЬ, что молодой Куприн нуждается, Чехов отвел ему для работы отдельную комнату у себя в доме: “Вы будете внизу писать, а я вверху. И обедать
Будете у меня. А когда кончите писать, непременно прочтите мне”.
Подолгу гостил у Антона Павловича Бунин, талант которого Чехов высоко ценил, веря, что в будущем из него выйдет “большущий писатель”. “Дни мои проходят в каком-то поэтическом опьянении”, – писал Бунин о времени, проведенном в общении с Чеховым.
Несмотря на болезнь, Чехов по-прежнему много работал над рукописями начинающих авторов. Положив в основу своих литературных приемов принципы пушкинской прозы “точность и краткость”, Чехов учил простоте и молодых писателей. “Название вещи должно быть кратким, лучше всего из одного слова, лучше всего из существительного”,- советовал Антон Павлович. Весной 1900 года на гастроли в Крым выехал Художественный театр.
Это были самые счастливые дни в ялтинской жизни Чехова. Антон Павлович был очень оживлен, он весь как бы искрился светом. Каждый день в доме Антона Павловича собирались гости. Вот как об этих встречах вспоминает Станиславский:
“Горький со своими рассказами об его скитальческой жизни, Мамин-Сибиряк с необыкновенно смелым юмором. Бунин с изящной шуткой, Антон Павлович со своими неожиданными репликами, Москвин с меткими остротами – все это делало атмосферу, соединяло всех в одну семью художников. “
Гастроли в Ялте прошли с невиданным успехом. Единственно, что отравляло Чехову радость, это необходимость выходить на вызовы публики. Чтобы избежать этого, Антон Павлович сбегал обычно из театра до конца спектакля.
В мае 1901 года Чехов женился на актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер.
“Жена моя, к которой я привык и привязался, остается в Москве, а я уезжаю одиноким, – писал Чехов вскоре после женитьбы.- Она плачет, а я ей не велю бросать театр. Одним словом, катавасия”.
В позднем счастье Антона Павловича было много горького. Оно пришло вместе с мыслями о смерти; Через два месяца после женитьбы Чехов написал завещание. Антон Павлович назначил своей душеприказчицей сестру. “После твоей (сестры.- Т. С.) смерти и смерти матери, – писал в своем завещании Антон Павлович, – все, что окажется, :кроме дохода с пьес, поступает в распоряжение Таганрогского городского управления: на нужды народного образования, доход же с пьес – брагу Ивану, а после его, Ивана, смерти,- Таганрогскому городскому управлению на те же нужды по народному образованию. Я обещал также Гаврилу Александровичу Харченко платить за его старшую дочь в гимназию до тех пор, пока ее не освободят от уплаты за ученье.