Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова Ионыч: сочинение

Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Ионыч»

Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

Творчество А.П.Чехова – новая стадия в развитии русской литературы. В своих произведениях писатель продолжил рассмотрение проблемы личности и среды.
Первые реалисты считали, что в распаде личности виновата среда. А.П.Чехов, наряду с Ф.М.Достоевским, М.Е.Салтыковым-Щедриным доказывают, что сам человек ответственен за свою судьбу.

Проблема личности и среды широко поставлена в рассказе «Ионыч» (1898). Рассказ состоит из пяти глав. Каждая глава является своеобразной вехой в истории жизни главного героя. В первой главе молодой врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает в уездный городок Дележ работать земским врачом. Он знакомится с самой образованной семьей в округе – Туркиными.
Глава семейства – Иван Петрович – считается человеком остроумным, шутником. Он мастер произносить остроты. Он всегда – душа общества. Любимое словечко Ивана Петровича – «недурственно». Его жена – Вера Иосифовна – считает себя талантливой писательницей. По вечерам она читает гостям свою повесть, которая неизменно начинается словами «Мороз крепчал…». В это время из открытых окон доносился стук ножей и жареного лука. Все гости находились в ожидании обильного ужина.
Дочь Туркиных Катя, Котик, мечтает быть пианисткой, учиться в московской консерватории. Играя на этом инструменте, она так сильно ударяла по клавишам, что Дмитрий Ионыч представлял себе бурный каменный поток, мчащийся с горы.

Немногими яркими красками А.П.Чехов рисует типичную обывательскую семью. Что должен здесь почувствовать молодой интеллигентный человек? Скорее всего, отвращение. Но уже в первой главе автор показывает, что пропасть между миром обывателей и внутренним состоянием героя не так уж велика. Дмитрий Ионович уже близок к тому, чтобы вступить в эту среду. Вторая глава рассказывает о романтическом свидании Старцева на кладбище, которое так и не состоялось. Легко можно представить себе чувства, мысли, настроение героя, который идет на свидание с любимой девушкой. Но А.П.Чехов постоянно развенчивает «высокий» образ мыслей своего героя. Вокруг безмолвие, слышны резкие шаги, воют собаки. В этой обстановке Старцев думает: «Ох, не надо бы полнеть».

Третья глава является кульминацией рассказа. Дмитрий Ионович, наконец, решил сделать предложение Котику. Стоит прекрасный день. Герой приезжает к Туркиным. Но ему кажется, что еще рано говорить с ней о своих чувствах. В итоге он делает предложение поздно ночью в чужом фраке. Котик отказывает ему. Она верит, что впереди ее ждет блестящее будущее. Старцев в ярости, три дня он был сам не свой.
В четвертой главе происходит встреча героя с Котиком. Прошло несколько лет. Героиня вернулась из Москвы, поняла, что не может быть пианисткой. Новая встреча происходит в саду. Но как изменились оба героя. Писатель уже не описывает состояние природы. Сказано только, что было темно. Несколько раз повторяются слова «огонек затеплился, разгорался и погас».
Теперь уже Котик пытается вернуть ушедшие чувства, признается Дмитрию Ионычу в любви. Но тот остается холоден и равнодушен к ее словам. Старцев давно не верит в настоящую любовь. Герой открыл в городе большую частную практику. Позволяет себе кричать на больных.
Пятая глава – эпилог. Это своеобразный итог жизни главного героя. Он важно восседает на своей бричке в богатом бархатном кафтане, бьет кучера. Язык слов ему заменил стук палки. У Ионыча уже есть имение в два дома, но этого герою мало. Он «еще больше пополнел, разжирел, тяжело дышит, ходит, откинув назад голову».
Во многом Ионыч теперь напоминает «языческого бога». Его горло заплыло жиром. Когда герою говорят о Туркиных, он вскользь роняет: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»

У этого рассказа особый подтекст. Даже сюжет символичен. Это своего рода роман, потому что в нем показано становление личности от начала и до конца. Каждая глава отделена от предыдущей определенным промежутком времени. При этом герой каждый раз опускается по нравственной лестнице все ниже и ниже.
Сама композиция подчеркивает деградацию героя. В последней, пятой главе, автор ведет повествование в настоящем времени. Именно здесь открыто выражено отношение писателя к своему герою: «жадность одолела», «кричит своим неприятным голосом». Чехов знает конец истории Старцева. Поэтому он ведет повествование ретроспективно.

Автор показывает, какие условия повлияли на героя и какие качества он развил в себе. Настойчиво звучат слова «уже», «теперь», «прежде». Чехов сталкивает в своем небольшом рассказе разные временные промежутки. Так достигается внутреннее единство всех этапов жизни героя. При этом заметный временной отрезок (более десяти лет) приходится на малый объем произведения. Время соотносится с неподвижным обывательским бытом. Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими словами, как «всякий раз», «по-прежнему», «тоже говорили», «каждую осень». Писатель описывает одни и те же ситуации, позы, жесты героев. Например, лакей Пава принимает заученную трагическую позу («Умри, несчастная!»), много раз повторяет свои анекдоты Иван Петрович, Вера Иосифовна вечерами читает гостям романы. Чехов не говорит, что именно исполняла Катерина Ивановна, но точными эпитетами передает впечатление от ее игры: «длинно», «трудно», «шумно», «однообразно».
Особое значение в расказе имеет деталь. Это и запах жареного лука в доме Туркиных как символ мещанства, разноцветные бумажки, которые, от неуемной жадности, вынимает изо всех карманов Ионыч. Это и вскользь брошенные замечания писателя («своих лошадей у него пока еще не было»). Это и портретные зарисовки: описания Старцева в пятой главе («пухлый, красный, с мясистым затылком», «прямые, деревянные руки», «тонкий, визгливый голос»).

Все эти детали прямо говорят об авторском отношении к образу Старцева. Кроме того, важен и образ брички Старцева. Если в первой главе этот герой ходил пешком, напевал строки из классических романсов, то в пятой у него уже своя «тройка с бубенчиками», свой кучер Пантелеймон.
Особое значение для раскрытия образа главного героя играет пейзаж. Сияние луны на кладбище, таинственная тишина, «широкие аллеи», «сонные деревья» говорят о вечном, непреходящих ценностях. Сад Туркиных осенью печален, идет мелкий дождь. Это своеобразный символ однообразной провинциальной жизни, утратившихся надежд.

