Анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова Степь: сочинение

Лирический анализ рассказа Чехова «Степь»

В 80-х годах Чехов искал спасения от своего пессимизма в толстовщине. 1888 год был переломный. Он засвидетельствовал напряженные размышления Чехова над тем, как продолжать. Обращение в это время к большому жанру, несомненно, продиктовано стремлением отыскать новые формы, выйдя за пределы новеллистического опыта.

Чехов работает над романом; пишет повесть «Степь», и в повести этой появляются действительно новые, доселе у него не встречавшиеся принципы строения повествования. Это эксперимент, поиск новых стилистических путей.

Начинается повесть с обширного вступления. » Из М. уездного города С-ой губернии ранним июльским утром выехала и с грохотом покатила по почтовому тракту безрессорная, ошарпанная бричка». В бричке сидели два М-ских обывателя, кучер Дениска и мальчик лет девяти с темными от загара и мокрым от

За оградой… день и ночь спали Егорушкины отец и бабушка».

Главный пассажир брички Кузьмичов — дядя Егорушки, «больше похожий на чиновника, чем на купца». С ним Чехов сопоставляет простодушного спутника, священника отца Христофора.

В повествование включается восприятие Егорушки, а также повествователя — наблюдателя, который «едет» не только вместе с ним, но видит и чувствует не только то, что видит и чувствует герой.

Внешность и некоторые черты характера героев изображаются так, как видит их Егорушка. » О. Христофор снял, рясу пояс и кафтан, и Егорушка, взглянув на него, замер от удивления. Он никак не предполагал, что священники носят брюки…. Глядя на него, Егорушка нашел, что в этом неподобающем его сану костюме он, со своими длинными волосами и бородой, очень похож на Робинзона Крузо». «Вдруг совсем неожиданно, на полвершка от своих глаз Егорушка увидел черные, бархатные брови, большие карие глаза и выхоленные щеки с ямочками, от которых, как лучи солнца, по всему лицу разлилась великолепная улыбка.

Чем-то великолепно запахло».

Однако когда нужно дать более развернутую характеристику героев, то делается это от лица автора. «Лицо дяди выражало деловую сухость. Фанатик своего дела».

«Благодеяния» Кузьмичова недешево обходятся тем, на кого они распространяются. Он попрекает малолетнего Егорушку: «Привязался ты ко мне, как репейник, и ну тебя совсем к богу! Вам ученье да благородство, а мне одна мука с вами».

Отец же Христофор, человек мягкий, легкомысленный и смешливый, во всю свою жизнь не знал ни одного такого дела, которое, как удав, могло бы схватить его душу. Во всех многочисленных делах, за которые он брался на своем веку, его прельщало не столько само дело, сколько суета и общение с людьми, присущие всякому предприятию. Так в настоящей поездке его интересовали не столько шерсть, Варламов и цены, сколько длинный путь, дорожные разговоры, спанье под бричкой, еда не вовремя.

У дяди же Кузьмичова » рядом с деловой сухостью всегда были на лице забота и страх, что он не найдет Варламова, опоздает, пропустит хорошую цену».

Варламов в повести предстает хозяином жизни. Это вездесущий и неуловимый человек. Его имя возникает на всем пути. «Вся жизнь у него в деньгах и наживе» — презрительно говорят о нем. «Этот человек сам создавал цены, никого не искал и ни от кого не зависел; как ни заурядна была его наружность, но во всем, даже в манере держать нагайку, чувствовалось сознание силы и привычной власти над степью»…

До приезда на постоялый двор Мойсея Мойсеича Егорушка никогда не видел Варламова, но очень часто слышал о нем и нередко рисовал его в своем воображении. Ему известно было, что Варламов имеет несколько десятков тысяч десятин земли,»около сотни тысяч овец и много денег» и что он, словно коршун, кружится в этих местах. На постоялом дворе Егорушка слышит рассказ хозяина о том, как Варламов ударил его кнутом, а вскоре и сам видит, как Варламов замахивается нагайкой на растеряху вестового.

Однако все происходящее воспринимается Егорушкой наивно и смутно. Но иногда в его впечатлениях видно и вполне взрослое понимание жизни. Так, когда он видит, как бабы вяжут снопы, как зной жжет и душит их, он понимает, сколь тяжела страдная пора

Монотонные с виду Егорушкины скитания по степи — это первое серьезное плавание мальчика » по морю житейскому».

