Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века: сочинение

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

Сильнее стучи, и тревогой
Ты спящих от сна пробуди!
Вот смысл глубочайший искусства;
А сам маршируй впереди !”

Г. Гейне. “Доктрина”

Литература девятнадцатого века активно участвовала в общественной жизни России. Писатели и поэты внимательно следили за любыми изменениями в обществе, старались обобщить их и представить в литературных произведениях. Многие творческие люди становились публицистами и общественными деятелями, потому что главной своей целью считали работу по просвещению умов и очищению душ человеческих. Острые противоречия между различными слоями российского общества, моральное разложение знати, бесправие нищеты заставляли лучших людей России искать пути для справедливого переустройства общественных отношений в стране. Писатели и поэты отражали в литературе эти поиски. А иногда и пытались предугадать дальнейшее направление движения общественной мысли. В этом сочинении я хочу проследить эволюцию литературных героев и показать, какое место занимает в этой цепочке “особенный человек” Рахметов из романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”.
Первыми на исторические подмостки вышли так называемые “лишние люди”. По происхождению аристократы, имеющие и деньги, и блестящее образование, они просто не вписывались в современную им жизнь, не находили в ней применения своим многочисленным талантам. Таким был Чацкий, герой комедии “Горе от ума”. Он видел глупость и жестокость общества, но самое большее, что мог сделать герой А. С. Грибоедова,— уколоть окружающих своим острым языком, поразить градом насмешек. Лишний человек Евгений Онегин просто маялся от скуки и безделья. А. С. Пушкин наделил своего героя “сердцем и умом”, дал ему попробовать себя в различных занятиях, но ощущение бессмысленности любых начинаний отбивает у него всякое желание изменить даже свою собственную жизнь, не говоря уже про жизнь общества. Герой своего времени, описанный М. Ю. Лермонтовым, испытывает более ярко выраженное чувство отвращения к быту и нравам высшего света, но сам является “плотью от плоти его”. Понимая это, Григорий Печорин протестует в силу своего характера. Он ведет себя вызывающе-презрительно, мстит окружению равнодушием или надуманной жестокостью. Но этот протест еще очень далек от созидательного желания изменить жизнь к лучшему.
К середине девятнадцатого века общественно-политическая ситуация в России изменяется. Аристократия в литературе отходит на второй план. “Новое” время выявляет новых героев. Первой знаменательной личностью этого периода я назвала бы русского помещика Илью Ильича Обломова. Бездеятельность, ставшая образом жизни и доведенная до абсурда. Пассивный протест, описанный Гончаровым, великолепен по форме (что-то вроде сидячей забастовки) и очень понятен по содержанию: “Так дальше жить нельзя!” Роман “Обломов” прочитала вся более-менее грамотная Россия и осознала его правоту. “Новые” герои — “разночинцы” — образованные дети средних слоев российского общества,— оттолкнувшись от “обломовщины”, начали свое существование в жизни и литературе с резкого отрицания всех ценностей прошлого. В романе И. С. Тургенева вечный конфликт отцов и детей переведен из плоскости личных интересов в общественную сферу. Базаров категорически уверен в том, что нельзя жить так, как жили “отцы”. Но его воинствующий “нигилизм” опять же не принес никаких конструктивных предложений. Следующий герой Тургенева, из романа “Накануне”, сделал первую попытку найти действенное решение проблем, волнующих российское общество. Но многие признали эту попытку “невнятной”, по выражению Белинского. Потому что Инсаров был героем национально-освободительного движения болгарского народа, а российские противоречия были другого свойства. Ведь когда России грозила внешняя опасность, практически все слои общества находили общий патриотический язык. Подтверждением тому была Отечественная война 1812 года. Поэтому для борьбы со внутренними врагами свободы Инсаров не подходил.
Настоящего героя “нового” времени открыл Н. Г. Чернышевский в произведении с глубоко символическим названием “Что делать?”. Появление в печати этого романа произвело в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Рахметов стал первой фигурой практикующего революционера в русской литературе. Разброс мнений о нем был диаметрально полярен — от ужаса и негодования до восхищения и преклонения. Если учесть, как мало места занимает Рахметов непосредственно в канве повествования, то можно смело признать, что общество предчувствовало этого героя, как бы оно к нему ни относилось! Все, что Чернышевский оставил за скобками из-за цензуры, читатели додумали и доделали сами. Рахметов сознательно отрекся от личной жизни во имя жестокой борьбы против самодержавно-крепостнического строя. Даже в немногословном авторском наброске фигура получилась значительная. Мы знаем, что все поколения революционеров “делали жизнь” с Рахметова. Сильнейший мужской характер, несомненный ум, забота о счастье человечества, самоотречение плюс другие мелкие детали положительных качеств сделали этот образ неотразимым в глазах многих людей и многих поколений. Но конечно, не все были ослеплены романтической привлекательностью этого образа. Глубокий мыслитель и гуманист Ф. М. Достоевский во многих своих произведениях предостерегал от безоглядного восхищения “особыми людьми”. Идея “сверхчеловека” — это палка о двух концах. И брать ее в руки нужно очень осторожно, так как она часто выходит из-под контроля и начинает управлять человеком, превращая его в орудие борьбы с любым инакомыслием. Но все-таки положительный заряд образа Рахметова очень велик. Именно благодаря ему в русской литературе продолжается традиция подвижничества. Перебрасывая мостик в двадцатый век, можно вспомнить лучших наследников лучших идей Н. Г. Чернышевского. Это и легендарный юноша Данко А. М. Горького, и “железный” человек Павка Корчагин из романа Н. Островского “Как закалялась сталь”. В главном Н. Г. Чернышевский был прав — человечество действительно не может обойтись без этих людей: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат”.

