«Заколдованное место» Булгакова не инсценировка, а совсем другое: сочинение

Анализ произведения Заколдованное место Гоголя

Сборник, к которому относится данное произведение написан благодаря рассказам дьячка церкви. Автор опирается на опыт священнослужителя и тем самым избегает причисления его работы к выдумке. Помимо этого, произведение пропитано фольклором и мистикой.

Николай Васильевич вырос на фольклорных традициях, поэтому относится к ним с особой теплотой. Всякие мифы о проклятых и аномальных зонах по-современному характерны для разных народностей. Как повелось у славян клад искали на кладбищах. Существовало поверье, что в необходимом месте должна загореться свеча. Также существовало поверье, что нечестно заработанное богатство превратиться в мусор и грязь.

Повесть наполнена диалектами, характерными для украинского языка, что еще больше украшает данное произведение. Автор тонко передает народный быт, также не обходится без юмора. Николай Васильевич погружает читателя в происходящее. Возникает ощущение, что тот самый сидит и слушает дьячка. Автор активно комментирует происходящее, поэтому умело вовлекает чтеца в центр событий.

Главным героем произведения является пожилой мужчина по имени Максим. Дед очень активный, не любит сидеть на месте, весельчак и душа компании. Для него характерно хвастовство. Умело танцует и даже чертиков не боится, именно поэтому старик умудрился угодить в мистическую историю. Дед не прочь послушать байки чумаков. У деда своеобразные отношения с внуками, он часто ругает их и любит всей душой. Они же любят пошутить над стариком.

Ключевым моментом является заколдованное место, которое было неожиданно обнаружено и дальнейшие действия, с ним связанные. Это место Максим обнаруживает неожиданно, когда танцует. Он замечает какие-то странности. Внутри этой аномальной зоны творится нечто странное, касающееся времени и пространства.

Дед не боится этого места, а напротив проявляет к нему нездоровый интерес. Это место ведет себя своеобразно, оно никому не вредит, но пугает кого только можно. Земля в этом месте не плодовита. Заколдованный участок играется со стариком. Примечательно, что эта зона играет с погодой, здесь могут появиться чудовища. Это все-таки пугает деда. Однако, желание разбогатеть сильнее. За что старик получает серьезный урок. В искомом месте был мусор и всякая гадость.

После этих фокусов старик поддался в религию и принял решение больше не общаться с нечистой силой. Также он запретил соваться к аномальной зоне всем своим родственникам. Теперь в это место летит только мусор.

Дед извлек огромный урок, что не стоит пытаться получить богатство, не прилагая никаких усилий.

2 вариант

Творение под названием «Заколдованное место» написано русским литератором Н. В. Гоголем. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Черновые варианты данного творения не удалось сохранить до современного времени, поэтому нельзя сказать точно время его создания. Вероятнее всего, это произошло 1830 году. Произведение относится к жанру повести. Оно стало одной из составляющих собрания «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Фабула данной повести основана на фольклорном творчестве. Гоголь с раннего детства был отлично с ним знаком. Сказания и легенды о местах, что кем-то прокляты, кладах, сокровищах стали основой для сочинения мифов разных народов. Славянские легенды повествуют, что поиск золота надо начинать на кладбище. То самое захоронение показывала свеча, что неожиданным пламенем вспыхивала. Также элемент превращения богатства, полученного нечестным путем, является традицией для фольклора славян.

Своеобразность и уникальность «Заколдованного места» проявлена в вызывающем и красивом языке, насыщенном украинскими поговорками и словечками. Верно изобразил Гоголь народный быт, а еще его юмор делают специфическую атмосферу, насыщенную фантастикой и лукавством. Читающий представляет, что он самостоятельно присутствует среди тех, кто слушает историю дьяка. Это состояние достигается благодаря метким комментариям того, кто рассказывает историю.

Главным героем является дед Максим, которого Николай Васильевич Гоголь описывает с теплотой и добрыми нотками иронии. Он является живым, рукастым, веселым и временами любит чуток похвастаться, отлично пляшет и не боится ни бога, ни сатаны. Дед любил слушать чумовские рассказы. Он ругает своих внуков, хотя любит их по-настоящему.

Актуальное место произведения – это заколдованное место. Сегодня его бы назвали паранормальными зонами. Он его замечает тогда, когда танцует. Резко перестает плясать. Начинают происходить непонятные явления. Все думают, что дело в нечистой силе.

