Мера духовной ценности человека в рассказах Чехова: сочинение

Мера духовной ценности человека в рассказах Чехова

Наблюдая за жизнью героев Чехова, за их поведением, мы увидим, как умел он проникать в глубину человеческой души, каким он был тонким и чутким психологом. Но прежде чем изучать творчество Чехова, надо уметь читать его произведения. В самом деле, легко ли читать Чехова? Вопрос совсем не праздный, хотя ответ на него напрашивается, сразу же: Чехов пишет просто и ясно, не то, что Достоевский или Толстой, и читать его, конечно же, нетрудно. Имея в виду эту простоту чеховского стиля и противопоставляя ее длинным фразам Льва Толстого, молодой Маяковский писал восхищенно: «И вот вместо периодов в десятки предложений – фразы в несколько слов… Язык Чехова определенен, как «здравствуйте», прост, как «дайте стакан чаю».

Эта простота сказалась не только на языке рассказов, повестей и пьес Чехова, но и на сюжетах его произведений. Четкое и энергичное движение событий в юмористических новеллах, плавное повествование зрелой прозы, последовательное развитие действия в пьесах – чеховские сюжеты тоже развертываются спокойно, без «опасных поворотов» и поражающего воображение читателя рокового стечения обстоятельств.

Редко прибегает Чехов и к ретроспективному описанию событий, к их перестановке во времени. Отступление от хронологической последовательности событий он допускает только в произведениях, где, кроме обычного повествователя, есть еще и герой-рассказчик, который делится с другими героями воспоминанием о каком-либо случае из жизни.

Двух охотников, учителя гимназии Буркина и ветеринарного врача Ивана Иваныча Чимши-Гималайского, застигла ночь, и они, расположившись в сарае деревенского старосты, коротают время за разговорами. Учитель вспоминает историю своего бывшего сослуживца – Беликова. Это и составляет главное содержание рассказа «Человек в футляре». В другой раз охотников застает в дороге проливной дождь, и они, укрывшись от него в усадьбе помещика Алехина, продолжают свои воспоминания – о том, во что превратилась мечта Николая Иваныча Чимши-Гималайского об имении с крыжовником («Крыжовник»), а Алехин рассказывает о своей любви к Анне Алексеевне («О любви»).

Все три истории происходят в прошлом, а настоящее дает толчок к воспоминаниям. Замкнутая жизнь Мавры в первом рассказе напоминает Буркину историю человека в футляре; Иван Иваныч Чимша-Гималайский приводит историю брата Николая Иваныча под впечатлением рассказа Буркина; а исповеди Алехина дает толчок присутствие в доме красивой горничной Пелагеи, которая любит непутевого пьяницу-повара Никанора.

Как видим, хотя события прошлого и настоящего в этих рассказах следуют в обратном порядке, связь между ними гармонична: никаких диссонансов и ошеломляющих читателя параллелей между авторским повествованием и рассказом в рассказе нет, перекличка между ними основана не на контрастах, а на сходстве явлений, наблюдаемых героями в момент встречи, с событиями прошлого. Читателю Чехова даже в этих осложненных в композиционном отношении повествовательных произведениях гарантируется ясное и честное, без авторского лукавства, изложение сюжета.

Все это так, и тем не менее чеховская простота и ясность обманчивы. Читать произведения Чехова, может быть, и нетрудно, но понимать глубину их содержания – не всегда легко. Опасность нас подстерегает уже тогда, когда мы знакомимся с тем, как Чехов сам оценивал свои произведения.

Обычно авторские признания помогают нам лучше разобраться в замыслах писателя. Вспомним гоголевские «Театральный разъезд после представления новой комедии» или «Предуведомление для тех, которые желали бы сыграть, как следует играть «Ревизора». Но Чехов с такими пространными пояснениями к своим рассказам и пьесам в печати никогда не выступал.