Сочинение – Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

Литература девятнадцатого века активно участвовала в общественной жизни России. Писатели и поэты внимательно следили за любыми изменениями в обществе, старались обобщить их и представить в литературных произведениях. Многие творческие люди становились публицистами и общественными деятелями, потому что главной своей целью считали работу по просвещению умов и очищению душ человеческих. Острые противоречия между различными слоями российского общества, моральное разложение знати, бесправие нищеты заставляли лучших людей России искать пути для справедливого переустройства общественных отношений в стране. Писатели и поэты отражали в литературе эти поиски. А иногда и пытались предугадать дальнейшее направление движения общественной мысли.

Лишний человек Евгений Онегин просто маялся от скуки и безделья. А. С. Пушкин наделил своего героя “сердцем и умом”, дал ему попробовать себя в различных занятиях, но ощущение бессмысленности любых начинаний отбивает у него всякое желание изменить даже свою собственную жизнь, не говоря уже про жизнь общества. Герой своего времени, описанный М. Ю. Лермонтовым, испытывает более ярко выраженное чувство отвращения к быту и нравам высшего света, но сам является “плотью от плоти его”. Понимая это, Григорий Печорин протестует в силу своего характера. Он ведет себя вызывающе-презрительно, мстит окружению равнодушием или надуманной жестокостью.

Но этот протест еще очень далек от созидательного желания изменить жизнь к лучшему. К середине девятнадцатого века общественно-политическая ситуация в России изменяется. Аристократия в литературе отходит на второй план. “Новое” время выявляет новых героев. Первой знаменательной личностью этого периода я назвала бы русского помещика Илью Ильича Обломова.

Бездеятельность, ставшая образом жизни и доведенная до абсурда. Пассивный протест, описанный Гончаровым, великолепен по форме (что-то вроде сидячей забастовки) и очень понятен по содержанию: “Так дальше жить нельзя!” Роман ” Обломов” прочитала вся более-менее грамотная Россия и осознала его правоту. “Новые” герои – “разночинцы” – образованные Дети средних слоев российского общества,- оттолкнувшись от “обломовщины”, начали свое существование в жизни и литературе с резкого отрицания всех ценностей прошлого. В романе И. С. Тургенева вечный конфликт отцов и детей переведен из плоскости личных интересов в общественную сферу.

Базаров категорически уверен в том, что нельзя жить так, как жили “отцы”. Но его воинствующий “нигилизм” опять же не принес никаких конструктивных предложений. Следующий герой Тургенева, из романа “Накануне”, сделал первую попытку найти действенное решение проблем, волнующих российское общество. Но многие признали эту попытку “невнятной”, по выражению Белинского. Потому что Инсаров был героем национально-освободительного движения болгарского народа, а российские противоречия были другого свойства. Ведь когда России грозила внешняя опасность, практически все слои общества находили общий патриотический язык.

Подтверждением тому была Отечественная война 1812 года. Поэтому для борьбы со внутренними врагами свободы Инсаров не подходил. Настоящего героя “нового” времени открыл Н. Г. Чернышевский в произведении с глубоко символическим названием “Что делать?”. Появление в печати этого романа произвело в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Рахметов стал первой фигурой практикующего революционера в русской литературе. Разброс мнений о нем был диаметрально полярен – от ужаса и негодования до восхищения и преклонения. Если учесть, как мало места занимает Рахметов непосредственно в канве повествования, то можно смело признать, что общество предчувствовало этого героя, как бы оно к нему ни относилось!

Все, что Чернышевский оставил за скобками из-за цензуры, читатели додумали и доделали сами. Рахметов сознательно отрекся от личной жизни во имя жестокой борьбы против самодержавно-крепостнического строя. Даже в немногословном авторском наброске фигура получилась значительная. Мы знаем, что все поколения революционеров “делали жизнь” с Рахметова.

Сильнейший мужской характер, несомненный ум, забота о счастье человечества, самоотречение плюс другие мелкие детали положительных качеств сделали этот образ неотразимым в глазах многих людей и многих поколений. Но конечно, не все были ослеплены романтической привлекательностью этого образа. Глубокий мыслитель и гуманист Ф. М. Достоевский во многих своих произведениях предостерегал от безоглядного восхищения “особыми людьми”. Идея “сверхчеловека” – это палка о двух концах. И брать ее в руки нужно очень осторожно, так как она часто выходит из-под контроля и начинает управлять человеком, превращая его в орудие борьбы с любым инакомыслием. Но все-таки положительный заряд образа Рахметова очень велик. Именно благодаря ему в русской литературе продолжается традиция подвижничества. Перебрасывая мостик в двадцатый век, можно вспомнить лучших наследников лучших идей Н. Г. Чернышевского.

Это и легендарный юноша Данко А. М. Горького, и “железный” человек Павка Корчагин из романа Н. Островского “Как закалялась сталь”. В главном Н. Г. Чернышевский был прав – человечество действительно не может обойтись без этих людей: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат”.

Читайте также:  Пейзаж в прозе А. П. Чехова: сочинение

Сочинение – Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века – Сочинения рассуждения

Похожие сочинения:

Особенности изображения героев русской литературы 19 века Русская литература во все времена значительно отличалась от творчества мировых писателей особенным чувственным содержанием, живостью форм, богатым спектром художественных образов и форм, поскольку все это.

Особенности современной русской литературы начала XXI века В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность.

Особенности русской литературы 19 века Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.

Стихотворения и баллады русской литературы XIX века В 5-м классе мы изучали балладу Василия Андреевича Жуковского “Кубок”. Тема баллады – вопрос о праве человека, имеющего власть, распоряжаться жизнью подданных и честолюбивых желаниях.

Музей Серебряного века русской литературы Он открылся сравнительно недавно, в 1999 году, в год пушкинского двухсотлетия, но уже занял достойное место среди филиалов Государственного Литературного музея. В этом доме на.

Сочинение на тему: Антиутопия в русской литературе второй половины XX века АНТИУТОПИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Искусство выполняет работу памяти: оно Выбирает из потока времени наиболее яркое, Волнующее, значительное и запечатлевает Это в.

Сочинение Чернышевский Н. Г. – Особенный человек Рахметов Чернышевский создавал свой Роман “Что делать?” в эпоху подъема революционного движения в России. Герой романа Рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности. Рахметов отличается.

Из литературы третьего тысячелетия: об основных тенденциях развития мировой литературы в конце ХХ – начале ХХІ века …Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь – всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную. Дмитрий Затонский Для развития мирового литературного процесса конца ХХ –.

Характеристика литературы первой половины XIX века сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература История России в первой половине XIX в. полна важных политических событий, определивших и духовную жизнь страны. В 1801 г. был убит Павел I. Его сын.

История мятежа в русской литературе XIX века По утверждению русского философа Н. Бердяева, “весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века.

Достижения литературы XVIII века До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания.

Роль русской литературы в революции В русской литературе создано немало образов революционеров – от Петра Первого до Павла Корчагина. Это и Пугачев А. Пушкина, и Вадим, Мцыри и Демон М.

Зарождение психоанализа в русской литературе XIX века Психологический анализ явился огромным художественным открытием XIX века. Это открытие в русской литературе связано с именами Л. Толстого и Ф. Достоевского, в европейской – с.

История русской литературы в бронзе Думал ли Пушкин, сочиняя в Одессе язвительную эпиграмму на своего начальника князя Воронцова (у которого, заметим в скобках, он обедывал и с женой которого имел.

Три волны эмиграции русской литературы в XX веке Развитие литературы первой волны эмиграции можно разделить на два периода: 1920 – 1925 гг. – период становления литературы эмиграции, надежды на возвращение. Преобладает антисоветская, антибольшевистская.

Сатирический нерв отечественной литературы XX века Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора приходится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласиться с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в.

Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного.

Нравственные искания. русской интеллигенции XIX века Среди многих литературных героев XIX века я хочу выделить троих – Онегина Чацкого, и Печорина. Спросите почему именно их? Не только потому, что они являются.

“Лагерная” тема в русской литературе XX века Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС.

Серебряный век русской поэзии (конец XIX – начало ХХ века) Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека.

Деревенская тема в русской литературе 60-80-х годов XX века Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и.

Традиции русской классической литературы в повести А. Платонова “Котлован” Одно слово правды весь мир перетянет. Народная пословица Создавая совершенно “неклассическую” картину утопического мира в повести “Котлован”, Платонов ориентировался на классические темы и мотивы, которые.

Деревенская проза в русской литературе XX века Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие.

Романс в русской литературе XIX века Литература второй половины XIX века – очень сложный для школьников период, требующий постоянного интеллектуального включения, подробного прочтения, навыков анализа и проведения культурных аналогий. Поэтому очень.

Новые направления художественной литературы XIX века (романтизм, реализм) Обличая пороки и предрассудки феодального строя, лучшие умы “века Просвещения” призывали к установлению иного порядка, при котором жизнь человека и общества управлялась бы законами разума.

Эволюция жанров военной прозы в русской литературе XX века Проза о войне заняла особое место в послевоенной литературе. Она стала не просто темой, а целым континентом, материком в литературе, где на специфическом жизненном материале.

Венецианские мотивы в русской поэзии XIX века Венецианские мотивы в русской поэзии XIX века Есть чудесный город на нашей планете, где вместо широких проспектов, пышных бульваров, длинных улиц и кривых переулков течет.

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. (Л. Н. Толстой) Тема дома и семьи – одна из сквозных тем как.

Сергей Чупринин:. “Главная традиция русской литературы – езда в незнаемое” Сергей Иванович Чупринин – крупнейший современный литературный критик, автор замечательного развивающегося проекта “Новая Россия: мир литературы”. Но в его литературной стезе всегда соединялись две линии.

Халат как символ лености и свободы в русской литературе XIX века И человеческий покой не есть совершенное бездействие: ибо совершенное бездействие невозможно… Митрополит Филарет …Нет мирного покоя, кроме того, что даруется нам разумом… Сенека Достаточное условие.

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

” Сильнее стучи, и тревогой
Ты спящих от сна пробуди!
Вот смысл глубочайший искусства;
А сам маршируй впереди!”
Г. Гейне. “Доктрина”
Литература девятнадцатого века активно участвовала в общественной жизни России. Писатели и поэты внимательно следили за любыми изменениями в обществе, старались обобщить их и представить в литературных произведениях. Многие творческие люди становились публицистами и общественными деятелями, потому что главной своей целью считали работу по просвещению умов и очищению душ человеческих. Острые противоречия между различными слоями российского общества, моральное разложение знати, бесправие нищеты заставляли лучших людей России искать пути для справедливого переустройства общественных отношений в стране. Писатели и поэты отражали в литературе эти поиски. А иногда и пытались предугадать дальнейшее направление движения общественной мысли. В этом сочинении я хочу проследить эволюцию литературных героев и показать, какое место занимает в этой цепочке “особенный человек” Рахметов из романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”.
Первыми на исторические подмостки вышли так называемые “лишние люди”. По происхождению аристократы, имеющие и деньги, и блестящее образование, они просто не вписывались в современную им жизнь, не находили в ней применения своим многочисленным талантам. Таким был Чацкий, герой комедии “Горе от ума”. Он видел глупость и жестокость общества, но самое большее, что мог сделать герой А. С. Грибоедова,- уколоть окружающих своим острым языком, поразить градом насмешек. Лишний человек Евгений Онегин просто маялся от скуки и безделья. А. С. Пушкин наделил своего героя “сердцем и умом”, дал ему попробовать себя в различных занятиях, но ощущение бессмысленности любых начинаний отбивает у него всякое желание изменить даже свою собственную жизнь, не говоря уже про жизнь общества. Герой своего времени, описанный М. Ю. Лермонтовым, испытывает более ярко выраженное чувство отвращения к быту и нравам высшего света, но сам является “плотью от плоти его”. Понимая это, Григорий Печорин протестует в силу своего характера. Он ведет себя вызывающе-презрительно, мстит окружению равнодушием или надуманной жестокостью. Но этот протест еще очень далек от созидательного желания изменить жизнь к лучшему.
К середине девятнадцатого века общественно-политическая ситуация в России изменяется. Аристократия в литературе отходит на второй план. “Новое” время выявляет новых героев. Первой знаменательной личностью этого периода я назвала бы русского помещика Илью Ильича Обломова. Бездеятельность, ставшая образом жизни и доведенная до абсурда. Пассивный протест, описанный Гончаровым, великолепен по форме (что-то вроде сидячей забастовки) и очень понятен по содержанию: “Так дальше жить нельзя!” Роман “Обломов” прочитала вся более-менее грамотная Россия и осознала его правоту. “Новые” герои – “разночинцы” – образованные дети средних слоев российского общества,- оттолкнувшись от “обломовщины”, начали свое существование в жизни и литературе с резкого отрицания всех ценностей прошлого. В романе И. С. Тургенева вечный конфликт отцов и детей переведен из плоскости личных интересов в общественную сферу. Базаров категорически уверен в том, что нельзя жить так, как жили “отцы”. Но его воинствующий “нигилизм” опять же не принес никаких конструктивных предложений. Следующий герой Тургенева, из романа “Накануне”, сделал первую попытку найти действенное решение проблем, волнующих российское общество. Но многие признали эту попытку “невнятной”, по выражению Белинского. Потому что Инсаров был героем национально-освободительного движения болгарского народа, а российские противоречия были другого свойства. Ведь когда России грозила внешняя опасность, практически все слои общества находили общий патриотический язык. Подтверждением тому была Отечественная война 1812 года. Поэтому для борьбы со внутренними врагами свободы Инсаров не подходил.
Настоящего героя “нового” времени открыл Н. Г. Чернышевский в произведении с глубоко символическим названием “Что делать?”. Появление в печати этого романа произвело в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Рахметов стал первой фигурой практикующего революционера в русской литературе. Разброс мнений о нем был диаметрально полярен – от ужаса и негодования до восхищения и преклонения. Если учесть, как мало места занимает Рахметов непосредственно в канве повествования, то можно смело признать, что общество предчувствовало этого героя, как бы оно к нему ни относилось! Все, что Чернышевский оставил за скобками из-за цензуры, читатели додумали и доделали сами. Рахметов сознательно отрекся от личной жизни во имя жестокой борьбы против самодержавно-крепостнического строя. Даже в немногословном авторском наброске фигура получилась значительная. Мы знаем, что все поколения революционеров “делали жизнь” с Рахметова. Сильнейший мужской характер, несомненный ум, забота о счастье человечества, самоотречение плюс другие мелкие детали положительных качеств сделали этот образ неотразимым в глазах многих людей и многих поколений. Но конечно, не все были ослеплены романтической привлекательностью этого образа. Глубокий мыслитель и гуманист Ф. М. Достоевский во многих своих произведениях предостерегал от безоглядного восхищения “особыми людьми”. Идея “сверхчеловека” – это палка о двух концах. И брать ее в руки нужно очень осторожно, так как она часто выходит из-под контроля и начинает управлять человеком, превращая его в орудие борьбы с любым инакомыслием. Но все-таки положительный заряд образа Рахметова очень велик. Именно благодаря ему в русской литературе продолжается традиция подвижничества. Перебрасывая мостик в двадцатый век, можно вспомнить лучших наследников лучших идей Н. Г. Чернышевского. Это и легендарный юноша Данко А. М. Горького, и “железный” человек Павка Корчагин из романа Н. Островского “Как закалялась сталь”. В главном Н. Г. Чернышевский был прав – человечество действительно не может обойтись без этих людей: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат”.

Читайте также:  Роль пейзажа в рассказах А. П. Чехова: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

Другие сочинения:

Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века (По роману “Обломов”) В гороховой улице, в одном из больших домов лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов “Обломов”, И. Гончаров Так начинается роман “Обломов”. “Дух” первой главы задан уже первым ее предложением. Мы ведь словно с высоты спускаемся туда, Read More .

Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (на примере произведений Чехова “Тоска” и Достоевского “Белые ночи”) Русская литература – это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой – эти писатели 19 века стремились разобраться в глубинах человеческого характера, объяснить причины что, что происходит вокруг, исходя из особенностей Read More .

Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века Один за другим следуют у меня герои Один пошлее другого. (Гоголь). Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет “Мертвых душ”. Гоголь Изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии. Крупным Read More .

Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Грибоедов. “Горе от ума”.) Успех пьесы “Горе от ума”, появившейся накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. “Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет”, – так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов. Read More .

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. Из справочника по литературе для школьников Ничто не может развиваться без опоры на традиции, без того, что сделано Read More .

Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1-2 произведениям русской и родной литературы) Повесть “Собачье сердце” написана М. Булгаковым в 1925 году, ее сюжет основан на принципах научной фантастики. Первоначальное название ее было “Собачье счастье. Чудовищная история”. Впервые автор прочел свое произведение на Никитинском субботнике. Один из слушателей так оценил незаурядную дерзость повести: Read More .

Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба идет не за кусок хлеба, не за право жить и выживать, а за свою душу, за свое право быть человеком. Это единственное, из-за чего стоит Read More .

Новый герой русской литературы XIX века Сила без содержания. И. С. Тургенев “Отцы” и “дети” у Тургенева – это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия отразились в его романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, что само произведение стало явлением Read More .

Сочинение на тему: “Образы героев русской литературы XIX века”

С начала XIX века началось изменение старых представлений о развитии общества. Сам же этот век стал называться «историческим».

Русские писатели того времени изображали своих героев, отображающими современную им эпоху с ее нравами и обычаями. У каждого героя положительные и отрицательные черты, как у реальных людей. Герои их разные, но все же чем-то удивительно схожи.

(Чацкий глубоко вздыхает столкнувшись с обществом Фамусова)

Первый литературный герой персонаж бессмертного произведения “Горе от ума” Чацкий. Юность этого персонажа приходится на период царствования Александра I. Он был современников движения декабристов. В комедии наглядно показана вечно острая тема: конфликт отцов и детьми. Чацкий не может лебезить, когда это нужно,зато умеет прогрессивно мыслить, трезво оценивает ситуацию. Но Чудацкий ничего не делал. Только высказывался критически, чем успел насолить многим и был сломлен старой силой.

