Стихотворение И. А. Бунина Последний шмель (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение И. А. Бунина Последний шмель (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века– от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, самым деятельным было влияние на него философской лирики Ф. И. Тютчева, воспринимаемой, однако, через призму поэзии Пушкина. Тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался в лирике Бунина стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.

В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике со своей оригинальной философии мира и системой эстетических взглядов. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни».

В центре этого стихотворения образ шмеля. В первом четверостишии поэт дает описание этому персонажу:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящей певучей струной.

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом:

Ты зачем залетаешь в жилье человечье?

Далее поэт снова использует прием противопоставления:

За окном свет и зной, подоконники яркие,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с темой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в заглавии стихотворения подчеркивает сосредоточенность поэта на данной теме. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти соединяются со смысловой доминантой всего творчества – мотивом одиночества человека.

При этом одиночество Бунин понимает как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Данная тема наибольшее свое выражение находит в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину междувременья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветра угрюмого. Именно в такие моменты человек начинает острее ощущать трагизм своего положения.

Композиционно каждое четверостишие распадается на две части: в одной из них говорится о шмеле, либо природе, во второй – о человеческой жизни. Таким образом, главным здесь является композиционный прием сопоставления. Стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек, при этом не конкретный человек, в человек вообще. Композиция отличается стройностью построения, подчинением выражению определенной мысли.

На первый план в стихотворении выходит несвобода лирического героя. Эмоциональный рисунок отличается сдержанностью, что подтверждается интонационной неоднородностью. Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему и способствует традиционный стихотворный размер – ямб.

Лексический рисунок также небогат красками. Цветовая живопись используется неактивно («черный»,«золотой»,«красный»). Использование Буниным золотого и красного контрастирует с черным.

Красный – символ движения жизни,поэтому его сочетание с золотым, как символом власти, оппозиционно черному, так как в русской традиции черный – символ траура, то есть тема смерти раскрывается через противопоставление жизни.

Образ-символ жука способствует раздумьям лирического героя. Таким образом, выявляется еще одна оппозиция. Лирический герой «упрекает» героя – “Не дано тебе знать человеческой думы” – в то время как сам до конца не осознает символичность его появления в своей жизни.

Композиционно восклицание и вопрос обрамляет стихотворение, так как вопрос стоит в конце первой строфы, а восклицательный знак в конце последней. Шмель – символ человеческой жизни. Человек способен умереть от тоски, от своей внутренней несвободы.

Стихотворение «Последний шмель» есть выражение тем и дум Бунина, которые волновали его на протяжении всей жизни.

Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Теме природы И. Бунин оставался верен всегда, хотя с годами все органичнее в его поэзию стала входить философская и любовная лирика. Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной? Как и многие поэты того времени, Бунин использовал аллегорию: его шмель, который вместе с ним “тоскует”, – это и его собеседник, и одновременно выразитель его настроения.

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – ив засохшей татарке, На подушечке красной, усни. Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как “давно опустели поля” и скоро жизнь потеряет свою прелесть, начнутся холода и “ветер угрюмый” многое из хороших надежд уничтожит.

Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое “я” в шмеля, которому грозит забвение. Но скорее всего это предчувствие перемен, которые затронут его родину – Россию, это предчувствие вынужденной эмиграции, с которой он никогда не сможет свыкнуться. Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля! И. Бунин выработал свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он стал признанным поэтом, достигнув мастерства и в пейзажной лирике, потому что часть его поэзии имеет прочную основу – “усадебную, полевую и лесную флору Орловщины”, родной поэту среднерусской полосы.

Живя на родине, Бунин считал, что не обязан всю жизнь писать на русские темы и только о России. В эмиграции он получил неограниченную возможность изучать и брать материал из другой жизни. Но нерусская тематика занимает незначительное место в послеоктябрьском периоде творчества Бунина.

В чем же тут дело? По мнению А. Твардовского, Бунин, как никто другой, “обязан своим бесценным даром” России, родному орловскому краю, его природе. Оказавшись изгнанником, он, как никто другой, жестоко страдал вдали от родины, постоянно ощущая всю глубину потери:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать “прости” родному дому! И, осознав, что не может без России существовать ни как человек, ни как писатель, что родина от него неотторжима, Бунин нашел свой способ связи, возвратившись к ней любовью.

Твір на тему: Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Related posts:

Стихотворение И. А. Бунина “Крещенская ночь” (восприятие, истолкование, оценка) Иван Алексеевич Бунин в литературе 20 века стал продолжателем традиций русской классической поэзии. Творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Полонского было для Бунина частью окружающего мира. Именно эта поэзия переводила на.

