Ход времени в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад: сочинение

Ход времени в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Пьеса “Вишневый сад” — шаг в развитии Чехова-драматурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это пора вошло в историю как предреволюционное. В тот самый срок многие прогрессивные писатели пытались осмыслить существующее состояние страны, найти выход из многочисленных противоречий, охвативших Россию начала XX столетия. По-своему пытался решить злободневные проблемы и Антон Павлович Чехов. Его “Вишневый сад” стал своеобразным итогом длительных творческих исканий писателя.

В пьесе Чехов воссоздал жизнь РФ во всей сложности ее исторического развития, показав в ней повседневную жизнь прошлого и будущего поколений, задумывающихся над извечным вопросом: в чем смысл жизни человека на земле? “Вишневый сад” называют поэмой о прошлом, настоящем и будущем РФ.
Прошлое представляют старые хозяева вишневого сада — Раневская, Гаев, живут они прошлым и в прошлом. При первом же знакомстве с Раневской мы видим барыню, умиленную видом детской комнаты. Она кажется простой, обаятельной, по виду доброй. Но доброта ее, оказывается, чисто внешняя: Раневская раздает милостыни, в то пора как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. В пятьдесят лет и Раневская и Гаев остаются большими детьми, причем испорченными барством. Дожив до седин, они совершенно ничему не научились, кроме как произносить напыщенные речи, повелевать, проматывать состояние, нажитое чужим трудом. Бывшие хозяева вишневого сада живут в задолженность. Когда-то дворяне жили доходами с вишневого сада, крепостные развозили вишню по городам на телегах. Вишневый сад — один из атрибутов дворянской жизни. Он дорог его владельцам как прошлое о детстве, молодости, благополучии. Герои плачут о потере сада, но как раз они и загубили его, отдав под топор. Они не принимают нового общественного уклада — буржуазного и не дают согласия Лопахину сдать сад под дачные участки. Сами не действуют и ему не дают. Основной конфликт пьесы — борьба за вишневый сад — разрешается не в их пользу.

Новым хозяином сада, хозяином имения, созданного руками его предков, становится Ермолай Лопахин. Сад весьма своеобразно дорог Лопухину как свидетельство его жизненных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По определению Трофимова, Лопахин — это “хищный зверюга, который съедает все, что попадается ему на пути”. Он необходим “для обмена веществ”, для выполнения короткой исторической роли — посильно помочь разрушению того, что уже отжило. Но Лопахин — не творец на земле, а потребитель: ради наживы он вырубает вишневый сад, а значит, разрушает красоту.

Прогресс, который не украшает землю, неполноценен, потому что главная проблема — украшать землю трудом, превращать ее в цветущий сад. Временны буржуазные дельцы типа Лопахина, господство их преходяще. Вот почему Лопахину в пьесе противопоставляется новая общественная сила. Ему на смену приходят новые люди — Петя Трофимов и Аня Раневская. В них воплощается будущее.

Трофимов у Чехова — воплощение устремленности в будущее. Он просветитель, ратующий за освобождение людей от спячки, Петя с негодованием говорит о безделье, о том, что дворяне живут за чужой счет, буржуа — “хищные звери”, “нужные лишь для обмена веществ”, интеллигенты ничего не делают; рабочие живут скверно, хотя и трудятся.

Трофимов — не революционер, не борец, не участник. Он реформист, который видит переустройство жизни только в распространении просвещения, в сочувственном отношении интеллигенции к народу. По мнению Чехова, полезная общественная роль Пети Трофимова содержится в том, чтобы будить молодые силы, которые будут разыскивать пути борьбы.

Именно беседы с Трофимовым помогают Ане Раневской понять несуразность жизни, в которой она живет. Девушка прощается с вишневым садом, который символизирует в пьесе старую жизнь, прощается, чтобы начать жизнь новую, трудовую. Она уверовала в то, что прошлому пришел конец, хотя вишневый сад дорог ей, как один из чудесных уголков РФ. Аня и Петя прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь: “Здравствуй, новая жизнь!”

