Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны: сочинение

Сочинение Героизм на войне рассуждение

Героизм – это способность человека свершить подвиг. Способность пожертвовать собой ради других. Умение преодолевать преграды и решать проблемы.

Только человек, которому присущи стойкость, отвага, может стать героем.

В истории всех народов и государств, отражены поступки людей которые можно назвать героическими. Но не все входят в историю. Многие так и остались неизвестным или забытым. Но все равно всегда были и будут люди, которые несмотря ни на что, будут идти к победе, порой ценою своей жизни.

Героизм предполагает способность самопожертвованию во благо Родины. Те, кто прошел Великую Отечественную Войну стали героями нашей страны. Они пожертвовали всем: здоровьем, жизнью ради нашего будущего.

Они ничем не отличаются от остальных. Более того, большинство может совершить героический поступок. Главное, наличие в человеке качеств: героизм, мужество и стойкость.

Героизм – это готовность совершению поступка любой в момент и никогда не пожалеть о нем. Настоящий герой не будет раздумывать о последствиях поступка. Не будет думать, о наградах и почестях. Героизм должен быть заложен в душе. Герой это не всегда сильный, как Илья Муромец, воин. Настоящий герой силен духом. Бывает, что с виду невзрачный человек способен на героический поступок. Вспомнить, хотя бы, Великую Отечественную Войну. Сколько детей и женщин отдали свою жизнь за наше будущее. Они были партизанами, медсестрами, некоторые сражались в бою наравне с мужчинами. Они шли воевать по зову души, потому что были настоящими героями.

Есть героизм другого рода, когда человек, ни при каких обстоятельствах не забудет о чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Примером могут служить судьбы тех, кто работал и этим помогал армии, несмотря на все ужасы блокады в Ленинграде. Те, кто под пытками не сдавали своих друзей, офицеров даже в Гестапо. Те, кто в гитлеровских и сталинских лагерях сохранил в себе достоинство, мужество, доброжелательность. Которые, несмотря ни на что оставались людьми.

Героизм может проявиться не только на войне или когда человека поставили в определенные условия. Полярники, ученые (например Тур Хейердал), врачи (которые сами себя заражали смертельно опасными болезнями, что бы найти вакцину), космонавты. Ведь их всех подстерегает непредвиденное.

Разве не героизм вытащить из горящего дома людей, помочь утопающему.

Героизм будущее любой страны. И задача общества привить в современном поколении уважение к тем, благодаря кому, жизнь на земле стала лучше.

Вариант 2

Для каждого человека война представляет собой смерть близких и родных, разрушение и страх перед неожиданностью. И поэтому в такой ситуации мы поступаем по-разному. Одни смело идут в бой и становятся героями, а другие трусливо сдаются в плен или бегут с поля сражения.

Что же значит быть героем? Попробуем разобраться, обратившись к произведениям мировой классики. Так, Толстой показал в «Севастопольских рассказах», как офицеры своим примером показывали простым солдатам, как нужно воевать, не впадая в панику, защищать каждую пядь своей земли. Образ солдата Тушина в романе «Война и мир» показывает нам , как простой воин, имея небольшое количество таких же, как он, защитников, помог огромной армии. При наличии таких героев, как Маресьев, Талалихин, можно не бояться вражеских нападений.

Всеми знаменитый Твардовский создал поэму «Василий Теркин», где отобразил смекалку и отвагу русского солдата, который ценой своей жизни переплывал холодную реку только для того, чтобы передать сведения о количестве противника. Однако, героизм проявлялся не только во время боя или ответственного задания. Нельзя забывать, что огромную помощь и поддержку в победе оказывали женщины и дети, самоотверженно трудясь без сна и отдыха на станках фабрик и заводов, изготавливая необходимую для фронта продукцию. Сколько же надо терпеть мужества и самообладания, чтобы после получения похоронки вновь вернуться на свое рабочее место, продолжая работать ради своей Отчизны и светлого будущего.

Вспомним жителей блокадного Ленинграда, которые, несмотря на созданные адские условия, не падали духом, и смогли не только остаться в своем родном городе, но и сберечь ценные памятники истории и культуры. Вчитываясь в строки Ольги Берггольц, понимаешь, насколько четко показала автор такую сильную высоту человеческого духа. Все мы понимаем, что благодаря мужеству и героизму нашего народа, сейчас мирная и спокойная обстановка в стране. И я думаю, что если возникнет опасность для Родины, то каждый из нас пойдет защищать свою родную землю, совершая героические поступки.

Также читают:

Картинка к сочинению Героизм на войне

Популярные сегодня темы

Вишневый сад в одноименной пьесе Антона Чехова является аллегорией образа России. Эта пьеса посвящена деградации русской дворянской усадьбы, дворянского гнезда.

Семья – мое самое любимое слово. Я часто смакую его на кончике языка, повторяю вновь и вновь. Особенно когда близких людей нет рядом со мной, когда я за тысячи километров от дома

Композитор Эдвард Григ отдыхал осенью в окрестностях Норвегии. Ему очень нравились прогулки по осеннему лесу. Однажды он встретил там девочку, собирающую в корзину еловые шишки.

Наверное, нет такого автора, который бы не писал про любовь, ведь это для них является самой актуальной темой. У Лермонтова было огромное количество женщин, и каждой из них он посвятил стихотворение.

Это очень забавный, яркий рассказ с интересными героями, даже второстепенными. История эта школьная, но важная для становления характера ученика.

Сочинение на тему: «Героизм нашего народа в Великой Отечественной войне»

Сочинение на тему: «Героизм нашего народа в Великой Отечественной войне»

Скачать:

ВложениеРазмер
velikaya_otechestvennaya_voyna_zanimaet_osoboe_mesto_vo_vsemirnoy_istorii.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с. Вадинск

Конкурс творческих работ

«Победа далекая и близкая»,

посвященный 74-й годовщине

Победы советского народа

в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сочинение на тему:

«Героизм нашего народа в Великой Отечественной войне»

Работа Захарова Кирилла Сергеевича,

обучающегося 6 «б» класса

МОУ СОШ с. Вадинск.

Руководитель: Романова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы.

Великая Отечественная война занимает особое место во всемирной истории. Это была жесточайшая битва Советского Союза с фашистскими захватчиками. Тяжелейшие испытания выпали на долю нашего народа. Решался вопрос о жизни и смерти, свободе или рабстве миллионов людей.

Гитлер и его сообщники поставили цель: уничтожить первое в мире социалистическое государство, а затем и все другие страны и установить мировое господство.

В годы войны народы СССР объединились и встали на защиту Родины. Провалились расчеты гитлеровцев на уничтожение Советского государства.

Победа в Великой Отечественной войне подтвердила могучую силу нашей необъятной Родины… Но всё это будет потом. А пока…

Ещё в конце тридцатых годов провокации у наших границ следовали одна за другой. Эту агрессию развязывал германский фашизм.

Был подписан договор о ненападении. Поэтому каждая вылазка к нашим границам расценивалась как очередная провокация. Однако двадцать первого июня тысяча девятьсот сорок первого года с каждым часом становилось очевидным, что это не просто провокация, а начало войны.

Обстановка в приграничной полосе с каждым часом становилась всё напряженнее. К рассвету на границе уже шли ожесточенные бои.

Народ ещё не знал о надвигающейся опасности.

Был тёплый июньский день. Люди, как всегда, спешили по своим делам, и, о Боже! Гром среди ясного неба: началась война.

Фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, без объявления войны, вероломно вторглась на территорию Советского Союза.

Мы никогда не забудем этот день: двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С немецкою ордой.

Пусть ярость благородная

вскипает, как волна, –

Идёт война народная,

Слова этой песни звучали на протяжении долгих четырех лет. С ней солдаты вступали в схватку с врагом.

Тема подвига советских людей заслуживает большого внимания. Она неисчерпаема. Весь Советский народ принимал активное участие в этой кровопролитной войне. Люди ковали оружие, одевали и кормили армию, флот, всю страну, вносили свои сбережения в помощь фронту.

Заводы и фабрики работали без остановки: выпускали новые виды вооружения, боеприпасы, которые надо было осваивать в самые короткие сроки. Темпы работы промышленности возрастали. На средства трудящихся были выпущены тысячи танков и самолётов. В годы Великой Отечественной войны постоянное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации работников здравоохранения.

Не оставалась в стороне и наша Пензенская область. Как только стало известно о коварном нападении фашистских захватчиков на нашу страну, тысячи пензенцев явились с заявлениями в военные комиссариаты. Шли коммунисты и комсомольцы, рабочие и служащие, учащиеся и колхозники, девушки и юноши.

Член партии Горшков писал в обком ВКП (б): « Я считаю своим долгом перед Родиной, перед партией стать на защиту своей Родины в борьбе с фашистской Германией. Поэтому прошу зачислить меня добровольцем в действующую армию»

Для подготовки бойцов- специалистов были созданы особые подразделения снайперов, связистов, миномётчиков, автоматчиков, пулемётчиков, истребителей танков из комсомольцев и молодёжи в возрасте семнадцати лет и старше. За период войны в этой системе было подготовлено девяносто пять тысяч человек, в том числе более четырёх тысяч женщин. После обучения молодёжь отправлялась защищать Родину.

Незримо для врага проходил ещё один фронт: партизанское движение. Это был наш народ, наши сограждане, сотни тысяч женщин, девушек, стариков и детей. Бескорыстная помощь этих людей помогала Советской армии одолеть фашистов. Силу ударов и мощь невидимого фронта пришельцы испытали с первых дней войны.

Война ворвалась в каждый город, в каждую деревню, в каждый дом, в каждую семью. Принесла бесконечные страдания и боль. Фашисты не щадили никого: ни женщин, ни стариков, ни детей. Десятки тысяч были заживо сожжены или расстреляны во время карательных операций. Судьбы этих людей, тех, кто не успел уйти с отходящими частями Красной Армии, были особенно тяжёлыми, страшными. Ведь они оказались на оккупированной территории. Ужасна была судьба детей, которые остались без родителей. Их ожидала голодная мучительная гибель. Поэтому, уходя от преследований гитлеровцев в лес, многие жители забирали с собой детей-сирот.

Уходили все, кто мог держать в руках оружие. На партизанские тропы вставали десятки тысяч молодых юношей и девушек, вчерашних школьников. Непередаваема была материнская боль, материнские горькие слёзы.

Партизанами были крестьяне, сменившие серп и косу на винтовку и автомат и вступившие в борьбу с оккупантами. С каждым убитым фрицем, взорванным танком наш народ шаг за шагом приближался к победе.

Особая забота проявлялась о детях. Принимались действенные меры для того, чтобы не допустить беспризорности. Открывались детские дома. Все, кто мог, приносили одежду, еду…

Война продолжалась. Враг рвался к Москве. Каждый день начинался с того, что по радио звучал голос Левитана: « Ни шагу назад! Наше дело правое! Победа будет за нами!» Рабочие на заводах и фабриках работали день и ночь, забывая о сне и о еде.

Хочется отметить город Сталинград – сердце Поволжья. Его промышленность служила арсеналом армии. Мощная электростанция, метизный, металлургический заводы, на которых сто пятьдесят тысяч сталинградцев трудились самоотверженно, радуясь новым победам.

Сорок два дня работал тракторный завод под бомбёжкой, пока враг не захватил заводскую территорию. Подступы к заводу защищала вместе с Красной Армией бригада народного ополчения.

Читаю страницы воспоминаний бывшего первого адъютанта командующего шестой армией полковника Адама, где он пишет о том, что венным была оказана решительная поддержка со стороны всего населения Сталинграда не только строительством позиций, заграждений, окопов, не только тем, что предприятия были превращены в крепости, а в большей степени участием в боях с оружием в руках. Рабочие стояли насмерть… « Ничего подобного мы никогда не видели», – пишет он. В дни обороны города боевая дружба рабочих и воинов была скреплена кровью. Газета «Сталинградская правда» из номера в номер призывала: « Ни шагу назад! Крепче удары по врагу! Лучше смерть в бою, чем позор отступления! Выстоим, как ленинградцы!» В дни обороны города боевая дружба рабочих и воинов была скреплена кровью.

Пензенская область приложила максимум усилий для того, чтобы победа приблизилась как можно быстрее. Все заводы, фабрики, предприятия были перестроены на военный лад. Была повышена бдительность и ответственность на важнейших участках обороны страны: железнодорожном транспорте, заводах, фабриках, в колхозах, совхозах, МТС и учреждениях, подчинив их деятельность интересам фронта. На некоторых предприятиях был введен десятичасовой рабочий день до полного уничтожения врага. Весь народ нашей области подчинялся лозунгу: «Всё для фронта, всё для победы!» В период войны уделялось большое внимание приёму, размещению эвакуированного населения из разных городов. За два года войны в нашу область прибыли сто двадцать четыре тысячи триста человек, из них – пятьдесят четыре тысячи двести детей.

За победу боролись и творческие коллективы. Артисты выступали как на фронтах, так и в тылу, поднимая дух бойцов, а также всех тех, кто, как мог, приближал страну к победе. В Пензе возобновил свою работу цирк. На гастролях в нашем крае были хор имени Пятницкого, оркестр под управлением Осипова, ансамбль «Дойна», джазовые группы, солисты балета и другие.

Невозможно не сказать о журналистах, которые не только писали, но и воевали. Это про них песня: «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете…» Да, эти люди тоже были героями. Они писали яркие и достоверные рассказы. Чтобы получилось всё точно и в деталях, надо было самому участвовать в бою. Военные корреспонденты рисковали своей жизнью ради того, чтобы все знали правду.

Фронтовые журналисты-солдаты могли найти простые и нужные слова о нелёгких военных буднях, прославить отважных, согреть солдатские сердца, вдохновить их на подвиг. Свою «дивизионку» солдаты зачитывали до дыр.

Война . Сколько сломанных судеб, несбывшихся надежд, миллионы унесённых жизней. Четыре долгих года проклятые фашистские сапоги топтали нашу землю. Письма с фронта. Как же ждали их родные, встречая почтальона, вглядываясь в его лицо. Что будет? Радость или …

«Здравствуйте, мамаша, братишка Ваня, сестрёнки Анфиса и Верочка. Я жив, здоров, чего и вам желаю. Я был ранен в правую ногу осколком. Награждён медалью «За отвагу». И скоро снова вступаю в бой. Должен получить орден «Красного Знамени». Если умру за Родину, то буду орденоносцем. На днях около меня взорвалась мина, убила моих товарищей, а я остался жив. Живу хорошо, всего у меня достаточно. Мы гоним немцев так, что они бегут и всё бросают. Я одного немца захватил в окопе, замотал в одеяло и принёс к своим. Пишите чаще. Ваш сын Михаил Власов». Это письмо было написано пятого октября сорок третьего года. Через две недели Герой Советского Союза, Михаил Власов, погиб. Звание героя ему было присвоено за форсирование Днепра. Советские войска вели бои под Берлином. От сражений дымилась немецкая земля. Фашисты расплачивались за развязанную мировую войну, за совершённые злодеяния.

