Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова Ионыч): сочинение

Превращение человека в обывателя (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Особое место в творчестве А. П. Чехова занимает жанр рассказа. Этот жанр отличается краткостью, поэтому писателю очень важно в лаконичной форме передать главную мысль произведения, его идейный пафос.
Практически все творчество Чехова посвящено борьбе с обывательщиной, мещанством, скудостью духовной и интеллектуальной жизни человека. На рубеже 19 – 20 веков писатель создает свою знаменитую «Маленькую трилогию», основной темой которой становится превращение человека в обывателя, его духовная смерть.
Рассказ «Ионыч», входящий в эту трилогию, был написан в 1898 году. Главным его героем становится земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший работать в провинциальную глушь. На протяжении произведения автор показывает нам деградацию своего героя.
В начале рассказа перед нами молодой человек, полный желания трудиться для общества, полный желания жить, а не существовать. Старцев смотрит на все широко открытыми глазами, он стремится к новым впечатлениям, совершенствованию. Неслучайно писатель подчеркивает, что Дмитрий Ионыч постоянно напевает: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия. » Это становится символом молодого Старцева.
Город С., в который попал герой, был обычным провинциальным городом России. Чехов показывает его пустоту, бездушие, глупость, однообразие и… скуку, которой насыщена вся жизнь С. Единственным ярким пятном на этом фоне все считали семью Туркиных, «самую образованную и талантливую». Чехов показывает лишь формальную неординарность этого семейства. Но, по сути, это были те же обыватели, мнящие себя интеллигентами. Вера Иосифовна, мать семейства, убивала время тем, что писала бесконечные бездарные романы народнического толка. Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, хотела стать знаменитой пианисткой. Каждый раз перед гостями она исполняла пассажи, которые напоминали то, «как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются». Котик, как называли эту героиню домашние, мечтала уехать в Москву и там прославиться.
Старцев свел знакомство с Туркиными. Там он мечтал найти островок образованности, таланта, настоящей жизни. После первого визита к этому семейству герой не почувствовал никакого «подвоха». Чехов описывает его впечатления от этого визита одним словом: «Недурственно». Это произошло потому, что, как мне кажется, в самом Старцеве были заложены обывательские «нотки». Внутренне Дмитрий Ионыч почувствовал себя комфортно и уютно у Туркиных. Там его все устраивало.
Вторая часть рассказа повествует о новом периоде в жизни героя. Прошел год со времени приезда его в С. Старцев стал постоянным гостем Туркиных, он влюбился в Котика. Девушка казалось ему необычной, развитой не по годам, прелестной и талантливой. С ней Старцев говорил обо всем, что его интересовало, но не замечал, что «во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом».
Одним из важных моментов рассказа является сцена на кладбище. Старцев явился туда ночью на встречу со своей возлюбленной: «…он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его». Героя ошеломила атмосфера ночного кладбища, его окутала аура покоя, безмятежности, ощущение бренности земной жизни и ценности вечной. Но и здесь Старцев нарушал эту гармонию. Автор пишет, что в этой обстановке его шаги «раздавались резко и некстати». А затем, на минуту, в голове Старцева мелькнула мысль, что «это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние. » И мы понимаем, что вся жизнь героя, якобы наполненная смыслом, – это безуспешная попытка не погрязнуть в трясине обывательщины. О безуспешности говорят мысли Дмитрия Ионыча, заканчивающие вторую часть рассказа: «Ох, не надо бы полнеть!»
Старцев решается сделать Котику предложение. В этот романтический момент в голове героя происходила борьба. Одна половина его натуры говорила, что не стоит связывать свою жизнь с Туркиными, что это – верная духовная гибель. Другая же утверждала, что «приданого они дадут, должно быть, немало». В итоге победила мещанская сторона натуры героя: «Ну что ж? – думал он. – В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку. »
Екатерина Ивановна отказывает Дмитрию Ионычу. Пока у нее другие планы на жизнь – она хочет вырваться из этого городишки в большую жизнь. Как же герой реагирует на отказ своей любимой? Дня три у него все валилось из рук, он не мог ничего делать, но как только узнал, что Котик уехала, моментально успокоился и зажил своей обыденной жизнью. Чехов показывает, что герой еще способен на сильные эмоции, но они мимолетны и уже ему не нужны. Ионычу спокойнее и комфортнее жить, заботясь лишь о внешнем, а не о внутреннем.
Физическим показателем деградации Старцева становится его все увеличивающаяся полнота. Тяжелеет тело, тяжелеет душа и мысли. Уже не хочется никуда стремиться, что-то делать, о чем-то задумываться. Гораздо проще наслаждаться тем, что есть: вкладывать заработанные деньги в дома, играть в винт, пересчитывая по вечерам выигрыш. Это все, что осталось у героя. Теперь его душу не потревожит и изменившаяся и разочаровавшаяся в себе Котик, ее жаркие слова и готовность следовать за ним, изменять жизнь людей к лучшему. Единственная мысль героя: «А хорошо, что я тогда не женился».
Финальная часть рассказа просто потрясает читателя. От прежнего Дмитрия Ионыча не осталось и следа. Перед нами обрюзгший, капризный, злой, бездушный старик, страдающий от ожирения. Чехов подводит итог этой жалкой жизни: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
Эти слова в полной мере можно отнести и к семейству Туркиных. Они нисколько не изменились, что говорит об их внутренней пустоте и омертвении.
Рассказ «Ионыч» – история души героя, превратившегося из человека в обывателя. Для Чехова – это самый страшный диагноз, приговор. Изменив внутренним идеалом, остановившись в развитии, человек убивает свою душу и делает мертвым все вокруг.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Ионыч / Превращение человека в обывателя (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Смотрите также по произведению “Ионыч”:

