Судьбы русской интеллигенции в творчестве А. П. Чехова: сочинение

Судьбы русской интеллигенции в творчестве А.П.Чехова

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

На мой взгляд, ведущей темой творчества А.П. Чехова является тема судеб русской интеллигенции, русского интеллигента, в частности. Принадлежа к этой социальной прослойке, Чехов считал интеллигенцию передовым классом, образованным, воспитанным, нравственным. Эти люди должны были стать опорой для страны, способствовать ее развитию и процветанию. Но, по наблюдениям Чехова, такого не происходило.
Интеллигенты в России – несчастные люди, забитые, неустроенные, не имеющие представления о реальной жизни. Они постоянно мучаются рефлексией, внутренними противоречиями. Все это мешает не только им самим просто жить и быть счастливыми, но и не дает возможности послужить на благо отчества, способствовать улучшению жизни в России. Это особенно печально, потому что такие люди обладают большим потенциалом.
Почти во всех пьесах Чехова есть персонажи из интеллигентской среды. Так, в «Вишневом саде» это Петя Трофимов – «вечный студент», в мечтах стремящийся облагодетельствовать всю Россию, весь мир, но на деле не способный даже закончить курс в университете. К этой категории героев можно отнести также и младшую дочь Раневской – Аню.
Молодые люди могли бы спасти погибающий вишневый сад – символ дворянской России, ее моральных ценностей, культуры. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями – преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.
Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он – яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней – осчастливить все человечество.
Главные персонажи пьесы «Три сестры» – сестры Прозоровы – также оторваны от реальности, как и герои «Вишневого сада». Эти девушки неспособны изменить свою жизнь к лучшему, хотя они образованы, хорошо воспитаны, нравственны, способны понять и оценить прекрасное.
Ольга, Ирина и Маша стремятся в Москву. Этот город, город их воспоминаний и иллюзий, героини считают своим спасением. Ведь там, где они живут сейчас, они несчастливы.
Ольга работает учителем в гимназии. Она хороший преподаватель, ее ценят и учителя, и ученики. Но, кроме этого, у героини в жизни ничего нет. Постепенно она превращается в старую деву. Маша несчастлива в браке, разочарована в своем муже. Она влюбляется в более достойного человека – Вершинина, но у их любви нет будущего, нет перспектив. Ирина грезит о счастливом будущем не только для себя, но и для всех людей, но ничего пока не делает для этого.
Кроме того, героини несчастливы и оттого, что несчастлив их брат. Этот талантливый человек не может реализовать свои способности в их городке, он мечтает преподавать в московском университете. Несчастлив Андрей Прозоров и в браке. Его жена – мещанка в худшем смысле этого слова, которая неспособна понять своего мужа, разделить с ним его интересы.
К финалу пьесы мы еще раз убедимся, что герои никогда не смогут изменить свою жизнь, а их призыв к действию: «В Москву! В Москву!» так и останется нереализованной мечтой.
Рассказы Чехова, посвященные судьбам русской интеллигенции, продолжают развивать тему беспомощности, «несчастливости» этих людей. Так, в рассказе «Скучная история» раскрывается внутренний мир русского интеллигента. Повествование ведется от лица «профессора, тайного советника и кавалера». Казалось бы, это человек добился больших высот в науке, он имеет весомый авторитет во всем мире, у него есть семья. Но доволен ли он своей жизнью? Как мы понимаем по мере прочтения, совершенно нет. Это внутренне опустошенный, разочарованный в себе, в своем деле, человек.
Чехов подчеркивает, что люди не в состоянии сохранить в себе «человека», душу, высоту помыслов и интересов. Их «съедает» жизнь, превращает в жертв, смиренных рабов, влачащих жалкое существование. Они сами недоумевают: «Что же такое с ними происходит?», но противостоять этой затягивающей трясине обыденности не могут. Так, Николай Степанович поражается, глядя, в кого превратилась его жена, та Варенька, которой он восхищался и которую боготворил: «старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба, со взглядом, отуманенным постоянными мыслями о долгах и нужде, умеющая говорить только о расходах и улыбаться только дешевизне».
Писатель задается вопросом, что послужило причиной такой деградации русской интеллигенции? Почему эти люди – одни из самых жалких, несчастных, смешных и нелепых, но никак не гордость нации, не ее поддержка и опора? Мне кажется, по Чехову, ответ на этот вопрос – внутренние причины. У русских интеллигентов нет внутреннего стержня, нет силы духа, которые требуются, чтобы сохранить в себе человека.
В своих произведениях писатель стремился показать печальную участь русской интеллигенции, чтобы как-то повлиять, исправить хоть что-то. Но, думаю, это было не под силу даже такому гению, как Чехов. Потому что в истоках грустной судьбы русской интеллигенции лежит русский характер, его коренные черты, которые невозможно исправить.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Судьбы русской интеллигенции в творчестве А.П.Чехова

Смотрите также по разным произведениям Чехова:

Судьбы русской интеллигенции в творчестве А. П. Чехова

На мой взгляд, ведущей темой творчества А. П. Чехова является тема судеб русской интеллигенции, русского интеллигента, в частности. Принадлежа к этой социальной прослойке, Чехов считал интеллигенцию передовым классом, образованным, воспитанным, нравственным. Эти люди должны были стать опорой для страны, способствовать ее развитию и процветанию.

Но, по наблюдениям Чехова, такого не происходило. Интеллигенты в России – несчастные люди, забитые, неустроенные, не имеющие представления о реальной жизни. Они постоянно мучаются рефлексией,

Все это мешает не только им самим просто жить и быть счастливыми, но и не дает возможности послужить на благо отчества, способствовать улучшению жизни в России. Это особенно печально, потому что такие люди обладают большим потенциалом. Почти во всех пьесах Чехова есть персонажи из интеллигентской среды. Так, в “Вишневом саде” это Петя Трофимов – “вечный студент”, в мечтах стремящийся облагодетельствовать всю Россию, весь мир, но на деле не способный даже закончить курс в университете.

К этой категории героев можно отнести также и младшую дочь Раневской – Аню. Молодые

Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких теплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России – “грязь, пошлость, азиатчину”, критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он – яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: “Дойду или укажу другим путь, как дойти…” до “высшей правды”. Ему тоже нет дела до вишневого сада.

Планы Трофимова гораздо масштабней – осчастливить все человечество. Главные персонажи пьесы “Три сестры” – сестры Прозоровы – также оторваны от реальности, как и герои “Вишневого сада”. Эти девушки неспособны изменить свою жизнь к лучшему, хотя они образованы, хорошо воспитаны, нравственны, способны понять и оценить прекрасное. Ольга, Ирина и Маша стремятся в Москву.

Этот город, город их воспоминаний и иллюзий, героини считают своим спасением. Ведь там, где они живут сейчас, они несчастливы. Ольга работает учителем в гимназии.

Она хороший преподаватель, ее ценят и учителя, и ученики. Но, кроме этого, у героини в жизни ничего нет. Постепенно она превращается в старую деву. Маша несчастлива в браке, разочарована в своем муже. Она влюбляется в более достойного человека – Вершинина, но у их любви нет будущего, нет перспектив.

Ирина грезит о счастливом будущем не только для себя, но и для всех людей, но ничего пока не делает для этого. Кроме того, героини несчастливы и оттого, что несчастлив их брат. Этот талантливый человек не может реализовать свои способности в их городке, он мечтает преподавать в московском университете. Несчастлив Андрей Прозоров и в браке. Его жена – мещанка в худшем смысле этого слова, которая неспособна понять своего мужа, разделить с ним его интересы.

К финалу пьесы мы еще раз убедимся, что герои никогда не смогут изменить свою жизнь, а их призыв к действию: “В Москву! В Москву!” так и останется нереализованной мечтой. Рассказы Чехова, посвященные судьбам русской интеллигенции, продолжают развивать тему беспомощности, “несчастливости” этих людей. Так, в рассказе “Скучная история” раскрывается внутренний мир русского интеллигента. Повествование ведется от лица “профессора, тайного советника и кавалера”.

Читайте также:  Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»: сочинение

Казалось бы, это человек добился больших высот в науке, он имеет весомый авторитет во всем мире, у него есть семья. Но доволен ли он своей жизнью? Как мы понимаем по мере прочтения, совершенно нет. Это внутренне опустошенный, разочарованный в себе, в своем деле, человек.

Чехов подчеркивает, что люди не в состоянии сохранить в себе “человека”, душу, высоту помыслов и интересов. Их “съедает” жизнь, превращает в жертв, смиренных рабов, влачащих жалкое существование. Они сами недоумевают: “Что же такое с ними происходит?”, но противостоять этой затягивающей трясине обыденности не могут.

Так, Николай Степанович поражается, глядя, в кого превратилась его жена, та Варенька, которой он восхищался и которую боготворил: “старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба, со взглядом, отуманенным постоянными мыслями о долгах и нужде, умеющая говорить только о расходах и улыбаться только дешевизне”. Писатель задается вопросом, что послужило причиной такой деградации русской интеллигенции? Почему эти люди – одни из самых жалких, несчастных, смешных и нелепых, но никак не гордость нации, не ее поддержка и опора? Мне кажется, по Чехову, ответ на этот вопрос – внутренние причины.

У русских интеллигентов нет внутреннего стержня, нет силы духа, которые требуются, чтобы сохранить в себе человека. В своих произведениях писатель стремился показать печальную участь русской интеллигенции, чтобы как-то повлиять, исправить хоть что-то. Но, думаю, это было не под силу даже такому гению, как Чехов.

Потому что в истоках грустной судьбы русской интеллигенции лежит русский характер, его коренные черты, которые невозможно исправить.

Судьбы русской интеллигенции в творчестве А. П. Чехова

На мой взгляд, ведущей темой творчества А. П. Чехова является тема судеб русской интеллигенции, русского интеллигента, в частности. Принадлежа к этой социальной прослойке, Чехов считал интеллигенцию передовым классом, образованным, воспитанным, нравственным. Эти люди должны были стать опорой для страны, способствовать ее развитию и процветанию. Но, по наблюдениям Чехова, такого не происходило.
Интеллигенты в России — несчастные люди, забитые, неустроенные, не имеющие представления о реальной жизни. Они постоянно мучаются рефлексией,

Похожие сочинения:

Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века)Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.

Проблемы интеллигенции в творчестве А. П. ЧеховаВ своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной.

Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века (Б. Лавренев «Сорок первый», А. Толстой «Гадюка»)Тема » Интеллигенции и революции» является важной темой в произведениях писателей русской литературы 20 века. Перед представителями интеллигенции вставал острый.

Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx векаИнтеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.

Нравственные искания русской интеллигенции в XIX векеПроблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в.

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег»)Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской.

Судьбы русской деревни 1950-90-х годовЛитература 50-90 годов XX века — необходимое и естественное звено в эволюции отечественной и зарубежной литературы. Одной из значительных тем.

Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. ДостоевскогоФ. М. Достоевский и Л. Н. Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Это не только талантливейшие.

Женские судьбы в русской литературе xx векаЖдет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать —.

«Смысл и Драма человека» в творчестве ЧеховаУ Чехова была необыкновенная «зоркость бытия», он отличался наблюдательностью и острым ведением мелочей жизни. Недаром писатель на протяжении многих лет.

Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это сложное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей.

Проблема личности человека в творчестве А. П. ЧеховаВ русской литературе существовало немало писателей, которые исследовали в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес.

«Чайка» — новый этап в творчестве Чехова«Чайка» была написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав в.

Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. ДостоевскогоВ своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме «маленького человека». Целую повесть посвящает Достоевский.

Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы (А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»)«Василий Теркин» остается одной из самых любимых и знаемых в народе книг. И объясняется это в немалой степени именно ее.

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин «Прощание с Матерой», А. Солженицын «Матренин двор»)Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово «деревня»? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах.

Проблема интеллигенции и революцииНачало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они.

Образ русской женщины-крестьянки в творчестве Н. А. НекрасоваН. А. Некрасов — один из самобытнейших поэтов русской литературы. Его талантливость определила широту его поэтического охвата. Лирика поэта очень.

Традиции русской классики в творчестве И. БунинаНачало XX века вошло в историю как время грандиозных исторических и культурных потрясений, период надежд и разочарований — По словам.