Чехов использует и так называемый «минус-приём». Пейзаж отсутствует, когда Катерина Ивановна признается в любви уже изменившемуся Старцеву. В саду было темно так же, как и в душе Старцева.
Символично и само название рассказа. Сначала герой именовался Дмитрием Ионычем, не общался с обывателями. Все называли его «поляком» не за важность и надутость, а за непохожесть на других. Но те же обыватели и назвали его просто Ионычем. Это имя стало своеобразным символом косности, деградации, замкнутости, жадности.

Этим рассказом Чехов изнутри подрывает основы мещанского общества. Все художественно-изобразительные средства произведения подчинены одной задаче – описанию деградации личности главного героя. В этом виновна не только среда, но и сам герой. Его нравственный багаж невелик, внутренне он давно уже слился с обществом.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Ионыч / Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Ионыч»

Смотрите также по произведению “Ионыч”:

«Идейно-художественное своеобразие рассказа «Ионыч»»

Творчество — новая стадия в развитии русской литературы. В своих произведениях писатель продолжил рассмотрение проблемы личности и среды.

Первые реалисты считали, что в распаде личности виновата среда. , наряду с , М.Е.Салтыковым-Щедриным доказывают, что сам человек ответственен за свою судьбу.

Проблема личности и среды широко поставлена в рассказе «Ионыч» (1898). Рассказ состоит из пяти глав. Каждая глава является своеобразной вехой в истории жизни главного героя. В первой главе молодой врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает в уездный городок Дележ работать земским врачом. Он знакомится с самой образованной семьей в округе — Туркиными.

Глава семейства — Иван Петрович — считается человеком остроумным, шутником. Он мастер произносить остроты. Он всегда — душа общества. Любимое словечко Ивана Петровича — «недурственно». Его жена — Вера Иосифовна — считает себя талантливой писательницей. По вечерам она читает гостям свою повесть, которая неизменно начинается словами «Мороз крепчал…». В это время из открытых окон доносился стук ножей и жареного лука. Все гости находились в ожидании обильного ужина.

Дочь Туркиных Катя, Котик, мечтает быть пианисткой, учиться в московской консерватории. Играя на этом инструменте, она так сильно ударяла по клавишам, что Дмитрий Ионыч представлял себе бурный каменный поток, мчащийся с горы.

Немногими яркими красками рисует типичную обывательскую семью. Что должен здесь почувствовать молодой интеллигентный человек? Скорее всего, отвращение. Но уже в первой главе автор показывает, что пропасть между миром обывателей и внутренним состоянием героя не так уж велика. Дмитрий Ионович уже близок к тому, чтобы вступить в эту среду. Вторая глава рассказывает о романтическом свидании Старцева на кладбище, которое так и не состоялось. Легко можно представить себе чувства, мысли, настроение героя, который идет на свидание с любимой девушкой. Но постоянно развенчивает «высокий» образ мыслей своего героя. Вокруг безмолвие, слышны резкие шаги, воют собаки. В этой обстановке Старцев думает: «Ох, не надо бы полнеть».

Третья глава является кульминацией рассказа. Дмитрий Ионович, наконец, решил сделать предложение Котику. Стоит прекрасный день. Герой приезжает к Туркиным. Но ему кажется, что еще рано говорить с ней о своих чувствах. В итоге он делает предложение поздно ночью в чужом фраке. Котик отказывает ему. Она верит, что впереди ее ждет блестящее будущее. Старцев в ярости, три дня он был сам не свой.

В четвертой главе происходит встреча героя с Котиком. Прошло несколько лет. Героиня вернулась из Москвы, поняла, что не может быть пианисткой. Новая встреча происходит в саду. Но как изменились оба героя. Писатель уже не описывает состояние природы. Сказано только, что было темно. Несколько раз повторяются слова «огонек затеплился, разгорался и погас».

Теперь уже Котик пытается вернуть ушедшие чувства, признается Дмитрию Ионычу в любви. Но тот остается холоден и равнодушен к ее словам. Старцев давно не верит в настоящую любовь. Герой открыл в городе большую частную практику. Позволяет себе кричать на больных.

Пятая глава — эпилог. Это своеобразный итог жизни главного героя. Он важно восседает на своей бричке в богатом бархатном кафтане, бьет кучера. Язык слов ему заменил стук палки. У Ионыча уже есть имение в два дома, но этого герою мало. Он «еще больше пополнел, разжирел, тяжело дышит, ходит, откинув назад голову».

Во многом Ионыч теперь напоминает «языческого бога». Его горло заплыло жиром. Когда герою говорят о Туркиных, он вскользь роняет: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”

У этого рассказа особый подтекст. Даже сюжет символичен. Это своего рода роман, потому что в нем показано становление личности от начала и до конца. Каждая глава отделена от предыдущей определенным промежутком времени. При этом герой каждый раз опускается по нравственной лестнице все ниже и ниже.

Сама композиция подчеркивает деградацию героя. В последней, пятой главе, автор ведет повествование в настоящем времени. Именно здесь открыто выражено отношение писателя к своему герою: «жадность одолела», «кричит своим неприятным голосом». Чехов знает конец истории Старцева. Поэтому он ведет повествование ретроспективно.

Автор показывает, какие условия повлияли на героя и какие качества он развил в себе. Настойчиво звучат слова «уже», «теперь», «прежде». Чехов сталкивает в своем небольшом рассказе разные временные промежутки. Так достигается внутреннее единство всех этапов жизни героя. При этом заметный временной отрезок (более десяти лет) приходится на малый объем произведения. Время соотносится с неподвижным обывательским бытом. Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими словами, как «всякий раз», «по-прежнему», «тоже говорили», «каждую осень». Писатель описывает одни и те же ситуации, позы, жесты героев. Например, лакей Пава принимает заученную трагическую позу («Умри, несчастная!»), много раз повторяет свои анекдоты Иван Петрович, Вера Иосифовна вечерами читает гостям романы. Чехов не говорит, что именно исполняла Катерина Ивановна, но точными эпитетами передает впечатление от ее игры: «длинно», «трудно», «шумно», «однообразно».

