Бунинская философия любви (по рассказу «Легкое дыхание»): сочинение

Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина

Практически всегда каждому из писателей нравилось писать разные произведения, где затрагивается тема любви. Вот и Бунин не стал отставать от других писателей. А ведь любовь является самым чистым чувством, которое только существует на земле. Кроме этого она является еще и вечной темой и будет актуальной всегда и во все времена.

В произведении «Легкое дыхание» автор описывает все, что происходит между двумя влюбленными человеками. Здесь главной героиней стала девушка по имени Оля. Больше всего на свете ей нравилось заниматься гимнастикой, и поэтому после учебы она отправлялась на кружок, где проводила очень много времени. Среди других девушек она ничем не отличалась. Если у других девушек уже были парни, то у нашей главной героини его просто не было, а все, потому что никому не она не нравилась. Но вот однажды она стала очень красивой девушкой и теперь все парни стали заглядываться на нее. Если другие девушки теперь старались привлечь к себе парня и показать себя с хорошей стороны, то Оле ничего такого не нужно было делать. Все что ей нужно было сделать, это просто улыбнуться и все парни возле ее ног.

И тогда девушки стали пускать про нее различные слухи, которые дошли до директора училища. Она решила все выяснить у Оли самой и вызвала к себе. В результате их разговора девушка призналась в том, что у нее уже были интимные отношения с одним мужчиной. А если быть точным, то это брат директора. Но не это привело в шок директора, оказывается брату директора пятьдесят лет.

Директор сначала подумала, что Оля просто обманывает ее, но когда девушка дала директору свой дневник, в котором записывала все, что у нее происходило в жизни, а также все события, которые запомнились ей больше всего. То теперь сомневаться было поздно. И вроде бы все у них произошло по обоюдному согласию, но теперь девушка просто ненавидит всех парней и старается отыскать любой момент или повод для того чтобы отомстить им.

Но давайте рассмотрим эту историю с другой стороны. А ведь брат директора полюбил эту девушку и выбрал среди других девушек и заметил. Хотя этого могло не произойти. Он по-настоящему влюбился в нее и сделал так, чтобы она стала не только счастливой, но и оставалась рядом с ним навсегда. Но когда он предложил ей узаконить их отношения, она отказалась, а мужчина больше ни с кем не захотел ее делить и поэтому убил.

Про любовь здесь речи нет, но автору удалось показать и рассказать о том, что влюбиться человек может в любом возрасте.

Сочинение 2

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), писатель русского зарубежья, умел удивительно тонко и трепетно описать такое богатое и волнующее чувство, как любовь. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел на одной из могил прекрасный портрет юной девушки. Ее чудесные счастливые глаза вдохновили писателя на создание новеллы «Легкое дыхание».

Оля Мещерская – юное жизнерадостное существо, с беспечностью относившаяся к жизни. В ней уже проснулось женское начало, она привлекала к своей особе внимание мужчин. Но разум взрослого человека еще спал. Говорили, что один гимназист из-за любви к ней даже хотел покончить с собой. На балу девушка танцевала лучше всех, имела поклонников больше всех своих ровесниц. В 15 лет она уже слыла красавицей, о которой ходили толки, что она несколько ветреная девушка. Оля и сама не постигла того, что в ней сокрыто мощное неотразимое очарование, непреодолимая сила Афродиты и Венеры.

Не один раз классная дама Ольги делала ей замечания по поводу ее поведения и стиля. Девочка только отмахивалась. Во время очередного разговора с начальницей девушка призналась, что она уже не ребенок, а женщина. И сделал ее женщиной брат начальницы и сосед отца – Алексей Малютин, казачий офицер пятидесяти с лишком лет. Сожалела ли о случившемся Мещерская? Нет. Совращала ли она Малютина? И да, и нет. Она помимо своей воли приводит в действие волшебные женские силы, хотя сама пугается их могущества: «Я сошла с ума, я не знала, что я такая».

Этот эпизод в жизни девушки привел к трагическим последствиям. Малютин застрелил ее на вокзале за отказ выйти замуж за него и насмешки в его адрес. Могла ли Ольга предвидеть это? Наверное, нет. Она еще не разбиралась в жизни, в любви. Не разум управлял ее поступком, а кратковременная вспышка страсти.

Классная дама Оли Мещерской каждое воскресенье приходит к ней на кладбище, вспоминает слова девочки о том, какой должна быть настоящая женщина. Начальница живет совсем в другом мире, мире грез и мечтаний. Теперь предметом ее мыслей и раздумий стала погибшая Оля.

Можно утверждать, что в произведении есть две главные героини: гимназистка Оля Мещерская и ее классная дама. Писатель описывает двух совершенно разных по характеру женщин. Оля Мещерская – воплощение первобытной стихии, живущей инстинктами и минутными капризами; и классная дама – воплощение духовной стихии. Именно ее вера и молитва возвращает легкое дыхание погибшей в природу, созданную творцом.

По произведению Легкое дыхание

Популярные сочинения

ак случается, что ежедневно каждый человек неоднократно сталкивается, как с правдой, так и с ложью. И самое удивительное, что многие предпочитают второе. Кто-то боится знать правду и ему лучше жить в сладкой лжи.

Весьма презрительное обращение, которое довольно явно перекликается с отношением Булгакова к представителям пролетариата. Михаил Афанасьевич был аристократом, глубоким исследователем человеческой природы и он чурался необразованности

Бубнов – второстепенный персонаж пьесы «На дне». Это бездомный сорока пяти лет, проживающий в ночлежке вместе с другими ее обитателями. Читатель обнаруживает его в самом начале повествования

Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И.А. Бунина

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара.
И.А. Бунин. Темные аллеи.

Тема любви занимает в творчестве И.А. Бунина одно из самых значимых мест. Я думаю, что и в жизни это чувство стояло у писателя на первом месте, определяло его поступки, придавало смысл его существованию. Больше того, в силу характера, воспитания, образа жизни у Бунина сложилась собственная «философия любви», которую он художественно воплотил на страницах своих произведений.
Безусловно, шедевром бунинской любовной прозы является сборник «Темные аллеи». Сам автор говорил, что здесь он попытался раскрыть «темные аллеи» человеческого подсознания, тайные стороны человеческой души, которые самым тесным образом связаны с любовью.
В рассказе, давшем название всему циклу, – «Темные аллеи»- повествуется о чувстве молодого барина и крепостной девушки. Мы видим этих людей тридцать лет спустя, когда героиня уже превратилась в хозяйку постоялого двора, а барин – в «стройного старика военного в большом картузе и в николаевской серой шинели».
По ходу беседы герои вспоминают, что были связаны когда-то сильным и прекрасным чувством. Но для барина это воспоминание окрашивается чувством стыда и укором – Надежда всю жизнь любила его, тогда как он, бросив, вскоре позабыл о девушке. Для Николая Алексеевича любовь была мимолетна. Скорее всего, это было лишь увлечение красивой девушкой: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» И когда герой насладился красотой и молодостью, он без зазрения совести бросил Надежду.
Но что же эти мимолетные отношения значили для героини? Как оказалось, чувство к Николаю Алексеевичу стало любовью всей ее жизни. Она так и не вышла больше замуж, не завела семью. Всегда эта женщина любила лишь одного человека – своего барина, так жестоко бросившего ее. После их разрыва Надежда даже хотела наложить на себя руки, но вовремя опомнилась.
«Все проходит, да не все забывается», – говорит она своему «Николеньке». И эта фраза становится символом ее жизни, обозначением ее чувства.
Надежда дает четкое определение того, что было между ней и барином: «Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть». Эти слова как нельзя лучше характеризуют бунинское понимание любви: это чувство – горячка, бред, вызванная молодостью, красотой, полнотой жизни, брызжущей через край. Все это очень быстро проходит, однако оставляет глубокие следы, не проходящие всю жизнь.
Судьба Николая Алексеевича тоже сложилась трагично. Жена, которую он очень любил, изменила и бросила его самым бесстыдным образом, сын «покатился по наклонной». Получается, что к концу жизни герой остался, так же как и Надежда, одиноким и никому не нужным стариком. Только в жизни этой женщины было чувство, которое, несмотря на все обиды, грело ее. А в жизни героя была лишь пустота…
В рассказе Бунина «Солнечный удар», который по тематике и стилистике примыкает к циклу «Темные аллеи», рассказывается о взаимном чувстве. Однако и оно заканчивается трагично, оставляя в душе героя глубокую рану.
В рассказе повествуется о мимолетном романе, произошедшем между молодым поручиком и замужней женщиной. Они встретились на корабле, почувствовали взаимное влечение и провели в гостинице всего лишь одну ночь. Но их роман был подобен «солнечному удару» – по своей кратковременности, силе чувств, последствиям. Бунин подчеркивает, что чувства, которые герои испытали, были самыми сильными и волнующими эмоциями за всю их жизнь: «много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».
Наутро героиня исчезла, оставив после себя лишь запах, ощущения холстяного платья, звуки «веселого и простого голоса». Поначалу поручик не придал этому исчезновению никакого значения – «не в первый раз». Но по мере того, как проходило время, он начинал осознавать, что не находит себе места без этой прелестной маленькой женщины. Какое-то чувство сжигало его изнутри: ничто не радовало героя и не развлекало его. Складывалось такое ощущение, будто он заболел.
Когда поручик все же добрался до парохода, когда закончились муки «солнечного удара» его любви, он «почувствовал себя постаревшим на десять лет».
Другой аспект любовного чувства Бунин рассматривает в рассказе «Легкое дыхание». Его название символизирует образ жизни и мысли юной героини произведения – Оли Мещерской. Это прелестное создание было наполнено жаждой жизни, любви, красоты. Однако девушка, я думаю, не знала, как реализовать эти свои желания. Она, словно прекрасный цветок на ветру, металась в поисках счастья, а нашла лишь свою смерть.
У Оли было несколько романов со взрослыми мужчинами, которые пылали страстью к молодой прекрасной девушке. А Мещерская, как мне кажется, наслаждалась своей властью, не испытывая ответных чувств и лишь самоутверждаясь.
За это героиня поплатилась сполна – ведь играть человеческими чувствами очень опасно. Мы узнаем, что «казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил её на платформе вокзала».
Таким образом, любовь, по Бунину, это темное чувство, связанное с подсознанием человека, с темными сторонами его души. Часто она мистична и загадочна, оставляет след в душе людей на всю жизнь.
Как правило, любовная вспышка в произведениях Бунина кратковременна, очень сильна и эмоционально насыщена и заканчивается трагически. Но, несмотря на это, любовь, по Бунину, самое ценное сокровище в жизни человека, составляющее прелесть и смысл существования.

Читайте также:  «Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Легкое дыхание / Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И.А. Бунина

Смотрите также по произведению “Легкое дыхание”:

Бунинская философия любви (по рассказу «Легкое дыхание»)

О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными являются люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви». По его мнению, любовь – это «темные аллеи», наполненные чем-то таинственным и неожиданным, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и который очень легко потерять или не узнать своевременно. Потом могут прийти тяжелые разочарования, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства. В произведениях Бунина случаются трагические финалы из-за конфликта между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид лучшей из возможных развязок.

С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание». События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными. Молодую девушку соблазняет старый развратник, сама она ведет непонятную игру в любовь с казачьим офицером, который был «некрасивый и плебейского вида, который не имел ровно решительно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская». Но на самом деле грязи или «чернухи» в рассказе нет, наоборот, он насыщен особой лирической атмосферой. В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от обратного» – даже при таком развитии событий любовь будет оставаться чем-то светлым и неприкосновенным, она выше будничной грязи.

Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточку умершей, классная наставница сама себе задает риторический вопрос: как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединилось теперь с именем Оли Мещерской?. Он не нуждается в ответе, но ответ присутствует вне слов во всем тексте рассказа. Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной женственности, жажды любви, мечтательности. Вопреки установкам общественной морали, ее поступки и ее образ почти у всех вызывают увлечение. почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее», почему-то классная наставница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременную» женственность, соблюдая общепринятые моральные ценности, после гибели девушки каждое воскресенье приходит на ее могилу, живет мыслями о ней, да еще и ощущает себя счастливой «как все отданные какой-то страстной мечте люди».

Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в безобразной действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которую невозможно сохранить в залосненной действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она будто заражает других своей радостью. Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, невольно введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близок с ней, верил в ее любовь и не смог смириться с потерей своей иллюзии. Но не каждый человек может вызвать такую сильную страсть. Много кого бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят до таких крайностей. Это снова же таки свидетельствует о яркости личности Оли.

Ее поступок был жестоким, но можно догадаться, что, имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля сама искала свою мечту, но не могла найти. Она ощущала отвращение к отцовскому другу Малютину, который повел себя с ней, мягко говоря, не благородно. То, что состоялось между ними, могло просто сломать ее, как это было со многими девушками. Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир. Но этого не произошло: запас любви и стремление к счастью в душе Оли оказались чрезвычайно большими. Вместо этого она «совсем обезумевшая от радости», компенсируя этим собственное отвращение и унижение.

Читайте также:  Роман Бунина «Жизнь Арсеньева» запечатлел старую Россию: сочинение

Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненными, но не находили достойного выхода, а поэтому она и начинала «романы» то с офицером, то с гимназистом Шеншиным, не могла жить без поклонников, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворяли все ее извне аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чем-то светлым и прекрасным. «Легкое дыхание» не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли:

«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре». Такими лирическими строками заканчивается рассказ. Они же передают идею автора: любовь, даже такая «рассеянная», которая не нашла своего настоящего героя, всегда является чудом, всегда найдет ответ в душах других людей. Пусть действительность не позволила девушке воплотить мечты, и разногласия с ней привели к трагедии: Оля, однако, принесла в мир что-то одухотворенное, способное вдохновлять.

Тема любви в произведениях и.А.Бунина «Лёгкое дыхание» (1916)

Во многих произведениях Бунин обращается к вечным темам: любовь и трагедия, жизнь и смерть. Эти темы становятся главными и в рассказе «Легкое дыхание», поражающем именно легким дыханием бунинской прозы, ее особым ароматом.

Смысл названия рассказа связан прежде всего с главной героиней. Примечательна первая деталь описания облика Оли Мещерской, обнаруживающая ее личностную индивидуальность, – «живые, радостные глаза». Живость, простота, естественность, непосредственность, красота, наивность, женственность, легкость составляют бесконечное обаяние Оли, ее привлекательность, обольстительность, «манкость». «Легкое дыхание» ее женственности радостно и всепобеждающе торжествует в малейших деталях внешности и поведения. Всё это дано ей от природы, пришло к ней без малейшего ее усилия – «легко». Мотив легкости – основной в описании внешности, поведения и самой жизни Оли. Тяжела лишь смерть – «крест из дуба» на могиле Оли, «крепкий, тяжелый, гладкий». Принцип антитезы сохранится на протяжении всего рассказа, отразившись и в системе образов, и в композиции.

Героиня Бунина свободно и радостно шла по жизни, не задумываясь о ее темных, мутных потоках, смысл жизни для нее – в самой жизни. На пути ее легкого полёта были любовь учениц младших классов, танцы на балах, веселье, бег на коньках, влюбленность гимназиста Шеншина, но был и пятидесятишестилетний «ловелас» Малютин, был казачий офицер, «некрасивый и плебейского вида». Оля опять-таки легко сделала шаг навстречу нравственному падению, ведь в ее отношении к Малютину не было и тени любви, легко призналась в этом гимназической начальнице, легко играла чувствами казачьего офицера. Не случайно Малютин упоминает о Фаусте с Маргаритой: в истории искушения Маргариты в Фаусте торжествует плотское над духовным; Малютин и не скрывает «мефистофелевского» начала в своем плотском желании обладать юной прелестью Оли, а Оля не подозревает о необходимых нравственных границах своего жизненного полета – только легкость, только свобода, только веселая игра.

О гибели Оли на вокзале сказано сухо, отрывисто, как в хронике уголовного дела. Полёт по жизни – вне осознанности и ответственности – вовлекает героиню Бунина в опасную сферу «плебейских» чувств, однолинейных и жестоких решений: казачий офицер увидел в Мещерской одно издевательство над собой, над его, так сказать, принципами, над его «нравственностью», он покарал Олю как легкомысленную, аморальную соблазнительницу – и полагал себя правым. Жизнь Оли была легка, и смерть тоже легко отняла эту хрупкую, «мотыльковую» жизнь.

Однако авторская задача не имеет ничего общего с мелодраматическим и морализаторским описанием жизни и смерти прелестной, но запутавшейся гимназистки. Произведение имеет необычную композицию: начинается и завершается описанием кладбища, хронология событий изменена писателем, фабула не совпадает с сюжетом. Появляются эпизоды, казалось бы, не имеющие с историей Оли никакой связи, – ее рассказ подруге о «легком дыхании» и приходящая на могилу классная дама.

Образ главной героини включен в систему антитез, одна из которых – Оля Мещерская и классная дама. Классная дама живет выдумкой, заменяющей ей подлинную жизнь. Жизнь Оли была полна энергии, стремительна и празднична – жизнь классной дамы одинока, скудна событиями, лишена любви и счастья. Эта уже «немолодая девушка» умна, однако в ней нет того «легкого дыхания», которым была наделена Оля, жизнь проходит мимо классной дамы, даруя ей лишь хрупкие иллюзии, отсюда такое ее притяжение даже к памяти о «легком дыхании».

«Легкое дыхание» – это энергия женственности, вечно живущая в мире, способная сводить с ума, даровать либо высшее счастье, либо трагедию. Эта энергия не связана (или менее всего связана) с красотой как гармонией внешних черт – не случайно Оля, говоря подруге о красоте, отвергла всё внешне-декоративное: «черные, кипящие смолой глаза», «колена цвета раковины», «нежно играющий румянец» и так далее – и выбрала лишь «легкое дыхание». Это великая тайна, которой можно изумляться, но которую нельзя разгадать до конца.

«Легкое дыхание» – это и энергия творчества, вдохновения, тоже необъяснимая и неразложимая на формулы и определения. Именно «легкое дыхание» творчества чувствуется в сцеплении событий рассказа Бунина. Наиболее точно об этом сказал искусствовед и психолог прошлого века Л.С.Выготский: «Жизнь гимназистки Оли Мещерской темная, мутная, запутавшаяся, но события соединены и сцеплены так, что они утрачивают свою житейскую тягость и непрозрачную муть; они мелодически сцеплены друг с другом, и в своих нарастаниях, разрешениях и переходах они словно развязывают стягивающие их нити, они отрешаются от действительности. Так житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в легкое дыхание бунинского рассказа».

Бунинская философия любви в рассказе «Легкое дыхание»

О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными бывают люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви».

«темные аллеи», преисполненные чего-то таинственного и неожиданного, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или не узнать своевременно. Потом могут прийти тяжелое разочарование, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства. В произведениях Бунина случаются трагические финалы через конфликт между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере имеет вид лучшей из возможных развязок.

С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание».

События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными. Молодую девушку совратил старый развратник, сама она ведет непонятную игру в любовь с казачьим офицером, который был «некрасивый и плебейского вида, не имел ровным счетом ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская». Но на самом деле грязи, «чернухи» в рассказе нет, наоборот, оно насыщено особой лирической атмосферой.

В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от обратного» – даже по такому развития событий любовь будет оставаться чем-то светлым и неприкосновенным, она выше будничной грязи.

Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточку умершей, классная наставница сама себе задает риторический вопрос: «как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединилось теперь с именем Оли Мещерской?». Она не нуждается в ответе, но ответ присутствующий вне слов во всем тексте рассказа.

Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной женственности, жажды любви, мечтательности. Вопреки установкам общественной морали, ее поступки и ее образ почти во всех вызывают увлечение. Почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее», почему-то классная наставница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременную» женственность, поворачивая на общепринятые моральные ценности, после гибели девушки каждое воскресенье приходит на ее могилу, живя мыслями о ней, да еще и ощущает себя счастливой «как все отданные какой-то страстной мечте люди».

Читайте также:  Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в безобразной действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которое невозможно сохранить в залосненной действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она будто заражает других своей радостью.

человек может вызвать такую сильную страсть. Многих бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят к таким крайностям. Это снова таки свидетельствует о непересекаемости личности Оли. Ее поступок был жестоким, но можно догадаться, что, имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля сама искала свою мечту, но не могла найти.

могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир. Но этого не произошло: запас любви и стремление к счастью в душе Оли оказался чрезвычайно большим. Вместо этого она «совсем обезумела от радости», компенсируя этим собственное отвращение и унижение. Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненными, но не находили достойного выхода, итак она и начинала «романы» то с офицером, то с гимназистом, не могла жить без поклонников, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворяли все ее извне аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чего-то светлого и прекрасного.

«Легкое дыхание» не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Сочинение на тему “Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина “Легкое дыхание”

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.

Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»:

«А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»

Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Ссылка на основную публикацию
×
×