Отношение автора к своим героям в пьесе Вишневый сад: сочинение

Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”

Школьное сочинение

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу “среда заела”. Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе “Ионыч” как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — “обретение”: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: “. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”. В это время герой знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а “выезжает” уже “не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: “Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!”

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание “дьячковского сына” обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ “Ионыч” — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было “светлый огонек” и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как “среда заела человека”, но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе “Ионыч” звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

Отношение автора к своим героям в пьесе “Вишневый сад”

Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс. А. П. Чехов Пьеса Вишневый сад была написана А. П. Чеховым незадолго перед смертью, в 1904 г., явившись своеобразным ответом на вопросы, которыми было озадачено общество в то время. Прощание новой, молодой завтрашней России с прошлым, отживающим, устремленность к завтрашнему дню России в этом заключается содержание Вишневого сада. Поэтому не случаен и выбор основных тем, поднятых в пьесе: гибель дворянства и борьба передовых представителей этого самого дворянства с пережитками прошлого, со всем, что мешало жить. Пьеса еще не была поставлена, но уже стала причиной острой полемики, продолжающейся и поныне: каков жанр пьесы? Что это драма или комедия? Чехов настаивал, чтобы при постановке его пьесы не было плачущего тона, но постановщики представляли абсолютно другую трактовку, которую автор принципиально отвергал: Немирович и Алексеев (Станиславский) в моей пьесе видят положительно не то, что я написал. Но этот спор между величайшими художниками своей эпохи был лишь еще одним свидетельством глубины и многозначности Вишневого сада. Удивительно, что, когда мы смотрим на сцене или читаем чеховскую пьесу, мы постоянно чувствуем присутствие автора в каждой сцене, в каждом эпизоде. Его чувства, мысли, отношение к людям и событиям прослеживаются во всем: в репликах персонажей, в ремарках, в лирических отступлениях и в ритме драматического действия. Особый лиризм чувствуется во всем, что касается образа сада. Когда сам автор произносил название своей пьесы, казалось, что речь шла о чем-то нежно любимом, невыразимо прекрасном. Атмосфера нежности, уюта окутывает вишневый сад на протяжении всего произведения, о чем свидетельствует первая ремарка: Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник…. И далее образ сада зримо или незримо присутствует в каждой сцене, в каждом действии; он в центре переживаний, надежд, тревог, споров. В своей пьесе Чехов создал целую галерею образов и характеров. Они сложны и противоречивы, в них смешаны добро и зло, свет и тень, комическое и трагическое. Противоречиво и отношение автора к главной героине пьесы Любови Андреевне Раневской. Она слабая, безвольная женщина, воспитанная в лучших дворянских традициях, которая абсолютно не умеет тратить деньги, распоряжаться своим хозяйством. Об этом говорит Аня, рассказывая о своей поездке в Париж: Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего… И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю…. С помощью всего нескольких штрихов Чехов заставляет нас усомниться в искренности чувств Раневской: все переживания ее выражаются несколько преувеличенно: Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой…. И все же в Раневской многое вызывает симпатию. В ней есть широта натуры, доброта, способность к искреннему, горячему чувству. Хороший она человек. Легкий, простой человек, говорит Лопахин. Не менее интересно отношение Чехова и к представителям поколения будущего. Оправдывая, с одной стороны, поступки Лопахина, называя его прямым потомком тех, чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду, автор не дает нам увлечься и впасть в заблуждение. Какую новую жизнь можно построить, окончательно разрушив прошлое загубив прекрасный вишневый сад и наживаясь на спекуляциях дачами? Чехов отчетливо видел и понимал хищническую природу капитала, но, будучи мудрым художником-реалистом, он не выводит ее из личных особенностей капиталиста, наоборот, показывая, как приобретательство постепенно калечит недюжинного человека, постепенно превращаясь в его вторую натуру. И все же не стоит забывать: когда Лопахин, купив вишневый сад, торжественно и хвастливо объявляет об этом, слезы Раневской вдруг потрясают его. Ликование нового хозяина сменяется горечью и печалью: О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь. Люди, хорошо знавшие Чехова, неизменно отмечали его душевную бодрость, светлый взгляд в будущее. Эта определяющая черта характера писателя и его таланта в Вишневом саде проявляется двояко: и в том, как умеет Чехов смеяться над отживающим, и в том, как он любит молодое поколение России и с какой надеждой смотрит на него. Вообще, радость в этой пьесе никогда не живет без печали, и за самой окрыленной мечтой стелется по земле неизбежная тень.

