Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…: сочинение

Война с чрезвычайной быстротой обрахует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни. (А. П. Платонов). (По повести К. Воробьёва Убиты под Москвой) (Итоговое сочинение)

Война. Вой женщин по убитым: “Зачем меня покинул ты?”

Война. На смерть идут солдаты и падают в кровавый снег.

Война. Вой оглушительный сирены: в Москве бомбёжка началась.

Война – это вой снарядов над головой, это свист пуль в двух шагах, это смерть и страдания, кровь и боль.

Война – самое ужасное и гадкое на земле, самое тяжёлое испытание для человека.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Об этом тяжелейшем испытании написал свою повесть фронтовик Константин Дмитриевич Воробьёв. “Убиты под Москвой” – так называется повесть. Уже из названия мы узнаём, что почти все герои погибнут.

“Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт”, – так начинается повествование о трагическом сражении под Москвой. Мы словно видим этих двести сорок человек, все одного роста – 183 сантиметра. Фронт рисовался им “величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти”. Когда пролетал “юнкерс”, рота согласно приникала к земле, а затем кто-нибудь по-мальчишески звонко и радостно извещал о том, что смерть пролетела мимо. Перед нами двадцатилетние мальчишки, ни разу не видевшие фронта. Война для них словно парад. Они ещё не знают, что война – это смерть. “Голубовато-призрачная мгла” окутывала не только подмосковные поля. В этой неясной голубовато-призрачной дымке виделся им, мальчишкам, полным радостного жизнелюбия, безрассудной отваги, фронт. Они не знали, что почти все они погибнут и им “свои боевые не носить ордена”.

А рядом с ними их кумир – капитан Рюмин со своей “надменно-иронической улыбкой”, с неизменным “стэком” – ивовым прутом, до половины очищенным от коры. Свой щегольской “стэк” капитан Рюмин почти никогда не выпускал из рук, затянутыми тугими кожаными перчатками. Курсанты боготворили своего командира и подражали ему во всём.

Но щеголеватый, блестящий капитан почему-то испытывает растерянность, натолкнувшись на заградотряд в скирдах. Смелый и благородный, он устрашился “подозрительно-отчуждённых” взглядов заградотрядников, стушевался перед усмешкой майора, проверяющего документы.

Лейтенант Ястребов, главный герой повести, замечает, что капитан Рюмин ещё более робко держит себя перед измученным подполковником, командиром московских ополченцев, которому придана их рота. Командир московского полка радуется тому, что у каждого курсанта самозарядная винтовка, гранаты и бутылки с бензином. Рюмин недоумевает и отводит глаза в сторону. “Разве рота не получит хотя бы несколько пулемётов?” – тихо спрашивает Рюмин. Он боится признаться себе в том, что советская армия плохо вооружена и не готова к войне, что его мальчишки со своими винтовками просто отданы на заклание фашистским автоматам, танкам.

А двадцатилетний лейтенант Алексей Ястребов “нечётким сознанием” воспринимает войну. Он не понимает, что происходит: пятый месяц немцы неудержимо продвигаются к Москве. Он не может найти в своей душе место, “куда бы улеглась невероятная явь войны”.

Но война, словно катализатор, “ускоряет процесс жизни”, “с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей”. В повести противостоят два героя: капитан Рюмин и лейтенант Ястребов. Страх растерянность постепенно овладевают Рюминым. Его фантастическое решение, выданное за приказ свыше, – не отойти, чтобы избежать полного окружения, а ринуться вперёд, атаковать деревню, занятую немцами, а затем идти назад к своим, – возникло в сложном состоянии страха за несанкционированный свыше, преждевременный отход. Мы помним спецотряд НКВД в скирдах с немецкими автоматами. Капитан Рюмин боялся объяснений с заградотрядниками. Не парадокс ли: курсанты идут на фронт с простыми винтовками, бесполезными против танков, а за их спиной “энкавэдэшники” с автоматами заграждают им путь к отступлению. В этом проявилось недоверие Сталина к своему народу.

Капитан Рюмин нелепо уповал на чудо, отдавая свой фантастический приказ, и чудо произошло: курсанты одержали победу. Но вслед за ней – трагическое окружение роты в лесу, бомбёжка, атака немецких танков и гибель многих. Рюмин не выдерживает груза вины, чувства отчаяния и безнадёжности. Он видит, как стремительно падают два фанерных “ястребка”, подбитые “мессершмитом”, и обречённо-старчески говорит: “Всё. За это нас нельзя простить. Никогда!” И здесь происходит смена лидеров. Лейтенант пытается вдохнуть жизнь в своего командира, пытается его воодушевить : “Ничего, товарищ капитан!Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью. ” Но уже поздно, Рюмин нравственно постарел, упал духом, он не верит в победу. Оставшись один, он стреляет в себя.

И здесь мы видим, как стремительно происходит мужание характера Алексея Ястребова, его нравственное становление. И изменение это произойдёт даже на уровне лексики. Изысканное английское слово “стэк” заменится в сознании Алексея диалектизмом “репица”. Находясь один на один с немецким танком, идущим против него, он вспоминает слова простого солдата: “Ведь танку в лоб не проймёшь такой пол-литрой! Тут надо ждать, покуда она репицу свою подставит тебе. Мотор там у неё спрятан, вот штука-то!” Это был первый танк, подбитый Алексеем. Так рассеялась перед молодым лейтенантом “голубовато-призрачная дымка” и обнаружилась страшная явь войны. Он открыл для себя Россию, увидел всю предстоящую войну как ратный труд, как войну народную.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14044

Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Повесть «Полюби меня, солдатик…», опубликованная впервые в тысяча девятьсот девяносто шестом году в журнале «Дружба народов», принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем творчестве (повести «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск»).
Почему же вновь и вновь внимание автора привлекают события, от которых отделяет нас более чем полвека? Дело в том, что война в понимании писателя – это не просто историческое событие, а время, когда человек проявляет свою сущность. Характер – нрав человека, нравственные свойства, качество его, свойства души и сердца. Именно это писатель показывает нам в своем произведении. Истинная душа людей очень ярко проявляется на войне, потому что она «с чрезвычайной быстротой образовывает новые характеры людей».
Повесть «Полюби меня солдатик…» рассказывает о самых последних днях войны. Произведение невелико по объему, в нем не много действующих лиц, да и сюжетная линия достаточно проста: молодой лейтенант в самом конце войны встречает девушку, в которую влюбляется. Но им не суждено быть вместе.
Определяя жанр своего произведения, В. Быков пишет: «маленькая повесть». Но после прочтения остается ощущение, что познакомился с большим произведением, в котором показана правда о войне. В повести нет деления героев на своих и врагов, привычного для данной темы. Цель автора – убедить читателя, что люди во все времена должны оставаться людьми. И не важно, на чьей стороне они воюют.
Повесть написана от первого лица: события, лежащие в основе произведения, показаны через восприятие молодого лейтенанта, которому едва «перевалило за двадцать», но который уже прошел через испытание войной.
Действие происходит в небольшом австрийском городке, где еще не установилась власть. Пока неизвестно, кто будет здесь хозяевами – немцы, американские, русские.
Открывает произведение пейзажная зарисовка: «В Австрийские Альпы пришла весна, на пустыре зеленела осыпанная лютиками трава, в палисадниках зацветала сирень, днем пригревало солнце». На фоне цветущей, обновленной природы автор раскрывает душевное состояние тех, кто сумел пережить войну, у кого «Впервые появилась надежда выжить». Мне кажется, что человек, прошедший всю войну, «рождается заново». Он начинает ценить жизнь еще больше, ему хочется наслаждаться каждым днем своего существования и дорожить каждой минутой. Поэтому, можно сказать, что «война ускоряет процесс жизни». Главный герой Дмитрий Борейко, как мальчишка, едет на «попавшемся под руку» велосипеде. Он переполнен радостью жизни, «предчувствием молодой, бездумной удачи». Ведь сегодня- завтра объявят, что закончилась война, и поэтому совсем негрозно, а как-то по-отечески звучат слова командира, когда лейтенант, «с хорошего разгона, загремев на асфальт», буквально падает под ноги командира. «Посмотрите на него!- прозвучало грозным командирским тоном.- он думает, что война кончилась! Уже готов сломать себе ногу на дороге!»
Начало повести буквально переполнено бытовыми описаниями. Все заняты своим делом: кто-то «дымит самокруткой», кто-то спит, «накрывшись с головой палаткой», кто-то «просто сидит на траве, ожидая завтрак»… Все уже настроены на мирную жизнь, на возвращение домой, и поэтому главный герой, узнав, что в ближайшем коттедже живет девушка родом из Белоруссии, не прочь с ней познакомиться: «очень хотелось встретиться с землячком, вспомнить знакомые обоим места, узнать что-либо о родственниках, связь с которыми оборвалась».
И все-таки война еще не закончилась. Василь Быков необычно для произведения о войне показывает ее разрушительную силу. Мы не видим полностью разрушенных городов. Автор приковывает наше внимание к деталям: «взрывы разносили черепичные крыши, уродовали фасады, деревья, отполированную брусчатку мостовых». Создается впечатление, что рассказчику
По-хозяйски жаль исчезающей красоты, которая не сохраниться для мирной жизни: «Прежде о том не думалось: стреляют, ну и пусть, рушат, ну и ладно. На войне ничего никогда не создается, всегда разрушается – так было всегда. Но вот возникло сейчас иное отношение как к человеческим жизням, так и к материальным ценностям, появилась жалость – как, наверное, полагается в конце всякой войны».
Душа Дмитрия не очерствела. Он по-прежнему открыт по отношению к людям. Наверное, поэтому герой вознагражден судьбой. Он встретил свою первую настоящую любовь: «На пороге коттеджа стояла она – моя землячка». Автор вводит в повествование портретную характеристику Франи: «Взглянув на ее курносенькое, с несколькими веснушками на переносье лицо, я сразу вспомнил наш полузабытый девичий облик – вежливо-сдержанный, тронутый мгновенным милым смущением при виде незнакомого человека. С виду она была совсем девочка, одновременно похожая и на подростка-мальчишку.
Уже в этом описании видно, насколько трогательно, заботливо относится главный герой к девушке. В нем просыпается желание оберегать слабого. И в то же время мы видим его смущенным: «сперва я старался скрыть злополучную прореху, но потом забыл про нее, и это не ускользнуло от быстрого взгляда Франи». «Любовь – это чувство, сильная к кому-либо привязанность, начиная от склонности до страсти», – так трактует это понятие толковый словарь. Но любовь не умещается ни в какие рамки, тем более в конце войны, когда с чрезвычайной быстротой образуется новый характер. Дмитрий окрылен так внезапно нахлынувшим чувством. Любовь открывает в человеке самые лучшие качества. Мы видим хорошего человека с сильным характером, которому по силам все.
Но завершается рассказ трагически. Митя уезжает из города, не попрощавшись с Франей, «только торопливо обнял за плечи и отпрянул» и, застеснявшись, «даже не поцеловал ее». А когда спустя сутки герой возвращается в городок, «боясь опоздать», и, не застав Франи, он видит ужасную картину: «маленькое Франино тело неподвижно распласталось на каменных плитах посередине, где вчера стоял столик. От всей одежды на ней осталась лишь разодранная на груди кофточка. Короткие русые волосы веером разлетались вокруг закинутой на пол головы, по остренькому подбородку стекла и запеклась тоненькая струйка сукровицы. Широко раскрытые глаза удивленно уставились в темень высокого потолка».
Натуралистично описанная сцена поражает читателя. Мы вместе с главным героем растеряны и ошеломлены: «Кто учинил такое? Что это – месть или ограбление? Или, может, политика?» Тем трагичнее воспринимается это событие, что происходит оно в «самом конце войны, в радостный день победы». Автор не дает ответа, кто сотворил это кощунство – «свои или коммунисты». Он выносит приговор: «Кто бы они ни были – они нелюди и гады!» И риторическим остается вопрос, что делать герою дальше, как пережить все это. В этот момент рушится его вера в людей. И пророческими становятся слова Шарфа, хозяина дома, где служила Франя, погибшего вместе с ней от руки нелюдей, разграбивших его дом, надругавшихся над его женой, старой, беззащитной женщиной: «После тяжелой войны следует не менее тяжелый мир. Божественный плод победы может оказаться горьким». На мой взгляд война – это испытание не только на жизнь, но и на человечность, которое проходит далеко не каждый. Главное – это остаться человеком, не превращаться в жалкое подобие, и постараться сохранить в себе самые лучшие качества.
Финальная сцена произведения на первый взгляд может показаться затянутой или даже лишней. Автор подробно описывает, как герой хоронит Франю и стариков Шарфов, вводит новых героев. Но именно в этой сцене раскрывается идея произведения: люди, встретившиеся главному герою, так же, как и он, потрясены произошедшим. Они разных национальностей, разного вероисповеданья, принадлежат к разным сословиям, но их объединяет одно: пережив страшную войну, они сохранили в себе человечность. И в этом оптимистическое звучание произведения.