Устами молодого поколения Чехов звал к труду и переустройству жизни на новых, справедливых, демократических началах. Именно они, новые люди, превратят Россию в прекрасный вишневый сад и будут в первых рядах человечества, идущего “к высшей правде”, “к высшему счастью, какое только быть может на земле!”

«Ход времени в произведении «Вишневый сад»»

в своей комедии «Вишневый сад» разделяет временные линии рассказа на несколько значащих частей. События, описанные в комедии, хотя и происходят единовременно, но ощущение движения времени различается для отдельных групп героев.

Владелец поместья — Раневская Любовь Андреевна — словно застыла в едином моменте времени вместе со своим окружением. Вернувшись из Франции, Раневская говорит о том, что словно попала в детстве и себя саму она ощущает, словно бы находящейся в том далёком времени. Этому способствует окружающая обстановка вкупе с вишневым садом и домашним окружением.

Для Раневской, её семьи и окружения время остановилось в том месте, где у них есть большое состояние, обеспеченные родители, дом и сад ежедневно своим существованием радуют их, и, помимо того, вишневый сад приносит прибыль. В отрезок же времени, показанный в произведении, и сад уже не приносит прибыли, и забыто то, как это было возможно. Привыкшая к расточительности, Раневская погрязла в долгах, но пытается всё так же беззаботно вести свою жизнь. Она расточительна и совершенно не умеет контролировать свои расходы. Теоретически, сложившаяся экономическая ситуация могла бы научить Раневскую оптимизировать расходы, повысить хоть как-то доход и вылезти из долговой ямы, но в действительности этого не происходит. Человек, сформировавший свой характер много лет назад, не меняется, как и не меняется его поведение. Именно в этом состоит конфликт, базирующийся на устаревшем на многие годы восприятии объективной реальности.

Отдельный объект для рассмотрения представляет собой Ермолай Лопахин. В противовес Раневской, потерявшей свое положение со временем, он представляет собой человека, поднявшегося из слуг в купцы. Для него становится вполне реальной покупка вишневого сада и поместья Раневской. На мой взгляд, Лопахин является примером движения во времени, некой временной прогрессии, что становится особенно заметно в некоторых эпизодах, где особенно контрастно видны бездеятельность Раневской и устремленность к некой цели Лопахина. Лопахин постоянно торопит Раневскую, ждет от неё принятия решения, но Раневская в принципе не способна успевать за реальной скоростью времени, эту способность она утратила еще в детстве, когда ей не требовалось самой принимать решения, действовать не в настоящий момент, а с учетом будущего времени и последствий своих действий и решений. Эта дифференциация показывает отличия в воспитании детей дворян, помещиков и детей их слуг. В данном случае получилось так, что поддержка дочери помещика исчезла, представив её в не самом лучшем свете, в особенности на фоне Лопахина.

Во многих сценах произведения заметен крайне медленный ход времени, особенно это касается диалогов и последних сцен сборов семьи Раневской. Как правило, Раневская и её дочери подолгу обсуждают одно и то же, суетливо перебираются вокруг одного и того же места. Сцена с отъездом неестественно растянута, чтобы показать, насколько недееспособны становятся мать и дочери в момент, когда в жизни пришла пора чего-то добиваться силой, а не получать поддержку «сверху». Также замедление заметно в сцене обсуждения покупки сада Лопахиным.

Медленно, не двигаясь, живёт вся семья. Так, упоминается, что уже два года между Лопахиным и Варей поддерживается некие странные, неопределенные отношения, не продолжающиеся, но и не заканчивающиеся. В разговорах об этих отношениях и Лопахин, и Варя, вроде бы, готовы выйти друг за друга, но дело, тем не менее, не продвигается.

Стоит упомянуть, что весьма контрастно выделяется на фоне медленных действий семьи Лопахин, у которого, например, аукцион проходит довольно быстро и возвращается он уже с окончательными результатами.

Вишневый сад поначалу кажется сердечной привязанностью, но, на мой взгляд, это всего лишь привычка, ведь после покупки усадьбы Любовь Андреевна вскоре перестала о нём грустить и даже повеселела.