Современники Н. В. Гоголя отнеслись к данному произведению с теплом, в том числе и Александр Пушкин.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Заколдованное место

Популярные сегодня темы

Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие

Проходят год за годом, век за веком, а сатирическая комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» не теряет своей актуальности, злободневности. Выставленные писателем

Руслан – это великий богатырь всея Руси со всеми присущими чертами характера. Он и сильный, и умный, и выносливый, и изобретательный, и порядочный

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти

Как тонкий психолог Чехов довольно точно описывал собственных героев и давал характеристики своим персонажам. В коротком рассказе Смерть чиновника рассматривается тема зависимости

«Заколдованное место», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки», «курень», «баштан», «хлопцы»… Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми», но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами», так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер». Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин, Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

«Заколдованное место» Булгакова не инсценировка, а совсем другое: сочинение

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания
Ученики рассказывают о детстве и начале творческого пути Гоголя. Класс обсуждает и оценивает эти рассказы.

III. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического
Беседа
Беседа по повести «Заколдованное место» начинается с выяснения восприятия этого произведения.
— Понравилось ли вам это произведение? Какие чувства оно вызвало у вас? Что вас удивило, поразило?
— Верите ли вы, что все случившееся было на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что — реальным?
Именно такая история не могла приключиться на самом деле. Реальным выглядит дед, охраняющий баштан вместе с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и остановились отдохнуть, мать, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали.
Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.
— Кто главный герой «Заколдованного места»?
Главный герой рассказа, который сам автор называет «былью», — дед дьячка ***ской церкви, непосредственного рассказчика.
— Кто рассказывает слушателям эту историю? В какой обстановке? Ответ подтвердите цитатами из текста.
Дьячок деревенской церкви рассказывает историю своим односельчанам, уступая их настойчивым просьбам. Начинает свой рассказ он словно бы с неохотой, потом укоряет невнимательных слушателей.
— Рассмотрите иллюстрации М. Клодта к этому произведению, опишите их. Так ли вы представляли себе пляшущего деда?

Словесное рисование
— Как вы представляете себе заколдованное место?
Ответ может быть таким: «Мне заколдованное место представляется немного иначе. Слева нависает огромная темная скала, справа провал, туда летят камни. В центре из-за скалы выглядывает „мерзостная рожа” с красными глазами, высунула красный язык и дразнит деда. Дед по сравнению с этой харей маленький и испуганный».
Просим детей представить рисунки, приготовленные ими к уроку. Рассматриваем и обсуждаем эти рисунки.
— Что в этом произведении вызывает смех, что — горечь?
— Какие события автор описывает с любовью? Какие черты человеческого характера показывает нам с неприглядной стороны?
Сделаем вывод, что светлыми красками автор рисует народную жизнь, встречу с чумаками, работу деда на баштане. Автор весело смеется над попытками деда показать, как надо танцевать, над тем, как дед устроил на «проклятом месте» загородку, куда велел кидать все, «что ни есть непотребного». Но за этим смехом мы ясно видим: «легкого богатства» не бывает. Истинно лишь то, что добыто трудом.

Читайте также:  «Принадлежит вечности»(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

IV. Выразительное чтение произведения
Учитель прочитает статью учебника «Из воспоминаний современников о Н. В. Гоголе» (с. 184—185) и спросит:
— Как вы думаете, помогло ли Гоголю в литературной работе увлечение театром, умение читать и ставить пьесы, перевоплощаться в самых разных героев?
Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не автор говорит о людях, а люди на самом деле рассказывают о себе. Гоголь подробно и красочно описывает место действия, как режиссер, который должен хорошо представлять себе, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в своих героев. Нам кажется, как будто дьячок на самом деле сначала отказывается рассказывать свою историю, а потом укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Затем автор перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что тот видел и чувствовал.
Задача учеников при выразительном чтении и чтении по ролям — перевоплотиться в гоголевских героев. Выберем для чтения два-три эпизода (в зависимости от ресурса времени), например: дед и чумаки; дед выкапывает клад. Второй эпизод читаем по ролям от слов: «Ввечеру, уже повечерявши. » — до слов: «. и как добежал до попова огорода, только тогда перевел немного дух».

Домашнее задание
Повторить стихотворения Н. А. Некрасова, которые читали и учили наизусть в начальной школе.

Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о Н. А. Некрасове.

Урок литературы в 5 классе «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести

«Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

Сейчас прочёл «Вечера на

Хуторе близ Диканьки». Они

изумили меня. Вот настоящая

жеманства, без чопорности. А

местами какая поэзия!

1. Организационный момент.

2. Мотивация, целеполагание.

Учитель обращается к эпиграфу и объявляет цель урока.

3. Формулировка темы урока учащимися.

Запись в тетрадях: «Заколдованное место».

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об основных биографических данных (мультимедийная презентация), остальные делают пометки в тетрадях.

-Откройте оглавление сборников. В какой части находится повесть, которую вы читали дома?

-Давайте подробнее познакомимся со сборником. В начале есть предисловие, и з которого мы узнаем о том, кто рассказчик (Рудый Панько), о каких героях пойдет речь и т. д. И далее составленный самим писателем словарь. Когда вы читали повесть, наверняка не все слова были понятны, поэтому сегодня будем обращаться за разъяснением к этому словарю.

6. Подготовка к восприятию повести

-Показался ли вам сюжет повести «Заколдованное место»

необычным? В чем?

(Он напоминает легенды, предания, сказки.)

– Послушайте одну из легенд со схожим сюжетом и ответьте на

Учитель рассказывает народную легенду о кладе «Золотая курушка».

– О чем эта легенда? (о заговоренном кладе)

– А какие легенды о кладах знаете вы?

(возможные ответы детей – Приложение 1)

Запись в тетрадях: « «Заколдованное место».

Легко ли было понимать прочитанное? Все ли слова были понятны?

У вас на столах лежат карточки (перед уроком положить каждому) со словами. Вы знаете их значение? Давайте найдем их толкование в СЛОВАРЕ в начале сборника. (Работа по цепочке)

Вывод. – Какова же одна из особенностей языка этой повести? (много уркаинских слов, выражений, свойственных украинскому народу)

Как вы думаете, для чего? (чтобы более правдоподобно, достоверно показать героев, передать национальный колорит, эта культура близка, т. к. он сам родился в Украине, как сообщалось в начале урока).

8. Работа с иллюстрациями.

А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.

· Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)

· Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)

· А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)

· Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)

· Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)

· Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)

· Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)

· Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)

Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

Выразительное чтение учеником фрагмента повести «Третья ночь поиска клада» (от слов «Стал копать — земля мягкая. » до слов «. тогда только перевел дух»)

· Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?

· Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)

· Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?

· Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?

· Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)

· Что ему чудилось (виделось и слышалось)?

· Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)

· Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?

· Какое качество подвело его? (жадность)

· Смешно или страшно было читать этот фрагмент?

· Над кем смеется Гоголь? Почему?

10. Постановка проблемного вопроса урока. «Что в повести реальное, а что фантастическое?

Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» (своими словами с корректировкой учителя).

Реальность – то, что действительно существует не в воображении.

Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

Запись в тетрадях:

Составление таблицы «Фантастическое и реальное в повести» и заполнение ее примерами в ходе беседы.

· Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое?(Украина)

· О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)

· От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?

· А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?

· А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?

· Какие события описываются?

· О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?

Материал для сравнения

Быт и жизнь людей

Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.

Выводы: чего же больше в повести? Чему больше уделяет внимание Н. В,Гоголь? Почему? Обратите внимание на подзаголовок – «быль».

(Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)

-Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.

-Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»(Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то)

11. Подведение итогов.

– Какой же урок дает нам Гоголь?

Запись под диктовку:

«Заколдованное место» – повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

12. Рефлексия, объявление оценок

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Сегодня на уроке я понял… Мне было трудно … Мне понравилось… – Я доволен

– Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Моё настроение похоже на (выбирают карточку) : солнышко, солнышко с тучкой, тучку

13. Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода.

Ну вот, шла старушка одна из байны, и впереди ее бежит курушка, и вся такима золотыма копеечками. Она за курушкой этой вслед — и хотела ее поймать, а она от ней прочь — а она вслед. Такая золотая курушка бежит — и в черемушку. Она поглядела: потерялась в черемушке. Искала-искала, потом заходила, опеть снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась.
Потом, которы люди знают, говорят: тут клад через Черемушки попал. И так найти не могли.
Да вот я и сама ходила искать, ладила найти. золота бы и получила, дак ничего не могла найти.

Носить — не выносить

Он служил в армии. И вот один какой-то проезжающий говорит:
— Вот в таком-то месте в Олонецкой губернии Каргопольского уезда есть камечник. Там есть клад: носить — не выносить и возить — не вывозить. А место: в камечнике в этом есть камень, и в камню есть родничок. И вот в этом месте есть клад.
Дак вот никто не знает, что вот какой там есть клад: носить — не выносить и возить — не вывозить. Милицию бы туда направить, может, она бы нашла.

Вертится, а в руки не дается

Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.
Копали — он уже близко. Его бы уже взять только — а он опять загремит — да вниз. Копают глубже — опять он вниз.
Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать.

Барашек из-под пола

Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома.
В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.
— Какой барашек? — спрашивают.
— Да с-под пола, — отвечают дети.
Просят дети достать барашка. Но кто поверит?
И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылазил и играл с детьми. Золотой шарик вылазил. то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.
Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.
И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто ложил клад, сделал заклинание и что клад таким образом должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.

Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место», план (Первый вариант)

План

  1. Вступление. Читателя вводят в историю о том, как нечис­тая сила может обморочить человека.
  2. Воспоминания рассказчика о раннем детстве.
  3. Приезд чумаков (по пояснению самого Рудого Панько, это обозники, едущие в Крым за солью и рыбою).
  4. После россказней дед угощает чумаков дынями и подбива­ет внуков пуститься в пляс.
  5. Нечистая сила мешает пляске деда и заносит его в неведо­мое место.
  6. Дед думает, что он нашел клад, помечает место и находит дорогу домой.
  7. На другой день дед хочет пойти на найденное им место с кладом, но нечистая сила не пускает его.
  8. Старик повторяет свою попытку вечером и обнаруживает котел.
  9. Преодолев сопротивление нечистой силы, дед приходит до­мой, думая, что принес клад.
  10. Открывает старик котел. Посудина пуста.
  11. Дед перестает верить черту и другим запрещает.
  12. На заколдованном месте больше никогда ничего не растет.

Краткое содержание

Дьячок Фома, сидя в кругу своих друзей, соглашается рас­сказать еще одну историю с условием, что она будет последняя. Далее он начинает рассуждать о том, что если дьявольская сила захочет обморочить человека, то «ей-богу, обморочит». Вслед за этим рассказчик вспоминает историю из своего детства, когда ему было лет одиннадцать, а может, и больше.

Как-то в начале весны отец его повез в Крым на продажу та­бака, бывший тогда в цене. Трехгодовалого брата взял с собой. Дома остались мать, Фома с братом Остапом, и дед. Дед засеял баштан (бахчу) и перешел с хутора жить в курень (шалаш) возле башта­на, а детей взял с собой — распугивать сорок и воробьев. Ребя­тишки не только смотрели за дынями, арбузами и тыквами, но и кормились в огороде всем, что там росло. Приезжие частенько останавливались купить арбуз или дыню, а из окрестных деревень приносили на обмен кур, яиц, и индеек. Житье было хорошее.

Читайте также:  Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы: сочинение

А больше всего деду нравилось, что мимо каждый день про­езжали возы чумаков — до пятидесяти в день. Иной раз случа­лась встреча со старыми друзьями.

Как-то ближе к вечеру подъехали к ним знакомые чумаки. Поздоровались, распрягли волов пастись, а сами раскурили трубки и сели с дедом возле куреня. За россказнями незаметно время пролетело. После полдника дед начал всех дынями потчевать.

Пока чумаки ели, дед стал подбивать Фому и Остапа станце­вать казачка. Глядя на пляшущих внуков, дед не утерпел и тоже пошел «вывертывать ногами». Возле грядки с огурцами было глад­кое место, на котором дед плясал. Дойдя до середины, он уже хотел «выметнуть» какую-то особенную штуку, только ноги отчего-то не поднимались. Дед разогнался, дошел до середины — не берет! Что хочешь делай! Ноги как деревянные стали. Дед при­нялся ругаться: «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!»

Перед чумаками позориться деду никак не хотелось, он снова пустился в пляс. И опять, как только дошел до злополучного места, не вытанцовывается ему — и все тут!

Послал дед еще несколько ругательств в адрес сатаны. Слы­шит — сзади кто-то засмеялся. Оглянулся дед — ни баштана, ни чумаков нет, а есть только гладкое поле. Потом пригляделся: а место-то не совсем незнакомое. Вот и голубятня, что у попа в огороде, торчит за лесом, а вот и гумно волостного писаря. Ме­сяца не было: вместо него сквозь тучу мелькало белое пятно.

В стороне от дорожки, на могилке, вспыхнула свечка. «Клад!» — воскликнул дед. Немного поодаль загорелась другая. Теперь дед был точно уверен, что обнаружил клад. При нем не было ни лопаты, ни заступа, о чем старик очень пожалел, поду­мав, что сокровище может быть неглубоко спрятано. Дед решил для начала пометить это место, положив на него порядочную ветку дерева, видимо, сломанную ветром.

После этого он пошел по найденной дорожке к своему башта­ну и пришел поздно. Есть не стал и на вопрос Остапа, куда его дели черти, ничего не ответил.