Была, правда, полоса в его писательской биографии, когда он в письмах к своим литературным друзьям охотно разъяснял содержание только что написанного произведения, формулировал его главную художественную цель и давал характеристики героям (отзывы об «Иванове», «Лешем», «Скучной истории»). Это было в конце 80-х годов, когда Чехов особенно много думал о своем писательском призвании и о необходимости новых путей в литературе.

Но такие прямые и, главное, высокие оценки своим произведениям Чехов давал редко. В большинстве случаев он отзывался о них либо шутливо, либо даже пренебрежительно, и если бы собрать вместе все авторские высказывания этого рода, впечатление было бы малоутешительным. «…Маленький, чувствительный роман для семейного чтения» – этот иронический отзыв относится к «Попрыгунье» (рассказ написан в 1891 году специально для петербургского литературно-художественного еженедельника «Север», в котором чаще всего и печатались такие маленькие произведения для чтения за «семейным столом»).

«Кончаю повесть,- очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей…» – так писал Чехов о «Палате №6». И, едва написав повесть, он уже был не прочь переделать ее: «…«Палату» следовало бы перекрасить, а то от нее воняет больницей и покойницкой. Не охотник я до таких повестей!»

Сочинение по литературе. Истинные и мнимые ценности ( по рассказу Чехова «Крыжовник»)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) на тему

Предалагаю сочинение по рассказу Чехова “Крыжовник”. Оно может помочь в работе над сочинем по направлению “Путь”.

Скачать:

ВложениеРазмер
istinnye_i_mnimye_tsennosti.docx12.92 КБ

Предварительный просмотр:

Истинные и мнимые ценности ( по рассказу Чехова «Крыжовник»)

Каждый человек, вступая во взрослую жизнь, неизбежно сталкивается с раздумьями о смысле существования, о цели, о средствах ее достижения. Рассказы Чехова предлагают читателям поразмышлять над этими вопросами, задуматься, как выстраивать линию жизни, какие ставить перед собой цели, какими путями идти к их достижению.

О герое рассказа «Крыжовник» мы узнаем от рассказчика Ивана Ивановича, ветеринарного врача. Это его брат Николай Иванович, с детства стремясь к свободе, к жизни на природе, томясь в городе и тяготясь скучной службой чиновника, своей целью ставит стать помещиком, купить имение. Вроде бы заслуживающий хотя бы понимания благородный порыв, но каким путем идет Николай Иванович к цели? Десятилетиями он отказывает себе в самом необходимом, недоедает, лишает себя ценностей духовной жизни. Он буквально идет по трупам, потому что он женится на старой вдове ради денег, сводит ее в могилу и не испытывает ни малейших угрызений совести. И вот она, мечта его, сбылась! Николай Иванович – владелец имения.

Но каким же мы видим нашего счастливого героя? Троекратное повторение рассказчиком образа свиньи, на которую становится похож и этот герой, подсказывает читателям, что неладно что-то с этим счастливым человеком, скотоподобие не может быть свойственно человеку, достигшему благородной цели.

Что не так? Рассказчик, Иван Иванович, излагает свое отношение и к цели человеческого существования, и к ее средствам; говорит, что у человека должна быть высокая цель, а не только забота о собственном благополучии. А, знакомясь с историей его брата, мы возмущаемся и тем, как он идет к своей цели.

Кажется, что мнение Ивана Ивановича близко мнению автора, Чехова.. Но Иван Иванович не нашел для себя такой высокой цели не может быть учителем жизни. Он врач, хотя и ветеринарный, и он ставит диагноз, он лишь просит нас стремиться к добру, не забывать о тех, кто испытывает страдания, кто несчастлив. Мы должны сами сделать выводы о том, каковы истинные и мнимые ценности жизни, мнимые, как тот крыжовник, о котором так мечтал Николай Иванович, но который такой кислый и невкусный!

Я считаю, что, человеческая жизнь не должна сводиться к удовлетворению простых, физиологических потребностей, человек способен на большее, от каждого из нас зависит, каков будет этот мир вокруг нас: добрым, гуманным, освещенным светом тепла людских сердец, их талантом, открытиями, творениями, или жестоким, страшным, миром борьбы за существование, где человек человеку волк. Мы же способны на многое, я считаю, смолоду определить для себя, какие ценности мнимые, какие истинные. И рассказы Чехова очень помогают нам в этом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена “Соловей”. Как приложение к уроку используется презентация.

Презентация к уроку по сказке Х.К. Андерсена “Соловей”.

Час нравственности, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой с использованием ИКТ.

Данный урок является вторым в системе уроков по сказке А. Погорельского, материал подготовлен для учащихся 5 класса.

Урок литературы «Подлинные и мнимые ценности жизни» (по повести Л.Н. Толстого « Юность»).

Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий “ценности”, “цена”, их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и .

Урок литературы в 6 классе по изучению рассказов АП Чехова, разработанный по требованиям ФГОС ООО на основе системно-деятельностного подхода.

Жизненные ценности человека в рассказах А. П. Чехова

Творчество А. Чехова занимает особое место в русской литературе конца девятнадцатого века. Чехов был очень наблюдательный человек. Он превосходно чувствовал любые явления, происходящие в жизни общества и каждого человека в отдельности. Люди в произведениях Чехова уверены, что живут вполне самобытно. На самом же деле они повторяют в той или иной степени уже пережитые кем-то чувства и эмоции. Чехов показывает читателю жизнь обыденную, каждодневную. При этом писатель считает самым важным умение оставаться человеком, несмотря на всевозможные трудности.

Так, в рассказе «Толстый и тонкий» речь идет о встрече двух друзей детства. Однако социальное положение в обществе приводит к тому, что простая человеческая беседа между ними становится невозможна. Вспоминая детские годы, тонкий доброжелательно посмеивается, издавая ностальгическое «хо-хо». Но, узнав о том, что его друг детства дослужился до тайного советника и имеет две звезды, «тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Междометие смеха окрашивается подобострастным отношением к собеседнику: «Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с!».

Толстый очень растроган встречей, тем не менее тонкий сгибается перед ним в три погибели – такова власть привычки, выработанная годами манера угодливо держаться перед сильными мира сего.

В рассказе «Хамелеон» герой узнает о том, что собака, покусавшая прохожего, принадлежит генеральскому брату. Это в корне меняет его отношение к животному: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Сердитая, шельма… цуцык эдакий…». В данном случае поведение Очумелова показывает человека, имеющего определенную власть, и с легкостью подчиняющегося людям, владеющим властью большей.

Главный герой рассказа «Унтер Пришибеев» обвиняется в том, что оскорбил «словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем было нанесено оскорбление при исполнении ими служебных обязанностей…». Унтер в этом герое полностью заслонил человека. Он даже не говорит, а «отчеканивает каждое слово, точно командуя». У Пришибеева «хриплый, придушенный голос», но он сам готов придушить любого, в ком встречает малейшее непослушание и своеволие. Уже пятнадцать лет он не служит, но, несмотря на это обстоятельство, добровольно берет на себя роль главного надсмотрщика и надзирателя. Пришибеевское в Унтере сильнее его самого. В этом человеке есть нездоровое желание всех запугивать и подавлять. Но самое страшное заключается в том, что Пришибеев даже не понимает, в чем его вина.

Чехов в своих ранних рассказах чаще всего создает такие ситуации, в которых нет необходимости льстить и пресмыкаться. Но привычка преклоняться перед власть имущими берет верх над всем человеческим и настоящим.

В рассказе «Смерть чиновника» генерал Бризжалов спокойно отнесся к тому, что чиновник Червяков нечаянно чихнул и обрызгал его лысину. Но сам Червяков никак не может успокоиться и простить себе подобный поступок: «Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уже блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство». Червякову кажется, что генерал затаил против него злобу. Чиновник уже не может остановиться. Надев вицмундир, он бегает за генералом, уверяет того, что чихнул нечаянно, ненамеренно. Такое яркое и неуместное преклонение перед генералом приводит к тому, что читатель просто перестает видеть в Червякове хоть что-то человеческое. И даже фамилия главного героя говорит сама за себя. Он практически доводит генерала до бешенства. Постоянно накручивая себя, Червяков сам провоцирует свою преждевременную кончину: «В животе у Червякова что-то оборвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Червяков умирает в чиновничьей «униформе», отсюда у читателя складывается впечатление, что герой этого рассказа просто прирос к своему вицмундиру.

Позже Чехов скажет с иронией: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». На мой взгляд, в этих словах есть глубокий смысл. Одной только этой фразой писатель показывает жизненные ценности своих современников. Чин, социальное положение являются едва ли не основными требованиями в становлении личности. Чехов прекрасно понимает, что в этом заключается изъян современного ему общества. Писатель на протяжении всего своего творчества пытался донести до читателя истинный смысл жизни. Несмотря на все жизненные трудности, необходимо сохранять в себе человеческое, настоящее, неподдельное.

Мера духовной ценности человека в рассказах Чехова

Наблюдая за жизнью героев Чехова, за их поведением, мы увидим, как умел он проникать в глубину человеческой души, каким он был тонким и чутким психологом. Но прежде чем изучать творчество Чехова, надо уметь читать его произведения. В самом деле, легко ли читать Чехова? Вопрос совсем не праздный, хотя ответ на него напрашивается, сразу же: Чехов пишет просто и ясно, не то, что Достоевский или Толстой, и читать его, конечно же, нетрудно. Имея в виду эту простоту чеховского стиля и противопоставляя ее длинным фразам Льва Толстого, молодой Маяковский

Никто не понимал так ясно и тонко как Антон Чехов трагизм А. П. Чехову принадлежит высказывание: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Безусловно, если человек отвечает всем этим требованиям, его можно назвать идеальным.

О смысле жизни назначении человека в рассказах Чехова В повести “Степь” описание необъятных степных просторов родины вызывает ощущение грядущих перемен, обновления жизни: “.во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда.

Драматическая элегия Чехова “Вишневый сад” Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок – комедия. Но в первой постановке Московского художественного академического театра еще при жизни автора пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно.

Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова “Вишневый сад” Последняя пьеса А. П.Чехова написана в 1903 году. Она проникнута размышлениями автора о прошлом, настоящем и будущем России, символом которой является вишневый сад. Образ вишневого сада – центральный в произведении.

“Несостоявшиеся судьбы” героев пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” Му человеку судьбу создают его нравы. Античный афоризм “Вишневый сад” – последняя пьеса А. П. Чехова. Когда он держал в руках ее печатные оттиски, жить ему оставалось недолго, несколько считанных.

Нравственность в рассказах Чехова А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы – период безвременья.

Проблемы интеллигенции в творчестве А. П. Чехова В своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания – мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности. Чехов.

Герой “сцен из деревенской жизни” А. П. Чехова “Дядя Ваня” Иван Петрович Войницкий, “изящный, культурный человек”. Когда-то ради сестры, ныне покойной, Дядя Ваня отказался от своей доли наследства, затем на заработанные тяжелым однообразным трудом средства выкупил имение, расплатился с долгами.

Роль символики и подтекста в чеховской драматургии Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе – к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История.

Тематика и герои юмористических рассказов А. П. Чехова (на примере двух-трех рассказов) Антон Павлович Чехов глубоко видел ложь и неправильность жизни, он высмеивал не отдельных людей с их индивидуальными недостатками, а стремился к глубоким обобщениям. В его рассказах действуют не люди, а.

Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова План I. Талант и мастерство А. П. Чехова. II. Быт как главный герой произведений Чехова. III. Внешние проявления внутреннего конфликта персонажей как основа чеховских сюжетов. Никто не понимал так ясно.

Разоблачение пороков в рассказах А. П. Чехова Любая эпоха являет миру людей, отличающихся друг от друга не только политическими убеждениями, личными пристрастиями или культурными предпочтениями. Внутренний мир каждого человека является уникальным и неповторимым. И совершенно естественным кажется.

Деградация “маленьких людей” в рассказах Чехова Я не стану излагать содержание его рассказа “Овраг”, это одно из тех его произведений, в которых содержания гораздо больше, чем слов. Чехов как стилист единственный из художников нашего времени, в.

Сочинение по повести Чехова “Тоска” У старика извозчика Ионы умер сын (“Тоска”, 1886). Сломленный горем старик чувствует себя: бесконечно одиноким в огромном городе, полном “чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей.” Скоро неделя, как умер.

Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова “Вишневый сад” Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что является в ней той “пружиной”, которая движет действиями, переживаниями и размышлениями героев? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил.

Роль идеологического спора в литературе XIX века Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется. Ф. И. Тютчев Антон Павлович Чехов – удивительно тонкий художник и лирик, умеющий в нескольких фразах обрисовать обстановку, в которой живут и.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пьеса “Вишневый Сад” была написана Чеховым в 1903 году. Это Время вошло в историю как Предреволюционное. В этот период многие Прогрессивные писатели пытались осмыслить Существующее состояние страны, найти выход Из.

Анна Сергеевна главная героиня произведения Чехова “Дама с собачкой” Героиня “Дамы с собачкой” Анна Сергеевна фон Дидериц (эта жесткая немецкая фамилия так же не подходит женщине, как чужд ей носитель этой фамилии – ее муж) воплощает черты самого привлекательного.

Любовь дороже денег (Рассказ А. П. Чехова “Цветы запоздалые” ) В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему – трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному.

Образ города в произведениях А. Чехова Лев Толстой писал об А. П. Чехове: “.он создал но­вые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания.Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым.

Сейчас вы читаете: Мера духовной ценности человека в рассказах Чехова

Тема духовного перерождения человека в творчестве Чехова

Всю жизнь А.П. Чехова интересовала тема духовного перерождения человека. Писатель задумывался о том, как меняются люди. Чехов всегда мечтал об изменении человека в лучшую сторону, но видел, что его мечты не всегда схожи с реальностью.

Его интересовало, почему добродушные порядочные люди вдруг становятся грубыми и лицемерными. Каковы причины этого? Антон Павлович в своих произведениях всегда анализировал, предполагал и пытался объяснить изменение людей в лучшую или худшую сторону.

По мнению писателя, на духовное перерождение влияли изменения, связанные с жизнью: женитьба, продвижение по служебной лестнице, случившееся горе в семье и многие, многие другие жизненные ситуации.

Рассмотрим несколько произведений и попробуем понять мысли писателя, согласиться с ними или, наоборот, их опровергнуть. Вот, например, в знаменитой лирической комедии «Вишневый сад» мы встречаем такого героя, как молодой лакей Яша, ничего не представляющий из себя человек, обычный парень из деревни. Почему его изменила жизнь в худшую сторону? Куда делись добрые чувства, душевные качества русского деревенского человека?

Чехов раскрывает нам эти изменения, связав их с жизненной ситуацией. Все просто: Яша, проведя пять лет со своей помещицей за границей, вернулся в родные края. Но как повлияли на него эти пять лет! Когда Яше сказали, что к нему пришла мать повидаться и сидит со вчерашнего дня, он никак на это не отреагировал, лишь показал свое гнилое нутро: «Бог с ней совсем! Очень нужно. Могла бы и завтра прийти».

Богатство и красота столичной жизни за границей повлияли на лакея отрицательно. Он набрался там «дешевых штучек»: «Да-с, приятно выкурить сигару на чистом воздухе…» Но поскольку Яша — человек необразованный, то, козыряя этим, он не понимает, что интеллигентным и светским человеком он от этого не стал.

Чехов ненавидел книжные фразы, модные слова и все надуманное, которым русский человек желал изобразить из себя европейца. На примере Яши писатель дает понять читателю, что все это глупо и абсолютно не нужно. Чехов показывает, до какой степени «паршивости» может измениться человек, стремящийся только к внешнему лоску и презирающий тех, кто (как ему кажется) не столь развит и просвещен, как он сам.

Антон Павлович всегда жалел таких людей и хотел, чтобы они стали проще, правдивее, естественнее. Таких героев у Чехова множество. Одна из них — Ольга Ивановна Дымова, героиня рассказа «Попрыгунья». Это молодая женщина, живущая за счет мужа, которого ни во что не ставит, высмеивает его со своими друзьями, которые на самом деле ей не друзья.

Ольге Ивановне кажется, что сам Дымов этого не замечает, потому что человек он, с ее точки зрения, простой, недалекий, не в пример ей — утонченной, артистичной, светской. У нее много необыкновенных знакомых: художников, артистов, есть среди них и «помещик — дилетант-иллюстратор».

Все ее компания «избалованная судьбой», все — люди богатые, богемные. Среди этой компании доктор Дымов оказывается чужим. Его молодая супруга, которая очень любила петь, на рояле, писать красками, лепить, тянулась к этой богемной публике.

Именно она к ним, а не наоборот, потому что после смерти мужа, когда не стало денег и балов, не стало и этих так называемых друзей. Только тогда Ольга Ивановна поняла, какая же она была лицемерная, несправедливая по отношению к мужу. Ведь Дымов ее любил, а она любила ли его? Нет, ей нравилось быть любимой, нравилось его к ней отношение и безотказность во всем.

Ольга Ивановна очень верила в друзей, которые ее постоянно хвалили: «Она губит себя: если бы она не ленилась и взяла бы себя в руки, то из нее вышла бы замечательная певица». Оказалось, что все похвалы были только лестью, а Ольга Ивановна была человеком, у которого можно было не без приятности провести время. Когда муже не стало, и сама Ольга Ивановна стала никому не нужна.

Я думаю, что этот рассказ написан Чеховым для того, чтобы читатель задумался: какой станет главная героиня, как переродиться ее духовный мир? Я думаю, что это хороший урок для героини и прекрасный пример для читателей.

Во всех произведениях А.П. Чехова показано, как может перерождаться душа и в хорошую, и в плохую сторону. Я считаю, что его произведения жизненные, и поэтому поучительные. Ведь Чехов всегда мечтал только о вложении в души людей доброго и хорошего начала и своими произведениями пытался на это повлиять.

Сочинение: Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова

В литературе второй половины XIX века была распро­странена мысль о фатальной зависимости судьбы человека от обстоятельств. Появилась формула «среда заела». Судьба че­ловека складывается так или иначе и под влиянием его нрав­ственной позиции. Бывают ситуации, когда человеку нужно сделать выбор: как поступить, по какому пути пойти. Чехов показал, что часто этот выбор (нравственный выбор) предо­пределяет всю человеческую жизнь.

Например, перед Дмитрием Ионычем Старцевым (рас­сказ «Ионыч») в молодости раскрывались две перспективы: отдать себя служению людям хотя бы на поприще земского врача или целиком погрузиться в мир Туркиных, стать обы­вателем, накопителем, распростившись со всеми высркими идеалами. Под сильным влиянием своего окружения Стар­цев сначала бессознательно, а потом все больше сознавая это, пошел по второму пути. Он не нашел в себе сил противосто­ять обывательщине и потому превратился в Ионыча, еще бо­лее косного обывателя, чем жители города С.

В рассказе «Человек в футляре» мы наблюдаем результат перерождения главного героя — учителя Беликова. Бели­ков — главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Ива­нычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В на- чале рассказа он дает такую характеристику Беликову: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую пого­ду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очи­нить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, ка­залось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.

Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то прика­зывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека на­блюдалось постоянное и непреодолимое стремление окру­жить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в посто­янной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хва­лил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же ка­лоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Главное опасение Беликова — это «как бы чего не вы­шло». Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и беспокойство. Его страх имеет не только экзи­стенциальный, но и социальный характер — он боится, как бы не дошло до начальства. Несмотря на свою незаметность и серость, Беликов, по словам Буркина, «держал в руках» не только гимназию, но и весь город, где под его влиянием «ста­ли бояться всего». Метафора футляра, обрастая все новыми подробностями беликовского страха жизни, развертывается на протяжении всего повествования.

С появлением в городе нового учителя истории и геогра­фии Михаила Саввича Коваленко и его сестры Вареньки об­щество решает женить на ней героя. Его убеждают, что брак шаг серьезный, что надо обязательно жениться, и Беликов соглашается, однако мысли о женитьбе повергают его в изну­рительную тревогу, так что он худеет, бледнеет и еще глубже уходит в свой футляр. Его смущает прежде всего «странный образ мыслей» его возможной невесты и ее брата. Он много гуляет с Варенькой и часто заходит к ним в гости, но с пред­ложением тянет.

Однажды Беликов видит ее с братом катаю­щимися на велосипедах, и это приводит его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и, «как старший товарищ», предостерегает: такая забава, как езда на вело­сипеде, — «совершенно неприлична для воспитателя юноше­ства». Кроме того, он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о состоявшемся разговоре директору гимна­зии. В ответ Коваленко заявляет, что не любит фискалов, и спускает Беликова с лестницы. После всего случившегося ге­рой заболевает и через месяц умирает. Буркин резюмирует: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что нако­нец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Образ Беликова — «человека в футляре», фигуры коми­ческой, почти карикатурной, однако выражающей также трагизм жизни, стал нарицательным еще при жизни Чехова.

В рассказе «Крыжовник» — аналогичная ситуация. Ни­колай Иваныч Чимша-Гималайский, служащий казенной палаты, всю жизнь мечтал о жизни в деревне. Его брат Иван Иваныч, выступающий в «Крыжовнике» рассказчиком, счи­тал жизнь в усадьбе подобной могиле, монашеству, но мона­шеству без подвига. Чтобы иметь свою усадьбу, Николай Иваныч женился на старой, некрасивой вдове, держал ее впроголодь и, наконец, уморил ее.

Иван Иваныч удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, «ухо­дить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь зем­ной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Иван Иваныч считает, что сытость и праздность «развивают в русском чело­веке самомнение, самое наглое», и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Иван Иваныч обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки — самодовольство, фи­листерство, склонность поучать, «как жить, как веровать, как управлять народом». Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современно­го социально-нравственного состояния общества, Иван Ива­ныч говорит: «Я только скорблю душевно, раздражаюсь, до­садую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать». С жалкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого поме­щика Алехина делать добро.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимна­зии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат — ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. За­ветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становит­ся приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Николай Иваныч, «сидя у себя в канцеля­рии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Деревен­ская жизнь представляется ему идеалом, непременным атри­бутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету — на вдове, у которой есть деньги.

После ее смерти, в которой виноват отчасти и он из-за сво­ей скаредности, герой покупает имение, сажает двадцать кус­тов крыжовника и превращается в настоящего барина. Николай Иваныч много ест, полнеет и очень обижается, когда мужики не называют его «ваше высокоблагородие». У него появляется чрезвычайное самомнение. Если раньше в казен­ной палате он боялся иметь собственные взгляды даже для себя лично, то теперь изрекает одни истины, «и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы».

Рассказчик становится свидетелем торжества героя, когда за ужином ку­харка подает им к столу полную тарелку крыжовнику, соб­ранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. «. Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который нако­нец получил свою любимую игрушку, и сказал: «Как вкусно!» Рассказчик подытоживает: «Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, кото­рый достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».

Через долгие годы его мечта осуществилась, и в конце концов он стал владельцем усадьбы, но — ценою своей чело­вечности, он даже потерял человеческий облик.

Судьба человека часто окрашивается у Чехова в трагические тона. Его герои нередко испытывают на себе мучительное давле­ние общества, не дающего простора духовным силам человека. [/sms]

Читайте также:  А. П. Чехов — Шекспир xx века: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×