Для этих людей продажа вишневого сада стала тем толчком, который сдвинул их во времени, у каждого что-то поменялось в жизни. И хоть для Раневской и Пищика снова не оказалось никаких действий, который они бы предпринять для достижения целей (всё досталось им без их участия: белая глина у Пищика и деньги тётки Раневской), это стало для них открывающим шагом в новом времени их жизни.

Весьма важно упоминание о том, что вся Россия — это большой сад. Это говорит о том, что в России в то время было множество людей, живущих по старым понятиям и не являющих никакого прогресса, и на их фоне приходили, либо должны приходить те самые Лопахины, которые и построят порядок, смогу что-то изменить в лучшую сторону, продвинув Россию вперед в ленте времени.

Комедия «Вишневый сад» — олицетворение призыва Чехова к движению, к переменам и действиям, которые помогут догнать утерянное время и встать на путь новой жизни.

Сочинения на Getsoch.ru

Ход времени в комедии «Вишневый сад»

ПЛАН:
1. Смысл названия пьесы;
2. Проблематика;
3. Воплощение прошлого;
4. Носитель идей настоящего;
5. Герои будущего;
6. Заключение.

С драматической пьесой А.П. Чехова «Вишневый сад» знакомы все, но мало кто знает, что это последняя пьеса А.П. Чехова написанная за год до его смерти. Есть что-то удивительно-трогательное в самом звучании этих слов – «Вишневый сад». К.С. Станиславский писал: «Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладёшь на лицо краску. «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад», — объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого”. Таким образом, А.П. Чехов мысль, заключенную в целой пьесе, уместил всего в двух словах.

Читайте также:  Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах Антона Чехова: сочинение

Основная проблема, затронутая в «Вишневом саду»- проблема гибели дворянских гнезд, а значит и старого уклада жизни. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости – вот главная идея произведения. Уходящая жизнь отождествляется Чеховым с ничтожностью и консерватизмом. «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Чехов сталкивает людей прошлого с людьми настоящего и заложенного в этом настоящем будущего.

Помещица Любовь Андреевна Раевская и ее брат Гаев Леонид Андреевич – воплощение старого уклада жизни, а значит и прошлого. Легко и беззаботно протекала в вишневом саду жизнь многих дворянских поколений, обеспеченная трудом тех бессловесных, бесправных людей, которые насадили и взрастили его. С одной стороны, праздный образ жизни располагает дворян отдаваться любви, поэзии, искусству, формируя высококультурных и образованных людей. Но в с другой стороны такая жизнь лишает их воли, настойчивости, умения приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, чуткости и внимания к окружающим. Все перечисленные качества соединяются в образах Раневской и Гаева. Находясь на грани разорения, они вынуждены продать свой сад. Уже сам этот факт говорит об экономическом крахе, который терпят герои, олицетворяющие дворянское прошлое России. Но только ли материальное положение беспокоит их? Если бы это было так, то помещики с радостью согласились бы на предложение Гаева. Но они с редким единодушием отвергли этот вариант. Думается, дело здесь не в легкомыслии, непрактичности или глупости разорившихся дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного, которое не позволяет им погубить красоту, сделать из поэтического вишневого сада доходное коммерческое предприятие. Кризис дворянского сословия гораздо глубже. Оно утратило не только свое экономическое, но и общественное положение, ибо неспособно, как прежде, определять пути развития страны. Прекрасно сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают вишневый сад новому хозяину. Никакой борьбы в пьесе не происходит. Раневская и Гаев – олицетворение прошлого. Мысль о том, что прошлое господствует над каждым обитателем поместья, прослеживается чуть ли не в каждой строчке: «давно заброшенная часовенка», «большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами», «старая семья».

Лопахин – представитель буржуазии, человек настоящего. С одной стороны, это человек с тонкой и нежной душой, умеющий ценить красоту, верный и благородный; он труженик, работает с утра до ночи. Но с другой стороны, мир денег уже подчинил его себе. И отец, и дед Лопахина были простыми мужиками, поэтому покупка и вырубка сада Ермолаем – это своеобразная месть за свое прошлое. Но он не способен понять одного: вишневый сад – это не только символ красоты, это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящем. Нельзя рубить свои же корни. И то, что Лопахин этого не понимает, является главной его ошибкой. В его лице автор изображает ту общественную силу, которая приходит на смену дворянству, то есть нарождающуюся буржуазию. В конце пьесы он говорит: «Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастливая жизнь!» Но как это сделать, он знает только на словах. Разрушено старое, «порвалась дней связующая нить», а новое еще не создано, и неизвестно, будет ли создано хоть когда-нибудь.

Устаревшее прошлое и неустойчивость настоящего наталкивает на мысль, что стране необходимы другие люди, которые будут вершить великие дела. И эти люди – Петя и Аня. Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. В его образ Чехов вложил такие качества, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад? Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Итак, можно говорить о том, что в пьесе три времени – прошлое, настоящие и будущее. И каждое из времен отражается в каких-либо героях пьесы.

Сочинение на тему: Ход времени в комедии Чехова «Вишневый сад»

Ход времени в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» и сегодня не сходит со сцен российских и за­рубежных театров. Проблемы, затронутые в ней, злободневны и поныне: это — неудовлетворенность человека действительностью и собой, жела­ние изменить жизнь, отчужденность и одиночество, утрата родственных корней. «Вишневый сад» — это комедия вне времени.

Тема «времени» в более узком его понимании — одна из главных тем пьесы. Первая реплика Лопахина: «…Который час?» — задает мотив не­умолимо бегущего времени. Первый день в комедии ознаменован приез­дом из Парижа Любови Андреевны Раневской, где она провела пять лет. Но радостное настроение человека, возвратившегося к родному очагу, постепенно гаснет под грузом житейских проблем.

У героев пьесы — общая проблема: продажа имения, продажа вишне­вого сада. Но все они — Раневская, Гаев, Аня, Варя — стараются уйти от этой темы, не говорить о ней; они хотят уйти от времени, остановить его, оттянуть горький финал. Торги назначены на двадцать второе августа,

и, хотя все помнят об этом, вслух этот день называет лишь Лопахин. Он единственный живет настоящим, помня о быстротекущем времени, не­даром он постоянно смотрит на часы.

Такое поведение героев неудивительно: для них вишневый сад — оли­цетворение жизни, молодости, с ним связаны их воспоминания о пре­красных днях.

«О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось… Весь, весь белый! О, сад мой!» — восклицает в порыве счастья Любовь Андреевна. Она гонит прочь мысль о продаже и не обращает внимания на слова Гаева: «Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…»

Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить.

Гармония в душе Раневской нарушена приходом Пети Трофимова, бывшего учителя ее погибшего сына. В комнату врываются воспоми­нания — и вновь звучит мотив времени, мотив старения, увядания: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели? По­старел и ты, Леонид».

Второе действие начинается с реплики Шарлотты: «…я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая… Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет». Вместе с промелькнувшим мотивом неосознанной остановки времени («…я не знаю, сколько мне лет…») возникает тема общего конфликта («…хочется поговорить, а не с кем») — конфликта человека с жизнью, мечты с действительностью. Это душевное состояние Шарлотты: «кто я, зачем я, неизвестно…» — харак­терно для всех персонажей пьесы. Гаев и Раневская живут прошлым и не хотят ничего менять, Лопахин не осознает своего места в мире, поло­жение Вари шатко и неопределенно.

Лишь Петя, а также Аня внешне счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — «вся Россия», а не только этот вишневый сад. Но, не полюбив малой родины, они не смо­гут полюбить весь мир. Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. И в этом их трагедия.