Сочинение по рассказу Ионыч Чехова (рассуждение)

Рассказ “Ионыч” посвящен популярной теме разложения личности под влиянием среды. Однако, в отличие от своих предшественников, Чехов смотрит на проблему духовного падения человека под другим углом зрения. Автор считает, что не столько среда, сколько сам человек является причиной своей деградации. Даже, доведенная до самой крайности личность, не должна терять своего человеческого достоинства.

Рассказ построен так, что в каждой главе поэтапно читатель наблюдает духовное разложение главного героя. В начале произведения Дмитрий Ионыч предстает молодым человеком полным сил, желания жить и работать во благо людей. Он образован, хорошо воспитан, эрудирован. Тем более контрастно выглядит общество, в которое он попадает. Показная образованность и непрофессионализм семьи Туркиных поначалу даже не тронули его. Вспыхнувшая в нем любовь была единственной надеждой на спасение. Но Котя, не хотевшая пустой и бесполезной жизни в этом городе отказала ему. А ему так она была нужна. На кладбище он хотел кричать, требовать любви. Свидание на кладбище символично в произведении. Оно как будто говорит,что у этих отношений нет будущего.Это подтверждается поведением героев. Ионыч уже на следующий день во время сватовства подумал о приданом, а после отказа как-то быстро утешился. Котик тоже не любила и даже не уважала Дмитрия Ионыча. Она не слушала его рассказов, смеялась над ним. Прозрела Катерина слишком поздно. Но тогда этот отказ навсегда перевернул жизнь героя.

Больше мы не увидим Дмитрия Ионыча жизнерадостным и воодушевленным. Его жизнь превращается в копилку: денег, домов, жира. Его любовь, образованность сострадание к людям никому не нужны в этом городе Так зачем тогда ему стремиться к чему-то, культурно развиваться, духовно расти. Намного интереснее и важнее для него стало пересчитывание мятых бумажек каждый вечер. Мысли о них грели душу. Старцев не сопротивляется среде, он ей уступает

Он уже рад, что не женился на Катерине. Герой настолько презирал окружающее его общество, что почти ни с кем не общался. Он просто не мог ни о чем говорить с этими людьми.

Но он принимает их образ жизни. Некогда перспективный чуткий грамотный доктор Старцев становится Ионычем. Его жизнь теперь плывет по течению, как и жизнь всего города. Герой оказался слаб перед силой пошлости. Он стал частью того общества, которое презирал. Принял их идеалы и стал обычным накопителем. Покупает дома один за другим, дорогие коляски, копит деньги, играет в карты. На своих пациентов из народа он теперь кричит и стучит палкой. А должность не оставил только из-за жадности.

