А. Чехов и русский театр: сочинение

Чехов и театр

Имя Чехова-драматурга неразрывно связано с Московским Художественным театром, который первый дал подлинную сценическую жизнь его пьесам.

Правда, и до возникновения Художественного театра пьесы Чехова ставились на сценах Москвы, Петербурга и провинции. За исполнение ролей в них брались талантливейшие русские актеры. Так, пьеса «Иванов», написанная в 1887 году, с успехом шла в театре Корта с В. Н. Давыдовым в главной роли. Затем ее поставил Александрийский театр в Петербурге с тем же исполнителем заглавной роли; в роли Саши выступала М. Г. Савина (позднее она играла Анну Петровну).

Применение старых, укоренившихся приемов актерского творчества привело к искажению идейно-художественного замысла писателя, поэтому провал «Чайки» на Александрийской сцене в 1896 году, несмотря на то, что в спектакле участвовали крупнейшие актеры театра, был неизбежен.

Режиссер Е. П. Карпов подошел к пьесе Чехова как опытный ремесленник, видя в «Чайке» такую же обычную любовно-бытовую драму. Актеры подгоняли чеховские образы под знакомые, привычные условно-театральные трафареты, не заботясь о своеобразии и верности психологического рисунка. Только Комиссаржевская выделялась на общем безрадостном фоне этого спектакля. Она создавала замечательно глубокий образ Нины Заречной, на многие годы оставшийся непревзойденным. «Чайка русской сцены», как назвали все современники.

А. П. Чехов, А. М. Горький и труппа Художественного театра в Ялте во время гастролей театра в Крыму ( 1900 г .)

На сцене Московского Художественного театра «Чайка», а затем и все остальные пьесы Чехова впервые предстали перед зрителем, как новая страница в истории русского и мирового театрального искусства.

Обращение молодого театра к творчеству Чехова было не случайным. Московский Художественный театр, созданный в годы революционного подъема, перед первой русской революцией, выступил выразителем мыслей и настроений передовой демократической интеллигенции, той самой интеллигенции, властителями дум которой были Чехов и Горький. Творчество Чехова было глубоко родственно коллективу Московского Художественного театра. Недаром на его сцене одна за другой идут все пьесы Чехова, а «Три сестры» и «Вишневый сад» он пишет специально для Художественного театра.

Постановка пьес Чехова на сцене этого театра всякий раз являлась событием большого общественного значения. Протестуя против буржуазной действительности, Чехов одновременно предчувствовал надвигающуюся бурю, будил стремление к лучшему будущему, к прекрасной жизни, когда люди будут свободны и счастливы. Эта тоска но лучшей жизни и вера в то, что она непременно наступит, были проникновенно переданы в спектаклях Художественного театра.

Единство идеологических основ творчества Чехова и Художественного театра находило свое отражение и в смелом новаторстве театра в области сценического искусства. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко объединяло с Чеховым сознание необходимости глубоких сценических реформ, направленных против пошлости, рутины и казенщины, процветавших в буржуазном театре тех лет. Борясь против ремесленничества, штампов, наигрыша и утрировки в актерском исполнении, стараясь максимально приблизить правду искусства к жизненной правде, Московский Художественный театр видел в Чехове верного союзника.

Именно вследствие этого Художественный театр и сумел найти новый подход к драматургии Чехова, требовавшей для своего воплощения совершенно новых методов режиссур и актерской игры. Стремление правдиво показать со сцены подлинную жизнь со всеми ее противоречиями легло в основу поисков нового художественного метода, который был необходим для чеховских пьес.

Драматургия Чехова помогла оформиться и определиться искусству Художественного театра. Каждая новая постановка пьес Чехова была ступенью к достижению художественной правды, которую театр поставил в основу своего искусства.

В этих поисках самое главное, что отличало Художественный театр, — это исключительно тонкое психологическое исполнение, основанное на вскрытии внутреннего «подтекста» каждой, даже самой маленькой роли.

Артисты Художественного театра жили на сцене, показывая филигранное мастерство в передаче самых тонких душевных движений. Самые глубокие, сильные чувства человека, в жизни обычно остающиеся скрытыми, в МХТ выявлялись тонким, но четким рисунком, делались понятными и близкими зрителю, вызывали в нем горячий, искренний отклик. Артисты Художественного театра в своей игре воплотили требования Чехова, который, добиваясь предельной правдивости актерского исполнения, писал: «Страдания выражать надо так, как они выражаются в жизни, т. е. не ногами и не руками, а тоном, взглядом; не жестикуляцией, а грацией»..

В стремлении воплотить на сцене драматургию Чехова Художественный театр не был одинок. Уже в 1902 году, то есть через пять лет после провала «Чайки», Александрийский театр возобновляет этот спектакль, а затем ставит «Дядю Ваню», «Вишневый сад», «Три сестры». Ставили Чехова и в крупнейших городах русской провинции. После спектаклей Московского Художественного театра все, обращавшиеся к Чехову, стремились идти по пути, проложенному МХТ, в поисках жизненной правды, как обязательного «зерна» чеховских постановок.

Сочинение Анализ рассказа После театра Чехова

В этом рассказе Чехов исследует юную девичью душу и также рассматривает воздействие искусства на человека. Главной героиней является Надежда Зеленина, которая грезит возможностью влюбиться, писать письма, подобно таким, как писала Татьяна Онегину.

Чехов в этом рассказе использует говорящие фамилии. Имя главной героине Надежда – весьма характерное, ведь оно олицетворяет суть этой девушки. Молодая 16-летняя девушка устремляет свои взоры только вперед, к чему-то радостному и новому, она полна надежды.

Также есть фамилия Зеленина, которая указывает на выражение «зеленая молодость» или «молодо-зелено», которые тоже довольно полно описали эту девушку. Надежда хочет влюбиться и завести трагические отношения, но она не опытна в этих делах, единственное, чем наполнена личность этой молодой девушки – радость, чуть ли не детская радость.

В целом, героиня представляет собой просто молодую радостную девушку. Как известно, этот рассказ вообще изначально был назван Радость, автор хотел включить рассказ в роман, который состоит из разных эпизодов. Так или иначе, именно радость является тут основным свойством и содержанием.

Помимо главной героини в рассказе также действуют мужские персонажи: студент Груздев и офицер Горный. Они, кстати говоря, искренне, ну или по крайней мере более чем Зеленина, любят главную героиню в чем ей и признаются. Эти герои далеки от пафосности Надеждиному подражанию Татьяне Лариной или вообще каким-то литературным героям, они простые люди.

