Исследование социально нравственных коллизий в творчестве Быкова: сочинение

«Исследование социально нравственных коллизий в творчестве Быкова»

В душной атмосфере тоталитаризма, под таким прессом литература, однако, продолжала нелегкое дело осмысления трагических событий войны. Особую роль в семидесятые годы здесь играл В. Быков белорусский писатель, чье творчество стало неотъемлемой частью и русской литературы. В. Быков художник трагический. Он сосредоточен на исследовании социально-нравственных коллизий, раскаленных добела нашим тоталитарным режимом и тотальной, истребительной войной гитлеровской Германии, он стремится выяснить, что в нечеловеческих обстоятельствах происходит с человеком.

Локальность места действия, краткая временная протяженность изображаемых событий, не многочисленность персонажей таковы структурные особенности Быковских персонажей – таковы структурные особенности Быковских повестей. Сюжеты в его повестях раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведал, в какой крутой переплет, в какой капкан может попасть на ближайшей опушке леса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги. Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать на свой страх и риск, без команды и приказа, когда над ними нет начальства, когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия.

В. Быков стремится докопаться до причин нравственной подоплеки тех или иных поступков – верности и предательства, злодейства и человечности, мужества и слабодушия, – проникнуть в скрытую при обычном течении жизни и обнаженную жестокими испытаниями глубинную суть характеров. Следует отметить еще одно явление литературы о войне той же поры. Я говорю не о буме мемуарной и документальной литературы, оказавшем серьезное влияние на литературу художественную, а о документальных книгах, с полным правом причисляемых к литературе художественной, написанных талантливыми писателями. Но дело не просто в слоге. В отличие от мемуаров, авторы которых берутся за перо, чтобы воссоздать достоверную картину исторических событий, в которых они принимали участие, в книгах берется иной разрез действительности человеческий. Авторов их интересует общественная психология, нравственный мир людей, сила их сопротивления беспредельно жестоким обстоятельствам, вершины и бездны человеческого духа.

Назову несколько таких книг, появление которых было подлинным литературным событием: «Разные дни войны» К. Симонова, «Я из огненной деревни» А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранена, «У войны не женское лицо» С. Алексеевич. Как бы ни отличались друг от друга лучшие книги о войне, одно объединяло без исключения: твердое убеждение, что эту кровавую, ужасную войну выиграл не Сталин, а народ, он вынес на своих плечах неимоверную ее тяжесть. Писатель выступает против фашизма с общечеловеческих позиций и поэтому не делит зло на свое и чужое. Решать пришлось каждому, ответственность легла на всех. Защитить родину и свободу могли только свободные люди.

В одном из выступлений А. Твардовский заметил, что действительность – даже героическая действительность – нуждается в подтверждении и закреплении искусством, без этого «она как бы еще не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей». В качестве примера Твардовский привел сначала «Войну и мир»: «Разве война и победа русского оружия в 1812 году означала бы столько для национального патриотического самосознания русских людей, если бы они знали о ней только по учебникам истории и даже многотомным ученым трудам, если бы, допустим на минуту, не было бы гениального творения Толстого «Война и мир», отразившего этот исторический момент в жизни страны, показавшего в незабываемых по своей силе образах величие народного подвига тех лет!»

Вторым примером Твардовскому послужила наша литература о войне: «То же самое можно сказать о литературе, которую вызвал к жизни беспримерный подвиг советских народов в Отечественной войне 1941-1945 годов. Он подтвержден в нашем сознании, в том числе и в сознании самых непосредственных носителей этого подвига, средствами правдивого слов». Пожалуй, это самая высокая из всех возможных оценка того, что сделала за полвека наша литература о войне…

Исследование социально-нравственных коллизий в творчестве Быкова

В душной атмосфере тоталитаризма, под таким прессом литература, однако, продолжала нелегкое дело осмысления трагических событий войны. Особую роль в семидесятые годы здесь играл В. Быков белорусский писатель, чье творчество стало неотъемлемой частью и русской литературы. В. Быков художник трагический. Он сосредоточен на исследовании социально-нравственных коллизий, раскаленных добела нашим тоталитарным режимом и тотальной, истребительной войной гитлеровской Германии, он стремится выяснить, что в нечеловеческих обстоятельствах происходит с человеком.

Локальность места действия, краткая временная протяженность изображаемых событий, не многочисленность персонажей таковы структурные особенности Быковских персонажей — таковы структурные особенности Быковских повестей. Сюжеты в его повестях раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведал, в какой крутой переплет, в какой капкан может попасть на ближайшей опушке леса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги. Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать на свой страх и риск, без команды и приказа, когда над ними нет начальства, когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия.

В. Быков стремится докопаться до причин нравственной подоплеки тех или иных поступков — верности и предательства, злодейства и человечности, мужества и слабодушия, — проникнуть в скрытую при обычном течении жизни и обнаженную жестокими испытаниями глубинную суть характеров. Следует отметить еще одно явление литературы о войне той же поры. Я говорю не о буме мемуарной и документальной литературы, оказавшем серьезное влияние на литературу художественную, а о документальных книгах, с полным правом причисляемых к литературе художественной, написанных талантливыми писателями. Но дело не просто в слоге. В отличие от мемуаров, авторы которых берутся за перо, чтобы воссоздать достоверную картину исторических событий, в которых они принимали участие, в книгах берется иной разрез действительности человеческий. Авторов их интересует общественная психология, нравственный мир людей, сила их сопротивления беспредельно жестоким обстоятельствам, вершины и бездны человеческого духа.

Назову несколько таких книг, появление которых было подлинным литературным событием: «Разные дни войны» К. Симонова, «Я из огненной деревни» А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранена, «У войны не женское лицо» С. Алексеевич. Как бы ни отличались друг от друга лучшие книги о войне, одно объединяло без исключения: твердое убеждение, что эту кровавую, ужасную войну выиграл не Сталин, а народ, он вынес на своих плечах неимоверную ее тяжесть. Писатель выступает против фашизма с общечеловеческих позиций и поэтому не делит зло на свое и чужое. Решать пришлось каждому, ответственность легла на всех. Защитить родину и свободу могли только свободные люди.

В одном из выступлений А. Твардовский заметил, что действительность — даже героическая действительность — нуждается в подтверждении и закреплении искусством, без этого «она как бы еще не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей». В качестве примера Твардовский привел сначала «Войну и мир»: «Разве война и победа русского оружия в 1812 году означала бы столько для национального патриотического самосознания русских людей, если бы они знали о ней только по учебникам истории и даже многотомным ученым трудам, если бы, допустим на минуту, не было бы гениального творения Толстого «Война и мир», отразившего этот исторический момент в жизни страны, показавшего в незабываемых по своей силе образах величие народного подвига тех лет!»

Вторым примером Твардовскому послужила наша литература о войне: «То же самое можно сказать о литературе, которую вызвал к жизни беспримерный подвиг советских народов в Отечественной войне 1941-1945 годов. Он подтвержден в нашем сознании, в том числе и в сознании самых непосредственных носителей этого подвига, средствами правдивого слов». Пожалуй, это самая высокая из всех возможных оценка того, что сделала за полвека наша литература о войне…

Исследование социально-нравственных коллизий в творчестве Быкова

Другие сочинения по теме:

Исследование жизненных коллизий Маруси Чурай Сокровища, известные человеку, классифицируются на две группы: те, которые намертво лежат в земле, и идущие от рода к роду, окутывая.

Проблема исторической памяти в повести Быкова «Знак беды» Почти вся литературная деятельность Василия Быкова посвящена Великой Отечественной войне. Он сам прошел войну от начала до конца. Собственный опыт.

Трогательная любовь и ад фашистского плена в повестях Василя Быкова В 1963 г. появилась повесть «Альпийская баллада». В центре ее — самоотверженная и трогательная любовь, которой проходит через испытания в.

Реализм повестей о войне В. Быкова Горизонты прозы раздвинулись. Новые явления и конфликты, характеры и ситуации получили жизнь в литературе. Утверждая реалистическую поэтику героического, Русская проза.

Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева Генерал, возглавивший гвардейскую армию, выдержавшую нечеловеческой силы удар танковой громады Манштейна, входит в роман как вполне реальная, остро-индивидуализированная, ни с.

Талант Василя Быкова Талант Василя Быкова был разбужен атмосферой «оттепели», в которой литература об Отечественной войне обретала второе дыхание. Быков и сейчас не.

Что такое подвиг? На примере повести Быкова «Обелиск» Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное.