Сложно сказать, могло ли что-нибудь изменить Ионыча, вырвать его из этого существования. Может быть, он так и не встретил нужного человека. А может не хватило внутреннего стержня.

В последней главе Чехов говорит об Ионыче уже в настоящем времени, как бы констатируя, что падение свершилось. Ионыч уже никогда не изменится, огонек не загорится. Он разжирел, обрюзг, стал ворчливым неприятным типом. В семействе же Туркиных ничего не изменилось. Описание стабильности жизни “самой образованной семьи” в финале рассказа словно возвращает читателя к началу произведения. Возникает ощущение замкнутого круга, который невозможно разорвать.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образ Ионыча – собирательный. Чехов восставал против того, что человек поддается давлению социальной среды. Писатель призывал не дать себе стать маленьким, никогда не ронять своего человеческого достоинства. Самое страшное – это бесполезно прожить свою жизнь. Писатель призывает каждого человека приглядеться к своей жизни.

2 вариант

Использование «говорящих» фамилий является частью русской литературной традиции. В своем рассказе Чехов дает главному герою фамилию Старцев, что сразу намекает на настоящее положение души этого человека, она – стара.

Мне кажется, весь рассказ представляет собой повествование о старости. Речь идет именно об увядании и старости как состоянии человеческого существа. Как известно, в России есть различение старчества и старости.

Старость – дряхлое сухое и истонченное дерево, которое полностью увядает, становится пылью, старчество – древнее, но могучее дерево, пусть и истощенное жизнью и с обилием шрамов, но величественно возвышающееся над мирским и взирающее на все своей могучей мудростью. Кстати, старчество может наступить и в молодом возрасте, речь не о количестве лет, но об обретенном понимании. Также и наоборот и именно поэтому Старцев является старцевым (в смысле стариком) и в молодости, он имеет стариковский взгляд на мир.

Весьма символичным является ожидание главным героем на кладбище, куда он отправляется после полученной записки. Автор как бы указывает, где следует располагаться его надеждам, да и ему самому. Также подобная деталь может указывать на некое подобие символической смерти и даже похороны любви, которые в действительности не стали ничем положительным ни для кого из героев и вообще навевают довольно омерзительные ассоциации, мне даже странно, для чего Чехов стал вставлять такую мерзкую деталь в собственный рассказ.

Так или иначе, Ионыч представляет собой стареющую жизнь. Пожалуй, сам по себе этот феномен тоже является довольно омерзительным, ведь не страшна ранняя смерть или страдания в старости, как страшно подобное забвение и апатия. Эта обыденность, которая переполняет многих людей, которая воплощается и в самом уездном городе и даже в самых талантливых его людях, тут, мне кажется, автор говорит в целом о безнадежности не только Ионыча, но и всего мира, в котором много таких Ионычей.

Читайте также:  Анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова Степь: сочинение

Как мне кажется, многие люди, которые даже поймут предостережение автора, на самом деле не сделают ничего больше, чем просто пустятся в своеобразные крысиные бега, борьбу за выживание в этом мире, своеобразную попутку убежать от подобия Ионычу. Но проблема в том, что, когда стаешь на такую дистанцию, то на том конце тоже ждет Ионыч, ведь от себя не убежать. Рецепт противоядия, на который намекает Чехов, более тонок и труден для понимания, чем простая смена апатии на активность.

Ионыч – сочинение по произведению

Рассказ Чехова «Ионыч» относится к зрелому периоду творчества автора. Его главный герой, Дмитрий Ионыч Старцев, по праву занял почетное место среди архетипичных персонажей русской литературы.

Главный герой по профессии земской врач (как и сам Антон Павлович). Первая мысль, которая приходит на ум при анализе данного факта, что рассказ носит автобиографический характер, но это совершенно не так. Чехов, сам будучи врачом, хорошо знал особенности своих коллег, их мысли и мировоззрение, тем самым, сомнений нет, психологически рассказ выдержан очень точно. К тому же реалистичность описанных ситуаций подтверждается многочисленными примерами из жизни.

Молодой врач Старцев прибывает в некий уездный город. Там он довольно быстро сходится с местной интеллектуальной элитой, семейством Туркиных. Особенно Дмитрию Ионычу западает в душу дочь семейства, Екатерина, увлекающаяся музыкой. Поглощенный чувством влюбленности, доктор принимает участие в проводимых семейством Туркиных вечерах, слушает музицирование своей возлюбленной, выслушивает чтение собственных произведений ее матери. Словом, испытывает наслаждение от данного общества.