Среди главных героев самого большого произведения того времени «Война и мир» следует выделить Пьера Безухова, незаконного сына графа, который содержит Пьера. Когда Пьер стал наследником состояния покойного отца, он попадает в общество, сменившее пренебрежительное отношение к герою на слащавое заискивание. Пьер теперь стал для большинства денежным мешком.

(Пьер на Бородинском сражении, оказавшись скорее наблюдателем, нежели участником)

Герой Толстого отличается от представителей высшего общества внешне и внутренне. Он неуклюж, отличается полнотой. По характеру добрый, непрактичный, обладает мягким нравом. Женитьба с корыстной Элен приносит ему много неприятностей. Добрые намерения наивного Пьера приводят к конфликтам. Ищущая натура Пьера ведет его к поискам смысла жизни. В нем со временем просыпается отвращение к светскому обществу, любовь к простому народу. Молодой герой совершает множество ошибок, приходит к тому же, что и Чацкий. Он поддерживает идеи декабристов, но впоследствии разочаровывается в масонстве и идеях декабристов. Начавшаяся война приводит Пьера к решению остаться в Москве, чтобы убить своего бывшего кумира, а нынешнего врага Наполеона. Попав в плен, Безухов переживает психические и физические муки. Он теперь ценит то, на что ранее внимания не обращал. Мужчина нашел свою любовь, счастье, обретает прочную семью, а вот за общественное счастье он должен побороться.

(Дуэль Печорина с Грушницким на картине М.А. Врубеля, 1890-1891)

Провалившееся восстание декабристов, не оправдавшиеся мечты лучшего общества — это поколение Печорина, которое не знало путей реализации своих замыслов по переустройству России. Печорин эгоистичен, от скуки не знает, чем развлечься. В итоге он несчастлив жизни и любви.

(Ноздрев ловит Чичикова за руку, герои “Мертвых душ” Гоголя)

Гоголь показал уже нового героя своего времени. Им стал персонаж “Мертвых душ” Чичиков — авантюрист-приобретатель, представитель общества сороковых годов. Вся жизнь Чичикова состоит из подъемов и падений. Он думает лишь о себе, ищет во всем выгоду. Даже жену себе ищет побогаче. Внутренний мир его гнилой насквозь.

Говорить о героях литературы XIX столетия, их особенностях, можно без конца. Главное же столетие это принесло в литературу великие имена писателей. Их произведения и герои не забудутся и через века.

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

Сочинение по русскому языку и литературе по произведениям русской и зарубежной литературы

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

Сочинение на тему: Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

Сочинения на все темы по произведениям русской и зарубежной литературы

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века.

Сильнее стучи, и тревогой
Ты спящих от сна пробуди!
Вот смысл глубочайший искусства;
А сам маршируй впереди !”
Г. Гейне. “Доктрина”