Об этой теме Чехов пишет довольно много. Если говорить простыми словами, то Чехов говорит о невозможности полностью делать из нормального существования театр и потребности личного пережитого опыта, который не может быть эквивалентным опыту, полученному, например, от театральных героев.

На самом деле тема довольно глубокая и многогранная. Ведь искусство, по сути, является своеобразным учителем, который определяет возможность для человека получить какой-либо предварительный опыт, понять как действуют люди в разных ситуациях. Поэтому с произведений искусства люди часто берут пример, часто как Надежда Зеленина, просто по принципу подражания.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является Надя Зеленина, представленная писателем в образе шестнадцатилетней черноволосой девушки, отличающейся розоватыми щечками, которая после просмотра оперного действа по роману Пушкина «Евгений Онегин» решает повторить судьбу Татьяны Лариной.

Сюжетная линия рассказа выстраивается вокруг мечтаний героини, изображенных в виде монолога, еще не испытавшей настоящего чувства влюбленности, желания ощутить безответную любовь и связанные с ней душевные мучительные переживания.

Писатель описывает чувствительный взрыв эмоций Нади путем демонстрации быстрого изменения настроения девушки, а также раскрывая все нюансы женских страданий, позволяющие изобразить легкомысленный характер героини.

Надя, находясь под впечатлением театральной постановки, воображает себя пушкинской девушкой, в душе которой мелькают пересекающиеся мысли и бурные эмоции, пытающиеся определить в качестве потенциального героя ее трогательного романа одного из своих поклонников, либо офицера Горного, великолепного музыканта, признавшегося Наде в симпатии, либо обычного веселого студента Груздева.

Мечтания девушки передаются писателем с использованием литературного приема в виде эпистолярного метода, а также применяя многочисленные лексические повторы, акцентирующие воображаемую игру Нади, что выражается в преувеличении качеств своих поклонников, использовании пафосных эпитетов в их адрес. Кроме того, психологическое настроение героини демонстрируется с комментариями рассказчика, позволяющими более глубоко и точно передать частую смену настроения Нади в виде слез, нахлынувшей радости, убивающей печали и безудержного веселья.

Писатель делает акцент на истинных чувствах девушки, мечтающей об идеале романтичной натуры, которые выражаются в отсутствии у Нади настоящей влюбленности ни к одному из своих кавалеров. Однако девушка искренне верит в свою мечту, обладая доверчивостью, юношеским воображением и желанием обрести женское счастье, при этом не отличаясь мудростью и разумностью.

Тем самым автор подчеркивает необходимость каждого человека жить собственным разумом и ощущениями, а не образом жизни созданного им идеального образа, поскольку человеческая судьба является индивидуальной, неповторимой и не может быть повторением жизни театрального, вымышленного героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа После театра

Популярные сегодня темы

Произведение под названием «Зачем я убил коростеля» написано русским и советским писателем Виктором Петровичем Астафьевым. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.

Пейзаж Тишина написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам

Грибоедов прославился при помощи замечательного произведения – «Горе от ума». Комедия написана замечательно, поэтому становится ясно, что автор – талантливый человек. Такой человек, не мог прожить простую жизнь

Великая Отечественная война сильно повлияла на русскую литературу. После окончания военных действий многие фронтовики становились писателями, поэтами, режиссерами. Они стремились в своих произведениях передать

Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.

А. Чехов и русский театр

Театр был для Чехова первой любовью. Этой любви он оставался верен всю свою жизнь. Театр создал Чехова, и драматург отплатил ему тем же – он создал театр.

Чехов нередко зарекался писать для театра, но он не мог не возвращаться к нему. Характерно также и то, что жанр водевиля он предпочитал “высоким” жанрам театра. Известно: “Вишневый сад” Чехов задумал как четырехкратный водевиль, где “черт будет ходить ходуном”. Мечта написать хороший водевиль, по воспоминаниям современников, была мечтой его жизни.

Это можно объяснить тем, что, кроме безобидных водевильных противоречий, шутки, торжества смеха, водевиль означал для Чехова школу мастерства – отточенный стиль и лаконизм. Вспомним основной чеховский принцип: “Искусство писать – это искусство сокращать”. Одноактные сценки и шутки Чехова помогают понять, почему глубокую и лирическую пьесу “Вишневый сад” он был склонен считать водевилем.

Однако сегодня Чехов – драматург, чье искусство в значительной степени определило физиономию театра XX столетия. Он принес на сцену новые формы, новое содержание и новый дух. Словно голубка Пикассо для международного сообщества, чайка на занавесе МХАТа стала для театра символом нового отношения к миру и зрителю. “Чайка” открывает классический цикл чеховской драматургии: комедия “Чайка”, “Дядя Ваня” – не комедия, не драма, не трагедия, а так: “Сцены из деревенской жизни в 4 действиях”; “Три сестры” – драма и “Вишневый сад” – комедия. Кроме объединяющего эти произведения структурного признака – все они имеют четыре действия, – герои пьес обычные люди, с обычными мыслями, в обычных усадебных интерьерах, с обычными желаниями и чувствами.

Чехов умеет показать, как сквозь это “обычное” постоянно и сильно сияет скрытая красота. И даже тогда, когда жизнь пропадает напрасно, расходуется на пустяки, мельчает, этот огонь не слабеет: “Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую…”

Чехов может отобрать у своих героев все: иллюзии, молодость, таланты, но одно всегда с ними – надежда. Вспомним Ольгу из “Трех сестер”: “Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем”.

Вспомним “отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны” – все это образцы вечной, немеркнущей надежды. Эстетический принцип – скрытость, затаенность красоты в обыкновенном и повседневном – был тесно связан с убеждением Чехова в богатстве, разнообразии и талантливости русской жизни. Это мог почувствовать только новый, нетрадиционный театр. Недаром по поводу постановки “Чайки” в Петербурге Чехов писал: “Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В театре было тяжелое напряжение недоумения и позора”.

Таким образом, воплотителем новой драматургии нового века стал МХАТ, где было понято главное – пьесы Чехова имеют, кроме внешнего плана, иные, глубокие смыслы, иногда – и более важные. И задача театра – донести их до зрителя. Чеховская драматургия не терпит статичности.

Она живет в интерпретации, каждый новый театр и новый режиссер открывают в ней новые “файлы”. Сегодняшний театр переживает настоящий чеховский бум. Нет, наверное, такой сцены, где не шли бы “Три сестры”, “Чайка”, “Вишневый сад”, “Дядя Ваня”. Чехов абсолютно органичен сознанию человека начала XXI столетия. Бесчисленные театральные и киношные трактовки, чеховские фестивали, мучительные поиски образов – таков новый Чехов сегодня.