Тысячи наших земляков отличились в последних боях, с радостью встретили день Победы в Берлине. В их числе звучали такие фамилии, как Глазунов, Хазов, Сиренко, Зикеев, Молодина, Столбова, Глебова, Лазарева, Шестаков, Невежин и многие другие. Были оставлены сотни автографов на стенах и колоннах рейхстага. Есть и наш росчерк: «А мы из Пензы!».

В песне поётся: «Последний бой, он трудный самый. А я в Россию, домой хочу. Я так давно не видел маму…» Советский народ! Великий Советский народ. Он выстоял, выстрадал каждый клочок нашей земли.

Наступил самый долгожданный день. В ночь с восьмого на девятое мая тысяча девятьсот сорок пятого года радио известило мир о подписании в пригороде Берлина Карлс-хорсте акта о безоговорочной капитуляции Германии.

«Кончилась война! Победа. » – летело из уст в уста, из дома в дом. Люди обнимались на улицах, поздравляли друг друга … Страна потихоньку восстанавливалась, люди возвращались к привычному образу жизни: без войны, без бомбардировок. Но боль утрат не стихает до сих пор.

Не стереть из памяти народа ратные подвиги воинов-земляков. Вдохновляющим примером мужества и стойкости явился подвиг двадцати восьми героев – панфиловцев из 316 дивизии, преградивших путь врагу на Волоколамском шоссе у разъезда Дубосеково. Эту группу возглавлял политрук Клочков. Отважные воины отразили четырнадцать вражеских машин. При повторной атаке со стороны противника политрук произнёс вдохновенные слова: « Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» Клочков работал бухгалтером в Мокшанском узле связи. На здании, где он жил, установлен барельеф. Его имя носит одна из центральных улиц поселка. Список наших героев- земляков бесконечен. Среди них есть и Вадинцы – это Батяев Василий Сергеевич, уроженец села Тенёво Вадинского района, который прошёл всю войну в составе истребительного авиационного полка. Удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

Маслов Василий Тимофеевич, уроженец села Вадинск. Участник первой мировой войны, а впоследствии и Великой Отечественной. Дошёл до Германии. Генерал- майор награждён медалью «Золотая звезда», двумя орденами Ленина, четырьмя – Красного Знамени, множеством медалей. Герой Советского Союза. Одна из улиц носит его имя.

Жеребцов Иван Иванович, который родился в селе Богородск Вадинского района. Ушёл на фронт, как и тысячи людей, защищать свою Родину, свой дом, свою семью. Ценой своей жизни обеспечил выполнение боевого задания. Награждён многими орденами и медалями. Ему также было присвоено звание Героя Советского Союза.

Максютов Сергей Павлович. Его имя известно каждому вадинцу. Ушёл на войну в восемнадцать лет. Совершил геройский подвиг, не дав немцам взорвать мост. Тем самым обеспечил безопасность наступления наших войск. Высокое звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. Его имя увековечено в названии улицы, на которой он родился и вырос.

Мокроусов Иван Тимофеевич, уроженец села Рахмановка Вадинского района, воевал на Центральном, Белорусском фронтах. Трижды ранен. За форсирование реки Десна получил звание Героя Советского Союза. Прошёл всю войну.

Жидков Иван Андреевич. Его боевой путь – от старшины до майора. Погиб в самом конце войны. Ему было присвоено звание Героя Советского союза – посмертно. Земляки увековечили его имя в названии родной улицы.

Шестерым моим землякам было присвоено звание Героя Советского Союза, свыше двух с половиной тысяч вадинцев награждены орденами и медалями.

Более семи тысяч вадинцев ушли на фронт, половина из которых не вернулась домой. Вспоминаются строки из стихотворения Олега Савина:

Давным-давно отгрохотали взрывы.

Всё глуше отзвук дальних канонад.

Лежат в Земле, от тишины счастливой,

Полки невозвратившихся солдат.

Им не нужны гранит и монументы.

Они устали от боёв и ран…

Всё ближе день, когда зарёй рассветной

Уйдёт от нас последний ветеран…

Прошли годы… Ушли в бессмертие герои войны. Вадинская земля помнит их до сих пор.

Свыше двухсот двадцати Героев Советского Союза дала Родине пензенская земля. Многим из них это звание было присвоено посмертно.

Каждый год девятого мая на Красной площади города Москвы проходит парад Победы. Это такой праздник, когда у людей из глаз текут слёзы.

Уже несколько лет подряд на улицах всей страны проходит «Бессмертный полк». Люди идут, неся фотографии своих родственников. Приходит такое чувство, будто идут те самые герои войны, которые обеспечили нам мирную, спокойную жизнь.

У меня тоже есть такие фотографии. Три моих прадеда воевали с фашистами. Один мой прадед, Бугреев Егор Михайлович, ушёл на фронт сразу, как только началась война. Дома у него осталась жена и пятеро детей, последние из которых, близнецы, родились в конце апреля тысяча девятьсот сорок первого года. Они видели и голод, и холод. Дед был ранен в ногу и вернулся домой инвалидом.

Второй мой прадед, Клюйков Василий Николаевич, прошёл всю войну и вернулся домой с ранением ноги. Про войну рассказывать не любил, наверное, не хотел прочувствовать эту боль ещё раз.

Третий, Захаров Иван Ермолаевич, прошёл войну и также пришёл домой с раненой ногой.

Все они были награждены многими орденами и медалями.

Давно закончилась война, но её отголоски слышны до сих пор. Когда рассказывают наши бабушки о том, как они оставались без единственного кормильца в семье. Об этом мы не должны забывать. Никогда.

Великая Отечественная война – это не только незаживающая рана, но и наша слава и гордость.

Когда читаешь литературу о войне, даже трудно себе представить, какой же силой духа должен обладать человек, чтобы ринуться в бой, на смерть. Это что-то невообразимое. Какая же великая и терпеливая у нас страна.

Победа…Это было так давно, а в то же время, так недавно. Победа… Такая далёкая и такая близкая. Много написано стихов, сложено песен про войну, но мне захотелось написать свои строчки:

Нравственные истоки подвига человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу Андрея Геласимова «Идрицкая сила»)

Феткулова Надежда Шарифзяновна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 2 г. Новосибирска

Нравственные истоки подвига человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу Андрея Геласимова «Идрицкая сила»)

Наверное, многие согласятся с утверждением, что о Великой Отечественной войне написано большое количество книг. Все мы с детства знаем стихи о войне, рассказы, повести, романы. Казалось бы, что можно нового написать на эту тему? И, тем не менее, тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне не устаревает никогда. Вот почему современные авторы обращаются вновь и вновь к этой теме.

В 2015 году вышла в свет новая юбилейная книга «Мы памяти победы верны» (сборник, «Издательство «Эксмо», 2015). В этом сборнике произведений о Великой Отечественной войне напечатан и рассказ Андрея Геласимова «Идрицкая сила», который не оставил меня равнодушной, поэтому я решила познакомить учащихся с этим произведением. На моё счастье, в Интернете не нашлось ни одного плана урока по этому рассказу. Создавать собственный урок – это интересная и творческая работа. Мне хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами, посоветовать учителям русского языка и литературы провести уроки по изучению замечательного произведения, которое очень понравилось моим ученикам.

С творчеством Андрея Геласимова мои дети уже знакомы. Учащиеся прочитали рассказы «Нежный возраст», «Жанна». Я разработала план урока по рассказу «Жанна», он опубликован в журнале «Сибирский учитель» (№2(99) апрель 2015, статья «Компетентностно-ориентированные задания на уроке литературы»).

А сейчас представляю вниманию читателя план урока по рассказу Андрея Геласимова «Идрицкая сила», проведённого в девятом классе, в котором я являюсь классным руководителем.

Нравственные истоки подвига человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу Андрея Геласимова «Идрицкая сила»)

-познакомить учащихся с произведением Андрея Геласимова «Идрицкая сила»;

-совершенствовать навыки анализа и интерпретации художественного текста;

-выявить, какие факторы влияют на становление личности героя, закаляют его, что побуждает человека совершить подвиг.

-способствовать развитию познавательного интереса через актуализацию личностного восприятия литературного произведения;

-развивать умение внимательного прочтения текста;

-развивать творческие способности обучающихся.

-содействовать формированию коммуникативной компетентности обучающихся через использование групповой формы организации познавательной деятельности;

-воспитывать ответственность за свои поступки на примере судьбы литературного героя.

Планируемые образовательные результаты

Предметные. Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи при работе в группах. Знать содержание текста, уметь анализировать текст.

Метапредметные. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, установление причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.

Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.

Коммуникативные. Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.

Личностные. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей. Умение сформулировать и высказать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: исследовательский, аналитико-синтетический, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, дискуссия, элементы художественного чтения.

Определить основные черты характера Митьки, его решение идти вместе со всеми на смертельно опасное задание.

Воспитательное значение окончательного решения главного героя, его личного вклада в Победу над фашистской Германией.

Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, общекультурной.

Оборудование и наглядность: компьютер, текст рассказа, творческие работы учащихся к рассказу (обложка книги «Идрицкая сила»).

Ход урока

– Глаза – зеркало души человека. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, пожелайте друг другу успехов.

И я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

2. Введение в тему урока.

Вы уже знакомы с биографией и творчеством современного автора Андрея Геласимова, знаете его рассказы «Нежный возраст», «Жанна».

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым рассказом Андрея Геласимова «Идрицкая сила». Для того чтобы сформулировать тему урока, мы с помощью слов «да» и «нет» ответим на три вопроса.

Метод «Да-нет» (дети отмечают в таблице «да» или «нет»).

Учащимся предлагается ответить с помощью слов «да» или «нет» на ряд вопросов и сформулировать тему урока.

Рассказ «Идрицкая сила» о Великой Отечественной войне?

В этом произведении рассматривается тема трусости и предательства человека?

В рассказе описывается подвиг советских людей во время Великой Отечественной войны?

Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока.

3. Этап актуализации знаний.

Рассмотрим тему подвига на примере рассказа А. В. Геласимова «Идрицкая сила».

– Кто главный герой произведения? Расскажите о нём.

Главный герой этого произведения – Митька Михайлов, молодой солдат, переведённый из штрафной роты в первую стрелковую. Митька прекрасно знает технику, у него золотые руки: он отличный механик. За починку военной техники с него сняли судимость. Позже ему удаётся починить трофейный мотоцикл полковника Бочарова. Затем Митьке дают спецзадание, которое заключается в ремонте танка, подорванного противниками. Несмотря на то что танк уже не на ходу, у него сохранился пулемет, который, по предположению командира, должен быть исправным, но танк находится за линией фронта. На операцию отправляют взвод первой роты стрелкового полка, носящего звучное название «Идрицкая сила» – за освобождение города Идрица.

Каков Митька Михайлов по характеру?

– По характеру Митька весёлый, жизнерадостный, любит покрасоваться перед девушками. Он гордится тем, что служит в первой стрелковой.

Балагур, любит пошутить, не боится начальства.

4. Создание проблемной ситуации. Поиск противоречия.

Что такое подвиг и что побуждает людей совершать подвиги?

Давайте сравним поведение Митьки в различных ситуациях. Найдите цитаты из текста и заполните таблицу.

Первоначальное отношение Митьки к выполнению боевого задания.

Отношение к выполнению задания после того, как Митька узнаёт, что девушка-связистка тоже будет участвовать в военной операции.

Первоначальное отношение Митьки к выполнению боевого задания.

Отношение к выполнению задания после того, как Митька узнаёт, что девушка-связистка тоже будет участвовать в военной операции.

«А я не согласен!», Несознательный я!»

«Да не хочу я орден!», «Чтобы я сам себя к вышке приговорил?!»

«И чернявой вашей хана. А девка – молодая, красивая… Жалко».

Возмущение, страх за свою жизнь.

Жалость, страх за чужую жизнь.

Что побудило главного героя пойти вместе со всеми на опасное задание?

– Скорее всего, главный герой и не предполагал сам, что в глубине души он добрый человек. Чувство сострадания и жалости к людям, которым суждено погибнуть, овладело Митькой.

– Может быть, Митьку всё-таки взволновали слова командира: «Они всё равно пойдут… С тобой или без тебя – взвод уходит сегодня ночью. Только с тобой у них больше шансов».

– В начале рассказа у главного героя нет ни малейшего желания идти на задание и рисковать жизнью: «Нет у меня на то никакого добровольного моего желания!» А в конце произведения, когда новая связистка, похожая на цыганку, погадала ему, Митя ободрился: «Ну что, братья-славяне?! Дадим фрицам жару!»

– Взвод, который отправили на специальное задание, состоял из людей разных национальностей: «…Башкир Асадуллин, узбеки Музафаров и Норбутаев, таджик Абдуджаборов, украинец Федоренко, якут Кириллин, калмыки Мергелов и Джангаров, татарин Кашафутдинов, грузин Ломинадзе…» Единение всех народов в борьбе с фашизмом – это ещё одно доказательство того, что солдаты, жертвуя собой, шли на подвиг во имя счастья всех людей. За это погибшим присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно).

– Я считаю, что мы должны помнить подвиги всех людей, будь они известны, или же нет. Мы должны чтить настоящих героев и благодарить их. Эти молодые люди совершили подвиг, они пожертвовали собой ради жизней других людей.

– Давайте представим, как солдаты на фронте уходили в бой или на смертельно опасное задание. Вспомним песню на стихи Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон», которую мы с вами исполняли на смотре строя и песни. Сейчас, маршируя, мы исполним припев из этой песни.

Нас ждёт огонь смертельный,

И всё ж бессилен он,

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон,

Десятый наш десантный батальон.

6. Создание учебной ситуации.

– Сейчас мы приступим к выполнению следующего задания. Перед вами на столе два произведения. Одно из них – стихотворение Владимира Высоцкого. Это произведение выразительно прочтёт вслух наизусть заранее подготовленный ученик.

Второй текст – отрывок из рассказа Андрея Геласимова, этот эпизод тоже прочтём вслух.

Сопоставьте стихотворение Владимира Высоцкого с эпизодом из рассказа «Идрицкая сила», описывающим героическую смерть сгоревших танкистов.

В. Высоцкий

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог –

Кто считал, кто считал.

Сообщается в сводках Информбюро

Лишь про то, сколько враг потерял.

Но не думай, что мы обошлись без потерь –

Просто так, просто так.

Видишь – в поле застыл, как подстреленный зверь,

Весь в огне, искалеченный танк!

Где ты, Валя Петров? – что за глупый вопрос:

Ты закрыл своим танком брешь.

Ну а в сводках прочтём: враг потери понёс,

Ну а мы – на исходный рубеж.

Отрывок из рассказа Андрея Геласимова «Идрицкая сила»

«Сгоревший экипаж вынимали в полном молчании. До этого ещё изредка переговаривались на марше, и даже когда ползли по болоту, Митька умудрился немного позубоскалить насчёт пиявок и насчёт того, что цыганка в трясине – это, наверное, не к добру, но потом, уже рядом с подбитой «тридцатьчетвёркой», никто не произнёс ни слова. Танкисты погибли от взрыва топливного бака, в который, судя по всему, угодил бронебойный снаряд, поэтому обгорели до невозможности».

Сравните эти два произведения. Что общего вы видите в авторской позиции обоих произведений? На чём основывается подвиг обыкновенного человека? Составьте синквейн по данным произведениям.

Прослушивание работ. Представитель от каждой группы (пять групп) выходит к доске и демонстрирует синквейн. Пример синквейна.

Сражается, не сдаётся, погибает

Подвиг совершается во имя Победы.

Подведем итог нашему разговору.

Итак, на каких нравственных качествах человека основывается подвиг, совершённый во время Великой Отечественной войны?

– Подвиг, совершённый людьми на фронте, основывается на таких нравственных понятиях, как: честь, долг, любовь к людям, к Родине.

– Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

Смогла ли группа отразить в синквейне, рисунке ответ на проблемный вопрос урока?

Учащиеся заполняют таблицу «Мой оценочный лист», желающие могут устно выразить свою позицию.

Чему научились на этом уроке?

Над чем задумывались во время работы на уроке?

Что нового открыли для себя во время изучения произведения?

9. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Что побуждало людей во время Великой Отечественной войны совершать подвиги?»

«Истоки героизма в годы Великой Отечественной войны»

Василь Быков — автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести «Знак беды», написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие. Прекрасная природа, незамысловатый круг забот Степаниды— это нравственные истоки ее будущего подвига. «В мирную жизнь вторгается страшное слово — война. Немцы быстро наступают», оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. И все-таки Петрок не может избавиться от мысли: «Что ждать от немцев?» Слабый и податливый, герой уверен, что и при немцах можно будет благополучно прожить, если особо не высовываться. Степанида не прячет ценное, заботится о детях. Не верит она в утешительные слова Петрока: «Ничего, как-нибудь. Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они. Не съедят, может. »

Однако надежды Петрока, что «война пройдет стороной», не сбываются. Во время испытаний есть только два пути: за или против. Третьего не дано. Вскоре после прихода немцев местные полицаи проводят первую «боевую операцию», требуют у Петрока и Степаниды водки. Петрок готов подчиниться, гнать самогон, Степанида же не скрывает своего презрения к предателям-полицаям. Она их «не боится, потому что презирает и ненавидит».

Проходит некоторое время, и на хуторе поселяется целая немецкая команда. Оккупанты не считают за людей хозяев Яхимовщины, безжалостно избивают из-за пустяка Степаниду. Петрок же безропотно выполняет распоряжение. А в Степаниде зреют сразу два чувства: глухой внутренний протест и предчувствие большой беды. Женщина не боится нанести врагам непосредственный урон, она тайком бросает в колодец немецкую винтовку.

Множатся преступления немцев и полицаев, и вот даже миролюбивый Петрок поднимается до своеобразного протеста, до мысли, что фашисты — звери. Тем более, что Степанида не покоряется палачам. Она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев. Жизнь героини опалена огнем высокой жертвенности. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой. «Но бомба дожидалась своего часа. »

В повести «Знак беды» показан героизм простых людей во время Великой Отечественной войны. До бунта поднимается не только Степанида, которая до войны отличалась правдолюбивым и мужественным характером, независимостью, но даже мягкохарактерный Петрок. Эти обычные деревенские люди восходят на своеобразную нравственную Голгофу. И высота их подвига — это высота подвига всех людей, одержавших над врагом такую трудную, но необходимую победу. Она досталась народу и стране очень дорогой ценой.

У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом — во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить — доказывает писатель каждым своим произведением. Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

Основная идея его произведений – поведение людей в экстремальных ситуациях, когда в одно мгновенье приходится решать такие сложные вопросы, как: Кто прав? Кто виноват? Умереть или предать?. “Сотников” не исключение, в этой повести Быков смог показать, что происходит с внутренним миром человека, когда решается его судьба.

Вспомним эпизод, когда Сотников и Рыбак приходят к старосте. По суровым законам военного времени они должны были убить его. Он сотрудничает с фашистами, значит, предатель. Но был ли у него выбор? По своей воле он сделал этот шаг? Нет! Но какое это имеет значение для партизан, которые перевидали за военное время много таких, как он. Сам Петр, даже не пытается оправдываться, – знает, что бесполезно. Почему же Рыбак не убил его? Ведь должен был, по всем понятиям должен. Пощадил он его только потому, что “очень уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр”. Значит, война не сделала из солдата машину для убийств, не смогла противостоять здравому смыслу и гуманизму. Рыбак совершает безупречно правильный выбор, положившись на свое чутье.
Ещё одно трудное решение предстоит сделать ему во время перестрелки с полицаями. Он встает перед выбором: или спасти тяжелобольного товарища, или семнадцать человек от голодной смерти. В первый миг он выбирает второе, но, отступая, он слышит, как отстреливается Сотников. Именно звуки выстрелов заставляют его бросить овцу и вернуться на помощь. Зачем? Ведь в лесу целый отряд, не евши несколько дней, а тут один лишь больной, к тому же раненый. Не может, значит, Рыбак пойти против законов морали, не в его духе трусить и бросать товарища, который на протяжении всего задания был для него только обузой.

Во время перестрелки Сотников видит, как уходит его товарищ, но не винит его за предательство: сам прекрасно понимает, что Рыбаку он только мешался, и решает задержать полицаев, дав тем самым уйти напарнику.

Проблема нравственного выбора характерна для всего творчества В. Быкова. Скорее всего, что как фронтовик, он мог наблюдать подобные ситуации, именно поэтому так тонко передает он мысли и действия человека, оказавшегося «на распутье».
Поэтому людей, не поддавшихся обстоятельствам, имеющих нравственный стержень, он ставит на пьедестал. Например, в повести «Сотников».

Отряд окружен немцами. Партизаны голодают и мерзнут на болоте. Без пищи они обречены. Рыбаку и Сотникову приказано добыть еды. Глубокой ночью они уходят на задание. Именно с началом пути автор начинает исследование своих главных героев. Сотников тяжело болен. Его душит постоянный кашель. Рыбак советует больному товарищу вернуться в отряд. Тот отказывается: «все эти дни он был голоден и ему хотелось погреться в домашнем тепле». Тогда Рыбак предлагает ему вафельное полотенце, чтобы обмотать простуженное горло, и становится теплее. Мы невольно начинаем проникаться симпатией к бывшему старшине Рыбаку. Нам трудно представить, что, спустя несколько глав, Рыбак будет уже другим человеком.

Писатель, будто нейрохирург, постепенно и осторожно раскрывает нам своих героев. Наверное, своеобразным апогеем повествования становится сцена в доме старосты, когда уважение к хватке Рыбака, да и к его житейской морали – максимальное. А сам Сотников предстает далеко не добрым человеком:

– Что, отпускаешь? – сипло спросил Сотников, когда они вдвоем остались посреди двора.
-А, черт с ним.

Сотников полагал, что Рыбак, после того как отберет овцу старосты, расстреляет его, как пособника фашистов. Он не мог сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев. Однако Рыбак «не любил причинять людям зло – обижать невзначай или с умыслом». Еще один эпизод с женщиной, которая колет дрова у своей избы. Сотников, ссутулясь, уныло ожидал под стеной. А Рыбак закинул за спину карабин и, взявшись за топорище, нарубил ей дров.

Однако нравственные испытания все более усложняются. Сотникова ранят в перестрелке с полицаями. Сначала Рыбак обрадовался, что оторвался от преследователей. Их задержал Сотников своим карабином. И все же Рыбак «вдруг отчетливо понял, что уходить нельзя. Как можно столько силы тратить на эту проклятую овцу, если там оставался товарищ?». И он, стараясь не рассуждать больше, быстрым шагом двинулся по своему следу назад. Для него это был трудный выбор.

Сотникова же страшило другое: «стать для других обузой» или попасть в руки полицаев. Он уже выбирает смерть. Василь Быков подробно описывает, как Сотников стягивает со здоровой ноги «смерзшийся бурок», чтобы в случае чего «только впереть в подбородок ствол винтовки и пальцем ноги нажать на спуск». Сотников – из тех, кто не уклоняется и не сворачивает, и хотя последний выбор ему еще только предстоит, он уже живет с ним в душе. Рыбак же жаждет жизни и постоянно ведет борьбу за нее. Ради жизни он готов на все. Нам импонирует и героическая позиция Сотникова, и страстное желание Рыбака наслаждаться «свободой, простором, ветром в поле». Здесь герои как бы на равных перед читателем.

Но постепенно отношение к героям начинает меняться. Мысли Рыбака о том, что «страх за свою жизнь – первый шаг на пути к растерянности», оказались пророческими. Рыбак принес раненого Сотникова в сельскую избу, и здесь бывший старшина в ожидании хозяйки испытывает нравственное раздвоение: «В нем росла злость, хотя злиться вроде и не было на кого. За время службы в армии в нем появилось пренебрежительное чувство к слабым, болезненным». Но мы по-прежнему еще верим поступкам Рыбака, а не его мыслям. Хотя постепенно его отчаянное желание выручить Сотникова вытесняется мыслью о том, что смерть его была бы кстати – развязала бы руки, убрала свидетеля с его глупыми принципами.

Сотников же приходит к пониманию, что «надо собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть: «Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу». Это понимание приходит к нему после их ареста полицаями, во время ожидания приговора. Наверное, автор в какой-то степени хотел провести параллель между Сотниковым и Христом. Если один восходил на Голгофу, чтобы быть распятым, то другой поднимался на виселицу. И последние мысли бывшего комбата перекликаются с заповедью Христа: «Не бойтесь тех, кто способен убить.

Ведь они могут убить только тело, а души погубить они не могут». Это желание В. Быкова опереться на библейские заповеди проскальзывает и в середине повести, когда герои находились в хате старосты и Рыбак видит черную обложку библии.
В конце концов, слишком принципиален и непонятен становится Сотников для Рыбака. И он, уже став полицаем и получив в качестве награды за измену Родине свою жизнь ( «тридцать сребреников Иуды»), мысленно торопит смерть товарища. Дабы ничто больше не напоминало, что есть в мире незыблемые нравственные законы. За мгновение до гибели Сотникова Рыбак просит у него прощение:

– Прости, брат!
– Пошел к черту, – коротко бросил Сотников.

И даже в этой фразе – намек на ад, в котором будет мучиться душа предателя.
Конечно, идеальность всегда требовательна, но в нравственных идеалах заключен вечный свет, как бы они ни были труднодостижимы. Поведение Сотникова подтверждает, что нравственный порядок в мире неизменен.

И все же, в качестве послесловия, хотелось бы добавить, что слишком «книжным», как мне кажется, получается образ Сотникова. Потому и хочется воскликнуть: «Не верю!». По сути, идеальный Сотников волей-неволей виноват в гибели многодетной матери Демчихи, «библейского» старосты. Да и «заблудшей» овцы Рыбака.

Не выполнен и приказ командира. В лесу умирают от голода партизаны.

Задумываясь над превратностями творческой судьбы самого автора, невольно приходишь к выводу, что самому В. Быкову ближе по духу именно Рыбак. Переживания его и поступки выписаны более правдоподобно, будто автор исследовал потаенные уголки именно своей души. И напротив, мысли Сотникова, изложенные писателем, звучат как пропагандистский штамп: «Да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа? Кто измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага…».

Василь Быков покинул свою многострадальную родину, Белоруссию, и эмигрировал в Германию, потом в Финляндию.

По-человечески понятно: это материально удобнее и выгоднее. Но как быть с его желанием слыть «совестью нации», с призывом «не служить у немцев»? Эту двойную мораль (для себя – одну, для читателей – другую) вовремя почувствовал писатель Солженицын и вернулся из Америки в Россию. Говорят, что в любом произведении особенно запоминается последняя фраза. Так и В. Быков в финале повести выводит своего героя из уборной с оправдательными мыслями: «…такова судьба…заплутавшегося на войне человека».

Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны

Во время Великой Отечественной войны советские граждане совершили так много подвигов, что перечислять пришлось бы не один день. Победу в войне обеспечил героизм простых людей, защищавших Родину.

Героизм советских людей в годы войны

Советские граждане проявляли мужество с первых дней Великой Отечественной войны. Героизм городских жителей:

  1. С 22 июня по 30 июля 1941 года защитники Брестской крепости держали оборону.
  2. С 5 августа по 16 октября 1941 года длилась оборона Одессы.
  3. С 12 сентября 1941 года по 10 июля 1942 года держали оборону защитники Севастополя.
  4. Блокада Ленинграда длилась несколько лет – с 8 сентября 1941 года по 29 января 1944 года.
  5. С 12 сентября 1941 года по март 1943 года длилась блокада Ленинграда.

Герои Великой Отечественной войны:

  • разведчица Зоя Космодемьянская;
  • летчик Гастелло;
  • лётчик Покрышкин;
  • летчик Кожедуб;
  • солдат Матросов;
  • снайпер Зайцев;
  • пограничник Лопатин.

Это лишь несколько имён среди многих людей, отдавших свои жизни за освобождение страны.

Награды

В годы войны героизм стал нормой поведения людей. Наградами были удостоены:

  • звание Героя Советского Союза – высшую степень боевого отличия, получили более 11000 человек;
  • дважды это звание получили более 100 из этих людей;
  • Жуков, Кожедуб, Покрышкин получили это звание три раза.

Всего орденами и медалями за мужество и героизм в годы войны были награждены более 7 млн. человек.

Героизм проявляли представители всех родов войск:

  • 8447 человек из сухопутных войск были удостоены звания героя Советского Союза;
  • cреди воинов-авиаторов это звание получили 2332 человека;
  • среди моряков – 513 человек.

Также было совершено много коллективных подвигов. В самый первый день войны против немецких самолетов 20 советских летчиков совершили воздушные тараны. Всего в годы войны было произведено:

  • более 600 воздушных таранов;
  • более 500 наземных таранов;
  • более 60 танковых таранов;
  • 4 таранов подводных лодок.

За годы войны было произведено более 10000 наград массового подвига. Несколько городов благодаря массовому подвигу были удостоены звания «Город-герой».

Партизанское движение

Для осуществления своей политики нацисты разработали план «Ост». Он заключался в колонизации восточноевропейских земель и выселения граждан после колонизации преимущественно в Сибирь.

С началом реализации этих планов стало возрастать сопротивление, которое со временем сформировалось в партизанское движение. Оно представляло собой отряды и подпольные группы во вражеском тылу. Их задача заключалась в нанесении ущерба врагам. Общая цель – создать как можно больше препятствий для осуществления их планов.

Впервые идея о создании сопротивления прозвучала через несколько дней после начала Великой Отечественной войны – 29 июня 1941 года.

После этого начало развиваться партизанское движение. Его развитие происходило в 2 этапа:

  1. С лета 1941 года по осень 1942 года – период организации. 18 июля 1941 года Центральный комитет КПСС и Союз народных комиссаров СССР выдали постановление «Об организации борьбы в тылу вражеских войск». С этого момента начинается действие разрозненных отрядов. Первое время они возникали спонтанно.
  2. С осени 1942 года по декабрь 1944 года – период активных действий. Были созданы специальные органы для управления движением. 30 мая 1942 года был организован Центральный штаб. Его возглавил Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии Пономаренко. В конце лета 1942 года в Москве состоялось совещание с руководителями партизанских отрядов. На совещании обсуждались дальнейшие планы по борьбе с противником.

В основном, методы борьбы партизанских отрядов заключались в рейдах по тылам противника.

Больше всего движение было распространено в следующих областях:

  • Смоленская;
  • Орловская;
  • Ленинградская;
  • Крым;
  • северные области Украины;
  • практически вся Белоруссия.

На оккупированных территориях существовали районы, которые полностью контролировались партизанами. Их называли партизанскими краями.

Самые крупные партизанские соединения возглавляли:

Командование ставило перед ними важные стратегические задачи.

С 3 августа по 15 сентября 1943 года осуществлялась крупнейшая операция партизан, получившая название «рельсовая война». Во время Курской битвы при разгроме вражеских войск Красной армии требовалась помощь. Задача партизан заключалась в разрушении транспортных коммуникаций врага и выведении из строя техники противника, перевозимой по железной дороге.

Среди Партизан было много молодых людей. Самая известная молодежная подпольная организация называлась «Молодая гвардия». Она существовала с 1941 года по 1943 год в городе Краснодоне Луганской области. Её возглавляли Кошев, Туркенич и Громова.

Тыл в годы войны

После введения военного положения все функции государственной власти, касающиеся вопросов обороны и обеспечения безопасности, перешли к военным властям. 30 июня 1941 года образовался ответственный за это орган – Государственный комитет обороны (ГКО). Его председателем стал Иосиф Сталин. Также в комитет обороны вошли:

Немного ранее 26 июня Президиум военных сил издал указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Сразу же началась мобилизация средств для отпора захватчикам.

Труженики тыла тоже проявляли героизм в годы войны. В связи с военным положением условия труда для рабочих изменились:

  • длительность рабочего дня увеличивалась до 11 часов;
  • отпуска отменялись;
  • рабочая неделя становилась шестидневной для всех;
  • вводились обязательные сверхурочные работы.

С декабря 1941 года все работники военных производств закреплялись за предприятиями. Самовольный уход с рабочего места запрещался. За нарушение грозило 8 лет тюрьмы.

К сельскохозяйственным учреждениям тоже предъявлялось много требований. В годы войны наблюдалось сокращение скота и значительные потери посевных площадей. Несмотря на это, перед колхозами ставилась задача обеспечить армию и работников военных производств продовольствием. Обязательный минимум трудодней вырос в 1,5 раза.

На сельскохозяйственных и промышленных предприятиях трудилось много женщин и подростков. Мужчины, которые по каким-либо причинам не призывались в армию, входили в состав народных ополченцев.

К середине 1942 года экономика была почти переведена на военные рельсы. Крупные предприятия были эвакуированы в Сибирь, Урал, Казахстан. Параллельно строились новые промышленные объекты. Благодаря самоотверженности рабочих, трудящихся под государственным контролем, за короткие сроки были установлены высокие показатели во многих отраслях производства. Германия больше не превосходила СССР по военно-техническим показателям.

Научные и военно-технические достижения

Труды научных деятелей сыграли важную роль в Победе.

Достижения военной авиации:

  • были созданы истребители Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, штурмовик Ил-10 и бомбардировщик Ту-2;
  • Болховитинов сконструировал первый советский реактивный самолёт, который был испытан в 1942 году.
  • академик Патон разработал новый метод сварки танковых корпусов;
  • с 1943 года стали поступать самые мощные танки Второй мировой войны ИС, ИС-2, ИС-3;
  • в 1944 году Т-34 был заменён Т-34-85, имевшим усиленную броневую защиту.

Физиками Вавиловым, Мандельштамом, Иоффе были созданы:

  • магнитные мины;
  • радиолокационные приборы ;
  • радиопеленгаторы.

Также были усовершенствованы зажигательные смеси.

В годы войны достижения были и в области медицины. Хирург Вишневский разработал новые методы обезболивания, микробиолог Ермольева разработала препарат на основе пенициллина.

Идеология и культура в годы войны

Культура во время Великой Отечественной войны играла роль идейного оружия. Многие творческие люди становились партизанами или народными ополченцами. Контроль правительства в годы войны был смягчен.

Литература

Многие писатели стали военными корреспондентами. Примеры произведений:

  • Твардовский «Василий Теркин»;
  • Фадеев «Молодая гвардия»;
  • Шолохов «Они сражались за Родину».

Стихотворение Симонова «Жди меня» стало гимном советской женщине.

Живопись

В военные годы в живописи получили развитие портретный, бытовой и пейзажный жанры. Последние всегда были связаны с войной, а в портретном жанре выражалось мужество и благородство борцов с фашизмом.

Музыка

Самые знаменитые песни Великой Отечественной войны:

  • «Священная война», слова Лебедева-Кумача, музыка Александрова;
  • «Песня защитников Москвы», написанная в 1942 году;
  • «Под звездами балканскими», написанная в конце 1944 года;
  • «Эх дороги…», песня Ошанина и Новикова, которая подводила итог войне.

Особую популярность приобрела Седьмая симфония Шостаковича, написанная в блокадном Ленинграде.

Театр

Театральные труппы проводили гастроли на фронте. Самые знаменитые спектакли того времени:

Всего было дано 1350000 представлений.