Образ русской женщины в творчестве Н. А. НекрасоваВ своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается.

Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова«Величавая славянка» стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт.

Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в «Конармии» И. Э. БабеляВ 1920 г. Бабель добровольно вступил в ряды Первой Конной армии и отправился на фронт. Основываясь на своих непосредственных впечатлениях.

Картины русской жизни в творчестве Некрасова (По поэме «Кому на Руси жить хорошо»)Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19го века. Огромную славу ему принесла поэма — эпопея » Кому на Руси.

Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. БунинаВ поэзии Бунина прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в.

Базаров — представитель разночинной интеллигенции (по роману «Отцы и дети»)Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась.

«Дни Турбиных» М. Булгакова — пьеса об интеллигенции и революцииВедущая тема «Дней Турбиных» — судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе.

«Дни Турбиных» — пьеса об интеллигенции и революцииБулгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях, и патриархальность, теплая и мирная, служила ему опорой. Особое обаяние роману сообщает его.

Тема интеллигенции в революции («Дни Турбиных»)В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем «Дней Турбиных» друг М. Булгакова П. С. Попов писал: «»Дни Турбиных» —.

Судьба интеллигенции в революции на примере романа А. Фадеева «Разгром»Читая роман А. Фадеева «Разгром», невольно задумываешься, кто больше нужен России: думающий, образованный, много знающий и понимающий человек или же.

Пути и судьбы русской интеллигенции в изображении А. П. Чехова

Интеллигенция – это социальная прослойка, состоящая из работников умственного труда, обладающих образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Русская интеллигенция в творчестве А. П. Чехова

Герои произведений А. П. Чехова имеют одну особенность – они все обычные люди, и ни одного из них нельзя назвать героем своего времени. Каждый из персонажей Чехова имеет свои слабости, каждый в какой-то степени погружен в рутину обыденной жизни, многие герои любят рассуждать о жизни, но материальная сторона для большинства имеет первостепенное значение. Примером такого героя является Войницкий («Дядя Ваня»). Трагедия Войницкого заключается в том, что он понимает бессмысленность прожитой жизни. Он верил в идеал, в результате оказавшийся мыльным пузырем. Войницкий все свои помыслы и мечты о будущем связывал с профессором Серебряковым, который пишет об искусстве, совершенно в нем не разбираясь. Понимание этого пришло к Войницкому слишком поздно, вместе с осознанием того, что жизнь проходит. Войницкий упрекает Серебрякова, винит его и за то, что тот ни разу не повысил ему жалование, и за то, что своей ложной мудростью погубил жизнь Войницкого. Для Войнцкого нет ничего плохого в этом равноправии духовного и материального, однако это до тех пор, пока не возьмет верх духовное и человек не растворится в толпе. У человека изначально существуют два пути:

Читайте также:  Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова Вишневый сад: сочинение

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Путь нравственной деградации и превращения в простого обывателя;
  • Путь духовного развития.

По первому пути следует один из персонажей пьесы Чехова «Три сестры» Андрей Прозоров. В начале пьесы у него есть мечта – стать ученым. Прозоров собирается переводить с английского книгу, много читает и т. д. Постепенно, по мере развития действия, читатель видит, как обыденность поглощает его. После того, как он женился на типичной представительнице обывателей – Наташе, и у них родились дети, Прозоров перестает стремиться к чему-либо. Теперь он может говорить лишь с Ферапонтом, потому что последний его не слышит. Такой путь приводит в никуда. Прозорову остается лишь с глубокой тоской вспоминать свои юные годы, когда он был полон надежд, и презирать настоящее.

Логическим завершением такого пути является еще один герой Чехова, Дмитрий Ионыч Старцев. Он об идеалах своей юности даже не вспоминает. Этот персонаж не имеет никаких духовных интересов, для него вполне достаточно хорошего заработка и спокойной жизни.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Противоположность такому типу героя – Дымов из «Попрыгуньи». Дымов – человек, беззаветно преданный своему делу. Однако его никто не понимает, даже собственная жена. Общество, в котором Дымов жил, к нему равнодушно, так как идеалом этого общества является не бессребреник и подвижник, а тип, подобный Ионычу, чтящий достаток и спокойствие. Дымов умирает во имя своего дела. Он никого не упрекает и так и остается никем не понятым. Таким образом, Чехов рассматривает две полярные точки – смерть физическая и смерть духовная.