На другой день, чуть стало смеркаться, дед пошел на поме­ченное место. Все приметы он вроде бы запомнил, но нечистая сила опять начала дурачить старика, кружила его и водила от гумна к голубятне. Опять дед обругал сатану последними словами. А тут еще и дождик — сначала стал накрапывать, а потом и вов­се пустился, как из ведра.

Дед задал бегуна, вернулся в курень, завернулся в тулуп и принялся приголубливать черта такими словами, которых от него никто отроду не слыхивал.

Утром дед как всегда работал на баштане, а вечером пошел копать грядку для новых тыкв. Проходя мимо заколдованного места, не удержался и ткнул в него заступом.

Глядь, а он опять на том же самом поле. Дед нашел помечен­ную могилу. Свечка на ней погасла, сверху лежал камень, зарос­ший травою. Дед подошел к этому месту, спихнул с могилы ог­ромный камень и решил понюхать табачку. Сатане это дело не понравилось, и он сам чихнул, забрызгав деду все лицо.

Дед принялся копать. Земля оказалась мягкой, и вскоре за­ступ уперся в котел. Нечистая сила, приняв самые разные звери­ные обличья, начала пугать старика, повторяя за ним на разные лады все его слова. Дед порядком струхнул, да и ночь была тем­ная, беззвездная. Над головой у себя он увидал гору, которая мог­ла вот-вот оборваться, из-за горы выглядывала какая-то мерзкая харя с огромными ноздрями и красными очами. Дед хотел бросить котел, но оглянувшись, увидел, что опять все по-прежнему. Схва­тил он котел и побежал домой. А чувствует сам, что сзади кто-то так и чешет прутьями по его ногам. Материал с сайта //iEssay.ru

Дома дожидались деда часа три. Уже с хутора принесла мать горшок горячих галушек. Стали ужинать. После ужина мать по­шла на огород найти место, чтобы вылить помои. Смотрит — по огороду бочка идет, и плеснула в нее. Оказалось, это дед. Смешно было глядеть на седую голову деда, окунутую в помои и обвешан­ную корками с арбузов и дынь.

Дед скорее потащил всех в комнату смотреть, что же там, в котле, такое. А был там сор, дрязг — стыдно сказать, что там было… Дед плюнул, кинул котел и руки вымыл.

С тех пор дед сам не верит черту и остальным запрещает это делать. А если услышит, что в каком-то месте неспокойно, тут же крестить его начинает.

А то проклятое место, где ему не вытанцовывалось, он заго­родил плетнем и велел туда кидать все непотребное, весь бурьян и сор.

А ведь что интересно: эту землю потом нанимали под баштан соседние казаки. Земля славная, и урожай на ней всегда был на диво, но на заколдованном месте никогда ничего доброго не всхо­дило. «Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает что такое!»

Заколдованное место

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорили насчет того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом.

Оно конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи. Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит! Вот извольте видеть: нас всех у отца было четверо. Я тогда был ещё дурень. Всего мне было лет одиннадцать; так нет же, не одиннадцать: я помню как теперь, когда раз побежал было на четвереньках и стал лаять по-собачьи, батько закричал на меня, покачав головою: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!» Дед был ещё тогда жив и на ноги — пусть ему легко икнётся на том свете — довольно крепок. Бывало, вздумает.

Да что ж эдак рассказывать? Один выгребает из печки целый час уголь для своей трубки, другой зачем-то побежал за комору 1 . Что, в самом деле. Добро бы поневоле, а то ведь сами же напросились. Слушать так слушать!

Батько ещё в начале весны повёз в Крым на продажу табак. Не помню только, два или три воза снарядил он. Табак был тогда в цене. С собою взял он трёхгодового брата — приучать заранее чумаковать. Нас осталось: дед, мать, я, да брат, да ещё брат. Дед засеял баштан 2 на самой дороге и перешёл жить в курень 3 ; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану. Нам это было нельзя сказать чтобы худо. Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цыбули 4 , гороху, что в животе, ей-богу, как будто петухи кричат. Ну, оно притом же и прибыльно. Проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею. Да из окрестных хуторов 5 , бывало, нанесут на обмен кур, яиц, индеек. Житьё было хорошее.

Но деду более всего любо было то, что чумаков 6 каждый день возов пятьдесят проедет. Народ, знаете, бывалый: пойдёт рассказывать — только уши развешивай! А деду это всё равно что голодному галушки 7 . Иной раз, бывало, случится встреча с старыми знакомыми, — деда всякий уже знал, — можете посудить сами, что бывает, когда соберётся старьё: тара, тара, тогда-то да тогда-то, такое-то да такое-то было. ну, и разольются! вспомянут бог знает когдашнее.