Спустя какое-то время Дмитрий Ионыч решил признаться в любви Екатерине. Но девушка не разделила порыв доктора, заявив, что в настоящий момент не только не любит своего знакомого, но и в принципе в ее планы не входит влюбляться в кого бы то ни было. После такого объяснения, Дмитрий Ионыч практически забыл дорогу к своим знакомым. Отныне вся его жизнь сосредоточилась на нем самом. Он жил один, перестал следить за собой, ни с кем добровольно не общался, но при этом благосостояние его росло с каждым годом, доктор имел обширную практику.

Вместе с влюбленностью к Екатерине, у доктора также улетучилось и благожелательное отношение как к ней, так и к ее семейству, все их эстетические практики не вызывали в нем отныне никаких чувств, кроме отвращения. Отношение же к другим обывателям было еще хуже. Окружающие заметили перемены в образе доктора, отношение к нему было двояким: с одной стороны, его несомненно ценили как специалиста, с другой — не любили как человека, даже обращение к нему было не совсем подобающем званию врача — просто по отчеству, Ионыч.

Главная мысль произведения заключается в том, что потерпев неудачу (в данном случае, в любви), необходимо продолжать держать себя в руках, не срывать свою злобу на окружающих, поскольку в конце-концов очень велика вероятность стать «ионычем», потеряв собственное человеческое лицо.

Вариант 4

Это произведение для меня больше о том, как у людей их общее желание быть вместе не совпало по времени. То есть я знаю, конечно, что там о том, как Ионыч превратился в обывателя, что его ничего не интересует, кроме недвижимости, он стал толстым и жадным. Но по мне, так это произведение о любви, какой-то несостоявшейся что ли.

Мне странно читать о том, как он делает Котику предложение, а она отказывается. Он просит её о свидании, а она назначает встречу на кладбище ночью – смеется над ним, хотя он свой страх преодолел. Девушка стремилась в город, к новой жизни, обучению. Понятно, что она очень молодая, даже озорная, самоуверенная. Но после, когда она разочаровалась в своей творческой карьере, Екатерина Ивановна превозносит потолстевшего «жениха», зовет его в гости, и понятно, что теперь она бы не отказалась стать его женой… Он ей кажется великим человеком – настоящим, который служит людям (своим пациентам). Раньше она этого не видела, но видела себя в роли великой пианистки»! А ему уже она не нужна! У него другие заботы. Ещё он, вообще, разочаровался в их «талантливой» семье. И думаю, что тот её отказ, та издевка не прошли незамеченными. Вот если бы их стремления совпали во времени, тогда могла бы получиться хорошая семья. Ионыч бы не стал толстым и ограниченным, а она – разочарованной и злой.

С другой стороны, Екатерина Ивановна попробовала силы. Нужно ей было более критично на себя смотреть… Хотя бы без гордыни своей обойтись, тогда б не издевалась над Старцевым. Или ему нужно было набраться терпения, чтобы дождаться её из Города, когда она набьет себе шишек. Но получается, что это означает – желать ей провала. И вообще, гордости не иметь, чтоб после такого отношения ещё захотеть с ней общаться… Сложно. Но уж тут, наверное, не судьба, как говорится. Оба были молодые и гордые.

Я думаю, что всё в рассказе – следствия этой не сложившейся любви. И ещё просто всем нужно быть мягче, не так грубо отказывать, не так резко забывать… Легко говорить, я сам не понимаю, как бы поступил. То есть я их понимаю, вижу, что они не совсем правильно действовали, но смог бы я по-другому? Не факт.

Главное, что это поучительный и трогательный рассказ.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Чехова Ионыч

Популярные сегодня темы

Михаил Александрович Шолохов в произведении «Поднятая целина» демонстрирует сомнительность дела коллективизации. На первый взгляд, писатель заостряет внимание на способности к сосуществованию коллективной

Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.

«Девочка на шаре» – это рассказ советского писателя Виктора Драгунского. Повествование ведется от лица ученика начальной школы Дениса Кораблева. События, о которых рассказывает Дениска, произошли в начале 60-х годов прошлого века.