Литература девятнадцатого века активно участвовала в общественной жизни России. Писатели и поэты внимательно следили за любыми изменениями в обществе, старались обобщить их и представить в литературных произведениях. Многие творческие люди становились публицистами и общественными деятелями, потому что главной своей целью считали работу по просвещению умов и очищению душ человеческих. Острые противоречия между различными слоями российского общества, моральное разложение знати, бесправие нищеты заставляли лучших людей России искать пути для справедливого переустройства общественных отношений в стране. Писатели и поэты отражали в литературе эти поиски. А иногда и пытались предугадать дальнейшее направление движения общественной мысли. В этом сочинении я хочу проследить эволюцию литературных героев и показать, какое место занимает в этой цепочке “особенный человек” Рахметов из романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”.
Первыми на исторические подмостки вышли так называемые “лишние люди”. По происхождению аристократы, имеющие и деньги, и блестящее образование, они просто не вписывались в современную им жизнь, не находили в ней применения своим многочисленным талантам. Таким был Чацкий, герой комедии “Горе от ума”. Он видел глупость и жестокость общества, но самое большее, что мог сделать герой А. С. Грибоедова,- уколоть окружающих своим острым языком, поразить градом насмешек. Лишний человек Евгений Онегин просто маялся от скуки и безделья. А. С. Пушкин наделил своего героя “сердцем и умом”, дал ему попробовать себя в различных занятиях, но ощущение бессмысленности любых начинаний отбивает у него всякое желание изменить даже свою собственную жизнь, не говоря уже про жизнь общества. Герой своего времени, описанный М. Ю. Лермонтовым, испытывает более ярко выраженное чувство отвращения к быту и нравам высшего света, но сам является “плотью от плоти его”. Понимая это, Григорий Печорин протестует в силу своего характера. Он ведет себя вызывающе-презрительно, мстит окружению равнодушием или надуманной жестокостью. Но этот протест еще очень далек от созидательного желания изменить жизнь к лучшему.
К середине девятнадцатого века общественно-политическая ситуация в России изменяется. Аристократия в литературе отходит на второй план. “Новое” время выявляет новых героев. Первой знаменательной личностью этого периода я назвала бы русского помещика Илью Ильича Обломова. Бездеятельность, ставшая образом жизни и доведенная до абсурда. Пассивный протест, описанный Гончаровым, великолепен по форме (что-то вроде сидячей забастовки) и очень понятен по содержанию: “Так дальше жить нельзя!” Роман “Обломов” прочитала вся более-менее грамотная Россия и осознала его правоту. “Новые” герои – “разночинцы” – образованные дети средних слоев российского общества,- оттолкнувшись от “обломовщины”, начали свое существование в жизни и литературе с резкого отрицания всех ценностей прошлого. В романе И. С. Тургенева вечный конфликт отцов и детей переведен из плоскости личных интересов в общественную сферу. Базаров категорически уверен в том, что нельзя жить так, как жили “отцы”. Но его воинствующий “нигилизм” опять же не принес никаких конструктивных предложений. Следующий герой Тургенева, из романа “Накануне”, сделал первую попытку найти действенное решение проблем, волнующих российское общество. Но многие признали эту попытку “невнятной”, по выражению Белинского. Потому что Инсаров был героем национально-освободительного движения болгарского народа, а российские противоречия были другого свойства. Ведь когда России грозила внешняя опасность, практически все слои общества находили общий патриотический язык. Подтверждением тому была Отечественная война 1812 года. Поэтому для борьбы со внутренними врагами свободы Инсаров не подходил.
Настоящего героя “нового” времени открыл Н. Г. Чернышевский в произведении с глубоко символическим названием “Что делать?”. Появление в печати этого романа произвело в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Рахметов стал первой фигурой практикующего революционера в русской литературе. Разброс мнений о нем был диаметрально полярен – от ужаса и негодования до восхищения и преклонения. Если учесть, как мало места занимает Рахметов непосредственно в канве повествования, то можно смело признать, что общество предчувствовало этого героя, как бы оно к нему ни относилось! Все, что Чернышевский оставил за скобками из-за цензуры, читатели додумали и доделали сами. Рахметов сознательно отрекся от личной жизни во имя жестокой борьбы против самодержавно-крепостнического строя. Даже в немногословном авторском наброске фигура получилась значительная. Мы знаем, что все поколения революционеров “делали жизнь” с Рахметова. Сильнейший мужской характер, несомненный ум, забота о счастье человечества, самоотречение плюс другие мелкие детали положительных качеств сделали этот образ неотразимым в глазах многих людей и многих поколений. Но конечно, не все были ослеплены романтической привлекательностью этого образа. Глубокий мыслитель и гуманист Ф. М. Достоевский во многих своих произведениях предостерегал от безоглядного восхищения “особыми людьми”. Идея “сверхчеловека” – это палка о двух концах. И брать ее в руки нужно очень осторожно, так как она часто выходит из-под контроля и начинает управлять человеком, превращая его в орудие борьбы с любым инакомыслием. Но все-таки положительный заряд образа Рахметова очень велик. Именно благодаря ему в русской литературе продолжается традиция подвижничества. Перебрасывая мостик в двадцатый век, можно вспомнить лучших наследников лучших идей Н. Г. Чернышевского. Это и легендарный юноша Данко А. М. Горького, и “железный” человек Павка Корчагин из романа Н. Островского “Как закалялась сталь”. В главном Н. Г. Чернышевский был прав – человечество действительно не может обойтись без этих людей: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат”.

Читайте также:  Творчество Чехова в начале ХХ столетия: сочинение

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

Сочинения по русскому языку и литературе на все темы школьной программы.

Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века

” Сильнее стучи, и тревогой

Ты спящих от сна пробуди!
Вот смысл глубочайший искусства;

А сам маршируй спереди !”

Г. Гейне. “Доктрина”

Литература девятнадцатого века активно участвовала в общественной жизни РФ. Писатели и поэты чутко следили за любыми изменениями в обществе, старались обобщить их и представить в литературных произведениях. Многие творческие люди становились публицистами и общественными деятелями, потому что главной своей поставленной задачей считали работу по просвещению умов и очищению душ человеческих. Острые противоречия между различными слоями российского общества, моральное разложение знати, бесправие нищеты заставляли лучших людей РФ разыскивать пути для справедливого переустройства общественных отношений в стране. Писатели и поэты отражали в литературе эти поиски. А порой и пытались предугадать дальнейшее направление движения общественной мысли. В этом сочинении я хочу проследить эволюцию литературных героев и показать, какое место занимает в этой цепочке “особенный человек” Рахметов из романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”.

