Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск
Анализ повести В.Быкова “Обелиск”
Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.
Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.
Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.
На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.
Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.
У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачут знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» – вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.
Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, – ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей.
И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».
В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный.
Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться.
Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.
Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск
Повесть В. Быкова «Обелиск» – очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.
Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.
Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради спасения других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не спасёт захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз, просто не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.
Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» – да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.
По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.
Сочинение по рассказу Обелиск
Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.
Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.
В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.
В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.
По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.
Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.
Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.
Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск
Повесть В. Быкова «Обелиск» – очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.
Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.
Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради спасения других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не спасёт захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз, просто не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.
Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» – да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.
По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.
Сочинение по рассказу Обелиск
Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.
Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.
В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.
В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.
По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.
Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.
Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ по повести Обелиск
Популярные сегодня темы
В своей пьесе «Бедность не порок» автор А. Островский показал читателю скрытую от посторонних глаз жизнь простого сословия, таких как мелкие служащие, торговцы, лавочники. Несмотря на их казалось бы невысокий социальный статус
В этом сочинении я хочу рассказать о моём любимом городе – Ярославле. Это чудесный город, имеющий славную и древнюю историю, богатый различными архитектурными памятниками.
Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.
Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями.
Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.
Мое впечатление от повести В. Быкова “Обелиск”
Повесть В. Быкова “Обелиск” – произведение о событиях Великой Отечественной войны. Писатель рассказывает о тех временах, когда Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим поддерживали полицаи – предатели из “своих”. Среди белорусов были те, кто подчинялся им, но были и такие люди, которые всячески противостояли полицаям.
Именно такими являются герои повести – школьный учитель Алесь Мороз и несколько его учеников: Павел Миклашевич, Коля Бородич, братья Кожаны, однофамильцы Николай и Андрей Смурные. Конечно,
Мороз попытался спасти своих учеников и от полицаев. Миклашевича, Бородича и других поймали, когда те устроили покушение на полицая по кличке Каин. Этот человек “прославился” своей жестокостью и издевательствами по отношению к белорусам и евреям. Он преданно служил немцам и Гитлеру, поэтому этот персонаж
Каин был разъярен, он требовал, чтобы к полицаям явился Мороз. Тогда он обещал отпустить остальных ребят. Матери бросились умолять учителя спасти их детей, но товарищи отговаривали Мороза: все равно полицаи расстреляют ребят, зачем еще и Алесю отдавать свою жизнь? Однако учитель был непреклонен – он должен попытаться. Поэтому Мороз пошел к полицаям и сдался им.
Мне кажется, этим своим поступком он хотел поддержать ребят, быть с ними в трудную минуту. Но Мороз попытался и спасти жизни своих учеников. Когда ребят повели на расстрел, Мороз прошептал Миклашевичу, что отвлечет немцев, а тот должен бежать. И Павел сделал это. И остался жив.
А вот Мороз погиб, как и остальные ребята. Всех их немцы на рассвете повесили. Этот эпизод, мне кажется, самый страшный и печальный во всей повести.
Очень жалко детей и Алеся Ивановича. Позже мы узнаем, что только благодаря усилиям выжившего Миклашевича люди узнали всю правду об учителе Морозе и его поступке. Павел Миклашевич – мой второй любимый герой в этой повести. Повесть Быкова “Обелиск” – произведение грустное и даже страшное, но, в то же время, героическое.
У меня оно вызывает гордость за русский народ, который, несмотря на все трудности, победил в Великой отечественной войне.
СКОРО В ШКОЛУ! Быть подготовленным к школе сегодня это не умение читать, писать и считать, а умение всему этому научиться. Как определить, что нужно для школы? Какие качества? Черты характера? Ответить очень трудно.
“Странная любовь” к Родине в поэзии М. Ю. Лермонтова Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М. Ю. Лермонтова. В любви к родине поэт признается в.
