Образы-символы в пьесах А. П. Чехова: сочинение

Образы-символы в пьесах А. П. Чехова

“Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле”.

А. П. Чеховым написано огромное количество бессмертных произведений: рассказов, фельетонов, повестей, но особое, привилегированное место в его творчестве занимают пьесы. “Вишневый сад”, “Три сестры”, “Чайка” – бесценное наследие чеховской драматургии, классика мировой сцены. Его пьесы отражают целую галерею человеческих типов, образов со своим особым характером и со своей судьбой.

Наряду с героями пьесы, в тесной взаимосвязи с ними существует персонаж, не упомянутый в списке действующих лиц, но по своей значимости ничуть не уступающий им, – это тот самый вишневый сад, имеющий в пьесе свой символический смысл, особый лиризм. Когда сам автор произносил название

Для Раневской и Гаева, представителей “прошлого”, вишневый сад – это воспоминание о детстве, благополучии, предмет гордости; наконец, это единственное место в мире, где они еще чувствуют себя дома. Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивый объект для вложения капитала и энергии предпринимателя. Ане, представительнице “будущего”, кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит в прошлое, а с ним и вся “старая жизнь” – вечное ожидание аукциона, грошовые расчеты, подачки и долги.

Образ вишневого сада движется, изменяется на протяжении пьесы, он наполняется новыми значениями по ходу действия пьесы на сцене, в сознании читателя и зрителя. Как бы ни толковался этот образ-символ, исчерпать его содержание едва ли возможно, мы чувствуем, что речь идет о вечных ценностях, которые люди должны сохранять. На фоне многоликого, преданного вишневого сада Чехов показал будничный трагизм своих никем не любимых героев: они одиноки и несчастны в вечном круговороте жизни. Но смысл пьесы этим не исчерпывается. На заре нового века писатель предостерег: забывая прошлое – “вишневый сад”, невозможно всерьез думать о будущем, о России, которая должна стать “нашим садом”.

Более сложный, скрытый образ-символ мы видим в другой пьесе великого драматурга. На первый взгляд может показаться, что сюжет “Чайки” сводится лишь к истории классического любовного треугольника – Нины Заречной, Константина Треплева и известного писателя Тригорина, но это не так. Главное в “Чайке” – тема подвига. В искусстве успех сопутствует лишь тому, кто способен на подвиг.

Сквозь мрак, тяжесть и “грубость” жизни, преодоленные героиней, читатель слышит лейтмотив “Чайки” – тему полета, победы. Полета над трудностями жизни к простому человеческому счастью. Нина отвергает версию о том, что она – погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достижения, вся жизнь – только “сюжет для небольшого рассказа”. Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной, свободной птицы – такова глубокая поэтическая тема чеховской пьесы.

Антон Павлович Чехов выступил подлинным реформатором театра. Его пьесы – “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” – открыли новую эпоху в истории драмы и оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии ХХ в. В этих пьесах нашли воплощение как уже сложившиеся, так и абсолютно новые драматургические принципы. По праву считающиеся классикой, его пьесы до сих пор актуальны и способны без труда пробуждать даже в самых грубых и черствых душах чувство прекрасного, чувство полета над мелочами жизни.

Похожие сочинения:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” И А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та.

Женские образы в пьесах Островского Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы. Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина.

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Произведениям Пушкина свойственны символические образы. Именно они определили поэтику таких произведений поэта, как поэма “Медный всадник” и повесть “Пиковая дама”. Присутствуют символические образы и в пушкинской “Капитанской дочке”. Автор вводит.

Смысл названия пьесы А. П. Чехова Вишневый сад Смысл названия пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” I. Пьеса “Вишневый сад” – пьеса-завещание. II. Пьеса о “тяжкой драме русской жизни” (Станиславский). 1. Драма жизни хозяев поместья. 2. Тема продажи.

Особенности драматургии Чехова Весь творческий путь Чехова связан с театром. Первые его пьесы появились еще в Таганроге. Затем были написаны и поставлены “Иванов” (1887), “Леший” (1888), водевили “Медведь” 1889), “Свадьба” (1889) и др.

Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”) План 1. Образ вишневого сада. 2. Как воспринимается гибель вишневого сада персонажами пьесы. 3. Кто же виноват в гибели сада? Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это свежий и глубокий взгляд.

СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаще всего.

Образы “футлярных людей” в рассказах А. П. Чехова Русская литература 2-й половины XIX века Образы “футлярных людей” в рассказах А. П. Чехова Многие современники А. П. Чехова сетовали на то, что главная черта чеховских рассказов – это неопределенность.

Темы, мотивы, символы A. H. Островский Драма “Гроза” Темы, мотивы, символы В “Грозе” соединились и получили новую жизнь многие важнейшие мотивы творчества А. Н. Островского. Противопоставив “горячее сердце” – молодую, смелую и бескомпромиссную.

Юмор и сатира в пьесах “Клоп” и “Баня” Как известно, особую ненависть Маяковский испытывал к такому разряду людей, которых принято называть мещанами. В своих пьесах “Клоп” и “Баня” он высмеивает мещан, а одного из них волшебной силой искусства.

Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” План 1. Образы пьесы “Вишневый сад”. 2. Трофимов – вестник “новой жизни”. 3. Неоднозначность образа Трофимова. Последней пьесе, написанной Антоном Павловичем Чеховым, судилось стать одним из наиболее известных его произведений.

ДВОРЯНСТВО В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Основными темами пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются гибель “дворянского гнезда”, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России.

Лопахин и Варя в пьесе А. Чехова “Вишневый сад” План 1. Вишневый сад как фон для раскрытия истинной сущности персонажей пьесы. 2. Варя и Лопахин – какими они кажутся на первый взгляд? 3. Схожесть характеров Вари и Лопахина. 4.

БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пьеса “Вишневый сад”, написанная А. П. Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы деятеля, отцов.

Символы и символизм Словом “Симболон” (то есть “знак признания”) в Древней Греции называли разломанную пополам палочку. Когда люди, связанные определенными отношениями или соглашением, надолго разъезжались, то ломали палочку пополам; каждый брал себе одну.

Герои-“недотепы” в драматургии А. П. Чехова План 1. Кто такие “недотепы”? 2. Герои-недотепы в пьесе “Вишневый сад”. 3. Важность сочувствия. Драматургия Антона Павловича Чехова – это настоящий кладезь не только неподдельных, тонких, “настоящих” человеческих эмоций, но.

СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его.

Будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад” Ожидание грядущих перемен, нацеленность на новую жизнь – один из главных мотивов, который зарождается уже в экспозиции, до приезда Раневской. Все действующие лица пьесы живут заботой о ближайшем будущем. Но.

НОВАТОРСТВО ЧЕХОВА-ДРАМАТУРГА В ПЬЕСЕ “ВИШНЕВЫЙ САД” КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ НОВАТОРСТВО ЧЕХОВА-ДРАМАТУРГА В ПЬЕСЕ “ВИШНЕВЫЙ САД” Театральное искусство в начальной своей форме существовало еще в каменном веке. Жизнь древнего человека так или иначе была связана с.

Фольклорные символы в балладе Мицкевича “Свитязь” Озеро Свитязь – одно из красивейших мест Украины, которое находится в Волынской области. В разные времена территория, на которой оно расположено, принадлежала Белоруссии, Литве, Польше. Со Свитязем связано много легенд.

Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал.

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пьеса “Вишневый сад” – последнее произведение А. П. Чехова. Она была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает XX век, и Россия становится капиталистической страной, страной фабрик, заводов.

“Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным” (М. М. Пришвин). (По творчеству А. П. Чехова) Русская литература 2-й половины XIX века “Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным” (М. М. Пришвин). (По творчеству А. П. Чехова) Трудно назвать писателя, наиболее полно.

КТО ЖЕ СПАСЕТ КРАСОТУ? ПО ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Современники Чехова говорили о нем как о натуре исключительной мягкости, о человеке целомудренном, скромном и простом. Это, несомненно, так, но несомненно и то, что этими покоряющими чертами не исчерпывается большой.

МОСКВА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ МОСКВА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА Всей своей жизнью и творчеством А. П. Чехов был тесно связан с Москвой. Писатель любил этот город, чувствовал.

КОМИЗМ СИТУАЦИЙ И ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и.

Читайте также:  Будущее в пьесе А. Чехова Вишневый сад: сочинение

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” “Вишневый сад” – пьеса новаторская по форме, по жанру, по своему мироощущению. Пьеса поднимает важнейшие проблемы, не имеющие однозначного.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” В произведениях Чехова ярко отразилось русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души, ее большая совесть. М. А. Булгаков Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного.

РАЗМЫШЛЯЕМ НАД СТРАНИЦАМИ ПЬЕСЫ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” “Вишневый сад”… Невозможно найти человека, который не знал бы этой пьесы Антона Павловича Чехова. Есть что-то удивительно трогательное в самом звучании этих слов – “вишневый сад”. Это лебединая песня писателя.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” (вариант 1) Пьеса “Вишневый сад”, написанная в 1904 году, незадолго до смерти А. П. Чехова, в какой-то степени является итоговым произведением писателя. В ней он с особой полнотой выразил свои раздумья о.

Образы-символы в пьесах А. П. Чехова

“Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле”. А. П. Чехов. А. П. Чеховым написано огромное количество бессмертных произведений: рассказов, фельетонов, повестей, но особое, привилегированное место в его творчестве занимают пьесы. “Вишневый сад”, “Три сестры”, “Чайка” – бесценное наследие чеховской драматургии, классика мировой сцены.

Его пьесы отражают целую галерею человеческих типов, образов со своим особым характером и со своей судьбой. Особой

Это отчетливо видно в авторских ремарках: “Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник…”. Вчитываясь и вдумываясь в комедию, можно заметить, что все самое главное в созданных Чеховым характерах, в изображении их переживаний, их прошлого и будущего определяется тем, в каком положении каждый оказывается по отношению к вишневому саду. Для Раневской и Гаева, представителей “прошлого”, вишневый сад – это воспоминание о детстве, благополучии, предмет гордости; наконец, это единственное место в мире, где они еще чувствуют себя дома.

Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивый объект для вложения капитала и энергии предпринимателя. Ане, представительнице “будущего”, кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит в прошлое, а с ним и вся “старая жизнь” – вечное ожидание аукциона, грошевые расчеты, подачки и долги. Образ вишневого сада движется, изменяется на протяжении пьесы, он наполняется новыми значениями в процессе жизни пьесы на сцене, в сознании читателя и зрителя.

Как бы ни толковался этот образ-символ, исчерпать его содержание едва ли возможно, мы чувствуем, что речь идет о вечных ценностях, которые люди должны сохранять. Более сложный, скрытый образ-символ мы видим в другой пьесе великого драматурга. На первый взгляд может показаться, что сюжет “Чайки” сводится лишь к истории классического любовного треугольника – Нины Заречной, Константина Треплева и известного писателя Тригорина, но это не так. Главное в “Чайке” – тема подвига. В искусстве успех сопутствует лишь тому, кто способен на подвиг.

Сквозь мрак, тяжесть и “грубость” жизни, преодоленные героиней, читатель слышит лейтмотив “Чайки” – тему полета, победы. Полета над трудностями жизни к простому человеческому счастью. Нина отвергает версию о том, что она – погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достижения, вся жизнь – только “сюжет для небольшого рассказа”.

Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной, свободной птицы – такова глубокая поэтическая тема чеховской пьесы. Антон Павлович Чехов выступил подлинным реформатором театра. Его пьесы – “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” – открыли новую эпоху в истории драмы и оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии XX в. В этих пьесах нашли воплощение как уже сложившиеся, так и абсолютно новые драматургические принципы.

По праву считающиеся классикой, его пьесы до сих пор актуальны и способны без труда пробуждать даже в самых грубых и черствых душах чувство прекрасного, чувство полета над ничтожностью жизни.

Наказание и воскресение Раскольникова “Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих” Главным героем Ф. М. Достоевского в романе “Преступление и наказание” является Родион Раскольников бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге. Раскольников.

Сочинение размышление о лете Для многих людей лето – время заслуженного отдыха, долгожданного отпуска. Время яркого солнечного света, безмятежного лежания на пляже и плавания в море… Бесчисленное множество фотографий, впечатлений, восторгов, радости, яркие воспоминания.

Следующие футбольные матчи “Днепра” могут пройти без болельщиков 9 апреля состоялся футбольный матч “Днепр” – “Металлист” , на который прибыли 550 харьковских болельщиков. Как известно, после матча началась потасовка с использованием тех же фаеров, куда пришлось вмешаться милиции.

Вопросы и ответы к роману И. А. Бунина “Жизнь Арсеньева” Когда, по утверждению рассказчика – Алексея Арсеньева, он вступил в “сознательную жизнь”? Алексей “незаметно” вступил в сознательную жизнь и ощутил это внезапно, случайно заглянув в трюмо и увидев в нем.

Три “Золушки” Идея цикла статей санкт-петербургского учителя литературы, кандидата педагогических наук, доцента РГПУ Татьяны Вячеславовны Рыжковой – показать коллегам, как и для чего можно использовать на уроке экранизации программных произведений . Традиция.

Умение прощать Прощение, умение прощать – одна из самых почитаемых человеческих добродетелей. Прощению очень много уделяется внимание в книге книг – Библии. Всем известна фраза из Евангелия от Луки: “Ударившему тебя по.

Поэт и поэзия в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Поэт в России – больше, чем поэт. Евгений Евтушенко В чем заключается предназначение поэта? Для кого он творит? Эти. вопросы волновали и будут волновать, наверное, каждого настоящего поэта. Волновали они.

Повесть Г. Н. Троепольского “Белый Бим Черное ухо” в школе Г Авриил Николаевич Троепольский родился в черноземных местах русского юга, на воронежской земле и оставался верен этим краям всю жизнь. Сам Г. Троепольский объяснял, что стал писателем под влиянием своего.

Добро и зло в романе А. С. Пушкина “Дубровский” В повести “Дубровский” Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ.

“Достойный поклонения” Читаем рассказ Л. Н. Толстого “Севастополь в декабре месяце” Севастополь, Севастополь, Неприступный для врагов. Севастополь, Севастополь, Город русских моряков… Вступительное слово Севастополь! Имя его известно всем, и для каждого он.

Три смерти Толстой на смертном одре. Астапово, 7 ноября 1910 г. Фотография В. Чеховского. В зависимости от желания и настроения читателя повесть Льва Толстого “Смерть Ивана Ильича” может интерпретироваться двояко. Первая интерпретация.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ “Музыкальный портрет России” 4 класс ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ Муравьевой Марии Михайловны учителя музыки средней общеобразовательной школы № 2 г Югорск Тема урока: “Музыкальный портрет России” Мастер – класс в 4 классе по теме.

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Вопрос 1. Какие особенности строения членистоногих позволили им расселиться почти по всей планете? Во-первых, это наличие хитинового покрова, играющего роль наружного скелета. Его появление привело к серьезным перестройкам в организме.

Сочинение по повести А зори здесь тихие С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам.

Внеклассное мероприятие по биологии: “Береги себя!” А. В Першикова Учитель биологии МОУ СОШ № 23 Г. Энгельс Саратовской области Внеклассное мероприятие по биологии: “Береги себя!” Важно для каждого – касается всех! Цель: Выяснить путем изучения архивов.

Сочинение на тему Новаторство поэзии Маяковского -15 Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь Нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти.

Зачем нужна пунктуация? Родной язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. Если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Главное – открыть.

Урок 17 Тема уроку : Поняття про мультимедійні дані. Формати аудіо – та відеофайлів. Мультимедійні програвачі. Засоби перетворення аудіо – та відеоформатів. Додавання відеокліпів, звукових ефектів та мовного супроводу до слайдової презентації.

“О Русь, взмахни крылами. ” Сергей Александрович Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями “золотого века” и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века “серебряного”, стало знаменательной вехой в истории.

Характеристика Платова из рассказа Левша Пожалуй, одним из самых важных персонажей в рассказе “Левша” знаменитого русского писателя Лескова является такой герой как Платов. Только начиная читать данное произведение и читая первые несколько глав можно понять.

Сейчас вы читаете: Образы-символы в пьесах А. П. Чехова

Образы-символы в пьесах А. П. Чехова: сочинение

«Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле».

А. П. Чеховым написано огромное количество бессмертных произведений: рассказов, фельетонов, повестей, но особое, привилегированное место в его творчестве занимают пьесы. «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка» – бесценное наследие чеховской драматургии, классика мировой сцены. Его пьесы отражают целую галерею человеческих типов, образов со своим особым характером и со своей судьбой.

Особой заслугой Чехова-драматурга можно считать создание нового для драматургии явления, такого как образы-символы. Именно они помогают читателю и зрителю наиболее полно и точно понять душевное состояние героев, их взаимоотношения. Одним из ярких примеров, иллюстрирующих это явление, можно считать пьесу «Вишневый сад».

Читайте также:  Все - в саду: сочинение

Наряду с героями пьесы, в тесной взаимосвязи с ними существует персонаж, не упомянутый в списке действующих лиц, но по своей значимости ничуть не уступающий им, – это тот самый вишневый сад, имеющий в пьесе свой символический смысл, особый лиризм. Когда сам автор произносил название своей пьесы, создавалось впечатление некой таинственности, нежности, любви. Вчитываясь и вдумываясь в комедию, можно заметить, что все самое главное в созданных Чеховым характерах, в изображении их переживаний, их прошлого и будущего определяется тем, в каком положении каждый оказывается по отношению к вишневому саду.

Для Раневской и Гаева, представителей «прошлого», вишневый сад – это воспоминание о детстве, благополучии, предмет гордости; наконец, это единственное место в мире, где они еще чувствуют себя дома. Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивый объект для вложения капитала и энергии предпринимателя. Ане, представительнице «будущего», кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит в прошлое, а с ним и вся «старая жизнь» – вечное ожидание аукциона, грошовые расчеты, подачки и долги.

Образ вишневого сада движется, изменяется на протяжении пьесы, он наполняется новыми значениями по ходу действия пьесы на сцене, в сознании читателя и зрителя. Как бы ни толковался этот образ-символ, исчерпать его содержание едва ли возможно, мы чувствуем, что речь идет о вечных ценностях, которые люди должны сохранять. На фоне многоликого, преданного вишневого сада Чехов показал будничный трагизм своих никем не любимых героев: они одиноки и несчастны в вечном круговороте жизни. Но смысл пьесы этим не исчерпывается. На заре нового века писатель предостерег: забывая прошлое – «вишневый сад», невозможно всерьез думать о будущем, о России, которая должна стать «нашим садом».

Более сложный, скрытый образ-символ мы видим в другой пьесе великого драматурга. На первый взгляд может показаться, что сюжет «Чайки» сводится лишь к истории классического любовного треугольника – Нины Заречной, Константина Треплева и известного писателя Тригорина, но это не так. Главное в «Чайке» – тема подвига. В искусстве успех сопутствует лишь тому, кто способен на подвиг.

Сквозь мрак, тяжесть и «грубость» жизни, преодоленные героиней, читатель слышит лейтмотив «Чайки» – тему полета, победы. Полета над трудностями жизни к простому человеческому счастью. Нина отвергает версию о том, что она – погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достижения, вся жизнь – только «сюжет для небольшого рассказа». Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной, свободной птицы – такова глубокая поэтическая тема чеховской пьесы.

Антон Павлович Чехов выступил подлинным реформатором театра. Его пьесы – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» – открыли новую эпоху в истории драмы и оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии ХХ в. В этих пьесах нашли воплощение как уже сложившиеся, так и абсолютно новые драматургические принципы. По праву считающиеся классикой, его пьесы до сих пор актуальны и способны без труда пробуждать даже в самых грубых и черствых душах чувство прекрасного, чувство полета над мелочами жизни.

Символ сада в пьесе «Вишнёвый сад»

Финальный аккорд уходящей эпохи

Символ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А.П.Чехова. Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад». Но почему сад именно вишнёвый, а не яблочный, допустим? Примечательно, что Чехов делал особый акцент на произношении названия сада именно через букву «Ё», и для Станиславского, с которым эта пьеса обсуждалась, не сразу стала понятна разница между «вишневым» и «вишнёвым» садом. А разница, по его словам, была заключена в том, что вишневый – это сад, способный приносить прибыль, и он всегда нужен, а вишнёвый – это хранитель уходящего барского быта, цветущий и растущий для услады эстетических вкусов своих хозяев.

Драматургии Чехова свойственно вовлекать в действие не только героев, но и окружающую их обстановку: он считал, что только через описание ежедневной жизни и рутинных дел возможно полностью раскрыть характеры персонажей. Именно в чеховских пьесах появились «подводные течения» придающие движение всему происходящему. Еще одной особенностью пьес Чехова стало применение символов. Причем эти символы имели две направленности- одна сторона была реальной, и имела весьма предметное очертание, а вторая сторона была неуловимой, ее можно только ощутить на уровне подсознания. Так произошло и в «Вишнёвом саде».

Семантика пьесы и отношение героев к саду

Значение символа вишнёвого сада в пьесе, отнюдь не случайно. У многих народов цветущие вишневые деревья символизируют чистоту и юность. Например, в Китае весеннее цветение, кроме перечисленных значений, соотносится с мужеством и женской красотой, а само дерево- это символ удачи и весны. В Японии цветок вишни – эмблема страны и самураев, и означает процветание и богатство. А для Украины вишня второй символ после калины, обозначающий женское начало. Вишня соотносится с красивой молодой девушкой, а вишневый сад в песенном творчестве – любимое место для прогулок. Символика вишнёвого сада около дома на Украине огромна, именно он отгоняет злую силу от дома, исполняя роль оберега. Даже было поверье: если нет сада около хаты, то вокруг нее черти собираются. При переезде сад оставался нетронутым, как напоминание об истоках своего рода. Для Украины вишня – божественное дерево. А ведь в конце пьесы прекрасный вишневый сад идет под топор. Не предупреждение ли это, что впереди не только героев, но и всю Российскую империю ждут великие испытания?

Для каждого героя символ сада в комедии «Вишнёвый сад» имеет свое значение. Действие пьесы начинается в мае, когда вишнёвый сад, судьбу которого предстоит решить хозяевам, цветет, а оканчивается глубокой осенью, когда вся природа замирает. Цветение напоминает Раневской и Гаеву их детство и молодость, этот сад был рядом с ними всю жизнь, и они просто не представляют, как его может не стать. Они любят его, они восхищаются и гордятся им, рассказывая, что их сад занесен в книгу достопримечательностей местности. Они понимают, что способны лишиться поместья, но в их головах не может уложиться, как возможно вырубить прекрасный сад и на его месте настроить какие-то дачи. А Лопахин видит прибыль, которую он может принести, но это лишь поверхностное отношение к саду. Ведь купив его за огромные деньги, не оставив конкурентам на аукционе ни малейшего шанса завладеть им, признается, что этот вишневый сад, лучшее, что он когда-либо видел. Торжество от покупки связано, в первую очередь, с его гордыней, ведь неграмотный мужик, каким Лопахин себя считал, стал хозяином там, где его дед и отец «были рабами».

Равнодушнее всего к саду относится Петя Трофимов. Он признает, что сад красив, он услаждает взор, придает какой-то важности жизни своих хозяев, но ему каждая веточка и листочек рассказывают о сотнях крепостных крестьян, которые трудились, чтобы сад процветал и что этот сад – пережиток крепостничества, с которым необходимо покончить. Это же он старается донести и до Ани, которая любит сад, но уже не столь сильно как ее родительница, готовая до последнего за него держаться. И Аня понимает, что невозможно начать новую жизнь, сохранив этот сад. Именно она призывает мать уйти, чтоб заложить новый сад, подразумевая, что необходимо начать другую жизнь, которая позволит вписаться в реалии времени.

С судьбой поместья и сада тесно связан и Фирс, прослуживший в нем всю свою жизнь. Он слишком стар, чтобы начинать что-то заново, да и была у него такая возможность, когда крепостное право отменили и хотели его женить, но получение свободы для него стало бы несчастьем, и он прямо говорит об этом. Он глубоко привязан к саду, к дому, к хозяевам. Он даже не обижается, обнаружив, что его забыли в пустом доме, то ли потому, что у него уже нет сил и ему безразлично, то ли потому, что понимает: старое существование закончилось, а в будущем уже ничего для него нет. И как же символично выглядит смерть Фирса под звуки вырубающегося сада, это связано с тем, что заключительной сцене роль символов переплетается – звук лопнувшей струны тонет в звуках ударов топоров, показывая, что прошлое безвозвратно ушло.

Будущее России: взгляд современника

На протяжении всей пьесы видно, что герои связаны с вишнёвым садом, кто-то больше, кто-то меньше, но именно через отношение к нему автор постарался раскрыть их значение во временном пространстве прошлого, настоящего и будущего. Символ вишневого сада в пьесе Чехова – это символ России, находящейся на перепутье своего развития, когда смешиваются идеологии, социальные слои и многие люди просто не представляют, что будет дальше. Но это настолько ненавязчиво показано в пьесе, что даже М. Горький, у которого постановка не вызвала высокой оценки, признал, что она пробудила в нем глубокую и необъяснимую тоску.

Образы-символы в пьесах А. П. Чехова: сочинение

Образ сада является важной частью художественного мира драматургии А.П. Чехова. В пьесе «Иванов» первое действие проходит в саду в имении Иванова. Но и в дальнейшем сад постоянно присутствует в речи героев: «Пока они все в саду, нечего свечам даром гореть» [588]. В пьесах «Чайка» и «Дядя Ваня» местом действия также становится сад (парк).

Но символическое значение это образ впервые приобретает в пьесе «Три сестры». Здесь в саду происходит последнее действие. Но Чехов сознательно смещает акцент с целого пространства сада на отдельные деревья и аллею.

Деревья в контексте пьесы приобретают символическое значение. Это нечто постоянное, связующее звено между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. О. Подольская считает, что деревья напоминают о неразрывной связи времен, поколений Подольская, О. «Три сестры». Ключевые темы, образы и мотивы в пьесе А.П. Чехова. – С. 10.:

Читайте также:  Деградация «маленьких людей» в рассказах Чехова: сочинение

«Ольга. Сегодня тепло, можно окна держать настежь, а березы еще не распускались, я отлично помню, в начале мая, вот в эту пору в Москве уже все в цвету» [534].

Образ деревьев появляется и в разговоре Тузенбаха с Ириной: «Я точно первый раз в жизни вижу эти ели, клены, березы, и все смотрит на меня с любопытством и ждет. Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь!» [594].

И не случайно Наташа, жена Андрея Прозорова, хочет срубить еловую аллею, клен и посадить везде цветочки. Ей, человеку другого уровня воспитания, образования, непонятно то, чем дорожат сестры. Для нее не существует связей прошлого с настоящим. М.М. Одесская отмечает: «хотя в “Трех сестрах” еще не слышен стук топора, холод смерти реально ощутим» Одесская, М.М. Мотивы, образы, интертекст. «Три сестры»: символико-мифологический подтекст. // Чеховиана: «Три сестры» – 100 лет. – М.: Наука, 2002. – С. 153..

Деревья – символ жизни, которые Тузенбах и Ирина воспринимают как одушевленные существа. Наташа же видит среди деревьев этой аллеи страшный, некрасивый клен, который надо срубить. Так через символический образ открывается читателю богатство внутреннего мира одних героев и черствость, невосприимчивость прекрасного – других.

Здесь образ деревьев, помимо уже отмеченных значений, выступает с еще одним смысловым оттенком. Деревья напоминают человеку о его предназначении, заставляют задуматься о жизни и о своем месте в ней.

В следующей пьесе Чехова этот образ расширяется до целого вишневого сада, о котором даже упомянуто в «Энциклопедическом словаре».

Символика сада определяет структуру пьесы, ее сюжет, но сам символ сада не может трактоваться однозначно. Центральным ядром произведения является вишневый сад – от поры цветения до продажи с молотка: «сюжетом охвачены примерно полгода из длинной биографии сада, упоминаемого даже в энциклопедии, – последние, истекающие по ходу сюжета полгода» Камянов, В.И. Время против безвременья: Чехов и современность. – С. 247., – пишет В.И. Камянов. Образ вишневого сада всеобъемлющ, на нем сосредоточены сюжет, персонажи, отношения. Он становится и главным героем произведения.

В последней пьесе Чехова на этом символе сосредоточены все элементы сюжета: завязка («. вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги. » [616]), кульминация (сообщение Лопахина о продаже вишневого сада) и, наконец, развязка («О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. » [661]).

В «Вишневом саде» символ постоянно расширяет свою семантику. Во многом это связано с отношением к образу разных персонажей пьесы. В той или иной степени этот символ раскрывается с помощью всех героев произведения. Он появляется уже на первых страницах пьесы, причем, по мнению В.А. Кошелева, «символические черты этого образа изначально представлены в “житейском” обличий» Кошелев, В.А. Мифология «сада» в последней комедии Чехова. // Русская литература. – 2005. – №1. – С. 41.. Для Раневской и Гаева сад – это их прошлое:

«Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мной каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. » [620].

Вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева – это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Для них вишневый сад – символ прошлого.

