Легкое дыхание Ольги Мещерской (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»): сочинение

Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина

В своем рассказе Легкое дыхание Бунин описывает историю Оли Мещерской – молодой девочки гимназистки, которая трагически погибает от казачьего офицера. История Бунина по большей части рассказывает об уничтожении молодости, о том как молодость уничтожается тяжестью бытия.

Удивительным образом в этом мире, где давно понятно и многие выяснили – красота и нежность являются самыми ценными, именно такое легче всего подвергают разрушению и уничтожают.

Оля Мещерская была особенной девочкой, она рано сформировалась и в связи с этим получила почитание поклонников, которые также возвышали ее самомнение и самоуважение. Оля была воплощенной красотой молодости и стремилась к красоте, об этом свидетельствуют и заключительные строки про легкое дыхание.

История эта банальна. Женщиной Оля становится благодаря «стараниям» престарелого, ну или, как минимум, довольно возрастного брата классной дамы из гимназии Мещерской. После этого она охмуряет офицера, которого после этого отвергает и в итоге офицер стреляет в нее.

О чем хотел сказать Бунин в этом рассказе? Вероятно, он размышлял над смесью красоты и пошлости, которая бывает в этом мире. Интересным образом преобразуется эта банальность в лице классной дамы, которая после этого начинает ходить на могилу к Мещерской и создает нечто собственной традиции почитания гимназистки.

Моложавая начальница школы становится почитательницей той молодости и красоты, которая осталась после Оли Мещерской. Вероятно, в каком-то смысле только так возможно запечатлеть красоту, только так она остается в вечности, но, тем не менее, остается непонятным, как такое жизненное и радостное, может быть погибшим.

Именно об этом и размышляет классная дама, именно об этом размышляет и Бунин, который недаром употребляет такой образ как легкое дыхание. Оно эфемерно и не удерживается длительный период в этом мире. Легкое дыхание только на некоторые мгновения остается сконцентрированным в некоторой форме, но после этого растворяется в мире и становится просто частью остального воздуха.

Подобным образом и юная гимназистка только на незначительный период появляется в этом мире, в мире, где властвуют плебейского вида казацкие поручики и престарелые друзья семьи, которые только и наслаждаются этой красотой. В мире, в котором красота может остаться сколько бы длительный период только в сознании экзальтированных классных дам.

Вариант 2

В марте 1916 года всем известный Иван Алексеевич Бунин закончил над написанием рассказа «Лёгкое дыхание». Оно повествует нам о трагичной судьбе юной девушки – Оли Мещерской, которой пришлось лишиться жизни всего за один проступок, который она, кстати, совершила не совсем осознанно и даже не понимала, что идёт кривой и неверной дорожкой. Подробнее разберём это.

Оля Мещерская – девушка лет шестнадцати, из дворянской семьи, получает образование в гимназии. Из черт характера можно отметить живость, желание жить ярко и незабываемо, но также ветреность, некую наивность и даже безответственность. Это мы видим в словах «…портрет с радостными, поразительно живыми глазами…». Читателю также известно, что Оля в подростковый период становится неописуемо красивой: «… в пятнадцать она была уже красивой…», «…она из числа хорошеньких…»

Как и у каждой другой семьи, у семьи Мещерских есть друг, а точнее друг отца – Алексей Михайлович Малютин – статный пожилой офицер, лет пятидесяти. Также он является братом директрисы гимназии, в которой и учится Оля. Можно подумать, как он влияет на весь рассказ и почему он в числе главных героев, но, все сомнения у вас сейчас же рассеются.

В один раз, когда Малютин вновь посещал семью Мещерских, они остались дома наедине с Олей. И там всё доходит до близости пожилого, но притяжательного офицера и юной девушки, которая так мало ещё осознаёт. После этого случая Оля возненавидела Малютина. При этом всём, в те времена дворянке грозила потеря репутации, если она имела связь с мужчиной в столь юном возрасте, да и ещё с мужчиной, который в несколько раз её старше. Тут читатель сразу чувствует отвращение по отношению и к самой Оле, и к Алексею Михайловичу.

Как таковой любви здесь нет. Даже когда Оля выходит замуж за неприметного казачьего офицера она говорит ему о том, что никогда его не любила и о том, что у неё была связь с Малютиным. Тот, в порыве гнева, убивает её на вокзале в толпе людей, когда Мещерская его провожала. Перед гибелью, Оля дала прочитать страницу из её дневника, которая была посвящена тому ужасному дню. Там всё и выясняется. Сначала Малютин и Мещерская мило беседовали, гуляли по саду, но, несчастье, Оле стало нехорошо и она прилегла к себе на кровать. Малютин, как уже можно понять, воспользовался её положением. Сначала он целовал её в руки, а потом перешёл и к губам.

Малютин хоть и хотел сделать Оле предложение руки и сердца, но он не любил её искренне, он любил её лишь за юную плоть.

Я считаю, что в данном рассказе не идёт речь о чистой и настоящей любви. Полагаю, что Иван Алексеевич хотел донести до нас лишь ту мысль, что не важен так возраст влюблённых, как чувства между ними. Многие и в современности считают, что не может быть мужчина намного старше девушки, или наоборот. Никто ведь не знает как закрутится жизнь, главное это найти действительно своего человека, которого вы полюбите душой, а не телом и это вы обязательно почувствуете.

По произведению Легкое дыхание

Несколько интересных сочинений

Известное художественное произведение в жанре сентиментализма вызвало и до сих пор вызывает интерес у читателей и литературного сообщества.

На мой взгляд, у каждого из нас есть определенные люди, которые вызывают восхищение и служат для нас примером. Мы всячески стараемся подражать им и скопировать их лучшие качества. Сильные, непреклонные черты характера

К семнадцати годам Маша стала настоящей красавицей. Девушка не имела подруг, она любила проводить время в библиотеке за чтением романов.

Произведение «Кисель» – необычная вариация сказочного жанра, повествующая об актуальных темах русской действительности. Сказка «Кисель» написана легким, простонародным языком.

Онегин отверг любовь юной Татьяны, потому что оказался недостойным её возвышенного искреннего чувства. Ему нечем было ответить на него. В его душе 26-летнего светского ловеласа не отозвалась ни одна

Сочинение по рассказу Легкое дыхание Бунина

Изучая школьную литературу, обязательным к прочтению является рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». Такое внимание ему уделено не случайно, так как за легким к прочтению рассказом скрывается актуальная во все времена проблема взросления и переходного возраста, любви и влюбленности.

Главными героями рассказа Бунина являются Оля Мещерская, девочка из благополучной, обеспеченной семьи, на этот момент уделено особое внимание автором «…не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей!», с ноткой зависти произнесла начальница гимназии. Девочка описывается в рассказе как, шаловливая проказница, которая любит детей, не стыдиться бегать и веселиться и не стремится к чопорности, которая присуще девочкам-ровесницам. Автор не случайно выделяет моменты, в которых говорится, что Оля не стремится стать взрослой, хотя она уже и сформировалась практически как взрослая девушка, и на нее обращают внимание мужчины.

Противоположностью ей в рассказе выступает классная дама Оли, которая навещает могилу девочки, немолодая женщина, имеющая четкие убеждения по поводу того, каким должно быть поведение девушки. Случайно услышав на перемене разговор Оли с подружкой, классная дама прониклась новой идеей и со свойственной ей идейностью, начала жить новой выдумкой.

Есть в этом рассказе еще один герой, это Алексей Михайлович, казачий офицер достаточно взрослого возраста, который стал жертвой красоты и юности главной героини. Когда Оля была одна дома, Алексей Михайлович вступил с ней в отношения, который казались ему серьезными. События, происходящие в рассказе, привели к трагедии, которую, возможно было бы избежать. Если бы взрослый офицер не поддался своим чувствам и смог сдержать свои эмоции.

Таким образом, автор рассказывает историю, которая имеет поучительную сторону. Как по-разному оценивается, происходящее юной красавицей Олей и взрослым офицером. Для главной героини это просто приключение, невозможность проконтролировать свои чувства, непонимание своих эмоций, любознательность, которая завела ее слишком далеко. Алексей Михайлович же подошел к произошедшему со всей серьезностью взрослого человека и хотел бы видеть Олю своей женой. Но героиня не была готова на такие серьезные отношения и в своем дневнике она написала, что чувствует отвращение и не сможет это пережить. Это оскорбило честь и достоинство офицера, а может просто задело самооценку, что и подтолкнуло его нажать на курок и совершить преступление. Рассказ легко читается, но пронизан довольно сложной проблемой взросления и отношений. Насколько беспечна юность и как строга к ней взрослая жизнь, рассказ Ивана Бунина должен заставить молодых людей задуматься и не спешить «нырять» в омут с головой, ведь для каждого дела всегда свое время и не стоит опережать его, чтобы не случались такие трагедии.