Читайте также:  Коллективизация и гитлеровская оккупация в повестях Василя Быкова: сочинение

3868 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение: Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни 8230 Платонов

Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.

По-своему к теме войны подходит писатель Василь Быков. В ранней военной прозе («Фронтовая страница», «Западня», «Журавлиный крик», «Третья ракета») герои Быкова поражают необыкновенным мужеством, стойкостью духа. Они верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону на переезде («Журавлиный крик»). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев («Фронтовая страница»). Не пропустив танки, гибнут «сорокапятчики» старшего лейтенанта Желтых («Третья ракета»). Люди сильного характера, способные на самопожертвование, — Карпенко и Свист в «Журавлином крике», Кривенок и Попов в «Третьей ракете», Климченко в «Западне». На этих людей всегда можно положиться, они стойко и мужественно переносят все тяготы войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о жизни. «Им, — пишет Быков во «Фронтовой странице», — хотелось только одного — дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы, увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они пережили на фронте».

Под давлением обстоятельств не все люди способны выдержать обстановку, но эти люди внутренне готовы к предательству и трусости. Таковы Иван Пшеничный во «Фронтовой странице», Задорожный в «Третьей ракете», Рыбак в «Сотникове». Такие люди сознательно совершают предательство, но в то же время не лишены жалости. Рыбак помогает Сотникову, когда он нуждается в помощи. Но внутренняя надежда на спасение с помощью предательства берет верх. И человек предает своих товарищей, свою страну, свою землю.

Героем рассказа «Смерть человека», который, будучи тяжелораненым, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок.

Примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто недоступен их пониманию.

Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в трудных жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей — это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый главный залог духовной крепости человека.

В повести «Знак беды» (1983 г.) автор показывает мирную жизнь хутора Яхимовщина. «В мирную жизнь вторгается страшное слово «война». Немцы быстро наступают», оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. Петрок полагает: «Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они… Не съедят, может…» Степанида не верит в это. Она не покоряется палачам, она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир, и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой… «Но бомба дожидалась своего часа…» До бунта поднимается и Петрок, слабый характером, обычный деревенский житель.

У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом — во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить — доказывает писатель каждым своим произведением. Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение. “Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни. ” (А.П. Платонов). (По творчеству В.В. Быкова)

Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно.
А. Твардовский

Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.
В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Например, в «Альпийской балладе» Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть героя и т.д. Но уже сюжет повести «Сотников» психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой — предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя.
Сюжет повести прост: два партизана, Сотников и Рыбак, отправляются в деревню на задание — добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы». Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.
Но характеры проявляются медленно. Рыбак, по сути, парень жизнелюбивый и не лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход.
Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.
Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: «Прости, брат». Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: «Иди ты к черту!»
В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматривается общечеловеческое нравственное начало.
Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях, сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В. Быкова.

Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…”

Повесть “Полюби меня, солдатик…”, опубликованная впервые в тысяча девятьсот девяносто шестом году в журнале “Дружба народов”, принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем творчестве (повести “Сотников”, “Альпийская баллада”, “Обелиск”).
Почему же вновь и вновь внимание автора привлекают события, от которых отделяет нас более чем полвека? Дело в том, что война в понимании писателя –

Именно это писатель показывает нам в своем произведении. Истинная душа людей очень ярко проявляется на войне, потому что она “с чрезвычайной быстротой образовывает новые характеры людей”.
Повесть “Полюби меня солдатик…” рассказывает о самых последних днях войны. Произведение невелико по объему, в нем не много действующих лиц, да и сюжетная линия достаточно проста: молодой лейтенант в самом конце войны встречает девушку,