Действие третье открывает сцена бала. И в этом также проявляется неосознанное желание героев пьесы остановить время, забыться в сума­тохе, в бестолковости быта. Но Раневской это плохо удается, она в вол­нении: «Сегодня судьба моя решается, судьба…» Конфликт Раневской и Трофимова показывает невозможность их взаимопонимания. И если для Пети нет прошлого и воспоминаний, как «нет поворота назад, заросла дорожка», то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» Но вот появляется Лопахин и с оттенком какой-то плебейской гордости сообщает о получении им вишневого сада в собственное владение. В то же время он ощущает свою неустойчивость (ремарка: «канделябр едва не падает»), он остается в одиночестве («За все могу заплатить!»)… Классический сюжет мировой литературы: тот, кто может за все заплатить, неизбежно теряет друзей и душу.

Но как только стали известны результаты торгов, всеобщее состояние героев иное — «скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». Все происходящее в третьем действии как бы подталкивает вре­мя вперед.

В четвертом действии время вновь словно замедляется, замирает. Ге­рои за бытовыми мелочами не замечают его. Вновь между репликами — долгие паузы, зрительно останавливающие отсчет времени, вновь возни­кает мотив старения, ветшания.

Во всей полноте проявляются меркантильность Лопахина и отсутст­вие в нем душевного такта: не дожидаясь отъезда Раневской, он присту­пает к вырубке вишневого сада. Но Лопахин не уверен, что он хозяин надолго. Этой несвоевременной вырубкой он точно хочет догнать время, не желая его терять.

Звуки топора напоминают удары часов.

Вишневый сад — комедия. Но Чехов не ставит перед собой задачи разоблачения героев. Законы чеховской комедии иные. Пьеса отражает время стыка двух эпох, когда фраза “Бог умер” ознаменовала утрату ве­ры и погружение мира в мелочность бытия. Чехов отразил суть эпохи начала двадцатого столетия и одновременно указал на конец века. Че­хов — вне времени и вне национальных границ.

Читайте также:  Рагин Андрей Ефимович: сочинение

Сочинение на тему “Время в пьесе Чехова “Вишневый сад”

Сложны и неоднозначны драматические произведения А. П. Чехова. Написанные “вопреки всем правилам дра­матического искусства”, они и сегодня не сходят со сцен театров мира, поскольку затрагивают вечные вопросы че­ловечества: о месте человека в мире, его умении распоря­жаться своей жизнью, об умении своевременно совершать нужные поступки.

Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” — это отражение духа времени перед революцией 1905 года, когда все сосло­вия России ощущали невозможность длительного продол-жения прежней жизни, поскольку дворянство изживало себя, появлялся новый класс — буржуазия.

И этим пониманием неумолимо бегущего времени на­полнена вся пьеса, начиная с первых слов Лопахина: …Который час?” Но у всех героев этой лирической коме­дии разные отношения со временем.

В “Вишневом саде” с самого начала надо всем висит дата 22 августа. Это дата, когда вишневый сад и все имение пойдет с молотка за долги. Эта дата угнетает всех действующих лиц, но единства в поступках героев нет.
Вишневый сад является символом прошлого, символом расцвета дворянства, именно поэтому так привязаны к нему Раневская и Гаев, для которых дом — это олице­творение молодости, всего значительного, что было в их жизни: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…”— говорит Раневская.

С помощью многих художественных приемов Чехов стремится показать нам, что дворянство изживает свой век. Поэтому так упорно и настойчиво Гаев и Раневская стара­ются спрятаться от нависшей проблемы, остановить время, оттянуть горький финал. Понимая всю неизбежность ра­зорения, продажи сада и имения, они в то же время не хотят ничего предпринимать, не хотят даже разговаривать об этой проблеме.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Показывая нежизнеспособность дворянства, Чехов при­меняет и прием контраста. Наступил злополучный день 22 августа, в городе происходят торги, которые должны решить судьбу усадьбы. Но в имении — бал. Нелепый, несвоевременный, и это понимают все: “И музыканты при­шли некстати, и бал мы затеяли некстати”. И во всем беспокойном веселье этого бала словно слышатся траур­ные нотки. Не зря на призыв Раневской о поддержке Петя Трофимов рассудительно отвечает: “Продано ли сегодня имение, или не продано — не все равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка…”

Вишневый сад, а с ним и судьба России, переходит в руки нового владельца — бывшего мужика, нынешнего купца Лопахина. Это человек, умеющий ценить не только свой труд и труд других, но и время. Он единственный в пьесе, кто живет настоящим, недаром он постоянно смот­рит на часы. Именно он — деятельный, активный — при­думывает план спасения имения: сад вырубить, а землю раздать в аренду дачникам. Этот план отвергается Раневс­кой и Гаевым, потому что для них сад — это родовая память, духовная ценность. Лопахин же слишком прак­тичен, вишневый сад для него — всего лишь земля, кото­рую можно продать или купить. Наверное поэтому, не­смотря на то что Лопахин ощущает себя хозяином време­ни, он не может разобраться со своей любовью к Варе.

Текучесть времени постоянно присутствует и при опи­сании образов других персонажей: “Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?…Постарел и ты, Ле­онид”. Шарлотта вообще кажется потерявшейся во време­ни: “… я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая…”

Счастливыми, верящими в свое будущее кажутся самые молодые герои пьесы — Петя Трофимов и Аня. Они стре­мятся вырастить новый, еще более роскошный сад, утвер­ждают, что “вся Россия — наш сад”, однако, устремляясь вперед, они хотят обрубить корни прошлого, не соглаша­ются с настоящим. Они не понимают непрерывности, пре­емственности времени, ведь то, что сегодня происходит в настоящем, когда-то было будущим и скоро станет безвоз­вратно прошедшим.

Создавая свое удивительное драматическое произведе­ние “Вишневый сад”, Чехов был смертельно болен и хоро­шо осознавал близость своего ухода. Я думаю, именно по­этому он так остро сумел почувствовать ход времени и донести его до нас. Однако понимание того, что время ухо­дит, в пьесе не вызывает болезненной грусти или отчая­ния. Листая страницы этого бессмертного произведения, хочется радостно верить: жизнь продолжается!

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное — у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности — будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже — будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши — беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия — наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Сочинение по пьесе Вишневый сад Чехова рассуждение

Написание пьесы «Вишневый сад» происходило на фоне внешних и внутренних изменений.

Экономическая нестабильность в стране, когда уходило в прошлое дворянское превосходство и приходили люди нового, современного типа. Также предсмертное состояние самого Чехова, его личные наблюдения и переживания отображаются в содержании произведения.

Герои пьесы из трёх часовых измерений: кто-то не может оставить прошлое, некоторые живут одним днём, а иные строят несметные планы.

Среди людей былого века, которые не оставляю надежд вернуть прежнюю власть – Раневская и Гаев. Подобные люди не могут выйти из зоны комфорта и приспособиться к совершенно новой жизни.

Среди представителей «новой жизни» – купец Лопухин. Примечательно то, что он хозяин своей жизни, не боится труда и почитает отдых. На месте вишнёвого сада Лопухин хочет построить новую Россию. Но вряд ли возможно, искоренить старое и получить достойный результат.

Читайте также:  Деградация «маленьких людей» в рассказах Чехова: сочинение

Романтичное и беззаботное поколение представляют Анна Раневская и Пётр Трофимов. Эти молодые люди едва не знают, что с ними будет через час, не говоря о будущем. Они не гложут свою душу переживая о том какая судьба выпадет на их долю и сколько испытаний им нужно будет пережить. Аня и Петя живут мечтой создать сад краше прежнего. Чистые, незапятнанные души живут в этих юных, возможно им удастся своей добротой изменить общество, а затем и страну.

Именно в них Чехов видит пример прогрессивного общества, которое уличит интеллигентов, покажет их мужицкую сущность.

Нельзя сказать, что Чехов не даёт волю каждому поколению, он лишь показывает варианты восстановления великой России.

Возможно, второе начало России дадут простодушные, чистые сердца или с помощью коренных изменений Лопухина может выйти какой-то результат.

Кто же может дать новую жизнь Родине? Возможно, Чехов предоставляет выбор будущего народной мысли.

Вариант 2

Центральную роль в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» занимает помещичья усадьба, которая славится своим вишневым садом. По сути вишневый сад в пьесе — это символ не только красоты природы, но и внутренний мир владельцев и всех, кто причастен к саду.