Читайте также:  Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны: сочинение

Главная тема творчества Василя Быкова Школьное сочинение по повести Василя Быкова «Сотников». Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его.

Трагедия Федора Ровба в повести В. Быкова «Облава» Писатель Василь Быков известен нам как правдивый, искренний рассказчик о человеческой судьбе в годы Великой Отечественной войны. Тема войны является.

Социально-философские, этические, эстетические искания Толстого В идейной борьбе 70-х годов проблема просвещения народа занимала едва ли не центральное место. Увлечение педагогикой было всеобщим, вопросы народного.

Концепция мира и человека в системе нравственных ценностей в «деревенской» прозе Владимир Федорович Тендряков 1923-1984. Кончина Повесть (1968). Действие разворачивается в селе Пожары колхоза «Власть труда». Народ собирается у дома умирающего.

Герои войны в повестях Василя Быкова «Страшная беда» — эта формула, появившаяся впервые на страницах «Западни» и спустя двадцать лет выступившая в названии новой повести Быкова.

В. Кеппен — создатель нового социально-политического романа В. Кеппен является одним из наиболее крупных, отличающихся масштабностью своего творчества писателей Германии. Он был более, чем на десять лет.

Социально-критический роман Генрих Белль Романы Генриха Белля первой половины 50-х годов достигли высшей точки в освещении второй мировой войны с позиций критического реализма. Генрих.

Социально-психологическая проза Социально-психологическая проза — одно из ярчайший достижений реализма ХХ ст., в котором реализовалась характерная для этого направления установка на тщательный.

«Капитанская дочка»: художественное исследование грозного времени народной войны за свободу Социологизм мышления Пушкина не мог не внести кардинальных изменений в структуру художественного произведения и прежде всего в понимание сущности и.

Корни размежевания Сотникова и Рыбака в повести Василя Быкова Далеко не случайно сюжет повести состоит из двух этапов. На первом — герои проходят испытание крайне неладно складывающимися обстоятельствами: хутор.

Краткое содержание повести Быкова «Облава» Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места.

Социально-политические басни Крылова Басни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и.

Исследование критической деятельности Белинского Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) придал критике журнальный, публицистический характер, превратил ее в орудие борьбы за революционно-демократические идеалы. Многие писатели и.

Анализ «Сотников» Быков

Повести Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать её лицо так, как никто другой, немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух друзей-партизанов, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. В повести “Сотников” анализ стоит начинать с истории создания, которая затрагивает биографию автора. Полный анализ произведения будет полезен для подготовки к тестированию и написания творческих работ.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.

История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.

Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.

Жанр – повесть.

Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.

История создания

Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

Посмотрите, что еще у нас есть:

История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения.

Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам. Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

Композиция

Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.

Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Сотникова».

Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.

Анализ повести «Сотников» (В. Быков)

Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас. В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты.

История создания

Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.

Читайте также:  Нравственный подвиг в повести В. Быкова Обелиск: сочинение

Жанр и направление

Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.

Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.

Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.

В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.

Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят, но он выбивает у себя из-под ног подпорку, чтобы не дать сделать этого бывшему товарищу.

Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.

Главные герои и их характеристика

  1. Сотников — заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
  2. Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
  3. Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.

Тематика и проблематика

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

Так основные темы описывал сам писатель:

Про задумку “Сотникова” В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Главная мысль

Конечно, далеко не все могут сделать выбор, который мы бы посчитали правильным, опираясь на наши нравственные ценности, но ведь у каждого они свои. Не нужно осуждать человека за его выбор, лучше смотреть за своими действиями. Именно поэтому авторская позиция Быкова практически не заметна. Он описывает ситуацию, показывает разные пути выхода из нее, и все же окончательное решение остается за каждым из нас. Но для того чтобы потом не жалеть о содеянном, необходимо расставить правильные приоритеты. Писатель на практике показывает, что сила духа гораздо важнее физической силы, поэтому человек должен развивать ее и полагаться именно на нее в сложных обстоятельствах. Выбирать можно лишь тогда, когда оба пути доступны, а малодушным людям самопожертвование не по плечу.

При этом, автор дает нам урок: нужно уметь нести ответственность за свои поступки и решения, в этом и смысл финала книги. Рыбак практически сразу же осознал, что сделал только хуже для себя, теперь ему придется страдать, даже самостоятельно закончить жизнь не представляется возможным. Это мучение теперь и становится его ответственностью за предательство. В этом и заключается основная идея произведения.