В первом действии упоминается, что Гаеву пятьдесят один год. То есть во времена его юности сад уже утратил свое экономическое значение, и Гаев с Раневской привыкли ценить его, прежде всего, за его неповторимую красоту. Символом этой щедрой природной красоты, которую невозможно воспринимать с точки зрения доходности, становится букет цветов, в первом действии внесенный из сада в дом в ожидании приезда хозяев. И.В. Грачева напоминает, что Чехов считал гармоническое единение с природой – «одним из необходимых условий человеческого счастья» Грачева, И.В. Человек и природа в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». // Литература в школе. – 2005. – №10. – С. 19..

Раневская, глядя на сад, приходит в радостное восхищение: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо. » [620]. Аня, уставшая от долгой дороги, перед сном мечтает: «Завтра утром встану, побегу в сад. » [611]. Даже деловитая Варя на минуту поддается обаянию весеннего обновления природы: «. Какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!» [619]. Природа выступает в пьесе не только как пейзаж, а как обобществленный символ природы.

Совершенно иное отношение к саду у Лопахина, отец которого был крепостным у деда и отца Гаевых. Сад для него – источник получения прибыли: «Ваше имение находиться только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать тысяч в год дохода» [616]. Он оценивает этот сад только с практической точки зрения:

«Лопахин. Замечательно в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родиться раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» [616].

Поэзия вишневого сада для Лопахина не интересна. В.А. Кошелев считает, что «его привлекает нечто новое и колоссальное, вроде “тысячи десятин” приносящего доход мака. Цветение традиционного “сада” для него неинтересно именно потому, что “традиционно”: новый хозяин жизни привык во всем искать новых поворотов – в том числе и эстетических» Кошелев, В.А. Мифология «сада» в последней комедии Чехова. – С. 42..

В самой конструкции пьесы сад – признанный знак этого «поэтического» начала бытия – становится, таким образом, неизбежным символом, связанным с традицией. И в качестве такового выступает на всем дальнейшем протяжении пьесы. Вот Лопахин в очередной раз напоминает о продаже имения: «Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад» [636].

Он недавно доказывал убыточность этого сада и необходимость его уничтожить. Сад обречен на уничтожение – и в этом смысле тоже становится символом, ибо результат этого уничтожения – не что иное, как обеспечение лучшей жизни для потомков: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь. » [650]. В тоже время для Лопахина покупка имения и вишневого сада становится символом его успешности, наградой за многолетние труды: «Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется. (Топочет ногами.) Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется. » [649].

Еще одно значение символического образа сада вводит в пьесе студент Петя Трофимов:

«Трофимов. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов. Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней. » [636].

З.С. Паперный отмечает, что «там, где Раневской чудится покойная мать, Пете видятся и слышаться замученные крепостные души; Так чего жалеть такой сад, эту крепостническую юдоль, это царство несправедливости, жизни одних за счет других, обездоленных» Паперный, З.С. «Вопреки всем правилам…»: пьесы и водевили Чехова. – С. 213.. С такой точки зрения в судьбе чеховского вишневого сад просматривается судьба всей России, ее будущее. В государстве, где нет крепостного права, остались традиции и пережитки крепостного права. Петя как бы стыдиться прошлого страны, он призывает «сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием» [637], чтобы идти навстречу будущему. В данном контексте гибель вишневого сада может восприниматься как гибель прошлого России и движение навстречу ее будущему.

Сад – идеальный природный символ чувств героев; внешняя реальность, соответствующая их внутренней сущности. Цветущий вишневый сад является символом чистой, непорочной жизни, а вырубка сада обозначает уход и конец жизни. Сад стоит в центре столкновения различных душевных складов и общественных интересов.

Символичность сада обусловлена его осязаемым воплощением, и она исчезает после того, как сад вырублен. Люди оказываются лишенными не только сада, но и через него – прошлого. Гибнет вишневый сад, и умирает его символика, связывающая реальность с вечностью. Образ сада и его гибели символически многозначен, не сводим к видимой реальности, но здесь нет мистического или ирреального наполнения.

Важность этого образа для Чехова подчеркивается его неоднократным использованием. Мы можем проследить эволюцию символа в драмах. Если в ранней пьесе «Иванов» с помощью сада было маркировано пространство усадьбы заглавного героя, то в следующих драмах («Три сестры», «Вишневый сад») он символизирует прошлое.

Ссылка на основную публикацию
×
×