Кино

Естественно, основным направлением в кино была героическая борьба советских граждан с фашистами. Главное место занимала хроника, которая впоследствии стала основой для документальных фильмов. Также существовали художественные фильмы. Самые популярные из них:

  • «Два бойца» 1943 года;
  • «Секретарь райкома» 1942 года;
  • «Жди меня» 1943 года
  • «Радуга» 1944 года.

Также создавались фильмы, посвященные выдающимся полководцам, военачальникам, деятелям культуры.

Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны

Василь Быков – автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести “Знак беды”, написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие. Прекрасная природа, незамысловатый круг забот Степаниды – это нравственные истоки ее будущего подвига. “В мирную жизнь вторгается страшное слово – война.

Немцы быстро наступают”, оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. И все-таки Петрок не может избавиться от мысли: “Что ждать от немцев?”

Не верит она в утешительные слова Петрока: “Ничего, как-нибудь. Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они… Не съедят, может…”

Однако надежды Петрока, что “война пройдет стороной”, не сбываются. Во время испытаний есть только два пути: за или против. Третьего не дано. Вскоре после прихода немцев местные полицаи проводят первую “боевую операцию”, требуют у Петрока и Степаниды водки. Петрок готов

Она их “не боится, потому что презирает и ненавидит”.

Проходит некоторое время, и на хуторе поселяется целая немецкая команда. Оккупанты не считают за людей хозяев Яхимовщины, безжалостно избивают из-за пустяка Степаниду. Петрок же безропотно выполняет распоряжение. А в Степаниде зреют сразу два чувства: глухой внутренний протест и предчувствие большой беды.

Женщина не боится нанести врагам непосредственный урон, она тайком бросает в колодец немецкую винтовку.

Множатся преступления немцев и полицаев, и вот даже миролюбивый Петрок поднимается до своеобразного протеста, до мысли, что фашисты – звери. Тем более, что Степанида не покоряется палачам. Она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев.

Жизнь героини опалена огнем высокой жертвенности. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой… “Но бомба дожидалась своего часа…”

В повести “Знак беды” показан героизм простых людей во время Великой Отечественной войны. До бунта поднимается не только Степанида, которая до войны отличалась правдолюбивым и мужественным характером, независимостью, но даже мягкохарактерный Петрок. Эти обычные деревенские люди восходят на своеобразную нравственную Голгофу.

И высота их подвига – это высота подвига всех людей, одержавших над врагом такую трудную, но необходимую победу. Она досталась народу и стране очень дорогой ценой.

У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом – во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить – доказывает писатель каждым своим произведением.

Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

Похожие сочинения:

Тема великой отечественной войны Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война.

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М. А. Шолохова “Судьба человека”) Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и.

Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Сквозные темы Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Двадцать второго июня тысяча девятьсот.

Моя семья в годы Великой Отечественной Войны Светлое небо над головой, семейный уют и любовь, покой и радость, улыбки близких мне людей… Часто задумываюсь над тем, что этого могло бы и не быть, если бы не победа.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью 1941 г. защищал Москву, кто познал кровавый.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По повести В. Быкова “В списках не значился”) Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По повести В. Быкова “В списках не значился”) Великая Отечественная война – одно из самых значимых событий XX века для России. Она.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по произведению одного из писателей) Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь.

НЕВЕРОЯТНАЯ ЯВЬ ВОЙНЫ (по повести В. Кондратьева “Привет с фронта”) – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто видел кровавый.

Тема Великой Отечественной войны в прозе 40-х гг Годы Великой Отечественной войны являются одной из главных тем нашей литературы. Одна из них – подвиг нашего народа. Отечество пересчитывало дни и месяцы смертельной опасности. Искусство, литература вышли на огневой.

Тема Великой Отечественной войны в современной прозе Годы Великой Отечественной войны – это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет.

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ В РОМАНЕ ГРОССМАНА “ЖИЗНЬ И СУДЬБА” – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении.

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПОЭЗИИ Изображение Великой Отечественной войны в поэзии. Б. А. Слуцкий – суровый реализм повествования, передача героического через обыденное , Д. С. Самойлов – диалогический строй многих стихов: стремление к отклику, к.

ИСТИННАЯ ЦЕНА ПОБЕДЫ – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет.

Героика великой отечественной войны в современной литературе Современная жизнь выдвигает новые проблемы, но по-прежнему злободневной и остро воспринимаемой остается тема Великой Отечественной войны. Это была действительно Отечественная война, ибо весь народ поднялся на освобождение своего Отечества. Она.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня… К. Симонов Часто СЛЫШИМ: “В войне”, “о войне”.

Художественная жизнь во время Великой Отечественной Войны По окончании войны Германия, как и пострадавшие вследствие ее агрессии страны, оплакивала своих павших сыновей. Многие немецкие солдаты остались лежать в чужой земле. Среди тех, кто не вернулся домой из.

Тема Великой Отечественной Войны в русской литературе После революционной эпохи 1917-1921 гг. Великая Отечественная война явилась самым крупным и значительным историческим событием, оставившим глубочайший, неизгладимый след в памяти и психологии народа, в его литературе. В первые же.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века Советская литература в дни войны Становится истинно народным искусством, Голосом героической души, Души народа. А. ТОЛСТОЙ Выдающаяся победа Советского Союза над фашисткой Германией явилась всемирно-историческим событием, имевшим огромное международное значение.

Тема Великой Отечественной Войны в поэзии военных лет Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, Идет война народная, Священная война. В. Лебедев-Кумач В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких.

Cочинение на тему: “Это был шаг в бессмертие… О героях Великой Отечественной войны” Существуют в нашей жизни такие поступки, которые делают человека бессмертным. Казалось бы, жизнь человека конечна, многие в этом убеждены и стараются получить побольше удовольствия и радостей, ведь в конечном итоге.

ВОЙНА В ПОВЕСТИ В. КОНДРАТЬЕВА “САШКА” – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову.

Старинная фотография (памяти героев Великой Отечественной войны) План 1. Взвод гвардии-лейтенанта П. Н. Широнина. 2. П. Н. Широнин – герой Великой Отечественной войны. 3. Старые фотографии. 4. Судьба человека. Нет героев от рожденья – Они рождаются в.

ПОДВИГ НАРОДА БЕССМЕРТЕН – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца.

Тема Великой Отечественной войны в поэзии М. Исаковского, К. Симонова, А. Суркова Проходят годы. Великая Отечественная война все дальше отодвигается в глубь истории. Но интерес к ней не утихает. Михаил Васильевич Исаковский. В 1941 году написал восьмистишье “Перед боем”. Эта карандашная зарисовка.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ… – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не.

СКРОМНОЕ ВЕЛИЧИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою С. Щипачев Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные.

ПОВЕСТЬ ГРИГОРИЯ БАКЛАНОВА “НАВЕКИ – ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЕ” – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Сороковые роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ (по повести В. Некрасова “В окопах Сталинграда”) – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Виктор Некрасов… Удивительна судьба этого человека, и многое в ней еще нам неизвестно. Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году, окончил архитектурный институт и актерскую студию, играл в нескольких театрах.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ТРИЛОГИИ К. СИМОНОВА “ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ” – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов.

Духовное становление человека на Великой Отечественной войне “Наверх, лейтенант, чтоб и мертвых боялись… чтоб детям, внукам и правнукам заказали в Россию соваться!” Б. Васильев Борис Львович Васильев – талантливый художник, знающий о войне не понаслышке, сам прошел.

Читайте также:  Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×