Фирс: сочинение

Характеристика и образ Фирса в пьесе Вишнёвый сад Чехова

Одна из основных смысловых оппозиций, представленных в пьесе Чехова «Вишневый сад», основана на противопоставлении патриархального, уходящего времени и нового времени, где нет места ни социальным, ни моральным, ни культурологическим рефлексиям.

Старый восьмидесятисемилетний слуга в доме Гаева и Раневской, Фирс Николаевич, или, как все его называют, Фирс, – герой из прошлого. Из того прошлого, где сад плодоносил, а вишню возили возами, где не было социальных катаклизмов в виде отмены крепостного права и где любовь и преданность слуги своему господину была нормой и принималась как таковая.

В новой жизни, где хозяин – купец Лопахин, Фирсу с его представлениями о жизни, нет места, а потому его просто оставляют, забывают в запертом старом доме, таком же старом, как и он сам. Там, за дверями этого дома, Фирс в жизни бурной, наступательной, там, где выгода и расчет определяют все, никому не нужен с его сложившимися и укоренившимися представлениями о правде жизни.

Фирс был крепостным, но воля не была ему нужна не потому, что он раб по крови, а потому, что дом, в котором он служит, есть его настоящее и единственное пристанище, уходить из которого он не видит смысла.

Его белые перчатки, белый жилет – это не только детали его форменного туалета или дань традиции: так были всегда одеты слуги в доме помещиков Гаевых. Белый цвет в данном случае как символ чистоты мыслей Фирса, верности делу.

В пьесе Фирс ходит по сцене, опираясь на палочку – но дело не только в немощности старого слуги. Он не может понять, почему так стремительно меняется жизнь, почему то, что считалось незыблемо существующим (дом, сад), теперь никому не нужно. Поэтому и нуждается он в опоре, в палке, без которой уже не может удерживать равновесие самостоятельно. Всем кажется, что Фирс глухой, его слова воспринимают как бормотание. Таким образом, в Фирсе подчеркивается несоотнесенность с теми, кто забудет о нем совсем скоро и оставит умирать бессильного («Силушки нет», – говорит Фирс) в пустом доме.

«Недотёпой» называет Фирс сам себя в финале пьесы. Но в этом его определении не самоуничижение, не приговор самому себе. Время Фирса в прошлом, здесь и сейчас он только в ожидании как носитель воспоминаний о прекрасном прошлом вишневого сада, который он не может защитить, не может сам распорядиться его управлением, ведь он просто слуга, недотёпа. Но он умирает в запертом доме, оставаясь его вечным хранителем и преданным защитником.

Сочинение 2

В пьесе А.П. Чехова “Вишнёвый сад” присутствует огромное количество персонажей, разных по характеру и мировоззрению. Автор создавал это произведение во времена кардинальных изменений, происходивших после отмены крепостного права. Писатель хотел показать различия между приверженцами старых порядков и новым классом людей, которые смогли приспособиться к новому укладу жизни. Одним из ключевых персонажей произведения является Фирс. Он не только дополняет общую картину “Вишнёвого сада”, но и наглядно демонстрирует весь конфликт пьесы.

Фирс – мудрый старик, всю жизнь проработавший лакеем у помещицы Раневской. Ему уже давно исполнилось 87 лет, но уходить на покой он совсем не собирается. Внешне герой ничем не отличается от всех людей похожего статуса. Он одет в старую жилетку, рубашку и пиджак. На ногах у Фирса поношенные брюки и блестящие чёрные туфли. Лакей старается следить за собственным одеянием. Он аккуратен и чистоплотен. Несмотря на свой старческий возраст, Фирсу удаётся сохранять здравый рассудок. Его сообразительности и рациональности могут позавидовать даже его хозяева: Раневская и Гаев. Данный персонаж старается бережно обходиться с вещами, зная им цену. Зато он положительно относится к помещичьему землевладению. Старик считает, что такое устройство жизни гарантирует стабильное развитие государства. Его даже не смущают страдания крестьян и других представителей низших слоёв населения России.

Фирсу фигурирует в малом количестве явлений, поэтому проследить его взаимоотношения с другими протагонистами очень проблематично. Но можно выделить тот факт, что Фирс обходителен со своими хозяевами. Даже после отмены крепостного права он не ушёл от них и продолжал доблестно прислуживать. Лакей осознавал, что его помещики не смогут прожить и дня без его помощи. Например, Гаев в свои 50 лет не умеет надевать штаны. 87 летний старик продолжает обслуживать их. Он стал неким родителем, который растит чужих детей. Дворяне не замечают заботу и уход Фирса и относятся к нему, как к движимому имуществу. Они считают, что он не достоин их внимания.

Примечательна и трагична смерть Фирса в конце произведения. Остальные герои, продав имение и сад, уезжают из дома. Они забывают своего старого лакея. В итоге, несчастный старик остаётся в одиночестве и умирает. Эта сцена несёт в себе идейный смысл. Автор хотел подчеркнуть, что Фирс, как почитатель устоев и ценностей прошлого, забывается и увядает. Со смертью этого человека уходит целая эпоха крепостничества. А уехавшие персонажи смогли принять новый миропорядок и пошли навстречу успеху. Несмотря на доброжелательный характер Фирса, он не мог прижиться в новой России. Поэтому лакей и был оставлен всеми, как пережиток прошедшего времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Фирса в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Главный герой рассказа «Дети подземелья» — мальчик девяти лет, Вася. Он живёт в обеспеченной семье со своим отцом-судьёй и сестрой Соней, которой четыре только года.

Человек – просто удивительное существо, которое полно загадок и легенд, которые еще не раскрыты. Особенно интересными элементами человеческого сознания являются душа и внутренний мир.

В духе писателя Салтыкова-Щедрина было создание рассказов на злободневные темы в духе сатирического гротеска. При жизни автора некоторые подобные произведения не могли быть опубликованы

Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения

Произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, а причина этому – главная тема, которая является и основной сюжетной линией, которою, подобно вьюнку, обвивают побочные.

Образ и характеристика Фирса Вишнёвый сад Чехова сочинение

В пьесе Чехова «Вишнёвый сад» меня лично привлекает не так много персонажей, но один из них поразил меня своим здравомыслием по сравнению с другими героями — это Фирс.

Фирс — старый слуга, которому восемьдесят семь лет. Он очень рассудительный, тихий, спокойный и рациональный человек. Только вот пришлось ему жить в век, когда настигла его большая беда: отмена крепостного права. Да-да, для Фирса это настоящая беда, потому что он приверженец старых взглядов, он искренне верит в то, что для того, чтобы в стране и в обществе был порядок, этому самому обществу просто необходимы отношения «барин-слуга». Когда у каждого есть свои обязательства и за счёт этого складывается нормальный, упорядоченный государственный строй. Отмена же такого строя влечёт за собой ужасные последствия для людей, которые привыкли к старым законам: они попросту не знают, зачем они более нужны в этом мире. То же коснулось и Фирса, его душевная рана открылась потому, что он не знает, зачем он нужен, он чувствует себя лишним.

Тем не менее наш герой понимает, что о Раневской и Гаеве, которым он прислуживает, никто не позаботится, что они не приспособлены к жизни и эмоционально не повзрослели настолько, чтобы Фирс смог спокойно уйти на покой. Гаев даже не может сам надеть нужные штаны, хотя ему пятьдесят лет! Эти два «ребёнка» и держат ещё Фирса на плаву.

Что касается главного объекта пьесы — вишнёвого сада, то его образ тесно связан с Фирсом, потому что сама жизнь, старые устои и тот стабильный мир, который был у пожилого слуги, он и ассоциирует с вишнёвым садом, который вот-вот канет в Лету.

Фирса очень часто ассоциируют с духом усадьбы, потому что он впитал в себя очень много лет жизни в усадьбе, знавал многих предков, владевших ею и очень уважал господ, которым она принадлежит сейчас. Фирс — это символ преданности до последнего вздоха своим взглядам, а вместе с тем и своим господам: даже после их отъезда из усадьбы он продолжает там жить.

Смерть же Фирса для меня, как для читателя, означала и смерть всех старых порядков усадьбы, означала какой-то логичный, но очень тревожный и угнетающий конец целой эпохи таких верных и преданных слуг, каким был Фирс. На смену же ему приходят такие лакеи, как Яша. Я думаю, что Яша — яркий антагонист Фирса, нужный, чтобы ещё раз подчеркнуть читателю разница между миром прошлым и миром будущим после переломного момента — отмены крепостного права.

Вариант 2

Фирс в этом произведении относится скорее к положительным персонажам. На фоне других, он удивляет собственным здравым смыслом.

Он является пожилым слугой, которому уже минуло восемьдесят семь лет. В его характере можно выделить спокойствие, равномерность, рациональность и усердие. Он живёт в то время, когда было отменено крепостное право. Для Фирса это целая трагедия. Дело в том, что старый слуга очень преданно служит своим господам. Он не понимает нововведения. Для него было всегда понятно такое отношения, когда есть господа, которые отдают приказания, и слуги, выполняющие их. Если у всех есть собственные обязанности и правила поведения, значит в стране всегда будет порядок. Когда же подобная иерархия нарушается, то приверженцы старых традиций не поймут, что же им делать. Ведь они продолжительное время существовали вместе со старыми обычаями, к которым они вполне привыкли. Поэтому с недавнего времени, после крепостной реформы, Фирс чувствует себя угнетённым. Он не знает, что ему делать, ведь теперь он никому стал не нужен. Поэтому он сильно опечален.

Читайте также:  Образ провинциального города в прозе А. Чехова: сочинение

Однако старый слуга прекрасно знает, что Гаеве и Раневская не смогут справиться без его помощи. Он всегда им прислуживал, они практически ничего не делали самостоятельно. Пока что они ещё стали настолько взрослыми в эмоциональном плане, чтобы Фирс ушёл с работы со спокойной душой. А Гаев не способен даже надеть необходимые ему штаны, несмотря на то, что ему уже есть полтинник! Только потому, что эти двое ещё не встали на путь самостоятельности, Фирс ещё работает слугой.

Также особое отношение имеет Фирс к вишнёвому саду – основному предмету в этом произведении. С ним пожилой человек ассоциирует свои самые лучшие годы, когда он был ещё молодым слугой. Там раньше был крепкий и дружный мир, с его обитателями и традиционными устоями. Этому саду осталось совсем немного времени и его больше не будет.

Фирс походит на усадебного духа, который очень стар и пережил нескольких владельцев вишнёвого сада. Да и нынешних господ преданный слуга всегда уважает. Фирс – единственный, кто нескольких владельцев усадьбы и им предан всей своей душой. По сути, он и является символом преданности и верности.

Сочинение про Фирса

Произведения Гоголя всегда были наполнены темами, которые будоражили умы его современников, заставляя их размышлять над тем или иным вопросом, говоря иначе, он заставлял людей мыслить, пытаясь направить их на путь просветления и осознанности, и неважно кто эти люди.

Так в своём произведении “Вишнёвый сад” он обсуждает с читателем тему отмены крепостного права, возможных последствий данного события, и прочих вещей, насчёт которых неплохо было бы поразмышлять вместе. Собственно, он так и сделал в своём произведении. А именно в данном произведении он размышляет через образ Фирса.

Через его образ автор передаёт нам всю ту гамму эмоций, которую испытывало старое поколение, привыкшее к устоявшимся нормам и правам. Через образ Фирса также прослеживается проблема консерватизма, то есть отрицания всего нового и революционного, так как старое общество привыкло к устоявшимся правилам и не хотело их менять, именно этим и объясняется излишний консерватизм Фирса. Он попросту боится потерять ту жизнь, к которой о привык, и которую он полюбил всем сердцем. А в процессе повествования мы узнаём, что эту самую жизнь у него, можно сказать, отняли, из-за чего он очень сильно негодует, так как привык подчиняться, и быть подчиняемым. Единственным оплотом его старой жизни является вишнёвый сад, в котором он чувствует себя как бы в прошлом, переносясь в то время, которое является для него приятным и лучезарным. Исходя из всего этого, образ Фирса становится понятным и максимально ясным.

Фирс человек старой эпохи, не воспринимающий ничего нового, и не желающий перемен в своей жизни, по правде говоря, его с лёгкостью можно назвать человеком весьма консервативного характера и образа жизни. Так как он привык ко всему старому, отмена крепостного права, что само по себе весьма ново для России, заставляет его чувствовать себя очень неуютно даже дома, и только в своём вишнёвом саду он может ощущать полную безопасность и безмятежность.

Также через его образ, автор говорит с читателем, обсуждая вопрос правильности решения власти отмены крепостного права, так как его терзали подобные мысли, и он часто думал о том, что же может произойти в итого после данного события. Куда же повернет вектор развития его родины после отмены столь ужасной вещи как крепостное право.

Сочинение 4

Образ данного персонажа – слуги в поместье, олицетворяет старые времена, прежнюю жизнь, о разрушении которой скорбят герои произведения.

Фирс являет собой классический образ верного слуги. Он сжился со своей ролью, социальная роль давно поглотила в нем все остальное, поэтому Фирс даже в большей степени, чем хозяева, не может жить без поместья. Старый слуга просто не может даже представить, что жизнь может быть другой.

Старому слуге восемьдесят лет, однако, он слишком привязан к своему занятию и даже не помышляет о том, чтобы попытаться облегчить свои обязанности. Исполняемые им функции (в частности, помощь хозяину в одевании) не имеют принципиального значения. Хозяева имения вполне могли бы обойтись без того, что делает старый слуга. Однако он является для них просто осколком прошлого, таким же, как и сам вишневый сад, вокруг которго построен сюжет произведения.

При этом если хозяева, после продажи имения с торгов, все же смогли расстаться со своим вишневым садом и привычным домом и отправились в новую жизнь, то Фирс оказался привязан к прошлому гораздо сильнее. Чехов показывает смерть слуги в уже проданном поместье. Это символизирует то, что он не мыслит своей жизни без привычного ему места, где прошла вся его жизнь. Фирс является в данном произведении таким же олицетворением прежней жизни, рушащиеся на глазах, как и вишневый сад.

Показательно, что в отличие от других слуг, Фирс не ищет выгоды для сбея. Ему, по большому счету, не нужны деньги и материальные ценности. Его обязанности слуги, положение при хозяевах, а также уверенность (как выяснилась безосновательная, потому что он все же не уехал вместе с бывшими владельцами имения) давали ему единственный смысл жизни. В его привязанности к хозяевам чувствуется не столько раболепие, сколько настоящая забота.

В образе Фирса также можно видеть пример бессмысленно существования, образец подчинения своей жизни жалким и ничтожным целям. Фирс из малозначительных функций, которые выполнял, сотворил себе кумира, после разрушения которого ему стало незачем жить.

Как и его хозяева, Фирс показан слабым человеком. Изменения в жизни страны не просто смели их со своего пути, а самого Фирса, по сути, уничтожили. Ни старый слуга, ни разоренные помещики оказались неспособными даже попытаться сопротивляться течению времени. Они ограничились лишь пустыми разговорами, а также поучениями окружающих, как Фирс.

Фирс, вероятно, сознательно изображен старым и почти оглохшим. Физическая немощь и смерть в конце произведения олицетворяют смерть старого общества и его порядков.

Образ и характеристика Фирса Вишнёвый сад

Несколько интересных сочинений

Большинство людей живут, не замечая сколько прекрасных вещей нас окружает. Нужно обладать особыми качествами, чтобы видеть красоту в простых вещах. Если вам сложно разглядеть чудо, просто оглянитесь вокруг, большинство чудес предоставляет нам природа.

В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты

И дети, и взрослые любят читать сказки. Читая сказки, люди переносятся в совершенно иной мир, который полон чудес и приключений.

Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский?

С самого утра я слышу звон посуды и громкие разговоры родителей. Собственно, это меня и разбудило

Образ и характеристика Фирса в пьесе Вишневый сад сочинение

Пьеса «Вишнёвый сад» раскрывает множество героев как основных, так и второстепенных. Одним из таких второстепенных персонажей и является лакей Фирс. Его можно охарактеризовать как самого старого упомянутого героя. Основной, свой, кусок жизни он провёл в прислуживании своим господам и на данный момент, в пьесе, ему 87 лет. Полным противопоставлением ему является лакей Яша, он молод и относится к хозяевам наплевательски. Даже после отмены крепостного права Фирс остался предан хозяевам. За ними он следит как за родными детьми и точно так же заботится о них. Не только в силу возраста, и из-за моральных убеждений любит Россию. Огорчён отменой крепостного права, ссылаясь на то, что жизнь стала непонятной.

Основным приоритетом является добрая слава господ. Забота выражается в том, как он опекает Гаева, переживая, чтобы этот пятидесятилетний «ребёнок» не заболел. Во время бала, который организовала Раневская, с трудом обслуживает гостей, но не замечая трудностей говорит, что он один работает, а всё потому что Яша просто шатается по комнатам, а Дуняша отправилась на танцы с гостями. Фирс верен своим хозяевам настолько, что остаётся в проданном имении без них, там же и скончавшись.

Сочинение Образ и характеристика Фирса

Охарактеризовать такого героя, как Фирс можно очень неоднозначно. Он является своеобразным отголоском прошлого в пьесе «Вишнёвый сад», поскольку считает крепостное право чрезвычайно лёгким для понимания и держится на его стороне. В новом мире, где крепостное право не действует – он лишний, в плане склада ума и устоев, которых он придерживался всю жизнь.

Читайте также:  Аполитичность творчества Чехова: сочинение

Сам Фирс олицетворяет «Дух усадьбы», он хранит её традиции и выполняет в ней роль няни для «детей в возрасте» – Гаева и Раневской. Однако, даже являясь пережитком прошлого, Фирс складывает о себе впечатление, как о человеке рассудительном, с рациональными мыслями. Когда все слуги в пьесе «Вишнёвый сад» имеют не только свою характеристику, но и заимствуют черты хозяев, то Фирс отнюдь не такой, он, скорее всего, антипод своих хозяев. Автор как бы подчёркивает в нём те характеристики, которых нет в Гаеве и Раневской.

В то же время между Дуняшей и Раневской можно провести определённую параллель, а Яша, является зеркалом всего дворянского класса. Сам вишнёвый сад отражает стабильность и порядок всего мира, как образ жизни Фирса и его прошлого. Он главное лицо, которое демонстрирует качества которых нет в других персонажах, а его полным противопоставлением является Яша. Так же смерть Фирса означает окончание старых порядков, которые тянулись за ним всю жизнь.

Таких образов героев множество и у других писателей, они имеют схожие характеристики, вроде трудолюбия, преданности и доброты. Все они любят своих хозяев, не нарушают традиций и являются, в своём роде, хранителями старого времени, его недостатков и положительных сторон. Хоть в пьесе и выделяется второстепенная роль для Фирса, но он вполне может претендовать на важное место в пьесе.

Образ и характеристика Фирса в пьесе Вишневый сад

Лермонтов Михаил Юрьевич, создал роман, под названием «Герой нашего времени» в начале 1841 года, он является самым первым в лирико-психологическом направлении.

День телевидения в нашем государстве отмечают 21 ноября. В 1933 году техник-инженер с русскими корнями Владимир Зворыкин создал трубку, которая в последствии получила название катодной, она служила основной деталью для телевизора.

Создание этой пьесы знаменитому автору далось не просто. В годы ее написания его мучила страшная болезнь. Работа над ней началась в первом году двадцатого века, и продолжалась три года. А еще через год состоялась премьера в Московском художественном

Какие светлые слова – род, родина, родители. Не зря именно они есть в каждом букваре, с них начинается русского языка. Так первоклассники вместе с буквами запоминают и основные моральные ценности нашей страны, её святыни.

Персонаж рассказа Толстого Иван Васильевич думал, что он не на что не способен и не хотел нигде служить. Его жизнь изменилась после одного эпизода когда он стал свидетелем одного конфликта, когда он вернулся по окончанию бала, ликующий и влюблённый,

Дети всех возрастов любят сказки Пушкина за то они написаны в стихах, легко читаются и всегда содержат мораль и очень интересный сюжет. А мой любимой сказкой Александра Сергеевича является “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Образ и характеристика Фирса (Вишневый сад)

Среди персонажей пьесы А.П.Чехова старый слуга Фирс может показаться незаметной фигурой. Гениальность авторской позиции в том, что он сумел этим образом показать многочисленные недостатки общества. Образ и характеристика Фирса в пьесе «Вишневый сад» открывают проблемы пережитков крепостного права, дают пути их разрешения.

Убеждения героя

Фирс – это старшее поколение слуг. Они прожили при крепостном праве и считают, что такое устройство общество идеально. В крепостном праве для Фирса много положительного:

    Взаимные обязательства слуг и господ;

Тесная связь между хозяином и прислугой;

Стабильность жизни для крестьянина.

Понятно, что в таком устройстве есть и отрицательные стороны, но они воспринимаются лакеем как должное, обычное, неоспариваемое положение крестьянина в доме господина:

Отсутствие возможности развития для себя и членов семьи;

Отказ от собственного мнения;

Полное подчинение господину в выборе условий жизни, семейных отношений.

Фирс Николаевич не принял отмены крепостного права. Он остался слугой. Возможно, уже тогда лакей не понимал, что может быть другая жизнь. Добившись чина старшего камердинера, он не согласился стать вольным. Мужчина не смог жениться: собирались хозяева женить, да забыли. Несчастье для Фирса – отмена права. Сама природа выступала, по мнению старика, против воли для крестьян: «сова кричала»…,«самовар гудел» без причины.

Фирс считает, что на нем держатся устои и традиции имения. Дети, за которыми он ухаживал, так и не стали взрослыми. Дух вишневого сада умирает вместе со старым лакеем.

Внешность прислуги

Автор дает точное описание внешности персонажа. Фирс – не просто старый, а древний старичок. В конце пьесы он сам называет себя недотепой. Что в этом слове? Обида, равнодушие или смирение. Возможно, все вместе. Строгие требования старых хозяев приучили слугу к порядку: он чист, аккуратен, точен. Внешность героя:

    Белая жилетка и пиджак;

Лакей ходит торопливо, как будто боится что-то не успеть, вовремя не поднести. Возраст сказывается во внешности: ходит, опираясь на палочку, плохо слышит, бормочет под нос. Сейчас ему уже 87 лет, стал заметно стареть три года назад – с 85 лет. Значит, старик крепкий по здоровью. Он не впадает в беспамятство, рассуждает рационально, в отличие от многих других персонажей пьесы.

Комизм и трагизм персонажа

Есть в словах Чехова по отношению к Фирсу любовь, заметна и некоторая насмешка. Образ трагичен и комичен одновременно.

Комичность проглядывает уже в имени – Фирс. Греческое происхождение имени с удивительным переводом. Фирс – жезл Диониса (тирс), бога виноделия, урожая, производительных природных сил. Увенчанный цветами старец далек от божественного статуса. Он занимает самую низшую ступень – лакей. Но в нем заложены те производственные силы природы, которыми одарен человек: преданность, трудолюбие, терпение. Классик подчеркивает этим дисгармонию устройства общества.

Фирс Николаевич помнит родителей теперешних хозяев имения. Он пережил уже не одно поколение господ, но не изменился. Готов прислуживать им, заботиться и переживать за чужие судьбы, забыв о себе.

Фирс искренне вжился в роль слуги, он любит Раневскую, ухаживает как за ребенком за ее братом Гаевым. В каждой фразе трагизм и комизм положения старика. Ему 87 лет, а он подкладывает под ножки подушечки:

Чистит щеткой брюки Гаева: «Опять не те надели!».

Плачевен итог такого отношения – о нем забывают. Старик остается один в пустом заколоченном доме. Он болен, стар и сильно устал, но тех, из-за кого он потерял здоровье, тех, о ком так заботился, нет рядом.

Тихий скромный старик-слуга остается один в пустом доме. Он будет слушать, как падают вековые деревья, вспоминать красоту их цветения. Фирс и вишневый сад можно считать однотипными персонажами. Их можно было еще сохранить, помочь, но никто не хочет даже поразмышлять над такими возможностями. Сад пошел под топор, а слуга умирает в одиночестве. Некому принести старику стакан с водой.

«Какое значение имеет образ Фирса в пьесе “Вишнёвый сад”»

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
А.С.Пушкин

В работах литературоведов чаще всего представлено толкование «Вишнёвого сада» с исторической или социальной точек зрения. Тема пьесы определяется так: Чехов показывает прошлое, настоящее и будущее России. В соответствии с этими эпохами в пьесе есть владельцы усадьбы (они разоряются, демонстрируя при этом совершенную беспомощность), есть новый хозяин жизни (энергичный, предприимчивый купец), есть представители молодого поколения (благородные мечтатели, устремлённые в будущее). Идея пьесы — в оценке автором современного состояния России. Очевидно, что Чехов понимает неизбежность конца поместного дворянства (Гаева и Раневской), грустно следит за деятельностью буржуазных дельцов (Лопахина), но с надеждой глядит в будущее России, которое связывает с новыми людьми (Петей Трофимовым и Аней), отличающимися и от прежних, и от настоящих владельцев вишнёвого сада. Эти молодые люди мечтают насадить новый сад на месте старого, погубленного Лопахиным ради барышей. Так в последней комедии Чехова проявляется исторический оптимизм, которого не было в его предыдущих пьесах («Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня»).

Такое определение темы и идеи «Вишнёвого сада» вполне возможно, но было бы неверно утверждать, что Чехов только смеётся над уходящим с общественной сцены дворянством, осуждает современных «хозяев жизни» и сочувствует молодому поколению, которое торопит приход новой жизни. Кажется, что отношение драматурга к своим героям более сложное, чем однозначное осуждение или сочувствие.