Пейзаж Тишина написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам

Свою нашумевшую комедию «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь написал ещё в далеком 19 веке, но она до сих пор не потеряла своей актуальности. Интересен тот факт, что в данном произведении никому из персонажей нельзя дать положительную характеристику.

Как человек превращается в обывателя? (Чехов А. П.)

Что отличает человека от обывателя? Я считаю, что человек всегда стремится к совершенству, к новым знаниям и умениям. Обыватель же в какой-то момент своей жизни останавливается в развитии, он живет так, как привык, плывет по течению и не пускает в свою жизнь что-то новое. Ему удобно жить в своем “футляре”. Но как же человек превращается в обывателя? Ответ на этот вопрос мы можем найти в рассказах

Дмитрий Иванович Старцев – главный герой произведения “Ионыч”.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он молодой доктор, полный энтузиазма и желания работать, помогать людям. Старцев приезжает в город С., где сразу знакомится с самой талантливой семьёй — семьёй Туркиных. Все её члены — творческие люди: отец рассказывает анекдоты, мать пишет романы, дочка играет на пианино. Но на самом деле вся их семья — это бездарные обыватели. В течении долгих-долгих лет они занимаются одним и тем же. Ничего в их жизни не меняется, даже талант, который, возможно, у них есть, они не развивают. Анекдоты у отца семейства всегда одинаковые, слушать то, что написала мать не так уж и интересно, ведь она ни разу не писала о реальной жизни, а игра Катерины на пианино шумная и надоедливая. Тем не менее Старцев как-будто не замечает этого, он влюбляется в Катерину. Герой решается сделать ей предложение, но она отказывает, потому что считает, что создана для сцены и успеха. Далее мы наблюдаем за тем, как человек, который хотел, чтобы его жизнь была насыщенной и яркой, превращается в обывателя. С каждым годом он становится все толще, работа не приносит ему удовольствия, он останавливается в своем развитии, желает только быть богатым и играть в карты. Из этого рассказа мы можем сделать вывод о том, что очень большую роль в жизни человека играет его окружение. Если семья Туркиных — самая талантливая, то какие же остальные семьи в городе С.? Вероятно, они еще хуже. Мы похожи на тех, с кем живём. Так, молодой, амбициозный врач превращается в обывателя, такого же, как и все жители города С.

Другим примером является Беликов из рассказа “Человек в футляре”. Учитель греческого языка, самовольно отрезающий себя от внешнего мира. Он даже в теплую погоду выходит в плаще и с зонтом, а каждая его вещь имеет свой чехол. Беликов непрекословно следует правилам, которые неизвестно кем написаны. Даже мысль о их нарушении вызывала у него страх. Я считаю, что Беликов очень боялся жизни во всех её проявлениях. Он всегда старался просчитать все последствия перед тем, как что-либо предпринять, и сделанные выводы не располагали к действию. Из-за этого мы можем считать его обывателем. Беликов боялся пускать в свою жизнь что-то новое, невидимый, но очень крепкий футляр всегда сидел на на нём. Даже людей он не любил, в гости ходил ради приличия. Его футляр — это его зона комфорта, и он никогда не собирался выходить из неё. Сватовство с Варенькой и карикатура с их участием вывели Беликова из равновесия, и он, не выдержав падения с лестницы, ложится в постель и больше никогда не встает. Когда мы создаем вокруг себя слишком много рамок, боимся делать что-то новое, мы становимся похожими на Беликова, на обывателя и человека в футляре, которому намного проще быть одному, чем общаться с разными людьми и узнавать что-то новое.

Таким образом, мы можем сказать, как происходит превращение человека в обывателя. Данный процесс зависит как от внешних факторов, таких как наше окружение, так и от самих нас. Человек всегда должен двигаться вперед, развивать свои умения и таланты. “Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели”. Не нужно бояться совершать ошибки, ведь только так мы сможем достигнуть настоящего счастья. Обыватели живут в своей оболочке, они счастливы находится в ней и не замечают того, что мимо них проходит самое дорогое, что у них есть: их жизнь.

Читайте также:  Роль пейзажа в рассказах А. П. Чехова: сочинение

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id69734

«Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч»)»

можно назвать знатоком человеческой души. Его произведения отличаются ненавязчивой психологичностью, глубиной анализа личности человека. Одна из главный тем писателя — опошление человека, его уход от жизни в футляр. Эта тема ярко раскрывается в его рассказе «Ионыч».

Рассказ начинается с того, что перед нами предстает молодой человек, Дмитрий Ионыч Старцев. Он земский врач, только недавно вступил в должность и полон энтузиазма в работе и в жизни. Герой приезжает в город С., мечтает плодотворно трудится, быть хорошим врачом, мечтает обрести личное счастье. Ему хочется содержательной жизни, насыщенной различными впечатлениями, культурными, духовными. Он начинает действовать в этом направление, очень быстро происходит его знакомство с самой интересной семьей в городе — с семьей Туркиных.

Весь город С. считает Туркиных самыми образованными, талантливыми, необычными людьми в городе. В их доме постоянно ведутся приемы, они радушны с гостями, с удовольствием демонстрируют им свои таланты. Хозяин дома, Иван Петрович, знает множество анекдотов, часто устраивает любительские спектакли и сам в них с удовольствием участвует. Его жена, Вера Иосифовна — писательница, любящая читать свои романы гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, играет на рояле для гостей, мечтает уехать в Москву учиться в консерватории. Даже щекастый Пава, юный слуга Туркиных, обладает своим талантом «изображать», то есть говорить высокопарные фразы с трагическим выражением лица.

Но все это лишь оболочка. Несколькими чертами Чехов показывает нам подлинное лицо этой семьи. Это добрые, беззлобные люди, но все их таланты фальшивы. Шутки Ивана Петровича на самом деле пошлы и бездарны, романы Веры Иосифовны скучны, бесталанны, игра Котика на рояле сравнивается с тем, как «с высокой горы сыплются камни».

Но Дмитрий Ионыч пока еще этого не видит. Он, конечно, подозревает, что игра Котика на рояле не так хороша, как все делают вид, но в целом он очарован этим семейством, безумно рад знакомству с ними. Ему нравится Екатерина Ивановна, а потом, после частых встреч с ней, он влюбляется в эту девушку. Можно сказать, что весь рассказ построен вокруг двух признаний в любви, вокруг двух встреч героев, между которыми проходит несколько лет.

Старцев не встречает в душе Котика ответа своим чувствам. Она еще совсем ребенок, не понимает жизни, не умеет ценить любовь, преданность. Екатерина Ивановна мнит себя великой пианисткой, считает, что не может жить без музыки, поэтому замужество — это не для нее.

Детскость Котика мы видим во всем: ее смешит фамилия писателя Писемского, по-детски глупо она назначает Старцеву свидание ночью на кладбище. Екатерина Ивановна отказывает молодому человеку в ответ на его предложение руки и сердца, но… Нельзя сказать, что Старцев сильно расстроился из-за этого отказа. И мы начинаем понимать, что на самом-то деле этот герой не вполне похож на влюбленного всей душой человека. Он не мучился бессонницей от любви, не искал каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Все происходит у него как-то серо и буднично. Даже получив записку Котика о ночном свидании, Старцев колеблется, ехать ли ему туда. Он понимает, что Котик дурачится, что «не к лицу» солидному человеку делать глупости, «таскаться по кладбищам», боится общественного мнения. А когда все-таки приезжает на свидание и не встречает там своей возлюбленной, садится в коляску с мыслями: «Ох, не надо бы полнеть!» В момент сватовства Старцев рассеянно думает о приданном, а после отказа Екатерины Ивановны он срывает с себя жесткий галстук и «вздыхает всей грудью». Очень похоже на вздох облегчения. Конечно, у героя есть негативные эмоции по поводу отказа. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Затем, с третьей главы мы начинаем наблюдать очень быструю деградацию главного героя. Он перестал подпускать к себе какие-то чувства, эмоции. С этого момента его начинают волновать только деньги и процесс питания. Старцев начинает неотвратимо превращаться в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Конечно, часть вины этой деградации можно отдать и окружению героя. Ведь все местные жители могли поиграть в карты, выпить, закусить и все. Духовное развитие никого не интересовало. Но, если бы герой хотел развиваться, я уверена, он нашел бы способ не поддаться влиянию окружающей среды.