Раз, — ну вот, право, как будто теперь случилось, — солнце стало уже садиться; дед ходил по баштану и снимал с кавунов 8 листья, которыми прикрывал их днём, чтоб не попеклись на солнце.

— Смотри, Остап! — говорю я брату, — вон чумаки едут!

— Где чумаки? — сказал дед, положивши значок на большой дыне, чтобы на случай не съели хлопцы.

По дороге тянулось точно возов шесть. Впереди шёл чумак уже с сизыми усами. Не дошедши шагов — как бы вам сказать — на десять, он остановился.

— Здорово, Максим! Вот привел Бог где увидеться! Дед прищурил глаза: — А! здорово, здорово! откуда Бог несёт? И Болячка здесь? здорово, здорово, брат! Что за дьявол! да тут все: и Крутотрыщенко! и Печерыця и Ковелёк! и Стецько! здорово! А, га, га! го, го. — И пошли целоваться.

Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели все в кружок впереди куреня и закурили люльки 9 . Но куда уже тут до люлек? за россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями. Вот каждый, взявши по дыне, обчистил её чистенько ножиком (калачи все были тертые, мыкали немало, знали уже, как едят в свете; пожалуй, и за панский стол хоть сейчас готовы сесть), обчистивши хорошенько, проткнул каждый пальцем дырочку, выпил из неё кисель, стал резать по кусочкам и класть в рот.

«Заколдованное место». Дед пляшет. Худ. М. Клодт

— Что ж вы, хлопцы, — сказал дед, — рты свои разинули? танцуйте, собачьи дети! Где, Остап, твоя сопилка 10 ? А ну-ка козачка! Фома, берись в боки! ну! вот так! гей, гоп!

Я был тогда малый подвижной. Старость проклятая! теперь уже не пойду так; вместо всех выкрутасов ноги только спотыкаются. Долго глядел дед на нас, сидя с чумаками. Я замечаю, что у него ноги не постоят на месте: так, как будто их что-нибудь дёргает.

— Смотри, Фома, — сказал Остап, — если старый хрен не пойдёт танцевать!

Что ж вы думаете? не успел он сказать — не вытерпел старичина! захотелось, знаете, прихвастнуть пред чумаками.

— Вишь, чёртовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют! — сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками.

Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, хоть бы и с гетьманшею 11 . Мы посторонились, и пошёл хрен вывёртывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошёл, однако ж, до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, — не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Разогнался снова, дошёл до середины — не берёт! что хочь делай: не берёт, да и не берёт! ноги как деревянные стали! «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!»

Ну, как наделать сраму перед чумаками? Пустился снова и начал чесать дробно, мелко, любо глядеть; до середины — нет! не вытанцывается, да и полно!

— А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею! чтоб ещё маленьким издохнул, собачий сын! вот на старость наделал стыда какого.

И в самом деле сзади кто-то засмеялся. Оглянулся: ни баштану, ни чумаков, ничего; назади, впереди, по сторонам — гладкое поле. — Э! ссс. вот тебе на!

Начал прищуривать глаза — место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно 12 волостного писаря 13 . Вот куда затащила нечистая сила! Поколесивши кругом, наткнулся он на дорожку. Месяца не было; белое пятно мелькало вместо него сквозь тучу. «Быть завтра большому ветру!» — подумал дед. Глядь, в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка.

Читайте также:  Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова Собачье сердце): сочинение

— Вишь! — стал дед и руками подпёрся в боки и глядит: свечка потухла; вдали и немного подалее загорелась другая. — Клад! — закричал дед. — Я ставлю Бог знает что, если не клад! — и уже поплевал было в руки, чтобы копать, да спохватился, что нет при нём ни заступа, ни лопаты. — Эх жаль! ну, кто знает, может быть, стоит только поднять дёрн 14 , а он тут и лежит, голубчик! Нечего делать, назначить, по крайней мере, место, чтобы не позабыть после!

Вот, перетянувши сломленную, видно вихрем, порядочную ветку дерева, навалил он её на ту могилку, где горела свечка, и пошёл по дорожке. Молодой дубовый лес стал редеть; мелькнул плетень. «Ну, так! не говорил ли я, — подумал дед, —что это попова левада 15 ? Вот и плетень его! теперь и версты 16 нет до баштана».

Поздненько, однако ж, пришёл он домой и галушек не захотел есть. Разбудивши брата Остапа, спросил только, давно ли уехали чумаки, и завернулся в тулуп. И когда тот начал было спрашивать:

— А куда тебя, дед, черти дели сегодня?