Особое значение в расказе имеет деталь. Это и запах жареного лука в доме Туркиных как символ мещанства, разноцветные бумажки, которые, от неуемной жадности, вынимает изо всех карманов Ионыч. Это и вскользь брошенные замечания писателя («своих лошадей у него пока еще не было»). Это и портретные зарисовки: описания Старцева в пятой главе («пухлый, красный, с мясистым затылком», «прямые, деревянные руки», «тонкий, визгливый голос»).

Все эти детали прямо говорят об авторском отношении к образу Старцева. Кроме того, важен и образ брички Старцева. Если в первой главе этот герой ходил пешком, напевал строки из классических романсов, то в пятой у него уже своя «тройка с бубенчиками», свой кучер Пантелеймон.

Особое значение для раскрытия образа главного героя играет пейзаж. Сияние луны на кладбище, таинственная тишина, «широкие аллеи», «сонные деревья» говорят о вечном, непреходящих ценностях. Сад Туркиных осенью печален, идет мелкий дождь. Это своеобразный символ однообразной провинциальной жизни, утратившихся надежд.

Чехов использует и так называемый «минус-приём». Пейзаж отсутствует, когда Катерина Ивановна признается в любви уже изменившемуся Старцеву. В саду было темно так же, как и в душе Старцева.

Читайте также:  Рагин Андрей Ефимович: сочинение

Символично и само название рассказа. Сначала герой именовался Дмитрием Ионычем, не общался с обывателями. Все называли его «поляком» не за важность и надутость, а за непохожесть на других. Но те же обыватели и назвали его просто Ионычем. Это имя стало своеобразным символом косности, деградации, замкнутости, жадности.

Этим рассказом Чехов изнутри подрывает основы мещанского общества. Все художественно-изобразительные средства произведения подчинены одной задаче — описанию деградации личности главного героя. В этом виновна не только среда, но и сам герой. Его нравственный багаж невелик, внутренне он давно уже слился с обществом.

Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова “Ионыч”

Творчество А. П. Чехова – новая стадия в развитии русской литературы. В своих произведениях писатель продолжил рассмотрение проблемы личности и среды. Первые реалисты считали, что в распаде личности виновата среда. А. П. Чехов, наряду с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным доказывают, что сам человек ответственен за свою судьбу.

Проблема личности и среды широко поставлена в рассказе “Ионыч” . Рассказ состоит из пяти глав. Каждая глава является своеобразной вехой в истории жизни главного героя. В первой главе молодой врач Дмитрий

Глава семейства – Иван Петрович – считается человеком остроумным, шутником. Он мастер произносить остроты. Он всегда – душа общества.

Любимое словечко Ивана Петровича – “недурственно”. Его жена – Вера Иосифовна – считает себя талантливой писательницей. По вечерам она читает гостям свою повесть, которая неизменно начинается словами “Мороз крепчал…”. В это время из открытых окон доносился стук ножей и жареного лука.

Все гости находились

Скорее всего, отвращение. Но уже в первой главе автор показывает, что пропасть между миром обывателей и внутренним состоянием героя не так уж велика. Дмитрий Ионович уже близок к тому, чтобы вступить в эту среду.

Вторая глава рассказывает о романтическом свидании Старцева на кладбище, которое так и не состоялось. Легко можно представить себе чувства, мысли, настроение героя, который идет на свидание с любимой девушкой. Но А. П. Чехов постоянно развенчивает “высокий” образ мыслей своего героя.

Вокруг безмолвие, слышны резкие шаги, воют собаки. В этой обстановке Старцев думает: “Ох, не надо бы полнеть”. Третья глава является кульминацией рассказа.

Дмитрий Ионович, наконец, решил сделать предложение Котику. Стоит прекрасный день. Герой приезжает к Туркиным.

Но ему кажется, что еще рано говорить с ней о своих чувствах. В итоге он делает предложение поздно ночью в чужом фраке. Котик отказывает ему. Она верит, что впереди ее ждет блестящее будущее.

Старцев в ярости, три дня он был сам не свой. В четвертой главе происходит встреча героя с Котиком. Прошло несколько лет. Героиня вернулась из Москвы, поняла, что не может быть пианисткой. Новая встреча происходит в саду.

Но как изменились оба героя. Писатель уже не описывает состояние природы. Сказано только, что было темно.

Несколько раз повторяются слова “огонек затеплился, разгорался и погас”. Теперь уже Котик пытается вернуть ушедшие чувства, признается Дмитрию Ионычу в любви. Но тот остается холоден и равнодушен к ее словам. Старцев давно не верит в настоящую любовь.

Герой открыл в городе большую частную практику. Позволяет себе кричать на больных. Пятая глава – эпилог. Это своеобразный итог жизни главного героя. Он важно восседает на своей бричке в богатом бархатном кафтане, бьет кучера.

Язык слов ему заменил стук палки. У Ионыча уже есть имение в два дома, но этого герою мало. Он “еще больше пополнел, разжирел, тяжело дышит, ходит, откинув назад голову”. Во многом Ионыч теперь напоминает “языческого бога”.

Его горло заплыло жиром. Когда герою говорят о Туркиных, он вскользь роняет: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?” У этого рассказа особый подтекст. Даже сюжет символичен. Это своего рода роман, потому что в нем показано становление личности от начала и до конца.

Каждая глава отделена от предыдущей определенным промежутком времени. При этом герой каждый раз опускается по нравственной лестнице все ниже и ниже. Сама композиция подчеркивает деградацию героя. В последней, пятой главе, автор ведет повествование в настоящем времени. Именно здесь открыто выражено отношение писателя к своему герою: “жадность одолела”, “кричит своим неприятным голосом”.

Чехов знает конец истории Старцева. Поэтому он ведет повествование ретроспективно. Автор показывает, какие условия повлияли на героя и какие качества он развил в себе.

Настойчиво звучат слова “уже”, “теперь”, “прежде”. Чехов сталкивает в своем небольшом рассказе разные временные промежутки. Так достигается внутреннее единство всех этапов жизни героя. При этом заметный временной отрезок приходится на малый объем произведения. Время соотносится с неподвижным обывательским бытом.

Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими словами, как “всякий раз”, “по-прежнему”, “тоже говорили”, “каждую осень”. Писатель описывает одни и те же ситуации, позы, жесты героев. Например, лакей Пава принимает заученную трагическую позу , много раз повторяет свои анекдоты Иван Петрович, Вера Иосифовна вечерами читает гостям романы.

Чехов не говорит, что именно исполняла Катерина Ивановна, но точными эпитетами передает впечатление от ее игры: “длинно”, “трудно”, “шумно”, “однообразно”. Особое значение в расказе имеет деталь. Это и запах жареного лука в доме Туркиных как символ мещанства, разноцветные бумажки, которые, от неуемной жадности, вынимает изо всех карманов Ионыч. Это и вскользь брошенные замечания писателя . Это и портретные зарисовки: описания Старцева в пятой главе . Все эти детали прямо говорят об авторском отношении к образу Старцева.

Кроме того, важен и образ брички Старцева. Если в первой главе этот герой ходил пешком, напевал строки из классических романсов, то в пятой у него уже своя “тройка с бубенчиками”, свой кучер Пантелеймон. Особое значение для раскрытия образа главного героя играет пейзаж.

Сияние луны на кладбище, таинственная тишина, “широкие аллеи”, “сонные деревья” говорят о вечном, непреходящих ценностях. Сад Туркиных осенью печален, идет мелкий дождь. Это своеобразный символ однообразной провинциальной жизни, утратившихся надежд. Чехов использует и так называемый “минус-прием”.

Пейзаж отсутствует, когда Катерина Ивановна признается в любви уже изменившемуся Старцеву. В саду было темно так же, как и в душе Старцева. Символично и само название рассказа.

Сначала герой именовался Дмитрием Ионычем, не общался с обывателями. Все называли его “поляком” не за важность и надутость, а за непохожесть на других. Но те же обыватели и назвали его просто Ионычем.

Это имя стало своеобразным символом косности, деградации, замкнутости, жадности. Этим рассказом Чехов изнутри подрывает основы мещанского общества. Все художественно-изобразительные средства произведения подчинены одной задаче – описанию деградации личности главного героя.

В этом виновна не только среда, но и сам герой. Его нравственный багаж невелик, внутренне он давно уже слился с обществом.

Сочинение по рассказу Ионыч Чехова (рассуждение)

Рассказ “Ионыч” посвящен популярной теме разложения личности под влиянием среды. Однако, в отличие от своих предшественников, Чехов смотрит на проблему духовного падения человека под другим углом зрения. Автор считает, что не столько среда, сколько сам человек является причиной своей деградации. Даже, доведенная до самой крайности личность, не должна терять своего человеческого достоинства.

Рассказ построен так, что в каждой главе поэтапно читатель наблюдает духовное разложение главного героя. В начале произведения Дмитрий Ионыч предстает молодым человеком полным сил, желания жить и работать во благо людей. Он образован, хорошо воспитан, эрудирован. Тем более контрастно выглядит общество, в которое он попадает. Показная образованность и непрофессионализм семьи Туркиных поначалу даже не тронули его. Вспыхнувшая в нем любовь была единственной надеждой на спасение. Но Котя, не хотевшая пустой и бесполезной жизни в этом городе отказала ему. А ему так она была нужна. На кладбище он хотел кричать, требовать любви. Свидание на кладбище символично в произведении. Оно как будто говорит,что у этих отношений нет будущего.Это подтверждается поведением героев. Ионыч уже на следующий день во время сватовства подумал о приданом, а после отказа как-то быстро утешился. Котик тоже не любила и даже не уважала Дмитрия Ионыча. Она не слушала его рассказов, смеялась над ним. Прозрела Катерина слишком поздно. Но тогда этот отказ навсегда перевернул жизнь героя.

Больше мы не увидим Дмитрия Ионыча жизнерадостным и воодушевленным. Его жизнь превращается в копилку: денег, домов, жира. Его любовь, образованность сострадание к людям никому не нужны в этом городе Так зачем тогда ему стремиться к чему-то, культурно развиваться, духовно расти. Намного интереснее и важнее для него стало пересчитывание мятых бумажек каждый вечер. Мысли о них грели душу. Старцев не сопротивляется среде, он ей уступает

Он уже рад, что не женился на Катерине. Герой настолько презирал окружающее его общество, что почти ни с кем не общался. Он просто не мог ни о чем говорить с этими людьми.

Но он принимает их образ жизни. Некогда перспективный чуткий грамотный доктор Старцев становится Ионычем. Его жизнь теперь плывет по течению, как и жизнь всего города. Герой оказался слаб перед силой пошлости. Он стал частью того общества, которое презирал. Принял их идеалы и стал обычным накопителем. Покупает дома один за другим, дорогие коляски, копит деньги, играет в карты. На своих пациентов из народа он теперь кричит и стучит палкой. А должность не оставил только из-за жадности.

Сложно сказать, могло ли что-нибудь изменить Ионыча, вырвать его из этого существования. Может быть, он так и не встретил нужного человека. А может не хватило внутреннего стержня.

В последней главе Чехов говорит об Ионыче уже в настоящем времени, как бы констатируя, что падение свершилось. Ионыч уже никогда не изменится, огонек не загорится. Он разжирел, обрюзг, стал ворчливым неприятным типом. В семействе же Туркиных ничего не изменилось. Описание стабильности жизни “самой образованной семьи” в финале рассказа словно возвращает читателя к началу произведения. Возникает ощущение замкнутого круга, который невозможно разорвать.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образ Ионыча – собирательный. Чехов восставал против того, что человек поддается давлению социальной среды. Писатель призывал не дать себе стать маленьким, никогда не ронять своего человеческого достоинства. Самое страшное – это бесполезно прожить свою жизнь. Писатель призывает каждого человека приглядеться к своей жизни.

2 вариант

Использование «говорящих» фамилий является частью русской литературной традиции. В своем рассказе Чехов дает главному герою фамилию Старцев, что сразу намекает на настоящее положение души этого человека, она – стара.

Мне кажется, весь рассказ представляет собой повествование о старости. Речь идет именно об увядании и старости как состоянии человеческого существа. Как известно, в России есть различение старчества и старости.

Старость – дряхлое сухое и истонченное дерево, которое полностью увядает, становится пылью, старчество – древнее, но могучее дерево, пусть и истощенное жизнью и с обилием шрамов, но величественно возвышающееся над мирским и взирающее на все своей могучей мудростью. Кстати, старчество может наступить и в молодом возрасте, речь не о количестве лет, но об обретенном понимании. Также и наоборот и именно поэтому Старцев является старцевым (в смысле стариком) и в молодости, он имеет стариковский взгляд на мир.

Весьма символичным является ожидание главным героем на кладбище, куда он отправляется после полученной записки. Автор как бы указывает, где следует располагаться его надеждам, да и ему самому. Также подобная деталь может указывать на некое подобие символической смерти и даже похороны любви, которые в действительности не стали ничем положительным ни для кого из героев и вообще навевают довольно омерзительные ассоциации, мне даже странно, для чего Чехов стал вставлять такую мерзкую деталь в собственный рассказ.

Так или иначе, Ионыч представляет собой стареющую жизнь. Пожалуй, сам по себе этот феномен тоже является довольно омерзительным, ведь не страшна ранняя смерть или страдания в старости, как страшно подобное забвение и апатия. Эта обыденность, которая переполняет многих людей, которая воплощается и в самом уездном городе и даже в самых талантливых его людях, тут, мне кажется, автор говорит в целом о безнадежности не только Ионыча, но и всего мира, в котором много таких Ионычей.

Как мне кажется, многие люди, которые даже поймут предостережение автора, на самом деле не сделают ничего больше, чем просто пустятся в своеобразные крысиные бега, борьбу за выживание в этом мире, своеобразную попутку убежать от подобия Ионычу. Но проблема в том, что, когда стаешь на такую дистанцию, то на том конце тоже ждет Ионыч, ведь от себя не убежать. Рецепт противоядия, на который намекает Чехов, более тонок и труден для понимания, чем простая смена апатии на активность.

Ионыч – сочинение по произведению

Рассказ Чехова «Ионыч» относится к зрелому периоду творчества автора. Его главный герой, Дмитрий Ионыч Старцев, по праву занял почетное место среди архетипичных персонажей русской литературы.

Главный герой по профессии земской врач (как и сам Антон Павлович). Первая мысль, которая приходит на ум при анализе данного факта, что рассказ носит автобиографический характер, но это совершенно не так. Чехов, сам будучи врачом, хорошо знал особенности своих коллег, их мысли и мировоззрение, тем самым, сомнений нет, психологически рассказ выдержан очень точно. К тому же реалистичность описанных ситуаций подтверждается многочисленными примерами из жизни.

Читайте также:  Чайка новый этап в творчестве Чехова: сочинение

Молодой врач Старцев прибывает в некий уездный город. Там он довольно быстро сходится с местной интеллектуальной элитой, семейством Туркиных. Особенно Дмитрию Ионычу западает в душу дочь семейства, Екатерина, увлекающаяся музыкой. Поглощенный чувством влюбленности, доктор принимает участие в проводимых семейством Туркиных вечерах, слушает музицирование своей возлюбленной, выслушивает чтение собственных произведений ее матери. Словом, испытывает наслаждение от данного общества.

Спустя какое-то время Дмитрий Ионыч решил признаться в любви Екатерине. Но девушка не разделила порыв доктора, заявив, что в настоящий момент не только не любит своего знакомого, но и в принципе в ее планы не входит влюбляться в кого бы то ни было. После такого объяснения, Дмитрий Ионыч практически забыл дорогу к своим знакомым. Отныне вся его жизнь сосредоточилась на нем самом. Он жил один, перестал следить за собой, ни с кем добровольно не общался, но при этом благосостояние его росло с каждым годом, доктор имел обширную практику.

Вместе с влюбленностью к Екатерине, у доктора также улетучилось и благожелательное отношение как к ней, так и к ее семейству, все их эстетические практики не вызывали в нем отныне никаких чувств, кроме отвращения. Отношение же к другим обывателям было еще хуже. Окружающие заметили перемены в образе доктора, отношение к нему было двояким: с одной стороны, его несомненно ценили как специалиста, с другой — не любили как человека, даже обращение к нему было не совсем подобающем званию врача — просто по отчеству, Ионыч.

Главная мысль произведения заключается в том, что потерпев неудачу (в данном случае, в любви), необходимо продолжать держать себя в руках, не срывать свою злобу на окружающих, поскольку в конце-концов очень велика вероятность стать «ионычем», потеряв собственное человеческое лицо.

Вариант 4

Это произведение для меня больше о том, как у людей их общее желание быть вместе не совпало по времени. То есть я знаю, конечно, что там о том, как Ионыч превратился в обывателя, что его ничего не интересует, кроме недвижимости, он стал толстым и жадным. Но по мне, так это произведение о любви, какой-то несостоявшейся что ли.

Мне странно читать о том, как он делает Котику предложение, а она отказывается. Он просит её о свидании, а она назначает встречу на кладбище ночью – смеется над ним, хотя он свой страх преодолел. Девушка стремилась в город, к новой жизни, обучению. Понятно, что она очень молодая, даже озорная, самоуверенная. Но после, когда она разочаровалась в своей творческой карьере, Екатерина Ивановна превозносит потолстевшего «жениха», зовет его в гости, и понятно, что теперь она бы не отказалась стать его женой… Он ей кажется великим человеком – настоящим, который служит людям (своим пациентам). Раньше она этого не видела, но видела себя в роли великой пианистки»! А ему уже она не нужна! У него другие заботы. Ещё он, вообще, разочаровался в их «талантливой» семье. И думаю, что тот её отказ, та издевка не прошли незамеченными. Вот если бы их стремления совпали во времени, тогда могла бы получиться хорошая семья. Ионыч бы не стал толстым и ограниченным, а она – разочарованной и злой.

С другой стороны, Екатерина Ивановна попробовала силы. Нужно ей было более критично на себя смотреть… Хотя бы без гордыни своей обойтись, тогда б не издевалась над Старцевым. Или ему нужно было набраться терпения, чтобы дождаться её из Города, когда она набьет себе шишек. Но получается, что это означает – желать ей провала. И вообще, гордости не иметь, чтоб после такого отношения ещё захотеть с ней общаться… Сложно. Но уж тут, наверное, не судьба, как говорится. Оба были молодые и гордые.

Я думаю, что всё в рассказе – следствия этой не сложившейся любви. И ещё просто всем нужно быть мягче, не так грубо отказывать, не так резко забывать… Легко говорить, я сам не понимаю, как бы поступил. То есть я их понимаю, вижу, что они не совсем правильно действовали, но смог бы я по-другому? Не факт.

Главное, что это поучительный и трогательный рассказ.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Чехова Ионыч

Популярные сегодня темы

Михаил Александрович Шолохов в произведении «Поднятая целина» демонстрирует сомнительность дела коллективизации. На первый взгляд, писатель заостряет внимание на способности к сосуществованию коллективной

Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.

«Девочка на шаре» – это рассказ советского писателя Виктора Драгунского. Повествование ведется от лица ученика начальной школы Дениса Кораблева. События, о которых рассказывает Дениска, произошли в начале 60-х годов прошлого века.

Пейзаж Тишина написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам

Свою нашумевшую комедию «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь написал ещё в далеком 19 веке, но она до сих пор не потеряла своей актуальности. Интересен тот факт, что в данном произведении никому из персонажей нельзя дать положительную характеристику.

Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова

Центральной идеей рассказов Чехова является история опошления человека под воздействием окружающей жизни, социальной среды. Люди, сформировавшиеся в условиях бездуховности и отсутствии истинных критериев ценности жизни, пытаются заменить их, заполнить духовный вакуум разного рода суррогатами, ложными целями, химерами, которым они в конечном итоге и посвящают свою жизнь, добровольно отдают в жертву свое «божественное» предназначение.

В трилогии, состоящей из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», подобными химерами выступают, соответственно, ложное представление об «общественном мнении», под воздействием которого Беликов превращается в «человека в футляре», имущество (в виде дома с садом и крыжовником, который в результате оказывается кислым), ложные представления о долге, традициях и проч., заставляющие героев рассказа «О любви» отказаться от счастья. Ценностная дезориентация героев последнего рассказа настолько велика, что, даже поняв ценность истинного чувства в сравнении со всеми условностями и запретами, вы думанными людьми, они не могут уже ничего изменить. Все эти псевдоидеи, своего рода «мании» обретают особую выпуклость, значимость из-за того, что Чехов доводит тему «футлярности» до наивысшей точки (гимназия и сам город сравнивается с «футляром»), в которой она дорастает до символического значения. «Футляр» — это и есть та «псевдоидея», которая захватывает человека, изолируя его, отрезая от настоящей жизни, от всего многообразия мира.

Для героини рассказа «Душечка» — это мнения и суждения посторонних людей — мужа, ветеринара, сына ветеринара, прислуги. Духовная пустота заполняется тем, что оказывается под рукой.

В плане изображения «мертвых душ» о Чехове вполне можно говорить как о продолжателе гоголевских традиций.

К рассказу «О любви» по тематике примыкает рассказ «Дама с собачкой», где Гуров и Анна Сергеевна, испытывая чувство друг к другу, тем не менее не могут разорвать привычный круг бездуховного, бессмысленного бытия и сделать свой выбор.

В «Ионыче» Чехов наиболее подробно и выпукло изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь «образованной и талантливой» семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия на протяжении многих лет). У доктора Старцева есть свои идеалы. Поначалу он стремится быть знающим земским врачом, испытывает искреннее чувство к Котику, тонко чувствует красоту природы. Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам общества уездного города С. Сам Старцев не способен сопротивляться этому. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.

Примечательно, что жизнь, которую ведут все эти люди, в городе считается нормой. Пафос произведений Чехова направлен на то, чтобы показать весь ужас изображаемой им обыденной, привычной для большинства людей жизни, вскрыть ее бездуховность и пошлость. По Чехову, нормальный человек так жить не может, если же подавляющее большинство людей живет именно так, во власти химер и разного рода «маний», то они — сумасшедшие, что будет им подробно исследовано в таких рассказах, как «Палата № 6» и «Черный монах».

Во всех рассказах большая роль отведена детали. Чехов никогда не высказывает идею произведения явно, она подается через целую цепь скрытых намеков и соответствующий антураж, и главная роль в этом принадлежит именно детали. Так, например, в «Ионыче» вместе с внутренним состоянием доктора меняется его внешний облик: он все больше полнеет, у него усиливается одышка, кроме того, вначале он ходит к больным пешком, потом ездит на паре лошадей, а затем на тройке с бубенчиками. У Старцева в рассказе есть «двойник» — кучер Пантелеймон, который также меняется вместе с хозяином: полнеет и приобретает солидность.

Admin добавил 27.04.2012 в 12:11
Идейно-художественное своеобразие рассказов «Черный монах» и «Палата № 6»

По жанру «Палата № 6» — не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя).

Н. С. Лесков дал следующий отзыв о повести: «В «Палате № 6» в минйатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия. Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!»

В повести, как и в анализировавшихся ранее рассказах, проводится идея «пошлости пошлого человека». Чехов показывает мещанскую среду, которая губит в людях лучшие порывы (доктор Рагин), заставляет их приспосабливаться, оправдывая свое паразитическое существование тем, что «все так живут», что «все равно ничего не изменится». Однако в отличие от рассказов «Ионыч» или «Человек в футляре», эта мысль проводится здесь несколько иным образом.

Если в других рассказах Чехов раскрывает перед нами весь ужас бездуховной, мещанской жизни, пошлого быта, показывая всю их «ненормальность», то в рассказах «Палата № 6» и «Черный монах» он еще больше усиливает этот посыл. В результате перед нами возникает парадоксальная ситуация: больными оказываются вовсе не те люди, которые официально признаны «ненормальными», но совсем наоборот — это весь город оказывается болен. Сумасшествие, по Чехову, превращается в единственный способ для нормального человека убежать от отупляющей, отвратительной действительности. В этой действительности такие качества, как благородство, доброта, честность, сострадание оказываются не нужны, их заменяет бессмысленное, механическое стремление к порядку (сторож Никита в «Палате № 6»). На смену взаимопониманию приходят зависть, жадность, стремление к власти (фельдшер Сергей Сергеевич, доктор Хоботов). Чехов сравнивает людей, считающихся «нормальными» с теми, которые находятся на их попечении, и это сравнение происходит не в пользу первых.

Действительность, порядки существующие в окружающем обществе, удушливая атмосфера не дают ни малейшего шанса человеку выразить свои лучшие качества, они просто неуместны в том мертвенном мире, который описывает Чехов. У человека остается два выхода: либо опошлиться (как, например, это происходит с Ионычем), т. е. принять предлагаемые правила и играть по ним, либо уйти в сумасшествие, т. е. уйти в свой собственный мир, хотя и вымышленный, но удовлетворяющий внутренним потребностям человека. Именно это описывается в рассказе «Черный монах». Примечательно, что Коврин понимает: видение Черного монаха — следствие неправильного образа жизни и, как результата, психической болезни, но он в конечном итоге сознательно выбирает этот путь, потому что действительность для него оказывается несравненно мрачнее и ужаснее.

Этот принцип чрезвычайно актуален для всего творчества Чехова, и, в частности, для его пьес. Как отмечалось практически всеми исследователями, характерной особенностью его драматургии является показ фатальной разобщенности людей, их абсолютного одиночества в окружающем мире. Чехов сознательно создает такие диалоги, которые характеризуются разительным внутренним диссонансом. Он показывает, что люди, даже говоря друг с другом, не слышат слов собеседника, они оказываются полностью погружены в себя, в свои собственные проблемы. Люди в позднем творчестве Чехова — это беглецы от ужасной действительности в свой внутренний мир. С одной стороны, это естественная защитная реакция организма на враждебность и чуждость окружающей среды. Но с другой, в результате такой «внутренней эмиграции» человек теряет связи с окружающей реальностью, он тешится иллюзиями, химерами, заполняет свой мир вещами, которые сам же и придумал. После этого неизбежно наступает одиночество, а за ним — полное внутреннее опустошение. Чехов показывает неизбежность этого процесса, вскрывает его трагичность. Большинство персонажей Чехова — это внутренне опустошенные люди. У каждого из них есть свой собственный «Черный монах», они мечтают о чем-то, но эти мечты заведомо несбыточны или фантастичны. Удел таких душ — постепенный распад и смерть. На всех них лежит отпечаток тления. На уровень философского обобщения эта проблема выходит, например, в пьесе «Вишневый сад», где сам вишневый сад является символом безжалостно и неизбежно «вырубаемой» духовности на фоне глухоты людей друг к другу, погруженности в свои собственные проблемы, в свой собственный маленький «виртуальный» мирок.

Читайте также:  Тематика и герои юмористических рассказов А.П.Чехова (на примере двух-трех рассказов).: сочинение

Рассказы «Палата № 6» и «Черный монах» занимают как бы промежуточное положение между рассказами Чехова и его пьесами, знаменуют переход от описания «пошлости пошлого человека» к изображению «гибели одинокого человека».

«Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Озерский технический колледж»

Методическая разработка урока литературы

по теме

«Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

преподаватель русского языка

Технологическая карта урока литературы

Тема: «Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Организационная информация

Предмет

Курс

Тема урока

«Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Преподаватель

Фахриева Анна Михайловна

Образовательное учреждение

ГБПОУ «Озерский технический колледж»

Методическая информация

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Развитие умения нравственного анализа и оценки качеств личности, проступков и поведения людей.

Задачи урока

  1. Раскрыть процесс духовной деградации человека;
  2. Выяснить причины превращения доктора Старцева в Ионыча;
  3. обобщить и систематизировать знания обучающихся по прочитанным произведениям А.П. Чехова;
  4. закрепить умение анализировать эпическое произведение малой формы;
  5. изучить общие черты, присущие рассказам А.П. Чехова;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Знать содержание прочитанного произведения;

уметь анализировать художественный текст; давать

характеристику герою произведения.

Р1- принимать учебную задачу;

Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

К1- участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Формы и методы

фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом, выразительное чтение, творческая работа по главам в группах, письменная работа, элементы анализа.

Педагогические технологии

Необходимое оборудование и материалы

Портрет А. П. Чехова в классе на стене, на партах книги с рассказом «Ионыч», рисунки бабочек и листьев, фрагмент оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», презентация.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Этап мотивации (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

1. Организация беседы, основанной на личном жизненном опыте учащихся.

2. Преподаватель просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

Слово учителя: Мы продолжаем изучать творчество классика русской литературы А. П. Чехова. Над какими рассказами вы работали в школе?

Сегодня мы остановимся на рассказе «Ионыч», который вы прочитали дома.

3. Работа над эпиграфом «Берегите в себе человека». А. П. Чехов.

Прочитайте эпиграф и попытайтесь сформулировать тему урока. Подумайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?

Выдвигают предположения о теме урока.

Записывают тему в тетрадь.

Л1

Р1

К3

П1

Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Организация работы в группах.

У каждой группы на столе карточка с вопросами по содержанию, тематике, композиционному построению рассказа «Ионыч»:

Сколько глав имеет рассказ?

Определите тему, идею рассказа.

Какая композиция у этого произведения?

Как, по-вашему, сам автор относится к героям – доктору Старцеву и семейству Туркиных? Жалеет их или осуждает? Что обвиняет в том, что жизни их не состоялись: «среду», провидение или их самих?

В чем вы видите причину нравственного падения Старцева? (любимая работа, благородные цели не стали основным смыслом жизни для героя. Стремление к покою и сытости оказываются сильнее)

Докажите, что возможность деградации чувствуется уже в облике молодого Дмитрия Старцева:

Чем занимается Ионыч по вечерам?

К чему сводится его деятельность (как врача)?

Обучающиеся вспоминают содержание рассказа, слушают, отвечают на вопросы, выполняя элементы анализа рассказа.

Л2

Р3

К1

П2

Этап постановки учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • выявить места и причины затруднения;
  • организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах.

Организация коммуникативной деятельности обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели урока

Проблемный вопрос : Почему каждый человек, попадая в ту или иную среду, несёт личную ответственность за свою судьбу?

Частные вопросы: 1. Как жизненная позиция Чехова повлияла на него как на писателя?

2. Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

(Звучит м узыкальная заставка (фрагмент оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»)/ портрет Чайковского.

Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» – любимое музыкальное произведение А.П. Чехова.

Кроме изобилия материала и таланта, нужно еще кое-что, не менее важное. Нужна возмужалость — это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было; его заменяли с успехом мое легкомыслие, небрежность и неуважение к делу.

Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.

Действительно, жизнь зачастую преподносит человеку сюрпризы. И не всегда они бывают приятные. Так что же нужно предпринимать, чтобы негативные метаморфозы не смогли уничтожить личность?

Перед вами на столе лежат вырезанные бабочки и листья разных пород деревьев. Как вы думаете почему? (они подвержены метаморфозам). Возьмите каждый по одному предмету и на протяжении всего разговора вы можете трансформировать их по вашему усмотрению, а в конце урока посмотрим, что у вас получится (кокон, вид осеннего или засохшего листа).

История, рассказанная Чеховым в «Ионыче», строится вокруг двух признаний в любви. А какие ещё литературные произведения, ранее нами изученные, построены так же?

Но каждый писатель, мне кажется, обращаясь к таким конструкциям, выражает через них свое видение и понимание мира. У Чехова вначале главный герой Старцев признается Котику в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви — и с тем же отрицательным результатом.

Для чего же нужны остальные события?

Обучающиеся выявляют и фиксируют причину затруднения.

Доклад. Чтобы понять писателя, надо побывать на его родине. Это верно не только по отношению к стране в целом, но и в более узком смысле, в применении к тому малому уголку земли, где он родился. Чехов родился в Таганроге и прожил здесь почти до двадцати лет, чуть меньше половины отмеренного ему жизненного срока.

Судьба не просто определила Чехову впервые открыть в Таганроге глаза и по-младенчески удивиться миру, но еще и впитать впечатления отрочества и юности, учиться, взрослеть, крепнуть духовно, как бы готовя себя к главному делу жизни.

Писатель – это не просто дар, это еще характер. Сдержанный во всем, что касалось его лично, Чехов скупо роняет признания, по которым можно судить, какой внутренней, работы и борьбы с собой стоила ему выработка самосознания и творческой воли. Ведь он не считал себя от природы собранным и деятельным человеком и любил пошутить, что «лень родилась в 1859 году, то есть на год раньше меня».

Писатель Чехов потому и верил в людей, в возможность их духовной и душевной перестройки, что еще в таганрогские годы, юношей, бегавшим по урокам «за шлагбаум», провел этот опыт на себе. Как и старших братьев, его легко могло начать сносить житейское течение. Антон не стал рабом своих прихотей и искушений, постиг мудрость преодоления собственных слабостей и оттого, вопреки возрасту, сделался вскоре как бы старшим в семье. «. Кто трудится, кто терпит, тот и старше»,— скажет он в повести «В овраге».

В провинциальной таганрогской среде Чехов смолоду растил в себе понятие чести русского демократа-интеллигента: в любых обстоятельствах говорить правду, не предавать, не заискивать перед сильными, не сетовать на невзгоды судьбы. Брать ношу на себя, выполнять долг, сколько сил хватит, и верить в свое призвание.

Наверное, не будь это понято еще “тогда, в юности, не было бы впоследствии ошеломившей современников поездки Чехова на остров-тюрьму Сахалин, не было бы подвижнической работы врачом Мелиховского участка, не было бы, наконец, во всей его силе и писательского подвига Чехова.

Своеобразный кодекс чести сформулирован Чеховым в знаменитом письме брату Николаю (март 1886 г.), где он говорит о том, что такое «воспитанный человек».

«Воспитанные люди,— пишет Чехов,— по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом.

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.

Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями.

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они воспитывают в себе эстетику. »

Чехов свои правила поведения человека в обществе обращает к самой личности, призывает развить нравственные требования к себе, победить собственные слабости и не слишком судить других.

Чехов учит самовоспитанию личности. «Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь, мы не знаем»,— напишет Чехов в письме к Плещееву. С юных лет, руководимый нравственным инстинктом и исканиями светлого ума, Чехов незаметно выстраивает и создает свой «кодекс чести», сполна выражающийся и в его писательском методе.

Моральная философия Чехова — стоическая, противоположная нетерпению. Но это не пассивность, не бездействие, а чувство долга, основанное на взаимных обязательствах. Чехов не любил, когда ему лгали. Но он и сам бы не мог cолгать. Чехов не терпел, чтобы его унижали. Он не мог бы унизить и другого. Чехов не любил, когда при нем жаловались на людей, на судьбу. Он и себя приучил никогда и ни на что не жаловаться.

Строго оглядываясь на себя, Чехов по отношению к другим людям хотел бы быть просто справедливым. Легко сказать «просто», но на это потребны были огромные душевные силы. Он желал угадать в каждом человеке все лучшее, но и на дурное глаза не закрыть. И уж во всяком случае — таково было его жизненное правило — никого не обидеть, не ранить попусту, не задеть лично. Отнестись с доверием к возможной переделке человека, принять во внимание смягчающие вину обстоятельства.

Сообщение «История создания рассказа «Ионыч». Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом уже становится материальный интерес. Человек как личность становится ненужным и уходит на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»: «Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема возникает перед каждым поколением

1. Так строился сюжет в пушкинском «Евгении Онегине», с той лишь разницей, что герои поменялись местами. Там Татьяна- Евгений; Евгений- Татьяна)

2.А я вспоминаю историю любви Катерины и Бориса из драмы «Гроза» Островского, где также было два свидания и трагическая развязка.

3.История любви и способ ее описания стары, как мир. Вспомним, к примеру, народную сказку о журавле и цапле, также поочередно и неудачно объяснявшихся в любви.

Все остальные события нужны только для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей.

Ссылка на основную публикацию
×
×