Второе появление Котика в его жизни также не смогло ничего изменить: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне — это были бы «лишние хлопоты».

Финал рассказа не столько печален, сколько страшен. Здесь подводится итог всего произошедшего: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне Ионыч преуспел. Он стал богат, знатен, имя его знали все в округе, вот только в свои еще молодые годы он превратился в вечно брюзжащего, раздраженного, бесцеремонного старика. В его жизни было место только деньгам, финансовому благополучию. Так, мы видим яркий пример того, как человек практически добровольно загнал себя в футляр, отказался от жизни. И название рассказа как нельзя лучше отображает степень деградации главного героя. Молодой, полный жизни и надежд Дмитрий Старцев превратился в «пустую оболочку из-под человека», нарекаемую уже просто Ионычем.

Своим рассказом Чехов хотел донести до читателя, что каждому необходимо сопротивляться внешним обстоятельствам, течению жизни, хранить внутри себя свои лучшие качества и всегда сохранять подвижность, отзывчивость души.

Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова “Ионыч”)

А. П. Чехова можно назвать знатоком человеческой души. Его произведения отличаются ненавязчивой психологичностью, глубиной анализа личности человека. Одна из главный тем писателя – опошление человека, его уход от жизни в футляр. Эта тема ярко раскрывается в его рассказе “Ионыч”.
Рассказ начинается с того, что перед нами предстает молодой человек, Дмитрий Ионыч Старцев. Он земский врач, только недавно вступил в должность и полон энтузиазма в работе и в жизни. Герой приезжает в город С., мечтает плодотворно трудится, быть хорошим врачом, мечтает обрести личное счастье. Ему хочется содержательной жизни, насыщенной различными впечатлениями, культурными, духовными. Он начинает действовать в этом направление, очень быстро происходит его знакомство с самой интересной семьей в городе – с семьей Туркиных.
Весь город С. считает Туркиных самыми образованными, талантливыми, необычными людьми в городе. В их доме постоянно ведутся приемы, они радушны с гостями, с удовольствием демонстрируют им свои таланты. Хозяин дома, Иван Петрович, знает множество анекдотов, часто устраивает любительские спектакли и сам в них с удовольствием участвует. Его жена, Вера Иосифовна – писательница, любящая читать свои романы гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, играет на рояле для гостей, мечтает уехать в Москву учиться в консерватории. Даже щекастый Пава, юный слуга Туркиных, обладает своим талантом “изображать”, то есть говорить высокопарные фразы с трагическим выражением лица.
Но все это лишь оболочка. Несколькими чертами Чехов показывает нам подлинное лицо этой семьи. Это добрые, беззлобные люди, но все их таланты фальшивы. Шутки Ивана Петровича на самом деле пошлы и бездарны, романы Веры Иосифовны скучны, бесталанны, игра Котика на рояле сравнивается с тем, как “с высокой горы сыплются камни”.
Но Дмитрий Ионыч пока еще этого не видит. Он, конечно, подозревает, что игра Котика на рояле не так хороша, как все делают вид, но в целом он очарован этим семейством, безумно рад знакомству с ними. Ему нравится Екатерина Ивановна, а потом, после частых встреч с ней, он влюбляется в эту девушку. Можно сказать, что весь рассказ построен вокруг двух признаний в любви, вокруг двух встреч героев, между которыми проходит несколько лет.
Старцев не встречает в душе Котика ответа своим чувствам. Она еще совсем ребенок, не понимает жизни, не умеет ценить любовь, преданность. Екатерина Ивановна мнит себя великой пианисткой, считает, что не может жить без музыки, поэтому замужество – это не для нее.
Детскость Котика мы видим во всем: ее смешит фамилия писателя Писемского, по-детски глупо она назначает Старцеву свидание ночью на кладбище. Екатерина Ивановна отказывает молодому человеку в ответ на его предложение руки и сердца, но… Нельзя сказать, что Старцев сильно расстроился из-за этого отказа. И мы начинаем понимать, что на самом-то деле этот герой не вполне похож на влюбленного всей душой человека. Он не мучился бессонницей от любви, не искал каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Все происходит у него как-то серо и буднично. Даже получив записку Котика о ночном свидании, Старцев колеблется, ехать ли ему туда. Он понимает, что Котик дурачится, что “не к лицу” солидному человеку делать глупости, “таскаться по кладбищам”, боится общественного мнения. А когда все-таки приезжает на свидание и не встречает там своей возлюбленной, садится в коляску с мыслями: “Ох, не надо бы полнеть!” В момент сватовства Старцев рассеянно думает о приданном, а после отказа Екатерины Ивановны он срывает с себя жесткий галстук и “вздыхает всей грудью”. Очень похоже на вздох облегчения. Конечно, у героя есть негативные эмоции по поводу отказа. Автор пишет, что “дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему”.
Затем, с третьей главы мы начинаем наблюдать очень быструю деградацию главного героя. Он перестал подпускать к себе какие-то чувства, эмоции. С этого момента его начинают волновать только деньги и процесс питания. Старцев начинает неотвратимо превращаться в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой “пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”. Конечно, часть вины этой деградации можно отдать и окружению героя. Ведь все местные жители могли поиграть в карты, выпить, закусить и все. Духовное развитие никого не интересовало. Но, если бы герой хотел развиваться, я уверена, он нашел бы способ не поддаться влиянию окружающей среды.
Второе появление Котика в его жизни также не смогло ничего изменить: “И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, – он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде”. И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне – это были бы “лишние хлопоты”.
Финал рассказа не столько печален, сколько страшен. Здесь подводится итог всего произошедшего: “Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует”. Внешне Ионыч преуспел. Он стал богат, знатен, имя его знали все в округе, вот только в свои еще молодые годы он превратился в вечно брюзжащего, раздраженного, бесцеремонного старика. В его жизни было место только деньгам, финансовому благополучию. Так, мы видим яркий пример того, как человек практически добровольно загнал себя в футляр, отказался от жизни. И название рассказа как нельзя лучше отображает степень деградации главного героя. Молодой, полный жизни и надежд Дмитрий Старцев превратился в “пустую оболочку из-под человека”, нарекаемую уже просто Ионычем.
Своим рассказом Чехов хотел донести до читателя, что каждому необходимо сопротивляться внешним обстоятельствам, течению жизни, хранить внутри себя свои лучшие качества и всегда сохранять подвижность, отзывчивость души.

Читайте также:  Судьбы русской интеллигенции в творчестве А. П. Чехова: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова “Ионыч”)

Другие сочинения:

Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в “футляр”, полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ “Ионыч”. В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение Read More .

Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”) Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” был написан в 1898 году. Здесь автор рисует нам историю жизни молодого, полного сил и юношеского энтузиазма врача, незаметно для самого себя постаревшего, опустившегося и превратившегося в Ионыча. Особенно ярко эта деградация видна, если сравнить Read More .

Почему не состоялась любовь доктора Старцева и Котика? (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”) Тема сочинения напоминает человеку о том, что, совершая жизненный маршрут, следует помнить, что во многом от человека зависит, будет ли этот маршрут черно-белым, серым или цветным. Серьезным испытанием на жизненном пути человека является любовь, особенно, если речь идет о чеховских Read More .

Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”.) В коротких рассказах А. П. Чехова зачастую вмещаются целые человеческие судьбы. Всего несколько страничек текста, а читателю кажется, что он прочитал целый роман,- столько он получил впечатлений и столько перед ним встало вопросов, требующих глубоких размышлений. Таков рассказ Чехова “Ионыч”. Read More .

Крушение человека в повести Чехова “Ионыч” Повесть “Ионыч” (1898) также рассказывает о крушении человека, который оказался побежденным той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он сам искренне презирает. Это история падения молодого талантливого врача, который выбирает путь постепенного материального обогащения и одновременно Read More .

Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”) Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости. Эта тема Read More .

Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова “Ионыч” В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность Человека и другие, всегда стояли в центре Read More .

Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова “Ионыч” В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре Read More .

Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”

Школьное сочинение

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу “среда заела”. Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе “Ионыч” как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — “обретение”: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: “. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”. В это время герой знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а “выезжает” уже “не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: “Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!”

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание “дьячковского сына” обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ “Ионыч” — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было “светлый огонек” и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как “среда заела человека”, но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе “Ионыч” звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

Ссылка на основную публикацию
×
×