Не менее новый и не менее сложный, чем при жизни. Его камерные, дачные сюжеты и разговоры оказались интересны и актуальны. Он все терпит: любые подмостки, любых актеров и режиссеров – все, кроме дурного вкуса.

Твір на тему: А. Чехов и русский театр

Related posts:

Чехов и украинский театр Великий русский писатель внимательно и заинтересованно следил за развитием украинского театра. Особенно высоко ценил он талант замечательной актрисы М. К. Заньковецкой. Чехов не мог не знать о мучительно трудном пути.

Читайте также:  Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»: сочинение

Антон Павлович Чехов (1860-1904). Биография в датах и фактах Антон Павлович Чехов – русский писатель, мастер короткого рассказа и психологических пьес. Чехов-прозаик развивал традиции русской реалистической прозы ХIХ в., обогащая их элементами символизма и импрессионизма. А как драматург он.

А. П. Чехов ДИАЛОГ С ЧЕХОВЫМ: Сборник научных трудов в честь 70-летия В. Б. Катаева / Ответственный редактор П. Н. Долженков. М.: Издательство Московского университета, 2009. 392 с. У лучших юбилейных научных сборников.

Тест по творчеству А. П. Чехова 1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника”? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества.

Литература, театр и А. Н. Островский Как известно, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Без литературы театр мертв. Разумеется, драма – прежде всего род литературы. И все же пьеса принадлежит сразу.

О новаторстве Чехова-драматурга Произведения А. П. Чехова “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” открыли новый этап в развитии русской и мировой драматургии. В своих пьесах Чехов выступил реформатором классического театра. Созданный им.

Древнегреческий театр Одним из величайших достижений свободных эллинов было создание театрального искусства. Слова театр, драма, сцена – греческого происхождения. Спектакль греческого театра был “думой о жизни”; здесь на орхестре совершались важные, захватывающие.

О замысле пьесы “Вишневый сад” Замысел пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова относят к весне 1901 года. Так, в марте драматург в письме своей жене О. Л. Книппер-Чеховой упомянул о работе над очень смешной пьесой.

Антон Павлович Чехов – биография Антон Павлович Чехов – писатель, родился 29 января 1860 года. Антон Чехов родился в г. ТаганрогеТаганрог – город в Российской Федерации, Ростовская области, расположен на северо-восточном берегу Таганрогского залива Азовского.

А. П. Чехов. “Чайка” Наступали новые времена. Уходила вспять эпоха реакции, полоса насилия над личностью, жестокого подавления всякой свободной мысли. В середине 90-х годов XIX века она сменялась порой общественного подъема, оживления освободительного движения.

А. П. Чехов – Шекспир xx века Антона Павловича Чехова всю жизнь мучили проблемы нравственности. Этика – эта вершина философии – пронизывает все его творчество. Олег Ефремов. Чехова иногда называют Шекспиром XX века. И это действительно так.

М. А. Булгаков и театр Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Б. Пастернак Жизнь Михаила Булгакова была нелегкой. Много раз оказывался.

Сочинение на тему “М. А. Булгаков и театр” “М. А. Булгаков и театр” Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Б. Пастернак Жизнь Михаила Булгакова.

Над чем и над кем смеется А. П. Чехов? Антон Павлович Чехов вошел в литературу в пору ее блестящего расцвета. В своем раннем творчестве он широко использует формы рассказа-сценки, рассказа-анекдота. В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека.

Яку проблему порушує А. Чехов оповіданні “Хамелеон”? А. ЧЕХОВ, Ч. ДІККЕНС – ЛІТЕРАТУРА І МОРАЛЬНЕ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЛЮДСТВА 6 клас ЛІТЕРАТУРА І МОРАЛЬНЕ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЛЮДСТВА А. ЧЕХОВ, Ч. ДІККЕНС Яку проблему порушує А. Чехов оповіданні “Хамелеон”? А. Чехов відомий як майстер оповідання. У своїх творах письменник порушував важливі.

Чехов в школьном изучении: pro et contra Изучение творчества Чехова в школе – было, есть и, наверное, еще долго будет наиболее слабым звеном в преподавании литературы. Заявляю это как человек, многие годы соприкасающийся непосредственно с педагогической практикой.

Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской драматургии (А. П. Чехов. “Чайка”) В записных книжках Антона Павловича Чехова есть небольшая заметка’ “Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть..” Это определение, как всегда у Чехова краткое, вводит нас в.

Горький и Чехов Их личные взаимоотношения начинаются в 1898 году, когда совсем еще молодой Горький пишет Чехову в письме: “…Я хотел бы объясниться Вам в искренней, беззаветной любви, кою питаю к Вам со.

Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. П. Чехов. “Невеста”.) Всем известно, как одна небольшая художественная деталь может преобразить литературное (и не только литературное) произведение, придать ему особое обаяние. Входят в реальность нашего времени такие детали, как “осетрина второй свежести”.

Антон Павлович Чехов – биография. Краткое изложение текста Антон Павлович Чехов – писатель, родился 29 января 1860 года. Антон Чехов родился в г. ТаганрогеТаганрог – город в Российской Федерации, Ростовская области, расположен на северо-восточном берегу Таганрогского залива Азовского.

Театр абсурда (драма абсурда) Начиная с 50-х годов ХХ столетия на различных театральных сценах все чаще ставят пьесы с бессмысленным сюжетом, представляющие зрителю, казалось бы, совмещение несовместимого. Таким новым театральным явлением, разрушавшим традиционные драматические.

“Чехов был несравненный художник… художник жизни” (Л. Н. Толстой) (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” или “Три сестры”) А. П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы Чехова, наполненные тонким символизмом и жизненностью. Одним из самых лучших.

Кукольный театр в школе Фоторепортаж о работе школьного кукольного театра “Радуга” Автор: Янченко Вера Викторовна. Цель: показ детских выступлений в фотоматериале, как отчет о проделанной пятилетней работы школьного кукольного театра. За 5 лет, что.

Спенсер и Чехов В первую записную книжку Чехова была внесена, а в последнюю переписана следующая заметка: “Я не читала Спенсера. Расскажите мне его содержание. О чем он пишет?” В скобках сделано пояснение: “Надоедливая.

“Чехов довел до виртуозности… обыкновенное изображение обыкновенной жизни” (В. В. Розанов) (по рассказам А. П. Чехова) Антон Павлович Чехов – очень интересный писатель в истории русской литературы. Его по праву считают мастером короткого рассказа. Произведения Чехова очень просты по сюжету, но в них скрыт удивительно глубокий.

А. П. Чехов – мастер художественной детали (о своеобразии прозы поэта) Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. (Мы уже говорили, что в XX в. это стало основой.

ПЛАН – А. ЧЕХОВ, Ч. ДІККЕНС – ЛІТЕРАТУРА І МОРАЛЬНЕ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЛЮДСТВА 6 клас ЛІТЕРАТУРА І МОРАЛЬНЕ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЛЮДСТВА А. ЧЕХОВ, Ч. ДІККЕНС ПЛАН Художні особливості оповідань А. Чехова I. Художня деталь та її роль в оповіданнях А. Чехова. (В оповіданнях А.

Образы-символы в пьесах А. П. Чехова “Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле”. А. П. Чехов. А. П. Чеховым написано огромное количество бессмертных произведений: рассказов, фельетонов, повестей.

Анализ пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” – последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени “дворянских гнезд”. В письме к Н. А. Лейкину Чехов признавался: “Ужасно я люблю все то, что в.

Жанр пьесы По сей день не утихает спор о жанре пьесы “Вишневый сад”. Диапазон режиссерских интерпретаций более чем обширен: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия. Сам Антон Павлович Чехов настаивал на.

А. Чехов и русский театр

Театр был для Чехова первой любовью. Этой любви он оставался верен всю свою жизнь. Театр создал Чехова, и драматург отплатил ему тем же — он создал театр. Чехов нередко зарекался писать для театра, но он не мог не возвращаться к нему. Характерно также и то, что жанр водевиля он предпочитал «высоким» жанрам театра.

Известно: «Вишневый сад» Чехов задумал как четырехкратный водевиль, где «черт будет ходить ходуном». Мечта написать хороший водевиль, по воспоминаниям современников, была мечтой его жизни. Это можно объяснить тем, что, кроме безобидных водевильных противоречий, шутки, торжества смеха, водевиль означал для Чехова школу мастерства — отточенный стиль и лаконизм. Вспомним основной чеховский принцип: «Искусство писать — это искусство сокращать».

Одноактные сценки и шутки Чехова помогают понять, почему глубокую и лирическую пьесу «Вишневый сад» он был склонен считать водевилем. Однако сегодня Чехов — драматург, чье искусство в значительной степени определило физиономию театра XX столетия. Он принес на сцену новые формы, новое содержание и новый дух. Словно голубка Пикассо для международного сообщества, чайка на занавесе МХАТа стала для театра символом нового отношения к миру и зрителю. «Чайка» открывает классический цикл чеховской драматургии: комедия «Чайка», «Дядя Ваня» — не комедия, не драма, не трагедия, а так: «Сцены из деревенской жизни в 4 действиях»; «Три сестры» — драма и «Вишневый сад» — комедия. Кроме объединяющего эти произведения структурного признака — все они имеют четыре действия, — герои пьес обычные люди, с обычными мыслями, в обычных усадебных интерьерах, с обычными желаниями и чувствами.

Чехов умеет показать, как сквозь это «обычное» постоянно и сильно сияет скрытая красота. И даже тогда, когда жизнь пропадает напрасно, расходуется на пустяки, мельчает, этот огонь не слабеет: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка.

Я верую, верую…» Чехов может отобрать у своих героев все: иллюзии, молодость, таланты, но одно всегда с ними — надежда. Вспомним Ольгу из «Трех сестер»: «Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем». Вспомним «отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны» — все это образцы вечной, немеркнущей надежды.

Эстетический принцип — скрытость, затаенность красоты в обыкновенном и повседневном — был тесно связан с убеждением Чехова в богатстве, разнообразии и талантливости русской жизни. Это мог почувствовать только новый, нетрадиционный театр. Недаром по поводу постановки «Чайки» в Петербурге Чехов писал: «Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В театре было тяжелое напряжение недоумения и позора». Таким образом, воплотителем новой драматургии нового века стал МХАТ, где было понято главное — пьесы Чехова имеют, кроме внешнего плана, иные, глубокие смыслы, иногда — и более важные.

И задача театра — донести их до зрителя. Чеховская драматургия не терпит статичности. Она живет в интерпретации, каждый новый театр и новый режиссер открывают в ней новые «файлы». Сегодняшний театр переживает настоящий чеховский бум.

Нет, наверное, такой сцены, где не шли бы «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня». Чехов абсолютно органичен сознанию человека начала XXI столетия. Бесчисленные театральные и киношные трактовки, чеховские фестивали, мучительные поиски образов — таков новый Чехов сегодня. Не менее новый и не менее сложный, чем при жизни.

Его камерные, дачные сюжеты и разговоры оказались интересны и актуальны. Он все терпит: любые подмостки, любых актеров и режиссеров — все, кроме дурного вкуса.

А. Чехов и русский театр

Другие сочинения по теме:

Чехов и украинский театр Великий русский писатель внимательно и заинтересованно следил за развитием украинского театра. Особенно высоко ценил он талант замечательной актрисы М. К.

Русский национальный театр и «Театр Островского» Почти пятьдесят пьес написано Островским. Одни из них более, другие менее известны. Одни постоянно идут на сцене, экранизированы в кино.

А. П. Чехов и Украина Антон Павлович очень тепло относился к украинскому народу, его культуре, интересовался украинской литературой. В Украине произведения А. П. Чехова стали.

Краткое изложение Чехов А. П Антон Павлович Чехов января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния — 2 июля 1904, Баденвайлер, Германия) — русский писатель, драматург, врач. Автор.

Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века: традиции, истоки, особенности поэтики 17 век — век народных движений и народных возмущений. Народ, принимавший значительно более активное участие в общественной жизни, чем это.

Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова 1. Жизнь и сад . 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». 3. «На краю обрыва в.

Антон Павлович Чехов . Биография в датах и фактах Антон Павлович Чехов — русский писатель, мастер короткого рассказа и психологических пьес. Чехов-прозаик развивал традиции русской реалистической прозы ХIХ в.

«Скверно вы живете, господа…»; А. П. Чехов Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, то есть его.

А. П. Чехов ДИАЛОГ С ЧЕХОВЫМ: Сборник научных трудов в честь 70-летия В. Б. Катаева / Ответственный редактор П. Н. Долженков. М.: Издательство.

Чехов А. П. (биография) Чехов неслучайно начинает Чехов А. П. (биография) Чехов неслучайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к.

Театр Зощенко Театр Зощенко — это 10 пьес, 8 одноактных комедий, 2 либретто, множество сценок (для сатирических журналов 20-30-х гг. «Бузотер», «Смехач».

Литература, театр и А. Н. Островский Как известно, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Без литературы театр мертв. Разумеется, драма —.

Почему Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад» — «комедия, местами даже фарс» Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад» — «комедия, местами даже фарс» Несмотря на то что пьеса.

Читайте также:  Образы-символы в пьесах А. П. Чехова: сочинение

Театр абсурда Начиная с 50-х годов ХХ столетия на различных театральных сценах все чаще ставят пьесы с бессмысленным сюжетом, представляющие зрителю, казалось.

Чехов и украинская литература Чехов знал произведения многих представителей украинской литературы. Еще в детстве он познакомился с пьесой И. П. Котляревского «Москаль-чарівник». Но особенно.

Тест по творчеству А. П. Чехова 1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков.

О замысле пьесы «Вишневый сад» Замысел пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова относят к весне 1901 года. Так, в марте драматург в письме своей жене.

О новаторстве Чехова-драматурга Произведения А. П. Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» открыли новый этап в развитии русской и мировой драматургии.

Новаторство Чехов-драматурга (по пьесе «Чайка») В пьесе «Чайка» затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. «Чайка» построена не на.

Изложение: Театр миниатюр на Троицкой К тому времени, как театр на Линейном незаметно и постепенно превратился в новый зрелищный жанр, театр на Троицкой уже существовал.

А. П. Чехов и русский театр

Театр был для Чехова первой любовью. Этой любви он оставался верен всю свою жизнь. Театр создавал Чехова, и драматург отплатил ему тем же – он создал театр.

Чехов нередко зарекался писать для театра, но он не мог не возвращаться к нему.

Характерно также и то, что жанр водевиля он предпочитал “высоким” жанрам театра. Известно: “Вишневый сад” Чехов задумал как четырехактный водевиль, где “черт будет ходить ходуном”. Мечта написать водевиль хороший, по воспоминаниям современников, была мечтой его жизни.

Это можно объяснить

Вспомним основной чеховский принцип: “Искусство писать – это искусство сокращать”. Одноактные сценки и шутки Чехова помогают понять, почему глубокую и лирическую пьесу “Вишневый сад” Чехов был склонен считать водевилем.

Однако сегодня Чехов – драматург, чье искусство в значительной степени определило физиономию театра нашего столетия. Он принес на сцену новые формы, новое содержание и новый дух.

Словно голубка Пикассо для международного

Кроме объединяющего эти произведения структурного признака – все они имеют четыре действия, – герои пьес обычные люди, с обычными мыслями, в обычных усадебных интерьерах, с обычными желаниями и чувствами. Чехов умеет показать, как сквозь это обычное постоянно и сильно сияет скрытая красота. И даже тогда, когда жизнь пропадает напрасно, расходуется на пустяки, мельчает, этот огонь не слабеет: “Мы отдохнем!

Мы услышим ангелов, мы увидим небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, немножко сладкою, как ласка. Я верую, верую…”

Чехов может забрать у своих героев все: иллюзии, молодость, таланты, но одно всегда с ними – надежда. Вспомним Ольгу из “Трех сестер”: “Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем”.

Вспомним отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, – все это образцы вечной, немеркнущей надежды.

Эстетический принцип – скрытость, затаенность красоты в обыкновенном и повседневном, был тесно связан с убеждением Чехова в богатстве, разнообразии и талантливости русской жизни. Это мог почувствовать только новый, нетрадиционный театр. Недаром по поводу постановки “Чайки” в Петербурге Чехов писал: “Пьеса шлепнулась и провалилась с треском.

В театре было тяжелое напряжение недоумения и позора”.

Таким образом, новой драматургией нового века стал МХАТ, где было понято главное – пьесы Чехова имеют кроме внешнего плана иные, глубокие смыслы, не менее, а иногда и более важные. И задача театра: внятно и вдумчиво раскрыть их зрителю.

Чеховская драматургия не терпит статичности. Она живет в интерпретации, каждый новый театр и новый режиссер открывают в ней новые файлы. Современный театр сегодня переживает, спустя 100 лет, настоящий чеховский бум.

Нет такой приличной сцены, где не шли бы “Три сестры”, “Чайка”, “Вишневый сад”, реже – “Дядя Ваня”. Чехов абсолютно органичен сознанию человека конца XX столетия. Бесчисленные театральные и киношные трактовки, чеховские фестивали, мучительные поиски образов – таков сложный и новый Чехов сегодня.

Не менее новый и сложный, чем при жизни. Его камерные, дачные сюжеты и разговоры оказались интересны и актуальны. Он все терпит: любые подмостки, любых актеров и режиссеров, все, кроме дурного вкуса.

Похожие сочинения:

Драматургия Чехова А. П Пьесы А. П. Чехова “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” впервые были поставлены еще при жизни драматурга на сцене Московского Художественного театра. Они не только принесли известность их автору, но.

А. П. Чехов и Украина Антон Павлович очень тепло относился к украинскому народу, его культуре, интересовался украинской литературой. В Украине произведения А. П. Чехова стали выходить еще при жизни писателя. В 90-х годах ХІХ века.

Краткое содержание Чехов А. П Антон Павлович Чехов января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния – 2 июля 1904, Баденвайлер, Германия) – русский писатель, драматург, врач. Автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей в.

Александр Островский и русский театр С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит.

А. Н. ОСТРОВСКИЙ И РУССКИЙ ТЕАТР КЛАССИКА А. Н. ОСТРОВСКИЙ А. Н. ОСТРОВСКИЙ И РУССКИЙ ТЕАТР С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860-1904) Родился в семье мелкого торговца, владевшего бакалейной лавкой в Таганроге. Когда гимназисту Антону было всего 16, разорившаяся семья переехала в Москву. Чехов остался один в Таганроге.

А. П. ЧЕХОВ . ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Отец, дед и предки матери Чехова были крепостными . Антон Чехов родился и до 1879 года жил в Таганроге, где отец его держал лавку и занимался торговлей. Разорившись, в 1876.

Антон Павлович Чехов. Биография Антон Павлович Чехов – русский писатель, мастер короткого рассказа и психологических пьес. Чехов-прозаик развивал традиции русской реалистической прозы ХIХ в., обогащая их элементами символизма и импрессионизма. А как драматург он.

Сочинение на тему: “Поход в театр” Сегодня можно с грустью констатировать, что театр постепенно теряет привлекательность для молодежи и даже взрослых людей. Кинематографические технологии зашли настолько далеко, что современное кино – это уже не только прекрасная.

Литература, театр и А. Н. Островский Как известно, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Без литературы театр мертв. Разумеется, драма – прежде всего род литературы. И все же пьеса принадлежит сразу.

Древнегреческий театр Театр в древнегреческой культуре имеет большое значение. Как говорили в те времена, народ требовал хлеба и зрелищ. С помощью зрелищных сцен власть управляла массами, доносила свои мысли относительно развития государства.

Театр абсурда Начиная с 50-х годов ХХ столетия на различных театральных сценах все чаще ставят пьесы с бессмысленным сюжетом, представляющие зрителю, казалось бы, совмещение несовместимого. Таким новым театральным явлением, разрушавшим традиционные драматические.

А. П. Чехов и его произведения: “Унтер Пришибей”, “Палата N6”, “Дом с мезонином” Антон Павлович Чехов и его произведения: “Унтер Пришибеев”, “Палата №6”, “Дом с мезамином” А. П.Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Чехов был 4’м ребенком в семье. 1876г. –.

Над чем и над кем смеется А. П. Чехов? Антон Павлович Чехов вошел в литературу в пору ее блестящего расцвета. В своем раннем творчестве он широко использует формы рассказа-сценки, рассказа-анекдота. В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека.

А. П. Чехов – мастер художественной детали Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего.

Чехов и украинская литература Чехов знал произведения многих представителей украинской литературы. Еще в детстве он познакомился с пьесой И. П. Котляревского “Москаль-чарівник”. Но особенно высоко Чехов ценил творчество великого сына украинского народа Тараса Шевченко.

О замысле пьесы “Вишневый сад” Замысел пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова относят к весне 1901 года. Так, в марте драматург в письме своей жене О. Л. Книппер-Чеховой упомянул о работе над очень смешной пьесой.

Почему А. П. Чехов настаивает на том, что “Вишневый сад”- “комедия, местами даже фарс” Несмотря на то что пьеса “Вишневый сад” многими современниками Чехова, в частности Станиславским, была воспринята как произведение трагическое, сам автор считал, что “Вишневый сад” – “комедия, местами даже фарс”. Прежде.

Театр Древней Греции В период культурного первенства Афин центральное место в литературе занимали драматические жанры. Афинский театр V века до нашей эры был и трагическим, и комическим. Театр занимался вопросами политики и морали.

Театр Островского В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: “Вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с.

Чем мне Близок Чехов? Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого привыкли искать ответы на те вопросы, которые часто возникают в нашей жизни. Таким писателем стал.

А. П. Чехов и его произведения А. П.Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Чехов был 4’м ребенком в семье. 1876г. – отец разорился и убегает от кредиторов в Москву, оставив семью в Таганроге. 1879г.

А. П. Чехов – Шекспир xx века Антона Павловича Чехова всю жизнь мучили проблемы нравственности. Этика – эта вершина философии – пронизывает все его творчество. Олег Ефремов Чехова иногда называют Шекспиром XX века. И это действительно так.

МИР – ТЕАТР. А ТЫ В НЕМ КТО? Мир – театр. А кто в нем кто? – вот в чем вопрос. Еще во вре­мена Всемирного потопа Ной в свой ковчег собрал каждой твари по Паре. Зачем? Ведь недаром.

ТЕАТР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО ТЕАТР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как академии, музеи, университеты. А. Н. Островский С самого раннего детства мы погружаемся в.

Сочинение-размышление на тему: Мир театр мы в нем кто? Однозначно, что этим миром и нами кто-то управляет. Недаром люди верят в существование Бога, который якобы управляет нашим миром и может способствовать нам, оказывая помощь. Ведь человечество всегда стремилось узнать.

Над кем и чем смеется Чехов в своих рассказах? Величайший русский писатель и драматург А. П. Чехов – автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать “такие смешные грустные истории”. В них он высмеивал такие человеческие изъяны.

Драматургия Чехова. “Чайка” Чехов-драматург рождается раньше Чехова-прозаика. Еще восемнадцатилетним юношей, в 1878 году, он принимается за пьесу “Безотцовщина”, над которой работал три-четыре года. За первой пьесой, не увидевшей света при жизни автора, следует.

Сочинение на тему: “Почему я не хочу ходить в театр оперы и балета” Почему я не хочу ходить в театр оперы и балета Театр оперы и балета – это место, где собираются люди, с которыми у меня не слишком много общего. Мне не.

ЧЕХОВ Антон Павлович ЧЕХОВ Антон Павлович (I860-1904) – русский прозаик, драматург. Чехов родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался.

Чехов и театр

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностью драматургического творчества А.П.Чехова;
  • помочь уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьес, поставленных на сцене МХАТ, выявить взаимосвязь творчества и судьбы писателя;
  • ввести драматургию Чехова в общий контекст развития литературы второй половины 19 века, (слайд №2)

Обучающие задачи:

  1. Показать перелом в восприятии жизни Чеховым.
  2. Ознакомить учащихся с содержанием основных пьес драматурга, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени.
  3. Показать своеобразие чеховских пьес.
  4. Представить ресурсы ИНТЕРНЕТ о творчестве Чехова.

Развивающие задачи:

  1. Мотивирование изучения русской драматургии.
  2. Предоставление учащимся свободы выбора при выполнении заданий.

Форма урока: рассказ-лекция.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная презентация,
  • компьютер с доступом к сети ИНТЕРНЕТ.

Эпиграф: “Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца”. А.П.Чехов, (слайд №1)

1. Слово учителя:

“Никто не понимал так ясно и тонко, как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности”, -писал М.Горький, (слайд №4) И здесь нельзя не сказать о пьесах Чехова, в которых отразился этот трагизм.

Значение А.П.Чехова в истории русского театра трудно переоценить. К написанию драматургических произведений чехов обращался на протяжении всей жизни – от первой незаконченной пьесы “Безотцовщина” (1878г.) до пьесы “Вишневый сад” (1903г.) Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. “Чайка” (1896г), “Дядя Ваня” (1896г.), “Три сестры” (1900г.) и “Вишневый сад” открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра. Хрестоматийно утверждение о том, что чехов заложил основы “новой драмы”, создал “театр философского настроения”. Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Современникам писателя его пьесы казались несценичными, лишенными действия, нарушающими традиции.

Читайте также:  Новаторство драматургии А. П. Чехова: сочинение

Жизнь Чехова была связана с Московским Художественным театром, (слайд №3).

“Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца”, (слайд “5). Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, тема которого “Чехов и театр”. Зададимся вопросами:

  1. В чем заслуга Чехова – драматурга?
  2. Какой театр создал Чехов?
  3. Что завещал Чехов читателям, театру, будущему веку?

Чехов в течение всей своей писательской жизни, начиная еще с гимназических времен, увлекался драматургией. К.С.Станиславский вспоминал, что Чехов любил театр не только с показной его стороны, но и “с изнанки”, с каким-то детским удовольствием бывал и за сценой, среди кулис и театральных машин.

Когда Чехов стал писателем, был еще жив А.Н.Островский (слайд №5). Но, чем гуще становилась над Россией тень реакции, тем энергичнее лезли на сцену бойкие драмоделы. Для театра, говоря словами Островского, наступила пора “безвременья и безлюдья”, (слайд №7). Молодой Чехов иронически говорил об одной модной пьесе: “Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются, вешаются, заболевают водобоязнью. Умирают они обыкновенно от таких ужасных болезней, каких нет даже и в самых полных медицинских учебниках”. Как же создавались пьесы Чехова? Послушаем учеников. Слушая сообщения, отметьте отношение режиссеров театра и зрителей к пьесе.

2. Сообщение учеников: Создание и постановка на сцене пьесы “Чайка”.

Первый ученик: работая над комедией “Чайка” (1896г), Чехов признавался в одном из писем: “Пишу её не без удовольствия, хотя страшно против условий сцены, много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви”, (слайд Чехов). Писатель дерзко нарушил привычные для массы зрителей драматургические законы.

Пьеса требовала от зрителей внутренней сосредоточенности, внимания к звучанию каждого слова, напряженной работы мысли, умения чувствовать настроение спектакля и незримое присутствие автора. На сцене – самые обыкновенные люди. “Они плачут, удят рыбу, играют в карты, смеются и сердятся, как все. ”- писал Чехов. “Чайка” называлась комедией, и это тоже было необычным, потому что в “Чайке” смешного не больше, чем бывает в жизни. И как и в жизни, радость, любовь, успех достаются героям пьесы очень скупо или вовсе не достаются, жизненные пути их негладки, характеры сложны.

Обманутые надежды, несчастная любовь, мысли о зря прожитой жизни -удел почти всех героев пьесы. И все-таки “Чайка” вызывает впечатление света, возможного, близкого счастья. Это впечатление создает и картина чудесного “колдовского” озера, на берегу которого происходит действие, и стремление героев к настоящей жизни, и лирическая интонация, пронизывающая весь спектакль.

Впервые “Чайка” была поставлена в 1896 году в Петербурге на сцене Александрийского театра. Режиссеру и актерам, талантливым и искусным, но привыкшим к обычному репертуару того времени, пьеса оказалась первоначально не по плечу. Правда, В.Ф.Комиссаржевская, актриса великого таланта и обаяния, глубоко понимающая чеховское творчество, блестяще сыграла Нину Заречную. Но она не могла спасти весь спектакль. К тому же зал наполняла не та публика, на которую рассчитывал Чехов. “Чайка” ставилась в день бенефиса комической актрисы Левкеевой, и зрители определенного уровня и запросов пришли в театр, надеясь весело провести вечер.

Первое представление окончилось грандиозным провалом. “Театр дышал злобой, воздух сперся от ненависти, и я – по законам физики_ вылетел из Петербурга, как бомба”, – писал Чехов вскоре после спектакля. Газеты и журналы накинулись на автора. Нашлись журналисты, которые стали отрицать у Чехова какой бы то не было талант. Однако’этот провал означал лишь то, что рождается новая, необычная драматургия.

Чехов нашел в себе достаточно мужества, чтобы шутить над своей неудачей, но премьера “Чайки” обощлась ему очень дорого: здоровье его резко ухудшилось.

Сила пьесы была, однако, такова, что в том же Александрийском театре второй спектакль был принят по-иному, (слайд №6). “Антон Павлович, голубчик, наша взяла! Успех полный, единодушный, какой должен был быть и не мог не быть!” – писала Чехову Комиссаржевская. (слайд№8 Комиссаржевская). Но все-таки в Александрийском театре пьеса не удержалась, сборы от спектакля были невелики, и дирекция сняла “Чайку” с репертуара.

Второй ученик: Через два года В.И.Немирович-Данченко, только что создавший вместе с К.С.Станиславским (слайд №7 Чехов в театре на репетиции) Московский Художественный театр уговорил Чехова разрешить новую постановку “Чайки”, (слайд №8 афиша) Ставить пьесу, уже однажды провалившуюся, было делом рискованным: и потому, что театр был еще слишком молод и не завоевал прочного положения, и потому, что новый провал мог тяжело отразиться на состоянии больного Чехова, находящегося тогда в Ялте. Но руководители театра и артисты считали пьесу по духу своей. Театр ставил перед собой ту же задачу, что и драматург: показать жизнь во всей её истине, отказавшись от надуманных ситуаций, от декламаций, от театральных штампов, (слайд №9 сцены из “Чайки”). Станиславский рассказывает, что, когда закончился первый акт, “занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина. Кто-то заплакал. Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами”. Успех был поистине колоссальный, небывалый. “Мы сумасшедшие от счастья”,- телеграфировал Немирович-Данченко Чехову, (слайд №10)

Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью: “Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!” Но и “Чайка” дала жизнь новому театру. Потому-то с тех пор на занавесе и программах этого прославленного театра зрители видят его эмблему: широко раскинутые крылья летящей чайки, (слайд №11 Чайка).

– Что было близко в драматургии Чехова руководителям Московского Художественного театра?

  • Как объяснить провал и триумф чеховской “Чайки”?
  • За “Чайкой” последовали “Дядя Ваня” (1897г.), “Три сестры” (1901г.), “Вишневый сад” (1903г.), поставленные Художественным театром и многими другими театрами страны. Широким Философским смыслом наполнена пьеса “Три сестры”.

4. Сообщение ученика: “Создание и постановка пьесы “Три сестры”.

Это было предгрозовое время. Чехов остро чувствовал обстановку в стране. По воспоминаниям многих его друзей, он говорил о переменах, “которые неизбежно и скоро будут в России”. Ощущением грядущих перемен, мечтой о будущем, которое представляется радостным праздником труда, проникнуты последние пьесы Чехова. Один из героев пьесы “Три сестры”, Тузенбах, говорит: “Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку”, (слайд №12).

Премьера “Трех сестер” состоялась на сцене Художественного театра 31января 1901 года. Роль Ольги исполняла М.Г.Савицкая, Маши -О.Л.Книппер, Ирины – М.Ф.Андреева, (слайд “13). Чехов вносил коррективы после первого чтения пьесы на собрании труппы. Над спектаклем много работал Станиславский. Он глубоко понимал Чехова, его особенное ощущение правды жизни. Но не сразу был найден общий тон, и это чувствовалось на репетициях. Работа закипела, когда было понятно, что надо показывать главное: как люди ищут веселья, бодрости, смысла жизни; что Ольга, Маша, Ирина, Тузенбах хотят жить , а не прозябать.

Потом хозяином постановки сделался Немирович-Данченко, и он довел дело до конца.

Главная работа проходила уже в отсутствие Чехова, но он в письмах давал актерам советы, разъяснения. Ольге Леонардовне Книппер он писал, что не надо делать сердитого лица, а только печальное: “Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто”.

Спектакль имел успех в Москве, Петербурге. О впечатлениях от “Трех сестер” писал М.Горький. Успех объяснялся не только великими достоинствами пьесы и её исполнением, но и тем, что публика, молодая зрительская аудитория, с особенной живостью воспринимала слова о надвигающейся здоровой, сильной буре. А в 1901 году уже чувствовалось дыхание общественных перемен.

– Драматургию Чехова, начиная с “Трех сестер”, стали принимать театры других систем, давно сложившихся традиций. М.Н.Ермолова, посмотрев “Трех сестер” в сезон 1902-1903 годов, восторгалась игрой, “ужасно плакала” и долго стоя аплодировала. Просили у Чехова для своих бенефисов эту пьесу В.Ф.Комиссаржевская, В.К.Лешковская. Новая волна успехов ожидала Чехова с последней его пьесой “Вишневый сад” (1903год).

6. Сообщение учеников: “История создания пьесы “Вишневый сад”. (Слайд №13 сад вся Россия -наш сад

С весны 1901 года в письмах А.П.Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Она задумывалась как комедия, “как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом”. В пору работы над “Вишневым садом” в 1903 году А.П.Чехов писал друзьям: “Вся пьеса веселая, легкомысленная”. Тема её – “имение идет с молотка” – была не нова для Чехова. Впервые она прозвучала в его ранней драме “Безотцовщина” (1878-1881 годы). Сюжетная ситуация продажи имения, утраты дома интересовала и волновала писателя на протяжении всего творческого пути, (слайд №15 по 2му действию).

В последней пьесе Чехова отразились многие жизненные впечатления. Это и память о продаже родного дома в Таганроге (слайд №16), и наблюдения над судьбой А.С.и М.В. Киселевых – владельцев имения Бабкино под Москвой; где Чеховы жили на даче (1884-1886г). Так, А.С.Киселев, который после продажи Бабкино стал банковским служащим в Калуге, во многом оказался жизненным прототипом Гаева. Летние месяцы 1888и 1889 годов Чехов отдыхал в имении Линтаревых близ Сум, где вдыхал аромат запущенных и умирающих дворянских усадеб Харьковской губернии. Лето 1902 года Чехов вместе с Ольгой Книппер-Чеховой в имении К.С.Станиславского Любимовка. В это время в сознании писателя шел творческий процесс внутреннего вызревания замысла, и многие подробности жизни подмосковной Любимовки и особенности её обитателей отразились в “Вишневом саде”, (слайд №17)

Работа над последней пьесой требовала от Чехова больших усилий: “Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями”,-жаловался он друзьям. Однако, превозмогая недомогание и болезнь, Чехов писал “бодрую пьесу”.

Четвертый ученик: Неоценимо значение писем Чехова режиссерам и актерам, в которых он комментирует отдельные сцены “Вишневого сада”, дает характеристики её персонажам, высказывается о жанре своего творения.

В этом вопросе А.П.Чехов разошелся с К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. Основатели Художественного театра, высоко оценив пьесу, восприняли её как драму. Чтение “Вишневого сада” в труппе имело “блестящий успех”. По словам Станиславского, она была принята “единодушно восторженно”. После её чтения в труппе Станиславский писал Чехову: “Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: “Позвольте, но ведь это же фарс”. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь”.

Было очевидно, что пьеса потребует нового театрального языка, особых интонаций, и это отчетливо понимали и её создатель, и актеры. М.П.Липина (первая исполнительница роли Ани) писала Чехову 2го ноября 1903 года: “. мне представилось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей”. А Книппер-Чехова писала “Я зарыдала..” (слайд №19)

Режиссерская интерпретация “Вишневого сада” не во всем удовлетворяла Чехова. “Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте”,- писал Станиславский Чехову, утверждая свою логику движения пьесы к трагическому финалу, в сущности, к уничтожению прежней жизни, к утрате дома и исчезновению сада. В его видении спектакль лишался комедийных интонаций, что бесконечно возмущало Чехова. “Сгубил мне пьесу Станиславский”,- писал он на репетициях 4го акта. По его мнению, Станиславский (исполнитель роли Гаева) затягивал это действие. “Как это ужасно! – высказывался Чехов жене. – Акт, который должен идти 12минут максимум, у нас идет 40 минут”, (слайд №20 сцена из “Вишневого сада”).

Станиславский в свою очередь жаловался в декабре 1903 года: “Он (“Вишневый сад”)пока не цветет. Только что появились было первые цветы, приехал автор, спутал всех нас. Цветы опали, а теперь появляются только первые почки”.

И все же, несмотря на неизбежные сложности репетиционной работы, спектакль был подготовлен к выпуску. Его премьера состоялась в день рождения А.П.Чехова – 17 января 1904 года. МХАТ чествовал в первый и последний раз своего любимого писателя и автора в связи с 25-летнем его литературной деятельности, (слайд №19 сцена из “Вишневого сада”).

Появление Чехова в зале в антракте после третьего действия вызвало гром аплодисментов. Среди зрителей находились Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максим Горький, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, (слайд №21). “ Мы сумасшедшие от счастья”, – телеграфировал

Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени, (слайд №22). Пронзительно-печальная комедия “Вишневый сад” стала завещанием читателям, театру, 21 веку, (слайд №23)

Учитель: И вновь обратимся к вопросам, поставленным в начале урока: “В чем заслуга Чехова – драматурга? Какой театр создал Чехов? Что завещал Чехов читателям, театру, будущему веку?”

Итогом нашего урока будет тест (приложение №1)

Оценивание по результатам теста.

Домашнее задание:

  1. Перечитать пьесу “Вишневый сад”.
  2. Подготовить рассказ о героях пьесы ( по выбору): старые хозяева сада,
    новый хозяин, их речевые характеристики.

Ссылка на основную публикацию
×
×