Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова: сочинение

Сочинение: Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.

Тема гибели дворянского гнезда становится одной из основных тем пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1903 году. В образах Раневской и Гаева представлена в пьесе Россия прошлого, отживающего. Раневская некогда была богатой дворянкой, имевшей дачу даже на юге Франции в Ментоне, обладательницей имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов. А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки Гаева в изображении Чехова доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. Он представляет заключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобных героев “своего времени”, не сумевших воплотить свои идеалы.

На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они “ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают”. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И вот когда “беда” свершилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателей драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так выходит и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила: “Нервы мои лучше, это правда”. Всю жизнь Раневская и ее брат провели в мире иллюзорных представлений, а потому давно утратили способность серьезно переживать и глубоко чувствовать.

Конец старой жизни для Чехова настолько очевиден, что и сами приметы этой жизни становятся достойными пошлых водевилей. Так в пьесу входит тема противопоставления старой и новой России, России Раневской и Гаева и Ани, Пети Трофимова.

Кого же может противопоставить дворянам Чехов? На протяжении всего творчества писатель убедительно доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право и возможность быть счастливыми. Дворяне никогда не знали, что такое труд, они живут в мире воспоминаний и иллюзий, и постепенно такие люди неизбежно приходят к пошлости, к мелочности. Только труд создает в человеке истинную красоту и величие души. Конечно, такой труд, который направлен не на личное обогащение, не на приобретение в конце жизни нескольких аршинов земли для посадки крыжовника, а труд, призванный нести радость людям.

Итак, Чехов, проницательный писатель-реалист, удивительно точно увидел в дворянстве не только неспособность к активной общественной жизни, но и измельчание души, интересов и чувств. А потому дворянство, с точки зрения писателя, неизбежно отходит в прошлое.

Сочинение: Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.

Тема гибели дворянского гнезда становится одной из основных тем пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1903 году. В образах Раневской и Гаева представлена в пьесе Россия прошлого, отживающего. Раневская некогда была богатой дворянкой, имевшей дачу даже на юге Франции в Ментоне, обладательницей имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов. А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки Гаева в изображении Чехова доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. Он представляет заключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобных героев “своего времени”, не сумевших воплотить свои идеалы.

На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они “ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают”. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И вот когда “беда” свершилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателей драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так выходит и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила: “Нервы мои лучше, это правда”. Всю жизнь Раневская и ее брат провели в мире иллюзорных представлений, а потому давно утратили способность серьезно переживать и глубоко чувствовать.

Конец старой жизни для Чехова настолько очевиден, что и сами приметы этой жизни становятся достойными пошлых водевилей. Так в пьесу входит тема противопоставления старой и новой России, России Раневской и Гаева и Ани, Пети Трофимова.

Кого же может противопоставить дворянам Чехов? На протяжении всего творчества писатель убедительно доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право и возможность быть счастливыми. Дворяне никогда не знали, что такое труд, они живут в мире воспоминаний и иллюзий, и постепенно такие люди неизбежно приходят к пошлости, к мелочности. Только труд создает в человеке истинную красоту и величие души. Конечно, такой труд, который направлен не на личное обогащение, не на приобретение в конце жизни нескольких аршинов земли для посадки крыжовника, а труд, призванный нести радость людям.

Итак, Чехов, проницательный писатель-реалист, удивительно точно увидел в дворянстве не только неспособность к активной общественной жизни, но и измельчание души, интересов и чувств. А потому дворянство, с точки зрения писателя, неизбежно отходит в прошлое.

Мир сочинений – это сайт, где можно найти и скачать бесплатно сочинения про любые темы. например: Сочинения. Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова – сочинение скачать бесплатно, готовые сочинения по русскому языку и по русской литературе, полное собрание сочинений, а также рефераты по литературе и сочинения за 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс бесплатно.

Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

Сочинение “Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова”

А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых вечно интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира.

Тема гибели дворянского гнезда становится одной из основных тем пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1903 году. В образах Раневской и Гаева представлена в пьесе Россия прошлого, отживающего. Раневская некогда была богатой дворянкой, имевшей дачу более того на юге Франции в Ментоне, обладательницей имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов. А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он существенно мельче своей сестры. Он способен сообщить простые, искренние слова со стыдом, поняв собственную пошлость и чепуха. Но недостатки Гаева в изображении Чехова доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — плачевный аристократ, проевший свое состояние на леденцах. Он представляет заключительный период эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобных героев “своего времени”, не сумевших воплотить свои идеалы.
На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они “ничего не видят около себя, ничего не понимают”. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как прошлое о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но как раз они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она существовать без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И вот когда “беда” свершилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может существовать без родины. Драма с продажей вишневого сада отнюдь не является для его обладателей драмой. Это случилось лишь потому, что у Раневской отнюдь нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так выходит и на тот самый раз. Она быстро успокоилась и более того заявила: “Нервы мои лучше, это правда”. Всю жизнь Раневская и ее брат провели в мире иллюзорных представлений, а потому давнехонько утратили способность серьезно переживать и сильно чувствовать.

Конец старой жизни для Чехова настолько очевиден, что и сами приметы этой жизни становятся достойными пошлых водевилей. Так в пьесу входит тема противопоставления старой и новой РФ, РФ Раневской и Гаева и Ани, Пети Трофимова.

Кого же может противопоставить дворянам Чехов? На протяжении всего творчества писатель убедительно доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право и вероятность быть счастливыми. Дворяне никогда не знали, что такое труд, они живут в мире воспоминаний и иллюзий, и постепенно такие люди неизбежно приходят к пошлости, к мелочности. Только труд создает в человеке истинную красоту и величие души. Конечно, такой труд, который направлен не на личное обогащение, не на покупку в конце жизни нескольких аршинов земли для посадки крыжовника, а труд, призванный нести радость людям.

Итак, Чехов, проницательный писатель-реалист, удивительно точно увидел в дворянстве не только неспособность к активной общественной жизни, но и измельчание души, интересов и чувств. А потому дворянство, с точки зрения писателя, неизбежно отходит в прошлое.

Вы прочли сочинение Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова («Вишневый сад»)

Последнюю свою пьесу, «Вишневый сад», Чехов завершил на пороге первой русской революции, в год своей ранней смерти. Писателю казалось, что он пишет комедию, легкий водевиль, «местами даже фарс», но невольно из-под его пера выходило сложное, многоплановое произведение, доводившее до конца все прежние мотивы его произведений и в этом смысле итоговое. Название пьесы символично. «Вся Россия — наш сад», — сказано у Чехова.

И действительно, думая о гибели старого вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он мысленно представлял себе «всю Россию» на сломе эпох. В преддверии грандиозных переворотов, словно чувствуя возле себя шаги грозной реальности, Чехов осмысливал настоящее с позиций прошлого и будущего. Далеко идущая перспектива насыщала пьесу воздухом истории, сообщала особую протяженность ее времени и пространству. Подводное течение пьесы еще больше расширяло свои поэтические права. Лирический подтекст набирал силу символического обобщения, словно айсберг выпирал своей вершиной над поверхностью обыденных слов.

«Там, внутри», под кромкой быта, шла своя потаенная жизнь. Чехов по-прежнему не собирался ее обнажать. Символ «вишневого сада» поднимался над океаном быта, из него вырастая, но в нем же и существуя. «22 августа—торги!» — эта дата, как дамоклов меч, висит над жизнью всех героев.

Дело не только в продаже имения и приходе нового хозяина — уходит вся старая Россия, 22 августа совершаются поминки по уходящему веку. Чехов относится к этому событию двойственно, вдумчиво. С одной стороны, исторический слом неизбежен, старые дворянские гнезда осуждены на вымирание.

Приходит конец, скоро не будет ни этих лиц, ни этих садов, ни усадеб с белыми колоннами, ни заброшенных часовен. С другой стороны, смерть, даже неизбежная, не может не быть грустной. Потому что умирает живое, и не по сухим стволам, а по стволам живых деревьев стучит топор Пьеса начинается с приезда Раневской в свое старинное родовое имение, с возвращения к вишневому саду, который стоит за окнами весь в цвету, к знакомым с детства людям и вещам.

Возникает особая атмосфера проснувшейся поэзии и человечности. Словно в последний раз ярко вспыхивает — как воспоминание — эта живая жизнь на пороге умирания. Совсем реальные, Раневская и Гаев кажутся ожившими редкими экспонатами той тонкой, оранжерейной культуры, что веками нежилась здесь. В них поселился грех праздности и расточительного безделья русских бар, но живет здесь и праздность вольная, поэтическая, свободная от деловых и материальных расчетов.

Потеря вишневого сада для Раневской и Гаева не есть потеря денег, состояния. Они не умеют ни хранить, ни копить их, золотые просто уплывают из-под рук, они готовы все раздать, хотя на кухне «людей» приходится кормить одним горохом. В этом сказывается и барская беспечность, и легкомыслие людей, которые никогда не знали труда, не ведали цену копейке и как она достается. Но в этом же проступает и их удивительное бессребреничество, презрение к меркантильным интересам.

И потому, когда купец Лопахин предлагает им, чтобы спастись от долгов, отдать вишневый сад в аренду под дачи, Раневская с презрением отмахивается: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». В день продажи имения Раневская затевает совершенно неуместный, с точки зрения здравого смысла, бал. Зачем он ей нужен? Что в нем: легкомыслие, эпикурейство или особый стоицизм?

Для живой Любови Андреевны Раневской, что теребит сейчас в руках мокрый платок, ожидая возвращения брата с торгов, этот нелепый бал важен сам по себе — как вызов повседневности. Она вырывает у будней праздник, хватает от жизни то летучее мгновение, которое способно протянуть нить к вечности. Имение продано. «Я купил!» — торжествует новый хозяин, гремя ключами.

Ермолай Лопахин купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже на кухню. Он уже готов хватить топором по вишневому саду. Но в высший момент торжества этот «интеллигентный купец» неожиданно чувствует стыд и горечь свершившегося: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». И становится ясно, что для вчерашнего плебея, человека с нежной душой и тонкими пальцами, покупка вишневого сада, в сущности, «ненужная победа». Так Чехов дает почувствовать текучесть, временность настоящего: приход буржуазии — нестойкая, преходящая победа.

Настоящее как бы размыто и со стороны прошлого, и со стороны будущего. Тема будущего связана с образами «беглецов» из прошлого — Пети Трофимова и Ани. Образы их, словно намеченные контуром, в чем-то «недоделанные», таят в себе дух утопии, несут черты «недовоплощенного» будущего, от них протягивается та стремительная, воздушная перспектива, которая уходит далеко за пределы пьесы. Последний акт, как всегда у Чехова, — момент расставания, прощания с прошлым.

Горестного для старых хозяев «вишневого сада», хлопотного для нового дельца, радостного для молодых душ с их безоглядной блоковской готовностью отринуть все — и дом, и детство, и близких, и даже поэзию «соловьиного сада» — ради того, чтобы с открытой, свободной душой крикнуть: «Здравствуй, новая жизнь!» Но если с точки зрения социального завтра «Вишневый сад» звучал как комедия, то для своего времени — как трагедия. Две эти мелодии, не сливаясь, проступали в финале одномоментно, рождая сложный трагикомический исход произведения. Молодые, весело, призывно перекликаясь, убегают вперед.

Старые люди, как старые вещи, сбились в кучу, о них спотыкаются, не замечая их. Подавляя слезы, бросаются друг к другу Раневская и Гаев. «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад… Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. Прощай. » Но музыка прощания заглушается «стуком топора по дереву, звучащим одиноко и грустно». Затворяются ставни и двери.

В пустом доме остается не замеченный в суете больной Фирс: «А человека-то забыли…» Старик лежит неподвижно в запертом доме. Слышится «точно с неба звук лопнувшей струны», и в тишине глухо стучит топор по дереву. Такой щемящей нотой человечности, забытой на пороге исторической неизбежности, заканчивал Чехов свою последнюю пьесу. Это было произведение о конце России, о сломе ее истории, о прощании с прошлым в преддверии будущего.

Символика «Вишневого сада» говорила о приближении грандиозных социальных катаклизмов и о просветах в новый мир. Прошлое, настоящее и будущее России переплетались здесь в сложном противоречивом развитии. Пьеса говорила не только о том, что нельзя забывать о человеке на перекрестке истории, но и о том, что человек не может быть замкнут своим временем. Над исторически преходящим мгновением, над прозой и буднями поднималась здесь поэтическая тема «вишневого сада», как тема личной причастности человека к красоте, природе, раскрытое™ вечности, готовности встретить едва различимые призывы и веяния будущего. Эпически широко звучащая тема звала человека к поискам высших целей бытия, поискам смысла жизни. Возвышаясь над личными судьбами, но не забывая о человеке, «Вишневый сад» стал поэтическим завещанием писателя будущим поколениям.

ТЕМА РУССКОГО ДВОРЯНСТВА В ДРАМАТУРГИИ А. П. ЧЕХОВА

ТЕМА
РУССКОГО ДВОРЯНСТВА В ДРАМАТУРГИИ А. П.
ЧЕХОВА
А. П. Чехов
принадлежит к числу тех русских писателей,
которых всегда интересовали проблемы
исторического развития общества, проблема
героя времени. А потому в своих
произведениях он исследует проблему
дворянства, причем писателя интересует не
только общественная роль дворян в новых
исторических условиях, но и состояние их
внутреннего мира.
Тема гибели
дворянского гнезда становится одной из
основных тем пьесы “Вишневый сад”,
написанной в 1903 году. В образах Раневской и
Гаева представлена в пьесе Россия прошлого,
отживающего. Раневская некогда была
богатой дворянкой, имевшей дачу даже на юге
Франции в Ментоне, обладательницей имения,
“прекраснее которого нет ничего на свете”.
Но своим непониманием жизни, своей
неприспособленностью к ней, своим
безволием и легкомыслием хозяйка довела
имение до полного разорения, до того, что
предстоит продажа имения с торгов. А каков
ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо
мельче своей сестры. Он способен сказать
простые,
искренние слова со стыдом, поняв
собственную пошлость и глупость. Но
недостатки Гаева в изображении Чехова
доходят до карикатурных размеров.
Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой
любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним
речь. Гаев — жалкий аристократ,
проевший свое состояние на леденцах. Он
представляет заключительный этап эволюции
таких героев Чехова, как Иванов, Иван
Иванович Чимша-Гималайский и им подобных
героев “своего времени”, не сумевших
воплотить свои идеалы.
На
протяжение всей пьесы Раневская и Гаев
переживают душевное потрясение, они “ничего
не видят вокруг себя, ничего не понимают”.
Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как
воспоминание о детстве, молодости,
благополучии, легкой и изящной жизни. Они
плачут о потере сада, но именно они и
загубили его, отдали под топор. При этом они
остались верны красоте вишневого сада, и
поэтому они так ничтожны и смешны. Лопахин,
предприимчивый купец-промышленник,
предлагает владельцам имения способ
спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь
разбить вишневый сад под дачи. Но хотя
Раневская проливает потоки слез о потере
своего сада, хотя она жить без него не может,
она все-таки отказывается от предложения
Лопахина спасти имение. Продажа или сдача
участков сада в аренду кажутся ей
недопустимыми и оскорбительными. Но
проходят торги, и Лопахин сам покупает
имение. И вот когда “беда” свершилась, то
оказалось, что никакой драмы и беды для
хозяйки вишневого сада нет. Раневская
возвращается в Париж к своей нелепой “любви”,
к которой она и без того вернулась бы,
несмотря на все ее слова о том, что она не
может жить без родины. Драма с продажей
вишневого сада вовсе не является для его
обладателей драмой. Это произошло лишь
потому, что у Раневской вовсе
нет никаких серьезных переживаний, она
легко может переходить из состояния
озабоченности, беспокойства к веселому
оживлению. Так выходит и на этот раз. Она
быстро успокоилась и даже заявила: “Нервы
мои лучше, это правда”. Всю жизнь Раневская
и ее брат провели в мире иллюзорных
представлений, а потому давно утратили
способность серьезно переживать и глубоко
чувствовать.
Конец
старой жизни для Чехова настолько очевиден,
что и сами приметы этой жизни становятся
достойными пошлых водевилей. Так в пьесу
входит тема противопоставления старой и
новой России, России Раневской и Гаева и Ани,
Пети Трофимова.
Кого же
может противопоставить дворянам Чехов? На
протяжении всего творчества писатель
убедительно доказывает, что только люди,
посвятившие себя труду, имеют право и
возможность быть счастливыми. Дворяне
никогда не знали, что такое труд, они живут в
мире воспоминаний и иллюзий, и постепенно
такие люди неизбежно приходят к пош-(лости,
к мелочности. Только труд создает в
человеке истинную красоту и величие души.
Конечно, такой труд, который направлен не на
личное обогащение, не на приобретение в
конце жизни нескольких аршинов земли для
посадки крыжовника, а труд, призванный
нести радость людям.
Итак, Чехов,
проницательный писатель-реалист,
удивительно точно увидел в дворянстве не
только неспособность к активной
общественной жизни, но и измельчание души,
интересов и чувств. А потому дворянство, с
точки зрения писателя, неизбежно отходит в
прошлое.

Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова

А. П. Чехов принадлежит к числу тех русских писателей, которых всегда интересовали проблемы исторического развития общества, проблема героя времени. А потому в своих произведениях он исследует проблему дворянства, причем писателя интересует не только общественная роль дворян в новых исторических условиях, но и состояние их внутреннего мира. Тема гибели дворянского гнезда становится одной из основных тем пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1903 году.

В образах Раневской и Гаева представлена в пьесе Россия прошлого, отживающего. Раневская

некогда была богатой дворянкой, имевшей дачу даже на юге Франции в Ментоне, обладательницей имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов. А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев?

Он гораздо мельче своей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки Гаева в изображении Чехова доходят до карикатурных размеров.

Вспоминая о прошлом, Раневская целует

свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев – жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. Он представляет заключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобных героев “своего времени”, не сумевших воплотить свои идеалы.

На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они “ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают”. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор.

При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи.

Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И вот когда “беда” свершилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины.

Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателей драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так выходит и на этот раз.

Она быстро успокоилась и даже заявила: “Нервы мои лучше, это правда”. Всю жизнь Раневская и ее брат провели в мире иллюзорных представлений, а потому давно утратили способность серьезно переживать и глубоко чувствовать. Конец старой жизни для Чехова настолько очевиден, что и сами приметы этой жизни становятся достойными пошлых водевилей. Так в пьесу входит тема противопоставления старой и новой России, России Раневской и Гаева и Ани, Пети Трофимова.

Кого же может противопоставить дворянам Чехов? На протяжении всего творчества писатель убедительно доказывает, что только люди, посвятившие себя труду, имеют право и возможность быть счастливыми. Дворяне никогда не знали, что такое труд, они живут в мире воспоминаний и иллюзий, и постепенно такие люди неизбежно приходят к пошлости, к мелочности. Только труд создает в человеке истинную красоту и величие души.

Конечно, такой труд, который направлен не на личное обогащение, не на приобретение в конце жизни нескольких аршинов земли для посадки крыжовника, а труд, призванный нести радость людям. Итак, Чехов, проницательный писатель-реалист, удивительно точно увидел в дворянстве не только неспособность к активной общественной жизни, но и измельчание души, интересов и чувств. А потому дворянство, с точки зрения писателя, неизбежно отходит в прошлое.

Читайте также:  Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской драматургии (А.П.Чехов. Чайка).: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Тема русского дворянства в драматургии А. П. Чехова
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение