Чехов — обличитель мещанства и пошлости: сочинение

Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова.

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Антон Павлович Чехов – писатель-юморист, писатель-сатирик, откликнувшийся на общественную обстановку современной ему России и поднявший в своих рассказах злободневные проблемы своего времени. Все рассказы писателя не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. “Пошлость пошлого человека” – это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства – главное в его произведениях.

Действительно, пошлость и мещанство жизни людей – вот чем наполнены рассказы Чехова (в основном сатирические, а не юмористические), вот против чего он восстает и что обличает в своих произведениях “Крыжовник”, “Ионыч”, “Душечка”, “Человек в футляре”, “Палат № 6” и многих других.

А знаем ли мы, что такое пошлость, мещанство, мещанский образ жизни? В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами – людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом.

Такое понимание пошлости и мещанства мы видим прежде всего рассказе “Ионыч”, в котором знакомимся с Дмитрием Старцевым, врачом, назначенным в уездную земскую больницу. В начале рассказа это хороший врач, прекрасно выполняющий свои обязанности: год он проводит в “трудах и одиночестве”. Молодой, целеустремленный, мечтательный, с высокими идеалами – таким нам рисуется главный герой. Он терпеть не может “картежников, алкоголиков, крикунов” – обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Доктор не вписывается в эту общую массу. Он другой. “Где же пошлость и мещанство? Что обличает Чехов в этом рассказе?” – спросите вы.
Сначала – семью Туркиных. Это ограниченные, зацикленные на чем-то одном люди: госпожа Туркина пишет никому не нужные романы, Котик играет на фортепиано, хотя совершенно не умеет этого делать, Пава всю жизнь изображает одну и ту же пьеску.

В этой атмосфере формируется “новый” доктор Старцев. Если постепенно он жиреет только физически, то потом происходит и его моральное “ожирение”. И вот он уже не ходит пешком, не поет песенки, не умеет любить, не имеет высоких устремлений. Он живет в своем ограниченном маленьком мирке, где важны лишь бумажки (деньги) да, позже, смотр домов и их покупка. Это уже не прежний молодой человек, бегущий на свидание ночью на кладбище. Он обленился не только физически, но и духовно настолько, что стал таким же обывателем и мещанином, как и все жители в городе С.

Но самое страшное – то, что Старцев сам знает: он “стареет, полнеет, опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Герой деградировал, деградировал окончательно и бесповоротно. Нравственная жизнь этого человека завершена. Он стал пошлым человеком в пошлом мещанском обществе, которое с такою правдивостью и реалистичностью изображает Чехов и которое так смело обличает.

В рассказе”Крыжовник” деградация героя показана почти с самого начала произведения. Тоска, незанятость, ощущение пустот жизни и одиночества привели к тому, что наш герой – Николай Чимша-Гималайский – решил купить усадебку и посадить там крыжовник. И эта мечта, а позже – навязчивая идея, заставляет нашего героя жить впроголодь. Круг интересов этого героя замкнулся на одном – на покупке дома: “Он чертит план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, б) людская, в) огород, г) крыжовник”. Можно даже сказать, что главное его устремление – не покупка дома, а наличие крыжовника, своего крыжовника.
И вот мечта Гималайского сбылась, и нашему новоиспеченному барину уже и нужно только, чтобы его называли “ваше высокоблагородие” и кормили досыта. А самое главное, чтоб под рукой всегда был кислый твердый крыжовник с собственного огорода.

“Вот так и становятся мещанами!” – думаем мы. Одна мечта, стремление к ее исполнению сделали жизнь нашего героя настолько скудной, что он “опустился” нравственно, морально. И мы не рады за него, а, скорее, презираем. Высокая цель, желание, мечта должны не способствовать деградации человеческой души, а наоборот, делать ее возвышеннее, целеустремленнее, благороднее. А тут – пошлость и ограниченность, замкнутость на личном интересе.

Как же схожи образы Чимши-Гималайского и Оленьки из рассказа Чехова “Душечка”! Только если в рассказе “Крыжовник” звучит яркая и обличительная насмешка, ирония, то в рассказе “Душечка” мы чувствуем другое (иное) отношение автора к героине, его ироническое и, в то же время, презрительное отношение к ней.

Да, Душечка тоже зациклена на одном интересе, да, она ограничена и замкнута. Чем? В чем? Почему? Своим стремлением обязательно кого-то любить. Сначала это был антрепренер Кукин, затем – управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов, потом – ветеринар, после побега которого “сама Олечка постарела, подурнела. ”
Но самое главное – у героини не было своего мнения, и это -самое страшное. Душечка настолько была ограничена, что могла выражать только чье-то мнение, а своего не имела. У героини не было своей жизни, своих взглядов, а была лишь душа, которая потом полностью была отдана другим людям. Главным для нее было заботиться о ком-то, выражая чье-то мнение, соглашаться с ним. Как такового, человека Оленьки, дочери отставного коллежского асессора Племянникова, не было.

В рассказе, думается, показаны не постепенное оскудение души героини, не ее нравственная деградация. Автор обратил внимание на самое страшное, что может быть, – отсутствие как души как таковой, отсутствие, как такового, своего мнения, отсутствие настоящего человека.

Из рассказа в рассказ Чехов смело и безбоязненно рисует то, что его окружает. Рисует страшное в ярких иронических красках, скрывая за этим свою боль и обиду, презрение к пошлости и мещанству человеческой жизни, а самое главное – человеческой души.

И мы с ужасом взираем вокруг себя и понимаем: пошлость и мещанство никогда не изживут себя, они часть этого мира, они – его порождение. И пока сама наша жизнь, действительность не перестанет “рождать” ограниченных и безнравственных людей, одной из основных тем русского литературы будет тема: “пошлость пошлого человека”.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова.

Смотрите также по разным произведениям Чехова:

Мещанство и пошлость в творчестве Чехова

Мещанство и пошлость в творчестве Чехова сочинение

План

Одной из ведущих тем в творчестве А. П. Чехова было беспощадное обличение мещанства и пошлости. Это нельзя объяснить простым стремлением понравиться читающей публике. Писатель и в жизни неустанно боролся с этими негативными чертами, присущими русскому обществу.

Прирожденная чеховская скромность и порядочность дали основание Бунину назвать писателя в воспоминаниях “аристократом духа”. Сын обычного лавочника на протяжении всей своей жизни каплю за каплей выдавливал из себя мещанство и старался научить этому читателей. Писатель утверждал: “Нет ничего пошлее мещанской жизни. “

А вот одно из ключевых заявлений А. П. Чехова: “Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах. Фарисейство, тупоумие и произвол царят. в науке, в литературе, среди молодежи. “.

Главными героями рассказов Чехова были самые обыкновенные “маленькие” люди. Взятые отдельно, они не представляют собой ничего плохого, многие чрезвычайно милы и доброжелательны. Но в совокупности они составляют особое сословие, напоминающее стоячее болото, в котором никогда не возникнет ничего хорошего. Помимо личных качеств, у мещан появляются особые черты и манера поведения. Самыми опасными становятся чрезмерное себялюбие и самомнение, рабское преклонение перед богатством и властью, невнимание к чужому горю и страданиям.

Читайте также:  Мера духовной ценности человека в рассказах Чехова: сочинение

В целом мещане отличаются невероятным равнодушием и полным отсутствием каких-либо духовных устремлений. Мещанские качества Чехов находит среди самых разнообразных представителей общества. В рассказе “Трагик” он разоблачает якобы культурный образ жизни провинциальных актеров. Мечтательная Маша слишком поздно понимает, что реальная театральная жизнь ничем не отличается от обычной, и терпит побои и унижения от мужа-трагика.

Фельдшер в рассказе “Хирургия” предстает сначала полубогом для дьячка. Но оказывается, что все его знания заключаются в умении разговаривать на медицинские темы. Простое удаление зуба становится для него непосильной задачей. В финале “хирург” произносит фразу, точно выражающую его понимание клятвы Гиппократа: “Ништо тебе, не околеешь!”. Очень яркий образ мелкого чиновника описан в рассказе “Мелюзга”. Фамилия человека полностью соответствует образу – Невыразимов. Главный герой ненавидит своего начальника, но вынужден обращаться к нему с грубой лестью и угодливостью. Невыразимов осознает свое ничтожество, но не может от него избавиться. Только убив таракана, он почувствовал себя легче, так как нашел существо, над которым обладал безграничной властью.

Неотъемлемым качеством “маленьких” людей Чехов считал пошлость, которой пронизаны все их мысли и поступки. Пошлость необязательно выражается в грубых и резких словах и выражениях. Опаснее всего, когда она принимает форму безнравственного поведения, скрываясь за любезностью и почтительностью. Обер-кондуктор Подтягин доводит пассажира до изнеможения своими бессмысленными обращениями (рассказ “Ну, публика!”). Он уверен, что действует строго по форме, поэтому не понимает, в чем его вина.

В рассказе “В Париж!” секретарь Грязнов и учитель Лампадкин были внезапно охвачены благородным порывом – хоть раз в жизни посмотреть на настоящую “цивилизацию”. Торжественно обставленная поездка закончилась самым пошлым образом на ближайшей станции: “рюмку за рюмкой. все до копейки!”. С пошлым и грубым миром взрослых сталкивается маленький мальчик в рассказе “Гриша”. В отсутствии родителей нянька своеобразно воспитывает ребенка: кричит на него, приводит на попойку, дает попробовать водки.

Чехова часто обвиняли в том, что он описывал самых обыкновенных людей и их поступки, что якобы не представляло никакой художественной ценности. Объяснение содержится в самом упреке. Мещанство и пошлость настолько вросли в нашу жизнь, что не воспринимаются в качестве негативного явления. Чехов заострял на этом внимание. Только наглядное реалистическое изображение и критика способны разрешить проблему и побудить человека уничтожить в себе мещанина.

Чехов – борец против пошлости, мещанства и обыденщины (ЕГЭ по литературе)

Большинство чеховских рассказов пропитаны тонкой иронией – своеобразной усмешкой над мелкими и ничтожными людьми, которые чаще всего являются главными героями произведений автора (например, Дмитрий Ионыч Старцев из «Ионыча» или Николай Иваныч из «Крыжовника»). А.П. Чехов высмеивает особенности своих персонажей: их пошлость (безнравственность, мелкость в духовном отношении), их мещанство (когда люди сосредоточены лишь на обладании собственностью и на её накоплении) и их склонность к обыденной, невзрачной жизни, лишенной ярких моментов. Таким образом Чехов выражает свою авторскую позицию: он не принимает таких людей и обличает их сущность.

В рассказе «Ионыч» главный герой, Дмитрий Старцев, прибывает в город С интеллигентным и трудолюбивым земским врачом. В дальнейшем он знакомится с семьёй Туркиных, которые считаются умнейшими людьми в городе. Посетив званый вечер в их доме, он остаётся в приятном расположении духа: Иван Петрович, глава семейства, часто шутил и был бесконечно добр, гостеприимен. Его жена Вера Иосифовна писала рассказы и читала их гостям вслух.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Екатерина Ивановна ему особенно приглянулась своим обаянием. Также она играла на пианино и мечтала посвятить этому всю свою жизнь. И хотя Старцев находил все их действия временами приторными, он списывал это на особенности нового ему общества, а вскоре совсем привык к местному образу жизни. Герой работал и часто навещал Туркиных, но только для того, чтобы увидеть Котика – Екатерину Ивановну. Старцева вдохновляла юная девушка – он считал её особенной, целеустремлённой и умной. Однако после того, как она уехала учиться в консерваторию, отказав Старцеву в предложении жениться, он разочаровался в обществе и с головой окунулся в работу. За четыре года герой полностью отдалился от социума. Из-за этого он стал корыстным мещанином и неприятным человеком, которого интересуют только деньги и процесс их накопления.

Посетив званый вечер Туркиных, Ионыч понял, насколько скучна их жизнь. Иван Петрович всё ещё шутил, только это казалось не остроумным, а пошлым и фальшивым. Вера Иосифовна продолжала писать романы, но писала бездарно, и все ждали, когда она кончит их читать. Екатерина Ивановна вернулась домой, перестав наивно верить в свою музыкальность, но тем не менее всё так же проводила много времени за роялем, где играла так же шумно и неприятно, как и раньше. Ионыч просто не замечал этой бездуховности четыре года назад. Теперь же, ощутив их внутреннюю опустошённость, Ионыч подумал: «А хорошо, что я на ней не женился» (на Котике). Через ещё несколько лет Ионыч, как иронично выразился автор, был уже не человеком, а «языческим богом». Все знали его как пугающего, грубого, толстого и властного врача.

Изолированность героя от людей привела его к полной деградации. Автор осуждает Старцева, рисуя его неприятный мещанский портрет, однако в то же время уточняет, что виновато в появлении такого человека само общество: это оно своей обыденностью и пошлостью побудило Ионыча остаться одному.

Есть у А.П. Чехова и другой рассказ, «Крыжовник», в котором главным героем является Николай Иванович Чимша-Гималайский. С девятнадцати лет он мечтал поселиться в своём имении и посадить там крыжовник. Об истории жизни этого человека повествует его брат, Иван Иванович. Он рассказал, как Николай Иванович делал всё, чтобы осуществить мечту: долгое время он не доедал, потом женился на богатой вдове и обобрал её, не чувствуя вины. И вот, цель жизни героя была достигнута: наследство умершей от голода жены позволило ему приобрести дом. Он посадил там кусты крыжовника и зажил помещиком. Рассказчик приезжал к Николаю Ивановичу в гости и видел, насколько он обрюзг. Всё выходит не совсем так, как мечтал его брат: дом кажется очень старым, вся дорога в канавах, имение с двух сторон окружено заводами, а крыжовник вырастает кислым и невкусным (также важны художественные (символические-?) детали, добавляющие реальному положению дел комичности: собака и кухарка, похожие на свиней, хозяин, готовый вот-вот хрюкнуть в одеяло). Но это не мешает главному герою радоваться жизни. Он ест ягоды и довольствуется собой. Иван Иванович не может смириться с тем, что его брат наслаждается своей замкнутой мещанской жизнью в убогом доме. «Так жить нельзя!», – восклицает он, таким образом выражая авторскую позицию. А.П. Чехова тревожит замкнутость, мещанство общества. Устами рассказчика автор пытается донести читателю мысль о том, что нужно делать добро, стремится к помощи другим, а не сосредотачиваться на собственных мелких интересах.

Читайте также:  К чему стремятся и в чём разочаровываются героини пьесы А. П. Чехова Три сестры?: сочинение

В заключение хочется ещё раз отметить, что в каждом своём произведении А.П. Чехов выражает своё неприятие всего обыденного, мелкого и ничтожного. Комичные, короткие рассказы, так называемые «спрессованные романы», помогают открыть глаза на многие проблемы общества. Описывая их, автор стремится донести читателю, насколько важно сделать правильные выводы; ведь от этого зависит судьба каждого.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id34550

Чехов — обличитель мещанства и пошлости (На примере рассказа «Крыжовник»)

А. П. Чехов, по его же собственному определению, в своих рассказах боролся против «пошлости пошлого человека». «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказиками, возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни», — писал М. Горький Чехову. Эта тема прошла красной нитью через все его произведения.

Рассказ «Крыжовник» (1898) относится к так называемой «маленькой трилогии», в которую также входят рассказы «Человек в футляре» и «О любви». Все эти произведения объединены одной темой — темой «футлярной» жизни. Герои чеховской трилогии изолировали себя от общественной жизни, от людей, окружили себя оболочкой, спрятались в футляр.

В рассказе «Крыжовник» символом уродливой жизни, подчиненной нелепой цели, становится страсть главного героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Был Николай Иванович по сути своей добрый и простой человек. Он вел обычную жизнь и «тосковал в казенной палате». О чем же была его тоска? Об усадебке. Он мечтал лишь об одном: тихо жить у себя в деревне и сидеть «по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Даже в газетах он читал только сельскохозяйственные новости и советы. И вот эта мечта — «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу» — не давала герою покоя.

Все те картины, которые воображал себе будущий владелец усадьбы: караси в пруду, дорожки в саду, река — непременно сводились к крыжовнику. «Ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника». Именно крыжовник становится для героя символом счастья.

Что же плохого увидел Чехов в такой, казалось бы, безобидной мечте Чимши-Гималайского? Заветные помыслы героя для автора являются олицетворением пошлого и мелкого в жизни. Ради этого «счастья» Николай Иванович во всем отказывал себе, жил скупо, недоедал и лишь копил деньги на исполнение своей мечты. Вот исполнилось ему сорок лет, а в жизни его ничего не изменилось — он все так же мечтал об усадебке с крыжовником.

Целью его женитьбы на старой, некрасивой вдове стало приобретение желанной усадьбы. Получив деньги жены, Николай Иванович держал ее впроголодь, и даже «черного хлеба она не видала вдоволь». От постоянного ограничения во всем несчастная женщина долго не прожила — «отдала Богу душу».

Эта ситуация является для рассказчика, брата героя, поводом порассуждать о власти денег над человеком. Иван Иванович рассказывает две истории. Один купец приказал перед смертью подать себе деньги, да и съел их с медом, чтобы никому не достались. А другой человек, который лишился ноги, страшно беспокоился, не пропал ли червонец в сапоге на отрезанной ноге.

Чимша-Гималайский, как видно, был из таких же людей. Экономя на всем, он купил себе имение, выписал кустов двадцать крыжовника и зажил помещиком.

Казалось бы, что теперь Николай Иванович достиг того, к чему стремился. И внешне он вполне счастлив. По крайней мере, он знает, что должен быть счастлив.

Перед нами уже не робкий «бедняга-чиновник», а владелец усадьбы. К сожалению, перемена жизни к лучшему развила в нем наглость и самомнение. Николай Иванович, который «когда-то в казенной палате боялся даже для себя лишь иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, тоном, точно министр». Он начал барином себя ощущать, говорил о себе «мы, дворяне», совсем забыл, что дед его был мужик, а отец — солдат, и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие». Новоявленный помещик начинает барственно рассуждать о необходимости телесных наказаний. Он целиком уходит в мир хозяйственных забот об усадьбе и постепенно превращается в тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко всяким духовным и общественным интересам.

Брат главного героя Иван Николаевич был совсем другим. Приехав в гости к ближайшему родственнику, он увидел, что тот утратил человеческий облик — постарел, обрюзг и стал до того похож на свинью, «что того и гляди хрюкнет в одеяло». В имении живут «толстая рыжая собака хозяина, похожая на свинью», «кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью». Роль чеховской художественной детали состоит в следующем: он рисует сытую, самодостаточную жизнь. Это равнодушие сытых к проблемам общественной жизни обрекает людей на замкнутое, эгоистическое существование. «Человеку нужно не три аршина земли; не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Задача и обязанность человека, по мнению Чехова, не пассивный уход в мир своего «я», а борьба с существующим злом, движение вперед, жизнь во имя общественных интересов. Такова главная идея рассказа «Крыжовник».

Чехов изображает нравственную деградацию, которая происходит с человеком, если цель жизни его ничтожна. Сначала перед нами добрый и незлобивый чиновник, потом скопидом, который живет лишь мечтой о покупке усадебки, затем человек, потерявший ради мелочной мечты совесть, и, наконец, самоуверенный ограниченный барин.

Автор показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, напрасно расходуют свою молодость и энергию. В сущности, Николай Иванович в своей неудовлетворенности чиновничьей службой обнаруживает поначалу высокое чувство — стремление к воле, к свободе. Но это чувство, к сожалению, «укладывается» в футляр, вырождается в желание купить именье с крыжовником, и понятие о счастье человека сужается до крохотного счастья собственника.

В крыжовнике для героя воплотилось счастье, а для Чехова эта кислая и зеленая ягода оказалась символом всего самого пошлого и мелочного в жизни, так как идеалом писателя является деятельное добро. Словами своего рассказчика он говорит: «А если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». «Делайте добро!» — заключает Иван Николаевич, потрясенный низменностью интересов и мелочностью жизни своего брата. Это слова и самого Чехова. Человек, который живет пошлыми и мелкими мечтами, не приносит пользу людям, духовно деградирует.

А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения)

Тема духовного обнищания в творчестве А. П. Чехова. Та­лант мастера короткого рассказа А. П. Чехова на протяже­нии всего творческого пути сопровождала тема смысла жиз­ни, тесно переплетающаяся с темой растворения, оскудения духовной основы личности. В основе рассказа «Ионыч» ле­жали впечатления автора от посещения провинциальных го­родов, где «скучная серая» жизнь порождает «скучных и без­дарных людей».

Сюжетная основа рассказа. Образ главного героя. Про­цесс духовной деградации. Последовательно и подробно пред­ставлен на страницах рассказа «Ионыч» (1898) процесс дег­радации личности земского врача Дмитрия Ионыча Старце­ва. В небольшом рассказе — история начинающейся, имеющей потенциал, но несостоявшейся жизни. В начале произведения перед читателем предстает молодой человек со свойственным юности идеализмом и стремлением изме­нить мир к лучшему. Он работает со всем жаром молодой ду­ши, но ему так не хватает общения, выходящего за обыва­тельские интересы жителей города С. Знакомство с семьей Туркиных, по общему мнению «самой образованной и та­лантливой в городе», последовавшая влюбленность в Котика привносят в безрадостную жизнь врача, наполненную тяже­лым трудом, милые душевные радости.

Читайте также:  Отношение автора к своим героям в пьесе Вишневый сад: сочинение

Постепенно все начинает меняться. Глупая шутка девуш­ки со свиданием на кладбище, ее отъезд заставляют героя страдать. Тяжкие переживания терзают Дмитрия Ионыча … 3 дня, после чего все входит в обычную колею.

Шаг за шагом жизнь врача Старцева, человека с горячим сердцем, начинает меняться. Он превращается в Ионыча, страдающего не только одышкой, но и сердцем, «заплыв­шим жиром»: «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вече­рам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапи­хано во все карманы рублей на семьдесят». Практика прино­сит ему огромный доход, но за все в жизни приходится пла­тить. И Старцев платит — приходя к полному опустошению. Даже появление бывшей возлюбленной не способно разбу­дить огонек в мертвой душе Ионыча, превратившегося в обывателя и предавшего идеалы своей юности. То, что когда-то раздражало молодого врача («…подумал, что если са­мые талантливые люди во всем городе так бездарны, то ка­ков же должен быть город»), Ионыч начинает воспринимать как само собой разумеющееся: «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой- нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой…»

Противостояние человека воздействию на него среды становится основой конфликта в рассказе. Екатерина Ива­новна, как и Старцев, утрачивает стремления юности, хотя и продолжает играть «на рояле каждый день, часа по четыре». После возвращения домой Екатерина Ивановна начинает более трезво, без кривляний и «шуток» смотреть на жизнь.

Статичны в рассказе Иван Петрович и Вера Иосифовна Тур- кины, посредственность их «талантов», пошлость литератур­ных опытов и шуток не меняются десятилетиями.

Средства художественной выразительности. Авторское отношение раскрывается через детали, на которых писатель заостряет внимание через антитезу, когда на фоне неменяющегося семейства Туркиных деградация Дмитрия Ионыча особенно очевидна. Душевные силы и работа над собой мог­ли бы не допустить страшного превращения. А. П. Чехов по­казывает механизм утраты человечности, нравственности. Он возникает как милый недостаток, который постепенно развивается в монстра, пожирающего душу. Жадность, от­сутствие сострадания и чуткости к окружающим, забота о собственном комфорте проникают в сердце человека и при­водят к деградации личности.

А. П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения)

Тема духовного обнищания в творчестве А. П. Чехова. Та­лант мастера короткого рассказа А. П. Чехова на протяже­нии всего творческого пути сопровождала тема смысла жиз­ни, тесно переплетающаяся с темой растворения, оскудения духовной основы личности. В основе рассказа “Ионыч” ле­жали впечатления автора от посещения провинциальных го­родов, где “скучная серая” жизнь порождает “скучных и без­дарных людей”.

Сюжетная основа рассказа. Образ главного героя. Про­цесс духовной деградации. Последовательно и подробно пред­ставлен

на страницах рассказа “Ионыч” (1898) процесс дег­радации личности земского врача Дмитрия Ионыча Старце­ва. В небольшом рассказе – история начинающейся, имеющей потенциал, но несостоявшейся жизни. В начале произведения перед читателем предстает молодой человек со свойственным юности идеализмом и стремлением изме­нить мир к лучшему. Он работает со всем жаром молодой ду­ши, но ему так не хватает общения, выходящего за обыва­тельские интересы жителей города С. Знакомство с семьей Туркиных, по общему мнению “самой образованной и та­лантливой в городе”, последовавшая влюбленность в Котика привносят в

безрадостную жизнь врача, наполненную тяже­лым трудом, милые душевные радости.

Постепенно все начинает меняться. Глупая шутка девуш­ки со свиданием на кладбище, ее отъезд заставляют героя страдать. Тяжкие переживания терзают Дмитрия Ионыча… 3 дня, после чего все входит в обычную колею.

Шаг за шагом жизнь врача Старцева, человека с горячим сердцем, начинает меняться. Он превращается в Ионыча, страдающего не только одышкой, но и сердцем, “заплыв­шим жиром”: “От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это – по вече­рам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, – было понапи­хано во все карманы рублей на семьдесят”. Практика прино­сит ему огромный доход, но за все в жизни приходится пла­тить. И Старцев платит – приходя к полному опустошению. Даже появление бывшей возлюбленной не способно разбу­дить огонек в мертвой душе Ионыча, превратившегося в обывателя и предавшего идеалы своей юности. То, что когда-то раздражало молодого врача (“…подумал, что если са­мые талантливые люди во всем городе так бездарны, то ка­ков же должен быть город”), Ионыч начинает воспринимать как само собой разумеющееся: “У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой – нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой…”

Противостояние человека воздействию на него среды становится основой конфликта в рассказе. Екатерина Ива­новна, как и Старцев, утрачивает стремления юности, хотя и продолжает играть “на рояле каждый день, часа по четыре”. После возвращения домой Екатерина Ивановна начинает более трезво, без кривляний и “шуток” смотреть на жизнь.

Статичны в рассказе Иван Петрович и Вера Иосифовна Тур – кины, посредственность их “талантов”, пошлость литератур­ных опытов и шуток не меняются десятилетиями.

Средства художественной выразительности. Авторское отношение раскрывается через детали, на которых писатель заостряет внимание через антитезу, когда на фоне неменяющегося семейства Туркиных деградация Дмитрия Ионыча особенно очевидна. Душевные силы и работа над собой мог­ли бы не допустить страшного превращения. А. П. Чехов по­казывает механизм утраты человечности, нравственности. Он возникает как милый недостаток, который постепенно развивается в монстра, пожирающего душу. Жадность, от­сутствие сострадания и чуткости к окружающим, забота о собственном комфорте проникают в сердце человека и при­водят к деградации личности.

Ссылка на основную публикацию
×
×