2 вариант

Главная героиня рассказа «Легкое дыхание» – Оля, наверное, попала не в свое время. Точней, она попала не в свою страну! Просто она очень стремилась быть женственной, что казалось её учителям слишком ранним развитием, её ещё и ругали. Хотя ругала, конечно, старая дева, которая могла ей просто завидовать. По крайней мере, Оля точно её раздражала и своими заколками дорогими, и своей молодостью с красотой! Мадам сама ей говорит, что Оля, конечно, уже не девочка, но уже не женщина, поэтому женские прически, например, ей нельзя делать. То есть Ольга ни то, ни сё? Уже из одной группы вышла, а до другой ещё не доросла? Подросток! Но Ольга уже сразу стала женственной… Говорили ещё, что у неё роман с гимназистом, которого она совсем замучила своим переменчивым настроением.

Читайте также:  Анализ рассказа И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско.: сочинение

В тексте говорится, что с самого начала Оля Мещерская опережала своих сверстников, хотя внешне сначала и не выделялась. Её больше всего любили, она лучше всех каталась на коньках, танцевала, веселилась, радовалась жизни. Всегда нарядная, улыбчивая с блеском в глазах. Ей хотелось во взрослую жизнь – быть настоящей прекрасной женщиной.

Так вот, если бы Оля родилась на каком-нибудь Востоке, а точней – в стране, где женщине не нужно получать образование, то она бы уже, наверное, к четырнадцати годам была б выдана за какого-нибудь старика. Вот стала бы женой, или хотя бы одной из жен в гареме. И никаких бы проблем, то есть она б получила то, о чем мечтала в гимназии. Хотя я не удивлюсь, что в такой ситуации она бы, наоборот, стала мечтать об учебе, говорить о правах женщин, бороться за них, возможно. И она опять стала бы не такой, как все. На неё бы с восхищением смотрели младшие жены, но с завистью – старшие.

Даже если б ей нашли в этом рассказе жениха, разрешили бросить учебу, то она б не была окончательно довольна. В принципе, это нормально – развитие и эволюция. Главное – понимать, что ты в любой ситуации будешь чем-то недоволен: и в лачуге, и во дворце. Но лучше беспокоиться, куда вложить деньги, а не о том, где их взять, чтобы просто поесть. И радоваться тому, что есть!

Могилу Мещерской сделали местом романтического поклонения. Именно здесь предпочитали читать грустные стихи… Она просто стала символом романтики, молодости, женственности. Жаль её, а ещё жаль, что она слишком рано запуталась в отношениях с мужчинами. Ей нужен был бы мудрый совет и лучше женский, а ей только нравоучения читали.

Сочинение 3

Я так поняла, что Оля Мещерская для своего времени стала акселератом. Она развивалась быстрее, чем другие. Сначала, как бывает, была обычной девчонкой, которую и не запомнишь толпе таких же гимназисток. Но уже скоро у неё развилась женская фигура, но даже не в том дело… У неё появилось женское кокетливое отношение к окружающим – особенно к мужчинам.

Автор, по-моему, восхищается ей. Она изящная, каждое движение у неё само получается красиво и грациозно. Она не старается себя показать в каком-то лучшем свете, не красится слишком, не надевает вычурных платьев, но всё в ней женственно и красиво. Хотя классная дама в разговоре с ней заостряет внимание на том, что прическа у Оли слишком уж женская, что гребни у неё слишком дорогие… Сама Ольга делится с подругой, что прочла в одной папиной книге признаки истиной женской красоты. (Сейчас подобные можно найти в Интернете.) Стройность, страстные глаза, улыбка и подобное… Но самым странным было «лёгкое дыхание». Хотя, с другой стороны, изящная женщина ведь не должна сопеть, ведь это любую «картинку» испортит. Оля нашла у себя все признаки по списку, даже лёгкое дыхание.

Так вот, она так рано повзрослела. Она бросилась в эту взрослую жизнь… Сейчас многие не хотят взрослеть – одеваются несерьезно, смотрят мультики, живут у родителей, всё учатся, не работают. А тут ей уже хотелось покорять мужчин. Несмотря на то, что первый опыт получился не самым приятным. Она сама так призналась в своём дневнике. Её сбил с пути сосед – Алексей Михайлович. Зачем-то она говорила, что он ей важен и подобное, играла своей красотой. А на самом деле, она его презирала, замуж за него не собиралась, он стал ей даже противен. И узнав это, он застрелил её!

Я думаю, что у неё не было достаточной житейской хитрости, чтобы понять, с кем можно говорить на такие темы. Чтобы понять, что с людьми не надо играть! Ей жизнь дала красоту слишком рано, это лёгкое дыхание сбило и её саму, и её любовника… Не нашлось у неё опытной подруги, мудрого советчика. Жаль её, но, кстати, она стала кем-то вроде идола для гимназисток. К её кресту приходит даже старая дева – учительница, мечтая и у себя открыть лёгкое дыхание.

Сейчас девочки тоже рано красятся, но весь мир изменился – всё раньше происходит. Оля уже не было бы совсем особенной, только, может быть, особенной со своим вкусом и стилем. Жаль мне её. Рассказ будит противоречивые чувства, но это основное.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Легкое дыхание

Популярные сегодня темы

Стихотворение-поэма великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина создавалось на протяжении 8 лет. Первые главы писались еще молодым автором, в то время как завершалось оно

Многие ребята при общении с родителями, когда они проверяют домашнее задание или ругают за проступки, совершенные на переменах, задумывались, как же они учились в школе

Образы детей в произведении описаны достаточно детально – это позволяет читателю не только составить представление об их предположительном внешнем облике, но и понять их особенности и черты характера.

В основу сюжета рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» положена реальная история советского человека, пережившего все тяготы войны, включая пребывание в плену. Эту историю писателю поведал

В своем произведении Максим Горький показывает нам Данко как отважного героя, который думал о людях, а не о собственной жизни. Сила и энергия главного героя – это те качества, которых автор противопоставил трусости толпы

Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина

Практически всегда каждому из писателей нравилось писать разные произведения, где затрагивается тема любви. Вот и Бунин не стал отставать от других писателей. А ведь любовь является самым чистым чувством, которое только существует на земле. Кроме этого она является еще и вечной темой и будет актуальной всегда и во все времена.

В произведении «Легкое дыхание» автор описывает все, что происходит между двумя влюбленными человеками. Здесь главной героиней стала девушка по имени Оля. Больше всего на свете ей нравилось заниматься гимнастикой, и поэтому после учебы она отправлялась на кружок, где проводила очень много времени. Среди других девушек она ничем не отличалась. Если у других девушек уже были парни, то у нашей главной героини его просто не было, а все, потому что никому не она не нравилась. Но вот однажды она стала очень красивой девушкой и теперь все парни стали заглядываться на нее. Если другие девушки теперь старались привлечь к себе парня и показать себя с хорошей стороны, то Оле ничего такого не нужно было делать. Все что ей нужно было сделать, это просто улыбнуться и все парни возле ее ног.

И тогда девушки стали пускать про нее различные слухи, которые дошли до директора училища. Она решила все выяснить у Оли самой и вызвала к себе. В результате их разговора девушка призналась в том, что у нее уже были интимные отношения с одним мужчиной. А если быть точным, то это брат директора. Но не это привело в шок директора, оказывается брату директора пятьдесят лет.

Директор сначала подумала, что Оля просто обманывает ее, но когда девушка дала директору свой дневник, в котором записывала все, что у нее происходило в жизни, а также все события, которые запомнились ей больше всего. То теперь сомневаться было поздно. И вроде бы все у них произошло по обоюдному согласию, но теперь девушка просто ненавидит всех парней и старается отыскать любой момент или повод для того чтобы отомстить им.

Но давайте рассмотрим эту историю с другой стороны. А ведь брат директора полюбил эту девушку и выбрал среди других девушек и заметил. Хотя этого могло не произойти. Он по-настоящему влюбился в нее и сделал так, чтобы она стала не только счастливой, но и оставалась рядом с ним навсегда. Но когда он предложил ей узаконить их отношения, она отказалась, а мужчина больше ни с кем не захотел ее делить и поэтому убил.

Про любовь здесь речи нет, но автору удалось показать и рассказать о том, что влюбиться человек может в любом возрасте.

Сочинение 2

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), писатель русского зарубежья, умел удивительно тонко и трепетно описать такое богатое и волнующее чувство, как любовь. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел на одной из могил прекрасный портрет юной девушки. Ее чудесные счастливые глаза вдохновили писателя на создание новеллы «Легкое дыхание».

Оля Мещерская – юное жизнерадостное существо, с беспечностью относившаяся к жизни. В ней уже проснулось женское начало, она привлекала к своей особе внимание мужчин. Но разум взрослого человека еще спал. Говорили, что один гимназист из-за любви к ней даже хотел покончить с собой. На балу девушка танцевала лучше всех, имела поклонников больше всех своих ровесниц. В 15 лет она уже слыла красавицей, о которой ходили толки, что она несколько ветреная девушка. Оля и сама не постигла того, что в ней сокрыто мощное неотразимое очарование, непреодолимая сила Афродиты и Венеры.

Не один раз классная дама Ольги делала ей замечания по поводу ее поведения и стиля. Девочка только отмахивалась. Во время очередного разговора с начальницей девушка призналась, что она уже не ребенок, а женщина. И сделал ее женщиной брат начальницы и сосед отца – Алексей Малютин, казачий офицер пятидесяти с лишком лет. Сожалела ли о случившемся Мещерская? Нет. Совращала ли она Малютина? И да, и нет. Она помимо своей воли приводит в действие волшебные женские силы, хотя сама пугается их могущества: «Я сошла с ума, я не знала, что я такая».

Читайте также:  Пейзаж и портрет в прозаических произведениях Бунина: сочинение

Этот эпизод в жизни девушки привел к трагическим последствиям. Малютин застрелил ее на вокзале за отказ выйти замуж за него и насмешки в его адрес. Могла ли Ольга предвидеть это? Наверное, нет. Она еще не разбиралась в жизни, в любви. Не разум управлял ее поступком, а кратковременная вспышка страсти.

Классная дама Оли Мещерской каждое воскресенье приходит к ней на кладбище, вспоминает слова девочки о том, какой должна быть настоящая женщина. Начальница живет совсем в другом мире, мире грез и мечтаний. Теперь предметом ее мыслей и раздумий стала погибшая Оля.

Можно утверждать, что в произведении есть две главные героини: гимназистка Оля Мещерская и ее классная дама. Писатель описывает двух совершенно разных по характеру женщин. Оля Мещерская – воплощение первобытной стихии, живущей инстинктами и минутными капризами; и классная дама – воплощение духовной стихии. Именно ее вера и молитва возвращает легкое дыхание погибшей в природу, созданную творцом.

По произведению Легкое дыхание

Популярные сочинения

Юрий Иванович написал данную картину в середине прошлого века. Можно заметить, что большинство картин Юрия Ивановича посвящены будням и быту советского народа. Картина под названием «Спор» – одна из них.

Новый год – один из самых моих любимых и ярких праздников. Моя семья всегда его празднует с размахом. В начале декабря мы с папой покупаем елку. Мы выбираем самую высокую и пушистую ель. Ставим ее дома.

Наш мир несовершенен. В реальном мире есть как небольшие трудности, справится с которыми под силу каждому человеку вне зависимости от его материального положения, пола, возраста и других признаков, так и масштабные события

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

Иван Алексеевич Бунин вошел в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять психологию этого чувства, и будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и четкой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, попадаются эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Модернизм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916 , и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское, к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить какое-либо небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, когда он случайно набрел на небольшое кладбище. Прогуливаясь по нему, он обнаружил могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в ее смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала гимназистка Оля Мещерская, чей образ был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и боле глубокие воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестренки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, происшедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает ее сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это, прежде всего, страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда идет смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани суицида от неразделенной любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель, все же, не подвергает критике ее поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, ее способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекает автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали ее естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить ее балансировать между легкостью и «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное равнодушие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит писатель читателей, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжелый осадок.

Композиция

К главным особенностям композиции новеллы следует отнести контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» к ее последней зиме. После идет разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о ее связи с пожилым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет незначительный, казалось бы, эпизод из жизни Оли, в котором она делится с подругой своим представлением о женской красоте.

Благодаря временным перемещениям и быстрой смене всех действий автору удалось создать чувство легкости и некоей эмоциональной отрешенности. В произведении все призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, не давая возможности их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днем, не думая о последствиях своих действий.

В своем рассказе Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и кульминационной развязки. Она уже произошла – и это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже произошло, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обреченность героини – в ней семой, в ее невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной легкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Проводя в «Легком дыхании» анализ на жанровую принадлежность произведения, следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена основная проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи последователем реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, все более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что «Легкое дыхание» соответствует модернизму, в котором присутствуют основные тенденции реализма.

Легкое дыхание Ольги Мещерской (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»): сочинение

Меню сайта

Сочинения по произведению “Легкое дыхание” Бунин И.А.

Загадка Любви и Красоты в рассказе И.Бунина «Легкое дыхание»

Желая изобразить «легкое дыхание», И. Бунин, казалось бы, должен был выбрать самое лирическое, самое безмятежное, самое прозрачное, что можно найти в житейских событиях, происшествиях и характерах. Почему он не рассказал нам о прозрачной, как воздух, какой-нибудь первой любви, чистой и незатемненной? Почему он выбрал самое ужасное, грубое, тяжелое и мутное, когда захотел развить тему о легком дыхании?

Тема любви и смерти (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»)

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Читайте также:  Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско: сочинение

Смысл названия и проблематика рассказа Бунина «Легкое дыхание»

Рассказ «Легкое дыхание», написанный в 1916 году, заслуженно считается одной из жемчужин бунинской прозы — так лаконично и ярко запечатлен в нем образ героини, так трепетно передано чувство прекрасного. Что же такое «легкое дыхание», почему это словосочетание давно стало нарицательным для обозначения человеческого таланта — таланта жить? Чтобы разобраться в этом, проанализируем рассказ «Легкое дыхание».

Женские образы в рассказе И. А. Бунина “Легкое дыхание”

Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина “Лёгкое дыхание”. Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской – главной героини рассказа, о которой мы с самого начала знаем, что она уже умерла. Не правда ли, странное соседство: смерть и ощущение легкости, невесомости?
Оля любила жизнь, принимая её такой, какая она есть. Да это в общем-то и понятно: у молодой гимназистки радостей и надежд гораздо больше, чем огорчений и разочарований.

Бунинская философия любви (по рассказу «Легкое дыхание»)

О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными являются люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви». По его мнению, любовь – это «темные аллеи», наполненные чем-то таинственным и неожиданным, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и который очень легко потерять или не узнать своевременно.

Эпитафия ускользающей красоте по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Жемчужиной творческого наследия замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина заслуженно считается рассказ “Легкое дыхание”. В нем так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на ее трагическую судьбу. Все в рассказе построено на выразительных контрастах, без которых невозможно понять авторский замысел.

Легкое дыхание Ольги Мещерской (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»)

Предреволюционные рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание» объединены одной темой, одним настроением — ощущением грядущих катастрофических социальных потрясений. Начиная с «Антоновских яблок» (1900), до последнего предреволюционного года и рассказа «Легкое дыханье» (1916) писателя не покидает мысль о гибельности, обреченности красоты, и это чувствуется в его прозе.

Мое впечатление от рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Я читаю рассказ и думаю: откуда возникло это легкое дыхание, из каких миров долетело оно, как оно коснулось земли нашей? Что было в нем? Вся нежность, вся красота девичья, вся свежесть первозданная. Оно воздушно, неуловимо, недосягаемо, как ветер, невесомо, как облака. Сорвалось оно с небес, растворилось в веках. где-то между прошлым и будущим — в вечности.

Почему Бунин сравнивает Олю Мещерскую с легким дыханием в рассказе «Легкое дыхание»

С первых строк рассказа у читателя создается довольно тяжелое чувство. Он на-страивается на что-то трагическое: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий». Сразу чувствуется озноб, уныние. Тяжелый крест уже никогда не даст жизни воскреснуть. Рядом расположились такие же памятники: они «еще далеко видны сквозь голые деревья». У подножия креста холодный ветер звенит фарфоровым венком.

Ольга Мещерская – характеристика литературного героя

ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ — героиня рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание» (1916). Рассказ основан на материале газетной хроники: офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии Бунин уловил образ абсолютно естественной и раскованной юной женщины, рано и легко вступившей в мир взрослых. О.М. — шестнадцатилетняя девушка, о которой автор пишет, что «она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц».

«Тема любви и смерти (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»)»

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней — как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина — добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она — идеал.Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине — «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вдыхаю, — ведь, правда, есть?»

Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Ссылка на основную публикацию
×
×