Активное противостояние злу: сочинение

Активное противостояние злу

Скачать сочинение

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.
Гегель

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены “Круглянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая” и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом.
Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.
После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.
В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу. ”. Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.
Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге “Сотников” перед нами два главных героя — Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.
Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.
Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.
Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!
Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.
Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, “. в тартарары, навеки. это единственный возможный выход. ” Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.
Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.

1623 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Активное противостояние злу

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены “Круглянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая” и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.

После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу. ”. Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.

Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге “Сотников” перед нами два главных героя — Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.

Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.

Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, “. в тартарары, навеки. это единственный возможный выход. ” Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.

Активное противостояние злу: сочинение

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Читайте также:  Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой (по повести Б. Васильева А зори здесь тихие и В. Быкова Сотников): сочинение

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены “Круглянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая” и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.

После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу. ”. Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.

Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге “Сотников” перед нами два главных героя — Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.

Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.

Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, “. в тартарары, навеки. это единственный возможный выход. ” Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Активное противостояние злу

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены “Круг-лянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая” и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.

После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу…”. Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.

Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге “Сотников” перед нами два главных героя — Сотников и Рыбак. Рыбак более приспо соблен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.

Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.

Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, “…в тартарары, навеки… это единственный возможный выход…” Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир

Путь к правде и добру “Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство” (Б. Окуджава)

Школьное сочинение

Роман Дудинцева “Белые одежды” обращается к трагическому эпизоду в истории нашего общества. Речь идет о кровавой эпохе сталинизма, одной из жертв которой стала генетика и люди, служившие ей верой и правдой. Они и являются главными героями книги. Сам автор идею своей книги выразил так: “Ведь невозможно спокойно видеть тех, кто умеет совлечь с одержимого большим делом человека его сияющие одежды, кто залезает в них сам и щеголяет, обманывая других своей заимствованной привлекательностью и громкими словами. Здесь целый мир сложностей. В романе “Белые одежды” я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла. Или, как сказал один мой читатель, создать инструментарий добра”.

Читайте также:  Мое любимое произведение о Великой Отечественной Войне (по повести В. Быкова В списках не значился): сочинение

Роман “Белые одежды” — это мужественный шаг писателя на пути восстановления исторической правды. Суровая оценка сталинского террора, данная писателем, позволяет нам, читателям, ощутить масштабы не только научных, хозяйственных, но и человеческих потерь. Пристальный взгляд Дудинцева на наше прошлое заставляет серьезно задуматься и о настоящем. “Счастье искать нельзя. Обреченное дело! Кто ищет, тот, естественно, старается для себя. А это усилия второго сорта. Счастье таких усилий не любит, обходит.

…Мир нам дан такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить. А счастья в нем нет. Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли. Счастье в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать ближних… Прольешь кровь, переплывешь моря страданий… Вылезешь на берег еле живой… Тут счастье само тебя найдет, не помышлявшего о нем. Будет стелиться перед тобой. И никогда не надоест… Счастье еще свободно выбирает достойного “. Эти слова принадлежат одному из героев романа Василию Степановичу Цвяху. В них заключена ориентация на бескомпромиссный нравственный выбор — необходимость бороться со злом во имя добра. Писатель верит в торжество высокой правды и истинного счастья, выстраданного дорогой ценой.

Добро и Зло — вот вечные противоборствующие силы жизни. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: “Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, а зло — чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под величайшее добро…”. Федор Иванович считает, что право свободного нравственного выбора должно оставаться за человеком. Но человеческое “я” не должно деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Фигура “народного академика” Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на абсолютную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: “Касьяна вашего к нам заслал не царь, — говорит полковник Свешников Дежкину,— не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь — изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…”.

Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет “народной непосредственностью”, которая была в то время “удобной ширмой для карьеры” и произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала Ассикритова: “И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти… Должность, авторитет, пост… капитанская рубка, командирский мостик… Эти люди всегда правы”. Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности.

Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями. “И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность”. Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикрипову, Краснову — “щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами”. Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, страха привели наше общество к моральной деградации.

Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, потребительства, корысти. Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны. В. Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека. Для любимых героев Дудинцева характерно умение сохранить в себе высокую духовность независимо от ударов, которые наносит им судьба. Для Стригалева и Дежкина, для Цвяха и Лены Блажко жизнь складывается так, что страдания становятся для них необходимым условием существования добра. Они выстрадали научное открытие нового морозоустойчивого сорта картофеля, оставаясь верными своим нравственным принципам. Они утверждают добро дорогой ценой — ценой страдания: “Картошка! Гибрид! Пища! Это же не минута простого насыщения. Концентрат пережитого. Вкус мечты”. Зло еще является самостоятельной субстанцией, и потому страдание, пока существует зло, будет всегда атрибутом добра. В философских обобщениях о добре и зле проступает подлинная человечность автора “Белых одежд”.

Дудинцев — мастер притч-метафор. В них находят выражение его философские обобщения. Метафоры “спящая почка”, “честный пионер”, “парашютист”, “песочные часы” помогают распознать добро и зло. В “песочных часах” воплощается идея романа, “это графическое изображение нашего сознания — как оно относится к окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, это вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже уходит в бесконечность, у которого нет дна, это я…

Пока не научились записывать наши мысли и чувства. до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила”. Так определяет образ бытия Федор Иванович Дежкин. Он убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и добру?

Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру, и добро, и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. “Белые одежды” — это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество “белыми одеждами” с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы. Анализ пути героев Дудинцева к правде вооружает нас инструментарием добра. Таким инструментарием могут быть энергия ума, спокойная совесть, неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и сострадать. Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и зло; учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра и правды должен пройти каждый из нас.

Активное противостояние злу

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены “Круглянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая” и некоторые другие произведения писателя.

Особенно интересуют Быкова

Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков.

Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог

Но я так не думаю.

После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху.

Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу…”. Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти.

Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.

Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге “Сотников” перед нами два главных героя – Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, – сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался.

Читайте также:  Исследование социально нравственных коллизий в творчестве Быкова: сочинение

Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто.

Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается.

Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же?

Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.

Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать.

И от этого он в ужасе!

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, – мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами.

Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.

Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота.

Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, “…в тартарары, навеки… это единственный возможный выход…” Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир

Похожие сочинения:

Мотивы испытания на человечность в повести В. Быкова “Сотников” Основная идея его произведений – поведение людей в экстремальных ситуациях, когда в одно мгновенье приходится решать такие сложные вопросы, как: Кто прав? Кто виноват? Умереть или предать?. “Сотников” не исключение.

Подлинный и мнимый героизм Подлинный и мнимый героизм . В наше сложное, трудное время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ и светлой печали.

Противостояние поколений в романе Тургенева “Отцы и дети” Уже само название романа говорит о том, что Тургенев посвятил его проблеме взаимоотношений сменяющихся поколений. Пик творчества Ивана Сергеевича падает на переломный момент в жизни России: глубокий кризис крепостного хозяйства.

СОТНИКОВ В. В. БЫКОВ СОТНИКОВ Два бойца – Рыбак и Сотников – зимней ночью, прячась от немцев, кружат по полям и перелескам. У них задание – добыть продовольствие для партизанского отряда.

Тема войны в творчестве В. В. Быкова Василий Владимирович Быков прошел всю войну взводным. Война стала главной темой творчества белорусского писателя. Основой сюжетов произведений Быкова является ситуация нравственного выбора. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических.

“Сороковые роковые…” Тех, которые, мало заботясь о славе. Были первыми в каждом бою. Знали мы… Ю. Друнина “Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и.

ГЛАВНАЯ ТЕМА ВАСИЛЯ БЫКОВА Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ В. БЫКОВА “СОТНИКОВ” “Война есть противное человеческому естеству состояние”, – писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.

В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ (по повести Василя Быкова “Сотников”) Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается.

Краткое содержание Сотников В. В. Быков Сотников Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шел легко и быстро, Сотников отставал.

Нравственные образы повести В. Быкова “Сотников Новый этап в творческом развитии В. Быкова открыла повесть “Сотников” – одно из самых глубоких произведений не только самого писателя, но и во всей многонациональной советской литературе про войну. Сотников.

“В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства” М. Ю. Лермонтов (по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века) Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. И. Гете План I. Тема войны в творчестве советских писателей. II. Проблема.

“Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…” Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. И вспоминают и рассказывают, естественно, по-разному: по-своему, часто о своем. Что же важно в наши дни знать.

В. Быков “Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили” Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление.

Сочинение на тему: РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕСТИ И СОВЕСТИ Честь и совесть. Что означают эти слова? Может быть, для кого-то это пустой звук? Часто ли мы сталкиваемся с этим в жизни? Эти качества должны быть присущи каждому человеку, но.

Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести В. В. Быкова “Сотников” Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях.

Подвиг человека на войне “Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне”. Ю. Друнина Годы, как.

…Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Люди чести и долга в современной отечественной литературе Я вникся в положение… у меня есть пара сочинений, которые я писал с репетитором перед поступлением в институт . Ну так они у меня остались в набранном виде, вот Война.

Сочиненин по картине Цыплакова Мороз и солнце Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, Грабарь. Его перу принадлежит известная картина “Мороз.

Эссе на тему “Соперники в борьбе за Москву были детьми одной эпохи” “Соперники в борьбе за Москву были детьми одной эпохи” Дмитрий Донской многое сделал для Руси. С мальчишеского возраста и до конца своих дней он непрерывно был в походах, заботах, хлопотах.

Сочинение про календарь Январь любят морозы. Любят трещать и рисовать узоры на окнах, на льду. Такие хитрые узоры расписывают! И папоротники, и елочки, и цветы. А кто внимательный, тот такую красоту увидит, даже.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРЕ НА ВОЕННУЮ ТЕМУ МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРЕ НА ВОЕННУЮ ТЕМУ Сердцу каждого из нас дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда помнить о людях.

“Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили Война Быкова “Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили” Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе Проза о войне сыграла особую роль в развитии русской литературы. В ней на специфическом жизненном материале находят решение едва ли не все идейные и эстетические проблемы современной литературы. Большинство писателей.

Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые годы.

Верность долгу Тема войны – почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся сложившимся человеком и талантливым писателем. В. Астафьев назвал.

Тема Великой Отечественной Войны в русской литературе После революционной эпохи 1917-1921 гг. Великая Отечественная война явилась самым крупным и значительным историческим событием, оставившим глубочайший, неизгладимый след в памяти и психологии народа, в его литературе. В первые же.

Сон героя и его роль в художественном произведении Василий Владимирович Быков – суровый и правдивый художник, много переживший и повидавший на фронтовых дорогах. В своих произведениях писатель пытается рассказать о трудном времени и людях, которые вопреки всему старались.

Сочинение на тему: ПРАВДА О ВОЙНЕ Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой. И. В. Гете. “Фауст” Великая Отечественная война – тяжелейшее испытание, вы­павшее на долю русского народа. Это.

Ссылка на основную публикацию
×
×