Антон Павлович собирает вокруг усадьбы всех героев пьесы, которые волею случая должны решить судьбу вишневого сада и свою собственную судьбу. Каждый персонаж практически досконально и живо прорисован. Читатель невольно сочувствует каждому из них.

Родные брат и сестра Гаев и Раневская живут прошлым. Они интеллигентные, добрые, отзывчивые люди, умеющие ценить красоту и прекрасное. Их монологи изящны и полны чувств. Любовь Андреевна Раневская — это удивительный образ, который притягивает к себе и которому хочется подражать. Ее поступки парадоксальны, но в итоге любовь к человеку, которую Раневская ставит во главу угла, позволяет ее оправдать. Гаев получился скорее комическим образом и не вызывает такого сочувствия.

Другие персонажи — это Лопахин, Петя Трофимов, Аня, дочка Раневской, Варя, ее приемная дочь, Шарлотта, Фирс и так далее. Ермолай Лопахин — яркий представитель делового мира. Он, выросший в усадьбе, рядом с Раневской и тайно в нее влюбленный, имеет тонкую душевную организацию, умеет ценить красоту и искренне считающий, что прекраснее вишневого сада ничего нет на свете. Но Лопахин человек активный и инициативный, поэтому старается предпринять что-либо для спасения участка. Но его предложение отдать сад под дачи, аристократичным наследникам кажется пошлым.

Несмотря на тонкую организацию, Лопахин в итоге показывает свое истинное лицо. Купив на аукционе вишневый сад, ему не хватает широты души подарить его владельцам. Он искренне радуется тому, что является хозяином там, где когда-то его дед был крепостным и это чувство его губит. От радости Ермолай даже не замечает горя Раневской и Гаева. В последнем акте он дает распоряжение вырубать сад, не дождавшись отъезда бывших владельцев. В лице Лопахина Чехов пророчески изобразил тех, кто в дальнейшем будет возглавлять революцию.

Петя Трофимов — «вечный студент». Он скорее пародия на революционеров, однако его образ достаточно узнаваем. В те годы подобных мечтателей было достаточно. Высказывание Трофимова, что он и его последователи выше любви может вызвать только улыбку. Но он не так безобиден, как кажется, ведь Аня следует ему и надеется на счастливое будущее. Судьба сада их также не волнует.

Единственным цельным, преданным персонажем во всей пьесе является старый слуга Фирс, которого волнует и сад и его хозяева. Ирония судьбы в том, что о Фирсе все забывают и оставляют одного, старого и больного в пустом доме.

Вишневый сад — это символ красоты и любви. Но в начале девятнадцатого века ценители красоты не хотели за нее бороться, другие проходили мимо, а люди практичные и энергичные наживались на ней.

Сочинение 3

«Вишневый сад» – пьеса русского писателя Антона Павловича Чехова. Произведение было написано в 1903 году. Основной темой является рассуждение писателя о прошлом, настоящем и будущем страны. Начало 20 века – непростое время в истории России, разрушается старый уклад общественной жизни, на смену старому приходит что-то совершенно новое, одновременно пугающее и дающее надежду на светлое будущее для всей страны.

Геав и Раневская представляют в пьесе век «минувший». Брат и сестра являются представителями дворянства. Они умеют ценить красоту, вишневый сад для Гаева и Раневской символ их молодости, он оживляет в их сердцах счастливые воспоминания юности. Но, несмотря на то, что вишневый сад и усадьба дороги героям, они не предпринимают никаких действий, кроме как возвышенных речей, для его спасения. Таким образом, в пьесе показано угасание дворянства, вместе с садом погибают традиции и устои прошедшего века.