Философская проблематика сказки А. Экзюпери “Маленький принц” Сент-Экзюпери написал печальную сказку “Маленький принц” для детей и взрослых. Экзюпери не любит наставлений, как не любят их все дети. Но, рассказывая историю Маленького принца, он вместе со своим героем.
Сравнительный анализ стихотворений Анна Ахматова “Проводила друга до передней” и Марина Цветаева “Ушел – не ем…” Анна Ахматова – Марина Цветаева. Они обе жили в одну эпоху, пели эту эпоху, плакали над нею вдвоем… И обе, несмотря на сложные, во многом противоречивые отношения, родство свое “по.
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости” Стихотворение К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости” написано в 1902 году. Оно входит в сборник “Только любовь” , который наряду с другими книгами упрочил авторитет К. Д. Бальмонта как.
Библейская тематика в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Как известно, великий роман Булгакова “Мастер и Маргарита” композиционно состоит из двух частей. Это так называемый роман в романе: повествование автора о событиях в Москве и текст романа, “написанного Мастером”.
Интересные подробности жизни и творчества А. С. Пушкина По словам А. П. Керн, которой Пушкин посвятил знаменитое стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”, поэт часто говорил: “злы только дураки и дети”. “Похороны Пушкина. Это были действительно народные похороны. Все.
Дневник Сонечки Мармеладовой Предисловие В жизни человека бывают такие моменты, когда ни одна человеческая душа не может облегчить то нравственное страдание, которое убивает сердце, ни один разговор не сможет быть облегчением, потому что.
Анализ стихотворения С. А. Есенина “Синий туман. Снеговое раздолье” Из всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С. А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, легкие и наивные. Со временем Есенин стал писать стихотворения более серьезные, наполненные размышлениями.
Природа в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго” Природа – это сфера, поглощающая пространство романа. Чтобы понять причины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться в значении для него природы и ее месте в произведении. Вся жизнь Живаго.
Вопросы и ответы к роману “Поднятая целина” М. А. Шолохова 1. Кто из героев романа М. Шолохова “Поднятая целина” является носителем идеи коллективизации? Коллективизацию несут в массы и проводят коммунисты Гремячего Лога – Нагульнов, Разметнов, двадцатипятитысячник Давыдов. 2. Почему образ.
Сплетня о сумасшествии Чацкого Комедия “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова отражает конфликты того напряженного времени, в которое жил автор. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах.
Анализ стихотворения А. А. Блока “Незнакомка” В первой книге Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, изданной в 1904 году, дается романтическая трактовка любви, как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир реальный и мир идеальный. Начинается стихотворение, естественно.
Тема любви и прощения в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Любовь, прощение – понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они – смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его.
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова План. I “Источник чистый вдохновенья”. II “Союз волшебных звуков, чувств и дум”. 1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А. С. Пушкина. 2. Неразрывная связь социальной темы и природы в.
Чтение. Что это в наши дни? Книга… Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака? По-моему, эта утрата была бы более невосполнимой, чем, например, исчезновение в нашей жизни электрического света, так как.
Урок для 6 класса “Громкость и тишина в музыке” МОУ Борисоглебская СОШ №4 “Громкость и тишина в музыке” Урок музыки в 6 классе Учитель предмета “Искусство” МОУ Борисоглебской СОШ №4 Калинина Татьяна Викторовна Тема урока: “Громкость и тишина в.
Есть ли в комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина” хоть один положительный герой? Комедия “Смерть Пазухина” написана в 1857 году, в период создания Салтыковым-Щедриным “Губернских очерков”. Уже в ноябре 1857 года это произведение было запрещено к постановке III отделением полиции. Замысел пьесы перекликается.
Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл Джордж Бернард Шоу – крупнейший английский драматург конца XIX – начала XX века. Ему удалось вывести английскую драму из идейного и художественного тупика, характерного для 60-70-х годов XIX в. Он.
“Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца” Значительное место в творчестве великого русского поэта В. А. Жуковского занимает изображение природы. Неудовлетворенность поэта городской жизнью с ее суетой и эгоизмом определили особую тональность его пейзажной лирики – природа.
Сейчас вы читаете: Мое впечатление от повести В. Быкова “Обелиск”
Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск» (сочинение)
Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.
Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?
Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. “А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж. Был молод, да еще начальник”, — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.
Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.
Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.
Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.
Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.
И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”.
Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
В повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику”.
Анализ сочинение повести Обелиск Быкова
“Обелиск” – исторически бессмертная повесть Василя Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.
С самого начала повести раскрывается основная тема – уважение современниками фронтовиков, чтение их памяти. Рассказ ведется журналистом, который так и не встретился с человеком,прошедшим войну.
Рассказчик хочет восстановить справедливость и повествует об учителе Алесе Морозе. Он до самого конца остается верен и предан своей профессии. В годы войны этот учитель помогал детям, одевал их, обувал, заступался за мальчишек перед строгими отцами. На протяжении войны распространял сводки информбюро среди местных граждан.Учитель попал в плен немцев, чтобы спасти своих учеников, но был повешен вместе с ними. В повести восстановлена историческая справедливость. Имя учителя Алеся Мороза и одновременно героя войны прописано на обелиске в селе Сельцо.
Писатель наполнил всю повесть атмосферой раздумья. Нравственная сторона поступка главного героя была вынесена на дискуссию, после первого издания. Его действие рассматривали как подвиг, и одновременно, как необдуманное действие.
Героизм – идейно-нравственное понятие, позволившее понять проявления человека в мирное время и военные годы.
Сочинение по рассказу Быкова Обелиск
Сама повесть была закончена в 1971 году, но опубликован первый экземпляр только в 1972 году. И молниеносно был подвергнут сильной критике. Эта критика развивалась над моральным обликом главного героя Алеся Мороза. «Обелиск» – это историческая повесть, имеет большой уклон на военную тематику. В повести затронуты вечная тема, конфликтов, отношений между разными поколениями, соблюдение традиций старшего поколения. Размышления, поведанные в повести о событиях далёкого прошлого нужны для формирования морального обличия новых поколений.
С первых строк Василий Быков повествует об отношении того времени людей к памяти погибших фронтовиков. Повествование ведёт журналист, он искал встречи с участниками боевых действий. Но так и не удалось пообщаться с такими людьми. Журналист, стремиться восстановить справедливость и ведёт рассказ о наставнике, учителе Алесе Морозе, который до последнего оставался верным своей профессии. В военные годы он бескорыстно помогал детишкам того времени во всём: убранством, обувью, образованием, всячески оборонял ребят от пылкого нрава отцов.
Во время боевых действий вёл обзор всех событий и доносил до всех своих соотечественников. Но по стечению не благоприятных для него обстоятельств был полонён немцами. Алесь Мороз героически защищал своих учеников, но потерпел поражение и был повешен вместе с ними.
Повесть воспроизводит общеисторическую действительность. По окончанию всех боевых действий был возведён монумент в селе Сельце. И присутствует там и имя учителя, наставника и совместно героя войны Алеся Мороза.
Рассказ В. Быкова «Обелиск» переполнен раздумьями и рассуждениями. Этическая составляющая действий Алеся Мороза подверглась бурному дисконтированию. Его поступки считали геройство и единовременно, как неосмотрительными действиями.
Проносятся года, но помысел к решительности и мужественности во имя Родины живет в этой повести. Это процветает в стариках, в «детях войны», которые дали жизнь и подняли на ноги новое поколение, и проявили всю ту отвагу и преданность Родине. Описывается героизм – способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей в мирное и военное время.
Анализ повести Обелиск Быкова
Несколько интересных сочинений
Первые художественные произведения, с которыми мы знакомимся – сказки. Их читают и рассказывают родители, их первыми разбирают на уроках литературы в начальных классах.
Жизнь Катерины довольно непроста: постоянный гнет родни, незавидная жизнь в усадьбе, частые переживания – все это отражается на мыслях и чувствах героини.
Учителя Митрофана — второстепенные персонажи известнейшего произведения Фонвизина «Недоросль».
На самом деле этот вопрос стоит не только перед Россией, но и перед каждой страной земного шара. Проблемы экологии уже давно стали не локальными проблемами отдельных регионов, а глобальными проблемами всего человечества
Когда моя мама начинала работать у нее не было необходимого опыта. Учеба в высшем учебном заведении не дает практических знаний по исполнению определенных должностных обязанностей
Открытая книга
Творческая работа Призёра отборочного этапа олимпиады «Россия-Беларусь» – 2015
ученицы 11 класса Орловой Анастасии
Отрывок из повести «Обелиск» Василия Быкова выбран мной не случайно. Тема войны очень волнует меня и заставляет задуматься о том, сколько для нас, живущих в современном мире людей, сделали те, кто прошёл через эти страшные испытания. Ведь благодаря их бесконечному мужеству, мы имеем мирное небо над головой, возможность спокойно жить, свободно творить, любить… Однако есть ещё одна причина, по которой я выбрала именно этот текст. Моя мама работает в школе учителем. С самого детства я вижу, как она трудится, сколько сил и энтузиазма отдаёт каждый день ученикам, проводя уроки, как сильно устаёт после работы, но, собрав последние силы, садится и проверяет тетради. Мама всегда стремится подарить детям частичку себя, придумывая интересные уроки. Поэтому с малых лет я знаю, сколько ответственности лежит на плечах учителя, какие это честные и преданные своему делу люди, готовые всегда прийти на помощь детям.
Василий Владимирович Быков (1924 – 2003) – известный белорусский писатель – добровольцем отправился на фронт во время Великой Отечественной войны, будучи ещё совсем молодым юношей, только что поступившим в Витебское художественное училище. Огромное впечатление произвела на него эта кровавая война. Весь ужас, страх, голод, бесконечные и многочисленные смерти оставили чёрный след в жизни писателя и нашли место в его произведениях. Война стала основной темой его творчества.
Повесть «Обелиск» была написана в 1971 году. В чём же заключается смысл названия повести? Обелиск – это памятник, возведённый в честь каких-либо событий, чаще всего военных. Он невидимой нитью связывает настоящее и прошлое. Василий Быков был тяжело ранен в военные годы, и все посчитали, что он умер, на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Поэтому слово «обелиск» ему очень близко и понятно. Назвав так свою повесть, автор хочет, чтобы никогда не порвалась эта тончайшая нить. Он хочет, чтобы потомки помнили подвиг людей, живших и воевавших в годы Великой Отечественной войны, и ценили их победу.
В.Быков размышляет в «Обелиске» над актуальными нравственными проблемами: связь поколений, верность традициям отцов и дедов, неразрывная взаимосвязь времён, жизнь по совести. Василия Быкова интересует вопрос: что же действительно является подвигом? Может быть, убийство противника, раздобытая информация и тому подобное – это далеко не всё, что можно назвать подвигом? Стоит ли считать деревенского учителя Алеся Мороза героем?
Особенность композиции повести «Обелиск» заключается в том, что она представляет собой рассказ в рассказе. Таким способом автор выделяет значимые для него части и создаёт эффект связи поколений: что думали, чувствовали и делали люди в годы войны, и как оценивает эту ситуацию современное поколение. Василий Быков хочет обратить внимание читателей именно на эту связь прошлого и настоящего и заставляет задуматься над тем, что такое истинное геройство и что ценного сделали люди в то время. Ему важно, чтобы современный человек смог понять степень храбрости, отваги и мужества тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Но тогда и повествование ведется от лица двух рассказчиков (журналиста – от первого лица – и Ткачука), что позволяет писателю создать эффект присутствия. Читая повесть, становишься не только очевидцем, но и участником событий. Та часть произведения, которая даётся от лица Ткачука, передает особенные живые интонации разговорной речи, насыщена оценочной лексикой. Его рассказ эмоционален. Герой словно заново переживает те далёкие события, испытывает чувство вины (по тяжелому, не слишком тщательно выбритому лицу промелькнула тень горечи)
Рассказчик (журналист) собирается навестить Сельцо, чтобы помочь Миклашевичу, у которого есть «какое-то дело, в котором он рассчитывает на него». Миклашевич – это уже выросший мальчик, который был в числе воспитанников Мороза. Ему чудом удалось спастись от фашистов. Однако рассказчик всё время откладывает поездку из-за разных житейских дел. Но позднее он узнаёт о смерти Миклашевича. Ему становится стыдно и грустно. Скорее всего, это происходит от осознания того, что за своими делами у него очерствело сердце. Забылось, отошло на второй план то, что ценилось и уважалось: героическая смерть учителя Алеся Мороза. Уже подъезжая к месту, рассказчик начинает сомневаться, а нужно ли было ему приезжать в Сельцо. Время упущено, его никто не ждёт. Но он приезжает, потому что хочет почтить память. Ему стыдно, ведь он должен был приехать раньше. Но время не повернуть вспять… Именно его глазами мы видим «приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней затейливости сооружённый руками каких-то местных умельцев»
Алесь Мороз – простой сельский учитель, который учит жить по совести своих учеников. Он может всё время читать с ними разные книги, например, Толстого. Но главной его целью является не забивание голов детей весьма не оправданными стереотипами современников. Он хочет, чтобы его ученики научились самостоятельно думать и анализировать. «Если вы имеете ввиду моё теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется».
Кто бы могу подумать, что его слова окажутся пророческими? Немцы берут в плен мальчишек, которых учил Алесь Иванович. Их таскают в избу, чтобы устраивать допросы, пытать и бить. Враги ждут Мороза. Немцы ставят условие: если Алесь Мороз приходит, они отпускают детей. Учитель понимал, что несёт за них ответственность, что не может позволить немцам убить своих учеников. И Мороз приходит, зная, что добровольно соглашается на гибель. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их жизни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам. Да и «… то обстоятельство, что рядом был их учитель, их всегдашний Алесь Иванович, как – то облегчало их незавидную судьбу». Так оказался Мороз перед проблемой своего собственного, личного, нравственного выбора – выбора по совести. Он разделит свою участь с мальчиками. Идёт на смерть, сдаваясь перед физической силой врага и побеждая его духовно.
Нужно сказать, что Алесь Иванович – это пример храбрости и мужества. Когда враги вели его с учениками в местечко, он решил рискнуть и попробовать спасти хоть одного мальчика. Ему это не удалось. Мальчик был убит… Никого не может оставить равнодушным описание трагического дня. Когда читаешь этот эпизод, на глаза наворачиваются слёзы. Эти впечатления создаёт риторическое восклицание (Бедный, несчастный Павлик!), использование автором целого ряда глаголов, создающих парадоксальный эффект замедленной съёмки и динамичного действия одновременно; оценочная лексика (хлопчик, несчастный Павлик, бандиты оказались все в сборе, главарь налицо)
Учителя повесили… Ему не удалось спасти своих учеников, лишь один мальчик выжил по счастливой случайности. «Убил немца или не убил. Он сделал больше, чем, если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу…»
Произведение строится на дискуссии Ткачука и Ксендзова. Ксендзов отстаивает позицию, что Алесь Мороз не совершил никакого подвига, что он не герой, а значит, Павел Миклашевич зря, почти до конца жизни, добивался того, чтобы имя его учителя было написано на обелиске рядом с пятью именами его учеников. У таких, как Ксендзов, есть много доводов не считать Мороза героем: он не убил ни одного фашиста, сам ходил к немцам, чтобы они разрешили открыть школу. А Ткачук, работавший вместе в Алесем Ивановичем, – совсем другого мнения. Он смотрит глубже и видит всю суть поступков Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они»,- вот главный принцип учителя, который понятен и Ткачуку. Из их диалога мы чётко понимаем позицию автора. Василий Быков принимает сторону бывшего партизанского комиссара. Он возвышает Мороза, доказывает, что он совершил героический поступок – остался со своими учениками. Ксендзов знает о войне лишь из книг да фильмов, он не чувствовал этого страха и безумия, которые вынес Ткачук, Мороз и многие другие. В уста Ткачука автор вкладывает свой взгляд на происходящее: он обвиняет Ксендзова в душевной близорукости, слепоте и глухости. В современном мире, к сожалению, некоторые люди берут на себя ответственность обвинять главнокомандующих в том, что из-за них были проиграны какие-то сражения, утверждают, что люди и не совершали вовсе никаких подвигов. Легко судить со стороны, когда не побывал на их месте…
Людям стоит понять, что судить о каких-либо вещах по литературе и кинематографу, не прочувствовав всё на себе, очень глупо. Мы должны чтить помять погибших, тем более, что они открыли для нас двери в будущее.