Оказавшись среди возчиков обоза, Егорушка встречает совершенно новых для себя людей — Кирюху, Васю, кроткого, доброго и боязливого Пантелея, обезголосевшего Дымова и других. Среда эта совсем не идиллична. «Непроходимая глупость» чувствуется в Кирюхе. Говорящий «ласковым, плачущим голосом» и умиляющийся повадкам степной живности Вася вдруг с тем же ласковым выражением, с каким зорко смотрит на играющую поодаль лисичку, живьем съедает только что пойманную рыбу и сам уже кажется Егорушке похожим на животное. И даже самый красивый из возчиков — Дымов — поражает мальчика своими грубыми выходками, хотя из всех героев Дымов самый сильный и смелый.

Дымов чем-то похож на горьковских босяков с их шумным, ярким протестом против «скуки жизни», обывательской приниженности.

В образе степи тесно сошлись два обостряющих друг друга настроения: тоска, однообразие, одиночество и жажда красоты, предчувствие счастливой жизни. Бричка с маленьким Егорушкой затерялась в просторах бесконечной равнины среди выжженных солнцем трав и маячащих в лиловой дали холмов, которые кажутся «оцепеневшими от тоски». Во всем, на чем ни остановишь взгляд, чудится уныние, равнодушие и безжизненность. «Летит коршун над землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни. А вот на холме показался одинокий тополь: кто его посадил и зачем он здесь, бог его знает.

Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное — всю жизнь один, один…»

Большая часть повести заполнена описанием встречных постоялых дворов, южнорусской степи, июльской степной жары, ночной грозы. Но есть в «Степи» пейзажи, полные философской глубины. Именно они определяют основную мелодию повести, ее патриотический лиризм.

Чехов пишет, что после долгой поездки по степи ночью у человека возникают необычные чувства и размышления: «мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; «душа дает отклик прекрасной, суровой родине и хочется лететь над степью вместе с птицей».

К концу поездки Егорушка стал иным, более взрослым, он вступает в новый период своей жизни. Он пережил часть своей жизни: «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую неведомую жизнь, которая теперь начинается для него».

Дайджест:

Основные образы рассказа А. П. Чехова «Степь» Антон Павлович Чехов — один из великих русских писателей-реалистов. Он по праву считается мастером короткого рассказа. «Краткость — сестра таланта», — написано в его записной книжке. Именно таким талантом и. .

Краткое содержание Степь в сокращении Купец Кузьмичев Иван Иванович, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский и Егорушка ранним июльским утром выехали из уездного городка N-ской губернии в большой город. Купец и настоятель везут продавать шерсть. .

Краткое содержание повести Чехова «Степь» Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичев, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский и племянник Кузьмичева мальчик Егорушка девяти лет. .

Образ и характер профессора Николая Степановича по повести Степь Зрелый Чехов весьма разнообразен не только в выборе тематики и героев, но и в манере изложения. Если прочитать «Степь» и сразу же после нее «Скучную историю», то откроется целая бездна. .

Степь. История одной поездки. Повесть, в сокращении Список произведений в сокращении этого автора Степь. История одной поездки. Повесть Иванов. Драма Скучная история. Из записок старого человека. Повесть Дуэль. Повесть Попрыгунья. Рассказ Палата № 6. Повесть Черный монах. .

Анализ рассказа «Студент» Чехова А. П По воспоминаниям современников, рассказ «Студент» Чехов называл самым любимым из своих произведений. Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы. В рассказе чуть более трех страниц, но он. .

Анализ рассказа «О любви» Чехова А. П В рассказе «О любви», наиболее психологичном в маленькой трилогии, ситуация несостоявшегося объяснения и погибшего чувства рассматривается как результат следования ложным представлениям. Так сам герой-рассказчик Алехин оценивает в конце все то. .

Краткое содержание рассказа Чехова «Дама с собачкой» Дмитрий Дмитриевич Гуров, моложе сорока лет, москвич, по образованию филолог, но работающий в банке, отдыхает в Ялте. В Москве остались нелюбимая жена, которой он часто изменяет, дочь двенадцати лет, два. .

Краткое изложение рассказа Чехова «Дом с мезонином» Мир чеховской прозы неистощимо разнообразен. Рассказы Чехова лаконичны и сжаты, но сколько в них прослежено живых характеров, сколько судеб! В самых незначительных, будничных событиях писатель видит внутреннюю глубину и психологическую. .

Тема рассказа Чехова «Толстый и тонкий» Тема рассказа — встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один толстый, другой тонкий». В экспозиции автор предлагает читателю своеобразные портреты всех действующих лиц рассказа, причем описания приятелей построены по одной. .

Краткое содержание рассказа Чехова «Моя жизнь» Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой Клеопатрой живет в провинциальном городе. Их мать умерла. Отец воспитывал детей в строгости и, когда. .

Краткое содержание рассказа Чехова «Учитель словесности» Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин влюблен в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую «в семье еще не отвыкли считать маленькой» и. .

Пересказ рассказа «Хирургия» Чехова А. П План пересказа 1. Приход дьячка Вонмигласова в земскую больницу на прием к фельдшеру Курятину. 2. Дьячок жалуется на боль в зубе, фельдшер решает его удалить. 3. Первая попытка вырвать зуб. .

Краткое изложение рассказа А. П. Чехова «Свадьба» В ярко освещенном зале большой стол накрыт для свадебного ужина. Около стола хлопочут лакеи, за стеной звучит музыка. Через зал проходят гости: Анна Мартыновна Змеюкина, в ярко-пунцовом платье, и телеграфист. .

Философское содержание рассказа «Студент» Чехова А. П Кажется, прост человек, а придет суровая беда в большом или малом, и поднимется в нем великая сила — человеческая красота. А. Н. Толстой Литературоведы считают, что рассказ «Студент» отражает новый. .

Краткое содержание рассказа Чехова «Пересолил» Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию. До усадьбы, куда он направляется, ему остается 30-40 верст. После продолжительных поисков землемер находит Клима, «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу. .

Краткое содержание рассказа Чехова «Дом с мезонином» Рассказчик вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался. .

Краткое содержание рассказа Чехова «Налим» Два плотника, Герасим и Любим, долгое время пытаются вытащить налима из под коряги. Они суетятся, дают друг другу советы, но рыбу вытащить не могут. Оба рыболова знают, что вытаскивать налима. .

Краткое содержание рассказа Чехова «Смерть чиновника» Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков смотрит в театре спектакль «Корневильские колокола». Во время представления Червяков чихает и обрызгивает старичка, в котором признает статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. Сконфуженный. .

Развернутая экспозиция рассказа Чехова «Злой мальчик» Чехова «Злой мальчик» — история о двух влюбленных, Иване Ивановиче Лапкине, «молодом человеке приятной наружности» и Анне Семеновне Зямблицкой, «молодой девушке со вздернутым носиком». Кроме черт внешности персонажей, из развернутой. .

Как соотносятся между собой начало и финал рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Творчество А. П. Чехова пронизано борьбой с мещанством, обывательщиной, бездуховностью и скудостью интеллектуальной жизни. Рассказ «Ионыч», написанный в 1898 году, заставляет читателя задуматься о нравственной деградации личности. Центральный персонаж повествования. .

5 класс на тему: Как я понимаю название рассказа А. Чехова «Хамелеон» Выдающийся русский писатель А. Чехов начинал свой творческий путь как автор небольших юмористических рассказов. Тем не менее, маленькие по объему произведения были наполнены глубиной содержания, широтой обобщений. Среди ранних произведений. .

Счастье для народа в одноименном рассказе Чехова Мечтой о счастье не для одного человека, а для всех, для всего измученного русского народа озарен рассказ «Счастье». Никто не знает, как к нему подступиться, и, где оно зарыто,- неизвестно. .

Краткое изложение повести «Лес и степь» Охота с ружьем и собакой сама по себе прекрасна, но даже если вы не охотник, а просто любите природу, вы не можете не завидовать нашему брату. Какое наслаждение выехать весной. .

Какими «вечными» вопросами задается лирический герой Ф. И. Тютчева? Федор Иванович смело может называться поэтом-философом, так как лирике, созданной им, свойственно наполнение рассуждениями о том, в чем же состоит смысл жизни, каково предназначение человека, и его роль в мироздании. .

Анализ рассказа «Чужая кровь» Шолохова М. А «Чужая кровь» Рассказ М. А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила. .

Читайте также:  Роль пейзажа в рассказах Антона Чехова: сочинение

Анализ рассказа Белый пудель, Куприн ­Анализ рассказа Александр Иванович Куприн — великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ «Белый пудель» о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в. .

Лирический герой В. А. Жуковского В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов-сентименталистов, развивших этот литературный метод в лирике до величественных масштабов и обеспечивших плавный и закономерный переход к романтизму. Ранние стихотворения. .

