Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова Тоска: сочинение

Сочинение по рассказу Тоска Чехова 9 класс

А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: виртуозно используя слово, он сделал его главным инструментом для того, чтобы обнажать самые тонкие грани души как своих героев, так и своих читателей. Прекрасный пример чеховского мастерства и его сердечной чуткости – рассказ «Тоска», где автор поднимает вечно актуальную и насущную для России тему «маленького человека».

Главный герой – пожилой петербургский извозчик Иона Потапов, который переживает тяжелейшую утрату в своей жизни – смерть сына. Иона и его старенькая кобыла вынуждены работать в любую, даже самую промозглую и снежную погоду, но не потому что Иона так уж сильно хочет заработать. Единственное, что сейчас нужно старику – крупица чьего-нибудь сочувствия к его горю. Первый пассажир за вечер – военный, который вскоре после попытки Ионы заговорить, просто закрывает глаза, давая понять, что ему нет дела до «проблем» извозчика. Следующими потенциальными слушателями Ионы становятся трое подвыпивших молодых человека, которые на протяжении всей поездки позволяют себе подтрунивать над Ионой, а позже вовсе «легонечко подбадривают его в шею» и фразой «все помрем». Но Ионе нравится даже такое внимание, ведь он готов вытерпеть всё, лишь бы отвлечься от своей безграничной тоски по сыну. Иона – не самый умелый извозчик, т.к. даже безликие встречные на дороге кричат ему в след брань и проклятия. Но Иона, кажется, рад и этим словам: к нему обращаются, его видят, он есть в этом темном заснеженном мире, и его тотальное одиночество немного отступает.

Закончив смену, Иона возвращается на постоялый двор, где в общей комнате отдыха на лавках спят коллеги – такие же извозчики. В надежде найти понимания и поддержки среди своих, Иона снова терпит поражение: все только храпят у печи, а слова о горе Ионы бесследно растворяются в духоте помещения. Внутренний голос Ионы подсказывает, что ему непременно нужно побыть рядом с существом, которое не отмахнется, а терпеливо и внимательно выслушает его. Так Иона оказывается в конюшне, где его лошадь «жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». Блуждая в океане безразличия и отсутствия сострадания, герой находит успокоение и отдушину в кротком умном животном, которое смиряется под ударами кнута и бежит рысцой дальше, точно так же, как и Иона должен продолжать жить, несмотря на боль.

Рассказ «Тоска» ни много ни мало разбивает сердце. Ужас бесконечного одиночества простого безобидного человека сталкивается в неравной схватке с всеобъемлющей безучастностью и равнодушием к беде своего брата. Кстати, Иона называет всех окружающих именно «брат» или «милый», как бы подсознательно надеясь на родство душ и поддержку. Но Иона так и не находит ни того, ни другого. Его тоска укореняется глубоко внутри, и всё что остается этому человеку – его неблагодарная работа на овёс и сено единственному благодарному существу рядом – лошади, которая тоскует вместе с ним.

Но Чехов всё же оставляет надежду Ионе и читателю, упоминая невзначай, что в деревне у Ионы еще осталась дочка Анисья. Может быть спустя время, весной, когда растает снег, а солнце выглянет из-за туч, Иона с его молчаливой напарницей, «похожей на копеечную пряничную лошадку», умчатся прочь от городского хладнокровия туда, где старика ждёт дочь, а лошадь – её жеребеночек.

Многие критики называют рассказ «Тоска» вершиной чеховского гения. Лаконичная и нестерпимо грустная история об извозчики Ионе призывает к, пожалуй, важнейшей идее гуманизма – сострадательности и эмпатии, которые должны быть неотъемлемым атрибутом каждой человеческой души. Именно эти черты были присущи самому Чехову, как творцу, и именно эти черты он продолжает взращивать в своих читателях по сей день.

2 вариант

Антон Павлович Чехов великий российский классик. Его имя знает весь мир. “Краткость-сестра таланта”-эта фраза полностью описывает автора, ведь он мог мастерски излагать свои мысли, причем коротко и ёмко. Его небольшие по объёму рассказы наполнены смыслом, Чехов поднимал в них множество интересных вопросов. Рассказ “Тоска” не стал исключением из правил.

Произведение было опубликовано в 1886 году, зимой. Несколько лет спустя и введения некоторых поправок, Чехов решил включить “Тоску” в третий сборник своих произведений. Рассказ имел ошеломительный успех у читателей, критики дали ему самую высокую оценку, даже Толстой восхищался рассказом.

Название говорит о многом, ведь именно тоска погладила главного героя практически полностью. Обыкновенный извозчик Иона совсем недавно похоронил любимого и единственного сына, понятное дело, что ему хотелось найти хоть немного понимания в других людей, но он не находил его, все его попытки были тщетны. Никто из окружающих его людей никогда не испытывал ничего подобного, но Иона открывал свою душу им, рассказывал самые сокровенные вещи, но в ответ он получил от других людей лишь безразличие, холодность и полное игнорирование.

Он даже разговаривал с пассажирами о горе, но они быстро убегали, как только доехали до нужного им места, и Иона часто размышлял, глядя в толпы людей. Он мечтал, чтобы хотя бы один человек из этих миллионов просто выслушал его, проявил хоть немного сочувствия. Все люди постоянно торопятся, сами не знают куда, они даже на минуту боятся думать о смерти, уж тем более они ничего не желают слышать о смерти чужого для них человека, ведь они считают, что смерть обойдёт их стороной, думают, что обязательно найдут место в жизни и все будет прекрасно. Но они ошибаются. Жил он в лачуге, без семьи, совсем один, от безысходности он решил рассказать о горе лошади.

Все рассказы Чехова относятся к жанру реализма. В данном рассказе описывается обычная ситуация из жизни обыкновенных людей, но рассказ именно этим и ценен. Он заставляет читателя размышлять над реальной жизнью, он учит тому, что нужно уметь слушать других, стараться проявлять сочувствие, не игнорировать чувства других людей.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Тоска

Популярные сегодня темы

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

Начало 20 столетия отличалось нарастающими революционными волнениями. Многие поэты того времени откликнулись на события 1917 года. Не исключением стал и А. А. Блок, который в поэме Двенадцать отобразил собственное восприятие гражданской войны.

Мне очень понравилась повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Она наполнена многообразными, юмористическими сценами и захватывающими историями.

Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге

В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность

Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова «Тоска»

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров.

На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика.

Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, «дверью обозналась», забрала наследника, который «настоящий извозчик был». После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти.

Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека. Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров?

Думаю, что нет. У Ионы «тоска громадная, не знающая границ», таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа.

Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого.

Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника — лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина. А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым.

И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова «Тоска»

Другие сочинения по теме:

Рецензия на рассказ А. Чехова «Тоска» Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю.

Краткое изложение рассказа Чехова «Тоска» Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону.

Анализ рассказа Чехова Тоска А. П. Чехов — психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя — душа человека. Трагизм переживаний не.

Краткое изложение рассказа А. П. Чехова «Тоска» Вечером, когда пушистый снег медленно мягким пластом ложится на «крыши, лошадиные спины, плечи, шапки», извозчик Иона Потапов, весь белый, как.

Читайте также:  Чем мне понравилась пьеса А. П. Чехова Вишневый сад: сочинение

«Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение Главный герой рассказа Иона Потапов — старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело.

Нравственные качества человека в рассказе Чехова «Ионыч» Антон Павлович Чехов жил и творил более века назад. Но, несмотря на это, вопросы, затрагиваемые Чеховым в его творчестве, до.

Отзыв о рассказе А. П. Чехова «Студент» Рассказ А. П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. «Студент» — один из самых коротких, но наиболее совершенных по.

Отзыв на стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» Поэт может быть бездомным, но стихи — никогда. Е. Евтушенко Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Несколько лет ей пришлось провести.

Образ Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова Больше десятка лет разделяет рассказ А. П. Чехова, «Человек в футляре» от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений.

Анализ стихотворения М. Цветаевой «Тоска по родине» У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к.

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Антон Павлович Чехов был непримиримым врагом умственной лени, пошлости, примиренческого отношения к обывательской жизни. Все это он показывал в своих.

О рассказе «Ионыч» А. П. Чехова В этом рассказе Чехов описал крушение человека, побежденного той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он.

Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Темой многих рассказов А. П. Чехова, например «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», является обличение человеческих пороков. Чеховские персонажи стали.

Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Что важнее — жить Или притворяться, что живешь? П. Коэльо Рассказы А. П Чехова просты, коротки, но за этой видимой.

Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное.

Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний.

Черное и белов в рассказе Чехова «Черный монах» Повесть «Черный монах», на мой взгляд, одно из лучших произведений А. Чехова. В нем отразилась глубокая философия автора, а также.

Образ Душечки в одноименном рассказе А. П. Чехова Одной из наиболее остро волновавших писателя тем, к которым он настойчиво обращался на протяжении всего своего творческого пути, была тема.

Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова «Душечка» В рассказе А. П. Чехова «Душечка» удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами.

Ирония в рассказе А. П. Чехова «За яблочки» Рассказы Чехова всегда удивляли нас своей точной и простой формулировкой, которая, тем не менее, не очень-то понятна с первого взгляда.

Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова “Тоска”

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе “Тоска” кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын.
Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия – извозчика.
Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, “дверью обозналась”, забрала наследника, который “настоящий извозчик был”.
После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти.
Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека.
Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания – проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы “тоска громадная, не знающая границ”, таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих.
Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти.
Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга – своего напарника – лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина.
А. П. Чехов – тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Сочинение по литературе на тему: Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова “Тоска”

Другие сочинения:

Рецензия на рассказ А. П. Чехова “Тоска” С творчеством А. П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по Школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества Является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной из таких “длинных Read More .

Краткое содержание Тоска Чехов Тоска Спускающиеся сумерки и вечерняя метель застали извозчика Иону все на том же месте, где его повозка еще с обеда стояла. Согнувшись в три погибели, пытается он отогнать от себя мысли о холоде. Мерзнет и его старенькая лошадка, которая недвижимо Read More .

Сочинение по повести Чехова “Тоска” У старика извозчика Ионы умер сын (“Тоска”, 1886). Сломленный горем старик чувствует себя: бесконечно одиноким в огромном городе, полном “чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей…” Скоро неделя, как умер сын, а он еще ни с кем не смог поделиться Read More .

Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (на примере произведений Чехова “Тоска” и Достоевского “Белые ночи”) Русская литература – это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой – эти писатели 19 века стремились разобраться в глубинах человеческого характера, объяснить причины что, что происходит вокруг, исходя из особенностей Read More .

Образы “футлярных” людей в рассказах А. П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” Антон Павлович Чехов – писатель новой эпохи. Его рассказы и пьесы отличаются реалистичностью, в них писатель отражает жизнь русского общества конца 19 – начала 20 веков, Лев Толстой сравнивал Чехова с Мопассаном, однако первого он ставил выше: “… Чехов – Read More .

Отзыв о рассказе А. П. Чехова “Студент” Этот рассказ о человеке, который пришел к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека. Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился в гармонии природы, бытия. Сын дьячка и будущий Read More .

Отзыв на стихотворение М. Цветаевой “Тоска по родине! Давно…” Поэт может быть бездомным, но стихи – никогда. Е. Евтушенко Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Несколько лет ей пришлось провести за границей в эмиграции. Но даже живя за пределами России, она оставалась истинно русским человеком. На чужбине ее съедала тоска Read More .

Тема любви в рассказе Чехова “о любви” Психологизм прозы Чехова Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах “О любви”, “Дама с собачкой” и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек Read More .

Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова “Тоска”

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета.

В рассказе “Тоска” кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него Умер сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален погружен в раздумья. Смерть ошиблась, “дверью обозналась”, забрала наследника, который “настоящий извозчик был”.

После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека. Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего.

Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы “тоска громадная, не знающая границ”, таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти.

Читайте также:  А. П. Чехов — Шекспир xx века: сочинение

Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника — лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина. А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Похожие рефераты:

Антон Павлович Чехов — драматург, не менее тонкий и пластичный, чем Чехов-прозаик. Его пьесы не сходят со сцен современных театров всего мира, подтверждая мысль, что истинный талант не имеет границ.

Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.

Высказывание о любви в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна.

Человек в футляре. Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность. Когда я пробую представить себе этот образ, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке.

Их личные взаимоотношения начинаются в 1898 году, когда совсем еще молодой Горький пишет Чехову в письме: “. Я хотел бы объясниться Вам в искренней, беззаветной любви, кою питаю к Вам со времен младых ногтей моих…”.

Антона Павловича Чехова, как и других писателей, интересовала тема человеческого счастья, любви, гармонии. В большинстве произведений писателя: «Ионыч», «Крыжовник», «О любви» —герои терпят крах в любви.

Прозу Антона Павловича Чехова отличает лаконичность, точность выбора лексики и метафор, тонкий юмор. Писатель является непревзойденным мастером короткого рассказа. На страницах его произведений поет и пляшет, плачет и смеется подлинная Русь.

В сочинение приводится задание по русскому языку.

Сочинение по произведению А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Тема прослеживается по цепочке: грибоедовский Чацкий – пушкинский Онегин – лермонтовский Печорин.

Конфликт между человеком и жизнью, скоротечностью человеческого бытия – получает одно из возможных своих разрешений в этом рассказе.

А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести “Степь”, я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.

Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова.

Тонкий лирик и психолог — Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» как будто отступает от законов реализма, приближается к романтикам символистам.

Характеристика главных героев произведения. Переживания читателя.

Читая “Вишневый сад” Чехова, невольно удивляешься внешнему сходству повествования с произведением Ионеско “Лысая певица”. Та же абсурдность диалогов, когда реплики одного персонажа никак не связаны с ответами другого.

Рассказ И. Бунина “Цифры” нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появятся дети. Такой тонкий анализ детской психологии говорит о глубоком понимании природы детства.

Повесть В. Распутина “Живи и помни” рассказы­вает: “Cмерть — это страшно, но гораздо страшнее ду­ховная гибель человека”.

В рассказе И. А. Бунина “Солнечный удар” поручик, словно одинокий листок, скитается по чужому городу. Это рассказ о любви с первого взгляда, о мимолётном увлечении, о силе страсти и горечи расставания.

Для нации гражданская война – большая трагедия, поскольку никакого положительного прогрессивного результата, как например, национальные освободительные войны, она не приносит.

Разбор главы о путешествии Онегина по России. Нижний Новгород, Астрахань, Кавказ, Таврида и Одесса. Впечатления и мысли Онегина и самого Пушкина.

Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова “Тоска”

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе “Тоска” кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом.

Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын.

Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия – извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить.

Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, “дверью обозналась”, забрала наследника, который “настоящий извозчик был”. После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти.

Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека. Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания – проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын.

Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы “тоска громадная, не знающая границ”, таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег.

Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого.

Иона нашел такого молчаливого друга – своего напарника – лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина. А. П. Чехов – тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек.

Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Твір на тему: Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова “Тоска”

Related posts:

Рецензия на рассказ А. Чехова “Тоска” Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером “малой” формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: “писать талантливо, то.

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов “Тоска”, Достоевский “Белые ночи”, Толстой “Юность”) Русская литература – это литература глубокого психологического анализа. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам. Ф. М. Достоевский – писатель.

Нравственные качества человека в рассказе Чехова “Ионыч” Антон Павлович Чехов жил и творил более века назад. Но, несмотря на это, вопросы, затрагиваемые Чеховым в его творчестве, до сих пор актуальны, так как они главные во все времена.

Отзыв на стихотворение М. Цветаевой “Тоска по родине! Давно…” Поэт может быть бездомным, но стихи – никогда. Е. Евтушенко Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Несколько лет ей пришлось провести за границей в эмиграции. Но даже живя за пределами России.

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова “Ионыч” Антон Павлович Чехов был непримиримым врагом умственной лени, пошлости, примиренческого отношения к обывательской жизни. Все это он показывал в своих рассказах, емких по объему, но масштабных по содержанию В рассказе.

Образ Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова Больше десятка лет разделяет рассказ А. П. Чехова, “Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его.

Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” План 1. Окружение доктора Старцева. 2. Деградация персонажа. 3. В чем заключается трагедия доктора Старцева. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова “Ионыч” является неоднозначным, как и многие другие.

Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в “футляр”, полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ.

Анализ стихотворения М. Цветаевой “Тоска по родине” У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к родине она пронесла через все беды, выпавшие на ее долю.

Ирония в рассказе А. П. Чехова “За яблочки” Рассказы Чехова всегда удивляли нас своей точной и простой формулировкой, которая, тем не менее, не очень-то понятна с первого взгляда. Лишь внимательно вчитавшись в строки, можно уловить скрытый, чаще всего.

Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Дмитрий Иванович Старцев… Во что превратилось это имя? Во что превратился этот человек? Как случилось так, что его стали называть коротко и просто: Ионыч? Это – этапы деградации центрального образа.

Насилие и справедливость в рассказе А. П. Чехова “Палата № 6” Рассказ А. П. Чехова “Палата № 6” ставит перед читателем сложные проблемы философского и социального характера. Сюжет произведения прост, но от этой простоты еще явственнее становится весь ужас описываемой Чеховым.

Тема любви в рассказе А. П. Чехова “Дама с собачкой” Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь – самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе.

Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”? В рассказе А. П. Чехова “Ионыч” повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний врач приезжает в губернский город С. Герой жаждет жить полной.

Читайте также:  Новаторство драматургии А. П. Чехова: сочинение

Символический смысл образа Беликова в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” Тему “футлярного человека” можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении “Учитель словесности”, но в 1898 году.

Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость.

Человек и среда в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” А. П. Чехов – мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В своих глубоко философских произведениях он протестовал против обыденности, выступал против “пошлости пошлого человека”. В рассказе “Ионыч” Чехов также затрагивает эту тему.

Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” В рассказе Чехова “Ионыч” писатель обращается к теме интеллигенции. Эта тема широко обсуждалась литературной общественностью. Критике подвергались пошлость, отсутствие общественных запросов, сосредоточенность па сфере быта, равнодушие к социальным проблемам. Эти.

Чувство одиночества, тоска по родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи” (План) История создания стихотворения. (Стихотворение впервые было опубликовано в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”. Написано оно перед отъездом поэта в ссылку на Кавказ. Друзья собрались на квартире Карамзиных, чтобы.

Идея непобедимости человечности (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) “Судьба человека” справедливо считается самым лучшим рассказом Шолохова. Трагическая история жизни главного героя связана в произведении с трудными испытаниями, выпавшими на долю народа. Из жизненной истории Андрея Соколова автор выбирает.

Тема любви в рассказе А. П. Чехова “О любви” А. П. Чехов – один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия.

Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” Рассказ “Хамелеон” был впервые напечатан в журнале “Осколки” в 1884 году. Как во многих других рассказах этого времени (“Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Маска”), Чехов разоблачает в нем самодурство представителей.

“Тоска по родине!” анализ стихотворения Цветаевой История возникновения стихотворения Становление новой власти в России начала 20-го века разрушило привычный уклад жизни большинства людей. Особенно тяжко приходилось представителям дворянства – многим из них подверглись гонениям и ссылкам.

О рассказе “Дама с собачкой” А. П. Чехова В последний период своего творчества Чехов все чаще обращается к изображению людей, противостоящих окружающему их миру лжи и обмана. Обычно они не решают глобальных проблем, не являются идеологами, подобно некоторым.

Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” Антон Павлович Чехов начал свое творчество с маленьких смешных рассказиков. Но очень скоро они получили у критиков и читателей высокую оценку, а позднее были признаны шедеврами высокой литературы. Несмотря на.

Тоска белого камня О поэзии Иннокентия Анненского Кто знает, что чувствует камень и чувствует ли он вообще? Философ Тейяр де Шарден высказал предположение, что в неорганической материи есть задатки органической и со временем.

Обновляющая сила любви в рассказе А. П. Чехова “Дама с собачкой” Чехов несравненный Художник… Художник жизни… Л. Толстой На мой взгляд, А. П. Чехов – один из гениальнейших русских писателей. Он умел затронуть в своих произведениях такие вопросы, которые и сегодня.

Тема любви в рассказе “Холодная осень” Бунина Рассказ “Холодная осень” можно условно разделить на две части: до войны и после смерти героя. Причем вечер, который молодые люди провели вместе саду, описан до мельчайших подробностей, поэтому что этот.

Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького “Макар Чудра” Рассказ “Макар Чудра” – романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане.

Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет” Рассказ Куприна “Гранатовый браслет” увидел свет в 1907 году. В его основе лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений.

Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова “Тоска”

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Каков он чеховский маленький человек?

В первую очередь, маленький человек у Чехова очень разный. Он может быть смешным и ничтожным (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); может быть добрым и честным неудачником (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); может быть внешне вполне благополучным человеком, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием (как герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров, влюбившейся в провинциальную даму и не могущий погасить в себе страсть к ней); может быть мальчиком на побегушках Ванькой, сочиняющим письмо своему дедушке, которое никогда не дойдет до адресата.

Во многих и многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый «маленький человек» имеет свою душу, имеет свои желания и даже способности, которые он так и не смог реализовать.

«Футлярный человек» в творчестве Чехова

Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком. Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.

Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.

Маленький человек, вызывающий сочувствие

У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица. Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера. Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.

Или другое произведение писателя – рассказ «Студент», повествующий о бунте маленького человека. Главный герой этого рассказа семинарист Иван пришел к внутреннему отчаянью, он готов порвать с миром христианской нравственности и веры, к которой был приучен с детства. В страстную неделю вместо посещения храма Иван пошел на охоту. Возвращаясь в нее, он подошел к костру, около которого грелись две вдовые женщины. Старшая вдова стала спрашивать Ивана о событиях евангельской истории, и студент почувствовал живую связь прошлого и настоящего, понял, что даже он – маленький человек – может рассчитывать на утешение в Христовом царстве правды и высшей справедливости.

Для Чехова очень важна личность человека, недаром писатель настоятельно советовал своим друзьям: «Берегите человека».

Для каждого из нас необходимо в течение всей жизни суметь сохранить в себе совесть, сострадание к людям, стремление к высшим нравственным ценностям. По Чехову маленький человек может стать человеком с большой буквы, независимо от того, какое социальное положение он будет занимать, если сохранит свою душу, сохранит в себе живую связь с людьми. И напротив, если человек будет замыкаться в себе, в мире собственных иллюзий и желаний, то какое бы положение он не занимал, он станет «футлярным» человеком, потерявшим свою душу.

Образ маленького человека по-разному понимается в творчестве Чехова. Маленький человек может быть таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне. И тогда не важно, какой пост он занимает. Все равно такой человек остается личностью в «футляре».

Ссылка на основную публикацию
×
×