Читайте также:  Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова Вишневый сад. (Анализ сцены.): сочинение

Сочинение по литературе на тему: Отношение автора к своим героям в пьесе “Вишневый сад”

Другие сочинения:

“Вся Россия – наш сад!” (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”) Сравнение “Вся Россия – наш сад!” в пьесе Чехова “Вишневый сад” очень символично, ибо с той красотой вишневого сада, которая гибнет от стука топора, умирает и вся Россия. Образ сада – образ самой родины. Именно тема родины – внутренняя поэтическая Read More .

НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ, БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ “ВИШНЕВЫЙ САД” Конец девятнадцатого – начало двадцатого – время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе Read More .

Тема памяти в пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехова Когда один из основоположников Московского Художественного те­атра К. С. Станиславский позна­комился с текстом “Вишневого сада”, он послал Чехову восторженное письмо, в котором содержалось высказывание: “Я объявляю эту пьесу вне конкурса и не подлежащей критике. Кто ее не понимает, тот дурак”. Read More .

Сочинение на тему “Личное отношение к образам Любови Андреевной Раневской и Пети Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” Перечитав в очередной раз одно из моих любимых произведений, пьесу Антона Павловича Чехова “Вишневый сад”, я сделал для себя окончательный вывод Относительно образов Раневской Любови Андреевной и “вечного студента” Пети Трофимова. Буду честен и откровенен – личности их мне не Read More .

Ход времени в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” – шаг в развитии Чехова-драматурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить существующее состояние страны, найти выход из многочисленных противоречий, охвативших Россию Read More .

Драматургические приемы в пьесе “Вишневый сад” Из драматургических приемов, осуществленных Чеховым в пьесе “Вишневый сад”, необходимо указать еще на следующие: Чехов расширяет и углубляет содержание пьесы путем введения так называемых несценических образов. Анализ пьесы показывает, что помимо пятнадцати действующих на сцене лиц, в ней фигурируют еще Read More .

Взгляд А. П. Чехова на судьбу России (по пьесе “Вишневый сад”) “Вишневый сад” – последняя пьеса гениального Чехова. В ней нашли свое выражение философские размышления драматурга: о судьбе России – ее прошлом, настоящем и будущем; о современниках и потомках, о быстротечном времени, о предназначении человека. В центре пьесы находится судьба имения Read More .

Анализ пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” – последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени “дворянских гнезд”. В письме к Н. А. Лейкину Чехов признавался: “Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического Read More .

Сочинение по пьесе Вишневый сад Чехова рассуждение

Написание пьесы «Вишневый сад» происходило на фоне внешних и внутренних изменений.

Экономическая нестабильность в стране, когда уходило в прошлое дворянское превосходство и приходили люди нового, современного типа. Также предсмертное состояние самого Чехова, его личные наблюдения и переживания отображаются в содержании произведения.

Герои пьесы из трёх часовых измерений: кто-то не может оставить прошлое, некоторые живут одним днём, а иные строят несметные планы.

Среди людей былого века, которые не оставляю надежд вернуть прежнюю власть – Раневская и Гаев. Подобные люди не могут выйти из зоны комфорта и приспособиться к совершенно новой жизни.

Среди представителей «новой жизни» – купец Лопухин. Примечательно то, что он хозяин своей жизни, не боится труда и почитает отдых. На месте вишнёвого сада Лопухин хочет построить новую Россию. Но вряд ли возможно, искоренить старое и получить достойный результат.

Романтичное и беззаботное поколение представляют Анна Раневская и Пётр Трофимов. Эти молодые люди едва не знают, что с ними будет через час, не говоря о будущем. Они не гложут свою душу переживая о том какая судьба выпадет на их долю и сколько испытаний им нужно будет пережить. Аня и Петя живут мечтой создать сад краше прежнего. Чистые, незапятнанные души живут в этих юных, возможно им удастся своей добротой изменить общество, а затем и страну.

Именно в них Чехов видит пример прогрессивного общества, которое уличит интеллигентов, покажет их мужицкую сущность.

Нельзя сказать, что Чехов не даёт волю каждому поколению, он лишь показывает варианты восстановления великой России.

Возможно, второе начало России дадут простодушные, чистые сердца или с помощью коренных изменений Лопухина может выйти какой-то результат.

Кто же может дать новую жизнь Родине? Возможно, Чехов предоставляет выбор будущего народной мысли.

Вариант 2

Центральную роль в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» занимает помещичья усадьба, которая славится своим вишневым садом. По сути вишневый сад в пьесе — это символ не только красоты природы, но и внутренний мир владельцев и всех, кто причастен к саду.

Антон Павлович собирает вокруг усадьбы всех героев пьесы, которые волею случая должны решить судьбу вишневого сада и свою собственную судьбу. Каждый персонаж практически досконально и живо прорисован. Читатель невольно сочувствует каждому из них.

Родные брат и сестра Гаев и Раневская живут прошлым. Они интеллигентные, добрые, отзывчивые люди, умеющие ценить красоту и прекрасное. Их монологи изящны и полны чувств. Любовь Андреевна Раневская — это удивительный образ, который притягивает к себе и которому хочется подражать. Ее поступки парадоксальны, но в итоге любовь к человеку, которую Раневская ставит во главу угла, позволяет ее оправдать. Гаев получился скорее комическим образом и не вызывает такого сочувствия.

Другие персонажи — это Лопахин, Петя Трофимов, Аня, дочка Раневской, Варя, ее приемная дочь, Шарлотта, Фирс и так далее. Ермолай Лопахин — яркий представитель делового мира. Он, выросший в усадьбе, рядом с Раневской и тайно в нее влюбленный, имеет тонкую душевную организацию, умеет ценить красоту и искренне считающий, что прекраснее вишневого сада ничего нет на свете. Но Лопахин человек активный и инициативный, поэтому старается предпринять что-либо для спасения участка. Но его предложение отдать сад под дачи, аристократичным наследникам кажется пошлым.

Несмотря на тонкую организацию, Лопахин в итоге показывает свое истинное лицо. Купив на аукционе вишневый сад, ему не хватает широты души подарить его владельцам. Он искренне радуется тому, что является хозяином там, где когда-то его дед был крепостным и это чувство его губит. От радости Ермолай даже не замечает горя Раневской и Гаева. В последнем акте он дает распоряжение вырубать сад, не дождавшись отъезда бывших владельцев. В лице Лопахина Чехов пророчески изобразил тех, кто в дальнейшем будет возглавлять революцию.

Петя Трофимов — «вечный студент». Он скорее пародия на революционеров, однако его образ достаточно узнаваем. В те годы подобных мечтателей было достаточно. Высказывание Трофимова, что он и его последователи выше любви может вызвать только улыбку. Но он не так безобиден, как кажется, ведь Аня следует ему и надеется на счастливое будущее. Судьба сада их также не волнует.

Единственным цельным, преданным персонажем во всей пьесе является старый слуга Фирс, которого волнует и сад и его хозяева. Ирония судьбы в том, что о Фирсе все забывают и оставляют одного, старого и больного в пустом доме.

Вишневый сад — это символ красоты и любви. Но в начале девятнадцатого века ценители красоты не хотели за нее бороться, другие проходили мимо, а люди практичные и энергичные наживались на ней.

Сочинение 3

«Вишневый сад» – пьеса русского писателя Антона Павловича Чехова. Произведение было написано в 1903 году. Основной темой является рассуждение писателя о прошлом, настоящем и будущем страны. Начало 20 века – непростое время в истории России, разрушается старый уклад общественной жизни, на смену старому приходит что-то совершенно новое, одновременно пугающее и дающее надежду на светлое будущее для всей страны.

Геав и Раневская представляют в пьесе век «минувший». Брат и сестра являются представителями дворянства. Они умеют ценить красоту, вишневый сад для Гаева и Раневской символ их молодости, он оживляет в их сердцах счастливые воспоминания юности. Но, несмотря на то, что вишневый сад и усадьба дороги героям, они не предпринимают никаких действий, кроме как возвышенных речей, для его спасения. Таким образом, в пьесе показано угасание дворянства, вместе с садом погибают традиции и устои прошедшего века.

Настоящее страны – это Лопахин, деятельный энергичный человек. Благодаря своему упорству и труду герой смог добиться в жизни того, к чему стремился. Лопахин предлагает Гаеву и Раневской сдать сад и землю в аренду дачникам, это могло бы спасти имение брата и сестры. Но Гаеву и Раневской чуждо принятие такого решения. Тогда Лопахин сам выкупает сад. Не медля ни минуты, он преступает к реализации своих замыслов: начинается вырубка деревьев. Лопахин знает, что для Раневской сад – это нечто большие, чем деревья, это ее молодость, красота, воспоминания о беспечной юности. Однако герой не щадит чувств помещицы, не дет ее отъезда, чтобы не причинять напрасных страданий душе Раневской. Она слышит, как стучит топор, вырубая ее прошлое.

В лице кого в пьесе писатель видит будущее страны? Петя Трофимов – вечный студент, который проповедует веру в лучшее. Трофимов – правдолюб, он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным», материальные блага также не привлекают героя. Петр готов разрушить до основания и прошлое, и настоящее страны. Но что будет потом? Герой говорит о том, что можно вырастить новые сады. Но разве это возможно, не ценя красоту, не ощущая любви в своем сердце. Трофимов создает впечатление несерьезного поверхностного человека. Чехова не радует такое будущее для страны.

Таким образом, в пьесе нашло отражение прошлое, настоящее и будущее России. И если о прошлом можно говорить, как о чем-то уже свершившемся, а настоящее с каждой минутой становится все более ясным, то будущее предстает волнительным и неопределенным.

По произведению Вишневый сад

Главным героем является сам вишневый сад, за которым следят Раневская и Гаев. Именно там собирается вся семья, и потом решают все свои проблемы и дела. Кроме этого они должны были решить судьбу этого самого сада, ведь он не всегда будет таким благоухающим и красивым. Сюда спешили все кому он так нравился. Также здесь можно было ненадолго позабывать о своих проблемах и занять мысли совсем другими делами или побыть наедине с самим собой и решить важные для себя дела и принять решения.

Читайте также:  К чему стремятся и в чём разочаровываются героини пьесы А. П. Чехова Три сестры?: сочинение

Вот только хозяева данного сада не очень-то следят за ним, и поэтому постепенно он начинает увядать и чтобы они не старались сделать, но ничего не получается. Больше их волнует их личная жизнь, а вот сад находится на втором или последующем месте. А вот один богатый купец решил помочь ребятам и тем самым заиметь данный сад в свои руки. Но хозяева не знают что делать дальше и поэтому постоянно плачут о том, что он совсем скоро погибнет. Всем своим соседям они говорят о том, что если продадут или избавятся от сада, то вскоре и их жизнь закончится.

А поскольку ничего изменить нельзя, именно поэтому сад был выставлен на торги. В результате он достался одному богатому помещику. Вот только разводить его он не собирается, наоборот, у него имеются совсем другие планы. Он хочет пустить его на дрова и получить большие деньги за них. Лопахину очень нравится то, что он недавно приобрел. Ему совсем неважно, что данный сад давно рос и расцветал, а теперь он хочет все разрушить и погубить все, что создавалось много лет. А в итоге все разъясняется, и главные герои решают все свои проблемы одним махом. Брат и сестра перебираются в другой город и там начинают жизнь с нового листа и давно уже не вспоминают про сад.

Молодые хозяева внушают надежду на то, что жизнь не будет такой уж плохой и все может поменяться в лучшую сторону. Девушке наоборот хочется идти вперед, а вот о прошлом она не хочет даже вспоминать. Петя поступил в институт, о котором так давно мечтал. Вот только денег у него так и нет, и никогда не будет, хотя парень умный и может говорить умными фразами.

А вот сад показывает все, что связано с прошлым и будущим. Хотя в будущем он будет вырубленным и уничтоженным. Вот также и среди людей, ненужных людей будут уничтожать.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Вишневый сад Чехова

Популярные сегодня темы

Франт – мужчина средних лет, скверного характера, который ни о чём, кроме собственной выгоды не думает. Его не волнует состояние окружающих, ему также безразличны их переживания

Старый солдат в отставке, по прозвищу Кукушка, приехал зимой в караулку сторожить лес от вырубания. Он был бедный, а прозвище у него такое потому, что в молодости он сторожил скот.

После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Тема любви в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» раскрыта многогранно, удивительно и противоречиво. Непростая судьба главного героя Юрия Живаго, интеллигента, принявшего не без некоторых сомнений революцию

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Герои пьесы Чехова «Вишневый сад»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 04.02.2020

Антон Павлович Чехов всегда уделял большое внимание персонажам, тщательно прорабатывая детали их образа. В его произведениях нет ни одного «лишнего» героя, который не нес никакой смысловой нагрузки. Каждый персонаж рассказов и пьес Чехова неизменно занимает свое место, позволяющее лучше понять взаимоотношения героев, общий замысел произведения. Чтобы лучше понимать, что хотел сказать автор, необходимо детально проанализировать каждого героя, которого он ввел в пьесу.

Список героев

  1. Раневская Любовь Андреевна, помещица.
  2. Гаев Леонид Андреевич, родной брат Раневской.
  3. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
  4. Аня, родная дочь Раневской.
  5. Варя, приемная дочь Раневской.
  6. Трофимов Петр Сергеевич, студент.
  7. Шарлотта Ивановна, гувернантка.
  8. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
  9. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
  10. Дуняша, горничная, Яша, молодой лакей.
  11. Фирс, старый лакей.
  12. Начальник станции.
  13. Прохожий.
  14. Почтовый чиновник.
  15. Гости, прислуга.

Главные герои пьесы

  1. Раневская Любовь Андреевна – некогда богатая и влиятельная помещица, привыкшая жить на широкую ногу. Брак героини оказался не слишком удачным. Она не любила мужа, который испытывал страсть к алкоголю, в итоге погубившего его. Настоящей личной драмой для Любови Андреевны стала трагическая смерть младшего сына, утонувшего в реке. Спасаясь от тяжелых воспоминаний, героиня отправилась во Францию. Она по-прежнему вела беспечную жизнь, хотя финансы ее подходили к концу. Во Франции женщина вступила в связь с альфонсом, который обокрал ее и бросил. Раневской не оставалось ничего иного, как вернуться в Россию, в родовое гнездо. Она мечтала начать новую жизнь, но этого не произошло.
  2. Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской, беспечная, живая, энергичная девушка, которой не терпится войти во «взрослую» жизнь. Она неопытная и наивна, но жизненная энергия Ани настолько сильна, что буквально захлестывает через край. Юная девушка влюблена в учителя Петра Трофимова, в котором видит идеал прогрессивного человека. Его жизненные идеи увлекают Аню, которая стремится во всем соответствовать своему возлюбленному. Она готова отправиться за ним хоть на край света.
  3. Гаев Леонид Андреевич – брат Любови Андреевны, который прожил свою жизнь, по большому счету, зря. У него нет ни семьи, ни даже сердечной привязанности. Леонид Андреевич беспокоит лишь один человек – он сам, и его переживания сводятся лишь к тому, чтобы ничто не нарушало его комфортное существование. Привыкший всю жизнь паразитировать на других людях, он не представляет, что такое труд, преодоление жизненных трудностей. Гаев – это классический образец настоящего эгоиста, который не знает, что такое ответственность. Круг интересов героя весьма узок – игра в бильярд да пустословие. Жизнь Леонида Андреевича пуста и никчемна.
  4. Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, который смог достигнуть материального благополучия лишь благодаря своему трудолюбию и целеустремленности. В прошлом был крепостным у Гаевых, однако память о низком происхождении не мешает ему уверенно двигаться вперед и общаться на равных с семейством помещиков. Он даже искренне пытается помочь Любови Андреевной, предлагая вырубить вишневый сад и устроить на его месте дачный поселок. Лопахин – настоящий трудоголик, который привык работать в поте лица. Он начисто лишен зависти, скупости, жестокости, однако в погоне за состоянием он утратил духовное начало, стремление к культуре и просвещению.

Персонажи и их роль в произведении

  1. Раневская Любовь Андреевна – эмоциональная, чувствительная женщина, живущая лишь собственными чувствами и переживаниями. Слабая, мягкая, не способная постоять за себя, абсолютно не приспособлена к жизни. Как следствие, окружающие часто пользуются ее добротой и бесхарактерностью. Героиня – совершенно незрелая личность, не готовая брать ответственность за собственные поступки. Она по-детски легко выражает эмоции, ласково называет любимых людей. Но вместе с тем, точно так же ласково она называет и предметы мебели, не делая тем самым разницы между людьми и вещами. Забота о близких ее весьма поверхностна, ее совершенно не беспокоит судьба слуг, которые верой и правдой служили ее семье много лет. Так, Любовь Андреевна никак не реагирует на известие о смерти своей старой нянюшки, продолжая пить кофе. А о старом лакее Фирсе она вовсе забывает, оставляя его умирать в одиночестве в покинутом всеми доме. Несмотря на то, что Раневская является владелицей поместья, мало кто считает ее настоящей хозяйкой. Писатель раскрывает все грани этого женского образа, демонстрируя все его неоднозначность. С одной стороны, Раневская – абсолютная эгоистка, думающая исключительно о собственных чувствах. Она беспечно уехала в Париж, оставив семью, где завела любовника. С другой стороны, это добрая, отзывчивая женщина, готовая оказать бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается.
  2. Аня – родная дочь Раневской, семнадцатилетняя девушка. Это очень добрая, нежная девушка с большим любящим сердцем. Она старается во всем видеть прекрасное, и даже неустроенность собственной жизни не огорчает ее. Аня умеет черпать вдохновение, любуясь природой, слушая пение птиц. Она замечает все ошибки матери, но не порицает ее, а, напротив, жалеет. Девушка мечтает, чтобы рядом с матерью был настоящий верный друг, способный защитить ее от всех житейских бурь.
  3. Варя – приемная дочь Раневской. Девушка строгая, дисциплинированная, очень ответственная, настоящая труженица. Добровольно взвалив на себя бремя заботы о поместье и домочадцах, он немного очерствела душой. Варя – человек глубоко верующий. Возможно, именно по этой причине она не предпринимает никаких действий, чтобы как-то изменить свою жизнь в лучшую сторону. Ей всего двадцать четыре года, но многим она не по душе из-за своего занудства.
  4. Гаев Леонид Андреевич – старший брат Любови Андреевной. Абсолютный эгоист, равнодушный к судьбам людей, даже своих близких. Человек с ограниченным мировоззрением, озабоченный лишь удовлетворением собственных желаний и интересов. Он очень любит ораторствовать, но никто из близких уже давно не обращает внимание на его бесконечные монологи. Его совершенно не волнует дальнейшая судьба вишневого сада, но вместе с тем он привязан к старым вещам, с которыми связывает комфорт своей жизни. Совершенно не приспособленный к жизни, Гаев видит решение проблемы в выгодном замужестве Ани или же получении наследства. Решить проблему собственными силами он попросту не в состоянии.
  5. Лопахин Ермолай Алексеевич – богатый купец, который благодаря настойчивости, трудолюбию и бережливости смог пробиться «в люди». Родители Лопахина были крепостными крестьянами в семье Раневской. Образец истинного дельца, чьи мысли посвящены исключительно сделкам. Не обучен хорошим манерам, не способен ухаживать за барышнями и проявлять себя галантным кавалером. Рациональный, адекватный, приземленный человек, твердо стоящий на ногах.

Характеристика героев

  1. Раневская Любовь Андреевна – изнеженная, легкомысленная, совершенно безответственная женщина, привлекающая к себе людей добротой и легким характером. Вернувшись домой после пятилетнего пребывания в Париже, она будто вдохнула жизнь в старый родительский дом. В нем вновь поселились уют, тепло, душевная атмосфера. Однако подобные приятные перемены продлились недолго – они омрачились неприятным известием о вынужденной продаже имения. Писатель недаром сделал образ Раневской нервным, трагичным, с надрывной стрункой – именно в таком состоянии пребывало русское дворянство на рубеже веков. В нем сочетались избалованность, рафинированность, склонность к предрассудкам с такими замечательными качествами как тонкость чувств, душевная щедрость, образованность и культура.
  2. Аня – дочь Любови Андреевной. В силу своего юного возраста Аня полна неуемной жизненной энергии, самых светлых и радужных надежд на будущее, огромного желания любить и быть любимой. За неимением никого более подходящего в своем близком окружении, она находит идеал мужчины в Петре Трофимове. Не обладая даже ничтожным жизненным опытом, наивная и доверчивая девушка слепо верит всему, что с таким жаром говорит студент. Аня пытается осознать всю многогранность окружающего мира, но это у нее не особенно получается. Она не видит реальных проблем, обрушившихся на ее семью, не понимает всю важность сложившейся ситуации. Писатель полагал, что будущее Росси – за этой героиней. Но он так и не смог дать точный ответ – получится ли у нее изменить будущее страны или же она продолжит витать в своих грезах.
Читайте также:  Новаторство драматургии А. П. Чехова: сочинение

Как Чехов относится к своим героям?

В пьесе нет такого героя, к которому бы Антон Павлович относился бы холодно или равнодушно. В каждом из них он видел определенные достоинства, однако ни в одном из героев он не видел будущего России. Даже, казалось бы, такие прогрессивные и одухотворенные молодые люди, как Аня и Петр Трофимов, не внушали доверие писателю.

Антон Павлович изобразил центральных персонажей настоящими страдальцами. Раневская и Гаев как представители уходящей эпохи, молча страдают от безысходности всего происходящего. Они понимают, что их былому величию приходит конец, и все, что им остается – влачить жалкое существование на вырученные после продажи имения деньги. Страдает и Лопахин, который осознает, что никогда не сможет стать полноценным хозяином выкупленного им имения. По этой причине он решает вырубить прекрасный вишневый сад как символ прошлой жизни, дворянского благополучия, и распродать землю под дачи. В свою очередь, Петя и Аня также не могут быть гарантом счастливой будущей жизни. Трофимов в силу своего слабовольного характера не способен на решительные поступки. Аня же настолько юна и неопытна, что трудно предсказать, как разовьется ее личность. В отличие от Трофимова, в ней есть внутренний стержень и, возможно, со временем она станет способна на решительные действия. В настоящий момент, все, на что способна героиня – искренняя вера в лучшее и желание посадить новый сад.

Антон Павлович по-своему сочувствует каждой стороне. В Любови Андреевне он ценит доброту и душевную простоту, в Лопахине – здравый смысл и способность к компромиссам.

Чем похожи все герои пьесы?

Все герои пьесы обладают противоположными характерами и жизненными ценностями. Их разделяет огромная пропасть непонимания, и никто из них не стремится понять другого – каждый зациклен исключительно на собственных чувствах и переживаниях. Но при этом героев объединяет глухое одиночество. У них нет верных друзей, единомышленников, нет настоящей любви, способной придать смысл жизни. Все они плывут по течению, не ставя перед собой никаких серьезных задач и целей. И каждый из них по-своему несчастлив. К примеру, Любовь Андреевна переживает глубокое разочарование в любви и в целом в собственной неустроенной жизни. Ее брат с горечью осознает, что дворянское происхождение и прекрасные манеры не являются гарантом финансового благополучия и могущества. Ему тяжело смириться с тем, что Лопахин – вчерашний крепостной – отбирает родовое гнездо, и становится в нем полноправным хозяином, даже не будучи дворянином. У Анны нет приданого, чтобы достойно выйти замуж, ее будущее весьма туманно. Трофимов страдает от понимания того, что нужно что-то менять, но как это сделать, не имеет ни малейшего представления. У молодого человека нет ни денег, ни связей в обществе, ни внутреннего стержня. Лопахине же осознает свое истинное положение. Он не чувствует себя ровней господам, хотя и гораздо богаче их.

«Вишневый сад» главные герои

Пьеса Чехова «Вишневый сад» – сочинение, показывающее процесс упадка дворянского сословия. Смысл произведения в том, что страна оказалась перед выбором, и что будет следующим шагом, трудно предугадать. Автор указывает на ошибки прошлого, жесткие пороки настоящего, и вселяет веру в будущее. В пьесе «Вишневый сад» герои являются отражением общества того периода.

Характеристика героев «Вишневый сад»

Главные герои

Любовь Андреевна Раневская

Эмоциональная женщина, любит сорить деньгами. Ни в чем себе не отказывает, хотя знает, что денег нет, имение идет с торгов. Ее отношение к жизни безответственно, она живет одним днем, не задумываясь о будущем, и стараясь спрятаться от неприятных моментов и трудностей. Почти разорилась, живя за границей, но и после продажи имения вновь отправляется в Париж.

Лопахин Ермолай Алексеевич

Один из главных героев «Вишневого сада», сыгравший большую роль в жизни Раневских. Родом из мужицкого сословия, теперь богатый купец, в котором сильно развита предприимчивость. Он расчетливый и грубоватый человек, получает удовлетворение, купив имение Раневской.

Второстепенные персонажи

Гаев Леонид Андреевич

Как и сестра, склонен к сентиментальности, чтобы уменьшить страдания сестры по поводу продажи родового имения, выдумывает нереальные планы, чтобы избежать разорения. Много говорит, но мало делает.

Петр Сергеевич Трофимов

Считается самым странным персонажем пьесы. У него неординарные взгляды на жизнь. У него нет дома, нет работы, очень любит рассуждать, противоречит сам себе.

Образ Ани в пьесе выражается автором в нежных и романтических эпитетах. Поддерживает во всем мать, но в ней уже просыпается тяга к новому, появляются прогрессивные мысли.

Человек настоящего времени, живет в реальном мире, это простая крестьянская девушка, слишком приземленная. Приходясь приемной дочерью Раневской, она ведет хозяйство в их имении. Влюблена в Лопахина, но девичья скромность не дает ей признаться ему в этом самой.