Лирический герой раннего «Бесценных слов транжир и мот» Владимир Владимирович Маяковский — один из ярчайших поэтов Серебряного Века русской поэзии. Его натура противоречива и многозначна, его лирический герой меняется и вырастает на протяжении. .

Анализ рассказа «Любовь к жизни» Джека Лондона Рассказ американца Джека Лондона посвящен истории одного спасения. Его центральная тема — борьба золотоискателя-одиночки за выживание среди суровой северной природы, любовь к жизни. Одна из Основных идей рассказа — то. .

Поэт Борис Пастернак лирический живописец Огромное количество его стихов посвящено природе. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная тема его поэтического творчества. Пастернак точно так. .

Анализ рассказа «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери 1) История создания произведения. «Маленький принц» — наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери: Написан! в 1942 году. .

Анализ рассказа «Солнце мертвых» Шмелева И. С Поддавшись безмерному горю утраты, Шмелев переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает пронизанные трагическим пафосом обреченности рассказы-памфлеты и памфлеты-повести — «Каменный век» , «На пеньках» , «Про. .

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Время создания романтических произведений Горького было очень тяжелое и неопределенное. Над нашей страной уже сгущались тучи революции, были обостренными социальные. .

Анализ рассказа А. П. Платонова «Юшка» 1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа. 2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» — тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих. .

Лирический герой в творчестве Лермонтова М. Ю. Лермонтов — великий русский поэт, о котором критик В. Г. Белинский выразился так: «Чудная натура». Любовь; жизнь природы; патриотизм — ощущение себя как сына России; боль за поруганное. .

Лирический герой Блока Блок — верьте, это настоящее — волей божьей — поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький. Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания шедевра. Ведь. .

Анализ рассказа «Охота жить» Шукшина В. М «Охота жить» В рассказе «Охота жить» В. М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Никитич, одиноко живущий в тайге, и. .

Анализ рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в. .

Жемчужников Алексей Михайлович лирический поэт ЖЕМЧУЖНИКОВ Алексей Михайлович лирический поэт, сатирик и юморист; родился в 1821 году, кончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губ. и. .

Анализ повести Степь Чехова

Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано одно из примечательных в творчестве Чехова произведение под названием «Степь».

История создания

Конец 1880-ых годов ознаменован тем, что у Антона Павловича Чехова был какой-то душевно-духовный кризис. Именно в это время и родилось произведение «Степь». В это время Чехов переосмысливал, переоценивал жизненные ценности. В письмах к другу писатель говорит, что он погибает из-за большого количества пространства. На самом деле повесть представляет собою словно бы историю одного путешествия. Герои с трудом отыскивают средства связи с обществом.

Жанр, направление

По жанру произведение является повестью. Относится к направлению реализма.

Суть

По сюжету главным героем является мальчик по имени Егорушка. Он по велению родителей уезжает в город, чтобы учиться в гимназии. Егоотвозят туда отец, купец, дядя, священник. Мальчик весьма впечатляется природой. Тут Чехов делает мазок печали. Он пишет, что когда мальчик уезжал из дому, то он чувствовал себя очень несчастным и опечаленным свое участью. На протяжении всего произведения эта мысль будет сопровождать читателя до финала.

Главные герои и их характеристика

Главный герой, как было упомянуто выше, – это мальчик Егорушка. Это прилежный мальчик, умный, смышленый и тонко чувствующий по своей натуре человек.

Описание степи

Безусловно, в произведение великую роль играет описание степи. Чехов называет ее целой «стихией». Степь эта русская, великая, обширная. Степь – бескрайняя и большая. Она прекрасна.

В произведении представлено два описания русской степи – описание автора и главного героя. Мальчик видит все-таки еще мир как ребенок. У него свое видение мира. Степь ассоциируется у него с бескрайней грустью и тоской. У Антона Павловича Чехова иначе. Он считает степь символом русского величия и могущества, а также красоты. Вот так рознятся взгляды на мир взрослым человеком и ребенком…

Образы и символы

Степь описана очень тепло и потому тот текст весьма приятно читать. Но при этом, как мне кажется, именно она является символом окружающего мира и действительности, с которыми люди не могут найти общего языка, потому и страдают, живут в страдании и грусти. Они пытаются наладить отношения с окружающим миром, но все безуспешно. Поэтому степь частично их пугает и вводит в панический ужас.

Темы

В произведении поднимается большое количество тем, бередивших душу автора и общества, в котором он жил. К примеру. Тема непонимания окружающим миром человека, тема родной земли и ее красоты – вопросы, которые всегда будут и есть актуальны.

Проблематика

Проблематика произведения сводится к рассмотрению непонимания мира человеком и наоборот.

Смысл

Смысл повести заключен в том, что сколько бы не жил человек, он все равно будет одиноким и никогда не поймет его этот мир.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Степь

Популярные сегодня темы

Галерею помещиков писатель продолжает Ноздрев, чей образ писатель обрисовал не менее ярко, чем другие персонажи. Мы встречаем этого помещика на обеде у прокурора.

Жанровая направленность произведения представляется в виде небольшого фантастического рассказа, повествующего об освоении землянами территории планеты Венера, адресованного детской читательской аудитории.

Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина

«Детство» — это не только первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», но и первое серьезное произведение Льва Николаевича. Центральным персонажем повести является Николенька Иртеньев – прототип автора.

Невозможно переоценить роль Толстого в произведении “Война и Мир”, ведь он не просто искусно пишет об исторических событиях, а показывает свое отношение к ним. Его образ отражен в поступках героев

Анализ повести «Степь» (А. П. Чехов)

Автор: Guru · 10.07.2018

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.

История создания

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

  1. Егорушка Князев «путешествует» по степи вместе с дядюшкой и отцом Христофором. Конечная цель этого странствования — поступление в гимназию. Благодаря этой «поездке», он знакомится с представителями разных социальных групп, познаёт жизнь со всеми её перипетиями и радостями. Чехов часто передаёт ощущения героя, его рассуждения, воспоминания, но характер Егория лишь слегка намечен, так как изображение законченного характера персонажа не являлось задачей автора. Егорушка выполняет в повести в основном сюжетно-композиционную роль.

Описание степи

Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

Образы и символы

Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

  1. сострадание к человеку, природе;
  2. свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством;
  3. одиночество в бренном мире и во Вселенной;
  4. поиск своего места в жизни;
  5. жизнь и смерть;
  6. любовь к своей Родине.

Проблематика

Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

  1. Проблема бездеятельности как основы национального менталитета. Одна из центральных мыслей в повести заключается в том, что русский человек не умеет жить настоящим, он живёт воспоминаниями. А это значит, что будущего у таких людей нет.
  2. Всё произведение пронизывает мотив песни. Не случайны образы бывшего певчего и Константина, который от счастья не может усидеть на месте: душа поёт и требует поделиться радостью с другими людьми.
  3. Серьёзной проблемой является бесконечное одиночество человека перед лицом Вселенной. Решение этой проблемы требует приложения многих сил и терпения.
  4. Чехов пытается ответить на вопрос – что такое человеческая жизнь и что значит «жить»? Таким образом, он затрагивает вечную проблему таинственности цели бытия. Ответ на него лежит за пределами «Степи» и связан с будущим поколением, представителем которого в повести выступает Егорушка.
  5. Влияние природы на человека тоже занимает писателя, он анализирует, как пейзаж способен отразиться на характере и состоянии людей. Увы, есть те, кого сказочные виды не могут завлечь и вдохновить. Эти наблюдатели слишком увлечены цивилизацией и ее дарами, чтобы заметить что-то величественное, вечное, всемогущее. Они равнодушны к окружающему миру, и это очень большая беда, ведь увеличение числа таких обитателей Земли ведет к потере уважительного и бережливого отношения к богатствам и красотам планеты.
Читайте также:  Судьбы русской интеллигенции в творчестве А. П. Чехова: сочинение

Смысл

Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

Анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова «Степь»

(глава IV: «А когда восходит луна…» и до «…Так мы, значит, теперь…»).
Данный текст представляет собой отрывок из рассказа А. П. Чехова «Степь».
Композиция текста очень интересна, так как он разбит на три смысловые группы. В первой части описывается ночная степь и ее неотъемлемые спутники. Во второй автор рассказывает о том, как грустно и тоскливо сознавать, что степь одинока, что «богатства ее и вдохновение гибнут даром». В третьей же части автор возвращает нас от описания природы к действующим лицам и описывает

Похожие сочинения:

Анализ повести А. П. Чехова «Степь»Повесть «Степь была написана Чеховым в конце 1880-ых годов, когда писатель переживал некий духовный кризис, у него происходило переосмысление, переоценка.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»Рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А. П. Чехова, которая посвящена «футлярным людям». У каждого из героев — Беликова, Николая.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»А. П. Чехов — один из русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть — все это лишь внешние.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Страх»Рассказ А. П. Чехова «Страх» имеет подзаголовок — «Рассказ моего приятеля». Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья»Сюжет рассказа «Попрыгунья» (1892) построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Размазня»Рассказ А. П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году — в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой».

Анализ рассказа А. П. Чехова «О любви»Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Ранее в том.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»Что есть человек? В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни? Для чего мы появляемся на свет? Произведение «Скрипка Ротшильда» —.

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Этот лирический текст — отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему.

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч»Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» повествует о трагическом превращении человека в обывателя. Произведение имеет четкую композицию (оно делится на пять.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий»В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов на примере друзей детства высмеивает такие человеческие пороки, как чиннопоклонство и лицемерие. Два друга.

Анализ отрывка стихотворения НекрасоваТема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, — это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба.

Идейно-художественные особенности рассказа А. П. Чехова «Учитель словесности»А. П. Чехов — величайший мастер «малых форм» в прозе. Его рассказ «Учитель словесности» состоит из двух частей: первая часть.

Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч»Творчество А. П. Чехова — новая стадия в развитии русской литературы. В своих произведениях писатель продолжил рассмотрение проблемы личности и.

Истолкование рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»Мир чеховской прозы неистощимо разнообразен. Рассказы Чехова лаконичны и сжаты, но сколько в них прослежено живых характеров, сколько судеб! В.

Анализ отрывка из романа Достоевского «Преступление и наказание» (Сон Раскольникова на каторге)«Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.

В чем заключается конфликт рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»?Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» входит в так называемую «маленькую трилогию» писателя (помимо этого произведения, сюда относятся рассказы «О любви».

В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?Практически все творчество А. Чехова посвящено борьбе с обывательщиной, мещанством, скудостью духовной и интеллектуальной жизни человека. На рубеже 19 —.

Истолкование рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Ироническая заметка из Записной книжки А. П. Чехова Истолкование — я, ср. Действие.

Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»Антон Павлович Чехов — замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные.

Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»Рассказ «Дом с мезонином» (1896 г.) — необыкновенно лиричное произведение, в котором сочетаются проза и поэзия, свет и тень, далекое.

Анализ рассказа М. А. Шолохова «Родинка»Творчество Михаила Шолохова, великого советского писателя, очень отличается от всей литературы, которая повествует нам, потомкам, о страшных годах гражданской войны.

«Родимая степь под низким донским небом!» (Природа и человек в прозе М. А. Шолохова.)В мировоззренческом плане М. А. Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не торопился раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя.

Анализ рассказа «Царь-рыба»В рассказ «Царь-рыба», с моей точки зрения, поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и.

Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А. И. КупринаВ основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно.

Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Все творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с.

Анализ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»Пьеса «Вишневый сад» — последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н. А.

Анализ рассказа Юрия Казакова «На полустанке»Рассказ «На полустанке» можно назвать «пробой пера» начинающего писателя, студента Юрия Казакова. В 1954 году на творческом семинаре была дана.

Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра»«Макар Чудра» — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году и было.

Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С.

Анализ отрывка из повести А. П. Чехова «Степь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Данный текст является отрывком из повести «Степь» А.П. Чехова, который был написан в 1888 году.

Композиция текста очень интересна, так как он разбит на три смысловые группы. В первой части описывается ночная степь. Во второй автор рассказывает о том, как грустно и тоскливо сознавать, что степь одинока, что «богатства ее и вдохновение гибнут даром». В третьей же части автор возвращает нас от описания природы к действующим лицам и описывает встречу Иван Иваныча, Егора, о. Христофора и Дениса с Пантелеем и ребятами. Таким образом, текст состоит из пяти абзацев, один из которых – диалог. Рассказ в этом отрывке ведется от третьего лица. Слова автора в нем отсутствуют, но чувствуется его оценка в описании степи. Он трепетно и с любовью доносит до читателя все прелести этого края, и ему не безразлично его настоящее и будущее.

Файлы: 1 файл

chehov.doc

Анализ отрывка из повести А. П. Чехова «Степь»

«А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное “а-а!” и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко.

А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна.

Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой. Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!

– Тпрр! Здорово, Пантелей! Все благополучно?

– Слава богу, Иван Иваныч!

– Не видали, ребята, Варламова?

Егорушка проснулся и открыл глаза. Бричка стояла. Направо по дороге далеко вперед тянулся обоз, около которого сновали какие-то люди. Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми, а лошади – маленькими и коротконогими».

Данный текст является отрывком из повести «Степь» А.П. Чехова, который был написан в 1888 году.

Композиция текста очень интересна, так как он разбит на три смысловые группы. В первой части описывается ночная степь. Во второй автор рассказывает о том, как грустно и тоскливо сознавать, что степь одинока, что «богатства ее и вдохновение гибнут даром». В третьей же части автор возвращает нас от описания природы к действующим лицам и описывает встречу Иван Иваныча, Егора, о. Христофора и Дениса с Пантелеем и ребятами. Таким образом, текст состоит из пяти абзацев, один из которых – диалог. Рассказ в этом отрывке ведется от третьего лица. Слова автора в нем отсутствуют, но чувствуется его оценка в описании степи. Он трепетно и с любовью доносит до читателя все прелести этого края, и ему не безразлично его настоящее и будущее.

Чужая речь в данном тексте представлена диалогом, из которого мы можем понять, что беседую люди, не имеющие свободного времени на разговоры, так как и вопросы Иван Иваныча и ответы Пантелея с ребятами в диалоге односложны.

По типу речи отрывок – повествование с элементами описания, написан в художественном стиле. Предложения последовательно связаны. Каждое предложение дополняет предыдущее по смыслу, отсюда мы можем видеть, что связь предложений в тексте – цепная.

Для описания природы автор использует разнообразные эпитеты: ночь «бледная и темная», небо «бледно – зеленое, усыпанное звездами» и «необъятно глубокое и безграничное». Также присутствуют олицетворения: «природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять…», небо «глядит томно и манит к себе».

Читайте также:  Проблематика и художественные особенности произведений А. П. Чехова: сочинение

Отрывок впечатлил меня не только необычным построения композиции, но и используемыми выразительными средствами. Чехов очень точно и кратко описал каждый образ, используя оригинальные эпитеты и метафоры. Благодаря этому, мы можем ясно представить себе все, что хочет донести до нас автор.

Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова

Подготовка к написанию сочинения-рецензии

Цель: воспитание грамотного, квалифицированного читателя.

1) углубить представления учеников о комплексно-сравнительном анализе текста, познакомить с приемами работы над художественным текстом (описанием);
2) развивать умение определять идею текста, анализируя средства выразительности, используемые в нем, и аргументированно излагать ее в самостоятельно созданном тексте;
3) воспитывать бережное отношение к слову автора.

Оборудование: репродукции картин художников, изображающих степь; мегафон, распечатки отрывков.

Прослушивание фрагмента народной песни «Степь да степь кругом».

Ученики читают стихи о степи А.Кольцова, И.Бунина, С.Есенина.

3. Объявление темы урока

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые. Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

На сегодняшнем уроке в центре внимания будут прозаические тексты Гоголя, Тургенева, Чехова, описывающие степь.

4. Работа с текстами

I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба»)

Выразительное чтение отрывка

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство. до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею. Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Беседа по тексту

Учитель. Какое настроение автора передает текст?

– Настроение, конечно, радостное, недаром описание завершается восклицательным предложением.

Учитель. Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

– Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану.

– Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов.

– Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Учитель. Какими языковыми средствами это передается?

– В тексте много глаголов, они передают движение и помогают нарисовать «живую» степь: ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка подымалась и купалась.

– Прямой порядок слов перемежается инверсией: брызнули миллионы разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка.

– Автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди многообразия цветов – один колос; среди тысячи птиц – одна чайка. Все до мелочей стремится видеть писатель.

– В тексте встретился повтор: неподвижно стояли. неподвижно устремив; сравнение: чайка мелькнула черною тучкою.

– Картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей.

– Атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе создают также глухие и шипящие звуки: [с], [ч], [ф], [ш].

– Вся степь у Гоголя какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой: Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

(Некоторые преподаватели не склонны задавать вопросы о художественной изобразительности средств при анализе текста, т.к. это разбивает всеобщее восприятие картины. Но в классе всегда есть слабые ученики, на которых приходится ориентироваться.)

Учитель. Почему Гоголь так восхищен степью? Для ответа на этот вопрос вспомните содержание произведения.

– Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна. И Гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека картину.

II. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь») Выразительное чтение отрывка

Далее, далее. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь.

(Анализ этого отрывка сильные ученики подготовили заранее.)

– Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается картинами природы. Данная в разное время года (весна, лето, осень), она символизирует вечное обновление жизни.
В этом отрывке ощущаешь себя спутником писателя: едете вы, глянешь с горы. Удивляет, что у Тургенева есть такая же метафора, что и у Гоголя, – сравнение холмов с разбегающимися волнами. Видимо, эта необозримость, необъятность степи рождала и будет рождать еще не раз ассоциации с морской стихией.

– В остальном степной пейзаж кажется у Тургенева более реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения).
Как и у Гоголя, тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. Такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы: далее, далее. и вновь в степь далее и далее.
У Тургенева при взгляде на степь – тоже восторг: какой вид!; безграничная, необозримая степь!
Сравнивая два отрывка, можно сделать вывод. Образным может быть язык писателя, и образность языка писателя у каждого своя, она индивидуальна. Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим (как образ степи), но дан в своей особой ситуации, в своем особом употреблении.

(Не прошу класс добавить чего-либо к этому анализу, в данный момент это не нужно делать.)

Учитель. В 1888 году Чехов создает произведение, которое он рассматривает как «пропуск в большую литературу», – повесть «Степь». Предметом чеховских размышлений становится судьба Родины в целом и на этом фоне – судьба отдельного человека. Ребята, вам, наверное, не кажется странным, что мы сегодня, говоря об образе степи, несколько раз уже повторили слово Родина.
В «Степи» обозначена одна из важных сторон чеховского мироощущения – стихия природного мира, являющая собой идеальный образ гармонии, противопоставленный скучному миру людей. Повесть организуют две сюжетные линии: жизнь природы и жизнь человека. Пейзаж в этом произведении и становится самостоятельным сюжетом. Он демонстрирует представление автора о полной, осмысленной и гармоничной жизни.

III. Описание степи у А.П. Чехова. («Степь»)

Выразительное чтение отрывка

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы.
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку. неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле.
Вдруг рванул ветер. Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри.

Диалог двух групп

(Анализ отрывка построен на диалоге двух групп. Одна из групп получила задание составить вопросы для лингвистического анализа отрывка, другая внимательно прорабатывает текст. На уроке звучат вопросы и ответы, учитель только при необходимости вносит поправки.)

– Чьими глазами мы видим степь?

– Мы видим степь то глазами автора, то глазами Егорушки. Взгляды их на степь различны.

– Как воспринимает степь Егорушка?

– У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри.

– Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.

– Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце.

– Разноликая степь – величественная и просторная, страшная и не всегда понятная. А происходит это потому, что дается в разных восприятиях – автора и его маленького героя.

(Группа, задающая вопросы, имеет свои варианты ответов.)

– Мы хотим добавить. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного дневного зноя, когда время точно застыло и остановилось, вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

– В чеховском отрывке мы также отмечаем и олицетворения, и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем.

– Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

– Конечно, у каждого писателя свои художественные средства. Но что отличает чеховскую степь от гоголевской и тургеневской? Что это за особенность?

– Нам кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав.

– Степь становится действующим лицом, живым человеком.

– Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

– Автор использует приемы аллитерации и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много звуков [с], [ш], [х], [ц]. Это звуки, передающие глухой стук колес телеги, ехавшей по степи. Монотонность повторяющихся шипящих звуков: едешь-едешь и не разберешь – передает чувство скуки и надоедливости дороги.

Во втором абзаце обилие звуков [о], [а] рождает напевность, мелодичность. Эта музыкальность в природе сливается с реальной бытовой картиной: где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять.

– Когда все больше вчитываешься в текст, прислушиваешься к его звукописи, то удивляешься: как она помогает точно нарисовать картину.

Посмотрим, как Чехов рисует приближение грозы: Вдруг рванул ветер. Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром. Прочитали? Почувствовали, как на вас накатывает гроза? А помогли это почувствовать сочетания звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр]. Все это происходит потому, что фонетический, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию на [р], [г], нет даже надобности знать язык, на котором писал Чехов, это и так слышно.

5. Сравнение описаний степи. Выводы

– Если бы у вас в руках были краски, то какие цвета вы бы использовали, рисуя степь Гоголя, Тургенева, Чехова?

– Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный. А цветов миллионы! Вот где буйство красок!

– У Тургенева степь скупа на краски. Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать. Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных (желтый) и распаханных (черный) земель. Небольшие рощи будут написаны редким зеленым цветом.

– Ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета появились бы на картине, изображающей чеховскую степь.

Учитель. Сравнив отрывки, постараемся сделать выводы.

– У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всем сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему.

– Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един. Получаешь эстетическое удовольствие от такого русского языка.

6. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рецензию по любому из отрывков.

Ссылка на основную публикацию
×
×