— Не спрашивай, — сказал он, завертываясь ещё крепче, — не спрашивай, Остап; не то поседеешь! — И захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. Но где уж там ему спалось! Нечего сказать, хитрая была бестия, дай Боже ему Царствие Небесное! — умел отделаться всегда. Иной раз такую запоёт песню, что губы станешь кусать.

На другой день, чуть только стало смеркаться в поле, дед надел свитку 17 , подпоясался, взял под мышку заступ и лопату, надел на голову шапку, выпил кухоль 18 сировцу 19 , утёр губы полою и пошёл прямо к попову огороду. Вот минул и плетень, и низенький дубовый лес. Промеж деревьев вьётся дорожка и выходит в поле. Кажись, та самая. Вышел и на поле — место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. «Нет, это не то место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!» Поворотил назад, стал идти другою дорогою — гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне — гумно спряталось. В поле, как нарочно, стал накрапывать дождик. Побежал снова к гумну — голубятня пропала; к голубятне — гумно пропало.

— А чтоб ты, проклятый сатана, не дождал детей своих видеть!

А дождь пустился, как будто из ведра.

Вот, скинувши новые сапоги и обернувши в хустку 20 , чтобы не покоробились от дождя, задал он такого бегуна, как будто панский иноходец. Влез в курень, промокши насквозь, накрылся тулупом и принялся ворчать что-то сквозь зубы и приголубливать чёрта такими словами, каких я ещё отроду не слыхивал. Признаюсь, я бы, верно, покраснел, если бы случилось это среди дня.

На другой день проснулся, смотрю: уже дед ходит по баштану как ни в чём не бывало и прикрывает лопухом арбузы. За обедом опять старичина разговорился, стал пугать меньшего брата, что он обменяет его на кур вместо арбуза; а пообедавши, сделал сам из дерева пищик 21 и начал на нём играть; и дал нам забавляться дыню, свернувшуюся в три погибели, словно змею, которую называл он турецкою. Теперь таких дынь я нигде и не видывал. Правда, семена ему что-то издалека достались.

Ввечеру, уже повечерявши 22 , дед пошёл с заступом прокопать новую грядку для поздних тыкв. Стал проходить мимо того заколдованного места, не вытерпел, чтобы не проворчать сквозь зубы: «Проклятое место!» — взошёл на середину, где не вытанцывалось позавчера, и ударил в сердцах заступом. Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно. «Ну, хорошо, что догадался взять с собою заступ. Вон и дорожка! вон и могилка стоит! вон и ветка навалена! вон-вон горит и свечка! Как бы только не ошибиться».

Потихоньку побежал он, поднявши заступ вверх, как будто бы хотел им попотчевать кабана, затесавшегося на баштан, и остановился перед могилкою. Свечка погасла; на могиле лежал камень, заросший травою. «Этот камень нужно поднять!» — подумал дед и начал обкапывать его со всех сторон. Велик проклятый камень! вот, однако ж, упёршись крепко ногами в землю, пихнул он его с могилы. «Гу!» — пошло по долине. «Туда тебе и дорога! Теперь живее пойдёт дело».

Тут дед остановился, достал рожок 23 , насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головою его «чихи!» —чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало всё лицо.

— Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть! — проговорил дед, протирая глаза. Осмотрелся— никого нет.—Нет, не любит, видно, чёрт табаку! — продолжал он, кладя рожок в пазуху и принимаясь за заступ. — Дурень же он, а такого табаку ни деду, ни отцу его не доводилось нюхать!

Стал копать — земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звукнуло. Выкидавши землю, увидел он котёл.

— А, голубчик, вот где ты! — вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.

— А, голубчик, вот где ты! — запищал птичий нос, клюнувши котёл.

Посторонился дед и выпустил заступ.

— А, голубчик, вот где ты! — заблеяла баранья голова с верхушки дерева.

— А, голубчик, вот где ты! — заревел медведь, высунувши из-за дерева своё рыло.

Дрожь проняла деда.

— Да тут страшно слово сказать! — проворчал он про себя.

— Тут страшно слово сказать! — пискнул птичий нос.

— Страшно слово сказать! — заблеяла баранья голова.

— Слово сказать! — ревнул медведь.

— Гм. — сказал дед и сам перепугался.

— Гм! — пропищал нос.

— Гм! — проблеял баран.

— Гум! — заревел медведь.

Со страхом оборотился он: Боже ты мой, какая ночь! ни звёзд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и ещё и язык высунула и дразнит!

— Чёрт с тобою! — сказал дед, бросив котёл. — На тебе и клад твой! Экая мерзостная рожа! — и уже ударился было бежать, да огляделся и стал, увидевши, что всё было по-прежнему. — Это только пугает нечистая сила!

Принялся снова за котёл — нет, тяжёл! Что делать? Тут же не оставить! Вот, собравши все силы, ухватился он за него руками.

— Ну, разом, разом! ещё, ещё! — и вытащил! — Ух! Теперь понюхать табаку!

«Заколдованное место». Дед в лесу. Худ. М. Клодт

Достал рожок; прежде, однако ж, чем стал насыпать, осмотрелся хорошенько, нет ли кого: кажись, что нет; но вот чудится ему, что пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздулись, нос поморщился и вот так и собирается чихнуть. «Нет, не понюхаю табаку, — подумал дед, спрятавши рожок, — опять заплюёт сатана очи». Схватил скорее котёл и давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам. «Ай! ай, ай!» — покрикивал только дед, ударив во всю мочь; и как добежал до попова огорода, тогда только перевёл немного дух.

«Куда это зашёл дед?» — думали мы, дожидаясь часа три. Уже с хутора давно пришла мать и принесла горшок горячих галушек. Нет да и нет деда! Стали опять вечерять сами. После вечери вымыла мать горшок и искала глазами, куда бы вылить помои, потому что вокруг всё были гряды; как видит, идёт прямо к ней навстречу кухва 24 . На небе было-таки темненько. Верно, кто-нибудь из хлопцев, шаля, спрятался сзади и подталкивает её.

— Вот кстати, сюда вылить помои! — сказала и вылила горячие помои.

— Ай! — закричало басом.

Глядь — дед. Ну, кто его знает! Ей-богу, думали, что бочка лезет. Признаюсь, хоть оно и грешно немного, а, право, смешно показалось, когда седая голова деда вся была окутана в помои и обвешана корками с арбузов и дыней.

— Вишь, чёртова баба! — сказал дед, утирая голову полою, — как опарила! как будто свинью перед Рождеством! Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах 25 ! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принёс! — сказал дед и открыл котёл.

Что ж бы, вы думали, такое там было? ну, по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг. стыдно сказать, что такое. Плюнул дед, кинул котёл и руки после того вымыл.

И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо чёрту.

— И не думайте! — говорил он часто нам, — всё, что ни скажет враг Господа Христа, всё солжёт, собачий сын! У него правды и на копейку нет!

И, бывало, чуть только услышит старик, что в ином месте неспокойно:

— А ну-те, ребята, давайте крестить! — закричит к нам. — Так его! так его! хорошенько! — и начнёт класть кресты. А то проклятое место, где не вытанцывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана.

Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хороню эту землю: после того нанимали её у батька под баштан соседние козаки. Земля славная! и урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец. чёрт знает что такое!

1 Комора — амбар. (Из словаря Гоголя.)
2 Баштан — место, засеянное арбузами и дынями. (Из словаря Гоголя.)
3 Курень — соломенный шалаш. (Из словаря Гоголя.)
4 Цыбуля — лук. (Из словаря Гоголя.)
5 Хутор — небольшая деревня. (Из словаря Гоголя.)
6 Чумаки — обозники, едущие в Крым за солью и рыбой. (Из словаря Гоголя.)
7 Галушки — клёцки. (Из словаря Гоголя.)
8 Кавун — арбуз.
9 Люлька — трубка. (Из словаря Гоголя.)
10 Сопилка — род флейты. (Из словаря Гоголя.)
11 Гетьман (гетман) — в старину начальник казачьего войска и правитель Украины.
12 Гумно — специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба.
13 Волостной писарь — писарь волостного правления, ведавшего полицейскими и административными делами.
14 Дёрн — верхний слой почвы.
15 Левада — усадьба. (Из словаря Гоголя.)
16 Верста — мера длины, равная 1,06 км.
17 Свитка — род полукафтанья. (Из словаря Гоголя.)
18 Кухоль — глиняная кружка. (Из словаря Гоголя.)
19 Сировец — хлебный квас. (Из словаря Гоголя.)
20 Хустка — платок. (Из словаря Гоголя.)
21 Пищик — пищалка, дудка, небольшая свирель. (Из словаря Гоголя.)
22 Вечерять — ужинать.
23 Рожок — воловий рог, пустой внутри, заменявший табакерку.
24 Кухва — род кадки, похожей на опрокинутую дном кверху бочку. (Из словаря Гоголя.)
25 Жупан — старинная верхняя одежда.

Ссылка на основную публикацию
×
×