Настоящее страны – это Лопахин, деятельный энергичный человек. Благодаря своему упорству и труду герой смог добиться в жизни того, к чему стремился. Лопахин предлагает Гаеву и Раневской сдать сад и землю в аренду дачникам, это могло бы спасти имение брата и сестры. Но Гаеву и Раневской чуждо принятие такого решения. Тогда Лопахин сам выкупает сад. Не медля ни минуты, он преступает к реализации своих замыслов: начинается вырубка деревьев. Лопахин знает, что для Раневской сад – это нечто большие, чем деревья, это ее молодость, красота, воспоминания о беспечной юности. Однако герой не щадит чувств помещицы, не дет ее отъезда, чтобы не причинять напрасных страданий душе Раневской. Она слышит, как стучит топор, вырубая ее прошлое.

В лице кого в пьесе писатель видит будущее страны? Петя Трофимов – вечный студент, который проповедует веру в лучшее. Трофимов – правдолюб, он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным», материальные блага также не привлекают героя. Петр готов разрушить до основания и прошлое, и настоящее страны. Но что будет потом? Герой говорит о том, что можно вырастить новые сады. Но разве это возможно, не ценя красоту, не ощущая любви в своем сердце. Трофимов создает впечатление несерьезного поверхностного человека. Чехова не радует такое будущее для страны.

Таким образом, в пьесе нашло отражение прошлое, настоящее и будущее России. И если о прошлом можно говорить, как о чем-то уже свершившемся, а настоящее с каждой минутой становится все более ясным, то будущее предстает волнительным и неопределенным.

По произведению Вишневый сад

Главным героем является сам вишневый сад, за которым следят Раневская и Гаев. Именно там собирается вся семья, и потом решают все свои проблемы и дела. Кроме этого они должны были решить судьбу этого самого сада, ведь он не всегда будет таким благоухающим и красивым. Сюда спешили все кому он так нравился. Также здесь можно было ненадолго позабывать о своих проблемах и занять мысли совсем другими делами или побыть наедине с самим собой и решить важные для себя дела и принять решения.

Вот только хозяева данного сада не очень-то следят за ним, и поэтому постепенно он начинает увядать и чтобы они не старались сделать, но ничего не получается. Больше их волнует их личная жизнь, а вот сад находится на втором или последующем месте. А вот один богатый купец решил помочь ребятам и тем самым заиметь данный сад в свои руки. Но хозяева не знают что делать дальше и поэтому постоянно плачут о том, что он совсем скоро погибнет. Всем своим соседям они говорят о том, что если продадут или избавятся от сада, то вскоре и их жизнь закончится.

А поскольку ничего изменить нельзя, именно поэтому сад был выставлен на торги. В результате он достался одному богатому помещику. Вот только разводить его он не собирается, наоборот, у него имеются совсем другие планы. Он хочет пустить его на дрова и получить большие деньги за них. Лопахину очень нравится то, что он недавно приобрел. Ему совсем неважно, что данный сад давно рос и расцветал, а теперь он хочет все разрушить и погубить все, что создавалось много лет. А в итоге все разъясняется, и главные герои решают все свои проблемы одним махом. Брат и сестра перебираются в другой город и там начинают жизнь с нового листа и давно уже не вспоминают про сад.

Молодые хозяева внушают надежду на то, что жизнь не будет такой уж плохой и все может поменяться в лучшую сторону. Девушке наоборот хочется идти вперед, а вот о прошлом она не хочет даже вспоминать. Петя поступил в институт, о котором так давно мечтал. Вот только денег у него так и нет, и никогда не будет, хотя парень умный и может говорить умными фразами.

А вот сад показывает все, что связано с прошлым и будущим. Хотя в будущем он будет вырубленным и уничтоженным. Вот также и среди людей, ненужных людей будут уничтожать.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Вишневый сад Чехова

Популярные сегодня темы

Франт – мужчина средних лет, скверного характера, который ни о чём, кроме собственной выгоды не думает. Его не волнует состояние окружающих, ему также безразличны их переживания

Старый солдат в отставке, по прозвищу Кукушка, приехал зимой в караулку сторожить лес от вырубания. Он был бедный, а прозвище у него такое потому, что в молодости он сторожил скот.

После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Тема любви в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» раскрыта многогранно, удивительно и противоречиво. Непростая судьба главного героя Юрия Живаго, интеллигента, принявшего не без некоторых сомнений революцию

Ссылка на основную публикацию
×
×