Анализ стихотворения И. А. Бунина “Последний шмель” Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию (или.

Стихотворение А. А. Ахматовой “Родная земля”. (Восприятие, истолкование, оценка.) В автобиографии Анна Ахматова сообщает: “Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины.

Стихотворение Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” (восприятие, истолкование, оценка) Конец 1850-1860 годов – время идейной и художественной зрелости Некрасова, отмеченное его сближением с революционной демократией и разрывом с либералами. В обстановке назревавшей революционной ситуации вышла в 1856 году книга.

Стихотворение А. А. Блока “О, я хочу безумно жить…” (Восприятие, истолкование, оценка.) Юношеские стихи Александра Блока были немного “сумеречными”, он считал, что “счастья не было – и нет”, что жизнь сложна, а поэт должен быть печален. И взрывы сил, и крайность мнений….

Стихотворение А. А. Блока “Россия” (восприятие, истолкование, оценка) Тема родины, России – сквозная тема лирики Александра Александровича Блока. На одном из последних выступлений поэта, где он читал самые разные свои стихотворения, Блока попросили прочесть стихи о России. “Это.

Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина. “Не дай мне бог сойти с ума…” (Восприятие. Истолкование. Оценка.) Перебрав множество произведений А. С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение “Не дай мне бог сойти с ума…”, и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание.

Стихотворение С. А. Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая…” ( восприятие, истолкование, оценка) Любовь к Родине… Она вдохновляла свободолюбивую лирику Пушкина, она волновала мятежную душу Лермонтова. В годы тьмы и печали она питала скорбью и гневом поэзию Блока. Это она, любовь к Родине.

Читайте также:  Тема природы в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. А. Бунина): сочинение

Стихотворение Н. А. Некрасова “Умру я скоро. Жалкое наследство” (восприятие, истолкование, оценка) Н. А. Некрасов – великий русский поэт-реалист. В середине 19 века общество активно искало пути развития России, в этот период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по.

Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок” было написано в 1841 году. Центральный образ стихотворения – гонимый жестокой бурей листок. Это символ одинокого существования, скитальческого, бесцельного. Не Лермонтов является автором этого символа.

Стихотворение А. А. Фета “Это утро, радость эта…” (Восприятие, истолкование, оценка.) К. Д. Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что “ни у одного из.

Стихотворение А. А. Блока “Вхожу я в темные храмы…” (Восприятие, истолкование, оценка.) Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.

Стихотворение С. А. Есенина “Запели тесаные дроги…” (Восприятие, истолкование, оценка.) Россия – страна бескрайняя… И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов… Да и реки русские стоят спокойные, не.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Фонтан”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творчества пришелся на 40-60-е годы.

Стихотворение В. Маяковского “Сергею Есенину” (восприятие, истолкование, оценка) Многие когда-нибудь видели прорастающие сквозь каменные плиты, сквозь трещины в асфальте, везде, где только можно, прекрасные цветы. Такова и суть поэзии. Душа поэта, его воображение похожи на плодороднейшую почву, на.

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Снег идет” (восприятие, истолкование, оценка) Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом в поэзии. Философичность в целом присуща писателям этого неоднозначного столетия.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “И скучно, и грустно” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “И скучно, и грустно” было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Это время относится к позднему периоду творчества поэта. Известно, что в зрелой лирике Лермонтова отвлеченная проблематика часто.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…” (Восприятие, истолкование, оценка.) Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной,- пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными.

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Про эти стихи” (восприятие, истолкование, оценка) Истоки творчества любого поэта следует искать в его детстве и юности. Борис Леонидович Пастернак был выходцем из семьи интеллигентной, не понаслышке знакомой с искусством. Какие известнейшие композиторы, литераторы, художники были.

Стихотворение А. С. Пушкина “…Вновь я посетил…” (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени. Уже взрослым и реализованным.

Стихотворение Некрасова “Рыцарь на час” (восприятие, истолкование, оценка) Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму “Рыцарь на час” с главным героем Валежниковым. Но в печати появились только два отрывка из нее: первая часть поэмы под.