Борис Борисович Симсонов – Пищик

Яркий представитель разорившегося дворянства, погряз в долгах. Постоянно находится в поисках денег, чтобы как – то покрыть долги. Всем угождает и унижается, лишь бы его выручили. Всегда надеется на какой-нибудь счастливый случай, и иногда ему везет.

Шарлотта Ивановна

Ничего не известно об ее происхождении, и о возрасте. Гувернантка Любовь Андреевны. Сама о себе рассказывает, что ее детство прошло в церковной семье, доказательством этого является ее умение демонстрировать различные фокусы. Живет в окружении людей, чувствуя себя одинокой.

Семен Пантелеевич Епиходов

Главная характеристика героя – «обижен судьбой». С ним постоянно происходят нелепые случаи и курьезы, он очень неуклюжий и неловкий. Считает себя образованным человеком, но не умеет правильно формулировать мысли, от этого высказывания его выглядят туманно.

Дуняша

Служанка Раневских, простая крестьянка с большими запросами. Старается выглядеть и одеваться как знатная дама. Ее тщетные попытки изображать уточненную светскую особу, вызывают жалость.

Старый и преданный слуга, служивший семье Раневских еще при крепостном праве. По – родственному относится к своим хозяевам, заботится о них, как о малых детях. Хозяева, уехав из имения, забыли своего верного слугу, а он продолжает о них заботиться, думает, что забыли теплые вещи, и могут простудиться. Так и умирает с мыслью о своих хозяевах.

Представитель нового поколения, считает себя образованным человеком. Жизнь в Париже превратила лакея в безнравственного и бездушного человека. Высокомерно относится к русскому народу. В слепом поклонении загранице, считает его ничтожным и необразованным. Список пороков этого персонажа безграничен.

В этой таблице дана краткая характеристика героев.

Сочинение по роману А. П. Чехова Вишневый сад

Ответ

Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым в 1904 г. – на последнем году жизни писателя. Она была воспринята читателем, как творческое завещание талантливого сатирика и

даматурга. Одной из главных тем этой пьесы является тема будущего России, связанная в

ней с образами Пети Трофимова и Ани – дочери Раневской. Освещая эту тему, Чехов

одновременно поднимает в пьесе ряд других проблем, характерных для всей русской

литературы в целом. Это проблемы отцов и детей, человека-деятеля, любви и страданий.

Все эти проблемы переплетаются в содержании “Вишневого сада”, которое заключается в прощании новой, молодой России со своим прошлым, в устремленности ее к завтрашнему Я, светлому дню. Образ России воплотился в самом названии пьесы “Вишневый сад”. “Вся Россия – наш сад,” – говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье: “..л люблю этот дом, без

вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом. “. Но для Раневской и Гаева вишневый сад – символ прошлого.

Другой герой – деятельный Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирующий собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития. Будущее процветание России Чехов связывает с молодым поколением, представленным в пьесе Петей Трофимовым и Аней. Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады. Петя Трофимов – сын аптекаря, разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он беден и знаком с тяжелой жизнью народа. Когда бывает зима, Петя встревожен, часто голоден, потому что ему приходится жить в дворянской усадьбе, хозяев которой он осуждает за бездействие и паразитизм. Он верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетенное положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умен, горд и честен в свою помыслах. Он живет верой в прекрасное будущее России и с восторгом делится этой верой с окружающими: “Вперед! Не отставайте, друзья!”. Его речь светла, убедительна, полна патриотизма. Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ или излишне категоричен, как это свойственно молодости. Однажды он заявляет Раневской: “Мы выше любви!”. Такие случайности в его поведении позволяют старшему поколению считать его недотепой или “облезлым барином”, как назвала его Варя. Но светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей Родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани – дочери Раневской. Аня – молодая, образованная девушка. Ее душа отличается непосредственностью и красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полету на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе. Трофимов сумел разбудить в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка хочет порвать со скучным и бесполезным своим прежним существованием, Она решает сдать экзамен за курс гимназии и начать новую деятельную жизнь, принося реальную пользу Родине и людям.

Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду и лучшее будущее. Именно с их жизнью связываем Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли. Несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, ‘ что придут новые люди и посадят новые сады, “прекраснее которых нет ничего на свете”.

“Вишневый сад” – великое создание Чехова, поставившего комедию в один ряд с драмой и

трагедией, поднявшего ее на недосягаемую высоту.

Ссылка на основную публикацию
×
×