Читая повесть, я вспомнила историю известного Варшавского учителя Януша Корчака. Можно провести некую параллель с героем «Обелиска». Их судьбы очень схожи. Януш Корчак, так же как и Алесь Мороз, был очень предан своему делу. Находясь в оккупированной Варшаве, он продолжал вести уроки, несмотря на угрозы. 5 августа 1942 года детей из «Дома Сирот», где он работал, немцы отправляли в концлагерь. Ему предложили свободу, так как знали, что он очень хороший и знаменитый учитель, однако Януш Корчак до самого конца остался верен своей профессии. Он остался со своими воспитанниками и вместе с ними принял смерть в газовой камере. «Смерть… свой смысл имеет. Великий, я тебе скажу, смысл. Смерть – это абсолютное доказательство. Самый неопровержимый документ. Да и Мороз доказал это самым красноречивым образом», – утверждает Ткачук.
Очень важны для понимания авторского замысла описания природы, упоминание Пасхи: «… Природа уже дружно пошла к весне, на деревьях растрескались почки. Вербы стояли пушистые, увешанные жёлтой бахромой». «В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, вешали». Наступила весна. Это время года символизирует новую жизнь, чистоту и обновление. Именно весной празднуют один из самых светлых праздников – Пасху. Всё обновлённое, яркое и нежное одновременно. Однако именно в этот светлый, святой день вешают сельского учителя Мороза. « На телефонном столбе у почты укрепили перекладины – толстый такой брус, получилось подобие креста…» Невольно возникает ассоциация с распятием Иисуса Христа. Учитель, так же, как и Иисус, провисел на «кресте» несколько дней. Можно сказать, что и его распяли, в каком-то смысле. Он добровольно принял смерть и погиб вместе со своими учениками. Он донёс свой крест до самого конца. И теперь висит здесь, на телеграфном столбе… Василий Быков таким образом возвышает поступок Алеся Мороза и его воспитанников. Он нёс свой крест на Голгофу. И возвысился.
Василий Быков написал множество разных произведений о войне. Он заставляет читателей задуматься над важными нравственными вопросами, истинным героизмом людей, переживших войну. Писатель также указывает на роль учителей в военные годы. Они борются до самого конца за своих воспитанников, остаются рядом с ними, несмотря ни на что, и принимают с ними смерть. В этом и заключается настоящий героизм Алеся Ивановича Мороза. А многочисленные произведения Василия Быкова о войне словно небольшие обелиски возвышаются в честь всех павших в страшные годы Великой Отечественной войны. «Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, белённый перед праздниками извёсткой, то зелёный под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику».
Прочитанное заставляет о многом размышлять, и я обязательно познакомлюсь с текстом повести полностью и порекомендую «Обелиск» своим одноклассникам !