Взять, к примеру, образ камердинера Фирса. Этот герой, конечно, относится к уходящей России, так как более пятидесяти лет служит верой и правдой хозяевам вишнёвого сада, помнит ещё дедушку Гаева и Раневской. Не только по возрасту, но и по убеждениям он приверженец старых порядков, старого уклада жизни. Замечательно, что герой, похожий на Фирса, уже изображался в русской литературе — это дворовый Ипат, лакей князя Утятина из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (гл. «Последыш»). Ипат после объявления «Манифеста» отказался от личной свободы и пожелал, как и прежде, служить своим господам-князьям. Фирс называет отмену крепостного права «несчастьем» и рассказывает, что в 1861 году «не согласился на волю, остался при господах» (II). Ипат со слезами умиления вспоминает о повадках барина-крепостника: как молодой князь Утятин впрягал Ипата в свою тележку вместо лошади или купал его в зимней реке. И Фирс с умилением вспоминает самодурство покойного барина, который возомнил себя врачом и всех больных лечил сургучом. Старый слуга свято верит в это лекарство и считает, что именно благодаря сургучу живёт так долго (III). Однако холопство Ипата вызывает сатирическое осмеяние в некрасовской поэме, а поведение Фирса — спокойное авторское понимание в чеховской пьесе.

Читайте также:  Чехов — обличитель мещанства и пошлости: сочинение

Рабская психология соединяется в старике с трогательной привязанностью к господам. Фирс искренне плачет при встрече с Раневской (I), которую не видел пять лет, старательно продолжает обслуживать пятидесятилетнего «ребёнка» Гаева. Старик сокрушённо замечает ему: «Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!» (I). Даже когда его забывают и он остаётся умирать в запертом на зиму доме, он волнуется за хозяина: «А Леонид Андреевич, небось, шубы не надел, в пальто поехал. я-то не поглядел. Молодо-зелено!» (IV).

Прожив всю жизнь в имении, он печётся о престиже дома и доброй славе хозяев. На нелепом балу, затеянном Раневской в день торгов, он из последних сил, но как положено обслуживает гостей. Когда Раневская отправляет его отдыхать, Фирс с усмешкой отвечает: «Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» (III). И он прав, так как Яша беспечно разгуливает по комнатам, а Дуняша танцует с гостями. Старый слуга даже оскорбляется за своих нынешних господ, которые не чета прежним: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут» (III).

Рядом с Фирсом в пьесе показан слуга новейшего времени — Яша, глупый и самодовольный парень. Он побывал в Париже и, вкусив прелестей европейской цивилизации, начал презирать своё отечество и стыдится своего крестьянского происхождения. Яша обращается с просьбой к Раневской, чтобы она опять взяла его с собой в Париж, и жалуется: «Здесь мне оставаться положительно невозможно. Что ж там говорить, вы сами мили ю, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно. » (III). Сам Яша — человек ничтожный и слуга разболтанный, что доказывает его поведение на балу. Он так и не отвёз Фирса в больницу, потому что у непутёвой барыни Раневской и лакей неисполнительный. Зато в последнем действии, показывая свои «знания и умения», он заявляет Лопахину, что шампанское не настоящее, и один выпивает всю бутылку. В начале и в конце пьесы Чехов показывает отношение Яши к матери, которая приходит повидать его в день приезда и отъезда. Напоминание о матери, ожидающей на кухне, вызывает у любителя парижской жизни только досаду. Фирс в сравнении с этим лакеем выглядит добросовестным, преданным слугой, мудрым человеком.

Чехов доверяет старику камердинеру несколько очень важных высказываний, которые проясняют авторский замысел пьесы. Во-первых, любовь к порядку во всём (в службе и в жизни) — вот что отличает Фирса. А на старости лет он видит вокруг бессмысленную суету и замечательно характеризует порядки и в барском доме, и в окружающей российской жизни: прежде всё правильно было, «мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего» (II). Это чувство непрочности, неразберихи испытывает не только старик, но и Лопахин, который только что исполнил свою мечту (купил на торгах вишнёвый сад) и гоже жалуется на свою нескладную, несчастливую жизнь.

Во вторых, Фирс всех героев пьесы и себя самого называет, в соответствии с авторским замыслом, «недотёпами» (III), то есть глупцами, которые не понимают жизни. Примером непутёвости всех персонажей является их отношение к вишнёвому саду. Фирс видит сад таким, каким он был в невозвратном прошлом; для Гаева разговор о саде — повод для пустого хвастовства; Лопахин, думая о спасении сада, вырубает его; Аня и Петя предпочитают мечтать о новых садах, а не спасать старый.

Подводя итог, следует сказать, что Фирс является неотъемлемой частью дворянской усадьбы, где происходит действие пьесы. Старый камердинер — тип верного слуги, который весьма разнообразно представлен в русской литературе: нянька Еремеевна из «Недоросля», няня Филипьевна из «Евгения Онегина», Савельич из «Капитанской дочки», Захар из «Обломова» и т.д. Фирс — слуга Гаева и одновременно выразитель авторской идеи. Этот герой — человек старой России, в которой было крепостное право, но была и высокая духовная культура. Поэтому и образ верного слуги получился многогранным.

Чехов был против огульного отрицания старой жизни, а тем более её насильственного разрушения, она в нужное время сама уступит место новым порядкам. Эту авторскую мысль доказывает последняя, пронзительная сцена пьесы: забытый всеми, беспомощный старик умирает в запертом доме. При этом Фирс не упрекает своих беспечных господ, так как искренне любит их. Его смерть совпадает с гибелью вишнёвого сада и символизирует конец «дворянского гнезда», конец целой эпохи, хранителем которой был старый слуга.

ЕГЭ. Литература. Задание 9. Тема слуг в литературе. А.П.Чехов. «Вишнёвый сад».

А.П.Чехов «Вишнёвый сад. ФирсФирс – верный слуга, один из второстепенный героев пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова. Он очень стар, ему уже 87 лет.«…Жизнь‑то прошла, словно и не жил»,- говорит он.
Долгие годы служит он в доме Раневской и Гаева, ещё их отцу служил. В 1861 году, когда отменили крепостное право, он отказался от свободы: «Тогда я не согласился на волю, остался при господах…».Он даже жалеет то время, когда было крепостноеправо, называя его отмену «несчастьем» : «…А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего…».В крепостном праве он видел надёжность.
Он искренне предан своим хозяевам, любит их, как родных. Как обрадовался Фирс, когда приехала Раневская: «Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть». Он ухаживает за ней, за Гаевым, которому уже 51 год, а ведь Фирс так стар.Фирс понимает важность своего места в доме: «Без меня тут кто подаст, кто распорядится?»Как же хозяева отплатил Фирсу? Да они просто забыли в конце пьесы о нём. Фирс заболел. Хотели положить его в больницу — не положили. Все уехали, а Фирса забыли. Оставили умирать одного в запертом доме, в котором он столько лет прослужил.«…Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу…»
Роль Фирса в пьесе велика. Он словно противопоставлен своим хозяевам, ему свойственны черты, которых нет у них: трудолюбие, основательность, преданность, хозяйственность. А ещё через отношение к Фирсу ярче видны черты характера Раневской и Гаева: их эгоизм, бездушие, безразличие, бесхозяйственность и другие.
В пьесе есть и другие слуги.

Шарлотта Ивановна-гувернантка Раневской. Это одинокая женщина. Рано умерли её родители- циркачи. На воспитание к себе её взяла немецкая дама. Повзрослев, пошла работать в гувернантки. Ничего не известно о героине. Да и сама она не знает, сколько ей лет, кто её родители. Она весёлая, смешит всех тем, что говорит голосами других людей и показывает фокусы. А один из героев- Симеон-Пищик — даже так горит о ней: . «…Вы подумайте! Очаровательнейшая Шарлотта Ивановна.» Эта героиня не огрубела, как Яша, не стала высокомерной, как Дуняша. Это женщина, которую очень жаль, которая, в сущности, порядочная, добрая. «Это лучшая роль, остальные мне не нравятся»,- так писал А.Ч.Чехов.

Дуняша – горничная Раневской, похожа на свою хозяйку. Пытается казаться утончённой, деликатной, благородной, подражает во всём хозяйке. Она причисляет себя к барышням, мечтает о любви, о принце. «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…» Она так далека от реальности, потеряла связь с народной почвой, да и к хозяевам ей не примкнуть.

Яша– лакей. Его брала с собой в Париж Раневская. Он приехал на родину изменившимся человеком, по – другому одевающимся, умеющим красиво говорить. «Вы образованный, можете обо всем рассуждать», – говорит о нём влюблённая в него Даша.
Он пренебрежительно относится к народу, называя его «безнравственным», даже Россия для него — «необразованная». Этот лакей привык заботиться только о своём желудке, избалован хозяевами шампанским и разносолами. Он груп, груб, душевно чёрств. Так он говорит Фирсу: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох». А к матери, которая приехала из деревни повидаться, даже не вышел. Он никого не любит, кроме себя. Даше, влюблённой в него, он говорит: «Ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». А безнравственный-то именно он. На примере лакея Яши автор показал, как могут дворянские привычки передаться слугам, уродуя их души.

Таким образом, каждый из слуг имеет своё значение в пьесе, дополняя и раскрывая образы главных героев.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ссылка на основную публикацию
×
×