Стихотворение М. И. Цветаевой “Моим стихам, написанным так рано…” (восприятие, истолкование, оценка) Марина Цветаева занимает особую нишу в русской поэзии. Ее лирика интеллектуальна, грустна и очень красива. Стихи Цветаевой волнуют наши сердца, будят в нас самые светлые и искренние чувства, доставляют подлинное.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “К. Б.” (“Я встретил вас…”) (Восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика поэтов всегда была самой красивой и трогательной. Стихи Тютчева на эту тему отличает необыкновенная проникновенность, глубина чувств и переживаний, они западают глубоко в сердце, и еще долго чистые.

Стихотворение В. А. Жуковского “Море” (восприятие, истолкование, оценка) “Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль” – так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума” (восприятие, истолкование, оценка) Каждая историческая эпоха имеет своих героев и своих поэтов. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова поистине можно назвать своеобразным символом поэзии 19 века. Хотя жизненный путь этого человека был чрезвычайно короток и.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” (Восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихи – это меткие, красочные, образные зарисовки природы в разные времена года. Это стихи человека, который не просто воспринимал окружающий мир “с.

Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” (восприятие, истолкование, оценка) Поэзия Н. А. Некрасова занимает особое место в русской литературе. В своем творчестве поэт отразил главные особенности современной ему эпохи. Поэзия Некрасова оказала значительное влияние на общественную атмосферу его времени.

Стихотворение В. В. Маяковского “Послушайте!”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Огромный, здоровенный Маяковский, со всей своей бескомпромиссной смелостью, которую не остановить никакой силищей, такой чуткий внутри Обнаженными нервами цепляется, задевает он за окружающую его жизнь. Не может жить спокойно. Даже.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “О, как убийственно мы любим…” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение Ф. И. Тютчева “О, как убийственно мы любим…” (1851 год) принадлежит к знаменитому “денисьевскому циклу”. Этот цикл посвящен последней любви поэта – Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и.

Стихотворение А. С. Пушкина “Поэт”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Прежде всего вспомним стихотворение, в котором А. С Пушкин обратился к высшему разуму; оно явилось как бы предвестником “Поэта”: И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой.

Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение И. А. Бунина Последний шмель (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века– от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, самым деятельным было влияние на него философской лирики Ф. И. Тютчева, воспринимаемой, однако, через призму поэзии Пушкина.

Тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался в лирике Бунина стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.

В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике со своей оригинальной философии мира и системой эстетических взглядов. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни».
В центре этого стихотворения образ шмеля. В первом четверостишии поэт дает описание этому персонажу:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящей певучей струной.

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом:

Ты зачем залетаешь в жилье человечье?

Далее поэт снова использует прием противопоставления:

За окном свет и зной, подоконники яркие,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с темой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в заглавии стихотворения подчеркивает сосредоточенность поэта на данной теме. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти соединяются со смысловой доминантой всего творчества – мотивом одиночества человека.

При этом одиночество Бунин понимает как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Данная тема наибольшее свое выражение находит в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину междувременья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветра угрюмого. Именно в такие моменты человек начинает острее ощущать трагизм своего положения.

Композиционно каждое четверостишие распадается на две части: в одной из них говорится о шмеле, либо природе, во второй – о человеческой жизни. Таким образом, главным здесь является композиционный прием сопоставления. Стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек, при этом не конкретный человек, в человек вообще. Композиция отличается стройностью построения, подчинением выражению определенной мысли.

Читайте также:  Особенности реализма И. А. Бунина: сочинение

На первый план в стихотворении выходит несвобода лирического героя. Эмоциональный рисунок отличается сдержанностью, что подтверждается интонационной неоднородностью. Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему и способствует традиционный стихотворный размер – ямб.

Лексический рисунок также небогат красками. Цветовая живопись используется неактивно («черный»,«золотой»,«красный»). Использование Буниным золотого и красного контрастирует с черным.
Красный – символ движения жизни,поэтому его сочетание с золотым, как символом власти, оппозиционно черному, так как в русской традиции черный – символ траура, то есть тема смерти раскрывается через противопоставление жизни.
Образ-символ жука способствует раздумьям лирического героя. Таким образом, выявляется еще одна оппозиция. Лирический герой «упрекает» героя – “Не дано тебе знать человеческой думы” – в то время как сам до конца не осознает символичность его появления в своей жизни.

Композиционно восклицание и вопрос обрамляет стихотворение, так как вопрос стоит в конце первой строфы, а восклицательный знак в конце последней. Шмель – символ человеческой жизни. Человек способен умереть от тоски, от своей внутренней несвободы.

Стихотворение «Последний шмель» есть выражение тем и дум Бунина, которые волновали его на протяжении всей жизни.

Стихотворение И.А.Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка)

Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! У стихотворений Ивана Алексеевича Бунина судьба именно такая. Открыв впервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидела, услышала, почувствовала жизнь во всех красках, жизнь яркую, сочную, вполне реальную и озвученную. Все из окружающего нас мира попало в поле зрения этого удивительного человека: Орион, «лапка лучистая» птицы и даже мир насекомых, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный. Одно из самых, на мой взгляд, изысканных стихотворений Бунина «Последний шмель» стало моим любимым. Тема вечной близости жизни и смерти раскрывается здесь в образе шмеля, не такого уж частого гостя лирических сюжетов, хотя «Пчелку», «Бабочку», «Кузнечика», можно встретить у В.Брюсова, А.Фета, Г.Державина. В стихотворении Бунина «черный бархатный» шмель настолько живо запечатлен, что возникает ощущение, что он здесь, в нашей комнате, заунывно гудит, ударяясь в стекло. Точное слово «заунывно», то есть «тоскливо», «печально», передает звучание одной струны, наводящее тоску и уныние, напоминает о том, что последние жаркие дни скоро сменятся холодом и ветром. Царственно-красивый шмель превратится в легкого, «сухого шмеля». А угрюмый, пронзительный осенний ветер, что дует порывами, сбросит шмеля с красной подушечки засохшей татарки вниз, в бурьян, с царственного смертного ложа — в сорную траву. Так в природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетная жизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Поэтический мир Бунина, сложный и многообразный, в стихотворении представляет собой художественную неразрывную ткань из картин, мотивов, тем. Стихотворение называется «Последний шмель». Слово «последний» — одно из любимых в творчестве И.Бунина: оно часто встречается в заглавиях его стихотворений и рассказов. Мне кажется, это определяется особым интересом писателя к теме осени и смерти. Слово «последний», дважды повторенное в этом маленьком стихотворении из трех строф, имеет самые разные оттенки значений: «связанный со смертью», «связанный с осенью», «дорогой», «единственный». Таким образом, уже в названии стихотворения мы видим два ключевых образа и указания на тему – «смерть» и «осень»:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно губящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Эпитет «черный» символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление рядом поэтического эпитета «золотое» придает описанию шмеля особую торжественность, перед нами «царственный», «величественный» образ. Вторая строка («Заунывно губящий певучей струной…») несколько разрушает праздничность первой, подготавливая тему осени, увядания, грусти. Употребление метафоры «певучей струной» и нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з],[с] в первой строфе, подкрепленное ассонансом а-у, помогает нам услышать жужжание шмеля.

е метафоры «певучей струной» и нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з],[с] в первой строфе, подкрепленное ассонансом а-у, помогает нам услышать жужжание шмеля. В способности воссоздавать иллюзию «звонкого мира» Бунин, пожалуй, не знает себе равных в русской литературе. Читаешь эту удивительную лирическую миниатюру и ловишь себя на мысли, что поэт дал необыкновенно много не только нашему глазу и слуху, а также уму и сердцу, помог внимательнее посмотреть вокруг себя и почувствовать близость «настроений» шмеля и человека. Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог, при котором важную роль играет поэтическое обращение в форме вопросительного предложения:
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Благодаря сравнительному союзу «как будто», возникает оттенок не уверенности, сомнения в «долговременности» единения человека и природы, ведь шмель залетает в «жилье человечье». И мы понимаем, что общение это будет недолгим, экспрессивный префикс по- («полетай», «погуди»), короткие отрывочные предложения второй строфы усиливают ощущение конца, гибели. Тематический ряд, связанный со смертью, постепенно пополняется новыми словами: «последние дни», «засохшей татарке», «усни». Красочная метафора «на подушечке красной» приобретает увядший цветок в посмертное ложе шмеля. На наших глазах произошел разрыв в отношениях двух миров:
Не дано тебе знать человеческой думы…

Категоричный инфинитив «не дано знать» подчеркивает отчуждение мира человека и мира природы. Стихотворение перестает быть простой природной зарисовкой, обретая философское звучание. Хорошо или плохо знать о быстротечности времени, о собственной смерти, наконец, о забвении, тема которого так ненавязчиво поддержана словом «бурьян»? Что в этом осознании: торжество над безумным миром шмеля, кружащегося в неведении близкой смерти, или грусть от собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного? В смерти шмеля нет трагизма: шмель – и живой, и мертвый – охарактеризован одним эпитетом «золотой». И если в первой строке автор подчеркивает цветовое значение эпитета (сложивший крылышки шмель – не черный, а золотой), то в последней строке его качественное значение: «прекрасный», «дорогой», «несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты». Бунина можно понимать по-разному. Но для меня его поэзия — целый мир, великолепный и живописный, многочисленный мир живых существ, за сохранение которого ответственен человек. Стихотворение Бунина я читаю не только глазами, но и сердцем, душой, учусь у поэта ценить Слово. И вслед за Горьким, который писал самому Бунину в далеком августе 1916 года, хочу повторить: «Вы для меня – первейший мастер в литературе русской, — это не пустое слово, не лесть…»

Стихотворение И.А.Бунина “Последний шмель” (восприятие, истолкование, оценка)

–>Просмотров : 326 | –>Добавил : AlaEva (15.04.2019) (Изменено: 15.04.2019)

Обсуждение вопроса:

Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! У стихотворений Ивана Алексеевича Бунина судьба именно такая. Открыв впервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидела, услышала, почувствовала жизнь во всех красках, жизнь яркую, сочную, вполне реальную и озвученную. Все из окружающего нас мира попало в поле зрения этого удивительного человека: Орион, “лапка лучистая” птицы и даже мир насекомых, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный. Одно из самых, на мой взгляд, изысканных стихотворений Бунина “Последний шмель” стало моим любимым. Тема вечной близости жизни и смерти раскрывается здесь в образе шмеля, не такого уж частого гостя лирических сюжетов, хотя “Пчелку”, “Бабочку”, “Кузнечика”, можно встретить у В.Брюсова, А.Фета, Г.Державина. В стихотворении Бунина “черный бархатный” шмель настолько живо запечатлен, что возникает ощущение, что он здесь, в нашей комнате, заунывно гудит, ударяясь в стекло. Точное слово “заунывно”, то есть “тоскливо”, “печально”, передает звучание одной струны, наводящее тоску и уныние, напоминает о том, что последние жаркие дни скоро сменятся холодом и ветром. Царственно-красивый шмель превратится в легкого, “сухого шмеля”. А угрюмый, пронзительный осенний ветер, что дует порывами, сбросит шмеля с красной подушечки засохшей татарки вниз, в бурьян, с царственного смертного ложа – в сорную траву. Так в природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетная жизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Поэтический мир Бунина, сложный и многообразный, в стихотворении представляет собой художественную неразрывную ткань из картин, мотивов, тем. Стихотворение называется “Последний шмель”. Слово “последний” – одно из любимых в творчестве И.Бунина: оно часто встречается в заглавиях его стихотворений и рассказов. Мне кажется, это определяется особым интересом писателя к теме осени и смерти. Слово “последний”, дважды повторенное в этом маленьком стихотворении из трех строф, имеет самые разные оттенки значений: “связанный со смертью”, “связанный с осенью”, “дорогой”, “единственный”. Таким образом, уже в названии стихотворения мы видим два ключевых образа и указания на тему – “смерть” и “осень”:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно губящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Эпитет “черный” символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление рядом поэтического эпитета “золотое” придает описанию шмеля особую торжественность, перед нами “царственный”, “величественный” образ. Вторая строка (“Заунывно губящий певучей струной…”) несколько разрушает праздничность первой, подготавливая тему осени, увядания, грусти. Употребление метафоры “певучей струной” и нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з],[с] в первой строфе, подкрепленное ассонансом а-у, помогает нам услышать жужжание шмеля. В способности воссоздавать иллюзию “звонкого мира” Бунин, пожалуй, не знает себе равных в русской литературе. Читаешь эту удивительную лирическую миниатюру и ловишь себя на мысли, что поэт дал необыкновенно много не только нашему глазу и слуху, а также уму и сердцу, помог внимательнее посмотреть вокруг себя и почувствовать близость “настроений” шмеля и человека. Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог, при котором важную роль играет поэтическое обращение в форме вопросительного предложения:
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Благодаря сравнительному союзу “как будто”, возникает оттенок не уверенности, сомнения в “долговременности” единения человека и природы, ведь шмель залетает в “жилье человечье”. И мы понимаем, что общение это будет недолгим, экспрессивный префикс по- (“полетай”, “погуди”), короткие отрывочные предложения второй строфы усиливают ощущение конца, гибели. Тематический ряд, связанный со смертью, постепенно пополняется новыми словами: “последние дни”, “засохшей татарке”, “усни”. Красочная метафора “на подушечке красной” приобретает увядший цветок в посмертное ложе шмеля. На наших глазах произошел разрыв в отношениях двух миров:
Не дано тебе знать человеческой думы…

Категоричный инфинитив “не дано знать” подчеркивает отчуждение мира человека и мира природы. Стихотворение перестает быть простой природной зарисовкой, обретая философское звучание. Хорошо или плохо знать о быстротечности времени, о собственной смерти, наконец, о забвении, тема которого так ненавязчиво поддержана словом “бурьян”? Что в этом осознании: торжество над безумным миром шмеля, кружащегося в неведении близкой смерти, или грусть от собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного? В смерти шмеля нет трагизма: шмель – и живой, и мертвый – охарактеризован одним эпитетом “золотой”. И если в первой строке автор подчеркивает цветовое значение эпитета (сложивший крылышки шмель – не черный, а золотой), то в последней строке его качественное значение: “прекрасный”, “дорогой”, “несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты”. Бунина можно понимать по-разному. Но для меня его поэзия – целый мир, великолепный и живописный, многочисленный мир живых существ, за сохранение которого ответственен человек. Стихотворение Бунина я читаю не только глазами, но и сердцем, душой, учусь у поэта ценить Слово. И вслед за Горьким, который писал самому Бунину в далеком августе 1916 года, хочу повторить: “Вы для меня – первейший мастер в литературе русской, – это не пустое слово, не лесть…”

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Теме природы И. Бунин оставался верен всегда, хотя с годами все органичнее в его поэзию стала входить философская и любовная лирика.
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Как и многие поэты того времени, Бунин использовал аллегорию: его шмель, который вместе с ним «тоскует», — это и его собеседник, и одновременно выразитель его настроения.

/> За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — ив засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как «давно опустели поля» и скоро жизнь потеряет свою прелесть, начнутся холода и «ветер угрюмый» многое из хороших надежд уничтожит.
Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое «я» в шмеля, которому грозит забвение. Но скорее всего это предчувствие перемен, которые затронут его родину — Россию, это предчувствие

Идейно-художественное своеобразие прозы И. А. Бунина Художественный мир Бунина-прозаика сложился во второй половине 1890-х годов. В рассказах того времени открывается мир деревенской жизни, которая рисуется правдиво и без прикрас. Но при.

Особенности творчества И. А. Бунина Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет… М. Горький Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века.

Стихотворение Бунина «Последний шмель» И. А. Бунин — величайший лирик 20 века. Основное настроение его лирики — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. Это же настроение отражено и.

Идейно-художественное своеобразие поэзии И. А. Бунина Яркая творческая индивидуальность Бунина проявилась уже в ранний период. В отличие от многих своих современников он сохраняет верность традициям русской реалистической поэзии, по-своему развивая ее.

«Душа русского человека» в творчестве Бунина Талант Ивана Алексеевича Бунина, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, но с годами все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его.

Биография Бунина Иван Алексеевич Бунин — знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции.

«Слово о полку Игореве» — призыв к объединению Русской земли» «Слово о полку Игореве» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». В. Г. Белинский «Слово о полку Игореве» — удивительный.

Конкретно-историческое и вечное в рассказах Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Братья» Рассказы И. А. Бунина «Братья» и «Господин из Сан-Франциско» имеют остросоциальную направленность. Но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического.

Мое восприятие поэзии И. А. Бунина Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. Бунин Я люблю и ценю творчество.

Лев Толстой в понимании И. А. Бунина Значение творчества и идей Л. Н. Толстого в развитии русской общественной и философской мысли трудно переоценить. В сознании людей конца XIX — начала XX века.

Бунин и русская революция Иван Алексеевич Бунин считается последним русским классиком, который хорошо сумел запечатлеть Россию конца XIX — начала XX века. Этот автор причислял себя к поколению Тургенева.

«Твой труд переживет тебя, поэт…» Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. Бунин Я люблю и ценю творчество.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И. А. БУНИНА Творческий путь выдающегося русского прозаика и поэта конца XIX — первой поло- вины XX века, признанного классика отече- ственной литературы и ее первого Нобелев- ского.

Биография Бунин Иван Алексеевич (1870 — 1953) Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) — прозаик, поэт, переводчик. Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной.

Недоумение счастья». (Тема любви в рассказах И. А. Бунина.) Проза И. А. Бунина считается синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антоновские яблоки»). Зачастую лирика заменяет сюжетную основу, и в результате.

Ссылка на основную публикацию
×
×

Всего ответов: 3