Первыми на исторические подмостки вышли так называемые “лишние люди”. По происхождению аристократы, имеющие и денежки, и блестящее образование, они просто не вписывались в современную им жизнь, не находили в ней применения своим многочисленным талантам. Таким был Чацкий, герой комедии “Горе от ума”. Он видел бессмыслица и жестокость общества, но самое большее, что мог сделать герой А. С. Грибоедова,— уколоть окружающих своим острым языком, поразить градом насмешек. Лишний человек Евгений Онегин просто маялся от скуки и безделья. А. С. Пушкин наделил своего героя “сердцем и умом”, дал ему попробовать себя в различных занятиях, но ощущение бессмысленности любых начинаний отбивает у него всякое стремление изменить более того свою собственную жизнь, не говоря уже про жизнь общества. Герой своего времени, описанный М. Ю. Лермонтовым, испытывает более ослепительно выраженное чувство отвращения к быту и нравам высшего света, но сам является “плотью от плоти его”. Понимая это, Григорий Печорин протестует в силу своего характера. Он ведет себя вызывающе-презрительно, мстит окружению равнодушием или надуманной жестокостью. Но тот самый протест ещё очень далек от созидательного желания изменить жизнь к лучшему.

К середине девятнадцатого века общественно-политическая ситуация в РФ изменяется. Аристократия в литературе отходит на второй план. “Новое” час выявляет новых героев. Первой знаменательной личностью этого периода я назвала бы русского помещика Илью Ильича Обломова. Бездеятельность, ставшая образом жизни и доведенная до абсурда. Пассивный протест, описанный Гончаровым, великолепен по форме (что-то как будто сидячей забастовки) и очень понятен по содержанию: “Так дальше существовать нельзя!” Роман “Обломов” прочитала вся более-менее грамотная Россия и осознала его правоту. “Новые” герои — “разночинцы” — образованные дети средних слоев российского общества,— оттолкнувшись от “обломовщины”, начали свое существование в жизни и литературе с резкого отрицания всех ценностей прошлого. В романе И. С. Тургенева вечный конфликт отцов и детей переведен из плоскости личных интересов в общественную сферу. Базаров категорически уверен в том, что нельзя существовать так, как жили “отцы”. Но его воинствующий “нигилизм” опять же не принес никаких конструктивных предложений. Следующий герой Тургенева, из романа “Накануне”, сделал первую попытку найти действенное решение проблем, волнующих российское общество. Но многие признали эту попытку “невнятной”, по выражению Белинского. Потому что Инсаров был героем национально-освободительного движения болгарского народа, а российские противоречия были другого свойства. Ведь когда РФ грозила внешняя опасность, практически все слои общества находили общий патриотический язык. Подтверждением тому была Отечественная битва 1812 года. Поэтому для борьбы со внутренними врагами свободы Инсаров не подходил.

Настоящего героя “нового” времени открыл Н. Г. Чернышевский в произведении с сильно символическим названием “Что делать?”. Появление в печати этого романа произвело в обществе результат разорвавшейся бомбы. Рахметов стал первой фигурой практикующего революционера в русской литературе. Разброс мнений о нем был диаметрально полярен — от ужаса и негодования до восхищения и преклонения. Если учесть, как мало места занимает Рахметов непосредственно в канве повествования, то можно смело признать, что общество предчувствовало этого героя, как бы оно к нему ни относилось! Все, что Чернышевский оставил за скобками из-за цензуры, читатели додумали и доделали сами. Рахметов обдуманно отрекся от личной жизни во имя жестокой борьбы против самодержавно-крепостнического строя. Даже в немногословном авторском наброске фигура получилась значительная. Мы знаем, что все поколения революционеров “делали жизнь” с Рахметова. Сильнейший мужской характер, несомненный ум, опека о счастье человечества, самоотречение плюс другие мелкие детали положительных качеств сделали тот самый образ неотразимым в глазах многих людей и многих поколений. Но конечно, не все были ослеплены романтической привлекательностью этого образа. Глубокий мыслитель и гуманист Ф. М. Достоевский во многих своих произведениях предостерегал от безоглядного восхищения “особыми людьми”. Идея “сверхчеловека” — это палка о двух концах. И брать ее в руки надобно очень осторожно, так как она часто выходит из-под контроля и начинает управлять человеком, превращая его в орудие борьбы с любым инакомыслием. Но все-таки положительный заряд образа Рахметова очень велик. Именно благодаря ему в русской литературе продолжается традиция подвижничества. Перебрасывая мостик в двадцатый век, можно припомнить лучших наследников лучших идей Н. Г. Чернышевского. Это и легендарный юноша Данко А. М. Горького, и “железный” человек Павка Корчагин из романа Н. Островского “Как закалялась сталь”. В главном Н. Г. Чернышевский был прав — человечество на самом деле не может обойтись без этих людей: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат”.

Ссылка на основную публикацию
×
×