В большинстве случаев Чехов не доводит до таких крайностей, когда изображает интеллигентов. Почти все персонажи – несчастные люди, которые разочаровались в жизни. Все они любители пофилософствовать, они во всем сомневаются. Для многих жизнь кажется бессмысленной. Персонаж из «Дяди Вани», Астров, один из немногих, имеющих возможность заниматься своим любимым делом. Но даже он не удовлетворен собственной жизнь. Астров терпеть не может, как он выражается , «нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую». И не видит абсолютно никакого смысла в том, что он делает. Единственное, что есть у него – это надежда. Он надеется на то, что однажды жизнь изменится.

Интеллигенция в пьесе «Три сестры»

Такая же надежда есть и у героев пьесы «Три сестры».

В этой пьесе особенно ярко противопоставлены вера в то, что когда-нибудь потом настанет новая, лучшая жизнь и постепенное разрушение всех надежд в реальном мире и в собственной жизни героев.

Москва для них – далекая, недосягаемая мечта. И если в первом действии пьесы сестры планируют уезжать и твердо уверены в своем решении, то уже в последнем действии жизнь разводит их в разные стороны. Для них Москва осталась несбывшейся и неосуществимой мечтой. Каждая из сестер теперь занимается нелюбимым делом, не приносящим удовольствия.

Ольга, которая не хотела становиться начальницей гимназии, все-таки ей стала; Ирина собиралась стать женой Тузенбаха, но Тузенбах погиб. Но жизнь продолжается, и Ирина едет работать. Работать во имя будущего, во имя тех, кто останется жить «после нас». Единственное, что имеет теперь смысл – это работа во имя будущего. Праздность осуждается всеми героями. Именно праздность и скука убивают человека и превращают его в бесполезное, безразличное существо. Но несмотря на то, что это все понимают, многие просто не могут работать, ведь они всю свою жизнь прожили в безделье и теперь вряд ли способны начать деятельную жизнь. Возможно, это является одной из причин, почему писатель выводит из своей пьесы Тузенбаха.

Чехов заканчивает пьесу на оптимистической ноте, несмотря на то, что хорошего, казалось бы, ничего не произошло. Однако три сестры продолжают верить в то, что их жизнь еще продолжается. Они разъезжаются из своего дома, где уже властвует Наташа. Однако жить им все равно хочется. Ольга произносит последние слова: «Если бы знать!», которые относятся к смыслу всего, что он делают. Эти слова оставляют читателя в неуверенности и сомнениях.

Единственным, что может спасти героев от отчаяния, является их осознание долга и присущая им внутренняя сила.

У героя «Чайки» Треплева такой силы не хватает. Нина гораздо сильнее его, она со всеми своими несчастьями продолжает духовно наполненную, деятельную жизнь.

Одноа из основных задач интеллигенции, которую изображает А. П. Чехов, – не утонуть в быту, не позволить тине мелочей затянуть их в это болото. Этим обусловлено и своеобразие конфликта в произведения великого писателя. И чаще всего это конфликт человека не с другим человеком, а с обстоятельствами, жизнь, бытом. Именно поэтому такие конфликты не могут быть к концу произведения исчерпаны. Они могут быть только разрешены сюжетно.

Интеллигенты, возможно, гораздо острее других людей переживают неблагополучие собственной жизни. Интеллигенция в произведениях Чехова показана неуверенной, сомневающейся и разочарованной. Она не видит смысла в своей сегодняшней жизни и не удовлетворена ею.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Проблемы интеллигенции в творчестве А. П. Чехова

В своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности.
Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни.
Вопросы, поднятые Чеховым, общечеловечны.
В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов высказал свои самые сокровенные мысли о современной ему действительности, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека.
В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.
Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине.
Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам “великого человека”. С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей, а, по словам Горького, пошлость была врагом Чехова. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти. Ольга Ивановна так и не поняла, что ценность человеческой жизни в ней самой, а не в ложном величии.
Эпиграфом к “Попрыгунье” могут служить слова профессора из “Скучной истории”: “Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей”.
У Чехова есть свои любимые герои. Все они натуры целостные, целеустремленные, все они презирают жалкий уют, собственническое счастье. Все они стремятся к жизни, достойной человека, к борьбе против подлости и пошлости.
Чехов сказал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Известно и другое его высказывание: “Человек должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.
Но если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души.
Таков герой рассказа “Ионыч”. Это молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости, окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Мы видим его нравственную деградацию.
Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа. Но сами они довольны собой и не замечают, что лишились главного — живой души.
В своих произведениях Чехов показывает, как бездумная радость повседневного существования может незаметно привести даже человека живого и восприимчивого к полному духовному опустошению.
В этом отношении замечателен рассказ “Крыжовник”.
Герой рассказа — чиновник. Это добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья.
Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов.
И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.
Героев Чехова можно поделить на две группы: одним из них мало свойственны нравственные переживания, другие же , напряженно ищут человека в себе и в окружающих.
Равнодушию и серости обывателей, приспособленцев в произведениях Чехова противостоит иное, совестливое отношение к жизни, характерное для многих чеховских героев.
Одним из таких героев является Алехин, герой рассказа “О любви”. Это человек неплохой и неглупый, но он погряз в мелких хозяйственных заботах. Он любит женщину, замужнюю женщину. Он чувствует, что и она не равнодушна к нему. Они любят друг друга молча. Алехину нечего дать ей, ему некуда ее увезти. Он не ведет яркую, интересную, захватывающую жизнь художника, артиста, героя. Он понимает, что, последуй она за ним, она не будет счастлива, а значит, не будет счастлив и он.
Заметим, что ни один герой Чехова не состоялся в любви. Может быть, потому, что смысл жизни не в счастье, а в чем-то более значительном: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе”.
О смысле жизни, о назначении человека спорят и в “Доме с мезонином”.
Герой повести, молодой художник, мечтает об утопическом идеале общественного устройства: если освободить людей от тяжелого физического труда, разделив его, то тогда каждый будет думать о главном, о поиске правды.
Его “противник” — приверженец теории “малых дел”, которые вносят небольшие изменения в жизнь народа, но не поднимаются до решения главных задач.
В рассказе воплощена жажда гармонии, мечта о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде как основе справедливой и честной жизни. И Лида со своими малыми делами доказывает, что это невозможно без общей идеи.
Вот еще одна повесть, герой которой размышляет о смысле жизни, о своих обязанностях перед народом.
Николай Степанович, герой “Скучной истории”, приходит к выводу, что он прожил жизнь неверно. Размышляя о прожитых годах, он ищет оправдание своей деятельности. Он заново оценивает свое поведение как гражданина, ученого, главы семьи и приходит к выводу, что никогда не сопротивлялся пошлости, царившей и в его доме, и в науке. Только в самом конце жизни герой нашел изъян и в своем отношении к миру, и в научной работе: “Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего”.
Жизнь без общей идеи бессмысленна. Чехов жаждал гармоничного существования для человека и страдал от отсутствия общей идеи.
Вопросы, поднятые Чеховым, актуальны и в наше время. Поэтому Чехова можно считать писателем, творчество которого современно.

Читайте также:  Деградация «маленьких людей» в рассказах Чехова: сочинение

В нашей базе:

Сочинений: 4132
Биографий: 283
Изложений: 432

Судьбы русской интеллигенции в творчестве А.П. Чехова

На мой взгляд, ведущей темой творчества А.П. Чехова является тема судеб русской интеллигенции, русского интеллигента, в частности. Принадлежа к этой социальной прослойке, Чехов считал интеллигенцию передовым классом, образованным, воспитанным, нравственным. Эти люди должны были стать опорой для страны, способствовать ее развитию и процветанию. Но, по наблюдениям Чехова, такого не происходило.
Интеллигенты в России – несчастные люди, забитые, неустроенные, не имеющие представления о реальной жизни. Они постоянно мучаются рефлексией, внутренними противоречиями. Все это мешает не только им самим просто жить и быть счастливыми, но и не дает возможности послужить на благо отчества, способствовать улучшению жизни в России. Это особенно печально, потому что такие люди обладают большим потенциалом.
Почти во всех пьесах Чехова есть персонажи из интеллигентской среды. Так, в «Вишневом саде» это Петя Трофимов – «вечный студент», в мечтах стремящийся облагодетельствовать всю Россию, весь мир, но на деле не способный даже закончить курс в университете. К этой категории героев можно отнести также и младшую дочь Раневской – Аню.
Молодые люди могли бы спасти погибающий вишневый сад – символ дворянской России, ее моральных ценностей, культуры. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями – преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.
Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он – яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней – осчастливить все человечество.
Главные персонажи пьесы «Три сестры» – сестры Прозоровы – также оторваны от реальности, как и герои «Вишневого сада». Эти девушки неспособны изменить свою жизнь к лучшему, хотя они образованы, хорошо воспитаны, нравственны, способны понять и оценить прекрасное.
Ольга, Ирина и Маша стремятся в Москву. Этот город, город их воспоминаний и иллюзий, героини считают своим спасением. Ведь там, где они живут сейчас, они несчастливы.
Ольга работает учителем в гимназии. Она хороший преподаватель, ее ценят и учителя, и ученики. Но, кроме этого, у героини в жизни ничего нет. Постепенно она превращается в старую деву. Маша несчастлива в браке, разочарована в своем муже. Она влюбляется в более достойного человека – Вершинина, но у их любви нет будущего, нет перспектив. Ирина грезит о счастливом будущем не только для себя, но и для всех людей, но ничего пока не делает для этого.
Кроме того, героини несчастливы и оттого, что несчастлив их брат. Этот талантливый человек не может реализовать свои способности в их городке, он мечтает преподавать в московском университете. Несчастлив Андрей Прозоров и в браке. Его жена – мещанка в худшем смысле этого слова, которая неспособна понять своего мужа, разделить с ним его интересы.
К финалу пьесы мы еще раз убедимся, что герои никогда не смогут изменить свою жизнь, а их призыв к действию: «В Москву! В Москву!» так и останется нереализованной мечтой.
Рассказы Чехова, посвященные судьбам русской интеллигенции, продолжают развивать тему беспомощности, «несчастливости» этих людей. Так, в рассказе «Скучная история» раскрывается внутренний мир русского интеллигента. Повествование ведется от лица «профессора, тайного советника и кавалера». Казалось бы, это человек добился больших высот в науке, он имеет весомый авторитет во всем мире, у него есть семья. Но доволен ли он своей жизнью? Как мы понимаем по мере прочтения, совершенно нет. Это внутренне опустошенный, разочарованный в себе, в своем деле, человек.
Чехов подчеркивает, что люди не в состоянии сохранить в себе «человека», душу, высоту помыслов и интересов. Их «съедает» жизнь, превращает в жертв, смиренных рабов, влачащих жалкое существование. Они сами недоумевают: «Что же такое с ними происходит?», но противостоять этой затягивающей трясине обыденности не могут. Так, Николай Степанович поражается, глядя, в кого превратилась его жена, та Варенька, которой он восхищался и которую боготворил: «старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба, со взглядом, отуманенным постоянными мыслями о долгах и нужде, умеющая говорить только о расходах и улыбаться только дешевизне».
Писатель задается вопросом, что послужило причиной такой деградации русской интеллигенции? Почему эти люди – одни из самых жалких, несчастных, смешных и нелепых, но никак не гордость нации, не ее поддержка и опора? Мне кажется, по Чехову, ответ на этот вопрос – внутренние причины. У русских интеллигентов нет внутреннего стержня, нет силы духа, которые требуются, чтобы сохранить в себе человека.
В своих произведениях писатель стремился показать печальную участь русской интеллигенции, чтобы как-то повлиять, исправить хоть что-то. Но, думаю, это было не под силу даже такому гению, как Чехов. Потому что в истоках грустной судьбы русской интеллигенции лежит русский характер, его коренные черты, которые невозможно исправить.

Ссылка на основную публикацию
×
×