И не важно, на чьей стороне они воюют.
Повесть написана от первого лица: события, лежащие в основе произведения, показаны через восприятие молодого лейтенанта, которому едва “перевалило за двадцать”, но который уже прошел через испытание войной.
Действие происходит в небольшом австрийском городке, где еще не установилась власть. Пока неизвестно, кто будет здесь хозяевами – немцы, американские, русские.
Открывает произведение пейзажная зарисовка: “В Австрийские Альпы пришла весна, на пустыре зеленела осыпанная лютиками трава, в палисадниках зацветала сирень, днем пригревало солнце”. На фоне цветущей, обновленной природы автор раскрывает душевное состояние тех, кто сумел пережить войну, у кого “Впервые появилась надежда выжить”. Мне кажется, что человек, прошедший всю войну, “рождается заново”. Он начинает ценить жизнь еще больше, ему хочется наслаждаться каждым днем своего существования и дорожить каждой минутой.

Поэтому, можно сказать, что “война ускоряет процесс жизни”. Главный герой Дмитрий Борейко, как мальчишка, едет на “попавшемся под руку” велосипеде. Он переполнен радостью жизни, “предчувствием молодой, бездумной удачи”.

Ведь сегодня – завтра объявят, что закончилась война, и поэтому совсем негрозно, а как-то по-отечески звучат слова командира, когда лейтенант, “с хорошего разгона, загремев на асфальт”, буквально падает под ноги командира. “Посмотрите на него!- прозвучало грозным командирским тоном.- он думает, что война кончилась! Уже готов сломать себе ногу на дороге!”
Начало повести буквально переполнено бытовыми описаниями. Все заняты своим делом: кто-то “дымит самокруткой”, кто-то спит, “накрывшись с головой палаткой”, кто-то “просто сидит на траве, ожидая завтрак”… Все уже настроены на мирную жизнь, на возвращение домой, и поэтому главный герой, узнав, что в ближайшем коттедже живет девушка родом из Белоруссии, не прочь с ней познакомиться: “очень хотелось встретиться с землячком, вспомнить знакомые обоим места, узнать что-либо о родственниках, связь с которыми оборвалась”.
И все-таки война еще не закончилась. Василь Быков необычно для произведения о войне показывает ее разрушительную силу. Мы не видим полностью разрушенных городов.

Автор приковывает наше внимание к деталям: “взрывы разносили черепичные крыши, уродовали фасады, деревья, отполированную брусчатку мостовых”. Создается впечатление, что рассказчику
По-хозяйски жаль исчезающей красоты, которая не сохраниться для мирной жизни: “Прежде о том не думалось: стреляют, ну и пусть, рушат, ну и ладно. На войне ничего никогда не создается, всегда разрушается – так было всегда. Но вот возникло сейчас иное отношение как к человеческим жизням, так и к материальным ценностям, появилась жалость – как, наверное, полагается в конце всякой войны”.
Душа Дмитрия не очерствела. Он по-прежнему открыт по отношению к людям. Наверное, поэтому герой вознагражден судьбой.

Он встретил свою первую настоящую любовь: “На пороге коттеджа стояла она – моя землячка”. Автор вводит в повествование портретную характеристику Франи: “Взглянув на ее курносенькое, с несколькими веснушками на переносье лицо, я сразу вспомнил наш полузабытый девичий облик – вежливо-сдержанный, тронутый мгновенным милым смущением при виде незнакомого человека. С виду она была совсем девочка, одновременно похожая и на подростка-мальчишку.
Уже в этом описании видно, насколько трогательно, заботливо относится главный герой к девушке. В нем просыпается желание оберегать слабого. И в то же время мы видим его смущенным: “сперва я старался скрыть злополучную прореху, но потом забыл про нее, и это не ускользнуло от быстрого взгляда Франи”. “Любовь – это чувство, сильная к кому-либо привязанность, начиная от склонности до страсти”, – так трактует это понятие толковый словарь. Но любовь не умещается ни в какие рамки, тем более в конце войны, когда с чрезвычайной быстротой образуется новый характер.

Дмитрий окрылен так внезапно нахлынувшим чувством. Любовь открывает в человеке самые лучшие качества. Мы видим хорошего человека с сильным характером, которому по силам все.
Но завершается рассказ трагически. Митя уезжает из города, не попрощавшись с Франей, “только торопливо обнял за плечи и отпрянул” и, застеснявшись, “даже не поцеловал ее”. А когда спустя сутки герой возвращается в городок, “боясь опоздать”, и, не застав Франи, он видит ужасную картину: “маленькое Франино тело неподвижно распласталось на каменных плитах посередине, где вчера стоял столик. От всей одежды на ней осталась лишь разодранная на груди кофточка.