Чему учит?

Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями. Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли. Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.

Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни.

Критика

Советская критика положительно оценивала данную книгу, и даже европейские авторы высказывались о ней весьма позитивно.

В «Сотникове», по мнению венгерского критика Антала Вечека, автор не стал с самого начала разграничивать героев на плохих и хороших, как это делали его коллеги. Напротив, он смешал краски, показав подлинного человека с большой буквы больным и слабым, а изменника – ответственным и сильным любимцем коллектива. Так он показал неоднозначность внешних проявлений человеческой натуры.

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево написал, что Сотников упорно «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и гибелью своей вдохновляет людей на сопротивление нацизму. Герой даже встречается взглядом с мальчиком и улыбается ему одними глазами, чтобы передать ему свое последнее слово.

По замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

Но были и другие случаи, когда писатель не был понят рецензентами. К примеру, Шарлотта Шмитц заявила, что между поступками персонажей нет разницы в том смысле, что оба они пришли к поражению. Один отдал жизнь, другой – честь. Оба не были довольны результатом, да и для партизанского отряда польза от их рейда сомнительна.

На это Быков ответил жестко:

Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников — герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак.

реферат Проза о войне Василия Быкова

Биография Василия Быкова. Ситуация нравственного выбора как основа его сюжетов. Художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Быкова.

Нажав на кнопку “Скачать архив”, вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Читайте также:  Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова): сочинение

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку “Скачать архив”

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления05.06.2010
Размер файла21,4 K

Подобные документы

Проблемы определения жанровой специфики военных повестей В. Быкова в советской литературной критике. Повесть “В тумане”: конструкция “нравственного эксперимента”. Характеристика военных повестей В. Быкова. Жанровые особенности повести В. Быкова “Обелиск”.

курсовая работа [29,7 K], добавлен 08.01.2010

Повесть В. Быкова “Сотников” о Великой Отечественной войне. Она раскрывает нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляет понять, какой ценой была завоевана победа. Как и все произведения о войне, эта повесть учит добру и человечности.

реферат [16,0 K], добавлен 16.04.2008

Произведения о войне как трагедии народа в литературе ХХ века. Краткая биографическая справка из жизни В. Быкова. Сюжет повести “Сотников”. Основная цель партизанской войны. Нравственная сила Сотникова. Роль и место повести в творчестве писателя.

реферат [21,1 K], добавлен 09.12.2012

Василь Быков. Идейное содержание романа “Сотников”, оценка героев. Борис Васильев. Идейное содержание романа “В списках не значился…”, оценка поведения главного героя.

реферат [19,0 K], добавлен 03.06.2002

Знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.

реферат [21,1 K], добавлен 16.06.2004

Анализ творчества В. Быкова, В. Астафьева, А. Твардовского, М.А. Шолохова. Раскрытие нравственной, гражданской и духовной сущности героев произведений, проблем героизма и подвига человека во время Великой Отечественной войны, ее антигуманной сущности.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 28.11.2012

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях.

сочинение [11,8 K], добавлен 29.04.2006

Определение сущности творческого сознания Василия Белова через духовный мир героев его произведений. Исследование духовности общества в романе “Кануны”. Проблема утраченной гармонии души в “городской прозе” Василия Белова и ее возрождения в книге “Лад”.

реферат [27,9 K], добавлен 26.08.2011

Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

реферат [14,5 K], добавлен 05.10.2015

История жизни и творчества русского писателя и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Обзор творчества: основные темы и произведения. Место повести “Калина красная” в творчестве писателя. Анализ произведения: тема деревенского человека, герои и характеры.

реферат [22,4 K], добавлен 12.11.2010

Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск

Повесть В. Быкова «Обелиск» – очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.

Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.

Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради спасения других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не спасёт захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз, просто не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.

Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» – да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.

По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ по повести Обелиск

Популярные сегодня темы

В своей пьесе «Бедность не порок» автор А. Островский показал читателю скрытую от посторонних глаз жизнь простого сословия, таких как мелкие служащие, торговцы, лавочники. Несмотря на их казалось бы невысокий социальный статус

В этом сочинении я хочу рассказать о моём любимом городе – Ярославле. Это чудесный город, имеющий славную и древнюю историю, богатый различными архитектурными памятниками.

Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями.

Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.

Ссылка на основную публикацию
×
×