Короткие русые волосы веером разлетались вокруг закинутой на пол головы, по остренькому подбородку стекла и запеклась тоненькая струйка сукровицы. Широко раскрытые глаза удивленно уставились в темень высокого потолка”.
Натуралистично описанная сцена поражает читателя. Мы вместе с главным героем растеряны и ошеломлены: “Кто учинил такое? Что это – месть или ограбление? Или, может, политика?” Тем трагичнее воспринимается это событие, что происходит оно в “самом конце войны, в радостный день победы”.

Автор не дает ответа, кто сотворил это кощунство – “свои или коммунисты”. Он выносит приговор: “Кто бы они ни были – они нелюди и гады!” И риторическим остается вопрос, что делать герою дальше, как пережить все это. В этот момент рушится его вера в людей.

И пророческими становятся слова Шарфа, хозяина дома, где служила Франя, погибшего вместе с ней от руки нелюдей, разграбивших его дом, надругавшихся над его женой, старой, беззащитной женщиной: “После тяжелой войны следует не менее тяжелый мир. Божественный плод победы может оказаться горьким”. На мой взгляд война – это испытание не только на жизнь, но и на человечность, которое проходит далеко не каждый.

Главное – это остаться человеком, не превращаться в жалкое подобие, и постараться сохранить в себе самые лучшие качества.
Финальная сцена произведения на первый взгляд может показаться затянутой или даже лишней. Автор подробно описывает, как герой хоронит Франю и стариков Шарфов, вводит новых героев. Но именно в этой сцене раскрывается идея произведения: люди, встретившиеся главному герою, так же, как и он, потрясены произошедшим. Они разных национальностей, разного вероисповеданья, принадлежат к разным сословиям, но их объединяет одно: пережив страшную войну, они сохранили в себе человечность.

И в этом оптимистическое звучание произведения.

Сочинение на тему “Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни” – А. П. Платонов”

Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.

По-своему к теме войны подходит писатель Василь Быков. В ранней военной прозе («Фронтовая страница», «Западня», «Журавлиный крик», «Третья ракета») герои Быкова поражают необыкновенным мужеством, стойкостью духа. Они верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону на переезде («Журавлиный крик»). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев («Фронтовая страница»). Не пропустив танки, гибнут «сорокапятчики» старшего лейтенанта Желтых («Третья ракета»). Люди сильного характера, способные на самопожертвование, – Карпенко и Свист в «Журавлином крике», Кривенок и Попов в «Третьей ракете», Климченко в «Западне». На этих людей всегда можно положиться, они стойко и мужественно переносят все тяготы войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о жизни. «Им, – пишет Быков во „Фронтовой странице”, – хотелось только одного -дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы, увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они пережили на фронте».

Под давлением обстоятельств не все люди способны выдержать обстановку, но эти люди внутренне готовы к предательству и трусости. Таковы Иван Пшеничный во «Фронтовой странице», Задорожный в «Третьей ракете», Рыбак в «Сотникове». Такие люди сознательно совершают предательство, но в то же время не лишены жалости. Рыбак помогает Сотникову, когда он нуждается в помощи. Но внутренняя надежда на спасение с помощью предательства берет верх. И человек предает своих товарищей, свою страну, свою землю.

Героем рассказа «Смерть человека», который, будучи тяжелораненым, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок.

Примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто недоступен их пониманию.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в трудных жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей – это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый главный залог духовной крепости человека.

В повести «Знак беды» (1983 г.) автор показывает мирную жизнь хутора Яхимовщина. «В мирную жизнь вторгается страшное слово „война”. Немцы быстро наступают», оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. Петрок полагает: «Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они… Не съедят, может…» Степанида не верит в это. Она не покоряется палачам, она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир, и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой… «Но бомба дожидалась своего часа…» До бунта поднимается и Петрок, слабый характером, обычный деревенский житель.

У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом – во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить – доказывает писатель каждым своим произведением. Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни 8230 Платонов
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 02:29:16 04 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 838 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать